УДК К 24 (571,54+517,3)
БУДДИЙСКАЯ «ТХАНКА» В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ МОНГОЛОВ И БУРЯТ*
*Исследование выполнено при поддержке РГНФ, грант №14-31-01299а2
© Дашиева Саяна Зэмбэевна, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.
Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8. E-mail: dharmasa-9@mail.ru
Буддийское искусство представляет собой открытое пространство своеобразных духовно-эстетических культур. Каждая из них выражает самобытность мироощущений в их взаимосвязях с духовными достижениями многовековых этнических традиций, что дает возможность постигать искусство как красоту, гармонию, в которой находит свое отражение внутреннее богатство неповторимых национальных культур. В современных условиях буддийская тханка через символы и образы оказывает воздействие на культуру Монголии и Бурятии в целом. Оно является важным средством формирования и развития эстетических вкусов человека, оказывает эмоциональное, познавательное и образовательное воздействие, способствуя становлению духовной культуры. И сегодня именно молодежь включена в процессы, направленные на сохранение и развитие традиционной духовной культуры.
Ключевые слова: буддийское искусство, Монголия, Бурятия, тханка, взаимосвязь культур, канон, иконография.
THE BUDDIST «THANGKA» IN THE CULTURAL HISTORY OF MONGOLS AND BURYATS
Dashieva Sayana Z., Research Assistant, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies SB RAS. 8 Sakhyanovoi St., Ulan-Ude, 670047 Russia. E-mail: dharmasa-9@mail.ru
The Buddhist art painting represents the open space of peculiar spiritual and aesthetic cultures. Each of them expresses the identity of attitudes in their interrelations with spiritual achievements of centuries-old ethnic traditions that gives a chance to comprehend art as a beauty, harmony in which the internal richness of unique national cultures finds its reflection. In modern conditions, the Buddhist thangka painting through symbols and images makes impact on the culture of Mongolia and Buryatia. is understood on a fundamental level and is integrated into the religious perceptions of the cultural identity. It is the important means in formation and development of aesthetic tastes of a person, making emotional, informative and educational impact, promoting formation of spiritual culture. The youth is that core which is included in the processes focused on preservation and development of traditional spiritual culture. Keywords: Buddhist painting, Mongolia, Buryatia, thangka, interrelationship of cultures, canon, iconography.
Культура, как определенная система, влияет на становление духовных качеств молодого поколения. В свою очередь буддийское искусство, как вид религиозного искусства, оказывает положительное воздействие на внутренний мир человека, формирование его мировоззрения. Восприятие произведений религиозного, канонического искусства человеком, в частности молодым поколением, во многом зависит от него самого - насколько он готов читать данный «текст» культуры, насколько обладает способностью понять символы и категории искусства, насколько развит для принятия той или иной культурной информации. Познавательный потенциал искусства воплощает идею Истины как идею интегрирования знания в форме видения духовных ценностей определенного временного периода. Человек способен сделать прыжок через разрыв информации, раскрыть действительность современных и даже будущих явлений. Искусство является коллективной памятью человечества, осуществляет связь поколений разных традиций и стилей. В настоящий момент буддийское искусство Монголии и Бурятии интересует большое число исследователей как отечественных, так и зарубежных. Исследования по буддийской живописи не только интересны сами по себе, но и раскрывают тонкие линии культурных взаимодействий от Индии до Монголии.
В исследованиях по живописи и происхождению художественного канона буддийской живописи Монголии существуют некоторые аспекты, требующие особого внимания. «Тибетское искусство -не творческий процесс, выражающий художника как личность, а воспроизведение ранее существовавших правил, которые уже были ему даны и описаны, вся заслуга такого мастера состоит в акку-
ратности его воспроизведения», - пишет буддолог Д. Туччи [1, с. 290]. Исследования источников по иконометрии в Тибете и Монголии свидетельствуют об отсутствии неизменных правил для изображения божеств буддийского пантеона и в Индии, и в Тибете. Правила изменялись со временем в процессе преобладания той или иной школы и направлений буддизма.
Важным событием в этом процессе становится реформа Дже Цзонхавы, заключающаяся в переоценке индийских первоисточников по теории буддийского искусства и выработке отличительных черт тибетских концепций. Иконография тибетского искусства имела целью привести созерцателя к состоянию сознания вне знаков, цветов, форм, измерений. Кроме того, и процесс создания произведения искусства была «работой» на благую карму, на принципы духовного созерцания, умозрения и сердечного видения, что является ключевым моментом в создании того или иного божественного образа, о чем подробно писал Дже Цзонхава. В его труде «Зерцало, ясно показывающее метрику тела богов, а также изображения Будды» описаны правила иконометрии: «Наставление о пользе изображений» и «Истинные качества дарителя и милостынедателя (то есть заказчика)». Конечно же, базовыми в изучении иконометрии буддийского искусства необходимо считать индийские и тибетские трактаты по теории искусства с учетом черт, передающих специфику монгольского миропонимания и буддизма монголов.
Монгольская буддийская живопись в процессе своей эволюции приобрела специфические этнокультурные характеристики и параметры, связанные с традиционной живописью монгольских народов - «монгол зураг» (монгольская живопись). Б. Б. Барадийн в своих исследованиях говорит о наличие различных школ искусства, опирающихся как на общие для буддийского мира трактаты, так и на специфические - передаваемые устно от учителя к ученику. Дальнейшей стадией развития живописи явились символические приемы усвоения буддийских идей путем разного рода символических положений рук и пальцев, буквенных формул, писаных образов, статуй и чертежей [2, с. 46]. Само искусство (шилпа-видья) в Тибете относилось к разделу «пяти больших наук», который подразделяется на три части: «тело», «речь» и «мысли» [3, с. 93]. Художники и скульпторы, проходившие обучение в монастырях, должны были знать символику божеств буддийского пантеона, философию и литературу по иконометрии. Все известные в настоящее время трактаты по канону буддийской живописи в Монголии и Бурятии - это индийские первоисточники, трактаты тибетских авторов, дополненные и получившие распространения в Монголии и Бурятии. Дошедшие до нас индийские тексты -«Ганчжур» и «Данчжур», «Читралакшана», «Пратимаманалакшана», «Пратима-лакшана» Шарипутры (Тантра Калачакры) и др. И переработанные, так называемые тибетские источники - Агба-Чжалцана (1147-1216), переводчика «Пратималакшаны» Шарипутры на тибетский язык. В его сочинениях о способах живописной работы есть каноны рисунка и способы композиционного построения. Важным разделом в этих трактатах являются схемы и законы пропорции при изготовлении божеств.
И. И. Ломакина пишет: «Проникновение буддизма в Монголию было прогрессивным явлением: он принес дыхание новой культуры и искусства из Индии, Китая, Тибета <...> Вместе с религией с Тибета проникали литература, астрология, медицина и искусство в виде произведений религии -бурханов, символизирующих пантеон буддийских божеств, в Монголии появились иноземные мастера, начавшие изготовление бурханов на месте» [4, с. 6]. Эти сочинения были усвоены, переписаны учеными-монахами. Как правило, они создавались на тибетском языке. Теорию искусства монгольские художники постигали в монастырях Тибета. Бурятские мастера обучались в Тибете и Монголии. Вернувшись, они распространяли буддийское учение и открывали школы иконописи и скульптуры. В практике бурятской танкописи и скульптуры известны были в основном трактаты двух тибетских авторов - Сумба Кханбо и Лобсан Данби Чжалсана. Эти трактаты с переводом на русский язык представлены К. М. Герасимовой и Е. Д. Огневой.
С распространением буддизма на территории Монголии буддийская церковь стала основным очагом культуры и просвещения, о чем можно судить хотя бы по творчеству великого монгольского скульптора XVII в. Г. Дзанабадзара (1635-1724). Он сыграл огромную роль в распространении буддизма в стране, являлся великолепным мастером изобразительного искусства - скульптором, живописцем и архитектором. Исследователь Н. Цултэм пишет: «Творения Дзанабадзара свидетельствуют о хорошем знакомстве их автора с конкретными поучениями о канонах пропорций человеческого тела <. > в частности с древнеиндийскими шастрами Пратималакшаной, Читралакшаной, Самвару-дайя...» [5, с. 3]. Главная заслуга Г. Дзанабадзара как художника состоит в том, что он разработал монгольский вариант буддийских божеств и создал национальную художественную школу. Его творческая жизнь нынче сильно интересует не только монгольских, но и зарубежных ученых. В этой связи хочется отметить, что в последнее время специалисты уделяют огромное внимание искусству
XIX в., периоду расцвета буддийского искусства. Например, Н. Цултэм в своих книгах «Краткий обзор о становлении монгольской национальной живописи» (1987), «Декоративно-прикладное искусство Монголии» (1987), «Живопись Монголии» (1986), «Скульптура Монголии» (1988) и др. стремится выявить основные тенденции буддийского искусства и его влияние на монгольское изобразительное искусство. Крупным теоретиком искусства среди монгольских лам XIX в. был Агван Лобсан Хайдуба. Монгольские иконометрические изыскания продолжили традицию индийско-тибетских. В буддийском искусстве «существовала концепция красоты чисто интеллектуальной, гармонии, которая сегодня может быть понята только при условии весьма бережного проникновения в менталитет и чувственное восприятие той эпохи» [6, с. 19, 181].
Буддийские тексты, в том числе и «живые» тексты эстетического «поля» культуры, предусматривали диалог с человеком, ориентированный на то или иное воздействие на него. Буддийский пантеон - это четко обозначенная иерархическая система, восходящая от божеств низшего ранга к высшему, то есть каждое божество относится к определенной категории. Эта категория имеет свой комплекс качественных и количественных признаков или свою меру (размеры и форма тела, лица, глаз, бровей, носа, рта). Мастера могли трактовать эти формы и размеры, исходя из собственных познаний в каноническом искусстве и национальных особенностей региона, где творили «школы». Это давало возможность создавать произведения в более свободной от канонов манере.
В процессе своего социального существования буддийское искусство влияет на нравственно-эстетические вкусы членов общества при личностном восприятии. Таким образом, сущность буддийского искусства проявляется в специфике его мотивов. Оно призвано воспроизводить яркие, воздействующие на эмоции танка (иконы) или образы. Через эти образы и символы познается мир, который воспроизводится в такой специфической форме, как образ, которому присущи свои особые черты: индивидуальность, эмоциональность, стиль и др. В буддийской живописи, как и в других видах религиозного искусства, выражены глубокие философские мысли о человеческой жизни и смерти, страданиях и терпении.
В период социалистического строительства буддийские исследования были практически свернуты. Возрождение приходится на 1990-е гг. Лама Г. Пурэвбат (р. 1960.) в 1993 г. создает Институт монгольского буддийского искусства, а в 1996 г. - Центр культуры и монгольского традиционного искусства. Г. Пурэвбатом создано свыше трех тысяч художественных работ и написаны фундаментальные монографии по теории монгольского искусства. На основе древних трактатов им были разработаны авторские иконометрические схемы: от образов животных и до архитектурных композиций. Вышли в свет книги о теории и практическом исполнении танка, о геометрических пропорциях деталей в Монгольском буддизме и т.д. [7, с. 19]. Монголия, являясь страной с многолетней историей развития буддизма, создала уникальную буддийскую культуру. И хотя философия и святыни буддизма везде одинаковы, в связи с национальными особенностями и образом передачи буддийского знания каждой культуре и народу свойственна своя специфика религиозного искусства.
Бурятской буддийской живописи потребовалось довольно длительное время для освоения канонов, их творческого осмысления на почве национальных изобразительных традиций. Только во второй половине XVIII в. начала создаваться бурятская танкопись. Буддийская живопись Бурятии хронологически делится на три периода: классический (XVIII - начало XIX в.); переходный (начало второй половины XIX в.); поздний (конец XIX - первая треть XX в.) [8, с. 39-40]. Последнее десятилетие Х!Х в. в буддийском искусстве Бурятии отмечено тем, что в это время появляется первая бурятская профессиональная школа деревянной скульптуры - школа оронгойских мастеров знаменитого ламы-художника С.-Ц. Цыбикова (1877-1934). В данной школе был выработан единый стиль, свои «секреты» мастерства, различные техники, изобретены особые виды клеев и растворителей.
ХК-ХХ в. - период расцвета бурятского буддийского искусства, начавшийся с копирования тибетских, монгольских образцов. К началу ХХ в. создаются оригинальные творения, отражающие классическую бурятскую танкопись. Это благородство цвета, фресковый характер, простота и лаконичность композиции, множество «мирных» божеств (Будда Шакьямуни, Авалокитешвара, Белая Тара, Зеленая Тара и др.), а также «гневные» формы (Падан Лхамо, Чойжал). Тем не менее, глубокие национальные корни и территориальная удаленность позволили бурятским художникам сохранить своеобразие духовного миропонимания, которое после небольшого перерыва, в конце 50-х гг. ХХ в., начинает вновь проявляться, отражая мотивы ушедшей культуры. Поздняя бурятская икона в своих лучших образцах выделяется высокой пластичностью рисунка, выразительностью линий и цвета, динамичностью [9, с. 95-98]. К концу XIX - началу ХХ вв. при бурятских дацанах открываются художественные центры-мастерские, где сохраняются общие художественные традиции танкописания.
Наиболее крупные центры существовали при Гусиноозерском, Цонгольском, Цугольском, Эгитуй-ском, Агинском, Анинском, Янгажинском дацанах. Также это мастера-иконописцы бурятской буддийской танка хоринских дацанов - Н. Цыремпилон, Е.-Н. Дамбийн, Д. Гэндэн, Б. Аригунэ и др., агинских дацанов - О. Будаев, селенгинских дацанов - Б. Будаев, Л. Самбу и др.
Середина XX в. характеризуется созданием масштабных, практических каталогов и указателей, определителей буддийского искусства (Локеш Чандра, А. А. Терентьев) и углублением частных тем (исследования по эволюции буддийского искусства, символике ступы, искусству танка и пр.). С 1990-х гг. возрастает число изданий, посвященных коллекциям буддийской живописи и скульптуры, а также публикаций, связанных с особенностями национального стиля различных школ буддийского искусства (Ц.-Б. Б. Бадмажапов, A. Л. Баркова, Ю. И. Елихина и др.). Бурятская танка позднего периода отличается блестящей техникой, ее колорит становится все более декоративным. Живопись этого времени характеризуется многообразие стилей, образов, сюжетов, широким внедрением китайской благопожелательной символики. С начала 2000-х гг. по настоящее время целенаправленно развивают некогда прерванные традиции.
Итак, буддийская танка на протяжении длительного времени тесно переплеталась с местными традициями и обычаями, оказывая при этом влияние на уникальность бурятской и монгольской культуры. Представления о космосе и человеке, иносказательная система буддизма сочетались в буддийской традиции с исконными местными представлениями, религиозно-философскими системами и учениями. Все это сформировало уникальный тип традиционного канонического искусства, ставшего преимущественной формой выражения духовных идей и религиозных образов.
В современных условиях буддийское искусство через символику и образы оказывает воздействие на культуру Монголии и Бурятии. Буддийское искусство (живопись-танка, скульптура) является важным средством формирования и развития эстетических вкусов человека, оказывающих эмоциональное, познавательное и образовательное воздействие, способствующих становлению духовной культуры. Сегодня молодое поколение целенаправленно развивает некогда прерванные традиции. Придерживаясь аксиологического взгляда и принимая во внимание тот факт, что духовность в различных культурах проявляется по-разному, можно предположить, что ценностно-смысловая сфера молодежи Монголии и Бурятии будет иметь отличную структуру, в зависимости от жизненного пространства. Молодежь создает социокультурную реальность, которая отвечает запросам времени. Она, как самая динамичная единица общества, носительница новых идей и обладательница права на будущее, расширяет возможности творческой самореализации социума.
Литература
1. Tucci G. The Tibetan painted scrolls. - Roma, 1949.
2. Барадийн Б. Б. Путешествие в Лавран. - СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 190S.
3. Герасимова К. М. Тибетский канон пропорций // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. - М.: Наука, 1973.
4. Ломакина И. И. Изобразительное искусство социалистической Монголии. - Улан-Батор, 1970.
5. Цултэм Н. Выдающийся монгольский скульптор Г. Дзанабадзар. - Улан-Батор: Госиздательство, 19S2.
6. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. - М.: Азбука-классика, 2004. - С.19, 1S1.
7. Purevbat Stupas of Greater Mongolia: theory and practice. - Ulaanbaatar: MIBA, 2005.
S. Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье. - М., 200S. - С.492-497.
9. Иофан М., Цыбыктарова С. Художник из Могсохона // Знание сила. - 1990. - №21. - С.95-99.
10. Абаева Л. Л. Буддийский Канон в векторе развития и трансформации этнокультурной истории монгольских народов // Власть. - 2015. - №3. - С.52-56.
References
1. Tucci G. The Tibetan Painted Scrolls. Roma, 1949.
2. Baradiin B. B. Puteshestvie vLavran [Travel to Lavran]. St Petersburg: M. M. Stasyulevich's Printing, 190S.
3. Gerasimova K. M. Tibetskii kanon proportsii [Tibetan Canon of Proportions]. Problema kanona v drevnem i srednevekovom iskusstve Azii i Afriki - The Problem of Canon in the Ancient and Medieval Arts of Asia and Africa. Moscow: Nauka Publ., 1973.
4. Lomakina I. I. Izobrazitel'noe iskusstvo sotsialisticheskoiMongolii [Arts of Socialist Mongolia]. Ulaanbaatar,
1970.
5. Tsultem N. Vydayushchiisya mongol'skii skul'ptor G. Dzanabadzar [Outstanding Mongolian Sculptor G. Zanabazar]. Ulaanbaatar, 19S2.
6. Eco U. Art and Beauty in the Middle Ages. Yale University Press, 2002.
7. Purevbat Stupas of Greater Mongolia: theory and practice. Ulaanbaatar: MIBA, 2005.
1SS
8. Zemlya Vadzhrapani. Buddizm v Zabaikal'e [Vajrapani Land. Buddhism in Transbaikal Region]. Moscow, 2008. Pp. 492-497.
9. Iofan M., Tsybyktarova S. Khudozhnik iz Mogsokhona [A Painter from Mogsohon]. Znanie sila - Knowledge is a Power. 1990. No. 21. Pp. 95-99.
10. Abaeva L. L. Buddiiskii Kanon v vektore razvitiya i transformatsii etnokul'turnoi istorii mongol'skikh naro-dov [Buddhist Canon in the Vector of Development and Transformation of the Mongolian Peoples Ethnic and Cultural History]. Vlast' - Authority. 2015. No. 3. Pp. 52-56.