ЧАСТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ1
Г.А. КЛЮЧАРЕВ,
доктор философских наук, профессор, заведующий отделом социально-экономических исследований,
Институт социологии РАН, e-mail: [email protected]
Высшее профессиональное образование в условиях демографического спада оказалось в непростой ситуации, а его частный сектор остается без права на государственную поддержку. В этой ситуации наилучшие шансы имеют «инновационные возмутители» — те частные вузы и университеты, которые осваивают новые, во многом нетрадиционные для классических университетов области образовательных услуг. К этому следует добавить благоприятный политический климат для такой инновационной деятельности в контексте Болонского процесса.
Цель настоящей статьи — анализ некоторых особенностей и перспектив в сфере современного частного высшего профессионального образования2. Материал сгруппирован по следующим разделам: «Преподаватели и научная деятельность», «Конкуренция и новые формы услуг», «Образовательные неравенства и трудоустройство выпускников».
Ключевые слова: частное образование; негосударственные вузы; университеты.
University education, i.e. high professional training for youth, has been greatly affected by the recent demographic gap in Russia. The 'battle' for students is going to be win by state owned universities soon if only private universities manage to explore new domains of activity. Based on the recent expert interviews with top-management of a number provincial private universities, the article offers possible ways of private universities extension towards the education market.
Keywords: private education; private colleges; universities.
Коды классификатора JEL: I22, I23, I28.
ОБщая характеристика
Частное (негосударственное) высшее профессиональное образование — явление новое для современной России — берет начало с 1990-х годов. Оно быстро получило значительное распространение: к середине 2000-х годов количество студентов в государственных и негосударственных вузах сравнялось. Некоторые эксперты стали говорить о всеобщем высшем образовании в стране для молодежи, имея в виду, что почти все выпускники средней школы, кто имел желание поступить в вуз, оказывались зачисленными на первый курс.
Однако ситуация начала резко изменяться к 2008-2010 гг. По состоянию на сентябрь 2009 года, когда в «демографическом провале» оказалась когорта 17-19-летних, больше половины негосударственных вузов имели недобор около 50% расчетного (нормативного) контингента студентов. Нетрудно догадаться, что дальнейшая «убыль» общей численности студентов в стране пошла преиму-
1 При поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 10-03-00247а «Непрерывное образование, человеческий капитал и социально-экономические неравенства в условиях трансформаций».
2 В данной статье использованы преимущественно качественные результаты, полученные в ходе экспертного опроса. Некоторые количественные данные, посвященные данному вопросу, приводятся в [5].
© Г.А. Ключарев, 2011
TERRA ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 1
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 1
щественно за счет негосударственного сектора. В настоящее время в России около 3,5 тысячи вузов, из них 1,4 тысячи (включая филиалы) негосударственные. В них обучается около 1400 тысяч чел. По прогнозам Рособрнадзора частный сектор российского высшего профессионального образования может сократить в ближайшие год-два до 70% своих учебных заведений (13 апреля 2010).
Данное обстоятельство привело к обострению конкурентной борьбы за студентов частного и государственного секторов. В пылу рекрутинговых кампаний начали слышаться (отчасти справедливые) упреки в низком качестве предоставляемых услуг в частных университетах, проблемах с трудоустройством выпускников по получаемым специальностям, непрозрачности содержания учебного процесса и отхода от государственных стандартов [1]. В ход пошел государственный разрешительный механизм регулирования численности учебных заведений и планов набора студентов, перечня основных учебных специальностей, выдача (или, соответственно, невыдача) лицензии на право ведения образовательной деятельности, свидетельства о государственной регистрации [2].
Между тем, Россия — одна из немногих стран, в которых существует государственный документ об образовании. Среди большинства других стран распространилась практика, когда вузы местного подчинения выдают муниципальные дипломы. А остальные — негосударственные и частные — имеют свой собственный документ, за который несут полную ответственность и который, иногда, котируется выше любого диплома государственного образца, как например, происходит с дипломами Гарварда, Стэнфорда, Йелля, Кембриджа.
Тем не менее, было бы неправильно драматизировать сложившуюся ситуацию с будущим частного образования. В российских условиях объемного рынка образовательных услуг процессы системных трансформаций и, ожидаемого, частичного сокращения учебных заведений не так болезненны, как в малых странах. При этом положительным моментом видится то, что произойдет определенный естественный отбор наиболее сильных, перспективных вузов. «Выживут» и твердо встанут на ноги «инновационные возмутители» — те учебные заведения, которые сумеют освоить новые, во многом нетрадиционные для классических университетов области образовательных услуг. Благо, политический климат, определяемый Болонским процессом, способствует таким инновациям.
Гипотеза и метод исследования
В основе настоящей статьи лежат результаты серии экспертных интервью, целью которых стало выяснение особенностей современных российских частных университетов, их конкуренция с государственными вузами, готовность к поиску и освоению новых ниш и форм работы. По гипотезе, инновационный характер ожидаемых и возможных преобразований в деятельности частных университетов состоял в следующем:
■ Во-первых, в расширении спектра образовательных услуг и увеличения числа специальностей, в том числе (пока) нелицензированных.
■ Во-вторых, в организации учебного процесса для новых возрастных групп, а в идеале, на-
лаживание работы с учащимися любых возрастов.
■ В-третьих, включение в целевые аудитории более широкого в социальном плане состава учащихся, начиная с незащищенных групп населения и заканчивая региональными политическими и экономическими элитами.
Наконец, в-четвертых, в постепенном стирании границ между высшим и средним уровнями профессионального образования и сокращении сроков обучения.
В ходе исследования методом личного неформализованного интервью опрошены эксперты — руководители и преподаватели достаточно успешных с коммерческой точки зрения лицензированных и аккредитованных частных университетов, имеющих хорошую перспективу «выживаемости» и дальнейшего развития. Среди опрошенных ректоры — 8 чел., деканы / руководители учебных программ — 10 чел., преподаватели — 17 чел. Каждый из респондентов не менее пяти лет работает в данном вузе. В их числе — три доктора наук, двенадцать имеют ученую степень кандидата наук. Более половины располагают богатым практическим опытом работы по специальности, которую преподают в вузе. Среди опрошенных два (действующих) члена Союза журналистов России, заслуженный работник культуры РФ, руководитель (в недавнем прошлом) пресс-службы политического деятеля федерального уровня, консультант (в настоящем) известного РЯ-агентства,
региональный политтехнолог «с опытом и связями», автор популярного пособия по русскому языку для иностранцев, мастер спорта по альпинизму.
Кроме этого, опрашивались представители региональных служб занятости (6 человек).
Исследование проводилось в январе — мае 2010 г. в Москве, Курске, Ярославле, Орле, Костроме, Йошкар-Оле (Республика Марий Эл).
В качестве дополнительного метода использовался контент-анализ масс-медиа по данной проблематике, а также материалы совместного заседания Ассоциации негосударственных вузов и Экспертного совета Комитета по образованию Госдумы РФ [9].
Преподаватели и научная деятельность
Первые впечатления от преподавателей частного вуза положительные — как правило, это люди уверенные в себе, открытые к общению, настроенные на волну собеседника. Мы не нашли подтверждений расхожего мнения, что в негосударственных вузах «работают преимущественно либо те, кто моложе 30, либо старше 60». Возможно подразделения, которые работают с персоналом, располагают какой-то статистикой на этот счет, но, как известно, календарный возраст (который исчисляется по паспорту) далеко не всегда соответствует мироощущениям и поведению человека. Преподаватели — народ особый, ежедневное общение с позитивно настроенной и заряженной оптимизмом молодежью не проходит бесследно. Как выяснилось, в понятие профессионализма преподавателя негосударственного вуза входят не только владение специальными знаниями, но умение наиболее оптимально, эффективно организовать учебный процесс, внести элементы непринужденности, игры, сделать так, чтобы студент проявил заинтересованность в учебе:
«Я своих студентов в хорошую погоду вывожу на берег реки, и после практического занятия мы едим прихваченные из дома бутерброды и играем в волейбол» (К., преподаватель)
«На выходные и в период каникул мы поощряем совместные поездки, походы, праздники на открытом воздухе. В развивающем плане у нас проводятся КВНы, конкурсы на звание «мисс университета». В фойе вы видели — стоят шахматы, теннисные столы и, главное, удалось подключить Интернет через Wi-Fi по всему зданию и во дворе университета. На дискотеке, которая проходит почти каждую субботу, мы просим ди-джеев проводить викторины, конкурсы вопросов и ответов с призами» (Б., декан).
В зависимости от конкретного учебного заведения обучение может быть формальным с обязательным периодическим контролем и соответствующей сертификацией, а может проходить неформально в свободной форме на усмотрение преподавателя — без жесткой регламентации содержания занятий. Сочетание формального и неформального обучения позволяет наиболее гибко и эффективно привести учебный процесс в соответствие с ситуацией на рынке труда, наиболее полно ответить на запросы учащихся. При этом постепенно формируется новый тип преподавателя частного университета — это уже не ментор и даже не строгий лектор, который однажды взошел на недосягаемую для учащихся высоту кафедры. Теперь это — скорее, лидер, наставник, инструктор, модератор — ведущий или фа-силитатор (от англ. facilitate — ускорять, способствовать), который сам располагает достаточным объемом профессиональных знаний и опытом и который направляет процесс освоения жизненно важных компетентностей с максимально возможным учетом возраста каждого учащегося, его личного и социального опыта, особенностей биографии.
По сути это компетентностный подход, реализуемый в данном случае в отношении преподавателей — обеспечить учебный процесс так, чтобы в результате учащиеся могли успешно решать возникающие перед ними профессиональные задачи. Поэтому администрация лояльно относится к отсутствию у некоторых преподавателей профильного диплома:
«Ничего странного в том, что специальность «Экономика и финансы» у нас преподает женщина-физик по базовому образованию. Правда, к моменту поступления к нам у нее был опыт работы в финансовом учреждении. Мы оплатили ей трехмесячные курсы повышения квалификации и на основании полученного сертификата аттестовали как штатного преподавателя» (С., декан).
TERRA ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 1
ТЕША ЕСОІХІОМІСІІБ ^ 2011 Том 9 № 1
Такие меры, действительно оправданы. В частных вузах преподаватели получают зарплату в среднем на 20% выше, чем в государственных: среднее значение месячной зарплаты в провинциальном частном вузе составляет 11,8 тыс. рублей в месяц против 9,2 тысяч в государственном. Понятно, что эти значения могут варьироваться. В Москве они оказались в 1,5-1,7 раза выше.
Отдельно стоит вопрос о занятиях преподавателей научной деятельностью. Принято считать, что в частных вузах с наукой дела обстоят не лучшим образом. Действительно, опрошенные эксперты признали, что в среднем число «остепененных» преподавателей здесь почти в два раза меньше, чем в государственных вузах. Причем, как правило, лишь один из двоих преподавателей имеет степень кандидата наук. Ректоры и руководители высшего звена (проректоры, деканы), как правило, со степенями и званиями, но на серьезную научную работу времени не имеют, скорее, они — успешные менеджеры или состоявшиеся предприниматели. В негосударственных вузах очень редко имеются свои диссертационные советы, поэтому преподаватели-соискатели при защите диссертаций «на стороне» вынуждены нести немалые (от 15 до 30 тысяч рублей) расходы. В этом, возможно, состоит причина низкой привлекательности данного сегмента высшей школы для талантливых (в научном плане) студентов и молодых преподавателей. Некоторым «утешением» может являться то, что и в государственных вузах (даже при наличии возможностей и перспектив) наукой занимаются не более 20% преподавателей [8].
Таким образом, с одной стороны, следует признать, что возможности научного роста в негосударственном учреждении, действительно, ограничены. В то же время, для подавляющего большинства частных учреждений основной задачей является подготовка учащихся к трудовой, а не научной деятельности, причем научная квалификация преподавательского состава сама по себе не гарантирует необходимого качества образования. Там, где для этого есть возможности и соответствующая материальная база (как это имеет место в РосНОУ3, например), ведутся масштабные исследования, научная продукция востребована и приносит прибыль. Однако, по единодушному мнению экспертов, активная прикладная научная деятельность не должна считаться основным индикатором эффективности частного образовательного учреждения:
«Пусть наукой занимаются крупные государственные университеты, которые имеют для этого интерес и возможности. А частный университет готовит кадры для практической деятельности в соответствии с конъюнктурой рынка труда. Кто-то считает, что при такой постановке вопроса мы превращаем университет в техникум. Я с этим совершенно не согласна. Просто мы ориентируемся на потребности реальной, сегодняшней жизни и хотим, чтобы наши выпускники нормально в ней устроились» (З., ректор).
Тем не менее, руководство вузов старается поддерживать научную квалификацию преподавателей на уровне. Для этого широко привлекаются специалисты высшей квалификации (особенно, профессора и доктора наук) на условиях трудового договора, в качестве совместителей или почасовиков. В случае почасовой оплаты, профессор, доктор наук может рассчитывать на ставку до 1000 руб./час., что для провинции немало. Известны случаи, когда доктора наук приезжают 3-4 раза в месяц на один день в другой город за 100-200 км от своего основного места работы, для того чтобы «отметиться» и провести 1-2 занятия. Понять администрацию в этом случае можно — участие таких специалистов не только поднимает планку учебного процесса, но и необходимо для успешного лицензирования и государственной аккредитации вуза.
Конкуренция и новые формы услуг
О качестве преподавания в государственном и частном секторах высшей профессиональной школы и, соотвественно, методиках его оценки нет единого мнения. На это указывают противоречивые данные нескольких отечественных рейтинговых агентств, с которыми довелось сотрудничать. При этом, негосударственные вузы находятся в неравных условиях с государственными. При сопоставимой себестоимости обучения, государственные вузы получают бюджетное финансирование, которое на 50-70% обеспечивает потребности учебного процесса. Остальное «добирается» за счет оказания платных образовательных услуг (включая второе высшее образование), веде-
3 Российский новый университет (РосНОУ) — один из крупнейших и наиболее успешных негосударственных вузов страны, численность студентов свыше 30 тыс.чел., основан в 1991 г.
ния прикладных и хозрасчетных разработок (НИР и НИОКР), сдачи площадей в аренду. Наиболее «сильный» ход некоторых ректоров — это открытие коммерческого института, который на правах субаренды ведет деятельность в стенах учредившего его государственного учебного заведения:
«Нам приходится проявить большую гибкость, чем нашим коллегам из государственной системы образования, потому что для нас вопрос выживания стоит несравненно острее, чем для них. Давно ведутся разговоры о формировании здоровой конкурентной среды между частными и государственными вузами. Но для этого надо создать равные стартовые условия. А это пока присутствует только на декларативном уровне. К примеру, мы платим все налоги как любой субъект бизнеса. В бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды уходит примерно треть общих доходов. Государственные вузы тоже платят налоги, но им эти суммы возвращаются из федерального кармана в полном объеме. Получается, что негосударственный сектор вносит свою лепту в развитие государственных учреждений высшего профессионального образования, т. е. своих конкурентов» (О., ректор).
Разумным видится предложение одного из экспертов о том, что вузы надо делить не на государственные и негосударственные, а на сильные и слабые, как это делается за рубежом. Ведь не секрет, что даже в ведущих московских вузах есть слабые факультеты. Тем не менее, в развернувшейся конкурентной борьбе частные университеты вынуждены, опережая других, активно изменять свою внутреннюю структуру, осваивать новые принципы работы с персоналом:
«Мы пониманием, что студентов будет меньше, это неизбежно. Стало быть, необходимо диверсифицировать направления частного образования: второе высшее, магистратура, аспирантура, кратко- и среднесрочные курсы переподготовки повышения квалификации для различных категорий специалистов...» (Н.,ректор).
Нам удалось выяснить основные направления таких преобразований.
Во-первых, происходит отказ от традиционной структуры классического университета. Сложная иерархическая система институтов, факультетов, кафедр упрощается в соответствии с количеством студентов и задачами обучения. Появляется новая фигура — руководитель учебной программы, в задачу которого входит полное обеспечение учебного процесса с начала и до конца по конкретной специальности или дисциплине, включая подбор абитуриентов и трудоустройство выпускников. Основной структурной единицей становится кафедра. Именно на этом уровне появляются нетиповые учебные планы, которые легко, с необходимой периодичностью преобразуются в соответствии с внешним запросом.
Во-вторых, в качестве преподавателей предпочтение отдается специалистам, имеющим значительный практический опыт по данной специальности. Наличие ученой степени или звания, при этом, желательно, но необязательно. Приветствуется мобильность штатных преподавателей, они работают на контрактно-договорной основе, образуют команды тренеров, которые могут выезжают на места (филиалы) на срок от 2 до 7 дней.
В-третьих, активно привлекаются менеджеры, имеющие опыт работы с молодежью, владеющие современными РЯ и 1Т-технологиями, а также готовые к оказанию образовательных, информационных и просветительских услуг населению.
Особая политика проводится в отношении филиалов. Так, в 2008 г. на каждые 10 негосударственных вузов приходилось 12 филиалов. Это отражает тенденцию к созданию небольших учебных площадок, местоположение которых определяется максимальной близостью к потребителю. Если университет расположен в областном городе, то, как правило, в двух — трех наиболее крупных районных центрах он открывает филиалы. С другой стороны, когда возникают объективные трудности с лицензированием и аккредитацией многие небольшие университеты переходят в статус филиала более крупных. Для малых вузов — это может быть единственным способом выживания и сохранения освоенной ниши на региональном рынке образовательных услуг. Для более крупного вуза, который принимает «под крыло» небольшого провинциального коллегу — это неплохой способ увеличить свои активы как материальные, так и интеллектуальные:
«В этом году нам пришлось войти в состав Петербургского университета в качестве филиала, хотя до этого более пяти лет успешно работали как самостоятельный вуз. Да, с одной
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 1
ТЕ1ЭДА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 1
стороны, мы потеряли самостоятельность, но теперь проблемы с лицензированием, аккредитацией нас касаются в меньшей степени. Мы теперь можем сосредоточиться на качестве учебного процесса. Да и обмен преподавателями очень полезная вещь. Приезжает из Петербурга преподаватель на 1-2 недели. Читает новую дисциплину, которую у нас никто не вел до сих пор. Студентам это нравится. Да и возможности практики теперь расширяются за счет новых связей и расширения географии» (К.,ректор).
В ситуации, когда высшее образование стало среди молодежи практически всеобщим частные университеты при их автономии и мобильности получают карт-бланш на освоение новых как массовых, так и эксклюзивных образовательных программ для всех без исключения социальных и возрастных групп населения. По результатам репрезентативных опросов трудоспособного населения страны4, желающих освоить новую специальность или повысить квалификацию за счет собственных средств, насчитывается около 5-6 млн человек. В списке наиболее востребуемых профессий, обучение которым оплачивается из «своего кармана», доминируют: бухгалтерский учет, аудит и финансы, менеджмент, юриспруденция, маркетинг, страхование, туризм, иностранные языки.
Что касается технических и инженерных специальностей, то потребность в них у населения меньше. Но именно здесь наметилось важная системная трансформация высшего профессионального образования в направлении объединения практических и теоретических знаний и сокращения сроков обучения. Так, например, общая продолжительность последовательного обучения в техникуме и вузе может достигать 7-8 лет. Если же поставить задачу подготовить специалиста высокой квалификации (на уровне высшего образования) для конкретного практического дела и за более короткий срок — то в объединении вуза и техникума нет ничего плохого. По таким специальностям среднего уровня как металлургия, машиностроение, металлообработка, вводятся элементы высшего уровня, образования — «наукоемкие» нанотехнологии, программирование, финансовое планирование:
«С этого года в порядке эксперимента вводится прикладной бакалавриат. На мой взгляд, вещь очень хорошая. Мы сближаем высшее и среднее образование. Ему (студенту) по специальности не надо очень много знать, а практические навыки и знания на уровне нынешнего среднего образования — требуются. Вот мы и соединяем в учебном плане два уровня — получается прикладной бакалавр, а по сути специалист с дипломом о высшем образовании, обладающий компетенцией не только в конкретной области, но и способный руководить технологическими процессами, эффективно заниматься бизнес-администрированием. У нас хорошие связи с Ярославским центром переподготовки кадров. Это среднее профессиональное учебное заведение. У них хорошая база, хорошие практические преподаватели. А наши «теоретики» будут работать с ними в связке, читая основы теории по вузовским программам» (Н., ректор).
В ходе исследования открылась еще одна важная тенденция, характерная, пожалуй, для всех частных университетов — это создание и поддержание особой корпоративной образовательной среды, когда у студентов появляется чувство личной причастности к тому, как живет alma mater. Менеджмент университетов прилагает максимум усилий для того, чтобы создать атмосферу успеха, уверенности, прочности партнерских (возможно, и товарищеских) отношений между преподавателями и студентами. При этом используются, как уже отмечалось, неформальные, внеаудиторные методы работы. Преподаватели и штат здесь, как правило, не отделены от самих учащихся, что хорошо заметно в общей столовой-кафе, которая работает круглый день с самого раннего утра до вечера. Преподавательские столики находятся несколько обособленно, но раздача — общая. Всех людей, которые появляются в стенах университета, студенты, как правило, приветствуют первыми. Имеет место и определенный дрес-код: юношам предлагается носить галстуки и костюмы (а не свитера и джинсы), девушкам рекомендовано оставить мини и декольте для дискотек.
Университеты активно участвуют в жизни своих городов — проходят по праздникам оформленной корпоративной символикой колонной (кавалькадой) по улицам, участвуют в спортивной и культурной жизни. По сути, создается яркий, легко узнаваемый бренд такого университета и неудивительно, что у многих абитуриентов и их родителей возникает определенная положительная ассоциация с данным учебным заведением.
4 Данные Д.В. Диденко, З.Е. Дорофеева на массиве Российского мониторинга экономики и здоровья (РМЭЗ), Институт социологии РАН (2010).
Наконец, очевидно инновационным для частного университета становится вхождение на поле дополнительного (непрофессионального) образования. По сути, речь идет об удовлетворении образовательных, информационных и коммуникативных потребностей населения на платной основе. В этой связи можно проводить мастер-классы, интерактивные выставки и экскурсии, лектории, создавать информационно-правовые центры. Разновидностью целенаправленной образовательной деятельности следует считать, к примеру, проведение занятий по овладению компьютером для людей с ограниченными возможностями, юридические, правовые и другие консультаций для людей, которые в них нуждаются. Перечень возможной деятельности расширяется за счет тематических вечеров и публичных лекций, психолого-педагогических курсов для родителей, авторских образовательных программ, персональных выставок, практических конференции.
Насколько успешно частные университеты сумеют освоить этот вид деятельности — зависит от них самих, а точнее — от высшего менеджмента. Данные свидетельствуют, что хотя последнее время на этом поле начинают работать учреждения культуры и небольшие центры дополнительного образования, конкуренция пока не особенно заметна [6]. К слову, в мировой практике известны положительные примеры таких инноваций в виде «расширения университетов» (П. Милюков. University Extention), когда в сфере профессиональной деятельности университетских преподавателей оказываются самые различные категории населения.
О&разовательные неравенства и трудоустройство выпускников
Неравенства в отношении получения различных форм и уровней образования, включая, конечно, качество образования, считают одной из основных причин трудностей с трудоустройством выпускников [3, 4, 7]. Однако на уровне статистики ситуация оказывается не только неоднозначной, но и во многом противоречивой. По официальным данным выпускники государственных вузов успешнее устраиваются на работу, в том числе по полученной специальности. Так, например, в 2009 году принятых на работу выпускников негосударственных вузов при равном числе закончивших обучение оказалось на 20% меньше. Особенно заметно различие по «бюджетникам» государственных вузов и выпускникам негосударственных — первые в два раза чаще устраиваются на работу по полученной специальности [10]. Однако на региональном уровне картина иная. В опрошенных региональных службах занятости на учете оказалось примерно в два раза больше (в относительном исчислении к выпускам по соответствующим годам) выпускников именно государственных вузов. Представители служб занятости комментируют это следующим образом:
«Выпускников нашего государственного университета и политеха действительно у нас на учете больше, чем ребят, которые закончили коммерческие вузы. Но сложно сказать, в чем здесь причина — то ли в том, что «коммерческие» специальности юриста, менеджера, пиарщика, например, более востребованы чем технолога, преподавателя или ПГС (промышленное и гражданское строительство). Или же в том, что с самого начала выпускники негосударственных вузов устраиваются на предприятия к своим родственникам и знакомым и, соответственно, в наших услугах не нуждаются, но вполне возможно, что их просто лучше готовят, их специальности нужнее и они более массовые» (К., специалист службы занятости).
Однако, видимо, не все выпускники располагают возможностью работать по специальности и реализовать накопленный за годы учебы человеческий капитал. Просматривается вполне определенная тенденция — окончившие частные вузы, если они не устроились работать по специальности в первый год, оказываются в конце концов в наименее престижных секторах экономики, таких как сфера обслуживания или малый бизнес. Происходит своеобразная «селекция» по способностям. Так например, в Курской области в 2009 году в сфере обслуживания нашли работу 55% выпускников частных вузов против 20% государственных, примерно такое же соотношение трудоустроившихся в сельской местности (43% против 10%)5. При этом социальноэкономический статус семей не имеет особого значения при трудоустройстве выпускников государственных вузов, но очень важен — для выпускников частных. Здесь сильно, как отмечалось выше, работают личные и неформальные связи.
5 Данные службы занятости (г.Курск)
ТЕ1ЭДА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 1
ТЕ1ЭДА ЕС01\ЮМ!С118 ^ 2011 Том 9 № 1
С другой стороны, если прослеживать профессиональные траектории выпускников на протяжении более длительных периодов в несколько лет, выясняется интересная закономерность. Оказывается, что «негосударственные» выпускники гораздо чаще и легче принимают решение поменять полученную специальность на новую, закончив соответствующие курсы. Таким образом, они демонстрируют готовность быстрее отвечать на «вызовы и сигналы» рынка труда, высокую степень адаптабельности к изменяющимся условиям. По нашему мнению, это является показателем мобильности, готовности к продолжению учебы и инновациям, вкус к которым им с большой вероятностью «привил» негосударственный вуз:
«У нас прекрасные взаимоотношения с работодателями, и мы отслеживаем профессиональные судьбы наших выпускников. Да, многим приходится доучиваться на рабочем месте с учетом специфики предприятия. Работодатели к этому готовы. По сути, наши выпускники работают какое-то время в качестве стажеров, но за это время они полностью «притираются», доучивают необходимое и через год-два занимают вполне приличные позиции. Так, например, многие подразделения по связям с общественностью и маркетингу, отделы по использованию информационных технологий в экономике возглавляют наши выпускники. Значительная часть занимает должности в системе государственной власти и местного самоуправления.» (М., руководитель программы).
Конечно, было бы неверно считать частное образование альтернативным государственному. Если государственное образование формально равнодоступно и, соответственно, эгалитарно (для всех), то частное неравнодоступно. На начальной ступени своего развития оно построено по элитарному принципу и ориентируется на воспроизводство элит. Но постепенно, с развитием рыночных отношений оно преобразуется в систему, организованную по меритократическому принципу — более способным — лучшее, вне зависимости от их социально-экономического происхождения. Для этого используется гибкая система перераспределения внутренних ресурсов в пользу малоимущих, но талантливых, имеющих высокие шансы хорошо трудоустроиться по окончании учебы и вернуть в той или иной форме затраченные на образование ресурсы:
«На мой взгляд, следовало бы вести разговор не о сокращении бюджетных мест в государственных вузах, а о системе компенсации государству затрат на бесплатно полученное образование. Почему бы не направлять таких «бюджетных» выпускников на работу в сельскую местность, депрессивные регионы, районы Крайнего Севера и Дальнего Востока. Если государство потратило деньги налогоплатильщиков, выпускники должны отработать потраченные на их обучение средства. Ведь в отличие от западных вузов, у нас благотворительность в отношении вузов и самих учащихся не развита. Затраты приходится как-то возмещать» (К., ректор)
Одна из особенностей частного образования состоит в том, что оно эффективнее, чем государственное, может удовлетворять образовательные потребности особенных групп учащихся. Уже несколько лет ЮНЕСКО официально поддерживает инициативы учебных заведений и региональных администраций по работе с социально-незащищенными группами населения, в том числе, в удаленных местностях6. Руководители негосударственных вузов понимают, что это одно из перспективных направлений работы, имеющее большое социальное значение. Именно под такие категории учащихся регионы согласны выделять целевые бюджетные места. Так например, в отношении студентов из проблемных семей декан одного из обследованных университетов высказалась вполне определенно:
«Мы не боимся так называемых трудных подростков. Во-первых, они оказываются в дружелюбной открытой среде сверстников, а во-вторых, лучше пускай они проведут здесь непростой период взросления, чем где-то еще. Для этого у нас есть места для занятий самоподготовкой, отдыха, общения. Буфет работает весь день с утра и до вечера, можно не только пообедать гораздо дешевле, чем в городе, но просто попить чая с булочкой. Поверьте, такая дружественная, если не сказать семейная, атмосфера — важнее выгод.» (Л., декан)
Значительная доля студентов частных вузов это те, кто не смог пройти (выдержать конкурс) на бюджетные места государственных вузов, но чьи семьи могут позволить себе оплачивать обучение.
6 С 2003 года ЮНЕСКО официально поддерживает перспективу расширения негосударственного образования для женщин, а также людей с ограниченными возможностями и/или проживающих в отдаленных местностях.
Это контингент, если можно так сказать, массового частного образования. Однако в некоторых случаях ориентация на потребности особенных групп обуславливает появление программ с качеством обучения значительно выше среднего уровня. В одном и том же университете может происходить выраженная стратификация студентов по доходам их семей и, соответственно, по качеству обучения. Стоимость обучения здесь по различным специальностям отличается в 3-5 и более раз. Самые обеспеченные абитуриенты предпочитают именно частные вузы с хорошей репутацией, включающей благоприятную социальную среду, новые перспективные связи, возможность престижного трудоустройства. В таких вузах действительно налажено «штучное», элитное образование по индивидуальным траекториям, максимально адаптированным под конкретного учащегося. Но одновременно это означает, что чем выше качество образования, тем меньшему числу учащихся оно доступно. При этом, студенты из малоимущих семей, которые пытаются через частное образование получить надежную, конкурентоустойчивую специальность, рискуют больше всех.
Заключение
Путь, который представляется сегодня наиболее перспективным для негосударственных вузов и университетов, состоит в привлечении к участию в новых учебных и просветительских программах взрослого населения, которое в состоянии покупать образовательные услуги. При этом следует различать два типа услуг — услуги профессионального образования, которые востребованы трудоспособным населением и, соответственно, рынком труда. И услуги информационнопросветительского, досугового характера, потребность в которых, как выяснилось, достаточно высока. В любом случае, спектр новых специальностей (пусть пока не лицензированных) должен расширяться и для молодежи, и для взрослых — в этом видится важное направление инновационного прорыва.
Таким образом, используя данные обществом академические свободы, частные университеты могут внести заметный вклад в реализацию компетентностного подхода в профессиональной подготовке и постепенно ликвидировать искусственные барьеры между высшим и средним профессиональным образованием. Тем самым, с одной стороны, сроки обучения будут сокращены, что имеет прямой экономический эффект, а с другой — будут созданы условия для действительно непрерывного образования на протяжении жизни. Главным показателем эффективности такой деятельности станет успешное трудоустройство выпускников и, как следствие, повышение качества их жизни.
Важно отметить и специфическую, социально-дифференцированную политику в образовании, которую могут проводить частные вузы в отличие от государственных. Так, в отношении мало- или недостаточно обеспеченных и социально незащищенных групп населения частные университеты, по возможности, реализуют меритократический принцип и выравнивают шансы наиболее способных представителей этих групп с остальными обучающимися. Для более обеспеченных групп населения — университеты, с целью покрытия издержек, могут представлять услуги иного, более высокого качества, связанные с подготовкой по дефицитным и особо перспективным специальностям.
С точки зрения государственных интересов поддержка наиболее инновационных, активно осваивающих новые формы образовательных услуг частных университетов весьма необходима. Там, где государство сочтет нужным, скажем, в рамках социальной политики обеспечения занятости населения или нивелировки деструктивных социально-экономических неравенств, возможно размещение госзаказа на конкурсной основе, совершенствование региональной законодательной базы в пользу частного образования. Достаточно эффективной при этом может стать лоббистская деятельность через соответствующие профессиональные и общественные организации. С позиции общественного интереса содержание и качество образования в частном университете будет обеспечиваться открытостью учебных планов и программ, участием в альтернативном рейтинговании. А с точки зрения потенциальных инвесторов деятельность негосударственных вузов может оказаться привлекательной по причине краткосрочности кредитования.
В заключение подчеркнем, что вхождение в данном качестве на рынок труда позволит частным вузам и университетам не только успешно выиграть нынешнюю конкуренцию с государственными учебным заведениями, но и освоить пока не занятую нишу услуг на российском образовательном рынке.
ТЕ1ЭДА ЕС0\0М!СУ8 ^ 2011 Том 9 № 1
ТЕ1ЭДА ЕС0\0М!СУ8 ^ 2011 Том 9 № 1
ЛИТЕРАТУРА
1. Авенберг А. Без права на поддержку. Частные вузы России подвели итоги «двадцатилетки»//Российская Бизнес-Газета. 2010. № 747 (14).
2. Ключарев Г.А. «Гонка на выживание»: негосударственные университеты завтра// Официальный сайт ИС РАН. 2010 // http://www.isras.ru/puЫ.html?id=1826.
3. Горшков М.К. Образование и общество в социологическом измерении //Р оссия реформирую-щаяся. М.: Институт социологии РАН. 2009. Вып. 8. С. 3-12.
4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ. 2010. С. 251-313.
5. Диденко Д.В., Ключарев Г.А. Образовательное кредитование в России: состояние, проблемы, пути решения //финансы и Бизнес. 2010. №1. С.142-160.
6. Дукачева Л.В., Ключарев Г.А. Информационно-образовательный потенциал клубных и культурно-досуговых учреждений. М.: ЦСПиМ. 2007.
7. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование: опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи. М., ЦСПиМ. 2008. С. 287-302.
8. Кузьминов Я.И. Интервью радиостанции «Эхо Москвы», 20.05.2010.
9. Стенограмма заседания в Российском новом университете (РосНОУ) 09.04.2010.
10. Данные Рособрнадзора // http://www.izvestia.ru/news/news215621.