Научная статья на тему 'Частноправовое регулирование Пенсионного фонда РФ и его реорганизация в публично-правовую компанию'

Частноправовое регулирование Пенсионного фонда РФ и его реорганизация в публично-правовую компанию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ / ЧАСТНОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Обухов Андрей Алексеевич

Задача: исследование реформирования правового статуса Пенсионного фонда РФ и его реорганизация в публично-правовую компанию. Модель: методологическую основу исследования составляют совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает сравнительно-правовой метод, диалектико-материалистический метод и метод системного анализа. Выводы: преобразование Пенсионного фонда РФ в публично-правовую компанию существенно повлияет на систему пенсионного страхования в РФ. Так Пенсионный фонд РФ получит больше свободы в процессе накопления и преувеличения денежных фондов, более открытый и сбалансированный процесс принятия решений в связи с преобразованием органов управления, который, как предполагается, будет состоять из представителей государства, профсоюзов и работодателей. Таким образом, преобразование Пенсионного фонда РФ в публично-правовую компанию существенно повлияет на текущую систему пенсионного страхования в сторону либерализации и демократизации пенсионной системы РФ. Социальные последствия: настоящее исследование может существенно повлиять на дальнейшее развитие Пенсионного фонда РФ и пенсионной системы в целом. Оригинальность / ценность: настоящее исследование может быть использовано при разработке законопроекта о возможной реорганизации Пенсионного фонда РФ в публично-правовую компанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Private-law regulation of the Pension Fund of the Russian Federation and its reorganization into a public-law company

Objective: to study the reform of the legal status of the Pension Fund of the Russian Federation and its reorganization into a public-law company. Model: the methodological basis of the study is a set of methods of scientific knowledge, among which the leading place is occupied by the comparative legal method, the dialectical-materialistic method and the method of system analysis. Conclusions: transformation of the Pension Fund of the Russian Federation into a public-law company will significantly affect the pension insurance system in the Russian Federation. Thus, the RF Pension Fund will receive more freedom in the process of accumulation and exaggeration of monetary funds, a more open and balanced decision-making process in connection with the transformation of government bodies, which is supposed to consist of representatives of the state, trade unions and employers. Thus, the transformation of the Pension Fund of the Russian Federation into a public law company will significantly affect the current system of pension insurance towards liberalization and democratization of the Russian pension system. Social consequences: this study can significantly affect the further development of the RF Pension Fund and the pension system as a whole. Originality / Value: this study can be used to draft a bill on the possible reorganization of the RF Pension Fund into a public law company.

Текст научной работы на тему «Частноправовое регулирование Пенсионного фонда РФ и его реорганизация в публично-правовую компанию»

Обухов А. А.

ЧАСТНОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ И ЕГО РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ПУБЛИЧНО-ПРАВОВУЮ КОМПАНИЮ

4.7. ЧАСТНОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ И ЕГО РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ПУБЛИЧНО-ПРАВОВУЮ КОМПАНИЮ

Обухов Андрей Алексеевич, юрисконсульт, аспирант Место работы: ООО «Пи Джи Эс»

Место учебы: Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

[email protected]

Аннотация

Задача: исследование реформирования правового статуса Пенсионного фонда РФ и его реорганизация в публично-правовую компанию.

Модель: методологическую основу исследования составляют совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает сравнительно-правовой метод, диалектико-материалистический метод и метод системного анализа.

Выводы: преобразование Пенсионного фонда РФ в публично-правовую компанию существенно повлияет на систему пенсионного страхования в РФ. Так Пенсионный фонд РФ получит больше свободы в процессе накопления и преувеличения денежных фондов, более открытый и сбалансированный процесс принятия решений в связи с преобразованием органов управления, который, как предполагается, будет состоять из представителей государства, профсоюзов и работодателей. Таким образом, преобразование Пенсионного фонда РФ в публично-правовую компанию существенно повлияет на текущую систему пенсионного страхования в сторону либерализации и демократизации пенсионной системы РФ.

Социальные последствия: настоящее исследование может существенно повлиять на дальнейшее развитие Пенсионного фонда РФ и пенсионной системы в целом.

Оригинальность / ценность: настоящее исследование может быть использовано при разработке законопроекта о возможной реорганизации Пенсионного фонда РФ в публично-правовую компанию.

Ключевые слова: пенсионный фонд РФ, публично-правовая компания, частноправовое регулирование, реорганизация.

PRIVATE-LAW REGULATION OF THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS REORGANIZATION INTO A PUBLIC-LAW COMPANY

Obukhov Andrey A., lawyer, postgraduate Place employment: «PJS» LLC

Study place: Moscow University for Industry and Finance «Synergy»

[email protected]

Abstract

Objective: to study the reform of the legal status of the Pension Fund of the Russian Federation and its reorganization into a public-law company.

Model: the methodological basis of the study is a set of methods of scientific knowledge, among which the leading place is occupied by the comparative legal method, the dialectical-materialistic method and the method of system analysis.

Conclusions: transformation of the Pension Fund of the Russian Federation into a public-law company will significantly affect the pension insurance system in the Russian Federation. Thus, the RF Pension Fund will receive more freedom in the process of accumulation and exaggeration of monetary funds, a more open and balanced decision-making process in connection with the transformation of government bodies, which is supposed to consist of representatives of the state, trade unions and employers. Thus, the transformation of the Pension Fund of the Russian Federation into a public law company will significantly affect the current system of pension insurance towards liberalization and democratization of the Russian pension system.

Social consequences: this study can significantly affect the further development of the RF Pension Fund and the pension system as a whole.

Originality / Value: this study can be used to draft a bill on the possible reorganization of the RF Pension Fund into a public law company.

Keywords: pension fund of the Russian Federation, public-law company, private-law regulation, reorganization.

В 2018 году Правительство РФ планирует обсудить преобразование Пенсионного фонда в публично-правовую компанию - с возможностью инвестировать свободные деньги и копить резервы. Необходимо рассмотреть влияние такого изменения на пенсионную систему РФ и пенсионные накопления граждан.

В настоящее время в Правительстве РФ обсуждают возможность преобразования Пенсионного фонда России (Далее - ПФР) в публично-правовую компанию, на первом этапе предлагается создать орган управления ПФР на трехсторонней основе - с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей.

Социально-политические науки

1'2018

Новый правовой статус позволил бы ПФР стать менее зависимым от бюджетной системы РФ, дал бы возможность наращивать резервы и размещать их в активах компаний для получения дополнительной прибыли.

Против большей самостоятельности Пенсионного фонда РФ в Правительстве РФ выступает финансово-экономический блок.

Рассматривая вопрос о реорганизации ПФР в публично-правовую компанию, прежде всего, необходимо определить статус публично-правовой компании.

Данное понятие было введено Федеральным законом от 03.07.2016 №236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской (Далее - Закон о ППК)». Закон о ППК, подписанный Президентом РФ в июле 2016 года, определяет единые правила создания и деятельности госкорпораций и госкомпаний. Согласно указанному закону Публично-правовая компания определяется как унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества. [2, ч.1, ст. 2]

Необходимость в указанном законе была вызвана ростом числа госкомпаний, при создании которых под каждую из них был написан отдельный федеральный закон, в связи с чем, появилась потребность в унификации требований, предъявляемых к госкомпаниям. Законодатель планировал реорганизовать все госкорпорации и госкомпании в публично-правовые компании, за исключением Внешэкономбанка, Агентства по страхованию вкладов, «Ростеха», «Росатома» и «Рос-космоса» [2, ч.4, ст. 2]

Преимуществом публично-правовой компании является право инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. Публично-правовые компании могут выполнять более широкой спектр задач, нежели госкорпорации или госкомпании, которым присуще часто ненадлежащее правовое регулирование деятельности.

Публично-правовые компании вправе приобретать активы, открывать банковские счета и заключать договоры банковского счета/вклада, создавать коммерческие и некоммерческие организации. Такая компания может формировать свой резервный фонд. В законе также прописана возможность осуществления напрямую президентом России различных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

Основным вопросом в процессе реформирования ПФР является то, насколько будет жизнеспособна такая трехсторонняя система (государство, представители профсоюзов и работодатели).

Основная особенность нашей страны заключается в том, что в отличие от других стран у нас достаточно слабые профсоюзы, поэтому стоит вопрос в том, насколько эффективно профсоюзы смогут отстаивать права работников.

С другой стороны, влияние работодателей может заключаться в том, что они, например, могут говорить о снижении нагрузки на бизнес, снижении взносов, а работники, напротив, должны быть заинтересованы в том, чтобы интенсивнее увеличивался их пенсионный капитал.

Рассматривая правовой статус Пенсионного фонда РФ необходимо отметить Положение о Пенсионном

фонде РФ, утвержденное Постановлением Верховного совета РФ от 27 декабря 1991года №2122-1.

В нем ПФР был определен самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор и аккумуляция страховых взносов, контроль над поступлением и расходованием средств). [6]

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 года установил, что ПФР является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил его организационно-правовую форму как госучреждение. [3] Позднее, в 2009 году, закон о страховых взносах во внебюджетные фонды наделил Пенсионный фонд функциями по контролю и надзору за уплатой социальных взносов. Впоследствии было принято 18 регламентов по предоставлению ПФР государственных услуг. [4]

В настоящее время у Пенсионного фонда нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма. Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесен в правительство в марте 2014 года, как следует из плана-графика реализации стратегии развития пенсионной системы. [5]

В настоящее время Пенсионный фонд РФ является государственным внебюджетным целевым фондом денежных средств, образуемых вне федерального бюджета, управляемый органами государственной власти РФ и предназначенные для осуществления пенсионного обеспечения граждан РФ.

При реорганизации ПФР в публично-правовую компанию правовое положение Пенсионного фонда РФ, порядок его создания, деятельности, реорганизации и ликвидации будет регламентироваться Законом о ППК и Гражданским кодексом РФ (Далее - ГК РФ) [1]

В соответствии с положениями п. 3 ст. 50 ГК РФ, Пенсионный фонд РФ будет иметь правовой статус некоммерческой организации, при этом будет иметь организационно-правовую форму унитарного юридического лица (ст. 65.1 ГК РФ). Рассматривая вопрос об имущественных правах Пенсионного фонда РФ, необходимо отметить, что закон о ППК предусматривает несколько вариантов формирования имущественного комплекса публично-правовой компании:

Во-первых, имущество может поступить в виде имущественного взноса от учредителя компании - Российской Федерации;

Во-вторых, имущество может перейти в порядке правопреемства в результате преобразования юридического лица в публично-правовую компанию.

В процессе реорганизации Пенсионного фонда РФ, законодателю необходимо будет рассмотреть, в частности, вопросы правовой регламентации частноправового регулирования правоотношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан, поскольку в настоящее время они регулируются финансово-правовыми нормами.

Предоставление Пенсионному фонду статуса публично-правовой компании позволит ему начать формировать и накапливать резервы. Пенсионный фонд приобретет большие возможности действовать независимо от государства. При реорганизации ПФР фонд становится более независимым, имеет право размещать свои резервы, наращивать их. Везде в мире одним из источни-

Обухов А. А.

ЧАСТНОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ И ЕГО РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ПУБЛИЧНО-ПРАВОВУЮ КОМПАНИЮ

ков преодоления демографических волн, экономических кризисов является формирование резервов и размещение их в активах компаний, в том числе зарубежных, чтобы получать дополнительную прибыль.

Главным противником предоставления ПФР статуса публично-правовой компании будет выступать Министерство финансов РФ, поскольку придание Пенсионному фонду РФ такого юридического статуса означает, что правительству нельзя будет использовать средства фонда на нецелевые задачи, нельзя будет изымать резервы. Таким образом, Министерство финансов РФ потеряет один из источников стабилизации бюджета РФ.

Подводя итоги необходимо отметить в первую очередь положительные результаты такого преобразования Пенсионного фонда РФ:

Во-первых, Пенсионный фонд РФ получит дополнительные финансовые инструменты для накопления и преувеличения пенсионного капитала, что позитивно отобразится на всей пенсионной системы;

Во-вторых, указанное изменение станет хорошим фундаментом для дальнейшего фундаментального реформирования пенсионной системы, чтобы сделать ее более открытой и более эффективной;

В-третьих, Пенсионный фонд РФ станет более самостоятельным в вопросах определения стратегии развития и улучшения обязательного пенсионного страхования, в том числе и добровольного пенсионного страхования;

В-четвертых, Пенсионный фонд РФ будет иметь правовой статус унитарной некоммерческой организации, что фактически усилит частноправовое регулирование деятельности ПФР и существенно повлияет на действующую систему пенсионного страхования;

В-пятых, учитывая правовой статус унитарной некоммерческой организации, Пенсионный фонд РФ существенно повлияет на вопрос о необходимости и целесообразности негосударственных пенсионных фондов, так как будет иметь больше финансовой свободы и методов накопления и преувеличения денежных средств фонда, тем самым значительно увеличивая пенсионные накопления граждан РФ;

В-шестых, реорганизация Пенсионного фонда РФ так же потребует существенного изменения действующего законодательства об обязательном пенсионном обеспечении граждан и фактически станет началом глобальной реформы пенсионного страхования в России.

Негативными результатами такого преобразования, несомненно, будет частичный вывод Пенсионного фонда РФ из-под контроля Правительства РФ, в частности финансовой свободы и методов накопления и преувеличения денежных средств фонда. Так Правительство РФ потеряет один из финансовых инструментов, к которому прибегает для закрытия «бюджетных дыр» в рамках бюджетного процесса. Более того, по мнению автора, одним из негативных последствий станет смена руководства фонда, поскольку в рамках реорганизации ПФР изменению будет подлежать и управляющий орган фонда, в который должны войти не только представители государства, но и представители профсоюзов и работодателей, что существенно будет влиять на принятие ключевых решений в развитии и функционировании фонда.

Таким образом, преобразование Пенсионного фонда РФ в публично-правовую компанию существенно повлияет на текущую систему пенсионного страхования в сторону либерализации и демократизации пенсион-

ной системы РФ.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,44%.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.

2. Федеральный закон от 03.07.2016 №236-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской // "Российская газета», №146, 06.07.2016.

3. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // «Российская газета», №247, 20.12.2001.

4. Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // «Российская газета», №137, 28.07.2009. (утратил силу с 01.01.2017г.)

5. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 №2524-р (ред. от 06.12.2017) «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, №53 (ч. 2), ст. 8029.

6. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 №2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 30.01.1992, №5, ст. 180.

7. Кузин А. А., (2014), Проблема собственности пенсионных страховых взносов. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 1: 210-214.

8. Соколов Р. А., (2014), Необходимость реорганизации пенсионного фонда Российской Федерации на основе разграничения его функций. Пробелы в российском законодательстве, 3: 237-240.

9. Сосков В. В., (2013), Формирование эффективных моделей взаимодействия управляющих компаний с участниками пенсионной системы. Социально-политические науки, 3: 75-79.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Обухова Андрея Алексеевича Частноправовое регулирование Пенсионного фонда РФ и его реорганизация в публично-правовую компанию.

Статья аспиранта МФПУ «Синергия» Обухова Андрея Алексеевича по теме «Частноправовое регулирование Пенсионного фонда РФ и его реорганизация в публично-правовую компанию» объёмом 8 страниц, включает в себя название статьи, аннотацию, ключевые слова, информацию об авторе, задачу и модель статьи, а также выводы, представленные на русском и английском языках. Статья также включает, рамки исследования и возможность последующего использования результатов исследования, практическую значимость и социальные последствия проведенного исследования, а также оригинальность и ценность, и библиографический список.

В рамках статьи проведено исследование законодательства Российской Федерации в области частноправового регулирования Пенсионного фонда РФ в процессе его реорганизации в публично-правовую компанию, выявлены существенные изменения частноправового правового регулирования деятельности Пенсионного фонда РФ и его правового статуса в связи с указанной реорганизацией.

Автором, на основании действующего законодательства определены основы частноправового регулирования Пенсионного фонда РФ как публично-правовой компании и дальнейшие перспективы развития законодательства в области частноправового регулирования ПФР.

Работа, проделанная автором при написании данной статьи, может быть направлена для дальнейшего исследования и поиска решения проблем реорганизации Пенсионного фонда РФ в публично-правовую компанию.

Качество оформления: в целом, статья соответствует требованиям для опубликования в научном журнале.

Заключение: статья Обухова Андрея Алексеевича на тему «Частноправовое регулирование Пенсионного фонда РФ и его реорганизация в публично-правовую компанию» может быть рекомендована к публикации.

Доцент кафедры административного

и финансового права МФПУ «Синергия»,

кандидат юридических наук, доцент

Клейменова М. О.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.