Бюджетная поддержка
науки и инноваций в 2008-2010 годах
А. П. Бердашкевич,
к. ю. н., главный советник аппарата Комитета Государственной Думы по образованию и науке
Н. И. Булаев,
д. пед. н., профессор, заслуженный учитель РСФСР, председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке
Федеральный закон о бюджете впервые в явном виде включает в себя бюджетные ассигнования, расписанные по трем ближайшим годам. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 г. и на период до 2010 г.» включает в себя планировки бюджетных ассигнований на 2008 г. и на 2009-2010 гг. Впервые в истории российского национального законодательства сделана попытка выделить в законе о бюджете «сырьевую составляющую» доходов. Это интересная попытка, могущая иметь значимые последствия для формирования государственной экономической политики России.
Характеристики федерального бюджета на 2009 г. и на 2010 г. определены, исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере, соответственно, 39690,0 млрд руб. и 44800,0 млрд руб. и уровня инфляции, не превышающего, соответственно, 6,5 и 6,0%. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 г. составляет
7465446753.0 тыс. руб., в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета — 2351908015,0 тыс. руб. и, соответственно, на 2010 г. — 8089965207,0 тыс. руб. и 2348321434,0 тыс. руб. Общий объем расходов федерального бюджета на 2009 г. запланирован в сумме 7451153801,8 тыс. руб., включая условно утвержденные расходы в сумме 186000000,0 тыс. руб., а на 2010 г., соответственно, в сумме 8089965207,0 тыс. руб. и 404500000,0 тыс. руб. Прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 г. определен в сумме 14292951,2 тыс. руб.
Основные характеристики федерального бюджета на 2008 г. сформированы, исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35000,0 млрд руб. и уровня инфляции, не превышающего 7,0%. Прогнозируемый объем доходов федерального бюджета на 2008 г. составляет
6644447448.0 тыс. руб., в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2383112818,0 тыс. руб. Общий объем расходов федерального бюджета в составляет 6570297744,0 тыс. руб., а прогнозируемый профицит федерального бюджета — 74149704,0 тыс. руб.
В федеральном бюджете расходы на науку гражданского назначения на период до 2010 г. определе-
ны с разбивкой по годам в следующих объемах:
2008 г. — 156,442 млрд руб., 2009 г. — 173,721 млрд руб. и 2010 г. — 207,183 млрд руб. Указанные цифры по абсолютной величине превышают минимальные объемы финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения в Российской Федерации на 2002-2010 гг., установленные в приложении к протоколу от 20 марта 2002 г. № 2 совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям (см. табл. 1).
В состав указанных средств, включены будущие расходы на программу фундаментальных исследований для государственных академий наук, предусмотренную Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политики». Продолжится реализация федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России (2007-2012 гг.)». В 2008 г. на реализацию научной части этой программы предусмотрено 13,8 млрд руб., а к 2010 г. — 22,0 млрд руб., что почти в 2 раза превышает объемы финансирования 2007 г. К началу 2009 г. запланировано повышение заработной платы научных работников и руководителей научных учреждений Российской академии наук в среднем до 30 тыс. руб., что позволит сохранить и развить кадровый потенциал отечественной науки, создаст условия для притока в науку талантливой молодежи.
На 2008-2010 гг. запланировано распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации, соответственно, в суммах 1503180,5; 1605397,3 и 1709748,1 тыс. руб. Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» предусмотрена государственная поддержка наукоградов Российской Федерации из федерального бюджета. Объем бюджетных ассигнований для финансирования мероприятий по развитию и поддержке инфраструктуры наукоградов Российской Федерации на 2008-
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
Таблица 1
Динамика бюджетного финансирования науки по годам
1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Расходы на науку 4413,6і 6239,4 11621,5 17396,4 23687,7 31055,8 41576,3 47478,1 76909,3 74347,1 89000 156442 173721 207183
в том числе
% к расходам 1,60 1,32 1,74 1,69 1,79 1,51 1,76 1,76 2,19 1,69 1,69 2,4 2,3 2,6
% к ВВП 0,29 0,24 0,24 0,24 0,26 0,29 0,31 0,28 0,36 0,297 0,297 0,4 0,4 0,5
Проект финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения на 2002-2010 гг.
млрд руб. 34,0 39,9 46,0 56,0 71,7 89,0 110,0 136,5 170,1
% к расходам 2,04 2,18 2,21 2,35 2,62 2,92 3,30 3,60 4,00
2010 гг. определен исходя из прогнозируемого роста потребительских цен, а также с учетом финансирования, начиная с 2008 г., мероприятий в Троицке и Жуковском Московской области, получивших статус наукоградов Российской Федерации в 2007 г. Бюджетные ассигнования на осуществление государственной поддержки наукоградов составят в 2008 г. 1,5 млрд руб., в
2009 г. — 1,6 млрд руб. и в 2010 г. — 1,7 млрд руб., или с ростом в 2010 г. к уровню 2007 г. на 41,7%.
С целью софинансирования мероприятий по развитию и поддержке инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований, а также инфраструктуры города Байконура предусмотрены бюджетные ассигнования в 2008 г. в сумме 6,4 млрд руб. и 0,24 млрд руб.; в 2009 г. — 6,2 млрд руб. и 0,25 млрд руб.; в 2010 г. — 6,6 млрд руб. и 0,27 млрд руб., соответственно.
В качестве приоритетных направлений развития реального сектора предусматривается внедрение наукоемких технологий, усиление инновационной направленности в экономическом развитии за счет более полного использования и укрепления имеющегося научно-технического и производственного потенциалов. Приоритетным направлением развития научно-технического потенциала страны определены исследования и разработки в области нанотехнологий. Туда в течение 4-5 ближайших лет запланировано направить 185 млрд руб. На реализацию ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 гг. в федеральном бюджете предусмотрено 2,8 млрд руб. в 2008 г., 3,3 млрд руб. в 2009 г. и 3,7 млрд руб. в 2010 г.
Понятие «нанотехнология» в настоящее время можно рассматривать как собирательный термин, объединяющий инженерное управление свойствами элементов и частиц весьма малых размеров. Важнейшими следствиями для свойств физического мира, состоящего из таких частиц, является их высокая проницаемость и развитая поверхность. И то, и иное свойство служит источником, обуславливающим изменение многих иных характеристик, включая скорость химических реакций, величину электропроводности, а также плотную трехмерную компоновку органических и неорганических материалов. Основной задачей наноиндустрии является управляемый механосинтез, составление структур из атомов, пока не вступят в действие химические связи. Для обеспечения механосинтеза необходим наноманипулятор, способный захватывать отдельные атомы и молеку-
1 До 1998 г. — млрд руб.
лы и манипулировать ими в радиусе до 100 нм. Наноманипулятор может управляться встроенным нанокомпьютером. Результатом нанотехнологий может стать появление сверхпрочных, сверхлегких и негорючих материалов, а также материалов, способных к мультимедиа-общению с пользователем.
Применение и использование нанотехнологий имеет не только экономический, но и военный аспект. В очередной раз доказана неверность высказывания римского императора Веспасиана, сделанного в первом столетии нашей эры: «Все возможное оружие уже изобретено». На базе Массачусетского технологического института (МТИ) создан Институт солдатских нанотехнологий для разработки экипировки и вооружения «солдата будущего». Основатели института со стороны МТИ и армия США выделили на исследования грант размерами в $50 млн. На рубеже 2 и 3 тысячелетия американские ученые выдвинули концепцию «умной пыли» (зтаг^ш^. Идея в том, чтобы разбрасывать над зоной боевых действий тысячи крошечных сенсоров-радиопередатчиков, которые помогут незаметно отслеживать перемещения и действия врага2. Летающие, ползающие, плавающие или иные активно движущиеся или пассивно закрепленные разведывательные или боевые устройства малых размеров смогут проникать куда угодно. В Японии и США уже созданы образцы «цифровой бумаги» — пленочных массивов наноэлектронных схем. Новые технологии трехмерной печати позволяют наносить из порошков металла и пластика объемные структуры по заданной программе. Портативные приборы позволят, в том числе и террористам печатать любые документы когда и сколько им потребуется. Система работы правоохранительных органов и контртеррористических мер, основанная на защищенности документов от подделки, может стать уязвимой. Новые миниатюрные устройства слежения могут быть легко встроены в ввозимые из-за рубежа детали оборудования. Развитие нанотехнологий позволит встраивать закладки в соединительные провода, конденсаторы, крепежные детали и прочие объемные элементы. Такие закладки могут служить целям наведения для крылатых ракет или для выброса токсинов. Каждая из них может содержать устройство, способное передавать или уничтожать информацию в штатном режиме или по команде извне. В бюджете США на развитие нанотехнологий выделено более $1,5 млрд.
Как видно из сказанного, развитие нанотехнологий имеет огромное значение для защиты и обороны
2 Киви Берд «Компьютерра» №4 от 20 февраля 2003 г.
страны. В определенной степени развитие нанотехнологий является одним их средств обеспечения государственной национальной независимости.
К 2008 г. будет решена поставленная Президентом Российской Федерации задача по созданию Российской корпорации нанотехнологий, в управление которой с 2007 г. будут переданы бюджетные ассигнования в объеме 130 млрд руб. Закон «О Российской корпорации нанотехнологий» принят Государственной Думой. По функциональной задаче корпорация исполняет роль инвестиционного фонда, определяющего распределения бюджетных средств по разным направлениям.
В составе расходов на науку предусмотрены ассигнования:
• на развитие академического сектора науки (48,8 млрд руб. в 2008 г., 57,7 млрд руб. в 2009 г. и 70,9 млрд руб. в 2010 г.);
• развитие вузовской науки (Федеральное агентство по образованию, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, МГУ им. М. В. Ломоносова — 4,5 млрд руб. в
2008 г., 4,8 млрд руб. в 2009 г. и 5,3 млрд руб. в 2010 г.);
• финансирование научных фондов (9,4 млрд руб. в 2008 г., 11,7 млрд руб. в 2009 г. и 14,5 млрд руб. в 2010 г.);
• поддержку молодых российских ученых-канди-датов наук, их научных руководителей, молодых российских ученых-докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации — 0,4 млрд руб. ежегодно.
По расходам Российской академии наук и ее региональных отделений, заканчивающих в планируемом периоде переход на новые условия оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений, ассигнования на 2008-2009 гг. сохранены в объемах, предусмотренных перспективным финансовым планом Российской Федерации на 2007-
2009 гг., а параметры на 2010 г. рассчитаны в общеустановленном порядке. Формирование программы фундаментальных научных исследований, проводимых государственными академиями наук, на 20092010 гг. зарезервированы ассигнования в объеме, соответственно, 6,009 млрд руб. и 16,1238 млрд руб.
За счет выделяемых ресурсов к началу 2009 г. будет повышена заработная плата научных работников и руководителей научных учреждений Российской академии наук в среднем до 30 тыс. руб., что позволит сохранить и развить кадровый потенциал отечественной науки, создаст условия для притока в науку талантливой молодежи. увеличением оплаты труда работников бюджетных учреждений (на 8,0 млрд руб. в 2008 г., 0,8 млрд руб. в 2009 г. и 1,7 млрд руб. в 2010 г.).
Объем прикладных исследований, которые будут выставляться по государственным контрактам в
2008 г. составит 43300,0 млн руб., в 2009 г. — 50200,0 млн руб. и в 2010 г. — 55300,0 млн руб. Расходы Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда будут доведены до нормативов, установленных Правительством Российской Федерации (рост на 1,5 млрд руб.
в 2008 г., 1,9 млрд руб. в 2009 г. и 2,4 млрд руб. в 2010 г.).
В составе подраздела «Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов» предусмотрены ассигнования:
• на обеспечение деятельности научных учреждений (3,4 млрд руб. в 2008 г., 4,1 млрд руб. в 2009 г. и 4,4 млрд руб. в 2010 г.);
• выполнение НИОКР по договорам (0,7 млрд руб. в 2008 г., 3,4 млрд руб. в 2009 г. и 13,9 млрд руб. в 2010 г.);
• поддержку научных мероприятий (0,5 млрд руб. в 2008 г., 0,6 млрд руб. в 2009 г. и 0,6 млрд руб. в 2010 г.);
• уплату рублевой части взноса Российской Федерации в Объединенный институт ядерных исследований (0,8 млрд руб. в 2008 г., 0,9 млрд руб. в
2009 г. и 0,9 млрд руб. в 2010 г.).
В составе подраздела «Прикладные научные исследования в области национальной экономики»пре-дусмотрены ассигнования:
• на выполнение НИОКР по договорам (43,3 млрд руб. в 2008 г., 50,2 млрд руб. в 2009 г., 55,3 млрд руб. в 2010 г.);
• обеспечение деятельности научных учреждений (1,6 млрд руб. в 2008 г., 1,8 млрд руб. в 2009 г., 1,9 млрд руб. в 2010 г.);
• доведение расходов Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере до установленного Правительством Российской Федерации норматива, исходя из минимальных объемов ассигнований на науку гражданского назначения, зафиксированных протоколом совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 г. № 2 (1,7 млрд руб. в 2008 г., 2,0 млрд руб. в 2009 г.,
2,6 млрд руб. в 2010 г.);
• реализацию международного проекта ИТЭР (183,9 млн руб. в 2008 г., 195,4 млн руб. в 2009 г.,
195,4 млн руб. в 2010 г.
При формировании подраздела «Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды» учтены ранее принятые решения по объемам финансирования ФЦП «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.)» в соответствии с паспортом программы, индексации фондов оплаты труда работников сферы, оплачиваемых по ЕТС и других расходов.
Бюджетные проектировки по прикладным научным исследованиям в области образования включают ассигнования на обеспечение деятельности государственных федеральных учреждений, осуществляющих научные исследования и разработки в сфере образования, а также ассигнования на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам.
Российская академия медицинских наук (РАМН) выполняет функции государственного заказчика по федеральным целевым программам: «Преодоление
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
Таблица 2
Показатель Ед. изм. 2008 2009 2010
Число пролеченных в круглосуточных стационарах тыс. чел. 16,5 16,8 16,8
Пролеченные высокотехнологичным методом тыс. чел. 41,4 43,2 43,2
Число завершенных НИР ед. 815 830 830
Таблица 3
Показатель Ед. изм. 2006 2007 2008 2009 2010
Удельный вес России в общем числе публикаций в ведущих научных журналах мира (по данным 181) % 3,1 3,2 3,4 3,5 4,0
Удельный вес конкурсного (программного) финансирования исследований и разработок в расходах федерального бюджета на гражданскую науку % 30,4 45,0 50,0 60,0 70,0
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке °/ /о 7,5 8,5 10,0 12,0 15,0
Удельный вес инновационной продукции в экспорте промышленной продукции °/ /о 9,0 10,0 10,8 11,5 12,0
Коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в стране, в расчете на 10 тыс. населения) °/ /о 1,80 2,0 2,5 2,7 4,0
последствий радиационных аварий на период до 2010 г.» в объемах на 2008 г. — 31,0 млн руб., 2009 г. —
34,0 млн руб.; «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 гг.» в объемах на 2008 г. — 395,9 млн руб., 2009 г. — 435,1 млн руб.; 2010 г. — 1645,6 млн руб.; «Жилище» на 2002-2010 гг. (второй этап) в объемах на 2008 г. — 6,1 млн руб., 2009 г. — 6,6 млн руб., 2010 г. — 6,6 млн руб.
Объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, предусматривается РАМН в объемах на
2008 г. — 1257,0 млн руб., 2009 г. — 1605,0 млн руб., 2010 г. — 559,7 млн руб.
Средства федерального бюджета, предусмотренные РАМН на 2008-2010 гг., также будут направлены на реализацию договоров с иностранными фирмами в области научного сотрудничества в объемах на 2008 г. — 581,1 млн руб., 2009 г. — 581,1 млн руб., 2010 г. — 710,1 млн руб.; централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования в объемах на 2008 г. — 1519,0 млн руб., 2009 г. — 1520,2 млн руб., 2010 г. — 1613,9 млн руб., выплаты стипендий аспирантам, докторантам в объемах на 20082010 гг. — 48,4 млн руб. ежегодно; выплаты окладов за звания действительных членов и членов-коррес-пондентов РАМН в объемах на 2008-2010 гг. — 63,9 млн руб. ежегодно; социальную поддержку детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей —
1,1 млн руб. ежегодно; выплаты стипендий студентам и учащимся государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в объемах на 2008-2010 гг. — 4,6 млн руб. ежегодно. РАМН дополнительно выделены средства в 2008 г. в объеме 42,0 млн руб. с целью доведения стоимости натурального набора продуктов питания до 152 руб. в детских отделениях клиник научных институтов и центров. В 2009 и 2010 гг. предусматривается 67,8 млн руб. ежегодно на доведение стоимости натурального набора продуктов во всех клиниках научных институтов и центров до 152 руб.
Показатели деятельности РАМН запланированы следующие (табл. 2).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по науке и инновациям (ФАНИ), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 281, на ФАНИ возложены функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
ФАНИ выполняет функции государственного заказчика по федеральным целевым программам: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического ком-
плекса России на 2007-2012 гг.» в объемах на
2008 г. — 14,0 млрд руб., 2009 г. — 17,6 млрд руб., 2010 г. — 22,4 млрд руб.; «Мировой океан» в объемах на 2008 г. — 101,3 млн руб., 2009 г. — 107,3 млн руб., 2010 г. — 114,0 млн руб.; «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг. в объемах на 2008 г. —
168,0 млн руб., 2009 г. — 202,0 млн руб., 2010 г. — 350,0 млн руб.; «Жилище» на 2002-2010 гг. (второй этап) в объемах на 2008 г. — 23,6 млн руб., 2009 г. — 28,9 млн руб., 2010 г. — 28,9 млн руб.
Объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, предусматривается ФАНИ в объемах на
2008 г. — 88,6 млн руб., 2009 г. — 61,3,0 млн руб., 2010 г. — 58,5 млн руб.
Средства федерального бюджета, предусмотренные ФАНИ на 2008-2010 гг., также будут направлены на уплату взносов в международные организации в объемах на 2008 г. — 167,1 млн руб., 2009 г. — 185,1 млн руб., 2010 г. — 189,3 млн руб., на уплату взносов в Объединенный институт ядерных исследований в объемах на 2008 г. — 795,9 млн руб., 2009 г. — 852,8 млн руб., 2010 г. — 907,2 млн руб.
ДеятельностьФАНИ будет направлена на достижение следующих результатов (табл. 3).
На Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам возложены функции по контролю и надзору в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдению интересов Российской Федерации, российских физических и
Таблица 5
Тип расходного обязательства 2007, (бюджет) 2008 2009 2010
Расходные обязательства по оказанию государственных услуг 21521,0 26757,0 25010,4 28702,4
в том числе:
выполнение функций бюджетными учреждениями 20153,8 24639,2 25377,0 26130,9
Расходные обязательства, установленные межгосударственными (международными) договорами и соглашениями 1377,7 1048,9 1549,2 2050,2
Всего по главе 22898,7 27805,9 29559,6 30752,6
Таблица 4
Показатель Ед. изм. 2006 2007 2008 2009 2010
Число принятых заявок на объекты интеллектуальной собственности тыс. 109,9 105,4 109,6 113,6 116,0
Экспертиза заявок на объекты интеллектуальной собственности (завершение рассмотрения заявок) тыс. 92,4 100,8 104,6 113,6 113,6
Число выданных охранных документов тыс. 59,4 68,0 71,5 77,5 78,5
Рассмотрение возражений и заявлений тыс. 2Д 2Д 2,1 2,1 2,1
Количество публикаций о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности и другой официальной информации в сфере правовой охраны объектов интеллектуальной собственности тыс. ед. 82,1 81,0 94,5 99,4 99,4
Комплектование государственного патентного фонда(пополнение патентных фондов) тыс. ед. 4894,2 4500,0 4500,0 4500,0 4500,0
Отправка отечественных описаний по международному обмену тыс. ед. 1604,9 1700,0 1800,0 1800,0 1800,0
юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, осуществлению комплекса работ по предоставлению правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, включающего прием заявок, их рассмотрение по всем установленным процедурам, выдачу охранных документов и публикацию информации о них, обеспечение подготовки специалистов высшей квалификации, подготовки, переподготовки специалистов и повышение квалификации специалистов в области интеллектуальной собственности. Служба выполняет функции государственного заказчика по федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 гг. (второй этап) в объемах на 2008 г. — 18,0 млн руб.,
2009 г. — 25,0 млн руб., 2010 г. — 25,0 млн руб. Увеличение объема бюджетных ассигнований по
сравнению с 2007 г. с 1284,8 млн руб. до 1693,9 в 2008,
1894,4 в 2009 и 1993,6 в 2010 г. , главным образом, связано с индексацией заработной платы работников организаций бюджетных учреждений в объемах на
2008 г. — 86,6 млн руб., 2009 г. — 187,5 млн руб.,
2010 г. — 291,6 млн руб.; а также увеличением численности экспертов на 186 человек включительно по
2009 г. и совершенствование оплаты труда работников учреждений путем повышения заработной платы за счет стимулирующих выплат в объемах на
2008 г. — 60,1 млн руб., 2009 г. — 132,1 млн руб.,
2010 г. — 107,6 млн руб. На продолжение работ по переходу на безбумажную технологию обработки заявок, включая электронную форму подачи заявочной документации, в рамках реализации второго этапа модернизации автоматизированных систем Роспатента запланировано: на 2008 г. — 233,3 млн руб.,
2009 г. — 233,4 млн руб., 2010 г. — 135,3 млн руб.
Бюджетные ассигнования на 2008-2010 гг. имеют целью обеспечить следующие результаты деятельности Службы (табл. 4).
На Российскую академию сельскохозяйственных наук (РАСХН) возложены функции по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований в области агропромышленного комплекса. РАСХН выполняет функции государственного заказчика по федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.» в объемах на 2008 г. — 41,4 млн руб., 2009 г. — 25,0 млн руб. Объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, предусматривается РАСХН в объемах на 2008 г. — 136,6 млн руб., 2009 г. — 135,3 млн руб., 2010 г. — 41,4 млн руб. Средства федерального бюджета, предусмотренные РАСХН на 2008-2010 гг., также будут направлены на выплаты окладов за звания действительных членов и членов-корреспонден-тов Российской академии сельскохозяйственных наук в объемах на 2008-2010 гг. — 38,0 млн руб. ежегодно. Увеличение объема бюджетных ассигнований по сравнению с 2007 г., главным образом, связано с увеличением заработной платы с 1 сентября 2008 г. в 1,07 раза, с 1 августа 2009 г. в 1,068 раза, с 1 января
2010 г. в 1,065 раза. Также увеличение бюджетных ассигнований связано с увеличением затрат на ФЦП, непрограммные инвестиции, международное сотрудничество, на компенсацию проезда работающих в районах Крайнего Севера, на стипендии аспирантам. Вклад отдельных факторов в изменение предельных объемов бюджетных расходов не превышает 5%. Основное место в структуре ассигнований РАСХН занимают расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» подразделу «Фундаментальные исследования». Результаты указанных исследований будут предназначены для освоения в производстве АПК России. В 2008 г. будет завершено 886 таких исследований, в 2009 г. — 924, в 2010 г. — 942.
Объемы и состав расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых для Российской академии наук (РАН) на 2008-2010 гг., представлены в табл. 5 (данные представлены в млн руб.).
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
РАН участвует в реализации национального проекта «Здоровье» в части денежных выплат врачам и медицинским сестрам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в федеральных учреждениях здравоохранения ведомственного подчинения, выполняющих государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа, в объемах на 2008-2009 гг. — 11,8 млн руб. ежегодно; национального проекта «Образование» в части ежемесячного вознаграждения за классное руководство в объемах на 2008-2009 гг. —
121.2 тыс. руб. ежегодно.
РАН выполняет функции государственного заказчика по федеральным целевым программам «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 г.» в объемах на
2008 г. — 81,7 млн руб., 2009 г. — 65,4 млн руб.,
2010 г. — 96,1 млн руб.; «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг. в объемах на 2008 г. — 57,0 млн руб., 2009 г. — 85,0 млн руб., 2010 г. — 179,0 млн руб.; «Жилище» на 2002-2010 гг. (второй этап) в объемах на 2008 г. — 174,7 млн руб., 2009 г. — 189,9 млн руб., 2010 г. — 189,9 млн руб. Объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, предусматривается РАН в объемах на 2008 г. — 1528,5 млн руб.,
2009 г. — 1973,3 млн руб., 2010 г. — 1865,8 млн руб.
Средства федерального бюджета, предусмотренные РАН на 2008-2010 гг., также будут направлены на мероприятия по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в объемах на
2008 г. — 1,1 млн руб., 2009 г. — 3,5 млн руб., 2010 г. —
1.2 млн руб., выплате стипендий аспирантам и докторантам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций в объемах на 2008-2010 гг. — 75,4 млн руб. ежегодно. Основное место в структуре ассигнований РАН занимают расходы по подразделу «Фундаментальные исследования» раздела «Общегосударственные вопросы».
Сибирское отделение РАН выполняет функции государственного заказчика по федеральным целевым программам «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг. в объемах на 2008 г. — 44,0 млн руб., 2009 г. — 44,0 млн руб., 2010 г. — 62,0 млн руб., «Жилище» на 2002-2010 гг. (второй этап) в объемах на 2008 г. — 36,4 млн руб., 2009 г. — 39,6 млн руб.,
2010 г. — 39,6 млн руб. Объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, предусматривается Отделению в объемах на 2008 г. — 235,2 млн руб., 2009 г. —
226,4 млн руб., 2010 г. — 253,6 млн руб. Средства федерального бюджета предусмотренные Отделению на 2008-2010 гг., также будут направлены на реализацию договоров (контрактов) с иностранными фирмами в области научного сотрудничества в объемах на 2008 г. —
900.2 млн руб., 2009 г. — 900,2 млн руб., 2010 г. — 1350,2 млн руб., выплаты окладов за звания действительного члена и члена-корреспондента РАН в объемах на 2008-
2010 гг. — 24,0 млн руб. ежегодно.
Уральское отделение РАН выполняет функции государственного заказчика по федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 гг. (второй этап) в объемах на 2008 г. — 20,62 млн руб., 2009 г. — 22,4 млн руб., 2010 г. — 22,4 млн руб. Объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, предусматривается Отделению в объемах на 2008 г. — 52,0 млн руб., 2009 г. — 52,0,0 млн руб., 2010 г. — 66,1 млн руб. Средства федерального бюджета, предусмотренные Отделению на 2008-2010 гг., будут направлены также на выплату стипендий и пособий на приобретение научной литературы аспирантам и докторантам в объемах на 2008-2010 гг. —16,8 млн руб. ежегодно, выплату окладов за звания действительного члены и члена-коррес-пондента РАН в объемах на 2008 г. —14,9 млн руб.,
2009 г. — 15,7 млн руб., 2010 г. — 15,7 млн руб.
Дальневосточное отделение РАН выполняет функции государственного заказчика по федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 гг. (второй этап) в объемах на 2008 г. — 13,3 млн руб.,
2009 г. — 14,5 млн руб., 2010 г. — 14,5 млн руб. Объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, предусматривается Агентству в объемах на 2008 г. —
197,5 млн руб., 2009 г. — 197,5 млн руб., 2010 г. — 482,2 млн руб. Средства федерального бюджета, предусмотренные Отделению на 2008-2010 гг., будут направлены также на выплату стипендий аспирантам и докторантам в объемах на 2008-2010 гг. — 10,1 млн руб. ежегодно, выплату окладов за звания действительного члены и члена-корреспондента РАН в объемах на 2008-2010 гг. — 5,9 млн руб. ежегодно.
Российская академия образования (РАО) является высшим научным учреждением Российской Федерации в области образования и осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования, принимает участие в координации научных исследований по важнейшим проблемам образования, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Средства федерального бюджета, предусмотренные РАО на 2008-2010 гг. направлены на обеспечение научной, образовательной и культурной деятельности РАО и подведомственных учреждений, в том числе на выплату окладов за звания действительного члены и члена-корреспондента РАО в объемах на 2008 г. — 34,9 млн руб., 2009 г. — 35,8 млн руб., 2010 г. — 35,8 млн руб. Увеличение объема бюджетных ассигнований по сравнению с 2007 г., главным образом связано с повышением заработной платы сотрудников учреждений Академии, оплачиваемых по ЕТС, с учетом предусмотренной индексации, а также повышением надбавок к должностным окладам научных работников за ученую степень доктора и кандидата наук. Основное место в функциональной структуре ассигнований занимают расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» подразделу «Фундаментальные исследования». Для РАО выделены дополнительные ассигнования в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» на выполнение мероприятий по антитеррористичес-
Таблица 6
Показатель Ед. изм. 2006 2007 2008 2009 2010
Число финансируемых проектов ед. 13230 14990 15500 16000 16500
Число привлекаемых проектов ед. 1780 1800 1800 2000 2000
Число регионов-участни-ков региональных конкурсов ед. 42 46 48 49 50
Число научных конференций в России ед. 639 650 670 690 700
Число российских участников в конференциях за рубежом чел. 1823 1850 1870 1900 1950
кой безопасности в 2008 г. — 10,6 млн руб., в 2009 г. —
3,0 млн руб., в 2010 г. — 3,0 млн руб.
Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) осуществляет проведение исследований и разработок фундаментальных и важнейших прикладных комплексных научных проблем в области архитектуры, градостроительства и строительных наук, а также выполнение экспериментальнопроектных работ, имеющих государственное значение. Средства федерального бюджета, предусмотренные РААСН на 2008-2010 гг., будут направлены на обеспечение деятельности РААСН и подведомственных учреждений, осуществляющих фундаментальные исследования; выплату окладов за звания действительного члены и члена-корреспондента РААСН в объемах на 2008-2010 гг. — 19,7 млн руб. ежегодно.
Увеличение объема бюджетных ассигнований по сравнению с 2007 г., главным образом связано:
• в 2008 г. — с увеличением ставок (условий) оплаты труда работников подведомственных РААСН научных институтов — 4,10% и увеличением объемов приобретенных товаров и услуг — 6,29%, при одновременном уменьшении объемов услуг по аппарату президиума РААСН — 2,67% (3259 тыс. руб. на оплату услуг по содержанию помещений)
Таблица 7
Показатель Ед. изм. 2006 2007 2008 2009 2010
Родовой прирост объема инновационной продукции малых инновационных предприятий на 1 рубль, инвестированный фондом руб./ 1 руб. 3,5 4,0 4,5 5,0 5,5
Родовой прирост объема инновационной продукции в расчете на сотрудника малых инновационных предприятий % 20 25 30 35 40
Обновление номенклатуры °/ /О 35 40 45 50 55
Число патентов, полученных и введенных в хозяйственный оборот малых инновационных предприятий, на 1 млн руб., инвестированный фондом ШТ./ 1 МЛН руб. 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5
Число рассмотренных проектов шт. 1536 1632 2000 2000 2000
Число отобранных на конкурсах проектов шт. 400 450 500 550 600
из 9,6% общего роста объема финансирования к 2007 г.;
• в 2009 г. — с увеличением ставок (условий) оплаты труда работников подведомственных РААСН научных институтов — 8,26%, с ростом оплаты труда работников аппарата президиума — 1,66%, с увеличением объемов услуг в подведомственных НИИ — 2,46%, из 13,2% общего роста объема финансирования к 2007 г.;
• в 2010 г. — соответственно, 14,12, 2,65, 2,57 из 15,7% общего роста объема финансирования к
2007 г., при одновременном уменьшении объема финансирования на закупку оборудования на 4,86% (5914 млн руб.).
Функциональная структура ассигнований, выделяемых РААСН из федерального бюджета, не претерпела существенных изменений в сравнении с 2007 г. Финансирование РААСН осуществляется по разделу «Общегосударственные вопросы» подразделу «Фундаментальные исследования».
Российскому фонду фундаментальных исследований (РФФИ) на поддержку фундаментальных исследований планируются средства по установленному нормативу: 6% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки. Средства федерального бюджета, предусмотренные РФФИ на 2008-2010 гг., будут направлены на обеспечение функционирования аппарата РФФИ в объемах на 2008 г. — 127,9 млн руб., 2009 г. — 136,2 млн руб., 2010 г. — 161,2 млн руб., адресную поддержку лучших инициативных исследовательских проектов и научных коллективов на конкурсной и вневедомственной основе в объемах на 2008 г. — 6,3 млрд руб.,
2009 г. — 8,0 млрд руб., 2010 г. — 10,0 млрд руб.
Финансирование РФФИ осуществляется по подразделу «Фундаментальные исследования» раздела «Общегосударственные вопросы», что имеет целью достижение слеующих результатов (см. табл. 6).
Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансовую поддержку высокоэффективных наукоемких проек-
Таблица 8
Показатель Ед. изм. 2006 2007 2008 2009 2010
Количество проведенных экспертиз заявок проектов ед. 11258 12500 15000 17600 18800
Количество проведенных экспертиз отчетов по проектам ед. 3489 4100 4600 5200 5800
Количество поддержанных научных проектов ед. 3612 4295 4980 5660 6345
Число аспирантов и студентов, привлеченных к участию в проектах, получивших финансовую поддержку РГЕ1Ф ед. 340 440 550 660 780
Количество совместных конкурсов РГЕ1Ф с зарубежными странами ед. 6 9 13 16 19
Количество российских ученых, принимающих участие в научных мероприятиях за рубежом ед. 140 220 300 380 420
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
Таблица 9
ВСЕГО 616 191 394,9 605 693 957,5 443 228 133,8
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 01 38 310115,8 36 173 976,3 34 837 091,9
Фундаментальные исследования 01 10 30 000,0 79 592,0 52 891,0
Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов 01 13 8 712 071,6 6 605 376,0 6 810 334,1
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА 02 52 627 390,7 45 203 317,3 44 906 875,5
Прикладные научные исследования в области национальной обороны 02 08 35 500,0 35 500,0 34 500,0
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 03 27 269 330,3 28 426 815,9 32 808 783,0
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 04 290 191 104,8 300 035 829,9 186 411928,2
Прикладные научные исследования в области национальной экономики 04 И 261 490,0 135 344,0 41 400,0
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ хозяйство 05 43 380 374,2 43 426 859,4 45 306111,8
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 06 305 830,0 283 100,0 168 618,6
ОБРАЗОВАНИЕ 07 13 854 638,8 17 086 328,9 10 298 890,8
Дошкольное образование 07 01 86 450,0 ИЗ 163,0 120 791,3
Общее образование 07 02 700 202,8 639 815,0 653 541,0
Начальное профессиональное образование 07 03 16 000,0 22 200,0
Среднее профессиональное образование 07 04 366 280,0 112 730,0 97 913,4
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 07 05 74 016,0 125 054,0 71 530,0
Высшее и послевузовское профессиональное образование 07 06 12 343 055,4 15 858 366,9 9 168 565,1
Другие вопросы в области образования 07 09 268 634,6 215 000,0 186 550,0
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 08 14 486 033,4 10 247 648,0 5 983 195,6
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ 09 22 396 507,7 25 102 644,7 22 349 277,3
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ 11 113 370 069,2 99 707 437,1 60157 361,1
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) И 02 113 370 069,2 99 707 437,1 60 157 361,1
тов, разрабатываемых малыми предприятиями выделяются ассигнования из федерального бюджета по установленному нормативу: 1,5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки. Средства федерального бюджета, предусмотренные фонду на 2008-2010 гг., будут направлены на государственную поддержку развития инновационного малого предпринимательства в научнотехнической сфере для обеспечения расходов по оплате государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, заключаемых на конкурсной основе с малыми инновационными предприятиями, в объемах на 2008 г. — 1567,5 млн руб., 2009 г. —
1945,1 млн руб., 2010 г. — 2423,9 млн руб., а также на обеспечение функционирования аппарата фонда в объемах на 2008 г. — 83,0 млн руб., 2009 г. — 103,7 млн руб., 2010 г. — 128,2 млн руб.
Финансирование фонда осуществляется по разделу «Национальная экономика» подразделу «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Бюджетные ассигнования имеют целью обеспечить следующие результаты (табл. 7).
Российскому гуманитарному научному фонду (РГНФ) на поддержку гуманитарных научных исследований и распространение гуманитарных научных знаний в обществе планируются средства по установленному нормативу: 1,0% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки. Средства федерального бюджета, предусмотренные РГНФ на 2008-2010 гг., направлены на оказание финансовой, информационной и иной поддержки гуманитарных исследований и их распространение в об-
ществе в виде грантов в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации в объемах на
2008 г. — 1,04 млрд руб., 2009 г. — 1,3 млрд руб., 2010 г. —
1,6 млрд руб., а также обеспечение функционирования аппарата Фонда в объемах на 2008 г. — 55,3 млн руб.,
2009 г. — 68,5 млн руб., 2010 г. — 85,7 млн руб. Бюджетные ассигнования на исполнение указанных обязательств имеют целью достижение следующих результатов (см. табл. 8).
Основными факторами роста предельного объема бюджетных расходов РГНФ являются:
• ежегодное увеличение объема конкурсной деятельности РГНФ: рост количества заявок (от 20 до 38% ежегодно), увеличение количества проведенных экспертиз заявок и отчетов;
• необходимость увеличения среднего размера гранта, который в настоящее время составляет 196,9 тыс. руб.;
• поддержка гуманитарных исследований в регионах России.
Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, включаемым в Федеральную адресную инвестиционную программу, и субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софи-нансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности на 2008-2010 гг. (табл. 9, данные представлены в тыс. руб.).