ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
БУРЯТСКОЕ ЧУДО ИЛИ ЗАГАДОЧНЫЙ ФЕНОМЕН ИТИГЕЛОВА Федотов А.А.1, Лаврецкая И.А.2
'Федотов Артём Александрович - магистр истории, старший преподаватель;
2Лаврецкая Ирина Александровна - врач высшей категории, старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, историко-филологический факультет, Костанайский филиал Челябинский государственный университет, г. Костанай, Республика Казахстан
Аннотация: данная работа посвящена одному из самых загадочных феноменов в мире людей - жизни после смерти или тайне нетленных тел. Данный феномен изучен на примере нетленного тела Дашо Доржи Итигелова, которое находится в Иволгинском дацане в Бурятии. Цель данного исследования - попытаться объяснить с научной точки зрения феномен под названием сомати.
Ключевые слова: сомати, схимник, самоконсервация, медитация, буддизм.
У подножия хребта Хамар-Дабан в Бурятии, на степных просторах, рядом с городом Улан-Удэ находится центр буддийской культуры России - Иволгинский дацан. Разноцветный сверкающий на солнце храм видно издалека, поэтому проехать мимо просто невозможно. Здесь проводятся хуралы, посвященные важнейшим событиям буддийской истории, разнообразные ежедневные ритуалы, есть библиотека, гостиница, буддийский институт Даши Чойнхорлин, где в настоящее время проходят обучение 100 монахов, музей и оранжерея. Но знаменит Иволгинский дацан не только этим. В этом буддийском монастыре находится нетленное тело ламы Дашо Доржи Итигелова, которое не подвержено разложению. Итигелов ушел из жизни в 1927 г, а в 2002 г. его тело извлекли из кедрового гроба. В это невозможно поверить, но тело у монаха за 75 лет не разложилось и не претерпело никаких изменений. Более того, у схимника наблюдается потоотделение, растут волосы и ногти, суставы не потеряли гибкости, кожа на ощупь мягкая и теплая, глаза целы. За последние годы в Иволгинском дацане побывали десятки ученых, но дать хоть какое-то разумное объяснение данному феномену, никто не может.
«Сам факт появления Итигелова на земле является загадкой, а его судьба таит в себе много мистических тайн» - говорит руководитель проекта по изучению «феномена Итигелова», доктор исторических наук Галина Ершова [1, 1]. Согласно сохранившейся родословной, Даши Доржи Итигэлов родился в 1852 г. в Оронгое (нынешний Иволгинский район Бурятии). Он рано потерял родителей и воспитывался в чужой семье. В юные годы отличался тягой к знаниям и не раз заявлял, что в будущем непременно станет Хамба Ламой (главой буддийских лам). В 15 лет Итигэлов отправился на учебу в Анинский дацан, который славился высоким уровнем преподавания. Молодой человек поражал учителей пытливостью и способностью впитывать знания. За четыре года он достиг больших успехов в изучении буддийских священных книг, а также логики, математики, философии, истории, иностранных языков. В дальнейшие годы совершенствовал свои знания в Цугольском и Тамчинском дацанах. Известно, что Итигэлов не раз посещал буддийские храмы в Монголии и на Тибете, где изучал хранящиеся там древние фолианты, общался с ламами и совершенствовал медитативные практики.
Следует отметить, что глубочайшие знания и непререкаемый авторитет выделяли Итигелова среди других лам, поэтому его религиозная карьера стремительно развивалась. В марте 1911 г. он был избран на пост XII Пандито Хамбо-ламы - главы буддистов Восточной Сибири. Находясь на этом посту, Итигэлов отдал много сил устранению разногласий между главами различных дацанов, занимался активной просветительской деятельностью, способствовал изданию религиозной литературы для верующих и светской литературы для мирян. В годы I Мировой войны Итигэлов организовал сбор средств для российской армии и построил лазарет в прифронтовой полосе. За эти и другие заслуги Итигелов был удостоен высоких государственных наград. Император Николай II в 1913 г. лично пригласил Итигелова в столицу на торжества, посвященные 300-летию дома Романовых. В Санкт-Петербургском дацане лама совершил торжественный молебен во здравие и благополучие дома Романовых.
После окончания войны и до того момента, как лама ушел в нирвану, он занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой. Он создал труды по буддийской
философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам. В 1917 г. Итигэлов покинул свой пост «по состоянию здоровья», но в последующие годы приложил все силы, чтобы не допустить притеснений верующих и гонений на буддийские храмы.
По воспоминаниям современников, Итигэлов мог легко читать мысли человека, обладал даром предвидения, магической способностью ходить по воде и за несколько минут преодолевать огромные расстояния. Например, во время встречи с ламой Агваном Доржиевым, который вернулся в Советскую Россию из Монголии в 1921 г., Итигэлов сказал: «Зря вы сюда вернулись. Лучше было бы остаться за границей. Уверяю вас, что совсем скоро начнутся аресты лам. Попадете в руки к чекистам - они в живых вас не оставят!» [5, 1]. Доржиев с недоверием отнесся к предостережению Итигелова и задал вопрос: «А вы почему не уезжаете за границу?». На этот вопрос лама ответил: «Меня они не успеют взять».
Эти слова Итигелова оказались пророческими. В 30-е гг. многие служители культа были репрессированы. Доржиев в 1937 г. был арестован и позже скончался в тюремной больнице, а вот сам Итигэлов действительно избежал сталинских застенков. 15 июня 1927 г. он призвал своих учеников, объявил что уходит, и начал готовиться к смерти. Учитель сел в позу лотоса и начал читать молитву. Постепенно он впадал в состояние медитации, а затем перестал подавать признаки жизни. На 7 день голова Хамбо-ламы опустилась на грудь. Это был сигнал ученикам, что сознание великого учителя переселилось в Нирвану. Перед этим Итигелов велел своим ученикам через 6 дней похоронить его в кедровом коробе. «Я к вам вернусь через 30 лет, тогда вы меня и откопайте» - сказал на прощание схимник. Ученики поместили тело учителя в кедровый саркофаг, засыпали его доверху солью, закрыли крышкой и поместили в мавзолей в местечке Хухэ-Зурхэн, где с древних времен в Бурятии хоронили знаменитых лам.
Саркофаг с телом Итигелова поднимали дважды - в 1955 и 1973 гг. Ламы извлекали тело из кедрового куба, проводили необходимые религиозные обряды и меняли одежду. Затем тело снова помещали в мавзолей. Невероятно, но за все это время тело Итигелова оставалось без изменений, и не было подвержено процессу разложения. Окончательно монаха подняли из гроба 7 сентября 2002 г. (согласно завещанию Итигелова). При эксгумации присутствовали представители органов власти и судебно-медицинской экспертизы. В это невозможно поверить, но мощи ламы не были тронуты временем. Характерного трупного запаха не было. Биологическое исследование образцов волос, кожных покровов и ногтей Итигелова не выявило в органике отличий от тканей живого человека.
Эксперт-патологоанатом В.Н. Чащин так прокомментировал обретение тела Хамбо-ламы: «Понимаете, такого просто не может быть! Все живое должно обращаться в тлен. Соль, конечно, может приостановить процесс разложения, но только на несколько суток, а не на 75 лет. Иногда в моей практике встречались случаи окаменения некоторых частей тела, которые сохраняли форму, становясь очень твердыми. А при мумификации или бальзамировании тело вообще неизбежно высыхает. Здесь же я чувствовал абсолютно живую, эластичную кожу. Более того, у ламы гнутся все суставы, включая самые мелкие на пальцах. У него здоровый цвет лица, темные волосы, ресницы, брови, отлично сохранились зубы. Я могу констатировать одно: нет ни одного признака смерти, а значит, он жив...» [2, 1].
После проведения исследования частиц кожи Итигелова, ученые пришли к сенсационным выводам. Клетки ламы не только не умерли, но и продолжают делиться. Иными словами, скорее всего все жизненные процессы в теле монаха продолжаются, только они замедленны в миллионы раз. «В мировой практике это единственный официально зафиксированный случай такой сохранности тела» - утверждает эксперт Виктор Звягин. Конечно, известны случаи мумификации и бальзамирования тел. Например, в Петербурге это было модным в конце XIX в. Н. Пирогов сам приготовил раствор для хранения своего тела, которое более 120 лет сохраняется под Винницей. Но для этого, внутренние органы извлекались, и применялись специальные химические вещества. Не редкость обнаружение тел в вечной мерзлоте, но они быстро распадаются при соприкосновении с внешней средой. Что касается Итигелова - это просто чудо, необъяснимое с точки зрения науки.
В настоящее время Даши Доржи Итигелов, находится Иволгинском дацане - центре российских буддистов, что расположен в 30 км от Улан-Удэ. Тело нетленного ламы покоиться в самом центре дацана - в стеклянном саркофаге. Лама сидит в позе лотоса. "Его тело начало потеть, - рассказывает директор Института Пандито Хамбо Ламы Итигелова Янжима Васильева, - мелкие капли жидкости на его коже появились в июле 2010 г. Вытирая пот с лица и тела, мы замечаем, что оно теплое, выше температуры воздуха в помещении! А когда во время хурала в дацане идут моления, температура тела Хамбо -
73
ламы поднимается до 36-37 градусов, как у обычного живого человека. Пота было так много, что шелковая одежда Хамбо-ламы пропиталась им насквозь. Монахам дацана приходится менять его наряды все чаще и чаще. Они отмечают, что суставы сидящего в позе лотоса буддистского святого абсолютно подвижны» [3, 1].
На данный момент времени ни один ученый не в состоянии дать объяснение данному феномену. Как человек, погребенный в 1927 г., смог сохранить в своем теле искорку жизни? У науки для ответа на этот вопрос не хватает арсенала накопленных знаний. В традиционной науке принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти. Первое -это мумификация, когда тело совершенно обезвожено. Второе - состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости. Третье состояние - жировоска - это когда происходит естественная консервация трупа.
Ученые называют феномен Итигелова четвертым состоянием смерти. Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигелова никаких разрушительных изменений не выявил. Органический состав тканей ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека. Внутренние органы целы. Согласно двум актам судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования на теле ламы не выявлено. Не похоже это и на процессы мумификации или дубления. Состояние летаргического сна ученые также исключают. Хотя летом температура окружающего воздуха в Бурятии достигает 40 градусов и никаких холодильных установок в Иволгинском дацане нет, тело Итигелова не подвергается гниению или разложению - оно абсолютно живое [7, 1].
Тибетологи считают: феномен Итигелова соответствует буддийским представлениям о человеке после смерти, а Янжима Васильева так говорит о своем родственнике: «Он победил смерть и время!». По мнению адептов буддизма, помимо «грубого» физического тела, человек обладает особым, «тонким» телом, состоящим из духовных каналов - нади, особых точек -бинду и энергий - пран. На каналах расположены узлы-центры - чакры. «Грубое» человеческое тело базируется на «тонком». В последние часы земного существования лама, медитируя, может впасть в состояние сомати. После смерти «тонкое» тело подпитывает энергией «грубое», что и объясняет его нетленность.
Вот еще интересный факт. Доктор технических наук Борис Большаков, измерив состояние среды рядом с телом Итигелова, отметил, что организм ламы вибрирует с частотой в 1 герц. Это соответствует состоянию человеческого зародыша. По предположению профессора Большакова, тело Итигелова получает подпитку через поток частот, звучащих в молитве. Со дня погребения его душа не утратила связь с плотью, он является живым организмом. Причина в том, по гипотезе Большакова, что, уходя в иной мир в состоянии очень низкой частоты - 1 герц, лама погрузился не в смерть, а в другое состояние жизни. Такое состояние неведомо обычному человеку и его не могут объяснить ученые.
Список литературы
1. Даши Доржи Итигэлов - загадка или ответ? [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://pikabu.ru/story/dashidorzho_itigyelov_zagadka_ili_otvet_417326/ (дата обращения:
24.04.2018).
2. Иволгинский дацан и нетленный Хамбо Лама Итигэлов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gorod.tomsk.ru/index-1345465565.php/ (дата обращения: 24.04.2018).
3. Итигэлов Даши Доржи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/itigelov-dashi-dorzhi/ (дата обращения: 24.04.2018).
4. Мулдашев Э.Р. Сыны богов в пещерах Тибета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nostradamu.narod.ru/pa3noe/Muld32.html/ (дата обращения: 24.04.2018).
5. Небоходов А. Нетленный лама. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nebohod.h12.ru/lama.htm/ (дата обращения: 24.04.2018).
6. Сто великих тайн человека / Автор-сост. А.С. Бернацкий. М.: Вече, 2013. 432 с.
7. Тайна состояния сомати. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nepovtorimosti.ru/tayna-sostoyaniya-somati/ (дата обращения: 24.04.2018).