Научная статья на тему 'Будущее науки - за молодыми'

Будущее науки - за молодыми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее науки - за молодыми»

тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект» выступил зам. директора к.и.н. К. А. Гулин.

Конференция состоится в г. Вологде со 2 по 5 апреля 2003 года. В ее работе предполагается участие ведущих ученых Российской академии наук, работников научных и образовательных учреждений, руководителей и специалистов федеральных, региональных и местных органов управления, представителей хозяйствующих субъектов.

В соответствии с решениями Ш-й (январь 2000 г.) и в преддверии ГУ-й (апрель 2003 г.) Российской научно-практической конференции «Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект» ВНКЦ ЦЭМИ РАН планирует провести в ноябре 2002 г. региональные секции по следующим направлениям:

• Секция № 1. Социальные аспекты экономического развития региона. Дата проведения -14 ноября 2002 г. (ученый секретарь секции - социолог группы социологической информации И.Н. Дементьва);

• Секция № 2. Проблемы функционирования народнохозяйственного комплекса региона. Дата проведения - 21 ноября 2002 г. (ученый секретарь секции - экономист лаборатории исследований проблем социально-экономического развития в территориальных системах С.А. Селякова)-,

• Секция № 3. Проблемы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Дата проведения -28 ноября 2002 г. (ученый секретарь секции - аспирант лаборатории исследований проблем управления О.Э. Орлова).

Г. В. Леонидова.

БУДУЩЕЕ НАУКИ - ЗА МОЛОДЫМИ

I Первые шаги к созданию Научно-образовательного центра

В соответствии с концепцией развития ВНКЦ ЦЭМИ РАН на долгосрочную перспективу, поддержанной администрациями Вологодской области и города Вологды, утвержденной Отделением экономики РАН, предполагается создание при ВНКЦ ЦЭМИ РАН Научно-образовательного центра (НОЦ) со специализацией в области эко-

номики. Создание такого центра обусловлено необходимостью развития собственной системы подготовки научных кадров. При этом предусматривается поэтапное формирование основных элементов образовательной цепи, обеспечивающей преемственность образовательного процесса от низших форм к высшим:

Создаваемая система имеет пока незаконченный характер. Сегодня она включает:

• курс углубленного изучения экономики в 10 классе средней школы № 32;

• секцию «Региональная экономика», созданную в 2002 г. на кафедре экономики и менеджмента в промышленности Вологодского государственного технического университета;

• действующую аспирантуру ВНКЦ ЦЭМИ РАН по 2 специальностям - 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» и О8.О0-13 «Математические и инструментальные методы ттато».

Единая образовательная цепочка позволит эффективно координировать учебные программы различных ступеней обучения, ускорить приобщение учащихся к научному поиску и предоставит им возможность личных контактов с ведущими учеными. Организационную и территориальную интеграцию отдельных звеньев этой цепочки как раз и призван обеспечить Научно-образовательный центр.

Напутствие будущим экономистам (Выступление к.и.н., зам. директора ВНКЦ К.А. Гулина)

В рамках создания НОЦ в течение 2001 -2002 гг. было достигнуто соглашение с управлением образования г. Вологды о преподавании специалистами ВНКЦ ЦЭМИ РАН в школе №32 областного центра курса экономики. В марте 2002 г. управлением образования г. Вологды издан приказ «О подготовке нормативной базы для сотрудничества с ВНКЦ ЦЭМИ РАН в вопросах углубленного экономического образования» (№ 427 от 20.03.2002 г.), в котором указывалось о необходимости рассмотрения предложений ВНКЦ по организации преподавания экономики и проведении экспертизы предлагаемой им программы. В мае 2002 с. такая. жсдартааабыда тороведеда. и. получены рецензии, в которых, в частности, отмечалось, что представленная программа «Современная экономика» заслуживает одобрения.

Занятия в 10-11 классах будут проводиться

по программам, учитывающим индивидуальные склонности учащихся и дающим возможность углубленного изучения экономики. Система работы в старших классах, работа в исследовательских лабораториях ВНКЦ ЦЭМИ РАН, индивидуальная работа в компьютерных классах, библиотеке ВНКЦ, обязательные курсовые работы, участие в конкурсах научно-исследовательских работ - все это даст возможность выпускникам школы с успехом продолжать образование в соответствии со своими интересами.

Программа «Современная экономика», раз-•рл&ОТ'Улта'А даъ ^туг/^/л-глул-с/гъ тау-гатата "жоткмга-ки в школе, построена с учетом вузовского курса по региональной экономике и новейших наработок в сфере экономического образования в школе (программа Высшей школы экономики). Тесную связь с ВЭШ обеспечивает нам подписка на журнал «Экономика в школе», издаваемый Министерством образования РФ и ВЭШ.

Данный курс направлен не столько на восполнение дефицита знаний в области фундаментальных экономических концепций и законов, т.е. теории ради теории, сколько на создание условий для прикладного использования экономики в ситуации выбора рационального решения среди многих альтернатив.

Преподавая экономику, мы будем пользоваться не только традиционными методами репродуктивного плана, но и такими методическими средствами, как графические иллюстрации, метод профессиональных проб, деловые игры, моделирование ситуаций на ПЭВМ, самостоятельное проведение маркетинговых исследований, доклады на конференциях, семинарах ВНКЦ, обсуждение экономических проблем в ходе научно-практических конференций, совещаний, семинаров, участие в конкурсах ВНКЦ.

Ведущими способами обучения в связи с этим будут являться имитационный метод и метод «профессиональных проб».

Имитационный метод обучения — обучение без преподавания: учащимся предоставляется некая информация для реального принятия решений в воспроизводящей реальность обстановке. Это - деловые игры, проекты, «кейс-стадиз» и т.д.

Игры и имитации - это стимулирование интереса к проблеме или ситуации, включенность а нее. Шкоакник становится неолспеаствеиным участником жизненного действия. Такие упражнения мотивируют учеников, раскрепощают в том смысле, что они начинают смелее ставить под сомнение суждения друг друга и учителя. В ре-

зультате учащиеся на собственном опыте проходят всю цепочку принятия решения.

Начиная с IV четверти, когда учащиеся овладеют основными теоретическими знаниями по экономике, планируется включить в занятия метод профессиональных проб «Научная деятельность».

Процесс пошел... (В лекционном зале ВНКЦ)

Метод профессиональных проб- это профессиональное испытание или проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. В нашем случае профессиональной пробой будет выступать выполнение школьниками самостоятельного экономического исследования со всеми этапами - от «заключения договора» до «представления научного отчета», который затем может принять участие в конкурсе научно-исследовательских работ среди школьников.

Особенность преподавания курса экономики на базе ВНКЦ — использование практи-

ческой работы на компьютере непосредственно в процессе обучения - для обучения, для тестирования, для закрепления пройденного, для решения математических задач по экономике.

Исходя из необходимости соблюдения принципа преемственности, была достигнута договоренность с руководством Вологодского технического университета об открытии на экономическом факультете специальности «Национальная экономика».

Лицензия на осуществление образовательной деятельности по новой для вуза специальности получена в конце 2001 г. В дальнейшем было принято решение о создании на кафедре экономики и менеджмента в промышленности секции «Региональная экономика», которую возглавил директор ВНКЦ ЦЭМИ РАН д.э.н., профессор В.А. Ильин. Определены задачи секции - обеспечение тесных контактов между студентами высшего учебного заведения и научными сотрудниками академического Центра.

В итоге 1 сентября 2002 года первые студенты (21 человек) перешагнули порог экономического факультета и начали осваивать азы курса «Национальная экономика». В целях обеспечения сотрудничества со студентами данной специальности подготовлен план мероприятий по их включению в научно-исследовательскую деятельность ВНКЦ, определен куратор от научного Центра, проведена ознакомительная встреча студентов с ВНКЦ.

Таким образом, Научно-образовательный центр делает первые шаги. Надеемся, что дальнейшие шаги по его созданию будут успешными.

Г. В. Леонидова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.