ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 657.504.03
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ*
И.В. ЗАМУЛА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и анализа по видам экономической деятельности E-mail: [email protected]
А.Л. ЛИПОВА,
магистрант кафедры учета и аудита E-mail: [email protected] Житомирский государственный технологический университет
Авторами статьи исследованы влияние потребительских (упаковочных) материалов на окружающую среду, а также поведение потребителей таких материалов. В статье рассмотрены экологические обязательства потребителей, причины и механизмы их возникновения, порядок начисления и уплаты, предложен порядок формирования экологических обязательств потребителей в бухгалтерском учете, а также отражение на бухгалтерских счетах операций у налоговых агентов.
Ключевые слова: потребительские отходы, экологические обязательства потребителей, эко-управленние, утилизационный сбор, Украина
В последние несколько лет человечество начало осознавать, насколько обширно количество проблем, связанных с антропогенным воздействием на окру-
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете.
жающую среду. Влияние современных технических средств на окружающую среду настолько велико, что приобретает четко выраженный глобальный масштаб и приводит к возникновению зон экологических катастроф. В ХХ в. неблагоприятные экологические явления превратились в существенную составляющую жизнедеятельности человечества, оказывая весьма ощутимое влияние на различные стороны человеческой деятельности: экономику и политику, моральное состояние и здоровье человека и т.д.
Сегодня около половины объема твердых отходов составляют потребительские (упаковочные) отходы [4], при этом наблюдается устойчивая тенденция к их увеличению. Данная ситуация обусловлена повышением культуры потребления товаров и, как следствие, появлением большого количества одноразовой упаковки.
По количеству отходов в регионе Европы одно из лидирующих мест занимает Украина (табл. 1).
Таблица 1
Показатели загрязнения пластиковыми отходами европейских стран по состоянию на 2012 г., тыс. т
Как видно из анализа данных таблицы, на каждого украинца приходится 750 т мусора. Более 40 тыс. км2 площади страны завалены бытовыми и химическими отходами, и с каждым годом количество мусора в стране увеличивается. Большинство жителей Киева, который снабжен контейнерами для сортировки мусора на 70%, их игнорируют. По данным государственной компании по сбору и переработке мусора «Ук-рэкоресурсы», страна в целом обеспечена такими контейнерами лишь на 10%. Однако даже незначительную долю отходов, которые были собраны раздельно, компании-перевозчики не довозят до места переработки, поскольку им это невыгодно. Переплавка 1 т отходов на мусорных заводах стоит около 100 грн, в то время как ее захоронение на официальном полигоне обходится в 85 грн, а на неофициальном - 30-40 грн или же вообще бесплатно [4].
Рассмотрев показатели загрязнения стран пластиковыми отходами, можно отметить, что Украина производит относительно небольшой объем пластиковых отходов. Однако в связи с плохо налаженной системой переработки мусора она занимает 2-е место по объему несанкционированных свалок. Для разрешения данной ситуации требуется применение не только экологических
мероприятий по утилизации пластиковых отходов, но и экономических механизмов влияния на объемы потребления упаковочных материалов.
Экологическая ситуация требует продвижения на рынке экологических инноваций для снижения негативного воздействия на окружающую среду. Однако проследить экологическое воздействие на каждом этапе экономического цикла товара сложно. В большинстве случаев обнародуется информация об уже причиненном экологическом ущербе.
Сегодня решением глобальных экологических проблем заняты эксперты международного уровня и представители высшего руководства отдельных государств. Однако внедрение любых решений органов власти должно происходить на уровне отдельного предприятия. Любой процесс, который осуществляет предприятие, отражается в бухгалтерском учете. Не являются исключением и операции, связанные с улучшением экологического состояния. При внедрении системы управления экологической деятельностью ключевым моментом должна стать налаженная система бухгалтерского учета.
Однако экологический подход к бухгалтерскому учету до сих пор не имеет методологических разработок, которые могли бы стать основой для создания методики учетного отражения экологического обязательства потребителей.
Исследованием экологических обязательств в бухгалтерском учете занимались такие ученые, как С.М. Бычкова, М.Ю. Егоров, А.Н. Кондратюк, В.А. Мандрик, В.В. Палий, В.Ф. Палий, М. Са-гиндыкова, Ю.Ю. Смольникова, Л.В. Чхутиаш-вили, Н.А. Шавкунова. Отсутствие методологии и методики отражения в системе бухгалтерского учета экологических обязательств потребителей обусловливает актуальность исследований указанной тематики в современных условиях.
Целью исследования авторов является развитие бухгалтерского учета экологической деятельности путем разработки методики учетного отражения экологических обязательств потребителей упаковочной продукции.
Понятие «экологические обязательства» мало исследовано учеными. Определение и сущность понятия «экологические обязательства» в научной литературе рассматриваются с нескольких позиций: экологического учета, экологического
Годовой Годовой Объем
объем про- объем пе- мусора на
Страна изводства реработки несанкцио-
пластико- пластико- нированных
вых отходов вых отходов свалках
Великобри- 2 488,7 256,7 252,4
тания
Германия 1 936,3 387,3 345,1
Испания 1 903,9 1 709,2 260,3
Италия 1 608,7 1 357,4 332,9
Франция 1 515,3 183,0 242,3
Украина 800,0 100,0 654,4
Греция 672,6 30,2 75,3
Румыния 416,5 85,2 230,5
Турция 405,0 401,4 866,4
Чехия 232,3 108,2 73,9
Эстония 93,7 7,4 12,9
Норвегия 92,1 39,7 17,8
Финляндия 87,0 6,3 21,7
менеджмента, экономики природопользования, экологического аудита.
Определение понятия «экологические обязательства» встречается в работах В.Ф. Палия, В.В. Палия [3, с. 339], С.М. Бычковой, М.Ю. Егоровой [1, с. 21], И В. Замулы [2, с. 258] и др. В данной статье экологические обязательства рассматриваются только со стороны предприятия, но, по мнению авторов, это понятие более широкое.
В статье 66 Конституции Украины указано, что граждане обязаны не причинять вреда природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки. Но сегодня единственным проявлением соблюдения данной статьи являются штрафы за нанесенный населением ущерб окружающей среде. Соответственно, каждый гражданин должен нести экологическую ответственность за свою деятельность, так же, как и субъекты хозяйствования, поскольку воздействие на окружающую среду осуществляют не только юридические, но и физические лица.
Исходя из вышеизложенного, под экологическими обязательствами следует понимать обязательства юридических и физических лиц, возникающие в результате осуществления деятельности, которая влияет на состояние окружающей среды и влечет за собой компенсацию ущерба, выплату штрафов при несоблюдении норм экологического законодательства.
Поскольку основным экологическим ущербом, который наносится как хозяйствующими субъектами, так и населением, является загрязнение окружающей среды упаковочными отходами, образующимися после потребления продукции, целесообразно выделить понятие «экологическое обязательства потребителей». Экологические обязательство потребителей - это обязательство, возникающее в результате потребления упаковочных материалов и товаров в упаковочных материалах, которое является частью вновь созданной стоимости и входит в цену реализации упаковки (тары) или товара в упаковке (таре).
Как свидетельствуют результаты опроса, проведенного в г. Сумы (Украина), наибольшая доля потребителей (87%) совершенно не готова вкладывать средства в модернизацию процесса производства для уменьшения негативного эко-
логического воздействия на окружающую среду. Несколько иная ситуация сложилась с готовностью платить ценовую надбавку за товар, использование которого не причиняет вреда здоровью человека. В результате опроса 490 респондентов установлено, что наибольшая доля потребителей (51%) выражает готовность платить дополнительно 1% от цены продукции за то, чтобы ее использование (потребление) не влияло на их здоровье; 27 % потребителей согласны платить дополнительно 15% от цены. Не выразила согласия платить за экологичность продукции наименьшая доля опрошенных потребителей - 22%. То есть подавляющее большинство потребителей согласно платить более высокую цену за продукт, который не повлияет на их здоровье в будущем.
Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор среди предложенных рынком благ с учетом существующих цен. Судя по этому определению, если потребитель предпочитает комфортное потребление, то есть использование упаковки более удобной, но более дорогой в утилизации, ему придется смириться со снижением доходов и ограничением других потребностей. Иначе потребитель заплатит меньшую цену за упаковку (тару), утилизация которой дешевле (такими упаковками являются бумажные пакеты) и не будет ограничивать себя в других потребностях. Данный подход также будет способствовать использованию многоразовой упаковки (тары). В таком случае, заплатив один раз, потребитель может использовать упаковку в будущем или продать ее как вторичное сырье, поскольку она не потеряет своих технических характеристик.
Сегодня основная задача государственной экологической политики - ограничение потребления упаковочных материалов. При этом внедрение мероприятий по улучшению окружающей среды осуществляется на уровне хозяйствующих субъектов, которые обязаны отражать в бухгалтерском учете все хозяйственные операции, влияющие на финансовое состояние. Поэтому в применении нормативно-регулятивных методов уменьшения воздействия на окружающую среду ключевым моментом должна стать налаженная система бухгалтерского учета, которая обеспечит их выполнение.
Сегодня в Украине существуют две модели формирования экологических обязательств потребителей для утилизации упаковочных материалов. Первая обусловлена действием постановления Кабинета министров Украины от 09.07.1999 № 1225 «О внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации использованной тары» [6]. К настоящему времени ее частично заменило постановление Кабинета министров Украины от 26.07.2001 № 915 «О внедрении системы сбора, заготовки и утилизации отходов как вторичного сырья» [5]. Согласно этим документам, производитель упаковки платит в соответствии с заключенным договором за услуги по утилизации использованных упаковок государственному предприятию «Укрэкоресурсы», которое берет на себя обязательства утилизировать оплаченное количество отходов. Схема движения стоимости утилизации в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 09.07.1999 № 1225 «О внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации использованной тары» [6] представлена на рис. 1.
В данной схеме у предприятия-производителя возникло обязательство за услуги по утилизации, которые отображались на счете 685 «Расчеты с прочими кредиторами». Недостатком данной модели является то, что ГП «Укрэкоресурсы» принимало на себя обязательство внедрять экологические мероприятия различного рода, а не обязательство утилизировать упаковочные отходы.
Также предприятие-производитель упаковок имело право собственными силами утилизировать использованную упаковку, но при этом представить подтверждающие документы. Расходы предприятия на утилизацию частично включались в цену упаковки. Однако предприятиям очень сложно самим осуществлять утилизацию упаковок, особенно если упаковка предназначена для товаров повседневного потребления, которые реализуются через розничную торговлю конечному потребителю. Сложность заключается в отсутствии системы сортировки и сбора мусора, что делает невозможным использование данной модели предприятиями-производителями упаковки.
Вторая модель отражает формирование упаковочного сбора согласно законопроекту Украины от 24.02.2012 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о введении сбора с производителей и импортеров упаковки и товаров в упаковке на развитие переработки твердых бытовых отходов». Указанный сбор предусматривался как обязательный для предпринимателей, осуществляющих производство упаковки на территории Украины или импортирующих упаковку (отдельно или вместе с товарами). Сбор предполагалось перечислять в государственный бюджет страны, после чего распределять между местными органами власти, для внедрения программ по утилизации твердых бытовых отходов (рис. 2).
Производство продукции с Цена упаковки + Предприятие-производитель
использованием упаковок Стоимость упаковки
Цена упаковки + Стоимость утилизации + Себестоимость продукции + Норма прибыли
Цена упаковки + Стоимость утилизации + Себестоимость продукции + Норма прибыли+ Торговая наценка
утилизации
Денежные средства
Обязательства
утилизировать
отходы _I_
ГП «Укрэкоресурсы»
Денежные средства для утилизации
А.
Конечный потребитель
Отходы
Утилизация
Рис. 1. Схема движения стоимости утилизации
Рис. 2. Схема формирования упаковочного сбора
С точки зрения бухгалтерского учета у предприятия-производителя упаковок возникает обязательство не при выполнении услуги по утилизации, в отличие от предыдущей модели, а налоговое обязательство перед бюджетом, что отражается на счете 641 «Расчеты по налогам».
Введение утилизационного сбора могло бы привести к возникновению двойного налогообложения, ведь, с одной стороны, плательщиками сбора являются производители упаковки, а с другой - производители товаров, для упаковки продукции которых была использована упаковка. Данная ситуация привела бы к существенному увеличению себестоимости, что было бы дополнительным налоговым бременем для конечного потребителя. При этом потребители не знали бы, за что они платят, как это и было на протяжении 1999-2001 гг., поскольку производители для рентабельности производства формируют цену исходя из расходов, понесенных на производство продукции.
Украинские производители упаковки, а также товаров выступили против введения дополнительной налоговой нагрузки, ссылаясь на сложную экономическую ситуацию, в которой находится бизнес. Действительно, сегодня у предприятий возникают проблемы даже при аккумулировании средств для продления нормальной операционной деятельности. При этом ситуация, предполагающая предварительную оплату утилизации упако-
вок и получение средств только после реализации продукции, как предусматривал законопроект Украины от 24.02.2012 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о введении сбора с производителей и импортеров упаковки и товаров в упаковке на развитие переработки твердых бытовых отходов», способна еще больше усугубить указанную проблему.
Негативным является и то, что при введении упаковочного сбора планировалось аккумулировать средства в общегосударственном бюджете. Это привело бы к проблеме рациональности распределения средств между местными бюджетами, из которых согласно законодательству должно проводиться финансирование мероприятий по утилизации отходов.
Рассмотренные модели движения отчислений денежных средств, предназначенных для утилизации упаковочных материалов, отличаются в части аккумулирования денежных средств на уровне государства. Но их объединяет то, что, хотя и средства для утилизации платит предприятие-производитель упаковок, налоговая нагрузка ложится все же на конечного потребителя продукции, а во втором варианте потребитель должен был бы платить дважды.
Учитывая, что налоговая нагрузка как в первой, так и во второй модели полностью ложится на потребителя, считаем целесообразным заменить ее сбором «экологическое обязательство
потребителя» и аккумулировать его не на уровне государственного бюджета страны, а на уровне местных бюджетов. Данный подход позволит пропорционально аккумулировать средства по месту возникновения упаковочных отходов и избежать двойного налогообложения.
Учитывая, что плательщиками экологического обязательства потребителей могут быть как юридические, так и физические лица, которые являются конечными потребителями упаковочных материалов, на базе предложенных изменений схемы движения платежей, которые предназначены для утилизации упаковочных отходов, авторами разработана схема движения экологического обязательства потребителя (рис. 3).
Оценка размера экологического обязательства потребителей осуществляется производителем при изготовлении упаковки. Он обязан произвести расчет экологического обязательства потребителей в соответствии со стоимостью утилизации упаковки. Результат расчета будет называться «условным экологическим обязательством потребителей» (ус. ЭОП), поскольку предполагает отсрочку уплаты данного обязательства до момента поступления средств от реализации продукции. При этом
считаем целесообразным осуществлять расчет экологического обязательства потребителей на стадии возникновения объекта налогообложения, что позволит избежать ошибок и не усложнять работу бухгалтеров поиском информации о составе упаковки и ставок налогообложения.
Если субъект хозяйствования использует упаковочные материалы в дальнейшем производстве в качестве сырья и при этом не превращает такие материалы в отходы, то он не является конечным потребителем упаковочных материалов. Соответственно, у него не возникает экологического обязательства потребителя. В таком случае конечным потребителем является субъект, использующий упаковочные материалы для потребления, после которого данные материалы теряют свои технические возможности и превращаются в отходы.
Соответственно, если предприятие использует упаковочные материалы в качестве сырья для создания продукции, у него не возникает никаких обязательств. Однако оно обязательно должно предоставить оптовому покупателю продукции товарно-транспортную накладную, в которой будет выделено экологическое обязательство потребителя на единицу, что обеспечит
* УЭОП - условное экологическое обязательство потребителей. **ЭОП - экологическое обязательство потребителей.
Рис. 3. Схема движения экологического обязательства потребителя
начисление и уплату данного сбора уже конечным потребителем.
Если конечным потребителем является юридическое лицо, то при покупке упаковочных материалов у него возникает экологическое обязательство потребителя, которое отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 642 «Расчеты по обязательным платежам». Одновременно предприятие отражает расходы в соответствии с видом хозяйственной деятельности, в которой был использован товар в упаковке или упаковка (табл. 2).
Крупнейшими потребителями упаковочных материалов являются физические лица, приобретающие товары для повседневного потребления. Обязанность перечислить стоимость экологического обязательства (физических лиц) берет на себя налоговый агент. К налоговым агентам, которые
Бухгалтерский учет экологиче
аккумулируют экологическое обязательство потребителей, относятся субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю на таможенной территории Украины упаковками, товарами в упаковке.
При реализации упаковочных материалов или тары производитель обязан предоставить товарно-транспортную накладную, в которой будет выделено экологическое обязательства потребителя на единицу продукции.
Начисление экологического обязательства потребителя - юридического лица происходит при списании упакованной продукции или использовании упаковки (тары) для выполнения хозяйственных операций на основе накладной на внутрихозяйственное использование. Экологическое обязательство, взимаемое с физических лиц, возникает в момент реализации такой упаковки или товара в упаковке.
Таблица 2
го обязательства потребителей
№ Содержание хозяйственной Корреспонденция счетов
п/п операции Д-т сч. К-т сч.
Отображение ЭОП (юридического лица)
1 Приобретены оборотные активы для собственного использования 20 «Производственные запасы», 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 25 «Полуфабрикаты», 28 «Товары» 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Отражены расчеты по НДС 641 «Расчеты по налогам» 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
2 Списаны упакованные оборотные активы 23 «Производство», 91 «Общепроизводственные расходы», 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт», 94 «Прочие расходы операционной деятельности» 20 «Производственные запасы», 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 25 «Полуфабрикаты», 28 «Товары»
3 Отражены экологические 23 «Производство», 642 «Расчеты по обязательным пла-
обязательства потребителя 91 «Общепроизводственные расходы», 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт», 94 «Прочие расходы операционной деятельности» тежам»
Отображение налоговым агентом ЭОП (физического лица)
4 Реализована продукция физическим лицам 301 «Касса в национальной валюте» 70 «Доходы от реализации»
5 Отражено налоговое обязательство по НДС 70 «Доходы от реализации» 641 «Расчеты по налогам»
6 Начислена задолженность по ЭОП 70 «Доходы от реализации» 642 «Расчеты по обязательным платежам»
7 Погашена задолженность по 642 «Расчеты по обязательным 311 «Текущие счета в национальной
ЭОП платежам» валюте»
Отдельно стоит обратить внимание на упаковочные материалы и тару многоразового использования, которые после первого использования не теряют технических возможностей. Однако определить момент конечного использования данной продукции очень трудно. Например, стеклянная тара может повредиться уже после первого использования, а может быть использована значительное количество раз. Поэтому предлагаем платить экологическое обязательство потребителя, объектом налогообложения которого является многократная тара или упаковка многоразового использования, только при первом употреблении. Это позволит предприятиям снизить цену на свою продукцию за счет повторного использования упаковочных материалов или тары.
За счет внедрения экологического обязательства потребителей на товары в упаковочных материалах или упаковке увеличится цена продукции, что приведет к уменьшению ее конкурентоспособности и позволит внедрить более экологичную упаковку, утилизация которой будет относительно дешевой. Также данный подход будет способствовать использованию многоразовой упаковки или тары.
На финансовое состояние предприятий, которые являются конечными потребителями упаковок или товаров в упаковке, будут влиять объемы использования и вид используемых упаковок. Иными словами, у предприятий остается альтернатива, и при этом оплачивается утилизация образовавшихся отходов. Относительно предприятий, выступающих в роли налоговых агентов, стоит отметить, что никаких налоговых нагрузок они не несут.
Таким образом, учитывая то, что загрязнение окружающей среды упаковочными отходами, образованными после потребления продукции, осуществляют не только юридические лица, но и население, целесообразно выделить такое понятие, как «экологическое обязательство потребителей». С точки зрения бухгалтерского учета это целевой сбор, взимаемый с потребителей упаковочных материалов, который является частью вновь созданной стоимости, входит в цену реализации упаковки (тары) или товара в упаковке (таре) и уплачивается потребителем в местный бюджет. При этом установлено, что большинство потребителей согласно доплачивать за продукт, который не повлияет на их здоровье.
Предложенная авторами методика позволит справедливо определить цену конечного потребления упаковочных материалов и отделить сумму экологического обязательства потребителей, улучшит информирование потребителей относительно составляющих, которые формируют цену на продукт. Использование бухгалтерского учета как информационно-контрольной системы позволит достоверно определить объемы употребленной продукции, то есть подсчитать объемы отходов, которые возникнут после потребления продукции и перечислить экологическое обязательство потребителей, предназначенное для утилизации упаковочных материалов. Поскольку данное обязательство является целевым местным сбором, это позволит пропорционально аккумулировать средства для утилизации твердых бытовых отходов на той территориальной единице, где они непосредственно перешли в форму отходов.
Также за счет внедрения экологического обязательства потребителей на товары в упаковочных материалах или упаковках у предприятий возникает возможность снизить цену на свою продукцию за счет многократного использования упаковочных материалов или тары. При повторном использовании на них не начисляется экологическое обязательство потребителей, поскольку при первом использовании оно уже было уплачено, что также повысит их конкурентоспособность.
Список литературы
1. Бычкова С.М., Егоров М.Ю. Роль и значение экологического учета и аудита в рыночной экономике // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 9. С.20-23.
2. Замула И.В. Экологические доходы и обязательства в системе бухгалтерского учета // Вестник Университета банковского дела Украины. 2011. № 1. С. 257-259.
3. Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет: учеб. пособие. М.: ФБК-Пресс, 1998. 347 с.
4. Радионов Д. Переработка мусора в Украине: миф или реальность? [Электронный ресурс]. URL: http://uecr.gov.ua/ua/news/Pererobka-smttya-v-Ukran-mf-chi-realnst-komentar-direktora-DP-Ukrekoresursi-D-Radonova-dlya-nformacyno-agenc-ForUm.htm.
5. О внедрении системы сбора, заготовки и утилизации отходов как вторичного сырья: постановление Кабинета министров Украины от 26.07.01 № 915.
6. О внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации использованной тары: постановление Кабинета министров Украины от 09.07.1999 № 1225.
Foreign experience
ACCOUNTING OF CONSUMERS' ENVIRONMENTAL LIABILITIES
Irina V. ZAMULA, Anna L. LIPOVA
Abstract
The paper studies the influence of consumer materials (packaging) on the environment, as well as the behavior of consumers using such materials . The article considers consumers' ecological liabilities, the causes and mechanisms of their occurrence, the order of accrual and payment . The authors offer a procedure of formation of consumers' environmental liabilities in accounting and accounts transaction reflection by tax agents .
Keywords: consumer waste, environmental liabilities, environmental management, recycling collection, Ukraine
References
1. Bychkova S., Egorov M. Rol' i znachenie eko-logicheskogo ucheta i audita v rynochnoi ekonomike [The role and importance of environmental accounting and auditing in market economy]. Ekonomika sel 'skokhoziaistvennykh i pererabatyvaiushchikh predpriiatii - Economics of agricultural and processing enterprises, 2001, no. 9, pp. 20-23.
2. Zamula I.V. Ekologicheskie dokhody i obiazatel'stva v sisteme bukhgalterskogo ucheta [Environmental income and liabilities in an accounting system]. Vestnik Universiteta bankovskogo dela Ukrainy - Journal of Banking University of Ukraine, 2011, no. 1, pp. 257-259.
3. Palii V.F., Palii V.V. Finansovyi uchet [Financial accounting]. Moscow, FBK-Press Publ., 1998, 347 p .
4. Radionov D. Pererabotka musora v Ukraine: mif ili real'nost'? [Waste processing in Ukraine: a myth or reality?]. URL: http://uecr.gov.ua/ua/news/ Pererobka-smttya-v-Ukran-mf-chi-realnst-komentar-direktora-DP-Ukrekoresursi-D-Radonova-dlya-nfor-macyno-agenc-ForUm.htm. (In Ukr.)
5. Decree of the Cabinet of Ministers of Ukraine "On Introduction of gathering, storage and disposal of waste as secondary raw materials" of July 26, 2001 № 915.
6. Decree of the Cabinet of Ministers of Ukraine "On Introduction of collection, sorting, transportation, processing and recycling of used packaging (packing)" of July 09, 1999 № 1225.
Irina V. ZAMULA
Zhytomyr State Technological University, Zhytomyr, Ukraine [email protected]
Anna L. LIPOVA
Zhytomyr State Technological University, Zhytomyr, Ukraine [email protected]