Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТОЛИЦ РЕСПУБЛИК, ОБЛАСТНЫХ ЦЕНТРОВ'

ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТОЛИЦ РЕСПУБЛИК, ОБЛАСТНЫХ ЦЕНТРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ СУБЪЕКТОВ РФ / НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ / ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА НА 1 ЧЕЛОВЕКА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотиков Н. З.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения экономической самостоятельности региональных бюджетов, уменьшения их зависимости от федерального центра, что обеспечит усиление экономики всего государства в условиях тотальных экономических санкций со стороны Запада. В составе местных бюджетов бюджетной системы РФ особое место занимают административные центры (столицы республик, областные центры), относящиеся к городским округам, бюджеты которых формируются по общим правилам, применяемым в отношении всех звеньев, составляющих местные бюджеты. Цель статьи - исследовать существующий налогово-бюджетный механизм, его влияние на бюджеты административных центров на примере 6 автономных республик, входящих в состав Приволжского федерального округа. Материалы и методы. Исследование опирается на данные Росстата, Минфина России, ФНС России, налоговое законодательство исследуемых регионов. В исследовании использованы анализ и синтез, группировка, обобщение, табличный метод. Результаты исследования. Исследованием установлено наличие высокой степени централизации доходов бюджетов: в Центральном федеральном округе сконцентрировано более трети всех доходов федерального бюджета, в том числе до 40% налоговых доходов. По данным за 2021 г., доля безвозмездных поступлений в доходах бюджетов варьируется в пределах от 10,6% в Центральном федеральном округе, до 64,2% в Северо-Кавказском федеральном округе. В величине налоговых доходов консолидированных бюджетов республик доля столиц республик незначительна, в связи с чем в бюджетах столиц республик велика доля безвозмездных поступлений, во много раз превышающих величину налоговых доходов бюджетов. Налоговые доходы бюджетов столиц регионов в расчете на одного жителя значительно меньше налоговых доходов, приходящихся на одного жителя в целом по республике. Выводы. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости внесения в налогово-бюджетный механизм существенных изменений в части формирования бюджетов административных центров регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND BUDGETARY PROBLEMS OF THE CAPITALS OF THE REPUBLICS, REGIONAL CENTERS

The relevance of the study is due to the need to ensure the economic independence of regional budgets, reduce their dependence on the federal center, which will ensure enhancement of the economy of the entire state in the face of total economic sanctions from the West. In the composition of local budgets in the budgetary system of the Russian Federation, a special place is occupied by administrative centers (capitals of republics, regional centers) belonging to urban districts, whose budgets are formed according to the general rules applied to all links that make up local budgets. The purpose of the article is to investigate the existing fiscal mechanism, its impact on the budgets of administrative centers on the example of 6 autonomous republics that are part of the Volga Federal District. Materials and methods. The study is based on data from Rosstat, the Ministry of Finance of Russia, the Federal Tax Service of Russia, the tax legislation of the regions under study. The study used analysis and synthesis, grouping, generalization, tabular method. Study results. The study established the presence of a high centralization degree in budget revenues: more than a third of all federal budget revenues, including up to 40% of tax revenues, are concentrated in the Central Federal District. According to data for 2021, the share of gratuitous receipts in budget revenues varies from 10.6% in the Central Federal District to 64.2% in the North Caucasus Federal District. In the amount of tax revenues in the consolidated budgets of the republics, the share of the capitals of the republics is insignificant, and this is the reason why the share of gratuitous receipts in the budgets of the republican capitals is large, many times exceeding the amount of tax revenues of the budgets. The tax revenues in the budgets of the capitals of the regions per one inhabitant are significantly less than the tax revenues per one inhabitant in the republic as a whole. Conclusions. These circumstances indicate the need to make significant changes to the fiscal mechanism regarding the formation of budgets of the regional administrative centers.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТОЛИЦ РЕСПУБЛИК, ОБЛАСТНЫХ ЦЕНТРОВ»

Б01: 10.47026/2499-9636-2023-2-19-33

УДК 336.2:353 ББК У261.713

Н.З. ЗОТИКОВ

ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТОЛИЦ РЕСПУБЛИК,

ОБЛАСТНЫХ ЦЕНТРОВ

Ключевые слова: консолидированный бюджет субъектов РФ, налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления, упрощенная система налогообложения, налог на имущество организаций, транспортный налог, доходы бюджета на 1 человека, расходы бюджета, бюджетные полномочия субъектов РФ.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения экономической самостоятельности региональных бюджетов, уменьшения их зависимости от федерального центра, что обеспечит усиление экономики всего государства в условиях тотальных экономических санкций со стороны Запада. В составе местных бюджетов бюджетной системы РФ особое место занимают административные центры (столицы республик, областные центры), относящиеся к городским округам, бюджеты которых формируются по общим правилам, применяемым в отношении всех звеньев, составляющих местные бюджеты.

Цель статьи - исследовать существующий налогово-бюджетный механизм, его влияние на бюджеты административных центров на примере 6 автономных республик, входящих в состав Приволжского федерального округа. Материалы и методы. Исследование опирается на данные Росстата, Минфина России, ФНС России, налоговое законодательство исследуемых регионов. В исследовании использованы анализ и синтез, группировка, обобщение, табличный метод. Результаты исследования. Исследованием установлено наличие высокой степени централизации доходов бюджетов: в Центральном федеральном округе сконцентрировано более трети всех доходов федерального бюджета, в том числе до 40% налоговых доходов. По данным за 2021 г., доля безвозмездных поступлений в доходах бюджетов варьируется в пределах от 10,6% в Центральном федеральном округе, до 64,2% в Северо-Кавказском федеральном округе. В величине налоговых доходов консолидированных бюджетов республик доля столиц республик незначительна, в связи с чем в бюджетах столиц республик велика доля безвозмездных поступлений, во много раз превышающих величину налоговых доходов бюджетов. Налоговые доходы бюджетов столиц регионов в расчете на одного жителя значительно меньше налоговых доходов, приходящихся на одного жителя в целом по республике. Выводы. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости внесения в налогово-бюджетный механизм существенных изменений в части формирования бюджетов административных центров регионов.

Введение. Актуальность темы вызвана следующим. В нынешних экономических условиях, характеризующихся санкциями со стороны Запада, объявления тотальной всеобъемлющей войны усиливается значимость обеспечения экономической независимости государства, которое невозможно обеспечить без успешного развития территорий. Последнее предполагает создание условий, в том числе финансовых, для их успешного развития. Основу бюджетного устройства, в том числе на региональном уровне, составляют налоговые доходы.

Цель статьи - исследовать существующий налогово-бюджетный механизм, его влияние на бюджеты административных центров на примере 6 автономных республик, входящих в состав Приволжского федерального округа (ПФО).

Материалы и методы. При написании статьи использованы официальные статистические материалы Росстата, Министерства финансов и Федеральной

налоговой службы Российской Федерации, законы регионов в области налогов и сборов. При проведении исследования использованы общепринятые методы: анализ и синтез, группировки, обобщения, табличный и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы в практической деятельности региональных органов власти при выработке и реализации на местах налогово-бюджетной политики.

Результаты исследования. Финансовое положение местных бюджетов, в том числе бюджетов административных центров, во многом зависит от состояния бюджетов регионов, в состав которых они входят. В связи с этим исследование вопроса начнем с изучения формирования и использования консолидированных бюджетов субъектов РФ (табл. 1).

Таблица 1

Исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ, млрд руб. [1, 2]

Налоги Год РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО

Всего 2020 14 897,5 5098,9 1641,4 1203,6 645,5 2092,7 1392,3 1508,5 1314,6

2021 17 542,7 5962,9 1979,5 1339,1 696,1 2478,9 1712,5 1873,8 1499,8

2021/ 2020, % 117,8 116,9 120,6 111,2 107,8 118,4 123,0 124,2 114,1

Налоговые и неналоговые 2020 10 796,4 4223,7 1277,5 718,2 204,7 1394,1 1152,7 1017,0 808,6

2021 13 649,8 5267,6 1635,1 872,6 246,7 1794,1 1482,6 1383,3 967,7

2021/ 2020, % 126,4 124,7 128,0 121,5 120,5 128,7 128,6 136,0 119,7

Налоговые доходы 2020 10 054,1 3874,3 1208,7 672,7 192,5 1310,0 1097,4 957,3 741,2

2021 12 673,9 4854,2 1542,1 810,9 228,5 1695,4 1413,1 1307,2 822,5

2021/ 2020, % 126,0 125,3 127,6 120,5 118,7 129,4 128,8 136,6 111,0

Налог на прибыль 2020 2926,7 1193,5 347,0 148,6 26,8 314,6 376,3 290,9 228,9

2021 4529,2 1729,6 553,3 212,3 43,7 574,5 622,4 544,0 249,4

2021/ 2020, % 154,7 144,9 159,4 142,9 163,0 182,6 165,4 187,0 18,9

НДФЛ 2020 4251,9 1785,9 537,8 265,9 88,6 523,5 394,4 368,7 287,0

2021 4791,9 2062,9 604,8 293,4 97,6 578,6 437,0 405,9 311,6

2021/ 2020, % 112,7 115,5 112,4 110,3 110,1 110,5 110,8 110,1 108,6

Безвозмездные поступления 2020 3774,3 657,9 354,4 482,5 439,9 681,0 228,6 479,9 450,1

2021 3674,8 632,7 325,9 462,3 447,5 659,1 214,2 469,0 464,0

2021/ 2020, % 97,4 96,2 91,9 95,8 101,7 96,8 93,7 97,7 103,1

Расходы 2020 15 574,0 5317,7 1731,9 1212,4 642,3 2210,7 1531,2 1577,9 1350,0

2021 16 882,0 5892,4 1866,7 1297,5 675,9 2385,5 1603,7 1703,8 1456,5

2021/ 2020, % 108,4 110,8 107,8 107,0 105,2 107,9 104,7 108,0 107,9

Дефицит(-), профицит +) 2020 -676,5 -218,7 -90,5 -8,7 3,2 -118,0 -131,9 -69,4 -35,4

2021 660,6 70,5 112,8 41,6 20,2 93,3 108,8 169,9 43,5

Примечание. В табл. 1 и далее в статье приняты следующие сокращения: ЦФО - Центральный федеральный округ; СЗФО - Северо-Западный федеральный округ; ЮФО - Южный федеральный округ; СКФО - Северо-Кавказский федеральный округ; ПФО - Приволжский федеральный округ; УФО - Уральский федеральный округ; СФО - Сибирский федеральный округ; ДФО - Дальневосточный федеральный округ.

Табл. 1 составлена автором на основании данных, представленных в [1, 2].

Как следует из данных табл. 1, в постпандемийном 2021 году по сравнению с пандемийным 2020 годом доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ (далее - КБС РФ) увеличились во всех округах, в том числе темпами, опережающими средний российский темп (17,8%) в СЗФО (20,6%), ПФО (18,4%), УФО (23,0%), СФО (24,2%). В доходах бюджетов увеличилась доля СЗФО (с 11,0 до 11,3%), ПФО (с 14,0 до 14,1%), УФО (с 9,3 до 9,8%), СФО (с 10,1 до 10,7%).

Налоговые и неналоговые доходы КБС РФ увеличились по РФ на 26,4%, в том числе по СЗФО на 28,0%, ПФО на 28,7%, УФО на 28,6%, СФО на 36,0%. При увеличении налоговых доходов КБС РФ на 26,0% опережающими темпами увеличились по СЗФО на 27,6%, ПФО на 29,4%, УФО на 28,8%, СФО на 36,6%. При этом в величине налоговых доходов КБС РФ увеличилась доля СЗФО (с 12,0 до 12,2%), ПФО (с 13,0 до 13,4%), УФО (с 10,9 до 11,1%), СФО (с 9,5 до 10,3%). Незначительна доля СКФО (1,8% в 2021 г.).

Поступления налога на прибыль увеличились во всех округах, в том числе темпами, опережающими темп роста по РФ (на 54,7%), в СЗФО (на 59,4%), СКФО (на 63,0%), ПФО (на 82,6%), УФО (на 65,4%), СФО (на 87,0%). В доле налога на прибыль по РФ увеличилась доля СЗФО (с 11,8 до 12,2%), ПФО (с 10,7 до 12,7%), УФО (с 12,8 до 13,7%), СФО (с 9,9 до 12,0%), незначительной остается доля СКФО (1,0%).

Поступления НДФЛ увеличились по РФ на 12,7%, в том числе по ЦФО на 15,5%, в остальных округах - в меньшем размере. Доля ЦФО в величине НДФЛ по РФ увеличилась с 42,0 до 43,0%, доля СЗФО осталась неизменной (12,6%), доля остальных округов снизилась, в том числе СКФО с 2,1 до 2,0%.

Безвозмездные поступления увеличились по СКФО (на 1,7%), ДФО (на 3,1%), уменьшились по РФ (на 2,6%) и в остальных округах. В величине безвозмездных поступлений по РФ увеличилась доля СКФО (с 11,6 до 12,2%), СФО (с 12,7 до 12,8%).

Проведенный анализ приведенных в табл. 1 данных свидетельствует об имеющихся дифференциациях федеральных округов по величине доходов бюджета. При этом ЦФО имеет более трети всех доходов бюджета РФ, около 40,0% налоговых доходов и налога на прибыль, 43,0% НДФЛ. Незначительна доля СКФО, ЮФО по анализируемым показателям.

Состав и структура доходов КБС РФ приведены в табл. 2.

Как следует из данных табл. 2, в 2021 г. по сравнению с 2020 г. доля налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов бюджетов увеличилась во всех округах, в том числе по ЦФО с 82,8 до 88,3%, УФО с 82,8 до 86,6%, минимальный показатель имеет СКФО (31,7 и 35,4%).

Доля налоговых доходов в величине доходов бюджетов уменьшилась по ДФО (с 56,4 до 54,8%), в остальных округах увеличилась, превышает долю по РФ в 2021 г. (72,2%) в округах: ЦФО (81,4%), СЗФО (77,9%), УФО (82,5%), незначительна доля по СКФО (32,8%).

Доля безвозмездных поступлений в общей сумме доходов уменьшилась по РФ с 25,3 до 20,9%, снижение имеет место во всех округах, между тем в 2021 г. остается значительной в СКФО (64,2%), минимальный показатель имеет ЦФО (10,6%).

Таблица 2

Структура доходов в бюджетах округов, %

Показатели Год РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО

Доля налоговых 2020 72,5 82,8 77,8 59,7 31,7 66,6 82,8 67,4 61,5

и неналоговых

доходов 2021 77,8 88,3 82,6 65,2 35,4 72,4 86,6 73,8 64,5

Доля налоговых 2020 67,5 76,0 73,6 55,9 29,8 62,6 78,8 63,5 56,4

доходов 2021 72,2 81,4 77,9 60,6 32,8 68,4 82,5 69,8 54,8

Доля безвозмезд- 2020 25,3 12,9 21,6 40,1 68,1 32,5 16,4 31,8 34,2

ных поступлений 2021 20,9 10,6 16,5 34,5 64,2 26,6 12,5 25,0 30,9

Доля в налоговых

доходах: налога 2020 29,1 30,8 28,7 22,1 12,3 19,7 34,3 30,4 30,9

на прибыль 2021 33,6 35,6 35,9 26,2 19,1 33,9 44,0 41,6 30,3

НДФЛ 2020 42,3 46,1 44,5 39,5 46,0 40,0 35,9 38,5 38,7

2021 37,8 42,5 39,2 36,2 42,7 34,1 33,3 31,0 37,9

Примечание. Табл. 2 составлена автором на основании данных табл. 1.

Доля налога на прибыль уменьшилась по ДФО (с 30,9 до 30,3%), в остальных округах показатель увеличился и составил в 2021 г. при средней величине по РФ в размере 33,6% по ЦФО (35,6%), СЗФО (35,9%), УФО (44,0%), СФО (41,6%). Минимальный показатель имеет СКФО (19,1%).

Доля НДФЛ в общей величине доходов бюджетов уменьшилась по РФ с 42,3 до 37,8% и во всех округах, и в 2021 г. доля выше среднего по РФ составила по ЦФО (42,5%), СЗФО (39,2%), СКФО (42,7%), ДФО (37,9%).

Далее рассмотрим исполнение бюджетов автономных республик ПФО и их административных центров за 2020 и 2021 гг.

В табл. 3 показано исполнение бюджетов Чувашской Республики (ЧР).

Таблица 3

Исполнение бюджетов Чувашской Республики

Показатели ЧР г. Чебоксары г. Чебоксары, % от ЧР

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

Итого доходов, млрд руб. 76,6 85,3 12,6 14,5 16,4 17,0

Налоговые и неналоговые доходы, млрд руб. 39,4 46,0 3,9 4,8 9,9 10,4

Безвозмездные поступления, млрд руб. 36,8 39,0 8,6 9,6 23,4 24,6

То же, % от дохода 48,0 45,7 68,3 66,2 142,7 144,7

Налоговые доходы, млрд руб. 36,8 41,8 3,2 3,8 8,7 9,1

налог на прибыль 8,5 10,0 - - - -

НДФЛ 14,9 16,5 2,1 2,4 14,1 14,5

налог на совокупный доход 3,5 3,3 0,3 0,7 8,6 21,2

УСН 2,9 3,2 0,04 0,5 1,3 15,6

акцизы 3,3 3,1 0,09 0,1 2,7 3,2

налог на имущество организаций 2,6 2,7 - - - -

транспортный налог 1,1 1,1 0,05 0,05 4,5 4,5

Расходы, млрд руб. 76,1 85,2 12,7 14,9 16,7 17,5

Дефицит(-), профицит(+), млрд руб. 0,5 0,1 -0,1 -0,4 - -

Численность населения, чел. 1 207 875 1 198 429 495 810 497 920 41,0 41,5

Налоговые доходы на 1 чел., руб. 30 466 34 879 6 454 7 631 21,2 21,9

Доходы бюджета на 1 чел., руб. 63 417 71 176 25 413 29 121 40,1 40,9

Примечание. Табл. 3 составлена автором на основе данных, представленных в [1, 2, 14, 15].

Из данных табл. 3 следует, что налоговые и неналоговые доходы в бюджете Чувашской Республики составляли в 2020 г. 51,4%, 2021 г. 53,9% всех доходов бюджета, в бюджете г. Чебоксар - 30,9 и 33,1% соответственно. При этом доля г. Чебоксар в налоговых доходах республики составляла лишь 8,7% в 2020 г. и 9,1% в 2021 г. Доля безвозмездных поступлений в бюджете республики составляла 48,0% и 45,7% от доходов, в бюджете г. Чебоксар - 68,3 и 66,2%. Доля НДФЛ в налоговых доходах бюджета г. Чебоксар составляла более 60%, незначительна доля акцизов, транспортного налога. Величина безвозмездных поступлений в бюджете г. Чебоксар превышала величину налоговых и неналоговых доходов более чем в 2 раза. Налоговые доходы на 1 человека в республике превышали более чем в 4 раза аналогичные показатели в бюджете г. Чебоксар, доходы бюджета - в 2,5 раза.

В табл. 4 показано исполнение бюджетов Республики Татарстан (РТ).

Таблица 4

Исполнение бюджетов Республики Татарстан

Показатели РТ г. Казань г. Казань, % от РТ

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

Итого доходов, млрд руб. 341,2 410,9 29,0 37,9 8,5 9,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговые и неналоговые доходы, млрд руб. 255,8 336,1 16,6 19,5 6,5 5,8

Безвозмездные поступления, млрд руб. 81,6 72,8 12,5 18,4 15,3 25,3

То же, % от дохода 23,9 17,7 43,1 48,5 180,0 275,0

Налоговые доходы, млрд руб. 242,8 320,1 13,8 16,4 5,7 5,1

налог на прибыль 64,6 119,5 - - - -

НДФЛ 84,0 98,2 6,0 7,6 7,1 7,7

налог на совокупный доход 12,4 17,4 2,7 3,6 14,1 2,7

УСН 10,6 15,7 2,0 2,9 18,9 18,5

акцизы 46,8 57,9 0,8 1,0 1,7 1,7

налог на имущество организаций 25,9 29,4 - - - -

транспортный налог 5,9 6,2 - - - -

Расходы, млрд руб. 363,2 398,1 28,2 36,4 7,8 9,1

Дефицит(-), профицит(+), млрд руб. -22,0 12,8 0,8 1,5 - -

Численность населения, чел. 3 894 120 3 886 395 1 257 341 1 259 173 32,3 32,4

Налоговые доходы на 1 чел., руб. 62 350 82 364 10 976 13 024 17,6 15,8

Доходы бюджета на 1 чел., руб. 87 619 105 728 23 064 30 099 26,3 28,5

Примечание. Табл. 4 составлена автором на основе данных, представленных в [1, 2, 10, 11].

По данным табл. 4, налоговые доходы в бюджете РТ составляли 71,1% в 2020 г. и 77,9% в 2021 г. от общей суммы доходов, в бюджете г. Казани 47,0%. При этом налоговые доходы в бюджете г. Казани составляли 5,7% от налоговых доходов бюджета республики. Безвозмездные поступления бюджета г. Казани составляли 43,1% и 48,5% от доходов бюджета. НДФЛ составляли около 50% налоговых доходов бюджета города, незначительна доля акцизов. Налог на имущество организаций, транспортный налог в бюджет города не поступают. Налоговые доходы в расчете на одного жителя в 2021 г. составляли по республике 82 364 руб., г. Казани - 13 024 руб., доходы бюджета на 1 человека - соответственно 105 728 руб. и 30 099 руб.

В табл. 5 показано исполнение бюджетов Республики Башкортостан (РБ).

Таблица 5

Исполнение бюджетов Республики Башкортостан

Показатели РБ г. Уфа г. Уфа, % от РБ

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

Итого доходов, млрд руб. 261,5 290,2 33,3 35,9 12,7 12,4

Налоговые и неналоговые доходы, млрд руб. 164,9 202,2 14,3 15,7 8,7 7,8

Безвозмездные поступления, млрд руб. 96,1 86,5 18,9 20,3 19,7 23,5

То же, % от дохода 36,7 29,8 56,7 56,5 155,1 189,5

Налоговые доходы, млрд руб. 146,5 188,2 10,8 12,2 7,4 6,5

налог на прибыль 32,6 62,6 - - - -

НДФЛ 62,1 67,3 6,0 6,6 9,7 9,8

налог на совокупный доход 9,1 11,9 2,8 3,4 30,8 28,6

УСН 7,3 10,0 2,1 2,9 28,8 29,0

акцизы 55,8 78,9 0,05 0,06 0,09 0,08

налог на имущество организаций 10,5 10,7 0,2 0,2 1,9 1,9

транспортный налог 3,8 3,9 - - - -

Расходы, млрд руб. 298,9 299,0 32,0 35,9 10,7 12,0

Дефицит(-), профицит(+), млрд руб. -37,3 -8,8 1,3 - - -

Численность населения, чел. 4013 786 4 001 678 1 125 933 1 135 061 28,0 28,4

Налоговые доходы на 1 чел., руб. 36 499 47 030 9 592 10 748 26,3 22,8

Доходы бюджета на 1 чел., руб. 65 150 72 519 29 575 31 628 45,4 43,6

Примечание. Табл. 5 составлена автором на основе данных, представленных в [1, 2, 6, 7].

В соответствии с данными табл. 5, налоговые и неналоговые доходы в бюджете РБ составляли 63,0% в 2020 г. и 70,0% в 2021 г. в сумме доходов бюджета, в бюджете г. Уфы - соответственно 42,9 и 43,7%. В бюджет г. Уфы зачисляются 7,4% в 2020 г. и 6,5% в 2021 г. от общей величины налоговых доходов бюджета республики. Доля безвозмездных поступлений в бюджете республики составляла 36,7% в 2020 г. и 30,0% в 2021 г., в бюджете г. Уфы -более 55,0%. В бюджет г. Уфы поступило не более 10% НДФЛ, зачисляемого в бюджет республики, незначительна доля акцизов, налога на совокупный доход, налога на имущество организаций. Налоговые доходы бюджета на 1 человека в целом по республике в 2021 г. составляли 47 030 руб., г. Казани - 10 748 руб., доходы бюджета на 1 человека соответственно 72 519 руб. и 31 628 руб.

В табл. 6 показано исполнение бюджетов Удмуртской Республики.

Как следует из данных табл. 6, налоговые и неналоговые доходы бюджета Удмуртской Республики составляли 61,9 млрд руб. в 2020 г., 80,9 млрд руб. в 2021 г., в бюджете г. Ижевска - соответственно 5,0 и 5,7 млрд руб., что составляло 8,1 и 7,0% от доходов бюджета республики. Доля безвозмездных поступлений в бюджете республики составляла 36,0 и 30,3%, в бюджете г. Ижевска -67,7% и 65,7%. В доходы бюджета г. Ижевска зачислялось не более 7,0% налоговых доходов, зачисляемых в бюджет республики, в том числе НДФЛ - 11,0%. Незначительна в доходах бюджета г. Ижевска доля акцизов, налога на совокупный доход, не поступали в бюджет города налог на имущество организаций и транспортный налог, УСН. Безвозмездные поступления в бюджете г. Ижевска превышали более чем в 2 раза величину налоговых доходов. Величина налоговых доходов в расчете на 1 человека по республике в 2021 г. более чем в 6 раз превышала данный показатель по бюджету г. Ижевска.

Таблица 6

Исполнение бюджетов Удмуртской Республики

Показатели Удмуртская Республика г. Ижевск г. Ижевск, % от Удмуртской Республики

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

Итого доходов, млрд руб. 97,6 117,7 15,8 16,6 16,2 14,1

Налоговые и неналоговые доходы, млрд руб. 61,9 80,9 5,0 5,7 8,1 7,0

Безвозмездные поступления, млрд руб. 35,1 35,7 10,7 10,9 30,5 30,5

То же, % от дохода 36,0 30,3 67,7 65,7 188,3 214,9

Налоговые доходы, млрд руб. 58,8 77,2 4,3 4,9 7,3 6,3

налог на прибыль 13,9 25,5 - - - -

НДФЛ 26,1 29,0 2,9 3,3 11,1 11,4

налог на совокупный доход 4,4 6,4 0,4 0,3 9,1 4,7

УСН 3,7 5,8 - - - -

акцизы 5,2 5,4 0,04 0,08 0,8 1,5

налог на имущество организаций 4,2 4,9 - - - -

транспортный налог 1,6 1,6 - - - -

Расходы, млрд руб. 112,9 121,8 16,2 16,3 14,3 13,4

Дефицит(-), профицит(+), млрд руб. -15,3 -4,1 -0,4 0,3 - -

Численность населения, чел. 1 493 356 1 484 460 646 468 645 183 43,3 43,5

Налоговые доходы на 1 чел., руб. 39 374 52 005 6 651 7 595 16,9 14,6

Доходы бюджета на 1 чел., руб. 65 356 79 288 24 440 25 729 37,4 32,5

Примечание. Табл. 6 составлена автором на основе данных, представленных в [1, 2, 8, 9].

В табл. 7 показано исполнение бюджетов Республики Марий Эл.

Таблица 7

Исполнение бюджетов Республики Марий Эл

Показатели Республика Марий Эл г. Йошкар-Ола г. Йошкар-Ола, % от Марий Эл

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

Итого доходов, млрд руб. 47,3 55,2 6,4 6,6 13,5 11,9

Налоговые и неналоговые доходы, млрд руб. 21,9 27,7 1,7 2,2 7,8 7,9

Безвозмездные поступления, млрд руб. 24,9 26,4 4,7 4,4 18,9 16,7

То же, % от дохода 52,6 47,8 73,4 66,7 140,0 140,3

Налоговые доходы, млрд руб. 20,5 25,4 1,3 1,5 6,3 5,9

налог на прибыль 2,7 4,7 - - - -

НДФЛ 9,3 10,0 0,8 0,9 8,6 9,0

налог на совокупный доход 1,8 2,4 0,2 0,4 11,1 16,7

УСН 1,5 2,1 - 0,2 - 9,5

акцизы - - - - - -

налог на имущество организаций 1,5 1,6 - - - -

транспортный налог 0,7 0,8 - - - -

Расходы, млрд руб. 47,2 51,4 6,4 6,5 13,6 12,6

Дефицит(-), профицит(+), млрд руб. 0,1 3,8 - 0,1 - 2,6

Численность населения, чел. 675 332 671 455 276 155 279 399 40,9 41,6

Налоговые доходы на 1 чел., руб. 30 355 37 828 4 707 5 369 15,5 14,2

Доходы бюджета на 1 чел., руб. 70 040 82 209 23 175 23 622 33,1 28,7

Примечание. Табл. 7 составлена автором на основе данных, представленных в [1-4].

Из данных табл. 7 следует, что в бюджет г. Йошкар-Олы в 2021 г. зачислялись 11,9% доходов бюджета республики, в том числе 7,9% налоговых и неналоговых доходов, из них налоговых доходов - 5,9%, безвозмездных поступлений - 16,7%. В бюджет города не зачислялись акциз, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на прибыль организаций. Доля НДФЛ в налоговых доходах составляла в бюджете республики около 40%, в бюджете города - 60%. Безвозмездные поступления в бюджете города превышали более чем в 3 раза величину налоговых доходов. Налоговые доходы на 1 человека в 2021 г. в бюджете республики превышали показатель по г. Йошкар-Оле 7 раз, доходы бюджета - соответственно более чем в 3 раза.

В табл. 8 показано исполнение бюджетов Республики Мордовия.

Таблица 8

Исполнение бюджетов Республики Мордовия

Показатели Республика Мордовия г. Саранск г. Саранск, % от Республики Мордовия

2020 2021 г. 2020 2021 2020 2021

Итого доходов, млрд руб. 57,4 66,1 6,9 8,5 12,0 12,8

Налоговые и неналоговые доходы, 30,7 36,1 3,0 3,3 9,8 9,1

млрд руб.

Безвозмездные поступления, млрд руб. 25,5 28,7 3,9 5,2 15,3 18,1

То же, % от дохода 44,4 43,4 56,5 61,2 127,5 141,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговые доходы, млрд руб. 29,3 34,6 2,6 2,9 8,9 8,4

налог на прибыль 4,2 6,0 - - - -

НДФЛ 10,5 11,5 1,8 1,9 17,1 16,5

налог на совокупный доход 1,6 2,0 0,3 0,3 18,7 15,0

УСН 1,2 1,7 - - - -

акцизы 8,0 8,4 0,03 0,04 0,4 0,5

налог на имущество организаций 1,9 2,6 - - - -

транспортный налог 0,9 0,9 - - - -

Расходы, млрд руб. 55,7 62,2 7,0 8,6 12,6 13,8

Дефицит(-), профицит(+), млрд руб. 1,7 3,9 -0,1 -0,1 - -

Численность населения, чел. 778 965 770 673 317 432 317 681 4,7 41,2

Налоговые доходы на 1 чел., руб. 37 614 44 896 8 191 9 129 21,8 20,3

Доходы бюджета на 1 чел., руб. 73 687 85 769 21 737 26 756 29,5 31,2

Примечание. Табл. 8 составлена автором на основе данных, представленных в [1, 2, 12, 13].

Как следует из данных табл. 8, в бюджет г. Саранска в 2021 г. зачислялись не более 8,9% налоговых доходов бюджета республики, 17% НДФЛ, не зачислялись налог на имущество организаций, транспортный налог. Налоговые доходы бюджета в расчете на 1 человека по республике в 2021 г. составили 44 896 руб., по г. Саранску - 9129 руб. Доля безвозмездных поступлений в 2021 г. в бюджете республики 43,4%, г. Саранска - 61,2%.

В целях обобщения выводов из анализа бюджетов столиц автономных республики ПФО составим табл. 9.

Таблица 9

Сводные данные налоговых доходов, доходов бюджета, безвозмездных поступлений по административным центрам регионов ПФО

Регионы % налоговых доходов в столицах от величины по республике Налоговые доходы на 1 человека в 2021 г., руб. Доходы бюджета на 1 человека в 2021 г., руб. Безвозмездные поступления, % к налоговым доходам

по республике по столице по республике по столице по республика по столице

Чувашская Республика 8,7-9,1 34 879 7 631 71 176 29 121 93,3 252

Республика Татарстан 5,7-5,1 82 364 13 024 105 728 30 099 22,7 112

Республика Башкирия 7,4-6,5 47 030 10 748 72 519 31 628 46 166

Удмуртская Республика 7,3-6,1 52 005 7 595 79 288 25 729 46 222

Республика Марий Эл 6,3-5,9 37 828 5 369 82 209 23 622 103,9 293

Республика Мордовия 8,9-8,4 44 896 9 129 85 769 26 758 82,9 179,3

Примечание. Табл. 9 составлена автором на основании данных табл. 3-8.

Как следует из данных табл. 9, в доходы административных центров автономных республик ПФО поступает не более 9,1% налогов, зачисляемых в бюджеты республик. Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты республик, превышают величину налогов, поступающих в бюджеты столиц, от 4,3 раза в Республике Башкортостан до 7 раз в Республике Марий Эл, доходы бюджета -соответственно от 2,29 раз в Республике Башкортостан до 3,48 раз в Республике Марий Эл.

Меры по повышению заработной платы в субъектах малого и среднего предпринимательства. В 2023 г. продолжают действовать пониженные тарифы страховых взносов на заработную плату работников МСП, превышающую величину МРОТ (16 242 руб.) в размере 15% вместо 30%. Вопрос повышения заработной платы является актуальным для всех исследуемых автономных республик ПФО, о чем свидетельствуют данные табл. 10.

Как следует из данных табл. 10, за все приведенные годы заработная плата по ПФО отстает от величины заработной платы в целом по РФ. При этом в 2020-2022 гг. заработная плата, начисленная работникам организаций, во всех республиках, за исключением Республик Татарстан и Башкортостан, меньше величины показателя по ПФО. В рейтинге по заработной плате республики ПФО занимают: 2 региона - в 4-й десятке, 1 регион - в 5-й десятке, 2 региона - в 6-й десятке и 1 регион - в 8-й десятке.

Таблица 10

Среднемесячная номинальная заработная плата по регионам, руб.

Регионы Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций Рейтинг регионов по заработной плате в 2023 г.

2020 г. 2021 г. 2022 г. руб. место в рейтинге

РФ 51 344 56 545 50 702 62 270 -

ПФО 36 975 40 661 38 145

Республика Татарстан 39 761 44 934 43 065 52 789 31

Республика Башкортостан 38 738 41 662 39 347 47 524 39

Удмуртская Республика 36 380 38 546 37 035 44 421 50

Чувашская Республика 31 844 35 600 33 148 40 000 66

Республика Марий Эл 32 278 35 438 33 056 39 759 69

Республика Мордовия 31 105 34 490 31 310 39 138 73

Примечание. Табл. 10 составлена автором на основе данных, представленных в [5, 16, 17].

Из анализа условий применения льготной ставки по УСН видно, что применяемая в республиках упрощенная система налогообложения не стимулирует рост заработной платы работников субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, в Чувашской Республике1 одним из условий применения льготной ставки налога в размере 12% при объекте «доходы, уменьшенные на расходы», а также применения ставки 0% для ИП, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной, научной сферах, в сфере оказания бытовых услуг населению, предусмотрено, что заработная плата в расчете на одного работника должна составлять не менее 1,5 МРОТ. В Республике Мордовия2 условием для применения льготной ставки 0% при объекте «доходы, уменьшенные на расходы» налогоплательщиками - резидентами Технопарка, осуществляющими производство в сфере высоких технологий Республики Мордовия, а также ставки 5% при объекте «доходы, уменьшенные на расходы» и ставки в размере 1% при объекте «доходы» впервые зарегистрированными ИП и осуществляющими деятельность в сфере информационных технологий является достижение среднемесячной заработной платы в расчете на 1-го работника в размере не менее 3 МРОТ.

В Республике Марий Эл действуют ставки единого налога, предусмотренные в НК РФ - 15% и 6%3. В Республике Башкортостан4 для налогоплательщиков - резидентов территории опережающего развития, созданной в республике,

1 О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации: Закон Чувашской Республики от 23.07.2001 г. № 38 (в ред. от 20.05.2021 г. № 35) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения: Закон Республики Мордовия от 04.02.2009 г. №5-З [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл: Закон Республики Марий Эл от 27.10.2011 г. № 59-З (в ред. от 27.12. 2022 № 55-З) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4 Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения: Закон Республики Башкортостан от 30.06.2022 г. № 571-З [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

предусмотрены ставки единого налога в размере 1% при объекте «доходы» и 5% - при объекте «доходы, уменьшенные на расходы». Закон Удмуртской Республики1 предусматривает возможность применения льготных ставок резидентами бизнес-инкубаторов, налогоплательщиками, получившими статус социального предприятия. Аналогичные льготные ставки предусмотрены и в Республике Татарстан2. При этом в названных республиках возможность применения льготных ставок в связи с применением УСН в зависимость от заработной платы работников малых предприятий не ставится.

Выводы. Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ к бюджетам бюджетной системы РФ относятся:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов РФ;

- местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты городских и сельских поселений.

В соответствии со ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ3 в бюджеты городских округов зачисляются местные налоги по нормативу 100%: земельный налог, налог на имущество физических лиц; а также часть федеральных налогов, в том числе НДФЛ по нормативу 15%.

Следовательно, налоговые доходы бюджетов административных центров (столиц автономных республик, областных центров) формируются по общим правилам, которые установлены для всех видов бюджетов, входящих в состав местных бюджетов.

Данный порядок вызывает бюджетные проблемы для столиц республик, областных центров, выполняющих административные функции: в их бюджетах безвозмездные поступления во много раз превышают величину налоговых доходов. С учетом расходных полномочий, которые выполняют административные центры, считаем необходимым внести изменения в существующий налогово-бюджетный механизм.

Статьей 346.21 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ)4 предусмотрено, что уплата единого налога в связи с применением УСН производится по месту нахождения организации (по месту жительства ИП). Вопрос распределения поступлений УСН между региональным и местными бюджетами особенно

1 Об установлении налоговых ставок налогоплательщиками при применении упрощенной системы налогообложения: Закон Удмуртской Республики от 29.11.2017 г. № 66-РЗ (в ред. от 24.11.2022 г. № 62-РЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения: Закон Республики Татарстан от 17.06.2009 г. № 190-РТ (в ред. от 21.06.2022 г. № 33-ЗРТ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023 г. № 64-ФЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

актуален в связи с отменой с 2021 г. системы налогообложения в виде ЕНВД, полностью зачисляемой в местные бюджеты. Исследованием выявлено, что отдельные Республики выделяют местным бюджетам часть УСН в очень незначительных суммах. Считаем необходимым предусмотреть на законодательном уровне зачисление УСН в местные бюджеты в соответствии с требованиями ст. 346.21 НК РФ.

С учетом того, что УСН действует в регионах в соответствии с региональным законодательством, с целью повышения заработной платы работающим на малых предприятиях, в том числе в связи с применением УСН, считаем целесообразным предусмотреть пониженные ставки УСН (вплоть до 5%) при условии достижения заработной платы в субъектах МСП величины заработной платы, сложившейся в регионе.

Налог на имущество организаций полностью зачисляется в региональный бюджет, при этом значительная часть имущества находится в столицах, областных центрах.

В силу п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. В региональных законах, за исключением законов в Чувашской Республике, зачисление налога в местные бюджеты не предусмотрено.

Налог на прибыль зачисляется в бюджеты регионов по нормативу 17%, 3% - в федеральный бюджет. С учетом значимости налога (1% налога - это около 500 млн руб.) вопрос закрепления налога за местным бюджетом также становится актуальным.

Начиная с 2021 г. с отменой ЕНВД в патентную систему налогообложения внесены поправки, касающиеся возможности уменьшения стоимости патента на уплаченные страховые взносы, в связи с чем регионы имели право пересмотреть величины потенциально возможного к получению годового дохода. Однако далеко не все регионы воспользовались этой возможностью.

Предлагаемые меры частично могут улучшить финансовое положение административных центров, однако без внесения существенных изменений в налогово-бюджетное законодательство они не перестанут быть дотационными.

Литература

1. Данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2020 год [Электронный ресурс] // Минфин России: офиц. сайт. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/li-brary/2021/12/main/Svodnaya_tablitsa_za_2020_god.xlsx.

2. Данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 января 2022 года [Электронный ресурс] // Минфин России: офиц. сайт. URL: https://min-fin.gov.ru/common/upload/library/2022/04/main/Svodnaya_tablitsa_na_1_yanvarya_2022_goda.xlsx.

3. Отчет об исполнении консолидированного бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» по состоянию на 01 января 2021 г. [Электронный ресурс] // Йошкар-Ола: информ. портал. URL: https://www.i-ola.ru/city/fmrazdel/UCH0TCH/2020/2020_god.php. ^

4. Отчет об исполнении консолидированного бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» по состоянию на 01 января 2022 г. [Электронный ресурс] // Йошкар-Ола: информ. портал. URL: https://www.i-ola.ru/city/finrazdel/UCH0TCH/2022/01.php.

5. Приволжский федеральный округ: 2021 год - точка отсчета для новых трендов / Институт экономики УРО РАН. Екатеринбург, 2022. 116 с. [Электронный ресурс]. URL: https://uiec.ru/-wp-content/uploads/2022/07/Бюллетень_2022_ПрФО_el-1.pdf.

6. Решение городского округа г. Уфа от 29 июня 2022 г. № 16/4 «Об отчете об исполнении бюджета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан за 2021 год» [Электронный ресурс] // Госсовет Уфы: сайт. URL: https://gorsovet-ufa.ru/upload/iblock/33d/osn3qeugn0acvqc1sy-9befbonev57c3z.pdf.

7. Решение городского округа г. Уфа от 30 июня 2021 г. № 83/2 «Об отчете об исполнении бюджета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан за 2020 год» [Электронный ресурс] // Госсовет Уфы: сайт. URL: https://gorsovet-ufa.ru/upload/iblock/f91/sd99vpo0ipjoha3wssbh-cukxyt7pysvj .pdf.

8. Решение Городской думы г. Ижевск от 23 июня 2022 г. № 279 «Об исполнении бюджета муниципального образования «Город Ижевск» за 2021 год» [Электронный ресурс] // Ижевск: офиц. сайт. URL: https://www.izh.ru/res ru/0 hfile 76258 1.pdf.

9. Решение Городской думы г. Ижевск от 24 июня 2021 г. № 131 «Об исполнении бюджета муниципального образования «Город Ижевск» за 2020 год» [Электронный ресурс] // Ижевск: офиц. сайт. URL: https://www.izh.ru/res ru/0 hfile 73137 1.pdf.

10. Решение Казанской Городской Думы от 15 апреля 2022 г. № 3-13 «Об исполнении бюджета муниципального образования г. Казань за 2021 год» [Электронный ресурс] // Казань: офиц. сайт. URL: https://kzn.ru/upload/iblock/d0d/Reshenie-KGD-ot-15.04.2022- 3 13.pdf.

11. Решение Казанской Городской Думы от 26 апреля 2021 г. № 2-6 «Об исполнении бюджета муниципального образования г. Казань за 2020 год» [Электронный ресурс] // Казань: офиц. сайт. URL: https://kzn.ru/upload/iblock/b8e/Reshenie-KGD-ot-26.04.2021-_2_6.pdf.

12. Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 17 мая 2021 г. № 359 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета городского округа Саранск за 2020 год» [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80ae0bbf.xn--80aa4alnee.xn--p1ai/pdf.php?view=1838.

13. Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 17 мая 2022 г. № 64 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета городского округа Саранск за 2021 год» [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80ae0bbf.xn--80aa4alnee.xn--p1ai/pdf.php?view=3547.

14. Сведения об исполнении бюджета г. Чебоксары за 2020 год [Электронный ресурс] // Финансовое управление администрации города Чебоксары: офиц. сайт. URL: https://fs01.cap.ru/-www22-09/gcheb-finup/docs/2023/02/16/519e41cb-9f52-40fc-99e7-a08bc648543f/svedeniya-ob-ispolnenii-byudzhet.xlsx.

15. Сведения об исполнении бюджета г. Чебоксары за 2021 год [Электронный ресурс] // Финансовое управление администрации города Чебоксары: офиц. сайт. URL: https://fs01.cap.ru/-www22-09/gcheb-finup/docs/2023/02/16/446f9f84-ca73-4a08-835e-59bf94733c34/svedeniya-ob-ispolnenii-byudzhet-3owoxxdq.xlsx.

16. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике по субъектам Российской Федерации за 2000-2022 гг. // Россттат: офиц. сайт. https://ros-stat.gov.ru/storage/mediabank/tab3 zpl 2022.xlsx.

17. Зарплата по регионам России в 2023 году [Электронный ресурс]. URL: https://vi-sasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-po-regionam.html.

ЗОТИКОВ НИКОЛАИ ЗОТИКОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5631-9123).

Nikolay Z. ZOTIKOV

FINANCIAL AND BUDGETARY PROBLEMS OF THE CAPITALS OF THE REPUBLICS, REGIONAL CENTERS

Key words: consolidated budget of the subjects of the Russian Federation, tax and non-tax revenues, gratuitous receipts, simplified taxation system, corporate property tax, transport tax, budget revenues per one person, budget expenditures, budget powers of the subjects of the Russian Federation.

The relevance of the study is due to the need to ensure the economic independence of regional budgets, reduce their dependence on the federal center, which will ensure enhancement of the economy of the entire state in the face of total economic sanctions from the

West. In the composition of local budgets in the budgetary system of the Russian Federation, a special place is occupied by administrative centers (capitals of republics, regional centers) belonging to urban districts, whose budgets are formed according to the general rules applied to all links that make up local budgets.

The purpose of the article is to investigate the existing fiscal mechanism, its impact on the budgets of administrative centers on the example of 6 autonomous republics that are part of the Volga Federal District.

Materials and methods. The study is based on data from Rosstat, the Ministry of Finance of Russia, the Federal Tax Service of Russia, the tax legislation of the regions under study. The study used analysis and synthesis, grouping, generalization, tabular method. Study results. The study established the presence of a high centralization degree in budget revenues: more than a third of all federal budget revenues, including up to 40% of tax revenues, are concentrated in the Central Federal District. According to data for 2021, the share of gratuitous receipts in budget revenues varies from 10.6% in the Central Federal District to 64.2% in the North Caucasus Federal District. In the amount of tax revenues in the consolidated budgets of the republics, the share of the capitals of the republics is insignificant, and this is the reason why the share of gratuitous receipts in the budgets of the republican capitals is large, many times exceeding the amount of tax revenues of the budgets. The tax revenues in the budgets of the capitals of the regions per one inhabitant are significantly less than the tax revenues per one inhabitant in the republic as a whole. Conclusions. These circumstances indicate the need to make significant changes to the fiscal mechanism regarding the formation of budgets of the regional administrative centers.

References

1. Dannye ob ispolnenii konsolidirovannykh byudzhetov sub"ektov RF za 2020 god [Data on the execution of the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation for 2020]. Available at: https://miniin.gov.ru/common/upload/library/2021/12/main/Svodnaya_tablitsa_za_2020_god.xlsx.

2. Dannye ob ispolnenii konsolidirovannykh byudzhetov sub"ektov Rossiiskoi Federatsii na 1 yanvarya 2022 goda [Data on the execution of the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation as of January 1, 2022]. Available at: https://minfin.gov.ru/common/uplo-ad/library/2022/04/main/Svodnaya_tablitsa_na_1_yanvarya_2022_goda.xlsx.

3. Otchet ob ispolnenii konsolidirovannogo byudzheta gorodskogo okruga «Gorod Ioshkar-Ola» po sostoyaniyu na 01 yanvarya 2021 g. [Report on the execution of the consolidated budget of the urban district "City of Yoshkar-Ola" as of January 01, 2021]. Available at: https://www.i-ola.ru/city/-finrazdel/UCH0TCH/2020/2020_god.php.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Otchet ob ispolnenii konsolidirovannogo byudzheta gorodskogo okruga «Gorod Ioshkar-Ola» po sostoyaniyu na 01 yanvarya 2022 g. [Report on the execution of the consolidated budget of the urban district "City of Yoshkar-Ola" as of January 01, 2022]. Available at: https://www.i-ola.ru/city/-finrazdel/UCH0TCH/2022/01.php.

5. Privolzhskii federal'nyi okrug: 2021 god - tochka otscheta dlya novykh trendov [Volga Federal District: 2021 - a starting point for new trends]. Ekaterinburg, 2022, 116 p. Available at: https://uie-c.ru/wp-content/uploads/2022/07/Byulleten'_2022_PrF0_el-1.pdf.

6. Reshenie gorodskogo okruga g. Ufa ot 29 iyunya 2022 g. № 16/4 «Ob otchete ob ispolnenii byudzheta gorodskogo okruga g. Ufa Respubliki Bashkortostan za 2021 god» [Decision of the urban district of Ufa dated June 29, 2022 No. 16/4 "On the report on the execution of the budget of the urban district of Ufa of the Republic of Bashkortostan for 2021"]. Available at: https://gorsovet-ufa.ru/upload/iblock/33d/osn3qeugn0acvqc1sy9befbonev57c3z.pdf.

7. Reshenie gorodskogo okruga g. Ufa ot 30 iyunya 2021 g. № 83/2 «Ob otchete ob ispolnenii byudzheta gorodskogo okruga g. Ufa Respubliki Bashkortostan za 2020 god» [Decision of the urban district of Ufa dated June 30, 2021 No. 83/2 "On the report on the execution of the budget of the urban district of Ufa of the Republic of Bashkortostan for 2020"]. Available at: https://gorsovet-ufa.ru/upload/iblock/f91/sd99vpo0ipjoha3wssbhcukxyt7pysvj.pdf.

8. Reshenie Gorodskoi dumy g. Izhevsk ot 23 iyunya 2022 g. № 279 «Ob ispolnenii byudzheta munitsipal'nogo obrazovaniya «Gorod Izhevsk» za 2021 god» [Decision of the City Duma of Izhevsk dated June 23, 2022 No. 279 "On the execution of the budget of the municipal formation "City of Izhevsk" for 2021"]. Available at: https://www.izh.ru/res_ru/0_hfile_76258_1.pdf.

9. Reshenie Gorodskoi dumy g. Izhevsk ot 24 iyunya 2021 g. № 131 «Ob ispolnenii byudzheta munitsipal'nogo obrazovaniya «Gorod Izhevsk» za 2020 god» [Decision of the City Duma of Izhevsk dated June 24, 2021 No. 131 "On the execution of the budget of the municipal formation "City of Izhevsk" for 2020"]. Available at: https://www.izh.ru/res_ru/0_hfile_73137_1.pdf.

10. Reshenie Kazanskoi Gorodskoi Dumy ot 15 aprelya 2022 g. № 3-13 «Ob ispolnenii byudzheta munitsipal'nogo obrazovaniya g. Kazan'za 2021 god» [Decision of the Kazan City Duma of April 15, 2022 No. 3-13 "On the execution of the budget of the municipality of Kazan for 2021"]. Available at: https://kzn.ru/upload/iblock/d0d/Reshenie-KGD-ot-15.04.2022-_3_13.pdf.

11. Reshenie Kazanskoi Gorodskoi Dumy ot 26 aprelya 2021 g. № 2-6 «Ob ispolnenii byudzheta munitsipal'nogo obrazovaniya g. Kazan'za 2020 god» [Decision of the Kazan City Duma of April 26, 2021 No. 2-6 "On the execution of the budget of the municipality of Kazan for 2020"]. Available at: https://kzn.ru/upload/iblock/b8e/Reshenie-KGD-ot-26.04.2021-_2_6.pdf.

12. Reshenie Soveta deputatov gorodskogo okruga Saransk ot 17 maya 2021 g. № 359 «Ob utverzhdenii otcheta ob ispolnenii byudzheta gorodskogo okruga Saransk za 2020 god» [Decision of the Council of Deputies of the city district of Saransk dated May 17, 2021 No. 359 "On approval of the report on the execution of the budget of the city district of Saransk for 2020"]. Available at: https://xn--80ae0bbf.xn--80aa4alnee.xn--p1ai/pdf.php?view=1838.

13. Reshenie Soveta deputatov gorodskogo okruga Saransk ot 17 maya 2022 g. № 64 «Ob utverzhdenii otcheta ob ispolnenii byudzheta gorodskogo okruga Saransk za 2021 god» [Decision of the Council of Deputies of the city district of Saransk dated May 17, 2022 No. 64 "On approval of the report on the execution of the budget of the city district of Saransk for 2021"]. Available at: https://xn--80ae0bbf.xn--80aa4alnee.xn--p1ai/pdf.php?view=3547.

14. Svedeniya ob ispolnenii byudzheta g. Cheboksary za 2020 god [Information on the execution of the budget of the city of Cheboksary for 2020]. Available at: https://fs01.cap.ru//www22-09/gcheb-finup/docs/2023/02/16/519e41cb-9f52-40fc-99e7-a08bc648543f/svedeniya-ob-ispolnenii-byudzhet.xlsx.

15. Svedeniya ob ispolnenii byudzheta g. Cheboksary za 2021 god [Information on the execution of the budget of the city of Cheboksary for 2021]. Available at: https://fs01.cap.ru//www22-09/gcheb-finup/docs/2023/02/16/446f9f84-ca73-4a08-835e-59bf94733c34/svedeniya-ob-ispolnenii-byudzhet-3owoxxdq.xlsx.

16. Srednemesyachnaya nominal'naya nachislennaya zarabotnaya plata rabotnikov v tselom po ekonomike po sub"ektam Rossiiskoi Federatsii za 2000-2022 gg. [Average monthly nominal accrued wages of employees in the economy as a whole by constituent entities of the Russian Federation for 2000-2022]. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab3_zpl_2022.xlsx.

17. Zarplata po regionam Rossii v 2023 godu [Salary by regions of Russia in 2023]. Available at: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-po-regionam.html.

NIKOLAY Z. ZOTIKOV - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Finance, Credit and Economic Security, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5631-9123)._

Формат цитирования: Зотиков Н.З. Финансово-бюджетные проблемы столиц республик, областных центров [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2023. - № 2. - С. 19-33. -URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2023/2/3. DOI: 10.47026/2499-9636-2023-2-19-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.