политические Еремина Наталья Валерьевна
науки БРИКС В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ...
УДК 327.7
БРИКС В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ БЕЗОПАСНОСТИ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
© 2017
Еремина Наталья Валерьевна, доктор политических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет (1993034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д.7-9, email: [email protected])
Аннотация. Обеспечение безопасности становится определяющей задачей современного государства. Однако для ее решения необходимо взаимодействие стран, включающее обмен информацией, выработку общих позиций и подходов по ключевым вопросам. Наиболее эффективно это возможно достичь в рамках межгосударственного союза, участие в котором обеспечивает взаимное доверие всех участников. БРИКС стал новым активным международным игроком, способным оказывать положительное влияние на решение проблемы безопасности на разных уровнях. Его деятельность подтверждает на практике теоретические подходы о приоритетной роли союзов и интеграционных групп в обеспечении международной стабильности. Предмет статьи - БРИКС как новый фактор безопасности и международной стабильности, который обладает рядом инструментов для решения комплексных задач. Будучи одним из крупнейших межгосударственных союзов, выстраивая финансовое, экономическое, торговое, политическое, военное, техническое и прочее взаимодействие между странами-членами, БРИКС становится значимой на международной арене организацией. Выводы статьи состоят в том, что государства-участники БРИКС развивают сотрудничество в военной, политической, информационной, экономической сферах, создавая для этого множество организационных форматов. Это позволяет говорить о формировании устойчивых связей взаимодействия между странами, что является стабилизирующим фактором в развитии международных отношений.
Ключевые слова: БРИКС, международная и региональная безопасность, государство, межгосударственный союз, международное общество, экономическое и торговое взаимодействие, совместные военные учения, интеграционные процессы.
BRICS AND SECURITY ISSUES: COMMON ASPECTS
© 2017
Eremina Natalia Valerievna, Doctor of Political Science, Associate Professor of the European studies department Saint Petersburg State University (199034, Russia, Saint Petersburg, Universitetskaya embankment, 7-9, email: [email protected])
Abstract. Security issues are of high importance for a present-day state. It is necessary to exchange information between states, to elaborate common approaches for the key problems. It is possible to achieve within interstate organizations which provides consensus between the participants. BRICS has become a new active international actor which is able to provide security at several levels. Its activities support at practice the theoretical idea of priority of international unions for international stability. The subject of the article is BRICS as a new factor of security and international stability, which has a number of instruments to solve complex tasks. Being one the largest international unions, developing financial, economic, trade, political, war, technical and etc. interrelations between the participants, BRICS is becoming a significant organization on the world arena. The conclusions of the article are that BRICS member-states develop cooperation in different spheres, creating lots of organizational formats. It allows to speak of firm interconnections between the states which is important as a stabilizing factor in international relations.
Keywords: BRICS, international and regional security, state, interstate union, international society, economic and trade cooperation, common army exercises, integration processes.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема безопасности, решить которую возможно только с учетом ее многоаспектного характера и с опорой на разные ресурсы, не только военно-политические, в настоящее время значительно актуализирована. Очевидно, что в одиночку государства не способны решить проблему безопасности, что требует поиска согласия, доверия и компромисса между участниками международных отношений. По этой причине важно провести анализ роли БРИКС как нового успешного игрока на международной арене, обладающего разнообразными инструментами для решения задач безопасности.
БРИКС, состоящий из активно развивающихся стран в лице России, Китая, Индии, Бразилии и Южной Африки, представляет собой международную организацию нового типа, которая, во-первых, ставит перед собой глобальные задачи, а во-вторых, признает, что все они могут быть реализованы через призму безопасности. Поэтому в рамках саммитов БРИКС широко распространены обсуждения вопросов об энергетической безопасности, о продовольственной безопасности, о сотрудничестве в сфере информационной безопасности и обмене информационными технологиями, о безопасности в финансово-экономической сфере. Подобный подход позволяет данной организации позиционировать себя как нового международного игрока, усилия которого направлены на стабилизацию международной ситуации. В свое время Б. Бузан и О. Вевер показали, что межгосударственные союзы, внутри которых государства разделяют общие представления о безопасности,
становятся доминантами международных отношений в рамках комплексов безопасности [1, р.40-45]. Поэтому БРИКС - уникальное образование, так как три крупнейших его участника находятся в Евразии, но при этом страны, входящие в него, расположены на разных континентах. Это делает БРИКС международной организацией, способной предлагать не только национальную, региональную, но и глобальную повестку безопасности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. Согласно последним теоретическим разработкам в области безопасности, миропорядок поддерживается в большей степени благодаря так называемому международному обществу, участники которого взаимно признают друг друга, а благодаря этому признанию возможно выявить общие интересы и задачи безопасности, притом, что, собственно, само взаимное признание является профилактикой проблем безопасности [2; 3; 4]. Исследователей, занимающихся вопросами безопасности, как правило, интересует два аспекта: инструменты реализации задач безопасности, а также сами угрозы. Так, согласно подходам Б. Бузана и О. Вевера, которые разделяет большой круг ученых, современные угрозы безопасности весьма значительны, начиная от экологических и заканчивая террористическими, вопрос заключается лишь в характере их оценки на разных уровнях. Однако в настоящее время к выявлению угроз причаст-но международное сообщество и международные организации, а не только государство, что в целом означает нарастание общей напряженности [1; 5]. При этом нельзя не отметить конфликт между позициями государства
393
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3(20)
Еремина Наталья Валерьевна political
БРИКС В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ... sciences
и международного сообщества в отношении того, что считать угрозой, а также способов борьбы с ней. Тем не менее, в современной научной литературе отстаивается идея, что именно мировое сообщество, международные союзы, интеграционные группы способны влиять на безопасность, как в государствах, так и в регионах, и на глобальном уровне [6-9].
Формирование цели статьи. Союз всегда строится на основании общих представлений о безопасности, историческом опыте и ценностях. Мы видим, что в рамках БРИКС странами-участницами заявлены общие задачи и общее видение безопасности. В БРИКС уже достигнуто взаимное признание государств и подтверждена необходимость совместной работы для поддержания мира. У стран есть общие задачи в области безопасности: выработка коллективного понимания международной безопасности, укрепление координирующей роли ООН и борьба с международными угрозами (среди важнейших задач названы борьба с международным терроризмом, обеспечение информационной безопасности, противодействие морскому пиратству и нелегальной миграции). Основой для реализации этих задач был заявлен механизм постоянного диалога. Такой механизм предполагает регулярные встречи высоких представителей, курирующих вопросы национальной безопасности; экспертные консультации по узловым комплексным вопросам международной безопасности [10, с. 48-51]. В декларациях саммитов, проходивших в г. Санья (Китай) в 2011 г., в Нью-Дели (Индия) в 2012 г., в Дурбане (ЮАР) в 2013 г., в Уфе (2015 г.) было заявлено о поддержании международной безопасности и противодействии милитаризации существующих конфликтов [11].
Не менее важно и то обстоятельство, что БРИКС представляет 45% населения всей планеты, доля стран-участниц во внешней торговле составляет около 17% от всего международного товарооборота, а совокупный ВВП по паритету покупательной способности составляет 20 трлн. долл. (25% мирового ВВП) [12].
Если рассматривать БРИКС как комплекс безопасности, то очевидно, что он представляет собой новую конструкцию, так как состоит из взаимно признанных нескольких центров силы. Участники БРИКС являются последовательными в поддержании идеи государственного суверенитета. Более того, государства БРИКС продемонстрировали способность к партнерским отношениям.
Исходя из указанных положений, цель статьи состоит в том, чтобы определить, каким образом БРИКС способен решать задачи безопасности на разных уровнях.
Безопасность для всех стран БРИКС является ключевым вопросом, так как она позволяет развивать торговое и экономическое партнерство, создаёт основы для партнерских взаимодействий. Каковы же инструменты для реализации задач безопасности, которые доступны БРИКС?
Во-первых, у данной организации уже есть надежные финансовые основания для устойчивого развития - Новый банк развития и пул условных валютных резервов. На регулярной основе собирается Деловой совет БРИКС и разнообразные форумы, включая парламентский форум или форум регионов стран БРИКС, советы профильных министров и т.п. Признание вопросов безопасности также можно видеть благодаря встрече Высоких представителей БРИКС, занимающихся вопросами безопасности, а также в формировании рабочей группы БРИКС по противодействию терроризму 14 сентября 2016 г. в Нью-Дели. БРИКС способен в целом позитивно влиять на сферу безопасности. Так, в Москве 26 мая состоялось как раз заседание представителей БРИКС о проблемах безопасности, в частности, обсуждались вопросы терроризма. Это необходимые организационные шаги в совместной антитеррористической деятельности стран БРИКС.
Во-вторых, хотя в настоящее время пока не 394
таны именно четко действующие механизмы совместной работы в области безопасности, многое направлено на то, чтобы сформировать иные правила международной игры, в которой голос партнера и конкурента будет услышан. Совместная позиция позволяет БРИКС противостоять в той или иной степени давлению международных финансовых структур. Кроме того, благодаря своим позициям, страны БРиКС могут предложить себя в качестве партнёров для новых развивающихся государств, способствуя стабилизации ситуации в различных частях земного шара.
В-третьих, многое сейчас в развитии группы БРИКС зависит от Китая, который обладает наибольшими финансовыми возможностями. Поэтому китайский подход в сфере безопасности является пока что определяющим. Однако на этом пути Китай становится альтернативной американскому доминированию в своем регионе, что с течением времени будет повышать значимость вопросов безопасности, в том числе и для национальной и региональной повестки отдельных стран БРИКС. При этом для России сейчас вопрос безопасности уже признан ключевым. В этом отношении страны могут найти общий подход, так как стакиваются с угрозами безопасности постоянно.
В-четвертых, развивается и военно-техническое сотрудничество между странами БРИКС, но здесь в большей степени работают двусторонние взаимодействия. Например, Россия в рамках двусторонних соглашений сотрудничает в данной сфере с Индией и Китаем. Задачей на ближайшую перспективу может стать налаживание контактов по линии обороны, в рамках оборонно-промышленных комплексов, совместных разработках и учениях, по крайней мере, на двусторонней основе со всеми участниками БРИКС. В настоящее время Россия и Китай обладают самым мощным военно-техническим комплексом. Индия стремится к наращиванию сотрудничества с Россией и совместным разработкам, так как самостоятельно не покрывает собственным производством всех потребностей в вооружениях. При этом Индия и ЮАР сотрудничают в этой сфере и с британскими партнерами, что повышает здесь риски России и Китая в сотрудничестве с ними. Бразилия в настоящее время также стремится к усилению оборонного потенциала страны, активно ищет партнеров, среди которых выступают европейские государства, в частности Франция.
Таким образом, хотя, с одной стороны, можно говорить о явных диспропорциях в военно-техническом потенциале стран БРИКС, тем не менее, есть общие задачи, которые могут быть выполнены совместно. Кроме того, БРИКС способен решать глобальные задачи безопасности, ведь по численности армий он превосходит США и ЕС, при этом у стран-членов постоянно растут военные расходы [13, р. 17-19]. Кроме того, Россия и Китай находятся на втором и третьем местах по экспорту оружия в мире, уступая только США [13, р. 20-21]. Также на повестке стоят задачи развития сотрудничества в области авиации, освоения космоса, строительства военных судов, систем ПВО и кибербезопасности. Традиционными стали совместные учения России с Китаем и Индией.
В-пятых, в рамках БРИКС осуществляется межрегиональное взаимодействие, а разные материки связываются меж собою разнообразными нитями сотрудничества. Эффективно страны БРИКС действуют в рамках саммитов в20, стремясь влиять на неоднозначный процесс глобализации. Кроме того, многое сейчас зависит от сотрудничества между странами БРИКС в области свободной торговли и в финансовой сфере. И здесь есть достижения, начиная от упрощения процедур торгового и визового взаимодействия до создания зон свободной торговли. Тем не менее, все еще необходимо интенсифицировать взаимное инвестирование.
В-шестых, уже есть примеры позитивного сотрудничества в области комплексных решений безопасности. В качестве примера следует привести взаимодействие в
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3(20)
политические науки
Еремина Наталья Валерьевна БРИКС В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ...
сфере информационных технологий. Первое заседание, посвященное данному вопросу, состоялось в Москве в октябре 2015 г. А 11 ноября 20l6 г. в Бангалоре прошла вторая встреча министров телекоммуникаций и информационных технологий стран БРИКС. Третье мероприятие было организовано в Китае 27-28 июля 2017 г. Данные встречи можно рассматривать как реализацию инициатив России в области безопасности, закрепленных в Уфимской декларации (седьмой саммит в Уфе в 2015 г. как раз в основном был нацелен на вопросы безопасности).
По итогам встреч принимались совместные декларации и программы развития информационных технологий и коммуникаций. В принятых документах указано, что проблемы безопасности носят глобальный характер. Это означает необходимость совместного ответа на угрозы, выработанного на основе диалога и партнёрства, признании многополярности мира, что важно для обеспечения солидарности. Здесь же подчеркивается универсальная роль ООН по поддержанию международного мира и безопасности. Важная идея состоит в том, что никакое государство не имеет право решать проблему своей безопасности за счет других государств. Помимо этого, страны БРИКС отметили, что важно связать работу организации с усилиями других стран и союзов, прежде всего, с Шанхайской организацией сотрудничества и Организацией Договора о коллективной безопасности [14].
Помимо этого страны БРИКС указывают на недопустимость избирательного подхода в борьбе с терроризмом, осуждают военные интервенции и санкции как инструмент давления. Страны БРИКС указали, что эти вопросы остаются центральными в повестке дня, и поддержали идею Индии провести в 2018 г. конференцию, посвященную «вопросам укрепления международной решимости противодействовать вызову формирования связки между терроризмом и оружием массового уничтожения» [14].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, БРИКС в настоящее время сосредотачивается на таких проблемах как: поддержание международной безопасности и сохранение межгосударственного диалога, определение стратегических целей в этом отношении, достижение совместной координации стран-членов в понимании конфликтов, обмен информацией, развитие военно-технического сотрудничества. По-прежнему актуальной задачей остается согласование общих позиций стран БРИКС и по международной проблематике. Страны БРИКС, однако, сделали ряд важных организационных шагов к тому, чтобы заявить о себе как об организации, нацеленной на поддержание международной безопасности. И очевидно, что в этом отношении значимость БРИКС будет быстро расти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Buzan B., Wsver O. Regions and powers. The structure of international security. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
2. Iftode C. The concept of world society in international relations // E-International Relations. 2017. May 9. Режим доступа: http://www.e-ir.info/2017/05/09/the-concept-of-world-society-in-international-relations (дата обращения: 21.08.2017)
3. Dunne T. The English School // International Relations Theory: Discipline and Diversity. Oxford, 2013. pp. 133-142.
4. Bull H. The Anarchical Society: A Study of Order in World Politics. Columbia: Columbia University Press, 2002.
5. Knudsen O. F. Post-Copenhagen Security Studies: Desecuritizing Securitization // Security Dialogue. 2001. Vol. 32. N 3. PP. 355-368.
6. Linklater R. Civilizations and international society // System, society and the world: exploring the English School of International Relations. Bristol: e-International relations,
2013. P.25-28.
7. Weinert M.S. World Society as Humankind// System, society and the world: exploring the English School of International Relations. Bristol: e-International relations, 2013. P.54-57.
8. Keating T. Pluralism and International Society // System, society and the world: exploring the English School of International Relations. Bristol: e-International relations, 2013. P.58-61.
9. Bellamy A.J., McDonald M. Securing international society: towards an English school discourse of security // Australian Journal of political science. 2004. Vol.39. Issue 2. PP.307-330.
10. Еремина Н.В. Формирование пространства безопасности БРИКС: подходы английской школы международных отношений // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2016. № 4 (16). С. 48-51.
11. Дейч Т. БРИКС как новый игрок в сфере международной безопасности // РСМД. 2013. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2811#top-content (дата обращения: 17.05.2017).
12. Бухарин В.В. О БРИКС. Режим доступа: http://spa. msu.ru/page_303.html (дата обращения: 15.02.2017).
13. SIPRI YEARBOOK 2016. Summary. Режим доступа: https://www.sipri.org/sites/default/files/YB16-Summary-ENG.pdf (дата обращения: 19.08.2017)
14. Declaration of the 3rd BRICS Communications Ministers' meeting. Режим доступа: http://www.indiancon-sulate.org.cn/pdf/Declaration%20of%203rd%20BRICS%20 Communications%20Ministers'%20Meeting.pdf (дата обращения: 19.08.2017)
Данная публикация подготовлена в рамках исследовательского проекта СПбГУ (шифр ИАС 17.37.226.2016)
Статья поступила в редакцию 28.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3(20)
395