УДК 659.3 ББК 65.291.3
БРЕНДИНГ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР НА ПОЧТОВЫХ МАРКАХ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И
НОВАЦИИ
НАГОРНАЯМ.С., ШЕВЦОВА В.В. ОУВО ЮУУиЭ, Челябинск, Россия e-mail: marya.nagornaya@mail.ru, 24_vichka98@mail.ru
Аннотация
В статье рассматривается преемственность и новации дизайна почтовых марок олимпийской тематики путем сравнения ГЗПО, посвященных двум отечественным спортивным мега-событиям -летней олимпиаде-80 в Москве и зимней олимпиаде-2014 в Сочи.
Ключевые слова: олимпиада, почтовая марка, дизайн, брендинг.
Актуальность. Почтовая марка - не только государственный знак почтовой оплаты (ГЗПО), официальная государственная ценная бумага, но и объект культуры, исторический источник, являющийся носителем как изобразительной, так и письменной информации о важных событиях в жизни государства, общества, исторических объектах, видах местности, явлениях природы и т.д.
Ежегодно через почту России проходит около 116,8 млн. простой и заказной письменной корреспонденции, 3,9 млн. шт. посылок и бандеролей, 1,7 млн. шт. письменной корреспонденции с объявленной ценностью [3], на которых присутствует ГЗПО (государственный знак почтовой оплаты) -почтовые марки. Кроме того, благодаря многомиллионному тиражированию почтовая марка является важным инструментом брендинга.
Одним из видов тематического коллекционирования является олимпийская филателия, темой которого являются олимпийские игры - важнейшее событие не только для государства, организующего их, но и для всего мирового сообщества. Международные спортивные соревнования позволяют не только повысить политический и экономический статус страны - хозяйки олимпийских игр, но и способствуют социально-экономическому и культурному развитию конкретного региона.
Почтовые марки с олимпийской и паралимпийской символикой, а также портретами атлетов и изображениями спортивных соревнований привлекают как профессиональных филателистов, так и всех,
кто не равнодушен к миру спорта. Большое число туристов, посещающих то или иное спортивное мероприятие, считают доброй традицией отправить открытку или письмо прямо из города проведения такого значительного события.
Особенно широко представлена в отечественной и мировой филателии московская летняя олимпиада 1980 года. Этому событию были посвящены многочисленные памятные, юбилейные и почтово-благотворительные марки, почтовые блоки, которые начали выпускать еще в 1976 году - за 4 года до олимпиады-80. Организационный комитет игр и министерство связи СССР утвердили план выпуска, который состоял из 73 почтовых марок и 6 почтовых блоков: 3 марки и 1 почтовый блок в серии "Олимпийская символика", 40 марок и 5 почтовых блоков с изображением олимпийских видов спорта, 30 марок серии "Туризм под знаком олимпийских колец" [1].
Рис. 1. Марки из серии "Олимпийская символика"
Советские дизайнеры органично вписали в изображение самых популярных марок международные эмблемы - факел, кольца, беговые дорожки, устремляясь в вверх, они образуют архитектурный силуэт, который
венчает пятиконечная звезда - символ Советского Союза. Автор данных ГЗПО -художник: Литвинов Н.
Рис. 2. Марки с изображением олимпийских видов спорта.
Наиболее популярным изображением не только на отечественных, но и на зарубежных спортивных марках являются фигуры атлетов, позиционирующих различные виды спорта, в данном случае летних олимпийских видов спорта - спринтерский бег, бег с барьерами,
спортивная ходьба, прыжки в высоту, прыжки в длину, перекладина, упражнения на бревне, разновысокие брусья, вольные упражнения и т.п. Серии были созданы Литвиновым Н. в едином ключе: почти скульптурные фигуры атлетов белого и золотого цвета на густом и сочном фоне, подчеркивающем их сходство с барельефами.
Рис. 3. Марки из серии "Туризм под знаком олимпийских колец"
Все марки серии "Туризм под знаком олимпийских колец" были рублевого номинала с дополнительным 50-копеечным сбором в фонд оргкомитета игр. В создании этих марок принимала участие большая группа художников, они были выполнены в технике глубокой печати в сочетании с металлографией.
Страна - хозяйка олимпиады всегда старается позиционировать свои наиболее яркие достижения, памятники культуры, природы и т.п. СССР представил на изображениях Ташкент, Самарканд, Тбилиси (скульптура), Тбилиси (крепость), Ереван (крепость), Ереван (театр). Художник Шаров Л. постарался представить памятные места
многонационального государства.
Тему Московской олимпиады при выпуске почтовых марок поддержали и многие зарубежные страны, такие как: Венгрия, Румыния, Болгария, ГДР, Алжир, Монголия, Экваториальная Гвинея, Андорра, Монако, Заир, Нигерия, Польша и другие страны.
Проанализировав работу художников и дизайнеров, мы видим, что в большинстве своем зарубежные авторы продолжают отдавать дань символам игр и стилизованным представителям различных видов летнего спорта, изображения не достаточно четкие, многие детали не прорисовываются, яркий фон марок привлекает внимание, позволяя выделить изображенных спортсменов, которые смотрятся более спокойными и собранными.
За более чем 30 лет дизайн и полиграфия шагнули далеко вперед. XXII олимпийские и XI паралимпийские зимние игры 2014 года в Сочи стали наиболее значимым событием начала XXI столетия для России и мирового спорта. Программа по выпуску марок для олимпиады в Сочи 2014 стартовала в России в 2011 году. Именно тогда была выпущена и презентована первая марка олимпиады 2014 (почтовый блок) с наименованием "ХХП олимпийские зимние игры".
Рис. 4. Почтовые марки зарубежных стран - Алжир, Заир, Нигерия
Рис. 5 - Почтовые марки зарубежных стран Андора, Монако, Монголия
гдр,
Рис. 6. Почтовые марки зарубежных стран - Венгрия
Рис. 7. Почтовые марки зарубежных стран - Польша
Рис. 8. Почтовые марки зарубежных стран - Румыния
Рис. 9. Почтовые марки зарубежных стран - Гвинея
Рис. 10. Почтовые марки зарубежных стран - Болгария
олимпиады, знакомить с архитектурными памятниками нашей страны.
Рис. 11. Марка "XXII олимпийские зимние игры". Художник: Шушлебина О.
После этого были напечатаны и выпущены марки серий - "XXII олимпийские зимние игры в Сочи. Туризм на Черноморском побережье России" и "XXII олимпийские зимние игры в Сочи. Зимние олимпийские виды спорта". Общий тираж выпущенных марок только в 2011 году составил более 10 млн. экземпляров, в 2012 - более 12 млн. экземпляров [2].
Почтовые марки в России издает АО "Марка"[1], насчитывающее свою историю с 1857 года. При кураторстве Министерства Российской Федерации по связи и информатизации "Марка" занимается и изданием, и распространением марок, при участии дилеров. Существует тематический план выпуска марок, который АО "Марка" с помощью Московской печатной фабрики "Гознака"[2] претворяет в жизнь. Каждый тематический план АО "Марка" старается делать разнообразным, чтобы филателисты разных направлений могли найти в нем интересующие их темы. Достаточно часто АО "Марка" выпускает марки совместно с другими зарубежными странами. На сегодняшний день с организацией сотрудничают более 923 дизайнеров и художников, которые приняли активное участие в разработке дизайна почтовых марок по олимпийской тематике.
Популярным изображением по-прежнему остаются фигуры спортсменов, но мы видим, что прогресс не стоит на месте, техника производства стала качественнее, смотря на марки можно подумать, что они сделаны из серебра. Обращает внимание и то, что надпись на марках представлена в основном на международном - английском языке, что является ориентиром не только на отечественного потребителя, но и на иностранных граждан.
Сходство выпускаемых марок двух олимпиад состоит в том, что они были призваны пропагандировать культурную программу
Л& 25 Р.
^ ^25 я sochi.ru Х01Ц009 •;■• ; 25 Н
V 2511 " ^25 Р.
Рис. 12. Марки "XXII олимпийские зимние игры в Сочи. Зимние олимпийские виды спорта"
Рис. 13. Марки с изображением архитектурных памятников страны, олимпиады 1980 и Сочи 2014 года
Рис. 14. Марки "XXII олимпийские зимние игры в Сочи. Туризм на Черноморском побережье России"
Марки и почтовые блоки, посвященные олимпиадам 1980 года и 2014 года, выпускали многие страны, с изображением тех видов спорта, в котором они участвовали.
Важным, на наш взгляд стало, что на марках представлено не только изображение достопримечательности, но и предложено его описание, что, на наш взгляд, несомненно, больше привлекает внимание, несет информацию, повышает имидж России в целом и региона, в частности.
Рис. 16. Марки "Легенды спорта"
Особенность марок олимпиады Сочи 2014 заключается в том, что они стали самыми мультиязычными, за всю историю олимпийского движения. Марки вышли на шести иностранных языках- в рекордном количестве за всю историю олимпийского движения, т.е., если олимпиада-80 подчеркивала именно национальное начало, то Сочи-2014 -интернациональное.
Также были выпущены марки, посвященные основателям олимпийских и паралимпийских игр и знаменитым олимпийским чемпионам советского спорта, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю мирового спорта.
Тему выпуска почтовых марок олимпиады в Сочи2014года поддержали и государства постсоветского пространства: Украина, Беларусь, Азербайджан, Эстония, Латвия, Литва и другие (рис. 17, 18); и зарубежные страны: Новая Гвинея, Нигер, Лихтенштейн, Ямайка, Норвегия, Монако, Польша и другие (рис. 19, 20, 21).
Рис. 15. Марки из серии "XXII олимпийские зимние игры в Сочи. Туризм на Черноморском побережье России" представлены на 6 языках
Рис. 17. Марки Украины, Эстонии, Латвии, Литвы
Рис. 18 - Марки Азербайджана, Беларуси
Рис. 19. Марки Новая Гвинеи, Лихтенштейна
принести удачу спортсменам и накалить праздничную атмосферу". Чаще всего олимпийский талисман изображается в виде животного, наиболее популярного в стране, принимающей спортсменов, или в виде анимированного выдуманного существа. На олимпиаде в Москве 1980 года талисманом был всем известный олимпийский мишка, а на олимпиаде Сочи 2014 года талисманами главных спортивных событий стали: Леопард, Белый мишка и Зайка, а также талисманами паралимпийских играх стали фантастические герои - Лучик и Снежинка.
Рис. 20. Марки Нигера, Польши, Монако
По сравнению с марками, выпущенными в 80 году XX столетия, современные марки стали более привлекательными, яркими,
выделяющими важные элементы к примеру: форму изображенного спортсмена, выражение его лица, на котором прочитываются эмоции. Каждое государство на ГЗПО старается отразить именно те виды спорта, которые наиболее развиты и популярны в данной стране, например, Украина представила свою сильнейшую команду - биатлонистов, Монако представило свой популярный вид спорта -бобслей, а вот Лихтенштейн выпустил марки с художественно оформленными полями, на которых перечислены все 22 города, принимавшие у себя зимние олимпийские игры.
Также необходимо упомянуть о талисманах двух олимпиад, ведь миссия олимпийского талисмана - " отразить дух страны-хозяйки игр,
Рис. 21. Марки Ямайки, Норвегии
Рис. 22. Марки талисманов летней олимпиады 1980 года и XXII олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр 2014 года
Таким образом, мы видим, что почтовые марки к олимпиаде 1980 года были выполнены в технике глубокой печати в сочетании с металлографией, при печати использовались базовые варианты подборки цветовой гаммы, т.е. происходило ограничение в цвете, люди изображались схематично, было нечеткое
выражение силуэта. За 30 с лишним лет техника печати марок и прорисовка изображений художниками и дизайнерами стала более прогрессивна; марки 2014 года отличаются от марок 1980 года большим тематическим разнообразием и высоким качеством рисунка и печати. При изготовлении почтовых марок применяется большой спектр современных технологических разработок, в том числе способ термографии, с помощью которого достигается рельефное изображение, металлографскую печать с использованием специальных, в том числе металлизированных красок,
избирательное и сплошное лакирование глянцевым УФ-лаком, тиснение фольгой и конгревное тиснение марок (полиграфический способ создания рельефно-выпуклого изображения путем локального сжатия материала) [4].
При создании марок олимпиады Сочи 2014 года художники вдохновлялись опытом и достижениями предыдущих поколений. Они не перечёркивали прошлое, а плавно развивали самобытную визуальную историю московской олимпиады с учетом современных взглядов. Стилистика марок олимпиады 1980 года, их изумительная пластика и эмоциональность - вот те объединяющие символы прошлого, которые
понятны и легки для восприятия большинству россиян.
В заключении можно сказать, что почтовые марки - это востребованный продукт не только на внутренней, но и на международной арене, особенно если ее выпуск посвящен значимому событию страны выпускающий марку. Это дает возможность отразить информацию,
способствующую повысить имидж этой страны, вызвать интерес к историческим, культурным, спортивным и другим событиям. Одним из таких событий и являются олимпийские игры, они всегда приковывают внимание людей со всех концов планеты с различными интересами, планами, идеями и прогнозами, оставляют яркий след в истории как российской, так и мировой филателии.
В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 в России, мы считаем необходимым уделить внимание изданию почтовых марок с данной тематикой, основной рекомендацией для художников и дизайнеров, по нашему мнению, является необходимым выпуск
персонализированных марок, что повысит узнаваемость спортсменов, популяризирует данный вид спорта и улучшит имидж регионов -родины спортсменов и Российской Федерации в целом.
Список литературы
1. Акционерное общество "Марка" // [Электронный ресурс] / URL: http://rusmarka.ru/about.aspx. Дата обращения: 15.09.2017 г.
2. Почта России // [Электронный ресурс] / URL: https://www.pochta.ru/. Дата обращения: 12.09.2017 г.
3. "ГОЗНАК" акционерное общество // [Электронный ресурс] / URL: http://goznak.ru/products/28/. Дата обращения: 21.09.2017 г.
4. Союз Филателистов России // [Электронный ресурс] / URL: http://sfr-rus.ru/. Дата обращения: 26.09.2017 г.
BRANDING OF OLYMPIC GAMES ON POSTAGE STAMPS: CONTINUITY AND INNOVATION
NAGORNAYAM.S., SHEVTSOVA V.V. EI HE SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: marya.nagornaya@mail.ru, 24__vichka98@mail.ru
Abstract
The article examines the continuity and innovation of the design of Olympic stamps by comparing the, GZPO dedicated to two national sports mega events - the Summer 0lympics-80 in Moscow and the Winter Olympic Games-2014 in Sochi.
Keywords: Olympics, postage stamp, design, branding.