Мнения, комментарии, рекомендации специалистов
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1*
В. В. КООКУЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и финансов Калмыцкий государственный университет
Право на образование - одно из наиболее важных социально-экономических прав и социальных гарантий граждан России. От реализации этого права гражданина и обязанности государства зависит будущее развитие общества. От качества и объема реализуемых гарантий зависит уровень образованности молодого поколения. Гарантии государства состоят в том, что каждый человек имеет право на получение бесплатного образования. Для отдельных видов образования используется принцип конкурсного отбора. Образование является одним из приоритетных направлений государственной деятельности, требует выделения на его нужды значительных финансовых ресурсов.
Проблема совершенствования системы образования в целом подчеркивается на разных уровнях власти. Так, 26.07.2012 министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов в своем выступлении на заседании Президиума Правительства РФ предлагал внести ряд инновационных механизмов в законопроект об образовании, направленных на развитие указанной сферы:
1 Статья выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 12-32-01268 а2: Целевой конкурс по поддержке молодых ученых 2012 «Механизм финансирования социальных гарантий граждан: проблемы и пути решения».
* Статья публикуется по материалам журнала «Финансы и кредит». 2013. № 5 (533).
а) расширение круга организаций, в том числе различных форм собственности, в которых граждане могут получить бесплатное образование;
б) дополнительные возможности по обеспечению каждому ребенку доступа к дошкольному образованию как в форме семейного образования, так и в образовательных учреждениях (не только в детских садах, но и в группах при школах, организациях дополнительного образования детей);
в) возможность выбора различных учебных курсов в самой образовательной организации или вне ее в рамках использования модульных технологий обучения; дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также сетевое взаимодействие образовательных организаций;
г) приведение законодательства в сфере среднего профессионального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации (среднее профессиональное образование должно стать общедоступным и включать в себя и программы подготовки специалистов среднего звена, и программы подготовки высококвалифицированных рабочих);
д) расширение видового разнообразия образовательных программ, обеспечивающих мобильность и гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда;
е) закрепление некоторых особенностей в получении образования:
- для граждан, проявивших выдающиеся способности,
- для граждан с ограниченными возможностями здоровья,
- в сфере искусства и культуры, медицины, спорта, обороны и безопасности государства [4].
С точки зрения совершенствования самой системы эти мероприятия обоснованы и актуальны в сфере развития информационных технологий в образовании. Министр подчеркивал, что предложенные изменения в законодательстве об образовании касаются дальнейшего совершенствования системы оплаты труда и способствуют переходу к «эффективному контракту», что указывается Президентом РФ в качестве важной задачи в Бюджетном послании на 2013-2015 гг. Так, в этом послании одной из целей бюджетной политики является повышение качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг. В учреждениях образования необходимо обеспечить переход к «эффективному контракту», который должен четко определять условия оплаты труда, а также внедрить «социальный пакет работника», который будет зависеть от качества и количества выполняемой им работы [2]. На взгляд автора, это абсолютно правильно, так как это необходимо как самим работникам сферы образования, так и получателям услуг образования. Эти мероприятия укрепят позиции России как социально ориентированного государства, реализующего конституционные гарантии граждан.
В современных условиях актуальность финансирования образовательных учреждений остается одной из главных проблем бюджетной системы. Хроническая задолженность работникам общеобразовательных учреждений по заработной плате существует уже несколько последних лет. Такая ситуация приводит к негативным последствиям, которые выражаются в виде оттока молодых специалистов из государственных общеобразовательных учреждений в коммерческие структуры.
Проблеме финансирования образования посвящено множество трудов отечественных ученых-экономистов, среди которых Л. Г. Поляк, Е. А. Колесникова, Е. В. Савицкая, И. Ю. Федорова, А. Н. Костецкий, Н. И. Сидорова, О. А. Гришанова, Е. Ю. Соколова, В. Г. Никифорова и др.
В Российской Федерации, так же как и в других странах, бюджет государства является одним из основных источников финансирования расходов на образование.
Федеральная целевая программа по развитию образования на 2006-2010 гг. показала целесообразность применения программно-целевого метода планирования и финансирования бюджетных расходов на образование, повышающего результативность использования бюджетных ресурсов. Однако существуют проблемы софинансирования программы дотационными субъектами Федерации.
В 2011-2015 гг. при реализации новой федеральной целевой программы развития образования планируется увеличить объем финансирования, продолжить бюджетирование и финансирование, ориентированные на результат. В целях сокращения резких различий между регионами России по развитию человеческого потенциала целесообразно учесть имеющиеся проблемы бюджетного софинан-сирования в дотационных регионах, наиболее слабую учебно-материальную базу бюджетных заведений образования в этих регионах, что в дальнейшем позволит обеспечить эффективность образования и политическую стабильность общества [1].
Основными источниками финансирования расходов на образование служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты. Незначительную роль играют внебюджетные средства от предпринимательской деятельности и средства спонсоров, добровольные пожертвования и целевые взносы. Учреждения заинтересованы в расширении внебюджетного финансирования, так как значительная часть таких средств направляется на повышение мотивации труда персонала и улучшение условий труда. Объем внебюджетных средств невозможно спрогнозировать с высокой степенью вероятности.
Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансовом обеспечении разных учреждений образования. Так, средние школы на 99 % финансируются за счет бюджетов субъектов Федерации и только на 1 % - из федерального бюджета. В то же время высшие учебные заведения 96 % средств получают из федерального бюджета и только 4 % -из территориальных бюджетов.
Существовавшая система финансирования требовала внедрения нормативно-подушевого финансирования. Хотя общая модель определения субвенций кажется достаточно простой, при ее реализации возникает ряд трудностей, которые по-разному решают в субъектах РФ. По мнению И. Ю. Федоровой и Е. Ю. Елистратовой, в настоящее время не существует системы финансирования
общеобразовательных учреждений, полностью отвечающей требованиям подушевого финансирования и определяющей расходные полномочия на основе базовых принципов бюджетирования, ориентированного на результат [7].
Формирование моделей финансирования расходов на образование опирается на различные нормативы, к которым относятся:
— тип (вид, категория) образовательной программы;
— тип (уровень, вид) образовательного учреждения;
— территориальное расположение учреждения;
— продолжительность пребывания ребенка в дошкольном учреждении;
— форма обучения;
— уровень органа управления, учредителя [3]. Следует отметить, что чем больше дифференцирующих признаков выбирается, тем более точно можно учесть потребности в финансировании различных образовательных услуг, оказываемых всем категориям обучаемых. Вместе с тем количество индивидуальных нормативов, формирующих групповой норматив, в общем случае определяется произведением количества категорий по всем признакам. Однако применяемые методики не учитывают перспективных показателей. Так, например, в 1990-х гг. рождаемость была низкой, в начале 2000-х гг. рождаемость увеличилась, а начиная с 2008 г. этот показатель стал расти значительными темпами. В связи с этим в настоящее время нет мест в муниципальных детских садах, а через 5 лет количество учеников первых классов должно значительно уве-
личиться. Тенденция в бюджетном финансировании, наблюдаемая в настоящий момент, ведет к сокращению количества школ в сельских поселениях по причине подушевого финансирования. Однако через несколько лет возникнет необходимость вновь открывать школы в селах. Необходимо отметить и то, что действующие государственные программы поддержки молодых специалистов и поддержки села ведут к притоку молодых людей и семей в сельскую местность. В связи с этим можно сделать вывод о некоторой неэффективности подушевого принципа либо о необходимости его корректировки на прогнозируемое изменение.
Современное состояние образования в России характеризуется недостаточностью бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. Рассмотрим объем финансирования образования за счет бюджетных источников по уровням бюджетной системы (табл. 1).
Анализ структуры расходов федерального бюджета на образование за последние годы показал, что большую часть всех расходов на образование составляет высшее образование - 70—80 %. Доля расходов на среднее профессиональное образование снижается с каждым годом. Так, в 2005 г. она составляла 12,66 %, а в 2011 г. - 6,36 %. Это связано с передачей расходных полномочий по этой группе на региональный уровень. Такая же понижающаяся тенденция наблюдается по дошкольному и начальному профессиональному образованию. Структура расходов федерального бюджета представлена на рис. 1.
Раздел (подраздел) 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Образование, всего 155 337,96 201 588,66 277 939,33 307 193,98 313 636,83 428 763,98 553 368,71
Дошкольное образование 3 812,33 2 099,30 2 661,93 2 867,69 3 081,15 4 179,01 5 556,75
Общее образование 1 611,76 3 017,64 3 082,35 3 538,35 3 712,61 5 645,01 56 057,29
Начальное профессиональное 4 167,50 7 005,48 8 838,88 11 857,92 12 655,26 3 067,21 3 916,50
образование
Среднее профессиональное 19 664,95 21 491,78 25 354,03 29 674,08 32 154,77 32 094,28 35 200,23
образование
Переподготовка и повышение 2 271,54 3 924,69 4 582,91 4 067,20 4 380,51 4 839,14 6 936,38
квалификации
Высшее профессиональное 108 811,90 155 091,10 214 049,59 238 161,16 243 280,25 351 448,67 402 357,02
образование
Молодежная политика 1 818,07 592,48 1 179,10 367,14 388,30 648,96 609,83
Прикладные научные 1 761,72 868,53 2 015,22 1 788,29 1716,56 15 646,04 20 086,53
исследования
Другие вопросы 11 418,17 7 497,66 16 175,31 14 872,14 12 267,41 11 195,66 22 648,20
Таблица 1
Распределение расходов федерального бюджета на 2005-2011 гг. по разделам и подразделам функциональной классификации расходов, млн руб.
Доля расходов федерального бюджета на финансирование высшего профессионального образования составляет значительную часть в общих расходах на образование. Необходимо отметить, что финансирование расходов на высшее образование является приоритетным направлением расходов федерального бюджета по разделу «Образование». Также можно отметить, что меньше всего денежных средств выделяется на молодежную политику и переподготовку кадров.
В целом расходы на образование в 2011 г. на 37 % финансировались за счет федерального бюджета и на 63 % - за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ, что представлено на рис. 2.
Рассмотрим некоторые показатели развития образования в России.
В настоящее время в целях перехода к качественному высшему образованию Министерство образования и науки РФ реализует следующие проекты и направления:
приоритетный национальный проект (ПНП) «Образование»; поддержка ведущих российских вузов;
- федеральные целевые программы;
- национальные исследовательские университеты;
- образовательные кредиты;
- федеральные госу -дарственные образовательные стандарты;
- образовательные округа [6]. Приоритетный национальный
проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. На конкурсной основе осуществлялась поддержка тех вузов, которые
100,0%
90,0
80,0
70,0
60,0
50,0
40,0
30,0
20,0
10,0
0,0
образовательные программы. В результате победившие вузы получили государственную поддержку из федерального бюджета в объеме от 200 до 1 000 млн руб. в форме субсидий.
Следующее направление - это создание федеральных университетов. Первые федеральные университеты были созданы в Южном и Сибирском федеральных округах в 2007 г., каждый из них получил по 6 млрд. руб. в 2007-2009 гг. Затем было создано еще 5 федеральных университетов: Северный, Казанский, Уральский, Дальневосточный, Северо-Восточный.
Вторым по значимости из проектов Министерства образования и науки РФ является госу-
ВДругие вопросы
■ Прикладные научные исследования
В Молодежная политика
Ш Высшее профессиональное образование
□ Переподготовка и повышение квалификации
■ Среднее профессиональное образование
■ Начальное профессиональное образование
О Общее образование
■ Дошкольное образование
2005 2006 2007 2008
2009 2010 2011
Рис. 1. Структура расходов федерального бюджета по расходам на образование
в 2005-2011гг
В Федеральный бюджет
и Консолидированные бюджеты субъектов РФ
представили свои инновационные
Рис. 2. Доля бюджетов в финансировании образования в 2011 г
дарственная поддержка ведущих российских вузов: МГУ и СПбГУ, федеральных, национальных исследовательских университетов, а также поддержка кооперации российских вузов и производственных предприятий.
Объемы финансирования федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 гг. превышают 65 млрд руб., из которых более 50 млрд руб. - это средства федерального бюджета, 8,4 млрд руб. - средства бюджетов субъектов РФ, 5,7 млрд руб. - внебюджетные средства. Данная программа сменилась ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 гг.». Системой мероприятий программы предусматривается сочетание адресного финансирования научных исследований в научно-образовательных центрах, исследований под руководством ведущих российских ученых, исследований, проводимых молодыми учеными и целевыми аспирантами, в том числе под руководством приглашенных ученых. Предусматривается также целевое финансирование инфраструктурных проектов: стажировка молодых ученых, проведение всероссийских и международных научных конференций, школ, олимпиад, конкурсов, поддержка программ развития домов, центров, кружков детского (юношеского) научно-технического творчества молодежи и др. В соответствии с изменениями от 03.03.2012 всего на 2009—2013 гг. будет выделено
101 070, 82 млн руб., в том числе: средства федерального бюджета - 85 000,6 млн руб.; внебюджетные источники - 16 077,22 млн руб. По такому направлению, как «Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий» всего за 2009—2013 гг. будет выделено 35 824,92 млн руб. (41 %), из которых средства федерального бюджета составляют 32 817,5 млн руб. (табл. 2).
На направление 2 «Обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры» будет направлено всего 50 889,5 млн руб., или 58 % всех средств.
В первоначальном варианте программы на направление 3 «Инвестиции, обеспечивающие государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров» предполагалось направить 31 500 млн руб. на строительство общежитий. Однако в актуальной редакции программы о ходе реализации этого направления данных нет. Направление 4 имеет организационное значение. Всего за 2009—2013 гг. по данной программе будет израсходовано 87 513,42 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 72 922,7 млн руб. Необходимо отметить, что в первоначальной редакции программы предполагалось финансирование в объеме 90 454 млн руб., в том числе средства федерального бюджета - 80 390 млн руб.
Таблица 2
Распределение средств по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., млн руб.
2009-2013
Наименование 2009 2010 2011 2012 2013 Всего В том числе из федерального бюджета Внебюджетные средства
Направление 1. Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий
1.1. Проведение исследований коллективами НОЦ 2 291,74 5 070,1 5 229,72 4 276,8 1 266 18 134,36 15 126,94 3 007,42
1.2.1. Исследования под руководством 1 000 1 710,2 1 681,1 1 546,6 618 6 555,9 655,9 —
докторов наук
1.2.2. Исследования под руководством 750 1 111 1 190,4 1 127,9 483 4 662,3 4 662,3 —
кандидатов наук
1.3.1. Исследования молодыми учены- 300 456,3 533,7 556 232 2078 2 078 —
ми - кандидатами наук
1.3.2. Исследование целевыми аспи- 250 313,1 200,4 197,5 86 1047 1 047 —
рантами
1.4. Развитие внутрироссийской мобильности за счет выполнения 150 86,2 230 765 1 231,2 1 231,2
исследований в НОЦ
1.5. Исследования под руководством 169,76 338,1 261 706 458 1 932,86 1 932,86 —
приглашенных исследователей
Окончание табл. 2
Наименование 2009 2010 2011 2012 2013 2009-2013
Всего В том числе из федерального бюджета Внебюджетные средства
1.6. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности и закрепления кадров 100 20 18,3 32 13 183,3 183,3
Всего по направлению 1 5 011,5 9 105 9 344,62 9 207,8 3 156 35 824,92 32 817,5 3 007,42
Направление 2. Обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры
2.1. Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ 175,5 174 204 250 174 977,5 806,2 171,3
2.2. Организация и проведение всероссийских и международных молодежных олимпиад и конкурсов 50 50 70 100 50 320 320
2.3. Развитие информационной инфраструктуры подготовки и закрепления научных кадров 50 30 30 110 110
2.4. Развитие системы научно-технического творчества молодежи 100 164 156,5 420,5 420,5
2.5. Оснащение вузов, лидирующих в подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса, современным оборудованием 1 000 1 000 800 200
2.6. Информационное обеспечение реализации программы 36 48 48 24 24 180 150 30
2.7. Развитие сети национальных исследовательских университетов 4 136,4 13 788,4 15 284,7 14 122 47 331,5 36 149,5 11 182
2.8. Привлечение перспективных выпускников вузов для работы в образовательных учреждениях 250 300 550 550
Всего по направлению 2 1 411,5 4 852,4 14 410,4 15 845,2 14 370 50 889,5 39306,2 11583,3
Направление 4. Обеспечение управления реализации программы
4.1. Организационно-техническое и информационное сопровождение конкурсных процедур 107 100 100 100 70 477 477
4.2. Аналитическое обеспечение реализации программы 60 50 52 105 55 322 322
Всего по направлению 4 167 150 152 205 125 799 799 -
Всего... 6 590 14 107,4 23 907,02 25 258 17 651 87 513,42 72 922,7 14 590,72
21.05.2012 на сайте Министерства образования и науки РФ был опубликован проект распоряжения Правительства РФ об утверждении концепции ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. В рамках программы предлагается структурирование системы подготовки и рационального использования научных и научно-педагогических кадров, в том числе на основе кооперационных моделей, связывающих науку, образование и инновационную промышленность. Предполагается институциализация данных кооперационных моделей на базе типовых
научно-образовательных центров, позволяющих интегрировать уникальные научные, образовательные, методические и технологические компетенции.
К мероприятиям программы относятся:
1) приток и закрепление в сфере науки и высшего профессионального образования перспективной молодежи;
2) развитие кооперационных и интеграционных связей между секторами науки, высшего образования и высоких технологий;
3) обеспечение роста результативности труда ученых и преподавателей;
4) государственные капитальные инвестиции, обеспечивающие инфраструктурную поддержку реализации программы.
Предельный (прогнозный) объем финансирования программы в 2014-2020 гг. составит 305 499,2 млн руб., из которых средства федерального бюджета составят 272 115,0 млн руб., средства внебюджетных источников - 33 384,2 млн руб. (в ценах соответствующих лет). Структура финансового обеспечения реализации программы за счет средств федерального бюджета такова:
- расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составят 129 095,0 млн руб., в том числе гранты для физических лиц и гранты в форме субсидий для юридических лиц - 124 750,0 млн руб.;
- расходы на капитальные вложения составят 24 500,0 млн руб.;
- прочие расходы составят 118 520,0 млн руб., в том числе гранты в виде субсидий для юридических лиц - 3 150,0 млн руб., субсидии для юридических лиц - 100 510,0 млн руб.;
- расходы за счет внебюджетных источников составят 33 384,2 млн руб., из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 10 080,0 млн руб., на капитальные вложения - 2 722,2 млн руб. и 20 582,0 млн руб. на прочие нужды.
Таким образом, можно сказать, что использование программно-целевого подхода является основным при финансировании высшего образования и науки. Он позволит обеспечить сбалансированность и последовательность решения задачи по непрерывному обеспечению российской науки и связанного с ней высшего профессионального образования высококвалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами, а также расстановку приоритетов в создании эффективного механизма государственной координации и интеграции работ по решению сформулированной в концепции проблемы.
Если рассматривать направления финансирования на ближайшие 3 года, то можно выделить несколько ключевых моментов.
В составе расходов федерального бюджета по дошкольному образованию предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности казенных детских дошкольных учреждений, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти «силового» блока, в 2012 г. в сумме 4 784,1 млн руб., в 2013 г. - 4 945,0 млн руб., в
2014 г. - 5 064,8 млн руб. Кроме того, в рамках данного подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий федеральных целевых программ в 2012 г. в сумме 1 281,2 млн руб., в 2013 г. - 1 337,6 млн руб., в 2014 г. - 213,0 млн руб. Важное место занимает федеральная целевая программа по развитию образования на 2011-2015 гг. (выделение 1 000,0 млн рублей ежегодно на 2012-2013 гг. на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений).
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы, в объекты государственной собственности, федеральным государственным учреждениям предусмотрены в 2012 г. в сумме 7,0 млн руб., в 2013 г. - 35,0 млн руб., в 2014 г. - 5,0 млн руб.
На предоставление субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям предусмотрено выделение в 2012 г. 461,0 млн руб., в 2013 г. - 474,4 млн руб., в 2014 г. - 485,8 млн руб.
Согласно федеральной целевой программе по развитию образования в 2012 г. планируется выделить денежные средства в сумме 1 276,7 млн руб., в 2013 г. - 1 084,1 млн руб., в 2014 г. - 1 056,7 млн руб. Межбюджетные трансферты предусмотрены в 2012 г. в сумме 75 150,0 млн руб., в 2013 г. - 51 650,0 млн руб., в 2014 г. - 11 650,0 млн руб., в том числе:
- на модернизацию региональных систем общего образования в 2012 г. в сумме 60 000,0 млн руб., в 2013 г. - 40 000,0 млн руб.;
- на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в 2012-2014 гг. в сумме 11 450,0 млн руб. ежегодно;
- на дистанционное образование детей-инвалидов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2012 г. в сумме 2 500,0 млн руб.;
- на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в 2012 г. в сумме 1 000,0 млн руб.;
- на поощрение лучших учителей в 2012-2014 гг. в сумме 200,0 млн руб. ежегодно.
На реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» предусмотрены бюджетные ассигнования в 2012 г. в сумме
14 896 млн руб., в 2013 г. - 12 438,0 млн руб., в 2014 г. - 11 650,0 млн руб. [5].
Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям по данному подразделу предусмотрены в 2012 г. в сумме 283 927,2 млн руб., в 2013 г. - 291 518,3 млн руб., в 2014 г. - 296 672,8 млн руб., в том числе:
— субсидии федеральным бюджетным учреждениям на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг в 2012 г. в сумме 206 683,2 млн руб., в 2013 г. - 212 638,8 млн руб., в 2014 г. - 217 345,6 млн руб.;
— субсидии федеральным бюджетным учреждениям на иные цели (выплата стипендий студентам, капитальный ремонт и приобретение оборудования) в 2012 г. в сумме 45 634,8 млн руб., в 2013 г. - 45 315,6 млн руб., в 2014 г. -45 353,8 млн руб.;
— субсидии федеральным автономным учреждениям на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг в 2012 г. в сумме 21032,3 млн руб., в 2013 г. - 21317,0 млн руб., в 2014 г. - 21726,5 млн руб.;
— субсидии федеральным автономным учреждениям на иные цели (выплата стипендий студентам, капитальный ремонт и приобретение оборудования) в 2012 г. в сумме 10 469,0 млн руб., в 2013—2014 гг. - 12 139,1 млн руб. ежегодно;
— субсидии некоммерческим организациям в
2012-2014 гг. в сумме 107,9 млн руб. ежегодно на подготовку специалистов в области конфликтологии в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов.
На реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» предусмотрено 12 526,4 млн руб. в 2012 г., 11 842,6 млн руб. в 2013 г., 8 324,0 млн руб. в 2014 г., в том числе:
— на развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений 9 000,0 млн руб. в 2012 г., 8 274,0 млн руб. ежегодно в
2013-2014 годах (за исключением национальных исследовательских университетов, поддержка которых будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно- педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы и отражена по подразделу 09 «Другие вопросы в области образования»);
— на строительство и реконструкцию объектов для размещения Высшей школы менеджмента
федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» в сумме 2 900,0 млн руб. в 2012 г., 3 000,0 млн руб. в 2013 г.;
— на субсидии бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в рамках федеральной целевой программы по развитию образования на 2011—2015 гг. в сумме 5 76,4 млн руб. в 2012 г., 518,6 млн руб. в 2013 г.;
— на обучение в высших учебных заведениях лиц, прошедших военную службу по контракту, в сумме 50,0 млн руб. в 2012—2014 годах ежегодно. Как показывает практика, несмотря на увеличение ассигнований из федерального бюджета на сферу образования, денежных средств для осуществления государственных функций в этой сфере все равно не хватает. В этих условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, с доступностью качественного образования для различных слоев населения, с более полным удовлетворением запросов учащихся и другие отодвигаются на второй план. Более того, можно полагать, что большинство указанных проблем порождается в первую очередь недостаточным финансированием.
На сайте Минобрнауки России опубликован проект госпрограммы «Развитие образования на 2013—2020 гг.». Всего за 8 лет предлагается израсходовать на развитие российского образования почти 7 трлн руб.
Целью государственной программы является обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики.
Задачи государственной программы следующие:
первая задача - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации (постепенный перевод программ начального профессионального образования на короткие образовательные программы прикладных квалификаций; введение прикладного бакалавриата; формирование сети ведущих вузов, стимулирующих модернизацию системы в целом; внедрение нормативного финансирования, учитывающего результативность работы; развитие
современной инфраструктуры профессионального образования);
вторая задача - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;
третья задача - модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования;
четвертая задача - создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.
В вузовской среде будет масштабная «качественная, количественная и территориальная оптимизация сети». Согласно документу, в результате реструктуризации будут сформированы группы вузов, отвечающие за разные направления и задачи. Среди них должны быть и исследовательские вузы, и по видам экономической деятельности, а также группа вузов гуманитарной и социальной направленности, куда войдут и учебные заведения, готовящие педагогов. Еще одну группу вузов будут образовывать университеты, ведущие массовую подготовку бакалавров (в том числе прикладных бакалавров) и специалистов для массовых сегментов региональных рынков труда. Крупные центры заочного (дистанционного) образования с высоким современным качеством программ займут нишу открытого образования.
Будет создана инфраструктура поддержки раннего развития детей (до 3 лет). В результате масштабной программы строительства детских садов и развития вариативных форм дошкольного образования будет ликвидирована очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет на получение услуг дошкольного образования. Нуждающиеся студенты с высокими результатами в учебе будут получать стипендию в размере прожиточного минимума. Всем иногородним студентам будет предоставлена возможность проживания в современных общежитиях. Средняя заработная плата учителей общеобразовательных организаций и педагогических работников дошкольных образовательных организаций составит не менее 100 % от средней заработной платы в регионе. Преподаватели вузов, активно занимающиеся исследованиями и разработками, обеспечивающие высокое качество образования, будут получать зарплату, позволяющую сосредоточиться на одном месте работы и работать с полной отдачей. Повысится эффективность конкур-
сных механизмов замещения должностей доцентов и профессоров, которые, с одной стороны, повысят требования к претендентам на эти позиции, а с другой стороны, заставят вузы конкурировать за лучших преподавателей, предлагая им привлекательные условия работы.
Общий объем финансового обеспечения государственной программы из средств федерального бюджета в 2013-2020 гг. в текущих ценах составляет 6 687,75 млрд руб. (в среднем около 0,85 % ВВП в соответствующие годы), в том числе дополнительные средства на 2013-2014 гг. - 378,9 млрд руб.
При этом ежегодный объем финансового обеспечения возрастает с 384,7 млрд руб. в 2013 г. до 1 146,7 млрд руб. в 2020 г.
Наибольшие ассигнования предусмотрены в рамках подпрограммы 1 «Развитие профессионального образования». Их объем составляет около 83,9 % средств государственной программы. Финансовое обеспечение подпрограммы 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» составляет около 14,3 %; подпрограммы 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» - 0,47 %; подпрограммы 4 «Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия в области образования» - 0,83 %. Объемы ассигнований из средств федерального бюджета четырех подпрограмм государственной программы в 2013-2020 гг. составят в процентах к ВВП 0,72, 0,12, около 0,01 % и около 0,01 % соответственно
В целом можно сказать, что существуют позитивные изменения в сфере образования и механизма его финансирования. Так, автор считает использование конкурсных механизмов, принципа софинансирования абсолютно правильным, но это не должно касаться дотационных регионов и небольших университетов. Использование подушевого финансирования нельзя назвать безусловно правильным и необходимым, так как инструменты его реализации нарушают принципы общедоступности и бесплатности образования, не гарантируют получения качественного образования. Важным является материальное стимулирование педагогических работников, учет результатов их деятельности, уровень их квалификации. Введенная так называемая система НСОТ не работает. Разница в заработной плате высококвалифицированного работника и других сотрудников остается несущественной. Автор считает, что сравнивать заработную плату
преподавателя вуза со средней заработной платой в регионе нельзя. Преподаватель вуза, который должен защитить диссертацию, проводить научные исследования, заниматься образованием молодежи, должен получать заработную плату много больше средней по региону. Необходимо пересмотреть систему доплат за ученую степень и звание. Так, надбавка за ученую степень кандидата наук в размере 3 тыс. руб. и доктора - 7 тыс. руб. была установлена с 01.11.2006 и не пересматривалась уже более 6 лет. Поэтому для закрепления молодежи в образовании и науке необходимо пересмотреть систему оплаты труда педагогических работников.
Таким образом, рассматривая вопросы финансирования образования, проблемы реализации гарантии граждан на получение образования, можно выделить несколько уровней проблем. В качестве положительных решений государства можно отметить применение конкурсных механизмов распределения средств, разработку федеральных целевых программ, концепций, которые выявляют основные проблемные зоны. Однако говорить о ликвидации большей части проблем пока еще рано.
Список литературы
1. Борисов А. С. Финансирование системы образования на основе подушевого финансирования // Инновации в образовании. 2010. № 10.
2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 гг. // Финансы. 2012. № 7. С. 3-10.
3. Волкова О. Н. Моделирование состава и структуры бюджетных нормативов подушевого финансирования образовательных учреждений // Финансы и кредит. 2009. № 36. С. 43.
4. Выступление министра образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливанова на заседании Президиума Правительства Российской Федерации и Минобрнауки России. URL: httpV/минобрнауки. рф/пресс-центр/2497.
5. Данные Министерства финансов РФ / Официальный сайт. URL: http://www1.mmfm. ru.
6. Калашникова О. В. Качество высшего образования - основной критерий финансирования вузов в условиях инновационной экономики // Финансы и кредит. 2011. № 4. С. 62.
7. Федорова И. Ю., Елистратова Е. Ю. Совершенствование механизма финансирования образования // Финансовый журнал. 2012. № 1. С. 153.
Вниманию руководителей и бухгалтеров бюджетных и некоммерческих организаций, работников финансовых органов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов
Журнал
«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях»
ISSN 2079-6714
Выпускается с 1998 года Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
Формат A4, объем 64-72 с. Периодичность - 2 раза в месяц
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
34116 47699 29614
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]
Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru
www.fin-izdat.ru