Научная статья на тему 'Бюджетно-налоговая политика на современном этапе и ее роль в формировании бюджетов различных уровней'

Бюджетно-налоговая политика на современном этапе и ее роль в формировании бюджетов различных уровней Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
бюджетно-налоговая политика / бюджетная система / налоговая система / федеральные / региональные налоги / местные налоги / налог на совокупный доход / безвозмездные поступления / государственный долг / бюджеты административных центров республик / бюджет федеральных округов / fiscal policy / budget system / tax system / federal taxes / regional taxes / local taxes / total income tax / gratuitous receipts / public debt / budgets of administrative centers of republics / budgets of federal districts

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотиков Николай Зотикович

Бюджетно-налоговая политика призвана обеспечить устойчивое развитие российской экономики на основе модернизации, повысить уровень жизни населения путем снижения социального неравенства, адаптировать бюджетную систему к современным реалиям. Санкции, введенные странами Европейского союза и Соединенными Штатами Америки против Российской Федерации (далее – РФ), влияют не только на сферу производства, но и на экономику в целом. Снижение цен на нефть, девальвация рубля, отток иностранного капитала в конечном итоге ведут к дефициту бюджета. В этих условиях бюджетно-налоговая политика остается одним из важнейших инструментов проводимой государством экономической политики. Приоритетным направлением становится повышение эффективности налоговой системы. В задачи исследования входит установление эффективности бюджетно-налоговой системы в формировании доходов бюджетов различных уровней, в том числе административных центров (столиц республик, областных центров). В статье использованы анализ и синтез, обобщение, группировка, динамика, сравнение, табличный метод, данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ. Установлено, что существующая бюджетно-налоговая политика не обеспечивает региональные и местные бюджеты необходимыми финансовыми ресурсами, в них преобладают межбюджетные трансферты, покрывающие лишь их дефицит, не обеспечивающие рост экономики. Все это предопределяет необходимость перераспределения налоговых доходов в пользу региональных и местных бюджетов, что ослабит долю межбюджетных трансфертов в указанных бюджетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Budgetary and tax policy at the present stage and its role in forming budgets of different levels

Budgetary and tax policy is designed to ensure sustainable development of the Russian economy on the basis of modernization, to improve the living standards of the population by reducing social inequality, and to adapt the budget system to modern realities. The sanctions imposed by the European Union and the United States of America against Russia affect not only the production sphere, but also economy as a whole. The decline in oil prices, ruble devaluation, and outflow of foreign capital eventually lead to budget deficit. In these conditions, budgetary and tax policy remains one of the most important instruments of the economic policy pursued by the state. Increasing tax system efficiency becomes a priority. The objectives of the study include establishing budgetary and tax system effectiveness in forming budget revenues of different levels, including administrative centers (capitals of republics, regional centers). The article uses analysis and synthesis, generalization, grouping, dynamics, comparison, tabular method, and data of the Federal State Statistics Service, the Ministry of Finance of the Russian Federation, and the Federal Tax Service of the Russian Federation. It has been established that the existing budget and tax policy does not provide regional and local budgets with necessary financial resources as they are dominated by inter-budget transfers that cover only their deficit and do not ensure economic growth. All this predetermines the need to redistribute tax revenues in favor of regional and local budgets that will weaken the share of inter-budget transfers in these budgets.

Текст научной работы на тему «Бюджетно-налоговая политика на современном этапе и ее роль в формировании бюджетов различных уровней»

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 336.143:336.22, 336.14(470) JEL Н61 DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2023-11-4-35-44

Получено: 02.10.2023 Статья доработана после рецензирования: 06.11.2023 Принято: 13.11.2023

Бюджетно-налоговая политика на современном этапе и ее роль в формировании бюджетов различных уровней

Зотиков Николай Зотикович

Канд. экон. наук, доц. каф. финансов, кредита и экономической безопасности ОRCID: 0000-0001-5631-9123, e-mail: [email protected]

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, 428015, Московский пр-т, 15, г. Чебоксары, Россия

Аннотация

Бюджетно-налоговая политика призвана обеспечить устойчивое развитие российской экономики на основе модернизации, повысить уровень жизни населения путем снижения социального неравенства, адаптировать бюджетную систему к современным реалиям. Санкции, введенные странами Европейского союза и Соединенными Штатами Америки против Российской Федерации (далее - РФ), влияют не только на сферу производства, но и на экономику в целом. Снижение цен на нефть, девальвация рубля, отток иностранного капитала в конечном итоге ведут к дефициту бюджета. В этих условиях бюджетно-налоговая политика остается одним из важнейших инструментов проводимой государством экономической политики. Приоритетным направлением становится повышение эффективности налоговой системы. В задачи исследования входит установление эффективности бюджетно-налоговой системы в формировании доходов бюджетов различных уровней, в том числе административных центров (столиц республик, областных центров). В статье использованы анализ и синтез, обобщение, группировка, динамика, сравнение, табличный метод, данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ. Установлено, что существующая бюджетно-налоговая политика не обеспечивает региональные и местные бюджеты необходимыми финансовыми ресурсами, в них преобладают межбюджетные трансферты, покрывающие лишь их дефицит, не обеспечивающие рост экономики. Все это предопределяет необходимость перераспределения налоговых доходов в пользу региональных и местных бюджетов, что ослабит долю межбюджетных трансфертов в указанных бюджетах.

Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, бюджетная система, налоговая система, федеральные, региональные налоги, местные налоги, налог на совокупный доход, безвозмездные поступления, государственный долг, бюджеты административных центров республик, бюджет федеральных округов

Для цитирования: Зотиков Н.З. Бюджетно-налоговая политика на современном этапе и ее роль в формировании бюджетов различных уровней//Управление. 2023. Т. 11. № 4. С. 35-44. DOI: 10.26425/2309-3633-2023-11-4-35-44

© Зотиков Н.З., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

MANAGEMENT IN ECONOMY: PROBLEMS AND PROSPECTS

Received: 02.10.2023 Revised: 06.11.2023 Accepted: 13.11.2023

Budgetary and tax policy at the present stage and its role in forming budgets of different levels

Nikolai Z. Zotikov

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Finance, Credit and Economic Security Department ORCID: 0000-0001-5631-9123, e-mail: [email protected]

Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, 15, Moskovsky prospekt, Cheboksary 428015, Russia

Abstract

Budgetary and tax policy is designed to ensure sustainable development of the Russian economy on the basis of modernization, to improve the living standards of the population by reducing social inequality, and to adapt the budget system to modern realities. The sanctions imposed by the European Union and the United States of America against Russia affect not only the production sphere, but also economy as a whole. The decline in oil prices, ruble devaluation, and outflow of foreign capital eventually lead to budget deficit. In these conditions, budgetary and tax policy remains one of the most important instruments of the economic policy pursued by the state. Increasing tax system efficiency becomes a priority. The objectives of the study include establishing budgetary and tax system effectiveness in forming budget revenues of different levels, including administrative centers (capitals of republics, regional centers). The article uses analysis and synthesis, generalization, grouping, dynamics, comparison, tabular method, and data of the Federal State Statistics Service, the Ministry of Finance of the Russian Federation, and the Federal Tax Service of the Russian Federation. It has been established that the existing budget and tax policy does not provide regional and local budgets with necessary financial resources as they are dominated by inter-budget transfers that cover only their deficit and do not ensure economic growth. All this predetermines the need to redistribute tax revenues in favor of regional and local budgets that will weaken the share of inter-budget transfers in these budgets.

Keywords: fiscal policy, budget system, tax system, federal taxes, regional taxes, local taxes, total income tax, gratuitous receipts, public debt, budgets of administrative centers of republics, budgets of federal districts

For citation: Zotikov N.Z. (2023). Budgetary and tax policy at the present stage and its role in forming budgets of different levels. Upra-vlenie/Management (Russia), 11 (4), pp. 35-44. DOI: 10.26425/2309-3633-2023-11-4-35-44

© Zotikov N.Z., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

Введение / Introduction

Цель бюджетно-налоговой политики — обеспечение финансовых потребностей государства, регионов, определенных социальных групп общества на основе поступательного развития экономики. Выбор типа фискальной политики определяется состоянием экономики, а не состоянием бюджета: повышение государственных расходов и налогов на одинаковую величину увеличивает валовой внутренний продукт (далее — ВВП), поскольку налоги - это его часть, но не изменяет величину бюджетного дефицита. Основная цель финансовой политики — сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение темпов инфляции.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования экономики, строится на таких принципах, как соотношение прямого и косвенного налогообложения, использование системы льгот, вычетов, скидок, методов формирования налоговой базы, дискретность (целенаправленное и сознательное вмешательство государства в формирование доходов и расходов бюджета) или непрерывность налогообложения (основана на действии встроенных стабилизаторов, приводящих к автоматическому изменению налоговых поступлений в бюджет). Различают три типа бюджетно-налоговой политики: высокий уровень налогообложения, низкое налоговое бремя, политика с достаточно существенным уровнем налогообложения.

Актуальность темы исследования усиливается в нынешних экономических условиях, характеризующихся игнорированием правил Всемирной торговой организации, политизацией всей экономической жизни, объявлением Российской Федерации (далее — РФ, Россия) со стороны Запада тотальной экономической войны, основной целью которой является ослабление российской экономики. В этих условиях как никогда возрастает значение и роль проводимой государством бюджетно-налоговой политики.

Под влиянием западных санкций российский бюджет испытывает определенные сложности. По данным министерства финансов РФ, при запланированном на 2023 г. дефиците федерального бюджета на сумму 2,9 трлн руб. реальное число за январь—май 2023 г. составило 3,4 трлн руб. (доходы — 9,8 трлн руб., расходы — 13,2 трлн руб., что на 27 % превышает величину расходов за 2022 г.). Сокращение доходов бюджета происходит и вследствие снижения количества поступлений от нефтегазовой

отрасли в два раза (в январе—мае 2022 г. — 5,66 трлн. руб., в январе—мае 2023 г. — 2,85 трлн руб.). Дефицит бюджета ведет к сокращению инвестиций, снижению возможностей федерального бюджета выделять межбюджетные трансферты нижестоящим бюджетам (в 2022 г. их величина составила 3 674,7 млрд руб., без учета этого бюджеты регионов всех федеральных округов имели бы дефицит).

Цель исследования — установление эффективности действующего налогово-бюджетного механизма в вопросах формирования доходов бюджетов финансовой системы страны. Исследованием установлено, что существующая бюджетно-налоговая политика не обеспечивает региональные и местные бюджеты необходимыми ресурсами, в них преобладают межбюджетные трансферты, покрывающие лишь их дефицит, не обеспечивающие рост экономики. Все это предопределяет необходимость перераспределения налоговых доходов в пользу региональных и местных бюджетов, что ослабит долю межбюджетных трансфертов в указанных бюджетах. В связи с тем, что финансовые проблемы региональных и местных бюджетов заложены в самом действующем налогово-бюджетном механизме, государство не может ограничиться проведением недискреционной бюджетной политики. В настоящее время региональные и местные бюджеты профицитны лишь по той причине, что к собственным доходам бюджетов включаются межбюджетные трансферты (без субвенций). При увеличении дефицита федерального бюджета сократятся межбюджетные трансферты, и вся сеть региональных бюджетов может оказаться дефицитной.

Методы исследования / Research methods

В статье использованы табличный метод, анализ и синтез, обобщение, группировка, динамика, сравнение данных Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов РФ, Федеральной налогов службы РФ. Исследуемый в статье вопрос для науки не является новым — он постоянно обсуждается, дискутируется в печати. Проведем краткий обзор по теме исследования.

Российская бюджетная система «отличается высокой степенью централизации — значительная часть доходов поступает в федеральный бюджет, малая часть налоговых доходов остается на региональном и местном уровнях, что лишает регионы и муниципалитеты мотивации в создании условий для развития бизнеса, борьбе с теневым сектором» [Алехнович, Никитин, 2018, с. 33]. Провозглашенный принцип финансовой самостоятельности местного самоуправления в России не соблюдается,

проводимые в стране реформы налогово-бюджетной системы привели к уменьшению собственной доходной базы местных бюджетов [Арланова, Зотиков, Львова, 2019].

По мнению М.Ш. Баснукаева, «рост налоговых потенциалов субъектов РФ является необходимым условием роста финансовой самостоятельности и повышения уровня социально-экономического развития региона» [Баснукаев, 2016, с. 552]. «С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий» [Дмитриева, 2017, с. 39].

«Процесс формирования и расходования средств местного бюджета имеет первостепенное значение в управлении финансовыми ресурсами каждого муниципального образования, так как осуществление закрепленных полномочий за местным самоуправлением должно базироваться на прочном финансово-экономическом фундаменте. В настоящее время имеет место низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, что вовлекает местное самоуправление в зависимость от органов государственной власти, в том числе и финансовую» [Лукьянова, 2020, с. 69].

«В функционировании межбюджетных трансфертов существуют такие понятия, как дотационные регионы России, или реципиенты и доноры. Это означает, что реципиенты являются теми субъектами

РФ, которые особо ощущают на себе нехватку денежных средств, соответственно, нуждаются в передаче дополнительной помощи и ресурсов. Доноров представляют собой те регионы, которые насыщены ресурсами и имеют возможность передать средства тем, кому необходимо» [Предет, 2022, с. 195].

Результаты исследования / Research results

Практическое проведение бюджетно-налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, ее эффективность проявляется в действующей налоговой системе. В перечне налогов, закрепленных за бюджетами, с периода введения Налогового кодекса РФ существенных изменений в части улучшения финансового состояния региональных и местных бюджетов не произошло.

С целью установления эффективности действующей налоговой системы рассмотрим налоговые доходы бюджетов (табл. 1).

Из анализа данных табл. 1 следует, что в 2022 г. по сравнению с 2016 г. при увеличении налоговых доходов консолидированного бюджета (далее — КБ РФ) в 2,31 раза налоговые доходы федерального

1 Федеральная налоговая служба. Данные по формам статистической налоговой отчетности. Форма №1-НМ. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_ analytics/forms/ (дата обращения: 28.09.2023).

Таблица 1

Поступление налогов, сборов в бюджетную систему Российской Федерации

Table 1. Receipt of taxes and fees into Russian budget system of the Russian Federation

Налоговые доходы 2016 г., млрд руб. 2022 г., млрд руб.

КБ РФ ФБ КБС РФ в т.ч. МБ КБ РФ ФБ КБС РФ в т.ч. МБ

Всего 14 386,1 6 834,7 7 551,4 1 011,6 33 349,7 19 197,6 14 152,1 1 725,6

Налог на прибыль 2 770,1 491,0 2 279,1 6,7 6 355,9 1 669,5 4 686,4 21,4

НДФЛ 3 017,3 - 3 017,3 660,5 5 727,9 149,0 5 578,9 1 145,1

НДС внутр. 2 657,4 2 657,4 - - 6 489,4 6 489,4 - -

Акцизы внутр. 1 293,9 632,2 661,7 - - 984,8 - 2 101,7 1 116,9 3,5

Налог на имущество: 1 116,9 - 1 116,9 193,0 1 632,2 - 1 632,2 259,3

физлиц 36,1 - 36,1 28,9 98,6 - 98,6 68,7

организаций 764,5 - 764,5 4,1 1 126,1 - 1 126,1 9,8

транспортный 139,1 - 139,1 3,6 205,4 - 205,4 15,5

земельный 176,4 - 176,4 156,4 200,4 - 200,4 165,3

Плата за природные ресурсы 2 951,9 2 883,0 68,9 1,9 12 705,8 12 573,5 132,3 4,2

Госпошлина 35,5 16,7 18,8 16,1 39,4 14,5 24,9 21,6

Налог на совокупный доход 380,3 - 380,3 137,8 972,2 - 972,2 270,6

Примечание: в таблице приняты следующие сокращения: КБ РФ - консолидированный бюджет РФ; ФБ - федеральный бюджет; КБС РФ -бюджет субъекта РФ; МБ - местный бюджет; НДФЛ - налог на доходы физических лиц; НДС - налог на добавленную стоимость Источник1 / Source1

бюджета (далее — ФБ) увеличились в 2,81 раза, бюджет субъектов (далее — КБС РФ) — на 87,4 %, местный бюджет (далее — МБ) — на 70,6 %, что вызвало увеличение доли в КБ РФ налоговых доходов ФБ с 47,5 до 57,6 % за счет снижения доли БС РФ с 52,5 до 42,4 %. В налоговых доходах ФБ доля налога на прибыль увеличилась с 7,2 до 8,7 %, платы за природные ресурсы - с 42,2 до 65,5 % при снижении доли налога на добавленную стоимость с 38,9 % до 33,8 %. В налоговых доходах КБС РФ доля налога на прибыль увеличилась с 30,2 до 33,1 %, налога на совокупный доход — с 5,0 до 6,9 %, снизилась доля налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) с 39,9 до 39,4 %, налога на имущество — с 14,8 до 11,8 %. В налоговых доходах МБ доля НДФЛ увеличилась с 65,3 до 66,3 %, доля налога на имущество уменьшилась с 19,1 до 15,0 %.

Таким образом, в налоговых доходах КБС РФ доля региональных налогов незначительна (14,8 % и 11,6 %), как и доля налога на совокупный доход (5,0 % и 6,9 %),

велика доля федеральных налогов (НДФЛ, налога на прибыль). В налоговых доходах МБ незначительна доля местных налогов — 18,3 % и 13,6 %, налога на совокупный доход — 13,6 % и 15,7 %, велика доля федерального налога НДФЛ — более 65,0 %.

По данным табл. 2, за анализируемый период доходы бюджета РФ увеличились на 76,8 %, по округам — более чем на 70 %, в том числе по Приволжскому федеральному округу (далее — ПФО) на 68,6 %, Дальневосточному федеральному округу (далее — ДФО) — на 93,8 %. В КБ РФ увеличилась доля Центрального федерального округа (далее — ЦФО) с 33,8 до 34,0 %, доля Северо-Западного федерального округа (далее — СЗФО) — с 11,2 до 11,3 %, уменьшилась доля ПФО с 14,8 до 14,1 %, Сибирского федерального округа (далее — СФО) — с 10,9 до 10,7 %, остается незначительной доля Северо-Кавказского федерального округа (далее — СКФО) — 4,0 %, Южного федерального округа (далее — ЮФО) — 7,6 %.

Годы РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО

Доходы бюджетов - всего, млрд руб.

2016 9 920,7 3 351,9 1 113,2 762,9 377,7 1 470,1 987,2 1 083,7 773,9

2021 17 542,7 5 962,9 1 979,5 1 339,1 696,1 2 478,9 1 712,5 1 873,7 1 499,9

2021/2016, % 176,8 177,9 177,8 175,5 184,3 168,6 173,5 172,9 193,8

Налоговые доходы, млрд руб.

2016 7 571,9 2 724,9 881,3 518,6 151,4 1 122,3 844,4 802,6 526,5

Доля в РФ, % 36,0 11,6 6,8 2,0 14,8 11,2 10,6 7,0

2021 12 674,0 4 854,2 1 542,1 810,9 228,5 1 695,4 1 413,1 1 307,2 822,5

Доля в РФ, % 38,3 12,2 6,4 1,8 13,4 11,1 10,3 6,5

Налог на прибыль организаций, млрд руб.

2016 2 279,1 856,6 258,7 117,0 20,8 320,9 275,3 233,2 196,7

2021 4 529,2 1 729,6 553,3 212,3 43,7 574,5 622,4 544,0 249,4

Доля в налоговых доходах в 2021 г., % 35,6 35,9 26,2 19,1 33,9 44,0 41,6 30,3

Налог на доходы физических лиц, млрд руб.

2016 3 017,3 1 196,4 375,1 204,6 63,5 402,6 299,9 297,1 178,0

2021 4 791,9 2 062,9 604,8 293,4 97,6 578,6 437,0 405,9 311,6

Доля в налоговых доходах в 2021 г., % 42,5 39,2 36,2 42,7 34,1 30,9 31,0 37,9

Безвозмездные поступления, млрд руб.

2016 1 577,0 319,3 142,2 201,8 210,9 239,0 76,2 208,7 178,9

% к доходам 15,9 9,0 12,8 26,5 55,8 16,2 7,7 19,3 23,1

2021 3 674,8 632,7 325,8 462,3 447,5 659,0 214,2 469,0 464,0

% к доходам 20,9 10,6 16,5 34,5 64,3 26,6 12,5 25,0 30,9

Расходы бюджетов, млрд руб.

2016 9 933,2 3 245,4 1 144,8 782,3 381,2 1 485,5 999,3 1 114,0 780,6

2021 16 882,0 5 892,4 1 866,7 1 297,5 675,9 2 385,5 1 603,7 1 703,8 1 456,5

Таблица 2

Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

Table 2. Execution of consolidated budgets of the constituent entities of Russia

Окончание табл. 2

Годы РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО

Деф эицит (-), профицит (+), млрд руб.

2016 - 12,4 + 106,5 - 31,6 - 19,4 - 3,6 - 15,4 - 12,1 - 30,3 - 6,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2021 + 660,6 + 70,5 + 112,8 + 41,6 + 20,2 + 93,3 + 108,8 + 169,9 + 43,5

Государственный долг, млрд руб.

2016 2 717,5 596,6 262,1 323,3 93,5 663,4 183,3 426,7 168,5

2021 2 474,5 698,9 273,1 212,8 61,7 570,1 152,1 296,6 209,0

Удельный вес федеральных округов в величине поступивших налогов, в том числе в федеральный бюджет, млрд руб.

2016 Всего 29,7 12,1 5,4 1,2 16,0 21,8 9,2 4,6

в т.ч. в ФБ 23,1 12,8 4,1 0,7 16,3 33,7 7,4 2,0

2021 Всего 27,7 1,6 4,7 1,0 17,0 26,0 9,0 4,1

в т.ч. в ФБ 19,4 9,6 3,5 0,5 18,9 38,1 7,7 2,3

Примечание: РФ - Российская Федерация; ЦФО - Центральный федеральный округ; СЗФО - Северо-Западный федеральный округ; ЮФО -Южный федеральный округ; СКФО - Северо-Кавказский федеральный округ; ПФО - Приволжский федеральный округ; УФО - Уральский федеральный округ; СФО - Сибирский федеральный округ; ДФО - Дальневосточный федеральный округ; ФБ - федеральный бюджет Источник2-4 / Source?-4

Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ увеличились на 67,4 %, кроме ЦФО, налоговые доходы бюджетов округов увеличились в меньшем размере, чем величина доходов бюджетов, в том числе в СЗФО на 75,0 %, в ДФО - на 56,2%, Уральском федеральном округе (далее - УФО) - на 67,3 %, что привело к уменьшению доли округов в величине налоговых доходов бюджета РФ в этих округах. Незначительна в налоговых доходах бюджета РФ доля СКФО (1,8%), ЮФО (6,4 %), ДФО (6,5 %).

Величина налога на прибыль увеличилась по РФ на 86,9 %, увеличение имеет место по всем округам. В 2021 г. в величине налоговых доходов бюджетов доля налога на прибыль составляет более 30 %, за исключением СКФО (19,1 %) и ЮФО (26,2 %).

Поступления НДФЛ увеличились по РФ и всем округам. В 2021 г. в величине налоговых доходов доля НДФЛ во всех округах превысила 30 %, в том числе в ЦФО (42,5 %). С увеличением величины безвозмездных поступлений их доля в величине доходов бюджетов повысилась по РФ с 15,9 до 20,9 % и по всем округам, в том числе в СКФО — с 55,8 до 64,3 %,

2 Министерство финансов Российской Федерации. Данные об исполнении бюджетов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/operational/ analysis (дата обращения: 28.09.2023).

3 Федеральная служба государственный статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2017 г. Режим доступа: rosstat.gov.ru>folder/210/document/13204 (дата обращения: 28.09.2023).

4 Федеральная служба государственный статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2022г. Режим доступа: bigenc.ru>b/regiony-rossii-sotsial-no-e-497fb1 (дата обращения: 28.09.2023).

ЮФО - с 26,5 до 34,5 %, СФО - с 19,3 до 25,0 %, ЦФО - с 9 до 10,6%.

Расходы бюджетов ЦФО и ПФО увеличились в размере, опережающем темп роста их доходов. При этом по итогам 2016 г. все округа, кроме ЦФО, имели дефицит бюджетов. По итогам 2021 г. бюджеты всех округов стали профицитными, причем профицит составил значительно меньше величины безвозмездных поступлений (например, в СКФО - 447,5 и 20,2 млрд руб.), то есть без учета безвозмездных поступлений региональные бюджеты всех округов дефицитны. Величина государственного долга уменьшилась по РФ (на 9,0 %) и округам, за исключением ЦФО (рост на 17,1 %), СЗФО (рост на 4,2 %), ДФО (рост на 24,0 %), при этом во всех округах величина в процентах к доходам уменьшилась, в том числе по ЦФО - с 17,8 до 11,7 %, ПФО - с 45,1 до 23,0 %.

В величине налоговых доходов бюджетов значительна доля ЦФО, УФО, ПФО, незначительна доля СКФО (1,0 %), ДФО и ЮФО (менее 5,0 %), при этом в 2021 г. 38,1 % федерального бюджета обеспечивал УФО, 19,4 % - ЦФО, 18,9 % - ПФО, незначительна доля СКФО (0,5 %), ДФО (2,3 %), ЮФО (3,5 %).

Как следует из данных табл. 3, за анализируемый период доходы местных бюджетов увеличились на 77,7 %, в том числе налоговые доходы - на 69,3 %, межбюджетные трансферты - на 90,0 %. В структуре доходов местных бюджетов доля налоговых доходов незначительна (28,9 % и 27,5 %), как и доля неналоговых доходов (7,6 % и 4,7 %), значительна доля межбюджетных трансфертов (63,5 % и 67,7 %).

В величине налоговых доходов доля НДФЛ составляет 62,7 % в 2016 г. и 64,2 % в 2022 г., доля местных налогов - 17,6 % и 13,2 % соответственно.

Таблица 3

Исполнение местных бюджетов

Table 3. Execution of local budgets

Показатели 2016 г., млрд руб. 2022 г., млрд руб. 2022 г. / 2016 г., %

Доходы 3 645,1 6 478,0 177,7

Собственные доходы 2 352,0 4 569,1 194,3

1) налоговые и неналоговые доходы 1 331,1 2 090,7 157,1

2) межбюджетные трансферты (без субвенций) 1 020,9 2 478,4 242,8

Налоговые доходы 1 053,6 1 783,9 169,3

Доля налоговых доходов в общей сумме доходов, % 28,9 27,5 95,2

1) налог на имущество физических лиц 28,9 69,6 240,8

2) земельный налог 156,4 165,9 106,1

3) НДФЛ 660,5 1 145,1 173,4

4) налог на совокупный доход 88,7 271,1 305,6

5) акцизы на нефтепродукты 39,7 57,1 143,8

6) налог на прибыль - 21,4 -

Неналоговые доходы 277,5 306,8 110,5

Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов, % 7,6 4,7 61,8

Межбюджетные трансферты 2 309,3 4 387,3 190,0

Доля межбюджетных трансфертов в общей сумме доходов, % 63,5 67,7 106,6

Расходы 3 655,1 6 448,7 176,4

Дефицит, профицит - 10,0 + 29,3 -

Муниципальные образования - всего, ед. 22 392 19 474 87,0

1) городские округа 560 603 107,7

2) сельские поселения 18 184 15 560 85,5

Источник5 / Source5

В величине неналоговых доходов доля доходов от использования имущества составляет более 50,0 %, в величине межбюджетных трансфертов доля субвенций уменьшилась с 55,8 до 43,5 %, в величине дотаций преобладают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2016 г. местные бюджеты имели дефицит (10 млрд руб.), в 2022 г. — профицит (29,3 млрд руб.).

В 2022 г. по сравнению с 2016 г.:

1) количество муниципальных образований уменьшилось на 13,0 %, при увеличении количества городских округов на 7,7 % количество сельских поселений уменьшилось на 14,5 %; в структуре муниципальных образований доля сельских поселений составляла более 80,0 %;

2) собственные доходы местных бюджетов увеличились на 94,3 %;

5 Министерство финансов Российской Федерации. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах РФ на региональном и муниципальном уровнях за 2016 год и 2022 год. Режим доступа: МИр§:// clck.ru/34uxor (дата обращения: 28.09.2023).

3) налоговые доходы местных бюджетов увеличились на 69,3 %, неналоговые — на 10,5 %.

Рассмотрим бюджеты городских округов, выполняющих роль административных центров столиц республик, краев, областей, на примере бюджетов Самарской области и Самары за 2020 г. и 2021 г. (табл. 4).

Из сравнения данных 2021 г. с 2020 г. следует, что:

1) доходы бюджета области увеличились на 25,7%, бюджета Самары — на 11,2 %;

2) величина безвозмездных поступлений в бюджете области уменьшилась на 9,1 %, в бюджете города увеличилась на 8,7 %;

3) налоговые доходы в областном бюджете увеличились на 34,5 % (за счет увеличения налога на прибыль), в бюджете города — на 13,9 %;

4) доля налоговых и неналоговых доходов в бюджете Самарской области составляет 79,7% в 2020 г. и 85,3 % в 2021 г., в бюджете Самары —50,8 % и 51,9% соответственно;

5) доля безвозмездных поступлений составляет в бюджете области 20,3 % и 14,7%, в бюджете города — 49,2 % и 48,1 %.

Таблица 4

Бюджеты Самарской области и Самары за 2020-2021 гг.

Table 4. Budgets of the Samara region and the city of Samara for 2020-2021

Показатели 2020 г., млрд руб. 2021 г., млрд. руб. 2021/2020 гг., %

Область Самара Область Самара Область Самара

Доходы - всего 212,0 30,3 266,4 33,7 125,7 111,2

Налоговые и неналоговые доходы 168,9 15,4 227,2 17,5 134,5 113,6

Безвозмездные поступления 43,1 14,9 39,2 16,2 90,9 108,7

Налоговые доходы 168,9 13,7 227,2 15,6 134,5 113,9

Налог на прибыль 46,3 - 84,2 181,8 -

Налог на доходы физических лиц 45,5 10,1 50,1 11,5 110,1 113,9

Акцизы 48,6 0,05 61,9 0,06 127,4 120,0

Налоги на имущество: 20,3 2,5 20,9 2,3 102,9 92,0

- имущество физических лиц - 0,7 - 0,7 - 100,0

- имущество организаций 15,9 - 16,3 - 102,5 -

- транспортный налог 4,4 - 4,6 - 104,5 -

- земельный налог - 1,8 - 1,6 - 88,9

Налог на совокупный доход 8,2 0,7 9,7 1,4 118,3 2 раза

Расходы 210,5 30,1 238,6 33.3 113,3 110,6

Дефицит (-), профицит (+) + 1,5 + 0,2 + 27,8 + 0,4 - -

Численность населения, тыс. чел. 3 154,1 1 144,8 3 131,7 1 136,0 99,3 99,2

Численность населения без областного центра 2 009,3 1 144,8 1 995,7 1 135,0 99,3 99,1

Налоговые доходы бюджетов на 1 чел., руб. 84 059 13 452 113 845 15 405 135,4 114,5

Источник6,7,8,9 / Source6-7-8-9

В величине налоговых доходов области:

1) доля налога на прибыль увеличилась с 27,4 % до 37,0 % при увеличении налога на прибыль в абсолютном выражении на 81,8 %;

2) уменьшилась доля НДФЛ уменьшилась с 26,9 % до 22,0 %, доля акцизов с 28,8 % до 27,2 %;

3) доля региональных налогов в бюджете области незначительна (12,2 % и 9,2 %);

4) доля налога на совокупный доход уменьшилась с 4,8 % до 4,2 %.

6 Российская Федерация. Решение Думы городского округа Самара от 27 мая 2021 г. № 91 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета городского округа Самара Самарской области за 2020 год». Режим доступа: https://base.garant.ru/400853532/ (дата обращения: 28.09.2023).

7 Российская Федерация. Решение Думы городского округа Самара от 25 мая 2023 г. № 294 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета городского округа Самара Самарской области за 2022 год». Режим доступа: samadm.ru>docs/official-publication/43446/ (дата обращения: 28.09.2023).

8 Российская Федерация. Закон Самарской области от 16 июля

2021 г. № 65-ГД «Об исполнении областного бюджета за 2020 год». Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/samara/1475739/ (дата обращения: 28.09.2023).

9 Российская Федерация. Закон Самарской области от 4 июля

2022 г. № 70-ГД «Об исполнении областного бюджета за 2021 год».

При этом в 2021 г. по сравнению с 2020 г. доля Самары в величине показателей по Самарской области уменьшилась: по доходам бюджета - с 14,3 до 12,6 %, налоговым доходам - с 8,1 до 6,8%, увеличилась доля безвозмездных поступлений с 34,5 до 41,3%.

В общей сумме доходов бюджета Самары:

1) доля налоговых доходов составляет 45,2 % и 46,3%,в величине налоговых доходов доля НДФЛ составляет 73,7 %;

2) доля местных налогов незначительна (18,2 % и 14,7 %);

3) даже с увеличением в 2 раза доля налога на совокупный доход в бюджете города остается незначительной (менее 5,0 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговые доходы бюджета на 1 чел. по Самарской области составляют 84 059 руб. в 2020 г. и 113 845 руб. в 2021 г., на одного жителя г. Самара - 13 452 руб. и 15 405 руб. соответственно, что в 6,2 раз в 2020 г. и 7,4 раза в 2021г. меньше, чем на жителя области. Величина межбюджетных трансфертов к величине налоговых доходов в бюджете Самары составляет 108,7 % в 2020 г. (14,9:13,7 х100 %), 103,8 % - в 2021 г. (16,2: 15,6 х100 %), по области соответственно 25,5 % (43,1: 168,9х100 %) и 17,2 % (39,2: 227,2 х10 %).

Заключение / Conclusion

Проведенное исследование показало следующее:

1) налоговые доходы федерального бюджета увеличиваются в более значительной мере, чем доходы региональных и местных бюджетов;

2) в величине налоговых доходов региональных и местных бюджетов велика доля федеральных налогов;

3) более трети в налоговых доходах КБ РФ занимает ЦФО, незначительна доля ЮФО, СКФО, ДФО;

4) значительна доля безвозмездных поступлений в доходах бюджетов СКФО (в 2021 г. составила 64,3 %), ЮФО, ДФО;

5) величина государственного долга по округам уменьшается, однако остается значительной его величина в регионах ПФО, ДФО, СКФО;

6) значительна доля федеральных налогов в доходах бюджетов ЦФО, УФО, причем более 50 % федеральных налогов в доходах КБ РФ принадлежит ЦФО и УФО;

7) в величине доходов местных бюджетов собственные доходы составляют около 2/3, в том числе доля налоговых доходов — менее 1/3, значительна доля межбюджетных трансфертов (более 1/3), доля НДФЛ составляет более 60 % в налоговых доходах местных бюджетов;

8) в структуре муниципальных образований преобладает доля сельских поселений (более 80 %), при этом более половины налоговых доходов поступает городским округам;

9) темпы роста налоговых доходов областного бюджета опережают темп их роста в бюджете Самары;

10) в бюджете Самары доля безвозмездных поступлений составляет около 50 % (по области до 20 %).

Величина налоговых доходов на одного жителя в бюджете Самарской области превышает соответствующий показатель по Самаре в 6—7 раз. Это обусловлено следующим. Бюджеты областных центров, столиц автономных республик, краев, городских округов формируются по общим правилам: в их бюджеты зачисляются местные налоги, часть НДФЛ;

в бюджеты областей, республик — региональные налоги, часть федеральных налогов (налог на прибыль организаций, акцизы). С 2021 г. местные бюджеты утратили такой источник доходов, как поступления единого налога на вмененный доход в связи с его отменой. Расходы областного бюджета в 2021 г. составили 238,6 млрд руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов в 39,2 млрд руб. (16,4 %). Расходы бюджета Самары составили 33,7 млрд руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов в 15,6 млрд руб. (46,3 %).

Государственная бюджетно-налоговая политика призвана обеспечить финансовую безопасность регионов страны и их бюджеты. Регионы и муниципалитеты не в состоянии проводить на местах полномасштабную бюджетно-налоговую политику, что связано в первую очередь с ограниченностью количества налогов, закрепленных за ними. Действующая бюджетно-налоговая политика не улучшает финансы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Исследование показало необходимость перезакрепления налогов в пользу региональных и местных бюджетов (включая бюджеты городских округов — административных центров) с целью сокращения межбюджетных трансфертов и замены их налоговыми поступлениями, что повысит роль регионов и муниципалитетов в проведении бюджетно-налоговой политики на местах. Это становится актуальным в связи с увеличением значения 1 % ставки налога, например, по прибыли — с 138,5 млрд руб. в 2016 г. до 304,8 млрд руб. в 2022 г., НДС — с 147,6 млрд руб. до 273,96 млрд руб.

Список литературы

Алехнович А.О., Никитин К.М. «Умная» налоговая система. Научные труды Вольного экономического общества России. 2018;209(1):25—44.

Арланова О.И., Зотиков Н.З., Львова М.В. Местные бюджеты: проблемы формирования. Вестник Евразийской науки. 2019;5(11).

Баснукаев М.Ш. Инвестиционная политика, налоговый потенциал и доходы бюджета: региональный аспект. Актуальные вопросы современной экономики. 2016;5:552-558.

References

Alekhnovich A.O., Nikitin K.M. "Smart" taxes. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2018;209(1):25-44. (In Russian).

Arlanova O.I., ZotikovN.Z., Lvova M.V. Local budgets: problems of formation. The Eurasian Scientific Journal. 2019;5(11). (In Russian).

Basnukaev M.Sh. Investment policy, tax potential and budget revenues: regional aspect. Topical issues of the modern economy. 2016;5:552-558. (In Russian).

Дмитриева Л.С. Анализ роли налога на доходы физических лиц в формировании доходов в консолидированном бюджете на субрегиональном уровне. В кн.: Кузьмин С.В. (ред.). Процессы развития современной научной мысли. Казань; 2017. С. 39-42.

Лукьянова З.А., Синицын Е.И. Роль местных налогов в формировании доходов местных бюджетов (на примере города Новосибирск). Актуальные вопросы современной экономики. 2020;5:69-75. https://doi.org/10.34755/ IR0K.2020.66.86.043

Предет К.А. Влияние межбюджетных трансфертов на функционирование бюджетов субъектов Российской Федерации. Молодой ученый. 2022;3(398):193-196.

Dmitrieva L.S. Analysis of the role of personal income tax in generating revenues in the consolidated budget at the subregional level. In: Kuzmin S.V. (ed.). Processes of modern scientific thought development. Kazan; 2017. Pp. 39-42. (In Russian).

Lukyanova Z.A., Sinitsyn E.I. The role of local taxes in the formation of local budget revenues (for example, the city of Novosibirsk). Topical issues of the modern economy. 2020;5:69-75. https://doi.org/10.34755/IROK.2020.66.86.043 (In Russian).

Predet K.A. The influence of interbudgetary transfers on the functioning of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation. Molodoi uchenyi. 2020;3(398): 193-196. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.