16 (136)-2005
Бухгалтер и компьютер
ОТРАЖЕНИЕ ПРОГРАММНЫМИ СРЕДСТВАМИ БУХГАЛТЕРСКИХ ЗАПИСЕЙ В РЕГИСТРАХ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА
К.В. СЕРГЕЕВА,
руководитель отдела разработки программ бюджетного учета,
лауреат Государственной премии
Фирма «1С»
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О бухгштерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности в организации ведутся регистры бухгалтерского учета. Они ведутся как в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, так и в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. При этом на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность вывода регистров на бумажные носители информации.
Согласно п. 8 Инструкции по бюджетному учету № 70 (далее - Инструкция) «вусловиях комплексной автоматизации бюджетного учета в учреждении операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бюджетного учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат соответствующие реквизиты и показатели регистров бюджетного учета, предусмотренные настоящей Инструкцией и утверждающим документом соответствующего органа, организующего исполнение бюджета».
В программе «1С: Бухгалтерия для бюджетных учреждений» предусмотрено документирование всех фактов хозяйственной жизни с помошью электронных документов (рис. 1), специализированных по разделам учета, а также с помощью типовых или ручных операций с получением соответствующих типовых форм первичныхдокументов, перечисленных в Инструкции, или бухгалтерской справки ф. 0504833.
В основе конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций» лежит следующее положение закона «О бухгалтерском учете»: «Все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет» (гл. 2, ст. 10).
Ведение учета с помощью программы представляет собой технологический процесс бухгалтерского документооборота по всем разделам учета и регистрации всех фактов финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в информационной базе программы, завершающийся в отчетном периоде составлением регистров учета и формированием регламентированной отчетности.
На этапе ведения бухгалтерского документооборота программа обеспечивает ввод, печать и хранение в информационной базе информации о первичных документах. При проведении электронных документов программа автоматически создает бухгалтерские операции и формирует проводки (записи на счетах бухгалтере ко го у чета). Бухгалтерские операции могут быть сформированы также при вводе проводок вручную или с помощью типовых операций. Проводки отражаются на счетах бухгалтерского учета, поскольку вся информация, введенная в программу, обобщается автоматически. При этом данные синтетического учета соответствуют данным аналитического учета.
Каждый раздел учета в конфигурации — это автономный, методически выверенный технологический цикл учета отдельных видов имущества, средств, обязательств в рамках единой типовой конфигурации, который предусматривает получение всех необходимых первичных учетных и отчетных документов.
Поступление ОС, НМА. НПА - АА00000002 ж
т щ щ. т з % & -ш * * й п а
•■иве
Заголовок I Таблица | • 1 Общеобразовательная школа N 756
Номер: ЩЕШШ от ¡11.03.2005
г Содержание хозяйственной операции:-
; .. | Приобретение НМА у контрагентов (302.18)
[а] Поступление Нематериальные активы
Первичный документ:
Сумма по документу:
10,000 00 Ы
Вид движения ¡Приобретено
и
Счет кредит:
302.18.3.
У
Счет дебет
К0СГУ по дебету:
106.02.3.
¡320
г- Учет налогов (НДС)---
Г .Выделить НДС Счет Н ДС
: Контрагент:
13 13
КБК кредита: 07707024210000285 КОСГУ по кредиту: ¡730
□
13
д д
Контрагенты (Автореал
13
Договоры | Договор на "Газель'
Итого по документу Комментарий:
▼ Печать
10,000.00
и
та
ок
Закрыть
Автор: Администратор
Последние изменения: .Администратор 11.03.0510:13:17
Рис. 1. Форма электронного документа
Для печати первичных документов и автоматического отражения финансово-хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета типовая конфигурация включает набор электронных документов (видов документов), специализированных по разделам учета.
Документы объединены в группы по разделам учета. Ввод и обращение к документам производятся в соответствующих журналах документов (рис. 2).
Для анализа бухгалтерской информации и формирования выходных форм бухгалтерского учета в «1С: Бухгалтерии для бюджетных учреждений» используются отчеты.
Регистры учета и бухгалтерская отчетность в программе формируются как выходные отчетные формы поданным, хранящимся в информационной базе программы. Алгоритмы формирования отчетов можно увидеть и при необходимости проверить.
Согласно п. 5.5 Правил (Стандарта) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 22.01.1998, протокол № 2) «наличие системы компьютерной обработки данных не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни».
Таким образом, отчет выдает информацию, введенную пользователем в информационную базу программы. Ответственность за отражение или неотражение в программе факта хозяйственной деятельности целиком и полностью лежит на бухгалтерских кадрах. Это подтверждено цитируемым выше п. 5.5. Правил.
Формируемые бланки первичных документов, регистров учета, бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности, включенные в типовую конфигурацию «Бухгалтерия для бюджетных учреждений», соответствуют оригиналам, разработанным Минфином, Госкомстатом России и другими ведомствами.
Помимо перечня рекомендуемых регистров бюджетного учета (согласно приложению 3 к Инструкции), в программе предусмотрено формирование большого ряда отчетов для получения различного рода оперативной информации: о движении и остатках на счетах бухгалтерского учета, задолженности поставщиков, подрядчиков и заказчиков, составе и оценке товарно-материальных ценностей, состоянии расчетов с подотчетными лицами, бюджетом и прочими дебиторами и кредиторами.
Руководствуясь п. 3 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», рекомендуем состав и содер-
ш Касса (01.01.2005-31.12.2005) ИВЕ
а *Е*--а^
Дата Документ Номер Приход || Расход
тт 01.03.2005 Отчет кассира АА00000001
0) 10.03 2005 Прих. ордер АА00000001 7.000.001
и а 10.03.2005 Отчет кассира АА00000002
КШЕШИНК Раек ордер АА00000002 100 00
I.....................................
3
Комментарий.
Аетор: Администратор, последние изменения: Администратор 14.05 05 10:50:57
Закрыть Действия Отчет кассира | Объявление шт
У
се документы
3]
Рис. 2. Журнал кассовых документов
жание регистров, которые сохраняются на бумажном носителе, а также периодичность их формирования оформить как элемент учетной политики (Положения о бухгалтерской службе). То есть в одном из пунктов Приказа об учетной политики организации (Положения о бухгалтерской службе) перечислитьте отчеты, которые учреждение формирует в программе, распечатать их и включить в документ в качестве приложения.
Обшие принципы работы со стандартными и специализированными отчетами и рекомендации
по формированию конкретного отчета приведены в электронном описании отчетов и документации к программе.
Следует отметить, что юридическую силу регистры учета приобретают только после того, как они будут подписаны главным бухгалтером или бухгалтером, ответственным за конкретный участок учета. Поэтому необходимо регулярно распечатывать регистры учета и визировать их.
■ » р щ в Я
ФИНАНСОВЫЙ
ДИРЕКТОР
Г&Г М
ЙУТ <г
•и
ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА ТЕМУ:
«Опыт формирования отчетности по МСФО - организация учета, проблемы, автоматизация»
(т) Росэкспертиза
ПАРТНЕРЫ
ШРРБК
БЕЙКЕР ТИЛЛИ РУСАУДИТ
Темы для обсуждения:
Перспективы применения МСФО на российских предприятиях. Федеральное регулирование процесса внедрения МСФО
Как трансформировать данные российского бухгалтерского учета в отчетность, соответствующую требованиям МСФО Практика использования отчетности по МСФО для привлечения международных финансовых ресурсов; Принципиальные отличия МСФО и РСБУ в отражении наиболее распространенных хозяйственных операций Построение системы управленческого учета на основе стандартов международной финансовой отчетности. Преимущества и недостатки и др. МАСТЕР-КЛАСС -ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТЧЕТНОСТИ»
ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
на сайте: www.fd.ru и по тел.: (095) 609-6347, 105-7743 (руководитель отдела - Ирина Сухова, эикЬоуа^б.ги; Денис Валеев. уа1ееН#а.ги; Юлия Комиссарова. уЧогги§8агауаЗД ги; Любовь Соловейчик. во1о\/в1с<ик#(сЬгъ).
Будем рады видеть вас среди участников конференции!
НА КОНФЕРЕНЦИИ ВЫСТУПЯТ:
Антон Валянский - финансовый директор ОАО •<Аптечная сеть 36.6-
Ольга Королева - главный бухгалтер ОАО -Связьинвест» Елена Зубова - заместитель генерального директора ООО -Росэкпертиза- (МЯО
Аскольд Бирин - директор департамента международной отчетности аудиторско-консалтинговой компании -ФбК-Инесса Мнацаканова - начальник Управления обеспечения сбыта ГМК -Норильский никель-, директор Образовательного и консультационного центра -Гриффитц Колледж», член АССА
ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ ПРИГЛАШЕНЫ:
директор Департамента регулирования государственного финансового контроля аудиторской деятельности, бухучета и отчетности Минфина России Шнейдман Л.З.;
руководители и финансовые директора компаний «СУАЛ-Холдинг-, -Русский алюминий». -Газпром-. -ЛУКОЙЛ» завода *Эмпило и др.
НФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ «Vо
и ПРАЙМ-ТАСС