Научная статья на тему 'Критерии и порядок отбора инвестиционных проектов в гостиничном бизнесе'

Критерии и порядок отбора инвестиционных проектов в гостиничном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1337
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BUSINESS / EXPENSES / MEANS / STRUCTURE / PROJECT / INVESTMENTS / SCHEDULE / PLAN / BORROWER / INCOME / QUALITY / STIMULATION / INDICATORS / STANDARDS / BUDGET / PRICES / AREAS / PROBLEMS / RECONSTRUCTIONS / PROGRAMS / БИЗНЕС / ЗАТРАТЫ / СРЕДСТВА / СТРУКТУРА / ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИИ / ГРАФИК / ПЛАН / ЗАЁМЩИК / ДОХОД / КАЧЕСТВО / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / СТАНДАРТЫ / БЮДЖЕТ / ЦЕНЫ / ЗОНЫ / ПРОБЛЕМЫ / РЕКОНСТРУКЦИИ / ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников А. М.

В представленной статье рассматриваются проблемы привлечения инвестиций в одну из составляющих туризма-гостиничный бизнес. Анализируются вопросы описания структуры и содержания разделов документации по характеристикам инвестиционных проектов. Одним из важнейших критериев при конкурсном отборе проектов является оценка экономической эффективности проектов. К её числу относятся финансовые показатели проекта, такие как: норма дисконта, срок окупаемости проекта, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности. В работе раскрываются и социальные задачи, дан их анализ. Далее в статье раскрывается алгоритм анализа этапов отбора инвестиционных проектов. Рассматривается основной этап это зоны инвестиционного развития с учётом исследования параметров территории. Анализируя составляющие инвестиционных проектов раскрываются основные финансово-экономические показатели и показатели оценки экономической эффективности инвестиционных проектов. Особая роль при этом отводится экспертизе представленных проектов, алгоритму анализа отбора инвестиционных проектов, его этапам. Большое внимание уделено подбору зон инвестиционного развития основных факторов и параметров развития каждой из выбранных зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The criteria and procedure for selection of investment projects in the hotel business

The present article considers the challenges of attraction of investments into one of the components of the tourism, which is hotel business. The issues of description of the structure and content of the sections of documentation on the characteristics of investment projects are analyzed. One of the most important criteria for competitive selection of projects is the evaluation of the economic efficiency of projects. This includes the financial indicators of the project, such as the discount rate, the payback period of the project, net present value, internal rate of return and profitability index. Social tasks are revealed as well and their analysis is given. Further the analysis algorithm of the stages of selection of investment projects is disclosed. The main stage is considered, which are areas of investment development in view of the study of the territory parameters. By analyzing the components of investment projects the basic financial and economic indicators and indicators for assessing the economic efficiency of investment projects are revealed. A special role is given to the examination of the projects presented as well as the analysis algorithm for selection of investment projects and its stages. Much attention is paid to the selection of the areas of investment development of the main factors and to the parameters of the development of each selected zone.

Текст научной работы на тему «Критерии и порядок отбора инвестиционных проектов в гостиничном бизнесе»

УДК 330.341

Критерии и порядок отбора инвестиционных проектов в гостиничном бизнесе

Д-р экон. наук, профессор Колесников А.М. [email protected] Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения 190000, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 67

В представленной статье рассматриваются проблемы привлечения инвестиций в одну из составляющих туризма-гостиничный бизнес. Анализируются вопросы описания структуры и содержания разделов документации по характеристикам инвестиционных проектов. Одним из важнейших критериев при конкурсном отборе проектов является оценка экономической эффективности проектов. К её числу относятся финансовые показатели проекта, такие как: норма дисконта, срок окупаемости проекта, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности. В работе раскрываются и социальные задачи, дан их анализ. Далее в статье раскрывается алгоритм анализа этапов отбора инвестиционных проектов. Рассматривается основной этап - это зоны инвестиционного развития с учётом исследования параметров территории. Анализируя составляющие инвестиционных проектов раскрываются основные финансово-экономические показатели и показатели оценки экономической эффективности инвестиционных проектов.

Особая роль при этом отводится экспертизе представленных проектов, алгоритму анализа отбора инвестиционных проектов, его этапам. Большое внимание уделено подбору зон инвестиционного развития основных факторов и параметров развития каждой из выбранных зон.

Ключевые слова: бизнес, затраты, средства, структура, проект, инвестиции, график, план, заёмщик, доход, качество, стимулирование, показатели, стандарты, бюджет, цены, зоны, проблемы, реконструкции, программы.

DOI: 10.17586/2310-1172-2017-10-1-53-60

The criteria and procedure for selection of investment projects in the hotel business

D.Sc., professor Kolesnikov A.M. [email protected] Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation 190000, St. Petersburg, Bolshaya Morskaya st., 67

The present article considers the challenges of attraction of investments into one of the components of the tourism, which is hotel business. The issues of description of the structure and content of the sections of documentation on the characteristics of investment projects are analyzed. One of the most important criteria for competitive selection ofprojects is the evaluation of the economic efficiency ofprojects. This includes the financial indicators of the project, such as the discount rate, the payback period of the project, net present value, internal rate of return and profitability index. Social tasks are revealed as well and their analysis is given. Further the analysis algorithm of the stages of selection of investment projects is disclosed. The main stage is considered, which are areas of investment development in view of the study of the territory parameters. By analyzing the components of investment projects the basic financial and economic indicators and indicators for assessing the economic efficiency of investment projects are revealed. A special role is given to the examination of the projects presented as well as the analysis algorithm for selection of investment projects and its stages. Much attention is paid to the selection of the areas of investment development of the main factors and to the parameters of the development of each selected zone.

Keywords: business, expenses, means, structure, project, investments, schedule, plan, borrower, income, quality, stimulation, indicators, standards, budget, prices, areas, problems, reconstructions, programs.

Для гостиничного бизнеса разработка и выдвижение инвестиционных проектов состоит из определенных трудностей. Практика показывает, что на сегодня в городе практически отсутствуют проекты, по которым имеющаяся документация позволяет осуществить квалифицированный отбор. Проектные разработки отражают преимущественно затратные характеристики и не раскрывают механизмов возврата вложенных средств, дают упрощенное представление о движении финансовых потоков, их временной стоимости, экономическом и бюджетном эффектах, сопутствующих реализации проекта.

Для полноценной и объективной оценки проекта требуется стандартизированная форма представлений сведений о проекте. Поэтому в данном разделе подготовлено описание структуры и содержания разделов документации по характеристикам инвестиционных проектов:

• сущность и цели проекта с указанием источников финансирования, участников реализации проекта, инвесторов, расчетных финансовых показателей оценки проекта;

• инициаторы и участники проекта, их права на существующие объекты, участвующие в проекте, а также предполагаемое разделение результатов инвестиционного проекта, формы участия в проекте и гарантий соблюдения интересов, формы управления реализацией проекта;

• правовая техническая и технологическая обоснованность проектных решений, соответствие ограничениям по параметрам использования объектов инфраструктуры и т. д.;

• маркетинг конечного продукта проекта, оценка спроса на гостиничные услуги создаваемого проекта, конкурентная среда осуществления проекта, ценообразование и себестоимость конечного

продукта проекта;

• производственный план (график реализации проекта), график капитал о вложениях;

• финансовый план (затраты и результаты проекта в денежном выражении), анализ рисков и степень влияния исходных показателей на финансовый результат;

• подробный расчет коммерческой эффективности проекта (прямые и косвенные доходы);

• дополнительные сведения: общественная (нематериальная) выгода от проекта, сведения о платежеспособности заемщика и т. д.

Отдельно следует остановиться на требованиях к разделу оценки экономической эффективности инвестиционного проекта. Экономическая привлекательность проекта - один из наиболее существенных критериев конкурсного отбора для проектов, к которым предъявляются определенные требования.

К числу основных финансовых показателей по проекту относятся:

Норма дисконта (НД), обеспечивающая приведение разновременных затрат, результатов и эффектов к текущему моменту времени;

Срок окупаемости проекта (расчет может производиться как с учетом, так и без учета дисконтирования) -период, измеряемый в месяцах, кварталах или годах, начиная с первоначальных вложений и других затрат, связанных с инвестиционным проектом, покрывающий суммарными результатами проекта;

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) - текущая стоимость чистых денежных потоков за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу;

Внутренняя норма доходности (ВНД) - норма дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям.

Индекс доходности - отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений.

Расчет этих показателей производится в соответствии с принятыми международными правилами и стандартами, на основании достоверных исходных данных. Значение коэффициента дисконтирования производно от стоимости финансовых ресурсов, альтернативных вариантов их использования, рисковых характеристик проектов, ситуации, сложившейся на рынке капиталов.

Отбор проектов рассматривается как конкурс на использование региональных ресурсов при разных формах участия области в реализации проектов. Конкурс не является полностью формализованной процедурой, но основывается на объективных характеристиках проектов. Выдвижение проектов и результаты отбора должны отвечать принципам прозрачности и гласности.

Отбор проводится в два этапа.

Этап первичного отбора. На этом этапе рассматривается принципиальная возможность включения проекта в список конкурсных проектов. Для этого проводится анализ соответствия проекта целям городского развития и ограничениям.

Каждый проект должен иметь описание целей реализации и их значимости для области. Проекты, для которых не сформулирована их значимость или поставленная цель не соответствует основным задачам развития, отсеиваются от дальнейшего конкурса. Проекты с нечетко сформулированной целью могут быть отправлены на доработку и в последующем вновь могут быть рассмотрены. В качестве обоснования целей могут быть приведены действующие стандарты и нормативы, степень необходимости их достижения, влияние реализации проектов на приближение к действующим стандартам. Кроме указанных целей, для отдельных проектов могут быть сформулированы особые цели и обоснована их значимость для региона. Такое обоснование должно не только подтверждать факт потребности, но и позиционировать решаемую проблему в комплексе задач областного управления. Для окупаемых проектов, кроме решения социальных задач, в качестве цели могут быть указаны:

• получение экономического эффекта (как прямого, так и косвенного);

• стимулирование деловой активности;

• привлечение частных инвесторов;

• развитие приоритетных территорий;

• развитие приоритетных отраслей.

Подтверждением значимости проектов и их соответствие целям развития является включение проекта в федеральные и городские программы, решения Законодательного собрания, предложения комитетов Администрации, результаты обсуждения проектов при разработке Стратегического плана города.

Важную роль играет экспертиза. Ее автор рассматривает как этап конкурсного отбора. Па этом этапе поводится конкурс проектов, прошедших первичный отбор. В результате конкурсного отбора все проекты разделяются на четыре группы:

• проекты, принятые к реализации в первую очередь и получающие гарантированное финансовое участие города;

• проекты, принятые к реализации во вторую очередь и получающие финансирование при достаточном наполнении бюджета (свыше 90 % от запланированного) или при дополнительных источниках;

• проекты, проходящие дополнительную экспертизу и уточнение показателей;

• проекты, в реализации которых участие города на данный момент времени не целесообразно. Эти проекты в дальнейшем могут быть рассмотрены снова при изменении условий реализации или характеристик проекта.

В соответствии с критериями конкурсного отбора сравнение проектов между собой ведется по показателям социальной, бюджетной и экономической эффективности. Предпочтение отдается проектам, имеющим лучшее значение показателей. Отбор окупаемых проектов начинается с проектов, имеющих наиболее высокие показатели бюджетной эффективности (ЧДЦ, ВИД, срок окупаемости, индекс прибыльности), а отбор проектов, не рассчитанных на возврат инвестиций - наиболее высокие показатели коммерческой эффективности.

Предлагаемая методика отбора проектов, осуществляемых в рамках городской программы, базируется на общепринятых принципах инвестиционного анализа.

Цель инвестиционного анализа проектов, осуществляемых в рамках программы - получение ответа на вопрос о том, с какой вероятностью конечный продукт проекта может быть реализован на рынке по цене, обеспечивающей возвратность инвестиционных ресурсов. К реализации принимаются проекты, для которых вероятность продажи конечного продукта частным инвесторам по цене, обеспечивающей возвратность средств, находится в интервале допустимых значений.

Анализ каждого их проектов состоит из следующих этапов (рис. 1).

Анализ эффективности проекта в целом

Анализ кредитной части проекта (кредитного проекта)

Рис. 1. Алгоритм анализа отбора инвестиционных проектов

Первый этап дает представления о проекте в целом, второй этап позволяет получить данные о себестоимости конечного продукта кредитного проекта для города. Третий этап позволяет оценить степень привлекательности основного проекта для частных инвестиций в зависимости от стоимости конечного продукта кредитного проекта. Четвертый этап содержит описание мероприятий, повышающих привлекательность

конечного продукта проекта для частных инвесторов. В совокупности анализ позволяет оценить вероятность получения дохода определенной величины от продажи конечного продукта кредитного проекта частным инвесторам.

Анализ эффективности проекта в целом базируется на общепринятых принципах инвестиционного анализа и состоит из следующих шагов:

1. Сбор исходных данных.

2. Финансовое моделирование.

3. Расчет основных показателей эффективности.

4. Анализ рисков, анализ чувствительности к рискам.

5. Проверка соответствия расчетных показателей проекта диапазонам допустимых значений этих показателей.

Все проекты реализуются в равных условиях, а при наличии допущений - при их сопоставимой достоверности. Объем возможных допущений должен быть минимален. Сбор исходных данных для проекта -ключевой этап анализа, практически полностью определяющий его достоверность. Все исходные данные, используемые в расчетах, должны быть достоверно обоснованными данными рынка. Требуется: Описание условий и конкурентной среды, рыночной позиции проекта в целом (сегментация, потенциальные потребители, конкурентные преимущества, исследование объемов спроса и предложения, уровня цен, прогнозирование основных параметров).

Выявление основных рисков для проекта в целом. Финансовое моделирование предусматривает построение таблицы денежных потоков по проекту на основе собранных данных. Особой тщательности требует расчет величины будущих доходов, что достигается путем использования для финансовых расчетов достоверных и обоснованных показателей и данных о динамике их изменения.

Основные показатели эффективности, включающие в себя чистый дисконтированный доход проекта, внутреннюю норму доходности проекта, срок окупаемости проекта, индекс прибыльности инвестиций, рассчитываются на основе денежных потоков. В зависимости от особенностей конкретного проекта возможен расчет дополнительных показателей.

Анализ рисков, анализ чувствительности к рискам представляет собой анализ устойчивости проекта по отношению к изменению использовавшихся при расчетах тех исходных данных, которые не являются гарантированными или прогнозируемыми с высокой степенью точности. По результатам анализа чувствительности стоится зависимость основных показателей эффективности проекта от изменения исходных данных.

Проверка соответствия расчетных показателей проекта диапазонам допустимых значений на стадии анализа эффективности проекта в целом проводится для выявления явно неперспективных проектов (отрицательный чистый дисконтированный доход проекта, большой срок окупаемости и т.п.).

Анализ бюджетной части проекта. Задачами этого этапа анализа являются:

Получение данных о себестоимости конечного продукта кредитного проекта для города.

Получение данных о цене, по которой конечный продукт кредитного рынка может быть реализован частным инвесторам.

Анализ чувствительности кредитного проекта к изменению условий реализации проекта.

Предварительное сравнение цены и себестоимости.

Основным источником информации являются результаты предыдущего раздела. Кроме того, проводится дополнительное исследование объемов спроса и предложения на конечный продукт кредитного проекта или производимые им услуги.

На основании полученных исходных данных строится таблица денежных потоков кредитного проекта, платежи за пользование кредитом и потоки от продажи (сдачи в аренду) конечного продукта. На данной стадии косвенная эффективность, т. е. увеличение доходов или уменьшение расходов бюджета, связанные с хозяйственной деятельностью конечного продукта, во внимание не принимается.

Анализ коммерческой части проекта («Основного» проекта). Анализ коммерческой части проекта проводится аналогично анализу эффективности проекта в целом. Основным источником информации являются результаты двух предыдущих разделов.

Задачей этого этапа анализа является оценка степени привлекательности основного проекта для частных инвестиций в зависимости от стоимости конечного продукта кредитного проекта.

В заключение анализа коммерческой части проекта проводится проверка соответствия расчетных показателей эффективности коммерческой части проекта диапазонам допустимых значений, а также делается вывод о вероятности продажи конечного продукта частным инвесторам по цене, обеспечивающей возвратность кредитных ресурсов.

Предложения по оптимизации проекта. Этот этап содержит описание мероприятий, таких как льготы для частного инвестора, изменение структуры и вида конечного продукта кредитного проекта, изменение соотношения частных и бюджетных инвестиций и т.п., повышающих ликвидность и привлекательность

конечного продукта кредитного проекта для частных инвесторов.

Для каждого предложенного мероприятия проводится анализ проекта, аналогичный вышеприведенному, имеющий целью установить степень влияния данного мероприятия на цену реализации конечного продукта.

Для отбора проектов определяются интервалы допустимых значении основных показателей анализа, которые в дальнейшем являются критериями отбора проекта и используются в процедуре «отсеивания проектов».

Для определения величин интервалов допустимых значении

применяются следующие методы:

Экспертный: консультации с потенциальными инвесторами и другими участниками рынка. Величина таких показателей в большей степени зависит от текущей конъюнктуры и типа проектов, поэтому их целесообразно определять непосредственно на момент оценки проекта;

Статистический: анализ рыночных данных и расчетных показателей, сопоставимых инвестиционно-строительных проектов.

Расчетный: исходя из ставки кредита, графика возврата кредита - для показателей бюджетной части проекта.

Сравнение проектов, список рекомендуемых проектов. С целью проведения анализа всех проектов разрабатывается унифицированная компьютерная модель для выполнения расчетной части, а также подробный методический материал по аналитическому разделу и порядку представления результатов.

Критерием окончательного отбора инвестиционных проектов для осуществления с использованием средств кредита банка является соответствие расчетных показателей проектов диапазонам допустимых значений этих показателей.

В результате проведенного анализа проектов определяются значения расчетных показателей и представляются в табличной форме. На основании принципов отбора, изложенных выше, дается заключение для каждого из рассматриваемых проектов о возможности его осуществления.

Второй частью представления результатов проведенного анализа является отчет о проведенных исследованиях, представляемый городу. В нем излагаются расчеты бюджетной эффективности, результаты мероприятий по оптимизации проектов, обоснование стартовой цены проекта и рекомендации по проведению торгов.

Состав списка рекомендуемых проектов. Список отобранных рекомендуемых проектов и комплект документации по ним является конечным результатом работ по подготовке к осуществлению Проекта и получению основной инвестиционной части кредита банка. Рекомендованные к осуществлению проекты ранжируются по очередности: проекты первой очереди и проекты второй очереди.

Кредитные проекты, рекомендованные к осуществлению в качестве первоочередных, снабжаются всей необходимой документацией для начала рабочего проектирования и осуществления проекта: графиками осуществления проекта, расчетами потребности в финансировании, подробными сведениями о существующих ограничениях технического и градостроительного характера, проектами юридической документации в соответствии с принятой схемой передачи объекта.

Оценка и отбор инвестиционных проектов, ориентированных на развитие городских территорий и городского хозяйства, в т.ч. гостиниц, соотносятся с первоочередными планами Администрации по строительству объектов, приоритетными в развитии отдельных территорий, системой целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга, процессом финансового и бюджетного планирования. Преследуется цель увязать насущные потребности капиталовложений в городское хозяйство с возможностями окупить эти затраты, упорядочить их в рамках проектов развития, увеличить отдачу в контексте социальных и экономических эффектов, сопровождающих проект, на единицу вложений бюджетных средств.

Отсюда, основным этапом в реализации такого подхода является определение тех территорий города, в развитие которых наиболее перспективны - зоны инвестиционного развития, с учетом следующих факторов:

1. Соответствие планов развития объектов городского хозяйства;

2. Соответствие целям социально-экономического развития города и его отдельных территорий;

3. Наличие у этих территорий нереализованного или реализованного не полностью инвестиционного потенциала, т.е. способности привлечь частные инвестиции в расположенные там объекты недвижимости.

Для определения приоритетных инвестиционных зон и территорий активного развития необходимо проанализировать распределение по площади города следующих параметров:

1. Интенсивность и доходность землепользования;

2. Физическое состояние объектов недвижимости и инфраструктуры (при отсутствии необходимых данных могут использоваться экспертные оценки);

3. Возможности и потенциал дальнейшего развития территории;

4. Градостроительный регламент застройки и экологическое качество территории;

5. Транспортная и пешеходная доступность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Цена земли и ставки аренды

Дальнейший анализ предполагает характеристику различных территорий с точки зрения комбинации значений названных параметров:

1. Сравнение пространственного распределения стоимости земли и недвижимости с картой транспортной и пешеходной доступности, близости к городским узлам высокого ранга и метроузлам, что позволит выявить удачно расположенные (в транспортном отношении) территории с относительно низким уровнем цен на недвижимость.

2. ^ этим территориям анализируется физическое состояние здании, износ инженерных сетей, плотность застройки и использования территории, что позволяет определить кварталы с низкой интенсивностью использования и большим процентом свободных участков или расселенных здании. Состояние инфраструктуры в этих зонах определяет возможности и условия их вовлечения в процессы развития.

3. Далее по этим зонам рассматриваются тип застройки, состояние окружающей среды и преобладающий вид землепользования.

Полученные данные соотносятся с картой размещения инвестиционных проектов (реализуемых и планируемых), а также с данными о пространственном распределении сделок с недвижимостью на первичном и вторичном рынках. В результате анализа отбираются зоны, имеющие наиболее высокий потенциал развития для того или иного типа застройки, а также (внутри этих зон) территории с относительно низкой стоимостью недвижимости, которые в настоящее время используются недостаточно интенсивно.

Следующий шаг состоит в определении возможностей и ограничений развития каждой из выбранных зон. Он включает:

• анализ прав собственности;

• морфологический и градостроительный анализ;

• анализ возможностей более прибыльного использования объектов недвижимости, для которых может быть предложено новое использование; желательные схемы пешеходных потоков;

• определение ограничений, таких как плохое санитарное состояние, недостаточное водо- и энергоснабжение, слабая транспортная и пешеходная доступность, низкий уровень услуг, избыточный уровень шума, загрязненность, недостаточная связь с общественным транспортом, конфликт транспортного и пешеходного потоков, мешающие друг другу типы землепользования.

Результаты проведенного анализа позволяют выявить реальный потенциал развития рассматриваемых территорий и участки, представляющие потенциальный интерес. Однако, для извлечения максимальных коммерческих выгод от развития недвижимости и увеличения объема инвестиций участки не должны рассматриваться изолировано. Требуется сгруппировать их, разработать концепцию каждой из инвестиционных зон развития с учетом кластерного сочетания инфраструктурных и быстро окупаемых доходных объектов, сформированных внутри отобранных приоритетных территорий.

Масштабы преобразований в этих зонах могут быть грубо оценены в терминах реконструируемых площадей и необходимых объемов инвестиций.

Эти оценки должны подтвердить соответствие предлагаемых преобразований прогнозируемому спросу и финансовым ограничениям. План может включать также меры, относящиеся к более обширной территории для поддержки развития выбранных зон.

Следующей задачей является определение той совокупности развиваемых объектов на данной территории (инвестиционной зоне), в рамках которой есть возможность окупить затраты города на инфраструктуру, благоустройство и т.п. То есть, требуется смоделировать проект при различных параметрах, к которым относятся:

Данные о масштабах проекта (числе расселяемых жителей, объемах недвижимости, требующей изменение права собственности);

Оценка затрат на осуществление проекта, в том числе затрат на инфраструктуру и благоустройство, развитие городского хозяйства в пределах существующих потребностей;

Оценка уровня арендной платы и нормы капитализации при благоприятных, но реалистичных предположениях (грамотный менеджмент и маркетинг, умеренная конкуренция и пр.);

Оценка прибыльности или убыточности (конечная стоимость минус затраты) каждого проекта и их совокупности в зоне.

Поскольку реализация проектов развития предполагает тесное взаимодействие с частными инвесторами, то представляется крайне важным еще на ранних стадиях разработки проектов производить анализ возможностей привлечения частного капитала.

Результаты такого анализа носят исключительно приблизительным оценочный характер и позволяют лишь дать ответ на вопрос, - в какой степени данный проект привлекателен для частных инвесторов. В случае если ответ положителен, то получает смысл дальнейшая разработка проекта и участие в нем города.

После того, как список инвестиционных зон активного развития сформирован и согласован,

осуществляется разработка программы их комплексного развития, включающая «наполнение» конкретными проектами в области инфраструктуры и т.п., осуществляемыми за счет бюджетных средств, оценку их реализуемости, подготовку инженерно-планировочной документации, технико-экономическое обоснование инвестиционных вложений города.

Представляется возможным выделить следующие этапы реализации проектов развития городских территорий:

Первый этап - инициирование развития территории, разработка концепции развития и осуществление маркетинговых мероприятий, преследующих цель сделать территорию привлекательной для частных инвесторов;

Второй этап - решение проблем, связанных с внутриквартальными инженерными сетями, транспортной инфраструктурой, восстановление архитектурных памятников и т.д. (реализуется одновременно с инвестиционными проектами частных инвесторов);

Третий этап - решение проблем, которые территориально выходят за рамки локальных проектов и реализуются после того, как привлечены частные инвесторы. Данный этап предусматривает работы по реконструкции и Строительству магистральных инженерных сетей, крупных

Литература

1. Доля туризма в ВВП России почти в семь раз меньше среднемирового значения // Парламентская газета. 20.01.2016 https: //www.pnp.ru/economics/2016/01/20/dolya-turizma-vvvp-rossii-pochti-vsem-raz-menshe -srednemirovogo-znacheniya.htmi.

2. Овчаров А.О., Мирошкин П.П., Степанова М.П. Управление рисками при ведении туристического бизнеса: риск-менеджмент на туристских предприятиях // Российское предпринимательство. № 6-2 (161), 2010. С.79-84.

3. Кононова М.Ю. Геоэкомаркетинг ОЭЗ туристско - рекреационного типа // В сборнике Ландшафтная архитектура и природоустройство: от проекта до экономики - 2015. Материалы П Международной научно-технической конференции. Под научной ред. О.Б. Сокольской и И.Л. Воротникова. 2015. С. 65-67.

4. Валиев М.Ш. Анализ и оценка инфраструктурного развития внутреннего туризма // Вести Томского гос. Университета. Серия «Экономика». 2008. № 37. С.165-170.

5. Родионов Д.Г. К формированию в городах России зон туристско - рекреационной и сервисной специализации // Проблемы современной экономики. 2004. № 1-2. С. 150- 151.

6. Каблов А.А. Особенности налогооблажения предприятий туристской индустрии // Сервис в России и за рубежом. № 3. 2010. С. 54-58.

7. Шматько Л.П. Формы брендоориентированного развития отраслевой инфрастуктуры региона // Управление экономическими системами. 2014. № 8 (68).

8. Овчаров А.О., Мирошкин П.П., Степанова М.П. Управление рисками при ведении туристического бизнеса: риск-менеджмент на туристских предприятиях // Российское предпринимательство. 2010. № 6. 2 (161). С.79-84.

9. Доля туризма в ВВП России почти в семь раз меньше среднемирового значения//Парламентская газета. 20.01.2016 https://www.pnp.ru//economics//2016/01/20/dolya-turizma-vvvp-rossii-pochti-vsem-raz-menshe -srednemirovogo-znachenija.html

10. Туррынок России пережил перелом в пользу внутреннего туризма.//Парламентская газета. 20.01.2016 https://www.pnp.ru/economics/2016/01/20/turrynok-rossii-perezhil-perelom-vnutrennego-turizma.html

11. Сайт компании Knoema. Мировой атлас данных. http://knoema.ru//atlas/topics/Туризм

12. Показатели туристической деятельности. Ответы на вопросы. http ://tourfag.net/travel-business/pokazateli-turisticheskoj -dej atelnosti/

References

1. The tourism share in GDP of Russia is almost seven times less than the average world value//the Parliamentary newspaper. 1/20/2016 https://www.pnp.ru/economics/2016/01/20/dolya-turizma-vvvp-rossii-pochti-vsem-raz-menshe -srednemirovogo -znacheniya.htmi.

2. Ovcharov A.O., Miroshkin P.P., Stepanova M.P. Risk management when conducting travel business: a risk management at the tourist enterprises/the Russian business. No. 6-2 (161). 2010. P. 79-84.

3. Kononova M.Yu. Geoekomarketing of the SEZ туристско - recreational type // In the collection Landscape architecture and the nature device: from the project to economy - 2015. Materials P International scientific and technical conferences. Under a scientific edition of O. B. Sokolskaya and I. L. Vorotnikov. 2015. P. 65-67.

4. Valiyev M.Sh. Analysis and assessment of infrastructure development of internal tourism // Message the Tomsk state. University. Economy series. 2008. No. 37. P. 165-170.

5. Rodionov D.G. To formation in the cities of Russia of zones туристско - recreational and service specialization // Problem of modern economy. 2004. No. 1-2. P. 150 - 151.

6. Kablov A.A. Features of the taxation of the enterprises of the tourist industry // Service in Russia and abroad. No. 3. 2010. P.54-58.

7. Shmatko L.P. Forms of brendooriyentirovanny development of a branch infrastuktura of the region //Management of economic systems. 2014. No. 8 (68).

8. Ovcharov A.O., Miroshkin P.P., Stepanova M.P. Risk management when conducting travel business: a risk management at the tourist enterprises // the Russian business. 2010. No. 6. 2 (161). P. 79-84.

9. The tourism share in GDP of Russia is almost seven times less than the average world value//the Parliamentary newspaper. 1/20/2016 https://www.pnp.m//economics//2016/01/20/dolya-turizma-vvvp-rossii-pochti-vsem-raz-menshe -srednemirovogo -znachenij a.html.

The tourist's market of Russia has endured a change in favor of an internal turizma.//the Parliamentary newspaper. 1/20/2016 https://www.pnp.ru/economics/2016/01/20/turrynok-rossii-perezhil-perelom-vnutrennego-turizma.html

10. Website of the Knoema company. World atlas of data. http://knoema.ru//atlas/topics/.

11. Indicators of tourist activity. Answers to questions. http://tourfag.net/travel-business/pokazateli-turisticheskoj-dejatelnosti.

Статья поступила в редакцию 20.02.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.