БУДУЩЕЕ НАУКИ - ЗА МОЛОДЫМИ
УЧАСТВУЕМ И ПОБЕЖДАЕМ!
Об итогах V Всероссийской олимпиады МСЭФ
С 2002 г. в Вологде функционирует Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий. Его учредителями выступили учреждения высшего образования (Вологодский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет) и научная организация - Вологодский научно-координационный центр Центрального экономикоматематического института Российской академии наук.
Идея создания НОЦ была поддержана Правительством Вологодской области, администрацией города Вологды и утверждена Отделением экономики РАН в соответствии с концепцией развития ВНКЦ ЦЭМИ РАН на долгосрочную перспективу.
Целью создания НОЦ является повышение качества подготовки специалистов путем обеспечения взаимодействия науки с образовательным процессом на всех его стадиях, включая использование результатов совместных научно-исследовательских работ в лекционных курсах, а экспериментальной базы научных организаций - для выполнения учебно-исследовательских и курсовых работ, проведения производственной и преддипломной практики и пр. Причем вовлечение молодежи в мир науки и научных исследований начинается со школьной скамьи - в НОЦ ведется довузовская подготовка школьников в формате экономического школьного факультатива (ЭШФ).
Одно из ключевых направлений в области работы с молодыми исследователями - их активное участие в различных научных конкурсах, в том числе российских и международных.
В 2004 году аспиранты ВНКЦ и школьники, обучающиеся в рамках ЭШФ, представили научные работы на V Всероссийскую олимпиаду по экономическим и финансовым дисциплинам, которая ежегодно проводится Молодежным союзом экономистов и финансистов1.
Впервые участие в такой Олимпиаде сотрудники и аспиранты ВНКЦ приняли в 2003 г. «Проба пера» тогда получилась успешной - все молодые ученые заняли высокие места в соответствующих номинациях.
В 2004 году (итоги подведены в марте 2005 года) аспиранты ВНКЦ ЦЭМИ РАН, заняв 1-2 места, вновь подтвердили свой уровень. Среди них:
1. Копейкина М.А. (тема работы: «Демографический фактор в социально-экономическом развитии региона»)—
1 место в номинации «Социологические аспекты развития народного хозяйства России». Целью данной работы являлось комплексное изучение демогра-
1 МСЭФ РФ - общероссийская общественная организация молодых экономистов и финансистов, студентов экономических вузов и факультетов, молодых специалистов, ученых и преподавателей из большинства регионов России. Зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 12.09.97 г. Свидетельство о государственной регистрации № 3437.
ШМР
фического положения Вологодской области, репродуктивного потенциала населения и выработка направлений его повышения. Посредством математических методов построен прогноз половозрастного состава населения, оценен репродуктивный потенциал и определен размер экономического ущерба от репродуктивных потерь. В результате исследования определены резервы и выработаны основные направления повышения репродуктивного потенциала населения.
2. Малышев Р.Ю. («Повышение экономической эффективности промышленных предприятий») — 1 место в номинации «Развитие промышленно-производственного
потенциала предприятий России». Автором исследованы теоретические аспекты повышения экономической эффективности деятельности ОАО «Агроскон» и оценены различные методики на предмет их актуальности в современных российских условиях. На основе проведенной технико-экономической и финансовой оценки деятельности данного предприятия разработаны мероприятия по повышению экономической эффективности его деятельности.
3. Амелин Д.Е. («Территориальный маркетинг в системе управления развитием муниципалитетов») — 2 место в номинации «Развитие местного самоуправления в
России». В данной работе на примере муниципальных районов Вологодской области обоснована необходимость использования маркетинга как рыночного инструмента управления социально-экономическим развитием территорий. На основе анализа различных научных подходов к пониманию территориального маркетинга выработано его определение, выделены объект и субъекты. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт практической организации территориального маркетинга.
4. Жаравин Д.П. («Оценка результативности стратегического управления развитием муниципалитета») —3 место в номинации «Кадры для народного хозяйства России». На основе анализа различных подходов к интегральной оценке социально-экономического развития муниципальных образований автором предложен методический инструментарий по оценке стратегического управления развитием муниципалитета с учетом специфики конкретного муниципального образования (на примере Грязовецкого муниципального района Вологодской области). Сформирована система частных показателей, включенных в состав интегрального показателя, и скорректирована методика его расчета. Проведена оценка результативности стратегического управления развитием муниципального района, по итогам которой выработаны направления, способствующие повышению эффективности стратегического управления.
5. Морев М.В. («Проблема суицидального поведения в Вологодском регионе») получил специальный приз в номинации «За методологический подход в научной работе». Особенностью этой работы является оценка социально-экономического ущерба от потерь населения вследствие смертности от самоубийств. Автор рассматривает некоторые проблемы профилактики суицидального поведения в области и стране в целом, приводит рекомендации по возможным направлениям снижения уровня самоубийств.
Отличились и школьники, обучающиеся в рамках факультатива по экономике в ВНКЦ ЦЭМИ РАН. Специальные призы Олимпиады «За методологический подход в научной работе» получили две группы одиннадцатиклассников МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32» г. Вологды:
Евгений Лукин, Антон Ожигин, Алексей Юрин
работу «Транспортный комплекс Вологодской области» выполнили под научным руководством П.А. Соколова. Проведено исследование транспортного комплекса области, проанализированы транспортные показатели в целом и по отдельным видам транспорта. Сформулированы основные проблемы отрасли, предложены перспективные пути их решения и развития региональной транспортной системы.
Иван Бараев, Александр Зайков, Антон Иванов представили работу
ІІІІ ОБЛАСТНОЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ |
22 - 25 марта 2005 г. в Вологде проходил III областной этап Всероссийской олимпиады школьников по экономике, в котором приняли участие 33 ученика 10-11 классов со всей области, занявшие 1-4 места в городских олимпиадах. Представителями Научно-образовательного центра ВНКЦ ЦЭМИ РАН были одиннадцатиклассники школы №32 г. Вологды Антон Ожигин и Анна Королева.
На теоретическом туре конкурсантам предлагались тесты по основам экономической теории и задачи повышенной сложности. На практическом туре необходимо было написать эссе.
По итогам первого тура А. Ожигин и А. Королева заняли 6-е и 9-е места соответственно. Второй тур изменил ситуацию: Антон и Анна стали лучшими в написании эссе.
В результате А. Ожигин занял третье место в олимпиаде и награжден дипломом
!| «Развитие малого предпринимательства в Вологодской области», которая выполнялась в НОЦ под научным руководством аспиранта ВНКЦ ЦЭМИ РАН A.A. Кольева. В исследовании выявлены основные проблемы развития малого бизнеса и предложены пути их решения на основании данных анкетных опросов предпринимателей.
В заключение хочется отметить, что участие молодых ученых в различных конкурсах способствует их научному росту, побуждает к дальнейшей исследовательской работе, повышает их статус в молодежной среде.
Г. В. Леонидова
II степени, А. Королева - четвертое место с награждением дипломом III степени.
Награжденные дипломами I, II, III степени участники областного этапа олимпиады имеют право быть зачисленными без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, расположенные на территории Вологодской области, по специальностям, соответствующим профилю олимпиады.
В рамках областной олимпиады прошло также первенство по сетевой игре «Моделирование экономики и менеджмента» (МЭМ). В финал вышли две команды от НОЦ: «МММ_ТЕАМ» (Денис Батраков и Евгений Сесявин - 9 класс школы №32) и «ЬОКО» (Алексей Юрин и Антон Иванов -
11 класс школы №32), занявшие 6-е и 7-е места соответственно.
72
Щакит.щ/ци ~жштюйыш
| Банки в действии - 2005 |
12 апреля 2005 г. в Вологде состоялись полуфинальные игры общероссийских соревнований «Банки в действии - 2005», организованных межрегиональной общественной организацией «Достижения молодых».
В этой игре наш город представляли школьники, обучающиеся в Научно-образо-вательном центре при ВНКЦ, Алексей Юрин и Антон Иванов (11 класс школы
№32), а также группа поддержки: Денис Батраков (9 класс школы №32), Станислав Потанин, Алексей Клейменов (10 класс школы №8). Соревнования проходили в Интернете, в режиме реального времени. Команда заняла в своей группе III место и вышла в финал. На финальном этапе она заняла четвертое место. В подготовке команды участвовал аспирант ВНКЦ Р.Ю. Малышев.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - НА БЛАГО РОССИИ
В ТВОРЧЕСКОМ СОДРУЖЕСТВЕ с ВНКЦ
Наша задача — не отставать от перемен в отечественной экономике. Предсказывать их, работать для них — в традициях коллектива университета, из стен которого вышли многие известные теоретики и практики реформ.
Ректор СПбГИЭУ А. И. Михайлушкин
В Вологде работает филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. Он осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на предприятии машиностроения», «Экономика и управление на предприятии городского хозяйства», «Менеджмент организации». В настоящее время в филиале обучается 530 студентов, из них 79 -на первом и втором курсах дневного отделения. Учебный процесс обеспечивают
2 доктора и 14 кандидатов наук, 19 старших преподавателей.
Учебный план для студентов включает в себя изучение от 50 до 60 дисциплин, прохождение ознакомительной, учебной, производственной и преддипломной практики, государственной аттестации (сдача итогового междисциплинарного экзамена по специальности и защита дипломной работы).
Филиал - молодой вуз, главной задачей которого является подготовка не просто специалистов, а профессионалов, востребованных на рынке труда. В современных условиях развития рыночных отношений раскрытие потенциала личности студента выступает на первый план. Молодой специалист должен обладать знанием