СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. М: Наука. 2007.
2. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9.
3. О положении в республике, выполнении государственных программ, осуществлении
внутренней политики и внешних связей Республики Карелия (итоги 2007г.). Доклад. Петрозаводск: Изд-во «Verso». 2008.
4. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России: Аналитический сборник. М: АМиР, ИМИ, 2001.
5. Шабиев Н. Не надо жаловаться на отсутствие денег, надо их искать // Курьер Карелии. 2008. № 49 (24 марта).
Грико Н.П.
Частно-общественное партнерство
И РАЗВИТИЕ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
При инициировании инвестиционных проектов, ориентированных на развитие городских территорий и городского хозяйства необходимо увязать насущные потребности капиталовложений в городское хозяйство с возможностями окупить эти затраты, упорядочив их в рамках проектов развития отдельных территорий, увеличить отдачу на единицу вложений бюджетных средств. Поэтому должны быть определены территории города, бюджетные инвестиции в развитие которых наиболее перспективны — зоны инвестиционного развития, с учетом следующих факторов:
1. Соответствие планам по капитальному ремонту и строительству объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и развития объектов городского хозяйства;
2. Физическое состояние и эффективность функционирования промышленных объектов, объектов недвижимости и инфраструктуры;
3. Наличие у этих территорий нереализованного или реализованного в неполном объеме инвестиционного потенциала, т. е. способности привлечь частные инвестиции в расположенные там объекты недвижимости.
Для определения приоритетных инвестиционных зон необходимо проанализировать распределение по площади города следующих параметров:
1. Интенсивность и доходность землепользования;
2. Физическое состояние объектов недвижимости и инфраструктуры;
3. Возможности и потенциал дальнейшего развития территории;
4. Градостроительный регламент застройки и экологическое качество территории;
5. Цена земли и ставки аренды.
Анализ предполагает характеристику различных территорий с точки зрения комбинации значений названных параметров:
1. Сравнение пространственного распределения стоимости земли и недвижимости с картой транспортной и пешеходной доступности, что позволит выявить удачно расположенные (в транспортном отношении) территории с относительно низким уровнем цен на недвижимость.
• По этим территориям анализируется физическое состояние зданий, износ инженерных сетей, плотность застройки и использования территории, что позволяет
определить кварталы с низкои интенсивностью использования и большим процентом свободных участков или расселенных зданий. Состояние инфраструктуры в этих зонах определяет возможности и условия их вовлечения в процессы развития.
• Далее по этим зонам рассматриваются тип застройки, состояние окружающей среды и преобладающий вид землепользования. Полученные данные соотносятся с картой размещения инвестиционных проектов (реализуемых и планируемых), а также с данными о пространственном распределении сделок с недвижимостью на первичном и вторичном рынках. В результате анализа отбираются зоны, имеющие наиболее высокий потенциал развития для того или иного типа застройки, а также (внутри этих зон) территории с относительно низкой стоимостью недвижимости, которые в настоящее время используются недостаточно интенсивно.
Следующий шаг состоит в определении возможностей и ограничений развития каждой из выбранных зон:
1. Анализ прав собственности;
2. Морфологический и градостроительный анализ;
3. Анализ возможностей более прибыльного использования объектов недвижимости; желательные схемы пешеходных потоков.
Определение ограничений, таких как плохое санитарное состояние, недостаточное водо- и энергоснабжение, слабая транспортная и пешеходная доступность, низкий уровень услуг, избыточный уровень шума, загрязненность, недостаточная связь с общественным транспортом, конфликт транспортного и пешеходного потоков, мешающие друг другу типы землепользования.
Результаты проведенного анализа позволяют выявить реальный потенциал развития рассматриваемых территорий и участки, представляющие потенциальный интерес. Для извлечения максимальных коммерческих выгод от развития недвижимости и увеличения объема инвестиций участки не должны рассматриваться изолировано. Требуется сгруппировать их, разработать концепцию каждой из инвестиционных зон развития с учетом кластерного сочетания бюджетных инфраструктурных и быстро окупаемых частных доходных проектов, сформированных внутри отобранных приоритетных территорий.
Масштабы преобразований в этих зонах могут быть грубо оценены в терминах реконструируемых площадей и необходимых объемов инвестиций. Эти оценки должны подтвердить соответствие предлагаемых преобразований прогнозируемому спросу и финансовым ограничениям.
Следующей задачей является определение той совокупности развиваемых объектов в данной инвестиционной зоне, в рамках которой есть возможность окупить затраты города на инфраструктуру, благоустройство и т. п. То есть, требуется смоделировать проект при различных параметрах, к которым относятся:
1. Данные о масштабах проекта (числе расселяемых жителей, объемах недвижимости, требующей изменения права собственности);
2. Оценка затрат на осуществление проектов, в том числе затрат на инфраструктуру и благоустройство, развитие городского хозяйства в пределах существующих потребностей;
3. Оценка уровня арендной платы и нормы капитализации при благоприятных, но реалистичных предположениях (грамотный менеджмент и маркетинг, умеренная конкуренция, обоснованная величина роста и пр.);
4. Оценка прибыльности или убыточности каждого проекта и их совокупности в зоне;
5. Сценарии развития социально-экономической ситуации.
Поскольку реализация проектов развития предполагает тесное взаимодействие с частными инвесторами, то представляется крайне важным еще на ранних стадиях разработки проектов производить анализ возможностей привлечения частного капитала.
В качестве показателя привлекательности предлагается использовать отношение создаваемой в процессе реализации частными инвесторами стоимости (капитализированной стоимости доходов) и расходов на создание собственности, генерирующей этот доход:
VCR =
AR xCM TC
где: VCR — соотношение капитализированной стоимости объекта и затрат на его создание;
AR — ежегодная рента;
СМ — коэффициент капитализации;
TC — общие издержки по проекту, включающие затраты на приобретение подготовленной территории и затраты на строительство и пр. затраты.
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Информирование о существующих приоритетах
Рис. 1. Процесс формирования инвестиционной программы
Результаты такого анализа носят приблизительный оценочный характер и позволяют дать ответ на вопрос — в какой степени данный проект привлекателен для частных инвесторов. В случае, если ответ положителен, то получает смысл дальнейшая разработка проекта и участие в нем города.
После того как список инвестиционных зон активного развития сформирован и согласован, осуществляется разработка программ их комплексного развития, включающая инициирование конкретных проектов в области инфраструктуры, осуществляемых за счет бюджетных средств в рамках ИП.
В целях снижения риска города, городские инвестиционные проекты в зонах развития формируются поэтапно:
• первый этап — инициирование развития территории, разработка концепции развития и осуществление маркетинговых мероприятий, преследующих цель сделать территорию привлекательной для частных инвесторов;
• второй этап — решение проблем, связанных с внутриквартальными инженерными сетями, транспортной инфраструктурой, восстановление архитектурных памятников и т. д. (реализуется одновременно с инвестиционными проектами частных инвесторов);
• третий этап — решение проблем, которые территориально выходят за рамки локальных проектов и реализуются после того, как привлечены частные инвесторы. Данный этап предусматривает работы по реконструкции и строительству магистральных инженерных сетей, крупных инфраструктурных объектов, улучшение работы общественного транспорта и т.д.
Информация по проекту представляемая в форме инвестиционного предложения является основой для всей дальнейшей процедуры оценки и принятия решения о финансировании инвестиционных проектов.
Проектные разработки должны отражать не только затратные характеристики, но также раскрывать механизмы возврата вложенных средств, давать комплексное представление о движении финансовых потоков, их временной стоимости, экономическом и бюджетном эффектах, сопутствующих реализации проекта.
Обеспечение качественной и достоверной информации по инвестиционным проектам в полном объеме позволит осуществить квалифицированный отбор тех проектов, которые наиболее полно соответствуют заявленным целям
и принципам формирования ИП. Подготовка проектов в соответствии с приводимыми ниже требованиями позволит повысить качество проектов уже на этапе их разработки.
В данном разделе приводятся требования предъявляемые к содержанию и форме представления инвестиционного предложения, претендующего на соискание бюджетного финансирования. Инвестиционное предложение включает только первоочередные сведения и не является исчерпывающим. Оно не заменяет собой технико-экономическое обоснование (бизнес-план) проекта и включает минимум необходимой информации для проведения оценки и отбора проектов.
1. Структура инвестиционного предложения
• Паспорт инвестиционного проекта.
• Инициаторы и участники реализации проекта.
• Реализуемость проекта.
• Отраслевые характеристики проекта.
• Реализация проекта и план капиталовложений.
• Финансовый план проекта.
• Общественная выгода от проекта (социальная эффективность).
• Управление реализацией проекта.
• Анализ рисков.
2. Содержание разделов инвестиционного предложения
Краткое описание сущности и целей проекта:
а) наименование проекта;
б) отраслевая принадлежности проекта;
c) конечный результат реализации проекта:
указываются: мощность в натуральных показателях, экономическая оценка, включая срок окупаемости проекта, либо величину снижения бюджетных расходов, либо какие-то качественные сопоставления с альтернативными вариантами; воздействие на социальную сферу, включая создание рабочих мест, а также оценку экологических последствий реализации проекта;
d) влияния проекта на степень достижения целей развития города (региона);
e) сроки реализации проекта;
Г) источники и объем финансирования;
g) заявитель проекта;
И) основные финансовые показатели проекта:
стоимость проекта в текущих и прогнозных ценах (в рублях и в твердой валюте), срок
окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, предполагаемая доля и объем финансового участия города (региона) в проекте.
3. Реализуемость проекта Документально подтвержденная правовая,
техническая и технологическая состоятельность проекта, соответствие проекта:
1. Правовым нормам регламентирующим инвестиционный процесс — инвестиционные проекты должны соответствовать законодательству.
2. Природоохранным ограничениям, существующим на территории предполагаемой реализации проекта: реализация проекта не должна ухудшать условия, существующие на данной территории.
• Градостроительным регламентам застройки и использования объектов недвижимости, а также архитектурным требованиям, предъявляемым к реконструкции зданий-памятников: функциональному использованию объектов недвижимости, характеристикам вновь возводимых сооружений; проекты реконструкции должны соответствовать установленным нормам.
• Ограничениям, налагаемым на интенсивность использования инженерной инфраструктуры.
4. Отраслевые характеристики проекта Для проектов в области социальной инфраструктуры, проектов направленных на поддержание нормальной жизнедеятельности (разрешение аварийных ситуаций в городском хозяйстве) обязательно обоснование текущей и перспективной востребованности создаваемых продуктов.
К проектам, реализация которых предполагает помимо косвенных форм возврата наличие прямых доходов (в том числе от приватизации, управления имуществом, другой деятельности), предъявляются дополнительные требования, сформулированные в разделах: «Обоснование спроса, цены», «Мероприятия по продвижению продукта реализации проекта».
Раздел начинается с детального описания продукта реализации проекта. Настоящий подраздел содержит подробное описание сложившейся на текущий момент ситуации в отрасли (на рынке, его сегменте) и прогнозы ее развития. Здесь указываются:
• объем рынка (сегмента);
• конечные потребители;
• характеристики существующей продукции (услуг);
• тенденции и прогнозы развития рынка на перспективу;
• доля рынка на которую претендует проект;
• основные участники рынка (поставщики, производители и т. д.).
Для сферы социальных услуг, объектов социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры, городского хозяйства дополнительно указываются существующие официальные нормативы, стандарты и степень (процент) их выполнения, обоснование использования создаваемых в рамках проекта мощностей; предполагаемое в результате реализации проекта приближение к действующим нормам и стандартам, улучшение качества предоставляемых услуг.
Для объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, городского хозяйств, проектов градостроительного развития территорий дополнительно производится анализ возможностей возврата (в прямой или косвенной форме) части расходов бюджета, связанных с инженерной подготовкой территорий, работами по благоустройству, совершенствованию транспортной инфраструктуры.
Для этого выявляются выгодополучатели — субъекты предпринимательства, осуществляющие свою деятельность на данной территории (территории, на которую распространяются соответствующие положительные эффекты от реализации проекта), владеющие объектами недвижимости, расположенными на ней; при этом учитываются также и те дополнительные объемы коммерческой (предпринимательской) деятельности, которые могут возникнуть в результате реализации проекта.
Приводится и обоснуется расчет выгод, приобретаемых указанными субъектами (например, предполагаемый прирост стоимости объектов недвижимости, предполагаемый прирост оборота экономической деятельности, другие виды выгод и эффектов). Указываются возможные механизмы переложения указанных затрат, обосновывается взимаемая сумма, причем не только ее размер, но и реалистичность получения.
Результат такого исследования может быть как положительным — есть возможность переложить часть затрат, так и отрицательным — такая возможность отсутствует. Поэтому должны быть определены, как и обосновывалось выше, — территории города, бюджетные инвестиции и зоны инвестиционного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т. М. 2000.
2. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник-3-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 2008.
3. Санамов Ю. А., Белявский И.А. Применение маркетинга в планировании и организации производства на предприятии: Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбУЭФ. 1994.
4. Экономика предприятия: Учебник/под ред. О.И. Волкова-М.:ИНФРА-М. 1997.
Маркова И.С.
Развитие туризма на Дальнем Востоке и добыча золота
На протяжении веков люди использовали «жёлтый металл» как единую меру стоимости. Пик этого доверия пришёлся на вторую половину XIX — начало ХХ века, когда ведущие страны мира ввели у себя золотой стандарт, привязав свои национальные валюты к 79-му элементу периодической таблицы Менделеева. Монеты, отчеканенные из этого драгоценного металла, имели хождение наравне с бумажными деньгами.
Физические, весовые запасы 79-го элемента занимают определенную часть в золотовалютных резервах государств. Для развитых стран эта доля составляет около 20 %. В последние 20 лет этот показатель постепенно снижался, но сегодня намечается обратная тенденция.
Многочисленные археологические находки и исторические исследования свидетельствуют о том, что на территории нашей страны на Алтае, Урале, Сибири, Приморье и Закавказье в глубокой древности добывалось золото. В V в. до н. э. Геродот писал: на севере Европы, несомненно, находится золото в огромном количестве, но как оно добывается, я не могу сказать с достоверностью. Аристей в VI в. до н. э. упоминал о грифах, стерегущих золото в Ри-фейских горах, т. е. на Урале. О добыче золота в Колхиде писал Гомер в «Одиссее».
Не будь этот металл так красив, и не обладай он уникальными свойствами, вряд ли народы мира стали бы ему поклоняться и обожествлять его. Правда, никто точно не знает, как и когда оказалось в руках человека это ярко-желтое чудо, и каким было первое золотое изделие. Но, как предполагают археологи, знакомство с ним состоялось еще в двенадцатом тысячелетии до нашей эры. И с той поры «царь металлов» существенным образом влияет на жизнь народов планеты.
Если в СССР добыча золота осуществлялась 12 крупными производственными объединениями, то в настоящее время в стране действуют около 600 крупных и мелких золотодобывающих предприятий. В основной своей массе это мелкие старательские артели, большинство из которых не обладает достаточными финансовыми ресурсами для приобретения современной техники, освоения новых технологий, проведения геологоразведочных работ, а зачастую вообще не могут начать добычу по лицензии. Однако, в связи с тем, что в России очень много мелких россыпных месторождений, не требующих значительных инвестиций для разработки, старательские артели вносят существенный вклад в российскую золотодобычу.