БРЕНДИНГ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.П. Жерноклева, магистрант
Брянский государственный инженерно-технологический университет (Россия, г. Брянск)
Аннотация. В данной статье затрагиваются такие вопросы, как инвестиционная политика органов власти Брянской области, проведен анализ объема инвестиций в основной капитал, объема иностранных инвестиций в Брянской области, выявлена недостаточная привлекательность для иностранных инвесторов региона, рассмотрены активные страны-инвесторы Брянской области, дано понятие «брендинг территории». В статье предложено применить брендинг как фактор повышения инвестиционной привлекательности Брянской области на основе развития экотуризма в регионе.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционная политика, иностранные инвестиции, брендинг территории, экотуризм.
Стабильное и эффективное развитие регионов России должно обеспечиваться опережающими темпами роста производительности труда и, следовательно, достаточным объемом капиталовложений. В современных российских условиях одной из наиболее актуальных проблем является поиск новых подходов и методов роста инвестиций в экономику регионов, которые позволяют обеспечить экономическое развитие территорий.
Повышение инвестиционной привлекательности и приток дополнительных капиталовложений в экономику большинства российских регионов по-прежнему ограничены из-за хронического недостатка финансовых ресурсов у значительной части товаропроизводителей и низкой платежеспособности населения, нарушения воспроизводственных процессов.
В связи с этим усиливается актуальность и важность теоретического, методологического и научно-практического обоснования разработки и реализации на-
правлений повышения инвестиционной привлекательности регионов на основе выявления приоритетных направлений их развития с целью достижения экономической устойчивости и роста регионов, повышения благосостояния населения [2].
Целью инвестиционной политики органов власти Брянской области, в лице Правительства, является создание условий для увеличения объема инвестиций и модернизации промышленного, сельскохозяйственного и лесного комплексов, для совершенствования условий труда и развития социальной сферы региона.
Основным макроэкономическим показателем является валовой региональный продукт в расчете на душу населения, который на конец 2014 года составляет 203740 рублей.
Рост ВРП за 2004-2014 гг. положительно сказался на инвестиционной динамике. Инвестиции в основной капитал за 20042014 гг. возросли почти в 10 раз, о чем свидетельствуют данные рисунка 1.
8GGGG
7GGGG
^ 6GGGG
g 5GGGG
4GGGG
ai
I 3GGGG
w
С 2GGGG 1GGGG
бб825,4
6G864,3
48б17
25298
21G1G,2 h ™ 849б=9 124б1,7 _ ■ ■
■ i I I I I
i-1-1-1-1-1-г
2б857
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Период, годы
Рис. 1. Объем инвестиций в основной капитал в 2004-2014 гг., млн. руб.
Несмотря на рост инвестиций в основной капитал, их объем не соответствует существующим потребностям региона. Объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя Брянской области ниже уровня ЦФО и средне российского показателя, о чем свидетельствуют данные рисунка 2.
По показателю инвестиций на душу населения Брянская область занимает 63 место в России [9].
120000
1GGGGG
б
ур 8GGGG ,ь
2 6GGGG та
ок 4GGGG
Одним из важнейших направлений инвестиционной деятельности Брянской области является привлечение иностранных инвестиций, так как именно прямые капиталовложения в производство, могут стать одним из ведущих факторов подъема хозяйства региона. Объем поступления иностранных инвестиций в 2004-2013 гг. в экономику Брянской области представлен на рисунке 3.
2GGGG G
5G14
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Период, годы
■Брянская область
ЦФО
РФ
Рис. 2. Объем инвестиций на душу населения, руб.
G
Рис. 3. Объем иностранных инвестиций в Брянской области в 2004-2013 гг.,
тыс. дол. США
л
о
д
100000 80000 60000
с
ы
^ <
те С 40000 а
к
о По
20000 0
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Период, годы
Низкая инвестиционная привлекательность объясняется тем, что при реализации инвестиционных проектов большая часть инвесторов и предпринимателей сталкивается с трудностями при выделении земельных участков, доступе к инженерной инфраструктуре и т.д. В связи с этим инвесторам приходится уходить в соседние регионы, где данные проблемы легче решить или вообще избежать их.
Активными странами инвесторами в 2010-2014 гг. были: Беларусь, Германия, Кипр, Чешская республика, Молдова. При этом около 95% объема иностранных инвестиций поступило в городские округа Брянск и Клинцы, а также Трубческий район Брянской области.
Главная причина отставания Брянской области от других субъектов Центрального федерального округа - низкая инновационная активность. При этом целесообразно увеличить инвестиции в научные исследования и разработки.
Брэндинг территорий представляет собой один из типов маркетинговых технологий, направленных на создание брэнда и управление им. Основные маркетинговые цели брэндинга включают в себя: создание, усиление, позиционирование, обновление и изменение стадии развития брэнда, его расширение и углубление.
Успешный бренд является сильным фактором, оказывающим влияние на социальные, экономические и культурные процессы и способствующим их развитию. Подобно компаниям и продуктам, страны,
города и отдельные регионы также обладают свойственными именно им особенностями. Брендинг местности измеряет эти особенности, оценивая их сильные и слабые стороны, и привлекательные характеристики [4].
Кроме всего, бренд региона является важным элементом обеспечения социальной стабильности. Это достигается за счет того, что бренд повышает уровень самооценки местных жителей, делая их проживание более комфортным и менее конфликтным. У каждого региона есть свои собственные предпосылки формирования бренда, которые в той или иной степени отличают его от других городов.
В целях повышения инвестиционной привлекательности Брянской области необходимо определить отрасли экономики региона, которые менее всего активны в инвестиционном плане с целью их дальнейшего развития.
Сравнение инвестиционной активности отраслей экономики Брянской области представлено на рисунке 4, на основе которого можно сделать вывод о том, что наибольшей инвестиционной активности достигли такие отрасли, как лесопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс, а так же машиностроение и сфера услуг. В этих отраслях Брянской области доля инвестиций за последние 5 лет больше, чем в среднем по России. Наименьшей инвестиционной активности достигла отрасль туризма.
Наиболее инвестиционно-активные отрасли
о си
70 60 50 40 30 20 10 о ■ 10 ■ 20 -30
■ 40 -50
■ 60 -70 ■ 80
• Строительство
Транспорт ° ЛПК ф ф Ф Машиностроение ф АПК Металлург ия • Услуги
ТЭК • Финансы Ф Торговля Химпром
4 Образование и наука
• Туризм • • • Первичный сектор Вторичный сектор Третичный сектор
S ' пз
X
X
ci
12
13
-1 01 2345678Э10 11 Относительная доля в общих инвестициях в ОК* за 5 лет**
Рис. 4. Сравнение инвестиционной активности отраслей экономики Брянской области
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для повышения инвестиционной привлекательности Брянской области необходимо развивать наименее инвестиционно активные отрасли, то есть туризм.
В основном, туристы приезжают в Брянскую область с целью знакомства с историческим и культурным наследием, то есть архитектурными памятниками, зданиями, деревянными домами и т.д.
В качестве мероприятий по развитию туризма в Брянской области с целью повышения ее инвестиционной привлекательности можно предложить развитие экологического туризма на базе юго-восточных муниципальных образований, к числу которых можно отнести Суземский, Трубчевский, Севский и другие районы.
Инвестиционные проекты в сфере туризма помогут решить проблему увеличения инвестиционной активности на территории Брянской области, что приведет к привлечению дополнительных инвестиций.
Таким образом, развитие экотуризма в Брянской области представляет собой совокупность мероприятий, включающих все направления для полноценно сформи-
рованного инвестиционного климата, который обеспечит стабильный приток инвестиций в регион. Развитие туризма даст синергетический эффект для развития социально-экономической сферы Брянской области, так как одновременно с этим улучшатся показатели сферы общественного питания, гостиничного бизнеса, увеличится число малых предприятий и т.д. [8].
Повышение инвестиционной привлекательности Брянской области, путем развития экотуризма, может оказаться малоэффективными для привлечения инвестиций без маркетинга инвестиционной привлекательности туристической сферы и самостоятельного поиска инвесторов для реализации крупных инвестиционных проектов.
Формирование представлений о Брянской области как регионе, благоприятном для экотуризма, формирование маркетинговой стратегии продвижения на рынках, в том числе региональном, российском, международном, предполагает:
- формирование единого информационного пространства экотуризма: создание и наполнение сайта;
- разработка и реализация рекламных и информационных акций и кампаний по внутреннему туризму, что предполагает издание путеводителей, каталогов, плакатов, буклетов, карт и т.д. о маршрутах туризма, возможностях Брянской области, проведение рекламы для туристических операторов и средств массовой информации;
- презентация туристических возможностей Брянской области, как на региональном, так и на российском и международном уровнях;
- разработка образа региона как объекта экотуризма;
- интеграция маршрутов экотуризма в образовательную деятельность Брянкой области и программы летнего отдыха детей и молодежи (использование туристических маршрутов для углубления знаний по следующим дисциплинам: география, экология, природоведение и т.д.);
- участие в российских и международных конкурсах в соответствии с разработанным образом региона, что приведет к более высоким позициям с учетом рассмотренных мероприятий;
- проведение встреч, круглых столов и других мероприятий с работниками туристических фирм;
- создание условий для разработки межрегиональных туристических продуктов (например, сотрудничество с Курской и Орловской областями).
В основном туристы пребывают на территории районов 1-2 дня, наблюдается большое количество семейных туристов, уровень доходов которых определяется как средний, имеющих возможность пользоваться личным транспортом. Большой удельный вес составляют туристы, совершающие активные туры.
В результате анализа динамики туристических прибытий, видно, что с каждым годом количество туристов увеличивается (табл. 1). Из таблицы можно сделать вывод о том, что в 2014 году количество туристических прибытий составило 1479 чел., по сравнению с 2013 годом увеличилось на 7,8%. Среди отдыхающих преобладают жители Брянской области, в основном Су-земского муниципального района и города Брянска.
С увеличением количества туристов, соответственно увеличивается объем платных услуг в 2014 году составил 2532 тыс. руб., по сравнению с 2013 годом увеличилось на 18,2%. В туристской сфере на данный момент работает 22 человека, среднемесячная заработная плата составляет 9356 рублей.
Таблица 1. Показатели развития туристской сферы в юго-восточных районах Брянской области
Индикатор 2012 год 2013 год 2014 год Динамика
2013 к 2012 г. 2014 г. к 2013 году
Количество туристических прибытий, человек 1224 1372 1479 112,1 107,8
Объем платных услуг, оказанных туристам, тыс. рублей 1836 2142 2532 116,7 118,2
Количество занятых в сфере туризма, человек 22 23 22 104,5 95,7
Среднемесячная заработная плата, рублей 7382 8273 9356 112,1 113,1
С увеличением туристов, увеличивается количество мест для размещения туристов. Среднегодовая загрузка составляет приблизительно 40%. В основном это частные домики и 1 муниципальная гостиница. Ос-
новным видом собственности является частная. Также местное население оказывает услуги по размещению туристов в своих домах в летний период, малая часть круглогодично.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в Брянской области при наличии достаточного природного потенциала наблюдается слабое развитие отрас-
ли туризма. Потенциал не используется реально.
Анализ сильных и слабых сторон эко-туризма Брянской области представлен в таблице 2.
Таблица 2. Анализ сильных и слабых сторон экотуризма Брянской области
Факторы влияния на развитие экотуризма Брянской области
Позитивное (сильные позиции) Негативное (слабые позиции)
Многообразие ресурсов природного и исторического наследия: заповедник федерального значения, особо охраняемые природные территории, памятники архитектуры, археологии и т.д. Недостаточный уровень известности территории в качестве интересного и привлекательного региона для туристов.
Наличие брендообразующих объектов, например, экологический бренд «Брянский лес». Не совсем благоприятные природно-климатические условия.
Удобное расположение в приграничной зоне, что позволит продвигать экологические туристические маршруты на международный уровень. Низкий уровень предпринимательской активности населения, который отрицательно сказывается на развитии отрасли туризма за счет местных ресурсов и возможностей, а не бюджетных средств.
Привлекательность практически нетронутых природных ландшафтов. Большая численность насекомых, которые могут быть переносчиками болезней.
Наличие хорошо развитой дорожной инфраструктуры. Отсутствие специализированного органа управления туризмом в регионе.
Наличие в муниципальных образованиях учреждений культуры, которые могут стать координаторами и проводниками туристской деятельности Низкий уровень развития гостиничного хозяйства
Развитие экотуризма в Брянской области играет большую роль и в связи с тем, что в условиях сокращения доходов бюджета, регион не имеет возможности выделять дополнительные средства, которые нужны для сохранения исторического наследия [7].
Таким образом, на основе анализа сильных и слабых сторон экотуризма Брянской области, можно сделать вывод о том, что на базе туристических ресурсов можно развивать предпринимательство в регионе, в том числе привлекая ресурсы населения, создавая новые рабочие места.
Развитие туризма в регионах является очень важной и самостоятельной в боль-
Библиографический список
1. Абыкаев H.A. Инвестиционный потенциал и экономический рост: учеб. пособие / Н. Абыкаев // Экономист. - 2010. - № 6. - С. 58-66.
2. Быкова О.Н. Инновационно-инвестиционная стратегия развития регионов: учеб. пособие / О.Н. Быкова, В.Р. Смирнова, В.М. Аушев. - М.: РГИИС, 2012. - 342 с.
3. Калмыкова Е. Место кредитной кооперации в региональной системе привлечения инвестиций в малый бизнес / Е. Калмыкова // материалы науч. конф. / Питер. СПб, 2011. С. 100-108.
4 Карасева С.А. Управление инвестициями в субъекте федерации / С.А. Карасева,
шинстве стран отраслью экономики. Совокупное решение проблем, связанных с развитием туризма, требует ресурсов, в том числе материальных, интеллектуальных, финансовых. Также необходимо выстраивать совокупность отношений партнерства с органами власти и управления, туристическими фирмами, инвесторами, населением и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одним из направлений повышения инвестиционной привлекательности Брянской области является развитие эко-туризма на ее территории.
К.С. Кирова // НаукаПарк. 2014. - №5(25). - С. 67-72.
5. Кирюшкин Р. Выявление предпринимательских рисков в современных условиях хозяйствования Р. Кирюшкин // материалы науч. конф. / Питер. СПб, 2012. С. 139-142.
6. Ковалева И.В. Методология и методика оценки инвестиционной деятельности и инвестиционной привлекательности / И.В. Ковалева // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2014. - №2. - С. 101-106.
7. Кожевина О.В. Механизмы повышения инвестиционной привлекательности региона в условиях кризиса / О.В. Кожевина // Экономика. - 2012. №2. С. 96-97.
8. Правительство Брянской области: [Электронный ресурс]. Брянск, 2000-2015. URL: http://www.bryanskobl.ru
9. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Брянской области: [Электронный ресурс]. Брянск, 2004-2015. URL: http://www.bryansk.gks.ru.
BRANDING AS A FACTOR INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS
OF THE BRYANSK REGION
NP Zhernokleva, graduate student
Bryansk state engineering and technological university
(Russia, Bryansk)
Abstract. This article addresses such issues as investment policy of the authorities of the Bryansk region, the analysis of the volume of investment in fixed capital volume of foreign investments in the Bryansk region, identified the lack of attraction for foreign investors in the region, are considered active countries-investors in the Bryansk region, given the concept of "territorial branding". The article suggests to use branding as a factor increasing the investment attractiveness of the Bryansk region on the basis of the development of ecotourism in the region.
Keywords: investment attractiveness, investment policy, foreign investment, branding areas, ecotourism.