Научная статья на тему 'Бюджетный учет в 2005 г.'

Бюджетный учет в 2005 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетный учет в 2005 г.»

Бухгалтер и компьютер

БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ В 2005 г.

К.В. СЕРГЕЕВА,

руководитель отдела разработки программ бюджетного учета,

лауреат Премии Правительства РФ,

Фирма «1С»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N9 249 утвержден план мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.

В соответствии с этим планом утверждены и опубликованы новые основополагающие нормативные документы по бюджетному учету:

• Федеральный закон РФ от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»;

• приказ Минфина России от 26.08.2004 № 70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (зарегистрирован в Минюсте РФ 05.10.2004, регистрационный № 6055, опубликован на сайте «Гаранта» 08.10.2004);

• приказ Минфина России от 27.08.2004 № 72н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год» (по сообщению Минюста от 15.10.2004 документ в регистрации не нуждается).

Таким образом, с 1 января 2005 г. лимиты бюджетных обязательств, ассигнования, сметы необходимо составлять, а кассовые и фактические расходы вести в разрезе новой бюджетной классификации, в платежных документах необходимо также указывать новые коды бюджетной классификации.

В соответствии с приказом Минфина России от 26.08.2004 N9 70н новый план счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению вводятся в действие с 1 января 2005 г., переход к применению новой Инструкции по бюджетному учету необходимо осуществить до 1 октября 2005 г. по мере организационно-технической готовности учреждений. Указанное означает, что учреждению дано право вести учет до 1 октября 2005 г. по старой Инструкции (утверждена приказом от 30.12.1999№ 107н). Это

подтверждается приказом Минфина РФ от 29.09.2004 № 87н, в котором говорится, что Инструкция № 107н утрачивает силу с 01.10.2005.

Резкие перемены в методологии бухгалтерского учета в середине финансового года в принципе недопустимы. В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 N9 129-ФЗ в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. При изменении учетной политики в течение финансового года информация в бухгалтерской отчетности должна формироваться с приведением к новой методологии всех данных, ранее полученных в учетном процессе, поскольку данные бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений подлежат консолидации в отчетах распорядителя, главного распорядителя, финансового органа, и очень трудно консолидировать данные, представленные по разным планам счетов и сформированные с использованием различных правил учета. При возникновении подобных изменений в течение финансового года учреждение должно составлять бухгалтерскую отчетность с применением единых, наиболее более поздних по времени утверждения правил бухгалтерского учета. Поэтому Минфин России планирует отменить необходимость составления отчета за первое полугодие 2005 г., а отчет за 9 месяцев 2005 г. надо будет составлять по новым формам, ориентированным на новый план счетов бюджетного учета.

В целях унификации данных бухгалтерского учета для составления отчета за 9 месяцев 2005 г. надо будет откорректировать бухгалтерские записи, произведенные ранее. Поэтому многие бухгалтеры понимают, что проще перейти на новый план счетов и новый порядок учета в начале финансового года и планируют переходить на новый план счетов с 01.01.2005.

Новый порядок бюджетного учета предполагает автоматизированное его ведение. Об этом гово-

рятсами разработчики новой Инструкции по бюджетному учету. До настоящего времени Минфин России не объявлял никаких тендеров на создание единого программного обеспечения (ПО) для автоматизации бухгалтерского учета бюджетных учреждений России. Централизованного финансирования в бюджете 2004 г. на это не предусмотрено.

На совещании финансовых работников главных распорядителей средств федерального бюджета, проходившем 15.01.2004 в Минфине России, на вопрос бухгалтеров: «Будетли Минфином централизованно разрабатываться ПО для бухгалтерского учета распорядителей и получателей бюджетных средств» - заместитель начальника ГУФК Минфина России Г.И. Маклева ответила, что разработка единого ПО не предполагается.

В своем докладе на региональном рабочем совещании (материал опубликован на интернет-сайте Минфина России) Г.И. Маклева отметила, что «на региональном уровне необходимо в течение 2004 г. реш ить следующие задач и:

обучение бухгалтерского персонала; техническое обеспечение учетного процесса, поскольку использование разработанных документов вне процессов автоматизации невозможно;

работа с разработчиками и поставщиками программных продуктов с целью обеспечения эффективной работы используемых у вас программных продуктов».

В связи с этим перед бюджетными учреждениями встает вопрос о поддержке в используемом ими программном обеспечении изменений в методологии, которые вступят в действие в 2005 г.

Поддержка учетных решений фирмой «1С»

Экономическая программа является носителем определенной методологии учета. Постоянное изменение законодательной базы и, следовательно, правил бухгалтерского и налогового учета требуют поддержания программы в актуальном состоянии.

Типовые конфигурации экономических программ представляют собой целостные методологические решения. Оперативно обновляются типовые конфигурации экономических программ в соответствии с действующим законодательством. Официальные пользователи экономических программ имеют возможность получать обновления (новые релизы) программ и их типовых конфигураций, актуальные комплекты форм бухгалтерской и налоговой отчетности. При кардинальном изменении законодательства выпускаются новые редакции типовых конфигураций, обеспечивающие ведение учета по новым правилам.

В программных продуктах в полном объеме реализована методология учета: формирование необходимых первичных документов, регистров учета, автоматическое формирование блока проводок к хозяйственной операции из документа, формирование бухгалтерской отчетности и т.д. в строгом соответствии с законодательством. При этом действия пользователя в программе комментируются, при неверных действиях выдаются сообщения об ошибках.

Одной из первых фирма «1 С» реализовала в своих прикладных решениях для бюджетной сферы поддержку казначейского исполнения бюджета в соответствии с правилами расчетов, установленными как федеральным, так и местными казначействами, в том числе реализовала выгрузку платежных поручений в форматах Московского городского и федерального казначейства, а также загрузку данных выписки из лицевого счета бюджетополучателя в формате федерального казначейства, предусмотрела легкую адаптацию программных продуктов под требования местных финансово-казначейских органов.

В программных продуктах для бюджетных учреждений заблаговременно обновляются формы первичных документов, регистров учета, бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности и порядок их заполнения в соответствии с требованиями изменившегося законодательства.

С 2001 г. совместно с МНС России (ныне Федеральная казначейская служба) фирма «I С» участвует в разработке форматов передачи данных налоговых деклараций, а также принимала участие в пилотном проекте по передаче налоговых деклараций в электронном виде. В настоящее время во всех учетных решениях, в том числе для бюджетных учреждений, предусмотрена выгрузка налоговой отчетности в форматах МНС России.

Поддержка «перехода 2005» в бюджетном учете

Поддержке учетных решений фирмы «1С» для бюджетной сферы в связи с изменениями в бюджетном учете посвящено Информационное письмо для пользователей и партнеров от 21.10.2004 № 3398. опубликованное на интернет-сайте «1С».

Ниже приведены ответы на вопросы, которые волнуют большинство пользователей бюджетных решений фирмы «1С».

Вопрос. С нового 2005г. бюджетные организации переходят на новый план счетов. Будет ли фирмой «1С* сделана новая конфигурация с новым планом счетов для бюджетных организаций?

Ответ. Да, разумеется. Фирма «1С» разрабатывает соответствующие решения для автоматизации

учета и методические рекомендации с тем, чтобы совместно с партнерами обеспечить своевременный перевод пользователей на новый порядок учета.

Вопрос. Новая инструкция по бюджетному учету будет ревизована в новой конфигурации или будет переработана существующая конфигурация ?

Ответ. Из-за кардинального изменения плана счетов разрабатывается новая типовая конфигурация -«Бухгалтерия для бюджетных учреждений, ред. 5», которая позволит вести бухгалтерский учет бюджетных учреждений по Инструкции N9 70н от 26.08.2004.

Вопрос. Новый программный продукт будет реализован на платформе «1С:Предприятие 7.7» или «1С: Предприятие 8.0» ?

Ответ. В связи с тем, что в настоящее время пользователями бюджетных решений на платформе «1С:Предприятие 7.7» являются более 50 тыс. бюджетных учреждений, решения по реализации порядка учета, утвержденного приказом Минфина России от 26.08.2004 К? 70н, разрабатываются на платформе «1С: Предприятие 7.7».

Вопрос. Новая Инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях. Предусматривается ли в новом программном продукте ведение учета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетову и в органаху администрирующих поступление доходов?

Ответ. Как уже говорилось ранее, типовая конфигурация — это целостное методологическое решение, включающее не только план счетов, типовые корреспонденции и ввод проводок вручную, но и возможность оформления необходимых первичных документов и ввод хозяйственных операций с формированием заранее настроенного блока бухгалтерских записей с помощью электронных документов.

Новая конфигурация «Бухгалтерия для бюджетных учреждений, ред. 5», как и конфигурация «Бухгалтерия для бюджетных организаций, ред. 4», предназначена для ведения учета исполнения сметы бюджетополучателя. С помощью электронных документов, в первую очередь, автоматизируется бух-галтерский учет по исполнению сметы. Поэтому любое бюджетное учреждение, в том числе учреждения и организации, создаваемые российскими академиями наук, имеющими государственный статус (приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н действие Инструкции по бюджетному учету распро-

странено также на учреждения и организации, создаваемые российскими академиями наук, имеющими государственный статус), с помощью ред. 5 может вести бухгалтерский учет в части исполнения сметы на свое содержание.

Автоматизацию администрирования доходов (налоговых, таможенных и т.п.) будем включать в типовую конфигурацию по мере появления методических материалов по порядку ведения учета доходов бюджета. При необходимости можно вводить операции в программу вручную или самостоятельно (силами партнеров) доработать конфигурацию в части автоматизации учета уставной деятельности.

Вопрос. Успеет ли выйти новая конфигурация к 01.01.2005?

Ответ. Да, разумеется. Работы по изменению сначала Инструкции по бюджетному учету, а затем и плана счетов велись Минфином России с 2002 г. Все предварительные материалы по новому Плану счетов фирма «1 С» имела и прорабатывала возможность их автоматизации. В настоящее время идет разработка решения для автоматизации бюджетного учета по новой Инструкции, которое планируется предоставить пользователям к 01.01.2005.

Кроме того, к 01.01.2005 г. будет выпущен новый релиз конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций, ред. 4» (учет бюджетных учреждений по Инструкции № 107н от 30.12.1999), который позволит планировать и исполнять бюджет по новой бюджетной классификации. Обновление ред. 4 предназначено для тех пользователей, которые будут переходить на новую инструкцию в течение 2005 г. (до 01.10.2005).

Вопрос. Будет ли предусмотрен какой-то автоматический перенос данных из старых конфигураций в новые или все надо будет переносить вручную?

Ответ. Предполагается автоматический перенос из используемой сейчас бюджетной конфигурации всей необходимой нормативно-справочной информации - данные констант и справочников, не потерявшие актуальность, - в новую конфигурацию, а также разрабатывается конвертер для переноса остатков.

Вопрос. Новая конфигурация будет предоставляться пользователям как обновление (по стандартной схеме) или как новый продукт, на который необходимо будет делать апгрейд? Если как новый продукт, то примерно какой будет порядок цен?

Ответ. Учитывая потребность финансовых органов в централизации учета, в конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных учреждений, ред. 5» реализована возможность ведения бухгалтерского уче-

та как одного бюджетного учреждения, так и группы бюджетных учреждений (структурных подразделений учреждения) в одной информационной базе с получением как общих, так и раздельных (по учреждениям, структурным подразделениям) главных книг и балансов. Помимо раздельного учета по учреждениям, конфигурация поддерживает до 5 разрезов аналитического учета. В конфигурации также предусмотрена работа с распределенными информационными базами и другие возможности.

Примечание. В настоящее время копии приобретаемых программных продуктов, на которые организация не имеет исключительных прав, не являются нематериальными активами, т.е. не должны учитываться в составе нематериальных активов на счете 031, а должны списываться на расходы в момент приобретения (письмо Минфина России от 16.05.2003 № 03-01 -01/11 -15), та же позиция закреплена в п. 33 Инструкции № 70н, поэтому в 2004 г. расходы по приобретению программных продуктов следует относить на ст. 111040 «Прочие расходы», а в 2005 г. - на ст. 290 «Прочие расходы» экономической классификации расходов.

Предполагается автоматический перенос из используемой сейчас бюджетной конфигурации всей необходимой нормативно-справочной информации (данные констант и справочников, не потерявшие актуальность) в новую конфигурацию, а также разрабатывается конвертер для переноса остатков. При этом перенести все остатки на новый план счетов автоматически с помощью типового решения не представляется возможным из-за отсутствия прямого соответствия ряда счетов в старом и новом планах счетов, например, по учету малоценных предметов. Поэтому может потребоваться помощь региональных партнеров «1С» - организаций сети «1С:Франчайзинг» в доработке типового конвертера под особенности конкретного учреждения и по переносу данных. Партнерская сеть «1 С» уже имеет опыт перевода пользователей на новый план счетов как бюджетных учреждений (в 2000 г.), так и коммерческих предприятий и некоммерческих организаций (в 2001-2002 гг.).

В связи с кардинальными изменениями бюджетного учета Минфином России запланирован переход на новый порядок бюджетного учета в течение 9 месяцев - с начала 2005 г. до третьего квартала 2005 г. включительно. В течение этого периода планируется вносить изменения в новые нормативные

документы с учетом практики их использования.

Новый порядок учета предусматривает хранение большого массива аналитической информации и усложнение алгоритмов ее обработки. Если вы давно не меняли компьютерную технику, в качестве одного из этапов внедрения новой инструкции рекомендуем, по возможности, предусмотреть обновление вычислительной техники на современную конфигурацию. Рекомендуемые примерные параметры компьютеров для эксплуатации новой конфигурации: процессор с частотой 200 МГц и оперативной памятью 64 Мб, а при использовании Windows 2000 или ХР - не менее 128 Мб. Более высокие характеристики позволят повысить производительность системы.

В новом плане счетов значительно увеличено количество счетов. Соответственно увеличивается количество регистров бухгалтерского учета, которые следует вести. В соответствии с этим увеличивается расход бумаги, требуемой на распечатку регистров учета. Расход бумаги вырастет также в связи с увеличением до 26 знаков кода счета и связанного с этим увеличения ширины граф первичных документов и регистров учета, в которых следует приводить 26-значный код счета. Поэтому следует предусмотреть увеличение расходов по статье ЭКР 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Вопрос. Планируются ли в рамках «1С:Консалтинг» разработка и проведение обучающих семинаров/ курсов для бухгалтеров бюджетной сферы?

Ответ. Да. В настоящее время ведется разработка методических материалов для проведения обучающих семинаров.

Вместе с выпуском новых программных продуктов и документации к ним запланировано проведение консалтинговых семинаров и публикация разъяснений по применению нового плана счетов и порядка учета, заполнения первичных документов, регистров учета, бухгалтерской отчетности и их реализации в программных продуктах. Запланировано также издание специальной методической литературы по переходу на новый порядок учета. Изменениям в бюджетном учете и их отражению в программных продуктах «1С» будет посвящен Всероссийский единый семинар 1С «Бюджетный учет: Переход 2005», который планируется ориентировочно провести 16 декабря 2004 г. одновременно фирмой «1С» и партнерами в крупных городах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.