УДК 332.14
БЮДЖЕТНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Татьяна Владимировна Сумская
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат экономических наук, доцент,
тел. (383)330-84-67, e-mail: tanyu shka333 @yahoo. com
В работе выявлены условия формирования финансовой базы местного самоуправления, предложена методика анализа структуры, устойчивости бюджетов и эффективности субфедеральной бюджетной политики, расчеты по которой проведены на материалах Новосибирской области за период 2006-2012 гг. Проведена оценка структуры местных бюджетов НСО, выполнен расчет характеристик неоднородности бюджетных показателей до и после выделения средств из областного бюджета. Проанализирована зависимость между безвозмездными перечислениями и полученными доходами, оценен предельный эффект увеличения налогов, поступающих в местные бюджеты.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, местный бюджет, налоговые и неналоговые доходы местного бюджета, выравнивание дифференциации бюджетной обеспеченности, субфедеральная бюджетная политика.
BUDGETARY ASPECTS OF THE FUNCTIONING OF LOCAL SELF-GOVERNMENT (NOVOSIBIRSKAYA OBLASAT AS AN EXAMPLE)
Tatiana V. Sumskaya
Institute of Economics and industrial Engineering of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 630090, Russia, Novosibirsk, pr. Ak. Lavrentieva, 17, Ph. D. in Economics наук, Assistant Professor, tel. (383)330-84-67, e-mail: tanyushka333 @yahoo.com
In this paper we identify the conditions of formation of the financial base of local self-government, the technique of analysis of the structure, stability of budgets and efficiency of sub-federal budget policy, calculations are carried out on materials of Novosibirskaya oblast for the period 2006-2012 years . The structure of local budgets of Novosibirskaya oblast is evaluated, the characteristics of heterogeneity of budget indicators before and after the transfer of funds from the regional budget are calculated. The dependence between transfers and tax and nontax revenues is analyzed; marginal effect of increasing the taxes paid to local budgets is calculated.
Key words: local self-government, local budget, tax and non-tax revenues of the local budget, equalization of budgetary provision's differentiation, sub-federal budget policy.
В настоящее время проблема формирования и укрепления местных бюджетов остается одной из наиболее острых и насущных в межбюджетных отношениях. Относительная экономическая самостоятельность местного самоуправления (МСУ) обусловливает необходимость и самостоятельного бюджетного регулирования, что невозможно без формирования собственных доходных источников, достаточных для эффективного выполнения функций, возложенных на МСУ. Специфика муниципального уровня управления заключается
в его социальной ориентации, что делает зависимой социально-экономическую ситуацию в России в целом от того, как местная власть решает конкретные проблемы на своих территориях. Для оценки уровня самостоятельности бюджетов органов МСУ Новосибирской области (НСО), было проанализировано распределение доли полученных (налоговых и неналоговых) доходов в совокупном доходе местных бюджетов области за период 2006-2012 годов. Результаты расчетов представлены в табл. 1.
Таблица 1
Распределение доли полученных доходов МО НСО
Интервал доли полученных доходов, % Количество муниципальных районов и городских округов,
попавших в группу
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
0-10 9 17 12 9 13 14 14
10-20 18 10 10 13 12 11 11
20-30 3 5 7 5 4 5 4
30-40 3 1 3 5 3 2 1
40-50 0 1 1 0 1 0 3
50-60 1 0 1 2 1 0 0
60-70 0 1 1 1 1 2 2
70-80 1 0 0 0 0 1 0
Свыше 80 0 0 0 0 0 0 0
Как видно, доля полученных доходов для большей части МО НСО находилась в 2006-2012 гг. в пределах 20%, причем более чем для трети муниципальных образований в 2007, 2008, 2010-2012 гг. доля налоговых и неналоговых доходов составляла менее 10%. Таким образом, ситуация ухудшилась по сравнению с концом 1990-х - началом 2000-х годов, когда доля данного вида доходов для большинства муниципальных образований Новосибирской области была в пределах 20-40%.
Распределение доли безвозмездных перечислений в общих доходах муниципалитетов Новосибирской области представлено в табл. 2, из которой следует, что для большинства МО НСО безвозмездные перечисления составляют свыше 80% бюджетных доходов.
Оценка степени оправданности концентрации ресурсов с точки зрения выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов может быть проведена с помощью характеристик неоднородности показателей до и после выделения средств бюджетам муниципальных образований. С ростом однородности по выборке показатели разброса должны уменьшаться. В работе оценивались показатели разброса полученных и располагаемых (с учетом безвозмездных перечислений) бюджетных доходов МО Новосибирской области на душу населения (табл. 3).
Распределение доли безвозмездных перечислений в бюджетах МО НСО
Интервал доли безвозмездных Количество муниципальных районов и городских округов, попавших в группу
перечислений, % 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
0-20 0 0 0 0 0 0 0
20-30 1 0 0 0 0 1 1
30-40 1 1 2 3 1 2 2
40-50 0 0 0 0 3 1 0
50-60 0 1 2 1 1 0 3
60-70 3 3 2 4 2 2 1
70-80 5 4 7 5 4 6 4
80-90 19 14 12 13 12 9 11
Свыше 90 6 12 10 9 12 14 14
Таблица 3
Показатели неоднородности уровня бюджетных доходов
Показатели Полученные доходы
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Размах асимметрии 29,42 49,55 40,59 19,36 8,34 12,22 5,08
Рассеивание МО 1075 2293 2626 2209 1915 2571 2244
Стандартное отклонение 1702 3286 3868 3297 2598 4357 3182
Коэф. вариации, % 92,31 102,94 98,52 78,13 57,71 84,76 57,17
Располагаемые доходы
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Размах асимметрии 13,59 19,70 13,07 14,21 6,13 4,00 4,15
Рассеивание МО 3098 2629 6219 6734 9461 7874 8742
Стандартное отклонение 4493 10297 10217 9955 12219 11285 11954
Коэф. вариации, % 41,67 53,03 46,82 44,99 39,17 33,39 32,13
Из табл. 3 следует, что размах асимметрии между муниципальными образованиями в Новосибирской области после перечисления средств местным бюджетам за период 2006-2012 гг. сокращается. Рассеивание муниципалитетов по показателям полученных и располагаемых доходов в целом за рассмотренный период увеличивается. Рост стандартного отклонения располагаемых доходов по сравнению со стандартным отклонением полученных доходов объясняется тем, что в Новосибирской области все муниципалитеты получают перечисления из регионального бюджета. Поэтому оценивалось изменение неоднородности с учетом увеличения средней величины доходов местных бюджетов путем расчета коэффициента вариации. Показатель располагаемых доходов имеет гораздо меньший коэффициент вариации, т.е. неоднородность в бюджетных доходах после перечисления муниципалитетам средств из областного бюджета сокращается в 1,5-2,5 раза.
Для оценки того, насколько качественно действующая система межбюджетных отношений справляется с функциями выравнивания дифференциации бюджетной обеспеченности муниципалитетов и
стимулирования муниципальных образований к укреплению собственной доходной базы, можно использовать методы регрессионного анализа, а также ранжирование муниципалитетов по показателям полученных и располагаемых бюджетных доходов. При этом интерес представляют не сами ранги, а их изменение в процессе межбюджетного регулирования, т.е. то, насколько эти ранги меняются после получения регионами межбюджетных трансфертов. Данное изменение можно оценить с помощью расчета коэффициентов корреляции Спирмена и Кендалла. Значения данных коэффициентов, рассчитанные для полученных и располагаемых доходов бюджетов муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, представлены в табл. 5.
Таблица 5
Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендалла, рассчитанные для полученных и располагаемых доходов МО НСО
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена 0,40 0,61 -0,17 -0,17 -0,37 -0,47 -0,63
Коэффициент ранговой корреляции Кендалла 0,28 0,44 -0,14 -0,16 -0,28 -0,37 -0,44
Как свидетельствуют расчеты, в 2006, 2007, 2011 и 2012 гг. наблюдалась умеренная взаимосвязь между рангами полученных и располагаемых бюджетных доходов муниципалитетов области. В 2010 г. взаимосвязь была слабая. Расчеты за периоды 2008 и 2009 гг. не обнаружили статистически значимой взаимосвязи между рангами полученных и располагаемых бюджетных доходов. Важно отметить, что в 2006 и 2007 гг. взаимосвязь анализируемых признаков носила прямой характер, однако в случае 2010— 2012 гг. взаимосвязь была обратная. Данный факт свидетельствует о том, происходит существенное изменение рангов территорий Новосибирской области после получения ими безвозмездных перечислений.
Кроме того, рассмотрено, отвечают ли средства, передаваемые из областного бюджета органам местного самоуправления, цели внутрирегионального выравнивания. Для тестирования этой гипотезы была оценена зависимость средств, поступающих в местные бюджеты из бюджета области на душу населения, от среднедушевых налоговых и неналоговых бюджетных доходов путем оценки уравнения:
Т = а + р • Ъ +
где Т - перечисления из областного бюджета 1-му муниципальному образованию в расчете на душу населения,
- налоговые и неналоговые доходы ьтого муниципалитета на д.н.
Результаты расчетов представлены в табл. 6.
Результаты оценки уравнения Ti = а + ß • Ri + ^
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
R2 0,002 0,11 0,21 0,21 0,19 0,26 0,42
Оценка а 8564 13150 19884 21444 36154 36126 47114
t-статистика коэ( )фициента а 8,31 6,74 13,18 11,22 8,88 12,03 12,82
95% доверит. интервал для а нижняя граница 6467 9180 16810 17553 27873 30015 39638
верхняя граница 10660 17119 22958 25335 44435 42237 54590
Оценка ß 0,10 0,88 -0,92 -1,09 -2,21 -1,52 -2,78
t-статистика коэ( )фициента Р 1,25 2,05 -2,91 -2,91 -2,81 -3,38 -4,84
95% доверит. интервал для ß нижняя граница -0,74 0,01 -1,56 -1,85 -3,81 -2,43 -3,95
верхняя граница 0,94 1,75 -0,28 -0,33 -0,61 -0,60 -1,61
Количество наблюдений всего 35 35 35 35 35 35 35
после исключения выбросов 35 35 34 34 35 35 35
Из приведенных данных видно, что в Новосибирской области в 2006 г. зависимость между полученными доходами и безвозмездными перечислениями была статистически незначима, т.е. перечисления из областного бюджета носили случайный характер. В 2007 г. получена статистически значимая положительная зависимость между исследуемыми переменными. За период с 2008 по 2012 гг. выявлена статистически значимая отрицательная зависимость между рассмотренными параметрами. Т.е. что бюджетная политика в области в 2008-2012 гг. направлена на выравнивание среднедушевых бюджетных доходов муниципальных образований.
Наличие и направления действия стимулов для муниципальных районов и городских округов Новосибирской области можно оценить по предельному эффекту увеличения налогов, поступающих в местные бюджеты, т.е. по увеличению располагаемых доходов при увеличении налоговых и неналоговых поступлений в бюджет на 1 рубль:
(Yit -Yit-i) = а + ß (Xit-Xit-i) + Sit,
где Yit - располагаемые доходы i-го МО в году t,
Xit - налоговые и неналоговые доходы i-го МО в году t.
Результаты оценки представлены в табл. 7.
Представленные результаты свидетельствуют о том, что для периодов 2007-2008 и 2008-2009 гг. оцениваемые зависимости оказались статистически незначимыми. Это факт можно объяснить кризисом 2008 г., который повлек за собой определенные изменения в бюджетной политике региона. Остальные зависимости, приведенные в табл. 7, оказались статистически значимы, оценка коэффициента ß во всех регрессиях больше нуля. Таким образом, стимулы работают в направлении сохранения и развития собственного налогового потенциала муниципалитетов Новосибирской области.
Результаты оценки уравнения ^^ - Yit-1) = а + в (Х^ - Х^) + ^
Показатель 20062007 20072008 20082009 20092010 20102011 20112012
0,45 0,10 0,10 0,26 0,27 0,64
Оценка а 157640 94760 14743 200241 57365 68485
1;-статистика коэс )фициента а 5,87 3,68 1,04 7,24 1,65 4,07
95% доверит. интервал для а нижняя граница 102906 42320 -14126 143893 -13474 34219
верхняя граница 212374 147201 43612 256590 128203 102751
Оценка Р 2,72 -1,03 0,55 2,38 1,56 1,06
1-статистика коэс )фициента Р 5,07 -1,88 1,95 3,31 3,43 7,54
95% доверит. интервал для Р нижняя граница 1,63 -2,15 -0,02 0,92 0,63 0,78
верхняя граница 3,81 0,08 1,12 3,85 2,49 1,35
В целом по результатам проведенного исследования можно резюмировать, что одной из важнейших проблем создания эффективного местного самоуправления является его адекватное финансовое обеспечение. Решение данной проблемы требует, прежде всего, укрепления доходной базы местных бюджетов. Четкая система межбюджетных взаимоотношений имеет важное значение для развития государства. Процесс оказания финансовой помощи должен выступать вторичным по отношению к установлению собственной налоговой базы бюджетов каждого уровня. Для выполнения основополагающих принципов рационального формирования и эффективного функционирования всей национальной бюджетной системы необходимо четко и качественно установить критерии распределения налоговых доходов между бюджетами всех уровней.
© Т. В. Сумская, 2014