Раздел 6
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
И АУДИТ
УДК 330
БЮДЖЕТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Т. П. Горкун
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31.
Е-mail: t.gorkun@yandex.ru
Работа посвящена определению составляющих понятий бюджетная и социальная эффективность государственных (муниципальных) услуг в здравоохранении, выявлению тенденций и проблем рынка медицинских услуг на современном этапе.
Цель настоящей статьи заключается в выявлении текущих тенденций оценки бюджетной и социальной эффективность государственных (муниципальных) услуг в здравоохранении, рассмотрении проблем данного рынка и построении прогнозов его дальнейшего развития.
Предмет исследования - методы и инструменты оценки эффективности государственных (муниципальных) услуг в здравоохранении.
Исследование проводилось с использованием следующих методов: сравнительный метод позволяет выявить преимущества применения того или иного метода оценки эффективности медицинских услуг; лонгитюдный метод используется при изучении тенденций финансирования рынка медицинских услуг. В работе также используется качественная обработка данных - при изучении структуры и содержания финансово-аналитической документации.
Результаты проведенного исследования заключаются в: уточнении понятий бюджетная и социальная эффективность государственных (муниципальных) услуг в здравоохранении; определении тенденций финансирования сферы здравоохранения за 2014-2016 гг. На основе анализа современное состояние бюджетной и социальной эффективности государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения выявлены ведущие проблемы российского рынка медицинских услуг и намечены пути их решения.
Область применения результатов. Разработанные в статье положения могут быть использованы хозяйствующими субъектами, функционирующими на рынке медицинских услуг, в процессе выбора наиболее эффективного способа оценки эффективности государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения.
Рассмотрев совокупность социальной и бюджетной эффективности, можно с уверенностью сказать, что оценка эффективности системы здравоохранения имеет ряд специфических свойств. Высокий результат с точки зрения медицины может сопровождаться отсутствием экономической эффективности. С другой стороны, социальная эффективность может отсутствовать при полном выздоровлении больного и высоком экономическом эффекте. По мнению автора, важным представляется наряду с оценкой экономических и медицинских показателей анализ социального компонента эффективности и факторов, его формирующих.
Ключевые слова: здравоохранение, экономическая эффективность, социальная эффективность, результат медицинской помощи коэффициент эффективности.
BUDGETARY AND SOCIAL EFFICIENCY OF PUBLIC (MUNICIPAL) SERVICES
IN HEALTH CARE
T. P. Gorkun
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: t.gorkun@yandex.ru
The work is devoted to determination of the elements of the concepts of budgetary and social efficiency of public (municipal) services in healthcare, identifying trends and problems of the medical services market at the present stage.
The purpose of this article is to identify current trends, assess the budget and social efficiency of public (municipal) services in public health, consideration ofproblems of the market and to forecast its further development.
Subject of research - methods and tools for assessing the effectiveness ofpublic (municipal) services in health care.
The study was conducted using the following methods: comparative method allows to identify the benefits of application of a method of assessing the effectiveness of health services; longitudinal method used in studying funding trends of the market of medical services. The research also used qualitative data processing - the study of the structure and content of the financial analysis documentation.
The results of the study are to:
- clarification of the concepts of budgetary and social efficiency ofpublic (municipal) services;
- identifying trends in the financing of the health sector for 2014-2016.
based on the analysis of the current state budget and social efficiency of state (municipal) services in the health sector identified the leading problems of the Russian market of medical services and ways of their solution.
The scope of the results. Developed in the article of provisions can be used by economic entities operating on the market of medical services, in the process of choosing the most effective method of evaluating the efficiency of public (municipal) services in the health sector.
Conclusions. Having considered the totality of social and budgetary efficiency, it is safe to say that the evaluation of the effectiveness of the health system has a number of specific properties. High results from the point of view of medicine may be accompanied by a lack of economic efficiency. On the other hand, social efficiency may not be at full recovery ofpatients and high economic effect. According to the author, important along with an assessment of economic and health indicators analysis of social component of efficiency and the factors shaping it.
Keywords: health care, economic efficiency, social efficiency, the result of medical care efficiency.
Введение. В Российской Федерации медицинская помощь оказывается населению преимущественно бюджетными учреждениями, однако все чаще им приходится сталкиваться с необходимостью конкурировать с частными медицинскими организациями в связи с тем, что часть населения, более благополучная в финансовом отношении или обеспеченная дополнительным социальным пакетом работодателя, отдает предпочтение частным медицинским учреждениям.
Эффективность деятельности бюджетных учреждений здравоохранения связана не только с объемами их финансирования, но и с умением руководства этих учреждений управлять имеющимися ресурсами и сокращать использование затратных методов управления, не снижая при этом объем и уровень социальной ответственности по обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью, гарантированной законодательными и нормативными правовыми актами РФ.
Переход к программно-целевым методам управления в сфере здравоохранения, к практике бюджетирования, ориентированного на результат, требует совершенствования бюджетного законодательства, четкого и понятного для учреждений здравоохранения формулирования целей и задач, критериев оценки достигнутых результатов. Проблема, заявленная в статье, относится к социально-экономической и медицинской тематике, поскольку здоровье представляет собой не только основную социальную ценность, но и экономическую категорию, характеризующую объем и качество рабочей силы.
Экономическая эффективность государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения. Контроль эффективности использования ресурсов - как финансовых, так и имущественных, кадровых и прочих - является одним из востребованных направлений деятельности любой организации, независимо от формы ее собственности, так как своевременный и объективный анализ позволяет повышать эффективность управления предприятием, способствовать успешному и стабильному его развитию, получению дополнительных преимуществ перед конкурентами [10-12].
Влияние медицинских организаций на своевременное и качественное оказание медицинской помощи, как известно, в значительной части зависит от объемов финансирования отрасли здравоохранения и эффективности управления имеющимися ресурсами, что в конечном итоге сказывается на показателях здоровья и заболеваемости населения любой страны.
Экономическая эффективность определяется различными показателями, по сути - это соотношение полученных результатов и произведенных затрат [8].
Государственные расходы на здравоохранение складываются из средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ и средств ОМС [12].
Следует отметить, что в результате инфляции и девальвации рубля государственное финансирование отрасли сократилось: в 2014 г. - на 7 %, в 2015 г. - на 17 %. В абсолютных значениях эта разница составляет 691 млрд руб. Это означает, что на столько же
снизятся объемы бесплатной медицинской помощи, в том числе будет меньше бесплатных лекарств и расходных материалов, меньше размер заработных плат медицинских работников. В 2016 г. государственные расходы на здравоохранение составят 3,4 % ВВП. Если же сравнивать расходы 2016 г. с 2014 г., разница будет несколько меньше и составит в сопоставимых ценах 470 млрд руб. [9].
В здравоохранении могут найтись и дополнительные источники финансовых средств за счет внутриотраслевой экономии. Это в среднем - 170 млрд руб. Однако такая экономия возможна только при принятии ряда управленческих решений, а также при жестком контроле исполнения таких решений со стороны федерального и региональных органов управления здравоохранением.
Расчет экономической эффективности связан с необходимостью достижения наиболее высокого результата при минимальных затратах.
Социальная эффективность государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения. Эффективность деятельности бюджетных учреждений здравоохранения связана не только с объемами их финансирования, но и с умением руководства этих учреждений управлять имеющимися ресурсами и сокращать использование затратных методов управления, не снижая при этом объем и уровень социальной ответственности по обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью [5].
Результат медицинской помощи в понимании большинства исследователей [1-5] определяется степенью достижения целей медицинского учреждения в отношении конкретного больного либо группы больных. Критерии достижения цели, как правило, выражаются в отдельных статистических показателях, таких как: смертность, летальность, выход на инвалидность и др.), а также стандартах результативности. Кроме того, социальная эффективность может быть оценена по степени удовлетворенности пациента медицинской помощью. Традиционные методы определения данного показателя - опросы - базируются, как правило, на выяснении отношения пациентов к организации медицинского обслуживания, условиям оказания медицинской помощи, поведению медицинского персонала, стоимости медицинских услуг [7]. С одной стороны, метод опросов позволяет выявить те недостатки в работе, которые трудно или невозможно определить другими методами, с другой - обладает ограниченными возможностями для оценки качества выполнения медицинских технологий, квалификации врача и так далее.
Целесообразно использование таких параметров измерения, как удовлетворенность пациента оказанной ему помощью, с одной стороны, и удовлетворенность врача своей работой и работой своих коллег, с другой. В этой связи большое значение имеет изучение общественного мнения [6]. При этом принципиально важно определить, во-первых,
перечень вопросов, требующих анализа, и, во-вторых, в соответствии с этим контингенты опрашиваемых.
Таким образом, рассмотрев совокупность социальной и бюджетной эффективности, можно с уверенностью сказать, что оценка эффективности системы здравоохранения имеет ряд специфических свойств. Высокий результат с точки зрения медицины может сопровождаться отсутствием экономической эффективности. С другой стороны, социальная эффективность может отсутствовать при полном выздоровлении больного и высоком экономическом эффекте. Поэтому важным представляется наряду с оценкой экономических и медицинских показателей анализ социального компонента эффективности и факторов, его формирующих.
Заключение. Анализ научных источников, посвященных проблеме эффективности медицинских услуг, позволяет сделать вывод, что эффективность системы здравоохранения может быть трех видов: экономическая, социальная и медицинская. Коэффициент эффективности демонстрирует степень достижения результата. Результат медицинской помощи в понимании большинства исследователей определяется степенью достижения целей медицинского учреждения в отношении конкретного больного либо группы больных. Критерии достижения цели, как правило, выражаются в отдельных статистических показателях (смертность, летальность, выход на инвалидность и др.), стандартах результативности (клинико-лабораторные показатели, морф о функциональные признаки и др.), моделях конечных результатов (количество расхождений диагнозов, обоснованных жалоб и так далее).
В оценке эффективности использования государственных ресурсов в сфере здравоохранения значительное место занимает мнение конечного потребителя медицинских услуг - граждан РФ.
Переход к программно-целевым методам управления в сфере здравоохранения, к практике бюджетирования, ориентированного на результат [13], требует совершенствования бюджетного законодательства, четкого и понятного для учреждений здравоохранения формулирования целей и задач, критериев оценки достигнутых результатов [15].
Значительные объемы финансирования российского здравоохранения за счет бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, перераспределение функций и полномочий в управлении между федеральным центром и субъектами РФ вызывают необходимость совершенствования методов оценки эффективности реализуемых мероприятий, эффективности бюджетных расходов и использования других ресурсов в этой сфере [2].
Таким образом, появляется необходимость разработки методологии, которая может быть использована для сбора и обработки исходных данных на объектах аудита различного бюджетного уровня или ведомственной подчиненности, в том числе в коммерческих организациях, оказывающих услуги
или поставляющих товары за счет государственных средств. Мнение работников медицинских организаций и руководителей органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, социологические опросы населения позволяют более точно оценивать эффективность реализации программ, расходования бюджетных средств и использования других ресурсов, что в конечном итоге способствует повышению доступности и качества медицинской помощи, оказываемой населению в рамках реализации программных мероприятий в сфере здравоохранения.
Библиографические ссылки
1. Головина Н. А., Никифорова Л. Е., Фадейки-на Н. В. Развитие инструментария оценки эффективности государственной политики в сфере здравоохранения на микроуровне / под общ. ред. Н. В. Фадейкиной. Новосибирск : САФБД, 2014. 358 с.
2. Калякин М. А. Концептуально-методические основы управления социально-экономическими системами: на примере сферы здравоохранения // Управление персоналом. 2008. № 20. С. 45-46.
3. Курляндская Г. В. Оптимизация сети государственных (муниципальных) учреждений и модернизация процесса оказания публичных услуг // Вестник финансового Университета. 2012. № 5. С. 8-13.
4. Левкевич М. М., Рудницкая Н. В. Методические аспекты оценки качества государственных услуг в системе обязательного медицинского страхования // Сибирская финансовая школа. 2011. № 4. С.33-38.
5. Оловянишникова И. В. Управление учреждениями здравоохранения в современных условиях хозяйствования // Вектор науки ТГУ. 2012. № 1. С. 181-183.
6. Попова С. А., Тищенко Е. М. Особенности отношения населения к медицинским услугам (обзор литературы) // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2015. № 2. С. 44-50.
7. Развитие инструментария взаимодействия субъектов системы публичного управления социально-экономическим развитием территории / под общ. ред. д-ра экон. наук. проф. Н. В. Фадейкиной. Новосибирск : САФБД, 2012. 444 с.
8. Токарев К. Е. Оценка эффективности оказания медицинских услуг в условиях необходимости повышения их качества // Вестник Волгоград. ин-та бизнеса. 2011. № 4 (17). С. 59-62.
9. Фадейкина Н. В. Особенности менеджмента в сфере здравоохранения // Экономика, управление и социальная политика. 2014. № 5. С. 22-30.
10. Gronroos C. Service management and marketing. West Sussex, 2011. 239 р.
11. Nerdinger F. W. Zur Psychologie der Dienstleistung: Theoretische und empirische Studien zu
einem wirtschaftspsychologischen Forschungsgebiet. Stuttgart: Schaffer-Poeschel, 2010. 21В р.
12. Стародубов В. И., Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России: мифы, реальность, решения [Электронный ресурс]. URL: http://www.remedium. ru/news/detail.php?ID=67047 (дата обращения: 07.06.2016).
13. Ковалевский А. Управление по результатам и бюджетирование, ориентированное на результат [Электронный ресурс]. URL: http://www.rcpar.org/ mediaupload/events/2010summerinstituteLatvia/20100 817_Kovalevskyi_presentation.pdf (дата обращения: 07.06.2016).
14. Муравьева Н. Н., Жукова А. В. Характерные особенности рынка услуг здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: http://portal-u.ru/stati/item/ 559-muraveva-n-n-zhukova-a-v-kharakternye-osoben-nosti-rynka-uslug-(дата обращения: 07.06.2016).
15. Тиллингаст Ст.Дж. Россия выбирает жизнь. Программа реформирования российского здравоохранения. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ambarsum.chat.ru/live1.htm (дата обращения: 05.06.2016).
References
1. Golovina N., Nikiforova L. E., Fadeikina N. V. The development of tools for evaluating the effectiveness of state policy in the field of healthcare on micro-level / pod red. prof. N. V. Fadeikina. Novosibirsk : SAFRI, 2014. 35В p.
2. Kalyakin M. A. Conceptual and methodological basis of socio-economic systems: the case of healthcare // Personnel Management. 200В. No. 20. Pp. 45-46.
3. Kurlyandskaya G. V. Optimization of the network of state (municipal) institutions and the modernization process of public services // Vestnik of Financial university. 2012. No. 5. P. В-13.
4. Lavcevic M. M. Rudnitskaya, N. V. Methodological aspects of evaluating the quality of state services in system of obligatory medical insurance // Siberian financial school. 2011. No. 4. S. 33-3В.
5. Olovyanishnikov I. V. Administration of healthcare institutions in modern conditions of managing // Vector science TSU. 2012. No. 1. Page 1В1-1В3.
6. Popova S. A., Tischenko E. M. the peculiarities of the attitude of the population to health services (literature review) // J. of Grodno state medical University. 2015. No. 2. S. 44-50.
7. The development of tools of interaction of subjects of the system of public management of socioeconomic development / under the General editorship prof. N. V. Fadeikina. Novosibirsk: SAFRI, 2012. 444 s.
В. Tokarev K. E. Assessment of efficiency of medical services in terms of the need to improve their quality // Bulletin of the Volgograd Business Institure. 2011. No. 4 (17). S. 59-62.
9. Fadeikina N. V. Features of management in the health sector // Economy, management and social policy. 2014. No. 5. S. 22-30.
10. Gronroos C. Service management and marketing. West Sussex, 2011. 239 s.
11. Nerdinger F. W. Zur Psychologie der Dienstleistung: Theoretische und empirische Studien zu einem wirtschaftspsychologischen Forschungsgebiet. Stuttgart: Schaffer-Poeschel, 2010. 218 s.
12. Starodubov V. I., Ulumbekova G. E. Public Health: myths, reality, solution. [Electronic resource]. URL: http://www.remedium.ru/news/detail.php?ID= 67047 (accessed: 07.06.2016).
13. Kovalevsky A. Performance Management and budgeting, result-oriented [Electronic resource]. URL: http://www.rcpar.org/mediaupload/events/2010summer
instituteLatvia/20100817_Kovalevskyi_presentation. pdf (accessed: 07.06.2016).
14. Muraviev N. N., Zhukov A. V. the characteristics of the market of health services [Electronic resource]. URL: http://portal-u.ru/stati/item/559-muraveva-n-n-zhukova-a-v-kharakternye-osobennosti-rynka-uslug(accessed: 07.06.2016).
15. Tillinghast St. John. Russia chooses life. The program of reforming the Russian healthcare system. Part 1 [Electronic resource]. URL: http://ambarsum. chat.ru/live1.htm (accessed: 05.06.2016).
© ropKyH T. n., 2016
Для цитирования: Горкун Т. П. Бюджетная и социальная эффективность государственных (муниципальных) услуг в здравоохранении // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 2. С. 61-65.
For citations: Gorkun T. P. Budgetary and social efficiency of public (municipal) services in health care // Social and economic systems management. 2016. № 2. Р. 61-65. (In Russ., abstr. in Engl.)