Научная статья на тему 'Частно-общественное партнерство и развитие городских территорий'

Частно-общественное партнерство и развитие городских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грико Николай Петрович

При инициировании инвестиционных проектов, ориентированных на развитие городских территорий и городского хозяйства необходимо увязать насущные потребности капиталовложений в городское хозяйство с возможностями окупить эти затраты, упорядочив их в рамках проектов развития отдельных территорий, увеличить отдачу на единицу вложений бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At initiation of investment projects, focused on development of City territories and municipal economy, it is necessary to co-ordinate pressing needs of capital investments in municipal economy with possibilities to pay back these expenses. These expenses have to be ordered within the limits of development projects of separate territories, also it is necessary to increase the payback per unit of budgetary funds investments.

Текст научной работы на тему «Частно-общественное партнерство и развитие городских территорий»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. М: Наука. 2007.

2. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9.

3. О положении в республике, выполнении государственных программ, осуществлении

внутренней политики и внешних связей Республики Карелия (итоги 2007г.). Доклад. Петрозаводск: Изд-во «Verso». 2008.

4. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России: Аналитический сборник. М: АМиР, ИМИ, 2001.

5. Шабиев Н. Не надо жаловаться на отсутствие денег, надо их искать // Курьер Карелии. 2008. № 49 (24 марта).

Грико Н.П.

Частно-общественное партнерство

И РАЗВИТИЕ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

При инициировании инвестиционных проектов, ориентированных на развитие городских территорий и городского хозяйства необходимо увязать насущные потребности капиталовложений в городское хозяйство с возможностями окупить эти затраты, упорядочив их в рамках проектов развития отдельных территорий, увеличить отдачу на единицу вложений бюджетных средств. Поэтому должны быть определены территории города, бюджетные инвестиции в развитие которых наиболее перспективны — зоны инвестиционного развития, с учетом следующих факторов:

1. Соответствие планам по капитальному ремонту и строительству объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и развития объектов городского хозяйства;

2. Физическое состояние и эффективность функционирования промышленных объектов, объектов недвижимости и инфраструктуры;

3. Наличие у этих территорий нереализованного или реализованного в неполном объеме инвестиционного потенциала, т. е. способности привлечь частные инвестиции в расположенные там объекты недвижимости.

Для определения приоритетных инвестиционных зон необходимо проанализировать распределение по площади города следующих параметров:

1. Интенсивность и доходность землепользования;

2. Физическое состояние объектов недвижимости и инфраструктуры;

3. Возможности и потенциал дальнейшего развития территории;

4. Градостроительный регламент застройки и экологическое качество территории;

5. Цена земли и ставки аренды.

Анализ предполагает характеристику различных территорий с точки зрения комбинации значений названных параметров:

1. Сравнение пространственного распределения стоимости земли и недвижимости с картой транспортной и пешеходной доступности, что позволит выявить удачно расположенные (в транспортном отношении) территории с относительно низким уровнем цен на недвижимость.

• По этим территориям анализируется физическое состояние зданий, износ инженерных сетей, плотность застройки и использования территории, что позволяет

определить кварталы с низкои интенсивностью использования и большим процентом свободных участков или расселенных зданий. Состояние инфраструктуры в этих зонах определяет возможности и условия их вовлечения в процессы развития.

• Далее по этим зонам рассматриваются тип застройки, состояние окружающей среды и преобладающий вид землепользования. Полученные данные соотносятся с картой размещения инвестиционных проектов (реализуемых и планируемых), а также с данными о пространственном распределении сделок с недвижимостью на первичном и вторичном рынках. В результате анализа отбираются зоны, имеющие наиболее высокий потенциал развития для того или иного типа застройки, а также (внутри этих зон) территории с относительно низкой стоимостью недвижимости, которые в настоящее время используются недостаточно интенсивно.

Следующий шаг состоит в определении возможностей и ограничений развития каждой из выбранных зон:

1. Анализ прав собственности;

2. Морфологический и градостроительный анализ;

3. Анализ возможностей более прибыльного использования объектов недвижимости; желательные схемы пешеходных потоков.

Определение ограничений, таких как плохое санитарное состояние, недостаточное водо- и энергоснабжение, слабая транспортная и пешеходная доступность, низкий уровень услуг, избыточный уровень шума, загрязненность, недостаточная связь с общественным транспортом, конфликт транспортного и пешеходного потоков, мешающие друг другу типы землепользования.

Результаты проведенного анализа позволяют выявить реальный потенциал развития рассматриваемых территорий и участки, представляющие потенциальный интерес. Для извлечения максимальных коммерческих выгод от развития недвижимости и увеличения объема инвестиций участки не должны рассматриваться изолировано. Требуется сгруппировать их, разработать концепцию каждой из инвестиционных зон развития с учетом кластерного сочетания бюджетных инфраструктурных и быстро окупаемых частных доходных проектов, сформированных внутри отобранных приоритетных территорий.

Масштабы преобразований в этих зонах могут быть грубо оценены в терминах реконструируемых площадей и необходимых объемов инвестиций. Эти оценки должны подтвердить соответствие предлагаемых преобразований прогнозируемому спросу и финансовым ограничениям.

Следующей задачей является определение той совокупности развиваемых объектов в данной инвестиционной зоне, в рамках которой есть возможность окупить затраты города на инфраструктуру, благоустройство и т. п. То есть, требуется смоделировать проект при различных параметрах, к которым относятся:

1. Данные о масштабах проекта (числе расселяемых жителей, объемах недвижимости, требующей изменения права собственности);

2. Оценка затрат на осуществление проектов, в том числе затрат на инфраструктуру и благоустройство, развитие городского хозяйства в пределах существующих потребностей;

3. Оценка уровня арендной платы и нормы капитализации при благоприятных, но реалистичных предположениях (грамотный менеджмент и маркетинг, умеренная конкуренция, обоснованная величина роста и пр.);

4. Оценка прибыльности или убыточности каждого проекта и их совокупности в зоне;

5. Сценарии развития социально-экономической ситуации.

Поскольку реализация проектов развития предполагает тесное взаимодействие с частными инвесторами, то представляется крайне важным еще на ранних стадиях разработки проектов производить анализ возможностей привлечения частного капитала.

В качестве показателя привлекательности предлагается использовать отношение создаваемой в процессе реализации частными инвесторами стоимости (капитализированной стоимости доходов) и расходов на создание собственности, генерирующей этот доход:

VCR =

AR xCM TC

где: VCR — соотношение капитализированной стоимости объекта и затрат на его создание;

AR — ежегодная рента;

СМ — коэффициент капитализации;

TC — общие издержки по проекту, включающие затраты на приобретение подготовленной территории и затраты на строительство и пр. затраты.

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Информирование о существующих приоритетах

Рис. 1. Процесс формирования инвестиционной программы

Результаты такого анализа носят приблизительный оценочный характер и позволяют дать ответ на вопрос — в какой степени данный проект привлекателен для частных инвесторов. В случае, если ответ положителен, то получает смысл дальнейшая разработка проекта и участие в нем города.

После того как список инвестиционных зон активного развития сформирован и согласован, осуществляется разработка программ их комплексного развития, включающая инициирование конкретных проектов в области инфраструктуры, осуществляемых за счет бюджетных средств в рамках ИП.

В целях снижения риска города, городские инвестиционные проекты в зонах развития формируются поэтапно:

• первый этап — инициирование развития территории, разработка концепции развития и осуществление маркетинговых мероприятий, преследующих цель сделать территорию привлекательной для частных инвесторов;

• второй этап — решение проблем, связанных с внутриквартальными инженерными сетями, транспортной инфраструктурой, восстановление архитектурных памятников и т. д. (реализуется одновременно с инвестиционными проектами частных инвесторов);

• третий этап — решение проблем, которые территориально выходят за рамки локальных проектов и реализуются после того, как привлечены частные инвесторы. Данный этап предусматривает работы по реконструкции и строительству магистральных инженерных сетей, крупных инфраструктурных объектов, улучшение работы общественного транспорта и т.д.

Информация по проекту представляемая в форме инвестиционного предложения является основой для всей дальнейшей процедуры оценки и принятия решения о финансировании инвестиционных проектов.

Проектные разработки должны отражать не только затратные характеристики, но также раскрывать механизмы возврата вложенных средств, давать комплексное представление о движении финансовых потоков, их временной стоимости, экономическом и бюджетном эффектах, сопутствующих реализации проекта.

Обеспечение качественной и достоверной информации по инвестиционным проектам в полном объеме позволит осуществить квалифицированный отбор тех проектов, которые наиболее полно соответствуют заявленным целям

и принципам формирования ИП. Подготовка проектов в соответствии с приводимыми ниже требованиями позволит повысить качество проектов уже на этапе их разработки.

В данном разделе приводятся требования предъявляемые к содержанию и форме представления инвестиционного предложения, претендующего на соискание бюджетного финансирования. Инвестиционное предложение включает только первоочередные сведения и не является исчерпывающим. Оно не заменяет собой технико-экономическое обоснование (бизнес-план) проекта и включает минимум необходимой информации для проведения оценки и отбора проектов.

1. Структура инвестиционного предложения

• Паспорт инвестиционного проекта.

• Инициаторы и участники реализации проекта.

• Реализуемость проекта.

• Отраслевые характеристики проекта.

• Реализация проекта и план капиталовложений.

• Финансовый план проекта.

• Общественная выгода от проекта (социальная эффективность).

• Управление реализацией проекта.

• Анализ рисков.

2. Содержание разделов инвестиционного предложения

Краткое описание сущности и целей проекта:

а) наименование проекта;

б) отраслевая принадлежности проекта;

c) конечный результат реализации проекта:

указываются: мощность в натуральных показателях, экономическая оценка, включая срок окупаемости проекта, либо величину снижения бюджетных расходов, либо какие-то качественные сопоставления с альтернативными вариантами; воздействие на социальную сферу, включая создание рабочих мест, а также оценку экологических последствий реализации проекта;

d) влияния проекта на степень достижения целей развития города (региона);

e) сроки реализации проекта;

Г) источники и объем финансирования;

g) заявитель проекта;

И) основные финансовые показатели проекта:

стоимость проекта в текущих и прогнозных ценах (в рублях и в твердой валюте), срок

окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, предполагаемая доля и объем финансового участия города (региона) в проекте.

3. Реализуемость проекта Документально подтвержденная правовая,

техническая и технологическая состоятельность проекта, соответствие проекта:

1. Правовым нормам регламентирующим инвестиционный процесс — инвестиционные проекты должны соответствовать законодательству.

2. Природоохранным ограничениям, существующим на территории предполагаемой реализации проекта: реализация проекта не должна ухудшать условия, существующие на данной территории.

• Градостроительным регламентам застройки и использования объектов недвижимости, а также архитектурным требованиям, предъявляемым к реконструкции зданий-памятников: функциональному использованию объектов недвижимости, характеристикам вновь возводимых сооружений; проекты реконструкции должны соответствовать установленным нормам.

• Ограничениям, налагаемым на интенсивность использования инженерной инфраструктуры.

4. Отраслевые характеристики проекта Для проектов в области социальной инфраструктуры, проектов направленных на поддержание нормальной жизнедеятельности (разрешение аварийных ситуаций в городском хозяйстве) обязательно обоснование текущей и перспективной востребованности создаваемых продуктов.

К проектам, реализация которых предполагает помимо косвенных форм возврата наличие прямых доходов (в том числе от приватизации, управления имуществом, другой деятельности), предъявляются дополнительные требования, сформулированные в разделах: «Обоснование спроса, цены», «Мероприятия по продвижению продукта реализации проекта».

Раздел начинается с детального описания продукта реализации проекта. Настоящий подраздел содержит подробное описание сложившейся на текущий момент ситуации в отрасли (на рынке, его сегменте) и прогнозы ее развития. Здесь указываются:

• объем рынка (сегмента);

• конечные потребители;

• характеристики существующей продукции (услуг);

• тенденции и прогнозы развития рынка на перспективу;

• доля рынка на которую претендует проект;

• основные участники рынка (поставщики, производители и т. д.).

Для сферы социальных услуг, объектов социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры, городского хозяйства дополнительно указываются существующие официальные нормативы, стандарты и степень (процент) их выполнения, обоснование использования создаваемых в рамках проекта мощностей; предполагаемое в результате реализации проекта приближение к действующим нормам и стандартам, улучшение качества предоставляемых услуг.

Для объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, городского хозяйств, проектов градостроительного развития территорий дополнительно производится анализ возможностей возврата (в прямой или косвенной форме) части расходов бюджета, связанных с инженерной подготовкой территорий, работами по благоустройству, совершенствованию транспортной инфраструктуры.

Для этого выявляются выгодополучатели — субъекты предпринимательства, осуществляющие свою деятельность на данной территории (территории, на которую распространяются соответствующие положительные эффекты от реализации проекта), владеющие объектами недвижимости, расположенными на ней; при этом учитываются также и те дополнительные объемы коммерческой (предпринимательской) деятельности, которые могут возникнуть в результате реализации проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приводится и обоснуется расчет выгод, приобретаемых указанными субъектами (например, предполагаемый прирост стоимости объектов недвижимости, предполагаемый прирост оборота экономической деятельности, другие виды выгод и эффектов). Указываются возможные механизмы переложения указанных затрат, обосновывается взимаемая сумма, причем не только ее размер, но и реалистичность получения.

Результат такого исследования может быть как положительным — есть возможность переложить часть затрат, так и отрицательным — такая возможность отсутствует. Поэтому должны быть определены, как и обосновывалось выше, — территории города, бюджетные инвестиции и зоны инвестиционного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т. М. 2000.

2. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник-3-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 2008.

3. Санамов Ю. А., Белявский И.А. Применение маркетинга в планировании и организации производства на предприятии: Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбУЭФ. 1994.

4. Экономика предприятия: Учебник/под ред. О.И. Волкова-М.:ИНФРА-М. 1997.

Маркова И.С.

Развитие туризма на Дальнем Востоке и добыча золота

На протяжении веков люди использовали «жёлтый металл» как единую меру стоимости. Пик этого доверия пришёлся на вторую половину XIX — начало ХХ века, когда ведущие страны мира ввели у себя золотой стандарт, привязав свои национальные валюты к 79-му элементу периодической таблицы Менделеева. Монеты, отчеканенные из этого драгоценного металла, имели хождение наравне с бумажными деньгами.

Физические, весовые запасы 79-го элемента занимают определенную часть в золотовалютных резервах государств. Для развитых стран эта доля составляет около 20 %. В последние 20 лет этот показатель постепенно снижался, но сегодня намечается обратная тенденция.

Многочисленные археологические находки и исторические исследования свидетельствуют о том, что на территории нашей страны на Алтае, Урале, Сибири, Приморье и Закавказье в глубокой древности добывалось золото. В V в. до н. э. Геродот писал: на севере Европы, несомненно, находится золото в огромном количестве, но как оно добывается, я не могу сказать с достоверностью. Аристей в VI в. до н. э. упоминал о грифах, стерегущих золото в Ри-фейских горах, т. е. на Урале. О добыче золота в Колхиде писал Гомер в «Одиссее».

Не будь этот металл так красив, и не обладай он уникальными свойствами, вряд ли народы мира стали бы ему поклоняться и обожествлять его. Правда, никто точно не знает, как и когда оказалось в руках человека это ярко-желтое чудо, и каким было первое золотое изделие. Но, как предполагают археологи, знакомство с ним состоялось еще в двенадцатом тысячелетии до нашей эры. И с той поры «царь металлов» существенным образом влияет на жизнь народов планеты.

Если в СССР добыча золота осуществлялась 12 крупными производственными объединениями, то в настоящее время в стране действуют около 600 крупных и мелких золотодобывающих предприятий. В основной своей массе это мелкие старательские артели, большинство из которых не обладает достаточными финансовыми ресурсами для приобретения современной техники, освоения новых технологий, проведения геологоразведочных работ, а зачастую вообще не могут начать добычу по лицензии. Однако, в связи с тем, что в России очень много мелких россыпных месторождений, не требующих значительных инвестиций для разработки, старательские артели вносят существенный вклад в российскую золотодобычу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.