Фомин А.П.
канд. экон. наук, доцент
заведующий кафедрой производственного менеджмента директор Рузаевского института машиностроения (филиала) Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева
Долгов Д.И.
аспирант кафедры экономики, кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института ассистент кафедры производственного менеджмента Рузаевского института машиностроения (филиала) Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева
вагоны, заводы...
частичный переход на гражданскую продукцию как важное конкурентное преимущество
в современной рыночной экономике
Наличие дополнительных конкурентных преимуществ у промышленных предприятий дает им больше возможностей для успеха на рынке. Частичный переход на выпуск гражданской продукции позволяет военным предприятиям в условиях жесткой рыночной конкуренции выживать и занимать достойное место. Данный переход позволил такому гиганту, как НПК ОАО «Уральский вагоносборочный завод» им. Ф.Э. Дзержинского, расширить число преимуществ, оказывающих влияние на производство и реализацию продукции.
Способность машиностроительной полувоенной организации к выживанию во многом определяется ее востребованностью в качестве надежного партнера в хозяйственной деятельности. Поэтому в условиях развития мировой системы торговли, острой конкурентной борьбы, насыщенности рынка товарами и услугами потребители конечного продукта требуют независимого и объективного подтверждения качества
организации по всем наборам показателей, а не только по качеству конечного продукта. Основой выживания оборонных предприятий в советский период была система госзаказов и госзакупок. В условиях рынка, в период снижения суммы госзаказа, многие предприятия военно-промышленного комплекса частично перешли на выпуск гражданской продукции. В Свердловской области примером такого предприятия является ОАО
российское предпринимательство, 2008, № 7 (1)
ои
«Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского» (г. Нижний Тагил). Наличие собственной научной и технологической базы позволило «Уралвагонзаводу» в условиях обвального сокращения гособо-ронзаказа в перестроечный период сохранить свой потенциал. Во многом сохранить свой солидный потенциал, благодаря которому в настоящее время предприятие ОАО «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского стало одним из крупнейших монополистов по производству вагон-цистерн, удалось за счет четко отлаженной поставки ресурсов. Содержание различных видов ресурсов и проведение на основе иерархического принципа систематизации позволяет выявить следующую взаимосвязь: «ресурсы - ресурсы экономические - факторы производства». Руководство данного предприятия действие этой взаимосвязи ощутило на практике и сумело применить в пользу развития хозяйствующего субъекта.
Сегодня корпорация включает в себя следующие заводы:
- металлургический;
- вагоносборочный;
- механосборочный;
- ремонтно-механический;
- инструментальный;
- два завода по производству товаров народного потребления;
- завод нестандартизированного оборудования.
Кроме того, в структуру «Уралвагон-завода» также входят:
- три конструкторских бюро, в том числе головное в отрасли по грузовому вагоностроению;
- два института;
- научно-исследовательские и научно-технологические организации - ОАО «Уральский научно-технологический комплекс», ОАО «Уралкриомаш» и ФГУП «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения». Производство вагон-цистерн осуществляется на вагоносборочном заводе, входящим в состав ФГУП «Производственное объединение «Уральский вагоностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского». Вагоносборочный завод имеет в своем составе 13 цехов: заготовительный, механообрабатывающий, сборочно-сварочный, котельный, молярно-сдаточный, экспериментальный и др.
Цеха заготовительного предела обеспечивают заготовками и деталями, получаемыми методами холодной штамповки, газовой или плазменной резки. Цеха механообрабатывающего предела выполняют обработку крупного литья, вагонных осей, сборку колесных пар и тележек, обеспечивают изготовление эластомерных поглощающих аппаратов, узлов полувагонов, контейнер-цистерн, вагон-цистерн различных модификаций. Цеха сборочно-сварочного предела изготавливают хребтовые балки, боковые стены, рамы полувагонов и вагон-цистерн, мелкие узлы, на конвейерах производят общую сборку вагонов.
Котельные цеха изготавливают котлы вагон-цистерн для светлых и вязких нефтепродуктов, едкого натра, серной кислоты, пентана, олеума, природного газа, контейнер-цистерны для сжиженных углеводородных газов. Производят гидравлические и пневматические испытания, осу-
экономика отрасли
ществляют монтаж котлов на платформе, выпуская готовые изделия для последующей передачи на окраску и окончательную сдачу. Молярно-сдаточный цех обеспечивает окраску всех изделия вагоностроения, проверку работы тормозной системы и окончательную сдачу представителю заказчика. Экспериментальный цех вагоностроения, имеющий различное испытательное стендовое оборудование (стенд статических испытаний контейнер-цистерн, стенд-«горку» для проведения ударных испытаний, вагон-лабораторию и производственный участок для изготовления опытных узлов, макетов и др.), входит в состав испытательного центра «Уралвагонзавод». Вагоносборочный завод является высокоорганизованным механизированным крупносерийным производством, располагающим тремя линиями изготовления котлов и пятью сборочными конвейерами для изготовления полувагонов, вагон-цистерн. Разработаны и изготовлены цистерны для перевозки продуктов нефтепереработки, сжиженной углекислоты и другие.
Было выявлено, что технологии оборонного предприятия при переходе на гражданскую продукцию позволяют иметь большее количество конкурентных преимуществ, чем у промышленного предприятия, изначально выпускающего гражданскую продукцию, что доказывается ниже. Частичный переход на выпуск гражданской продукции определил основные конкурентные преимущества ОАО «Уралвагоназавод»:
1) Замкнутый цикл производства - от выплавки стали до готовой продукции;
2) Наличие собственных энергети-
ческих мощностей, обеспечивающих две трети потребностей в электроэнергии;
3) Наличие собственной научно-конструкторской и экспериментальной базы;
4) Выгодное территориальное расположение, близость к основным поставщикам материалов и комплектующих;
5) Стабильный высококвалифицированный коллектив, международная сертификация качества продукции, известность бренда;
6) Наличие 130 действующих патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы;
7) Стабильно занимаемая доля на российском рынке производства железнодорожного подвижного состава;
8) Предприятие - единственное в России, способное серийно выпускать бронетехнику. Преимущества данного предприятия, несомненно, дают больше возможностей для выживания на рынке, чем у его основных конкурентов, таких как ОАО «Рузхиммаш» (г. Рузаевка, Республика Мордовия), ОАО «Алтай-вагонзавод» (г. Нижнеалтайск) и др. Итак, мы видим, что частичный переход на выпуск гражданской продукции за счет рациональной координации управленческих производственных решений позволил оборонному предприятию обеспечить получение существенных конкурентных преимуществ.
Литература
1. Информационно-аналитическая база ОАО «Уралвагонзавод», г. Нижний Тагил.
российское предпринимательство, 2008, № 7 (1)