ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2010. № 1
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
В.И. Антонов*
ФЕНОМЕН НЕТЛЕННОГО ТЕЛА,
ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ ИРРЕАЛЬНОГО
В статье дается авторская интерпретация феномена нетленного тела. Она изложена в контексте буддийского понимания возможности и реализуемости явления телесной нетленности на примере хамбо-ламы XII — высшего иерарха буддистов России Д.Д. Итигэлова (1852—1927). В то же время в статье проводится рефлексивная параллель феномена нетленного тела с теософской идеей известного русского философа первой половины XX столетия П. Успенского о «превращении в другое существо».
Ключевые слова: нетленное тело, буддизм, хамбо-лама (высший иерарх буддистов России), медитация, высшее просветление, другое (превращенное) существо.
V. I. Antonov. The phenomenon of the Eternal Body, or Reality of the irreal
In the article the author's interpretation of the phenomenon of the Eternal Body is given. It is proposed within the context of the Buddhist understanding of possibility and realization of the phenomenon of body's eternity on the example of the XIIth Khambo Lama Itigelov (1850—1927), i.e. the highest hierarch of the Russian Buddhists. In the article the reflexive parallel of the phenomenon of the Eternal Body is given along with the theosophical idea of P. Uspensky, the famous Russian philosopher of the first half of the XX century, who put forward the proposal of "transmutation into another creature".
Key words: the Eternal Body, Buddhism, Khambo Lama (the highest hierarch of the Russian Buddhists), meditation, samadhi, another (transmuted) creature.
В сентябре 2002 г. весь цивилизованный мир был потрясен, узнав о настоящей сенсации, связанной с открытием феномена нетленного тела усопшего еще в 1927 г. хамбо-ламы (высшего иерарха буддистов России) Д.Д. Итигэлова. Буддисты Бурятии это явление назвали «эрдэни мунхэ бэе», т.е. «драгоценным нетленным телом». И оно незамедлительно стало культовым, закономерно превратившись в объект всеобщего поклонения верующих, массового паломничества туристов. В дни открытия доступа к нетленному телу Итигэлова в главном храме буддистов Бурятии — Иволгин-ском дацане очереди желающих увидеть (а для верующих — при-
* Антонов Владимир Иосифович — доктор философских наук, профессор Восточно-Сибирского государственного технологического университета, советник Президента Республики Бурятия; тел.: (301-2)-41-62-88; e-mail: wlanto@rambler.ru
коснуться к священному телу «просветленной личности») обычно напоминают длиннющие очереди людей к Мавзолею Ленина в советские времена.
Так что же это за феномен Итигэлова? Как понять нетленное тело вопреки элементарным законам живой природы? Не является ли все это хорошо продуманной духовной акцией? Разумеется, нет.
По единодушному мнению буддистов, феномен «нетленное тело» стал возможным только потому, что хамбо-лама Итигэлов, уходя в мир иной, в подлинном смысле достиг высшего просветления. Но настоящий буддист должен быть абсолютно чист помыслами и действиями еще при жизни. Только тогда открывается путь к высшему просветлению.
Поэтому Д.Д. Итигэлов как истинный буддист смысл земной жизни, ее главное богатство не только видел, не только понимал, но и прежде всего выражал в беспрестанном совершенствовании через благодеяния, через осуществление чистых и добрых намерений. Причем это особое богатство он начал формировать в себе еще с молодых лет благодаря, по его признанию, «раннему накоплению благодеяний». И не удивительно то, что произошло с Итигэловым, ведь вся его земная жизнь протянулась бесконечной цепочкой высоконравственных, благородных деяний, была наполнена постоянным проявлением глубокого сострадания к людям независимо от веры.
В своем послании к верующему народу Д.Д. Итигэлов призывал: «Будьте чистыми среди моря грязи в опасное и смутное время. Пусть пять светлых и добрых устремлений ваших не будут тронуты инеем или градом! Этими словами довожу Учение (имеется в виду буддийское. — В.А.) для напоминания и сохранения. Нашедшего человеческую драгоценную свободу — трудно найти! Встретившего Драгоценное Учение Будды — трудно встретить! <...> Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня Практику Десяти Благих деяний — незамедлительно!!!» (отдельный отрывок из послания Д.Д. Итигэлова, переведенного XXIV хамбо-ламой Дамба Аюшеевым. — В.А.).
Буддийский священнослужитель Даша Доржо Итигэлов родился в 1852 г. Оставшись еще в раннем возрасте сиротой, он воспитывался у зажиточного по тем временам Надмита Батуева в местности Оронгой (ныне — Иволгинский район Республики Бурятия).
Достигнув 16 лет, он отправился на учебу в Анинский дацан (буддийский храм) Хоринской степной думы (ныне — Хоринский район Республики Бурятия). В те годы этот дацан являлся одним из самых известных в Забайкалье по уровню образованности своих лам-священнослужителей. Там Даша Доржо Итигэлов провел около 20 лет, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. Свои
знания в области буддийских наук он далее совершенствовал в Цу-гольском и Агинском дацанах (ныне — Забайкальский край), затем служил в Тамчинском дацане (ныне расположен в селе Гусиное Озеро Селенгинского района РБ). В этот период успешно защитился на звание габжи-ламы, что по нынешним меркам соответствует ученой степени кандидата философских наук. Вернувшись в Янгажинский дацан в местности Оронгой, Даша Доржо Итигэ-лов стал штатным буддийским философом. Надо отметить, что занять это место было очень трудно и почетно по тем временам, потому что штатные ламы, как правило, состояли на государственном обеспечении Российской империи.
В 1904 г. Д.Д. Итигэлов назначается ширээтуем (настоятелем) Янгажинского дацана. 24 марта 1911 г. его выдвинули в число десяти кандидатов на пост пандита хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири, фактически приравненного тогда к статусу высшего буддийского иерарха всей России. Грамотой от 11 апреля 1911 г. Иркутского губернатора он был утвержден в статусе пандита хамбо-ламы XII, в звании Верховного главы всех буддийских дацанов Российской империи.
Будучи еще хамбо-ламой, Д.Д. Итигэлов был признан перерожденцем хамбо-ламы I Дамба Даржа Заяева. Находясь на этом посту, он прилагал большие усилия для распространения ламами в среде мирян духовно-просветительских идей и организации деятельности, направленной на издание религиозной и светской литературы. В нем тогда с особой силой проявлялся культ нравственной чистоты, милосердия, заботы обо всех верующих независимо от конфессиональной принадлежности.
За свою работу, а также за патриотизм и верное служение Отчизне он неоднократно награждался медалями от российского правительства и губернатора Восточной Сибири. В подтверждение сказанного можно привести некоторые факты из его биографии. В годы Первой мировой войны хамбо-лама Итигэлов выступил одним из главных инициаторов создания и организаторов Общебурятского общества, которое активно занималось сбором денег на нужды воюющих на фронте российских солдат и офицеров и раненых в госпиталях и лазаретах. Уже к концу 1915 г. верующими бурятами, представителями буддийского духовенства и национальной интеллигенции было пожертвовано 150 000 рублей. На эти деньги Общебурятское общество содержало 21 койку на Кавказском театре войны, лазарет в 30 коек в Петрограде, несколько коек в лазарете на Западном фронте. Также после посещения в начале 1915 г. всех дацанов хамбо-лама Итигэлов распорядился срочно организовать сбор средств на приобретение товаров повседневной потребности для воюющих на фронте и лежащих в госпиталях
и лазаретах наших солдат и офицеров. Эти товары солдаты и офицеры получили к Пасхе. Кроме того, в прифронтовые госпитали и походные лазареты по распоряжению Д.Д. Итигэлова в целях оказания помощи и лечения раненых были направлены эмчи-ламы (лекари) во главе с кенсуром хамбо-ламой Иролтуевым. Кстати, все ламы-лекари прошли войну без потерь и вернулись в свои дацаны.
В биографии Д.Д. Итигэлова важное место занимает 1913-й год. В указанном году он участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия Дома Романовых и в освящении буддийского храма в столице Российской империи в г. Санкт-Петербурге, во время которого произнес поздравительную речь от имени не только верующих, но и всех светских бурят. Даша Доржо Итигэлов тогда был награжден орденом лично царем Николаем II.
Инициатор строительства буддийского храма, известный буддийский деятель России Агван Доржиев являлся ближайшим сподвижником и соратником хамбо-ламы Даша Доржо Итигэлова. Хамбо-лама Итигэлов глубоко уважал и ценил его за многолетнюю титаническую деятельность, направленную на сближение России с Тибетом. Ведь именно Агван Доржиев, будучи в Лхасе, при дворе далай-ламы XIII Тубден Чжамцо в качестве его духовного наставника, сумел в конце XIX — начале XX в. сыграть крупную роль в деле постепенной и последовательной переориентации во внешней политике правительства Тибета на Север, на Российскую империю. В этот период по мере углубления общего кризиса Цин-ской империи ее реальная власть в Тибете донельзя ослабла, поэтому власть в этой высокогорной стране фактически перешла в руки правительства далай-ламы и его органов на местах. Ярким свидетельством такой ситуации явилось то, что Китай времен Цинской империи оказался не способным даже хоть как-то противостоять английской экспансии Тибета в 1904 г. В результате и прежде всего в целях безопасности далай-лама вынужден был покинуть Лхасу и перебраться почти на три года в столицу Монголии — в Ургу. За это время далай-лама по настоянию и с непременным участием Агвана Доржиева имел ряд встреч с официальными представителями правительства России (ранее А. Доржиев в ранге дипломатического представителя далай-ламы с идеей сближения с Тибетом выезжал в Россию, вел переговоры с российскими министрами, принимался российским государем Николаем II). Курс на сотрудничество и сближение с Тибетом всячески приветствовался российской стороной как в Санкт-Петербурге, так и в Урге. Но процесс, увы, дальше слов никак не продвигался. В итоге, думается, уникальный шанс на получение реального патроната над Тибетом со стороны Российской империи был упущен.
Агван Доржиев во время пребывания в Санкт-Петербурге в качестве полномочного представителя далай-ламы вдохновился
чрезвычайно плодотворной идеей — идеей строительства первого буддийского храма в столице России. Храм должен был, в его понимании, не только служить делу познания и упрочения великого учения Будды, но и стать воротами Тибета для подданных Российского государства. И это ему блестяще удалось осуществить. По воспоминаниям английского ученого-ориенталиста Джона Спеллинга, Агван Доржиев так повел свою конфиденциальную беседу в Царском Селе с Его Императорским Величеством, что «его обаяние и сила убеждения позволили получить высочайшее соизволение разрешить строительство буддийского храма в столице империи» [Выдающиеся деятели — выходцы из хори-бурят, 2002, с. 39].
Однако оба великих сподвижника неодинаково встретили весть об Октябрьской революции. Агван Доржиев воспринял ее с большими надеждами, тогда как Д.Д. Итигэлов к этой вести отнесся с недоверием и опасением.
Д.Д. Итигэлов с поста хамбо-ламы ушел в конце 1917 г. «по мотивам болезни», но многие его современники, особенно ламы, считали, что он добровольно оставил должность высшего иерарха буддистов России, потому что обладал божественным даром предвидения, т.е. он предвидел неотвратимо грядущие трагические события в Российском государстве. Об особом даре предвидения свидетельствует и факт его встречи в 1921 г. с Агваном Доржиевым, только что вернувшимся из Монголии. Итигэлов предупредил Дор-жиева о грядущей опасности: «Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Наступят тяжелые годы, когда начнутся аресты лам. Попадете к ним в руки — живым они Вас не оставят». Агван Доржиев (был арестован в ноябре 1937 г. и погиб в феврале 1938 г. в сталинских застенках) в ответ спросил Д.Д. Итигэлова: «А ты почему не уезжаешь за границу?» На это он среагировал очень спокойно: «Меня они не успеют взять».
После ухода с поста хамбо-ламы Д.Д. Итигэлов в 1918 г. вернулся простым ламой в Янгажинский дацан, в котором как раз ранее был ширээтуем (настоятелем). До этого он принял активное участие в работе Всебурятского съезда, проходившего в Гусиноозерском дацане в июле 1917 г. По предложению Д.Д. Итигэлова съезд рассмотрел и утвердил новое Положение о ламаистском духовенстве Восточной Сибири. Тем не менее в дальнейшем, будучи простым ламой, он приложил немало усилий для сохранения и предотвращения погромов и ограблений дацанов в переломные 20-е гг., а их, увы, в те революционные годы происходило немало.
Умер Д.Д. Итигэлов в 1927 г. Как истинный буддист-практик перед смертью он дал последние наставления своим ученикам и попросил их начать читать «Хуга Намши», специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики естественно не осмели-
лись читать ее в присутствии живого учителя. Тогда Д.Д. Итигэлов начал сам читать эту молитву, которую постепенно подхватили его ученики. Читая и одновременно войдя в состояние медитации на «Ясный Свет Ума», т.е. достигнув высшего просветления, он ушел из этой жизни.
Перед тем как уйти в нирвану, Д.Д. Итигэлов строго завещал своим ученикам навестить и посмотреть его тело через 30 лет, затем через 75 лет поднять его из-под земли.
В позе лотоса, в которой Д.Д. Итигэлов находился, уходя из этого мира, его тело было помещено в саркофаг и похоронено в бумхане (своеобразный аналог мини-мавзолея) в местности Xухэ-Зурхэн, что означает в переводе «голубое сердце» (ныне — Ивол-гинский район Республики Бурятия). Она считалась святым местом, где традиционно хоронили знаменитых лам.
Но тело Д.Д. Итигэлова буддийские священнослужители выкопали через 28 лет (1955 г.), т.е. на два года раньше, чем он завещал. Удостоверившись в том, что с телом все обстоит нормально, в соответствии с завещанием Д.Д. Итигэлова его закопали обратно. В следующий раз монахи извлекли тело хамбо-ламы на свет в 1973 г., но уже по собственной воле. Но и через 46 лет его тело осталось неизменным. В 2002 г. подошел срок исполнить последний завет великого ламы, т.е. выкопать его окончательно через 75 лет после смерти. К этой дате ламы Иволгинского дацана под непосредственным руководством (нынешнего) хамбо-ламы XXIV Дамба Аюшеева провели соответствующую подготовительную работу духовного и организационного плана. Здесь следует отметить большую инициативную деятельность ректора Буддийского университета «Даша Чойнхорлин» имени Д.Д. Заяева ганжур-ламы, ширээтуя (настоятеля) Иволгинского дацана дагба-ламы и других ведущих лам дацана.
И вот 11 сентября 2002 г. по официальному разрешению хамбо-ламы Дамба Аюшеева и в целом с одобрения Буддийской Традиционной Сангхи России тело Д.Д. Итигэлова было поднято, затем со всеми необходимыми обрядами перевезено в Иволгинский дацан и помещено в том состоянии, в котором он находился изначально (в позе лотоса), в стеклянный саркофаг. За 75 лет его не тронул тлен.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что 75 и 12 — знаковые числа в биографии хамбо-ламы Итигэлова. Перерожденец хамбо-ламы I Дамба Даржа Заяева, прожившего ровно 75 лет, Даша Доржо Итигэлов родился через 75 лет после его смерти и стал хамбо-ламой XII. Он также прожил 75 лет, а еще через 75 лет при хамбо-ламе XXIV Дамба Аюшееве (т.е. по прошествии 12-ти хамбо-лам) нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова было извлечено из-под земли.
Кроме того, большинство историков-монголоведов считают, что Чингисхан прожил ровно 75 лет (1152—1227). Тогда вырисовывается еще одна удивительная числовая закономерность: хамбо-лама Итигэлов появился на свет ровно через 700 лет после рождения Тэ-муджина и умер, следовательно, через те же 700 лет после смерти великого монгольского хана.
Но не только указанные выше числа символичны для биографии Итигэлова. Имя (двойное) и фамилия хамбо-ламы XII также имеют глубоко знаковый характер. Даша в переводе с тибетского означает счастье, благоденствие, процветание, а Доржо — алмаз, а вместе взятые, они имеют необычное значение — счастливый алмаз. Итигэлов, точнее говоря, Итигэл, Этигэл с бурятского языка переводится как вера. И действительно, Итигэлов не только при жизни, но и после нее, вернувшись в постжизненное пространство в виде своего нетленного тела, олицетворяет собой великую веру, непреходящую нравственную ценность благоденствия, счастья, драгоценную вечность алмаза.
С точки зрения науки, буквально все, что связано с телом пан-дита хамбо-ламы XII Д.Д. Итигэлова, поражает. Нетронутый тленом хамбо-лама Итигэлов внешне узнаваем, у него сохранились на месте нос, уши, глаза (они закрыты), пальцы рук. У него гнутся суставы, включая самые мелкие на пальцах. Хорошо сохранились зубы, волосы, ресницы, брови.
Белковый состав тканей хамбо-ламы соответствует белковому составу тканей, взятых от живого мужчины. Внутренние органы целы. Согласно двум актам судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования на теле не обнаружено. Состояние летаргического сна исследовавшие его ученые также исключают и свидетельствуют, что тело хамбо-ламы Д.Д. Итигэлова производит впечатление тела живого человека...
Но то, что от нетленного тела хамбо-ламы Итигэлова исходит какая-то положительная энергия, несомненно. По признанию главного хранителя тела Итигэлова ламы Иволгинского дацана, он ежедневно чувствует особую энергетику, излучаемую учителем, т.е. Итигэловым. То же самое подтверждают посетители дацана во время открытия доступа к нетленному телу Итигэлова (а такая возможность верующим предоставляется лишь несколько раз в году, во время крупных буддийских праздников), хотя здесь вполне можно допустить элемент самовнушения. Тем не менее в феномене нетленного тела есть что-то такое, что сокрыто извне, что недоступно для человеческого чувственного познания, для разумного осмысления и понимания, что составляет область трансцендентного.
В том, что от прикосновения (мысленного и телесного) к нетленному телу Итигэлова можно действительно получить какой-то
позитивный импульс, своеобразным образом удостоверился и автор данной статьи, которому по роду работы, т.е. как советнику Президента Республики Бурятия по конфессиональным вопросам, несколько раз приходилось сопровождать высоких гостей республики во время их посещения Иволгинского дацана и «знакомства» с этим феноменом. Каждый раз после такого «общения» внутренне ощущалось трудно выразимое в словах духовно-ментальное очищение: заметно улучшалось настроение, повышался тонус, мысли становились светлыми, чистыми, сразу же хотелось сотворить что-то доброе, хорошее...
Большинство современных ученых, размышляя по поводу феномена Итигэлова, склонны считать, что он необъясним с точки зрения рациональной науки. Это нечто иррациональное, сверхчувственное, находящееся по ту сторону разума. И в самом деле, феномен Итигэлова пока вообще (особенно с позиции здравого смысла) не имеет объяснения: его целесообразнее причислить к тем явлениям в мире, которые недоступны естественному человеческому пониманию. Поэтому феномен Итигэлова, думается, следует интерпретировать в контексте его самореализации неким альтернативным способом, актуализируемым как раз в сфере вненаучного знания. Но это особая сфера человеческого знания — сфера, не только выходящая за границы науки, но и имеющая очень мало общего с обыденным познанием. «И тут, — по правомерному утверждению известного русского философа с ярко выраженным теософским уклоном Петра Успенского (первая половина XX столетия), — мы сталкиваемся с очень важным фактом. Человек не знает самого себя. Он не знает своих пределов и собственных возможностей. Он не знает даже всей глубины своего незнания» [П.Д. Успенский, 1990, с. 392].
Мысли русского философа удивительным образом перекликаются с тем, что произошло с Д.Д. Итигэловым после его земной жизни. Феномен нетленного тела Итигэлова позволяет иначе, без былого скепсиса и иронии, с большим пониманием посмотреть на то, что в свое время утверждал П.Д. Успенский. Он вполне оправданно говорил в одной из своих лекций: «. нам необходимо понять, что по ходу развития человек должен стать другим существом, и нам следует научиться и постичь, в каком смысле и в каком направлении человек должен становиться другим существом.
<...> Это может показаться странным, но мы должны осознать, что оно. становится все более редким. Естественно, эти утверждения рождают множество вопросов: Что значит превращение в другое существо по ходу эволюции ? Что значит другое существо? Какие внутренние качества или черты могут развиться в человеке и как это достижимо? Почему не все люди могут развиться и стать другими существами? Почему такая несправедливость?» [там же, с. 390].
3 ВМУ, философия, № 1
33
Отвечая на эти вопросы, П.Д. Успенский подчеркивал: «Главная идея состоит в том, что для становления другим существом человек должен очень желать этого на протяжении длительного времени. Преходящее или случайное желание, опирающееся на неудовлетворенность внешними условиями, не дает достаточного импульса. Эволюция человека зависит от понимания им того, что он может получить и что он должен ради этого отдать.
<...> Истина заключается в том факте, что перед обретением каких бы то ни было новых способностей или сил, неизвестных человеку и отсутствующих у него, он должен обрести те способности и силы, каковыми он также не обладает...» [там же, с. 391].
Феномен нетленного тела Итигэлова, если рассуждать в строгом следовании понятиям и идеям Успенского, действительно является «превращенным другим существом». Но как это интерпретировать с позиции «рацио», понять с точки зрения науки? Как адекватно осмыслить его в свете современной философии? Вопросы остаются открытыми.
Видимо, феномен Итигэлова — по-особому одухотворенная телесность. Но что значит «по-особому одухотворенное состояние» и почему данное явление способно обусловливать факт «нетленности тела»? Этого, увы, сегодня никто не может объяснить.
Феномен нетленного тела Итигэлова подобно зашифрованному символу пока не готов раскрыть людям свою уникальную тайну. Дело остается за будущим. За каким именно — далеким или близким, покажет время. И тут, по всей вероятности, никак не обойтись без объединенных и заинтересованных усилий ученых, философов и теологов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выдающиеся деятели — выходцы из хори-бурят. Улан-Удэ, 2002.
2. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.