Научная статья на тему 'БОЖЕСТВЕННАЯ КРАСОТА В ТВОРЕНИЯХ СВТ. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО В СВЯЗИ С ЕГО УЧЕНИЕМ О БОГОПОЗНАНИИ'

БОЖЕСТВЕННАЯ КРАСОТА В ТВОРЕНИЯХ СВТ. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО В СВЯЗИ С ЕГО УЧЕНИЕМ О БОГОПОЗНАНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
259
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОСЛОВСКАЯ ЭСТЕТИКА / БОГОСЛОВИЕ КРАСОТЫ / СВТ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ / НРАВСТВЕННОБОГОСЛОВСКАЯ КАТЕГОРИЯ КРАСОТЫ / КРАСОТА В ВОСТОЧНОЙ ПАТРИСТИКЕ / ЭСТЕТИКА / БОЖЕСТВЕННАЯ КРАСОТА / ВОСТОЧНАЯ ПАТРИСТИКА / ВЕЛИКИЕ КАППАДОКИЙЦЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Овчаренко Артем Владимирович

Начиная с XVIII в. вопрос красоты находился в единоправном ведении эстетики. С 1960-х гг. наряду с эстетическим берет начало богословский дискурс о красоте, получивший название «богословская эстетика». Актуальной задачей православной богословской эстетики сегодня является осмысление места красоты в Священном Предании и, в частности, в восточной патристике. В статье рассматривается понятие Божественной красоты в текстах свт. Василия Великого, выдающегося представителя восточной патристики. На основе разбора конкретных контекстов выдвигается два тезиса. Во-первых, понятие Божественной красоты в текстах святителя не имеет ничего общего с эстетически прекрасным, но, напротив, вытекает из его богословия. Во-вторых, Божественная красота отождествляется с познаваемым в Боге, то есть с Божественными энергиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVINE BEAUTY IN THE TEXTS OF ST. BASIL THE GREAT IN CONNECTION WITH HIS TEACHING ON THE KNOWLEDGE OF GOD

Starting from the 18th century, the question of beauty was in the sole jurisdiction of aesthetics. Since the 1960s, along with the aesthetic discourse, a theological discourse on beauty, called “theological aesthetics”, originates. An urgent task of Orthodox theological aesthetics today is to comprehend the place of beauty in Holy Tradition and, in particular, in Eastern patristics. The article deals with the concept of divine beauty in the texts of St. Basil the Great, an outstanding representative of Eastern patristics. Based on the analysis of specific contexts, two theses are put forward. First, the concept of divine beauty in the texts of the saint has nothing to do with the aesthetically beautiful, but, on the contrary, follows from his theology. Second, divine beauty is identified with the knowable in God, that is, with the divine energies

Текст научной работы на тему «БОЖЕСТВЕННАЯ КРАСОТА В ТВОРЕНИЯХ СВТ. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО В СВЯЗИ С ЕГО УЧЕНИЕМ О БОГОПОЗНАНИИ»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 2 2022

Диакон Артемий Овчаренко

Божественная красота в творениях свт. Василия Великого в связи с его учением о богопознании

УДК 271-9"03"-284+111.852 DOI 10.47132/1814-5574_2022_2_14

Аннотация: Начиная с XVIII в. вопрос красоты находился в единоправном ведении эстетики. С 1960-х гг. наряду с эстетическим берет начало богословский дискурс о красоте, получивший название «богословская эстетика». Актуальной задачей православной богословской эстетики сегодня является осмысление места красоты в Священном Предании и, в частности, в восточной патристике. В статье рассматривается понятие Божественной красоты в текстах свт. Василия Великого, выдающегося представителя восточной патристики. На основе разбора конкретных контекстов выдвигается два тезиса. Во-первых, понятие Божественной красоты в текстах святителя не имеет ничего общего с эстетически прекрасным, но, напротив, вытекает из его богословия. Во-вторых, Божественная красота отождествляется с познаваемым в Боге, то есть с Божественными энергиями.

Ключевые слова: богословская эстетика, богословие красоты, свт. Василий Великий, нравственно-богословская категория красоты, красота в восточной патристике, эстетика, Божественная красота, восточная патристика, великие каппадокийцы.

Об авторе: Диакон Артем Владимирович Овчаренко

Магистр богословия, аспирант Общецерковной аспирантуры им. святых Кирилла и Мефодия.

E-mail: ovchaart@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5031-4778

Для цитирования: Овчаренко А., диак. Божественная красота в творениях свт. Василия Великого в связи с его учением о богопознании // Христианское чтение. 2022. № 2. С. 14-24.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 2 2022

Deacon Artemyi Ovcharenko

Divine Beauty in the Texts of St. Basil the Great in Connection with his Teaching on the Knowledge of God

UDK 271-9"03"-284+111.852 DOI 10.47132/1814-5574_2022_2_14

Abstract: Starting from the 18th century, the question of beauty was in the sole jurisdiction of aesthetics. Since the 1960s, along with the aesthetic discourse, a theological discourse on beauty, called "theological aesthetics", originates. An urgent task of Orthodox theological aesthetics today is to comprehend the place of beauty in Holy Tradition and, in particular, in Eastern patristics. The article deals with the concept of divine beauty in the texts of St. Basil the Great, an outstanding representative of Eastern patristics. Based on the analysis of specific contexts, two theses are put forward. First, the concept of divine beauty in the texts of the saint has nothing to do with the aesthetically beautiful, but, on the contrary, follows from his theology. Second, divine beauty is identified with the knowable in God, that is, with the divine energies.

Keywords: theological Aesthetics, theology of beauty, St. Basil the Great, moral and theological category of beauty, beauty in Eastern patristics, aesthetics, divine beauty, Eastern patristics, great Cappadocians.

About the author: Deacon Artem Vladimirovich Ovcharenko

Master of Theology, Graduate Student at Sts. Cyril and Methodius Institute for Postgraduate Studies (Moscow).

E-mail: ovchaart@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5031-4778

For citation: Ovcharenko A., deacon. Divine Beauty in the Texts of St. Basil the Great in Connection with his Teaching on the Knowledge of God. Khristianskoye Chteniye, 2022, no. 2, pp. 14-24.

Долгое время монополия на разработку вопроса красоты принадлежала эстетике. Узкоэстетический подход к вопросу красоты ограничивается чувственно воспринимаемой красотой в искусстве. В 60-х гг. ХХ в. возникает новый для эпохи модерна подход к красоте, приверженцы которого сознательно обращаются к широкому понятию красоты, помимо эстетически прекрасного учитывающему нравственную и Божественную красоту. На Западе этот подход впервые был реализован католическим теологом Г.У. фон Бальтазаром [Бальтазар, 2019, 2020; Balthasar, 1962; Balthasar, 1965a; Balthasar, 1965b; Balthasar, 1967; Balthasar, 1969]. Вслед за ним свои богословские эссе красоте посвятили некоторые другие католические [Navone, 1996; Forte, 1999; Radaelli, 2010] и православные [Евдокимов, 2006; Харт, 2010; Давыдов, 2020] авторы. К настоящему моменту можно констатировать появление богословской эстетики — нового направления, которое с богословских позиций осмысляет вопросы, традиционно относимые к ведению эстетики. Среди последних числится как один из главнейших и вопрос красоты.

Перед богословской эстетикой с самого ее появления встала актуальная задача реконструкции с богословских позиций идей о красоте у христианских авторов Средневековья. Если красота действительно имеет не только эстетическое, но еще и богословское измерение, то, очевидно, на повестку дня выходит осмысление нравственно-богословской проблематики красоты в христианской богословской традиции. К этой важнейшей работе впервые обращается уже сам основатель богословской эстетики, однако в своей выборке авторов христианского Средневековья основное внимание он уделяет западным теологам, из авторов восточной патристики остановившись на одном св. Дионисии Ареопагите [Бальтазар, 2020]. Последующие за Бальтазаром западные авторы, в целом, поддерживают этот посыл — фокусироваться, главным образом, на мыслителях западной традиции. Из восточных отцов до сих пор западные авторы уделяли внимание все тому же св. Ареопагиту [Bender, 2010; Sammon, 2013], а также отчасти свт. Григорию Нисскому [Харт, 2010]. Таким образом, реконструкция богословия красоты в восточной патристике только начинается1.

В этой связи актуальной задачей является реконструкция богословия красоты у выдающегося представителя восточной патристики свт. Василия Великого. В силу того идейного влияния, какое он, как признано в науке, имел на остальных каппа-докийцев [Quasten, 1986], уяснение его идей о красоте является важнейшим звеном в осмыслении места красоты в Священном Предании в целом.

К настоящему моменту вопрос красоты у св. Василия уже обсуждался, однако не с богословских, а с эстетических позиций [Courtonne, 1934; AyyeÄ^g, 2004]. Обращаясь к понятию прекрасного у великого каппадокийца, исследователи имели в виду описать совокупность его идей о красоте, исходя не из его богословской доктрины, а из той категории прекрасного, которое к ХХ в. выработала эстетика. Это отразилось, в частности, на том, что при анализе прекрасного у свт. Василия фокус внимания был сосредоточен главным образом на красоте чувственно воспринимаемого предмета. Оба исследователя, впрочем, пришли к справедливым выводам, отметив богословский характер дискурса красоты у свт. Василия. Так, Куртонн, ограничивая свой анализ исключительно «Беседами на Шестоднев», верно подмечает, что, с одной стороны, у святителя отсутствует цельная эстетическая теория прекрасного, но, с другой стороны, у него присутствует, по выражению исследователя, «божественный смысл красоты», который сводится к телеологическому смыслу: объекты природы прекрасны потому, что соответствуют цели Творца о них в контексте творения в целом [Courtonne, 1934, 133-134]. Ангелис также приходит к выводу о том, что у свт. Василия красота чувственного предмета имеет телеологический смысл. По сравнению

1 В отечественной эстетике к материалу восточной патристики на предмет реконструкции эстетических идей, в том числе идей, связанных с прекрасным, обращался В. В. Бычков [Бычков, 1991, 1995, 2015]. Однако в дисциплинарном плане он представляет именно эстетику, что накладывает отпечаток и на его исследовательские задачи, и на его подход, и на получаемые выводы. При всей важности этой работы для задач эстетики она не может заменить собственно богословской реконструкции категории красоты в патристике.

с Куртонном он, однако, делает существенный шаг вперед, правильно указывая на связь понятия красоты у святителя с нравственно-аскетическим учением и сотерио-логией, хотя и не ставя перед собой задачу полноценной реконструкции этой связи [Ауу^г|?, 2004].

При всей важности полученных исследователями данных эти результаты нельзя считать завершением разговора о красоте у великого каппадокийца. Многочисленные контексты в корпусе творений свт. Василия содержат понятие Божественной красоты. Уже это наблюдение общего характера заставляет высказать предположение о том, что представления святителя о красоте целесообразно связывать с его богословием и выводить из него. Более перспективным представляется начинать реконструкцию категории красоты в его произведениях с богословских позиций, а не с позиций эстетики.

Следует учитывать ту информацию, которая в полной мере не может быть отражена в рамках настоящей статьи. Во-первых, термины коЛ^од («красота») и коЛоу («прекрасное») святитель использует в многочисленных контекстах. В большинстве из них понятие красоты связано с богословием или аскетикой. Нигде свт. Василий не резюмирует свое понимание красоты, не предлагает конечной дефиниции. Во-вторых, оба термина в отдельных контекстах выражают не одно и то же понятие красоты, но различные понятия. Термин «красота» покрывает широкий семантический спектр — от тех или иных предметов материального мира до Божественной красоты. Более корректно говорить не о понятии красоты, а о категории красоты, которая охватывает различные понятия.

В данной статье из всего множества контекстов предлагается остановиться на небольшой выборке, где святитель использует понятие красоты по отношению к Богу, иными словами, говорит о Божественной красоте.

В беседе 15 «О вере» святитель, характеризуя Божественную природу (фиоад), использует ряд понятий, среди которых содержится и понятие красоты2:

Помысли Божественную природу: неподвижную, всегда тождественную самой себе, неизменяемую, бесстрастную, простую, без какой-либо сложности или разделения, — помысли этот неприступный Свет, эту неизреченную Силу, необозримую Мощь, сверкающую Славу, вожделенную Благость, неотразимую Красоту, которая, хотя неистово схватывает пораженную душу, все же не может быть по достоинству выражена словом3.

(1)

В данном отрывке обращает на себя внимание специфическая семантика термина «красота». Если все прочие характеристики Божественной природы можно назвать отвлеченно-теоретическими4, то понятие красоты, хотя также описывает Бога, имплицитно подразумевает и воспринимающего эту красоту человека. Выражение «неотразимая Красота», которая «неистово схватывает пораженную душу», подразумевает кого-то, на кого красота оказывает впечатление, в ком продуцирует переживания. Святитель не просто сравнивает Бога с чем-то таким из повседневного человеческого опыта, что можно назвать прекрасным. Он фактически формирует сцену, в которой фигурирует два участника: некто («душа») воспринимает Бога и при этом испытывает определенные переживания.

Если попытаться разложить данную сцену на атомы смысла, можно выделить несколько параметров, которые ее формируют: {1} 'Божественная красота', {2а} 'созерцатель', {2Ь} 'орган созерцания' («душа»), {3} 'внутреннее состояние' (которое созерцатель испытывает в связи с восприятием Божественной красоты).

2 Здесь и далее перевод авторский.

3 evvór]CTov Tr]v 0eíav 9úctiv • ECTTtóaav, arpenrov, ávaXXoíwrov, ána0^, ánX^v, áaúv0£Tov, áSiaípexov, фй^ árcpóaiTov, Súva^iv ^aTov, цеуебо^ ánepiópiaTov, Só^av rrcepaaTpárcTouaav, áya0ÓTr]Ta erci0u^r]Tr]v, каХХо^ á^^avov, стфоЗрм^ ^ev t^ T£Tpw^évr]<; Ka0artTó^evov, Xóyw Se 5r|A.a>0^vai npo^ á^íav áSúvaTov (Hom. 15:1; PG, t. 31, col. 465C).

4 За исключением выражения «вожделенная Благость». Поскольку благость «вожделенна», то, очевидно, подразумевается некто, кто ее вожделеет.

Подобную функцию понятие красоты выполняет и в следующей цитате:

Счастливая Природа, щедрая Благость, многожеланная Красота, которую ,„) любят все причастные к разуму, Начало сущих, Источник жизни, ум-

ственный Свет, неприступная Мудрость, — вот Кто «сотворил в начале небо и землю»5.

Как можно видеть, понятие красоты также относится к Божественной природе. Собственно, термин «красота» использован здесь в качестве одного из имен Бога (наряду с терминами «благость», «начало», «источник», «свет» и «мудрость»). Как и во фрагменте (1), в этой цитате понятие красоты также отличается тем, что помещается в сцену, в которой выявляются те же самые параметры. Помимо {1} 'Божественной красоты' здесь присутствует {2а} 'созерцатель' («все причастные к разуму») и, неявно, {2Ь} 'орган созерцания' («разум»). Кроме того, здесь также отмечено {3} 'внутреннее состояние' созерцателя: любовь и сильное страстное желание, поскольку Божественная красота описывается выражениями «та, которую любят» (ауют^тоу) и «та, которую сильно вожделеют» (яо^ияоЭптоу).

Описание в (1) — (2) сцены, в которую помещается понятие красоты, позволяет сделать вывод, что Божественная красота каким-то образом воспринимается созерцателем. Однако свт. Василий здесь не уточняет характер этой перцепции. Следующая цитата добавляет и этот параметр:

(3)

«Твоей зрелостью», т.е. при исполнении времен, и «Твоей красотой», т.е. созерцаемым и умопостигаемым Божеством6.

Эти слова святитель высказывает при толковании заключительной части стиха Пс 44:47. Цитата относится к христологии. Красота Иисуса Христа отождествляется с «Божеством» (0eóTn?). Данный термин в христологическом контексте указывает на Божественную природу во Христе [Lampe, 1961, 637-638]. Стало быть, здесь снова речь ведется о красоте Божественной природы. Свт. Василий заявляет, что эта красота воспринимается оптически (9еырптг|) и постигается умом (vo^TÍ). Хотя в этом фрагменте эксплицитно не фигурирует {2a} 'созерцатель', пассивные причастия позволяют его здесь предполагать. Кроме того, пассивное причастие позволяет сделать вывод, что параметром {2b} 'орган созерцания' здесь выступает ум (voü?). Содержащуюся в данном тексте мысль можно было бы выразить и так: красота Иисуса Христа — это Его Божественная природа, которую некто созерцает и постигает. Таким образом, данная цитата содержит параметры {1}, {2a} и {2b}, но не содержит {3} 'внутреннее состояние созерцателя'. Вместо него здесь присутствует {4} 'оптическое восприятие' Божественной красоты.

В следующей цитате к выявленным параметрам сцены, в которую свт. Василий помещает понятие Божественной красоты, добавляется еще один:

Но красота истинная и самая вожделенная, которая открыта к созерца-(4) нию лишь тому, кто уже очистил свой ум, — эта красота относится к Боже-

ственной и блаженной природе8.

5 Н цакарСа фистц, ] ^0ovo? áya0óTr|?, то áyanr]TÓv rcaai toi? Xóyou цет£1Хг]ф0а1, то rcoXurcó0r]Tov ráXXo?, ] ápx] twv ovtwv, ] лг|уг] тл? ^Л?, то voepóv фй?, ] árcpóaiTov стофСа, огто? «£ло1г]стеу ev ápx^ TÓv oúpavóv Kai t]v y^v» (Hom. in Hex. 1:2; Basilio di Cesarea, 1990, 12).

6 Tfl ¿>paióTr|TÍ стои, ToUTEGTiv, ev тф яХг|р0>цат1 twv Kaipwv • Kai тф KáXXei стог, тд 0ewpr]Tfl Kai vor)T^' 0£óTr]Ti (Hom. in Ps. 44:5; PG, t. 29, 400C).

7 nepí^tóCTai t]v po^aíav стои eni TÓv ^r|póv стои SuvaTE тд ¿paiÓTr]TÍ стои Kai тф KáXXei стои. В русском Синодальном переводе: «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею».

8 ráXXo? 5е áXr]0ivóv, Kai £paстцlФтaтov, ^óvw тф TÓv vorv K£Ka0ap^évw 0ewpr]TÓv, tó nepi t]v 0eíav Kai ^aKapíav фист^ (Hom. in Ps. 29:5; PG, t. 31, col. 317B).

Как можно видеть, тут фигурируют выявленные ранее параметры. На месте параметра {1} 'Божественная красота' здесь снова красота Божественной природы. Параметры {2а} 'созерцатель' и {2Ь} 'орган созерцания' здесь отражены выражением «тот, кто уже очистил свой ум». Параметр {3} 'внутреннее состояние' созерцателя передается эпитетом красоты «самая вожделенная» (ераацьытатс^), что означает, что созерцатель пребывает в состоянии пылкой любви по отношению к Божественной красоте. Параметр {4} 'оптическое восприятие' здесь также налицо. Кроме того, данная цитата содержит еще один важный параметр {5} 'нравственное изменение'. Выражение «тот, кто уже очистил свой ум» предполагает, что созерцатель достиг оптического восприятия Божественной красоты в результате определенного внутреннего изменения; восприятие Божественной красоты есть плод внутренней работы, которую созерцатель предварительно осуществил.

В письме 150 свт. Василий использует выражение «красота славы Божьей»:

Кроме того, очистить око души, чтобы, когда отнято, словно слизь, всякое помрачение из-за невежества, стать способным воззреть на красоту славы Божьей, — это я считаю делом, требующим немалого труда, а также приносящим немалую пользу9.

На месте параметра {1} 'Божественная красота' здесь фигурирует выражение «красота Божьей славы», по поводу которой пока нет положительной ясности, следует ли его отождествлять с понятием красоты Божественной природы, которое было выявлено выше в (1) — (4). На месте {2а} 'созерцателя' здесь свт. Василий ставит самого себя. Хотя конкретно из фрагмента (5) это еще не следует, из общего содержания письма явствует, что святитель говорит о самом себе. В качестве {2Ь} 'органа созерцания' фигурирует выражение «око души». Параметры {4} 'оптическое восприятие' и {5} 'нравственное изменение' также налицо. Поскольку восприятие Божественной красоты описывается не как свершившийся факт, но как аскетическое задание, то и нравственное изменение здесь фигурирует как задача, которую еще нужно выполнить. Эта задача, между прочим, характеризуется выражением «дело, требующее немалого труда» (ог цькрои еруои).

В цитате (5) опущен параметр {3} 'внутреннее состояние'. Зато этот параметр присутствует в двух других цитатах, где используется то же самое выражение «красота Божьей славы».

Здесь очи из-за скорби проливают слезы, а там слеза уже не помрачает зрения тех, кто получает радость от созерцания красоты Божьей славы10.

Взойди своею мыслью вместе со мной и посмотри на ангельское состояние: может ли у них быть какое-либо иное состояние, кроме непрестанной радости и благодушия? Ведь они удостоились предстоять Богу и наслаждаться неизреченной красотой славы нашего Создателя11.

В обеих цитатах в качестве {1} 'Божественной красоты' святитель привлекает выражения «красота славы Божьей» и «красота славы нашего Создателя», которые, очевидно, тождественны по смыслу. На месте {2а} 'созерцателя' в (6) неявно подразумеваются души праведников после смерти, в (7) прямо говорится об ангелах.

(6) (7)

9 еп£1та цеуто1 ка1 тоу офбаХцоу т^д ^здд апока0ар0^а1, ыстте пастау тгр апо т^д аууоСад £Я1ак6тг]ст^, о1оу£1 т^а Х^цгр, афаф£0£Ута, 5иуаст0а1 ЕУатЕУЙ^ тф каХХа т^д 56^г|д тог 0£ог, ои щкрог еруои кр[ум, ог5' еп' оХСуоу тгр ¿>ф£^£1ау ф£р£1У (Ер. 150:1; Saint Basil, 1928, 362).

10 'ЕутаС0а о1 6ф0аХцо1 то ек т^д 0Х1^£а>д прох£оист1 Закриоу • ека 5е огк£т1 Закриоу епьсткотогу та!д к6ра1д тму £гфра1уоц£у«у тд 0£а>р1а тог каХХоид т^д 56^г|д тог 0£ог (Нот. т Ps. 114:5; PG,

29, со1. 492С).

11 Луа^а цо1 тд ЗьауоСа, ка1 0£аста1 тгр ауу£Х1кгр катасттастщ £1 аХХг] т1д агто1д пр£п£1 катасттастьд, пХгр тог xаíp£lv ка1 51£и0иц£1ст0а1 • от1 пар£сттауа1 0£ф, ка1 апоХаг£1У тог апорр^тои каХХоид т^д 56^г|д тог ктíстаvтод гщад (Нот. 4:4; PG, t. 29, со1. 228А).

Кроме того, контекст беседы 4 «О благодарении», в который помещен фрагмент (7), позволяет говорить о том, что состояние ангелов святитель описывает в качестве аскетического задания для своей аудитории; это позволяет имплицитно усматривать в этом фрагменте, помимо ангелов, и христиан, прошедших нравственное изменение. В обеих цитатах опускается параметр {2b} 'орган созерцания'. Параметр {3} 'внутреннее состояние' описывается выражениями «получать радость» (t«v e^paivo^evwv) в (6) и «радость» (xaipeiv), «благодушие» (5iEu9u^Eio9ai) и «наслаждаться» (ärco^auEiv) в (7). Параметр {4} 'оптическое восприятие' отражен в (6), но отсутствует в (7). Наконец, параметр {5} 'нравственное изменение' присутствует, но имплицитно. В (6) подразумеваются души праведников после смерти, которые, стало быть, прошли путь нравственного изменения при жизни, а в (7) речь ведется об ангелах, которые описываются как в некотором смысле нравственный эталон для аудитории свт. Василия, к которому следует приближаться.

Сравнение цитат (5) — (7) с цитатами (1) — (4) показывает, что искомое понятие красоты и там, и здесь помещается в идентичный смысловой контекст. Святитель раз за разом обращается к одной и той же сцене, которая описывается рядом параметров (до сих пор было выявлено пять). В каждом отдельном случае он, правда, прибегает лишь к некоторым из них, оставляя другие в стороне. Однако сопоставление отдельных случаев выявляет, если пользоваться языком лингвистики, инвариант, который автор держит в голове.

Из идентичности сцен во всех рассмотренных фрагментах следует вывод и об идентичности понятия красоты, ради которого, собственно, все эти сцены и формируются. Иными словами, выражение «красота славы Божьей» в (5) — (7) является еще одним вариантом обозначить понятие красоты Божественной природы.

Тем не менее, несмотря на все сказанное, нет оснований утверждать, что выявленные пять параметров сцены, которую святитель формирует для передачи понятия о красоте Божественной природы, — это все параметры, и что других параметров быть не может. К подобному выводу приводит письмо 233 (Saint Basil, 1930, 364-370).

В этом письме свт. Василий рассуждает о трех возможных состояниях человеческого ума (voüg). Так, ум может пребывать сам в себе (ÖTav ^ev Ёф' ёаитои ^ev^), то есть опираться на свои естественные возможности; при этом его познавательные способности ограничены. Вторым возможным его состоянием является состояние, когда он подпадает под власть падших духов, которые вводят его в заблуждение (ÖTav 5e änaräoiv ¿auTÖv Ёляб«); при этом его познавательные способности искажены. Наконец, в третьем состоянии он становится способен постигать Бога. Вот как об этом рассуждает сам великий каппадокиец:

А когда [ум] обратится к своей более Божественной части и примет благодатные дары Духа, тогда он становится способным воспринимать более Божественное, насколько это соразмерно его природе... Смешавшись, ста-(8) ло быть, с божеством Духа, ум становится посвященным в великие созер-

цания и воспринимает Божественные красоты, в той, конечно же, мере, насколько дает благодать и насколько собственное его устройство в силах принять12.

В данном контексте параметр {1} 'Божественная красота' фигурирует в виде выражения «Божественные красоты» (та 0Eia KaXX]). {2a} 'созерцатель' здесь не дан эксплицитно, но очевидно подразумевается. Из содержания письма следует, что это человек вообще во время земной жизни (не душа после смерти и не ангел). В явном виде присутствует {2b} 'орган созерцания' — ум. Фрагмент опускает параметр {3}

12 eüv 5e npö| Tr|v ÖEioTepav änovEuo^ ^EpiSa, Kai та| тог ПуЕицато^ ünoSe^nTai xöpiTa^, tote yivETai twv ÖEioTepwv KaTaAx]rcTiKO<5, öoov aÜTou тд фгоЕ1 or^ETpov... 'О ^evtoi тд 0Еотг|Т1 тог nvEr^aTo^ ävaKpaÖEi^ vorig, twv ^EyäXwv Ёот1 ÖEwpn^aTwv enonTiKÖg Kai Kaöopa та ÖEia ка^Хг], toooutov ^evtoi öoov r] X"P4 evSiSwoi Kai r] KaTaoKEur aÜToö rnoSexETai (Ep. 233:1; Saint Basil, 1930, 366-368).

'внутреннее состояние'. Параметр {4} 'оптическое восприятие' задан фразами «становится посвященным в великие созерцания» (т&у ц£уаХ«^ ест! 0£ырпцат«у епоптькод) и «воспринимает Божественные красоты» (ка0орд та 0аа каХХп). Параметр {5} 'нравственное изменение' также присутствует, но в неявном виде: этот параметр обозначается выражением «когда [ум] обратится к своей более Божественной части». Таким образом, можно констатировать идентичность сцены, в которую помещено понятие Божественной красоты, рассмотренным выше случаям в цитатах (1) — (7).

Однако в данном фрагменте появляется новый параметр {6} 'действие Святого Духа'. Он описывается выражениями «примет благодатные дары Духа» (тад тог Пу£ицатод ипобе^птаь %ар1тад) и «смешавшись с божеством Духа» (тд 0£бт^т1 тог Пу£ицатод отакра0£1д). С учетом вывода об идентичности данной сцены созерцания Божественной красоты со всеми предыдущими сценами напрашивается вывод, что и данный новый параметр является еще одной составляющей, которая в неявном виде содержалась и во всех предыдущих сценах. Иными словами, инвариант сцены созерцания Божественной красоты содержит не пять, а шесть параметров.

Из идентичности сцены должен следовать вывод и об идентичности понятия Божественной красоты. Выражение «Божественные красоты», следовательно, является еще одним способом обозначения красоты Божественной природы, которое фигурировало до сих пор.

Наконец, следует рассмотреть две цитаты из трактата «О Святом Духе», в которых также фигурирует {6} 'действие Святого Духа'.

(9) И Он [Дух], словно солнце, нашедшее очищенный глаз, покажет тебе

в Самом Себе Образ Невидимого. А в счастливом созерцании Образа ты увидишь неизреченную красоту Первообраза13.

А когда же посредством просвещающей силы мы устремляем взор на красоту Образа Бога невидимого и через нее возводимся к превышающему всякую красоту созерцанию Первообраза, нераздельно с этим тут же присутствует Дух знания, Который тем, кто ищет созерцания Истины, доставляет таинственную силу видеть Образ в Самом Себе, не вне Себя являя Его, но в Самом Себе вводя в познание14.

(10)

Обе цитаты взяты из триадологического контекста. Святитель аргументирует божество Святого Духа и в связи с этим использует понятие образа (£1к<^). Термином «Образ» он именует ипостась Сына, термином «Первообраз» (архётипод) — ипостась Отца. В обеих цитатах присутствует понятие Божественной красоты. Таким образом, в (9) красота характеризует ипостась Отца, в (10) — ипостась Сына. В обеих цитатах красота помещается в сцену. Однако сходу нельзя поставить оба фрагмента в один ряд с рассмотренными ранее.

Данные цитаты ставят перед двумя вопросами, ответ на которые будет ключевым для выводов всей статьи в целом:

1) описывают ли эти цитаты ту же самую сцену, что и цитаты (1) — (8)?

2) можно ли используемое здесь понятие Божественной красоты отождествить с красотой Божественной природы в (1) — (8)?

В (9) присутствуют почти все параметры из выявленных ранее. Так, {1} 'Божественная красота' обозначена как «красота Первообраза»; {2а} 'созерцатель' обозначен авторским «ты», под чем следует подразумевать «любой человек»; {3} 'внутреннее

13 'О ôè, ыстпер ^Àioç, K£Ka0ap^£vov оцца napaXa^wv, ôeiÇei aoi ev еаитф Tr]v eÎKÔva тог аоратои. 'Ev ôè тф ^aKapîw t^ç eîkôvoç 0еацат1 то app^Tov o^ei тог архетгпои KaÀÀoç (De Spir. Sanct. 9:23; Basile de Césarée,1968, 328).

14 'Eneiô] ôè ôià ôrvâ^ewç çwticttik^ç тф KaÀÀei t^ç тог ©еог тог аоратои eîkôvoç evaTeviÇo^ev, Kai ôi' arT^ç âvayô^£0a eni то rnepKaÀov тог архетгпои 0еаца, агтог пои nâpeaTiv âxwpiffTwç то t^ç yvwCTewç nvei^a, t]v ÉrtOrtTiKr]v t^ç eîkôvoç ôrva^iv ev £aгтф nape^ô^evov toiç t^ç âÀr]0£Îaç 9iÀo0eâ^oCTiv, огк £^w0ev t]v ôeî^iv noior^evov, âÀÀ' ev £aгтф eîaâyov npoç t]v Értiyvwaiv (De Spir. Sanct. 18:47; Basile de Césarée,1968, 412).

состояние' неявно содержится в выражении «счастливое созерцание»; {4} 'оптическое восприятие' присутствует эксплицитно. Параметр {5} 'внутреннее изменение' конкретно в приводимом фрагменте дан неявно в выражении «очищенный глаз». Однако святитель приводит этот параметр эксплицитно несколько выше15. Наконец, параметр {6} 'действие Святого Духа' здесь также налицо. Если не считать отсутствие {2Ь} 'органа созерцания', данная сцена содержит все остальные параметры. Данный фрагмент, таким образом, описывает ту же самую сцену, что была выявлена в рассмотренных ранее цитатах.

По аналогии с фрагментом (9) можно провести анализ и фрагмента (10). Можно убедиться, что в нем содержатся параметры: {1}, {2а}, {3}, {4} и {6}. Параметр {3} 'внутреннее состояние' присутствует имплицитно в выражении «те, кто ищет созерцания Истины» (то!? т^? а^п^а? фЛоЭеацооау), что подразумевает наличие в созерцателях любви в момент созерцания. Фрагмент опускает параметры {2Ь} и {5}. Хотя в (9) два из шести параметров отсутствуют, не вызывает сомнения, что в нем разрабатывается та же самая проблематика, что и в (8), ведь оба фрагмента содержатся в одном и том же трактате, посвященном доказательству Божественности Святого Духа.

Очевидно, что на первый из поставленных вопросов должен быть дан утвердительный ответ: да, фрагменты (9) — (10) описывают ту же самую сцену, что и все предыдущие фрагменты.

Осталось решить вопрос с понятием Божественной красоты в (9) — (10). Во всех предыдущих фрагментах красота неизменно связывалась с Божественной природой, тогда как в данных двух фрагментах связывается с Божественными ипостасями.

Ключ к ответу на данный вопрос содержится в тексте, следующем несколько ниже после фрагмента (10). Свт. Василий пишет: «Так что [Дух] в Самом Себе являет славу Единородного и в Самом Себе доставляет познание Бога тем, кто поклоняется Ему истинно. Поэтому путь человека в познании Бога пролегает от единого Духа через единого Сына к единому Отцу. И обратно: благость Божественной природы, и соответствующее этой природе освящение, и царское достоинство от Отца через Единородного простираются и на Духа»16. Как явствует из данной цитаты, свт. Василий строит свою аргументацию таким образом, чтобы подчеркнуть единство природы у ипостасей Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому фрагмент (10), который непосредственно предшествует данной цитате, следует прочитывать в свете этого главного намерения автора. А именно: понятие образа и понятие красоты используются автором для аргументации тождественности Сына и Отца по природе. Поскольку Образ, то есть Сын, наделен Божественной природой, то в Нем можно узреть Отца как носителя той же самой природы. Стало быть, в (10) используется то же самое понятие красоты Божественной природы.

Очевидно, что и в (9) использовано то же самое понятие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующее резюме. Используя термин «красота» по отношению к Богу, во всех рассмотренных случаях великий каппадокиец подразумевает красоту Божественной природы, которая воспринимается созерцателем (христианином в рамках земной жизни, душой праведника после смерти либо ангелом) и вызывает в нем определенные внутренние состояния.

15 «А сближение Духа с душой следует отождествлять не с пространственным приближением... но с нравственным удалением себя от страстей, которые, появившись в душе впоследствии из-за ее привязанности к плоти, отдалили ее от близости с Богом». Oîkeîwctiç ôè nveû^axoç rcpôç

oûx ô ôià тояои npoCTeyyiCT^ôç. âÀÀ' ô x«piCT^àç xôv na0wv, anep ânô x^ç rcpôç xr]v старка çiÀîaç UCTxepov Éniyivô^eva тд ^u^fl, x^ç ânô тог 0еог oÎK£iôxr]Toç ^ÀÀoxpîwCTE (De Spir. Sanct. 9:23; Basile de Césarée,1968, 326).

16 "Qctte év еаитф ôeîkvucti t]v ôô^av тог Movoyevorç, Kai xoïç àA.r]0ivoïç rcpoCTKuvr|Taïç Év еаитф t]v тог 0еог yvwCTiv nape^Exai. 'H toîvuv ôôoç x^ç SeoyvwCTÎaç écttîv ânô evôç nveû^axoç, ôià тог evôç Y^u, eni tov eva naxepa. Kai âvânaÀiv, r] фист1к] âyaSÔTnç, Kai ô Kaxà çûctiv âyiaCT^ôç, Kai то PaCTiÀiKÔv âi^îw^a ék naxpoç, ôià тог MоvоY£Vогç, Éni то nver^a ôi^KEi (De Spir. Sanct. 18:47; Basile de Césarée,1968, 412).

Следовательно, термин «красота» описывает познаваемый аспект Божественной природы, открытый опыту человека. Иначе говоря, для свт. Василия «красота» — одно из наименований познаваемых человеком Божественных энергий.

Данный вывод хорошо согласуется с той схемой богопознания, которую исповедует свт. Василий [Давыденков, 2015, 80-85]. В частности, он пишет: «А мы утверждаем, что познаем нашего Бога из Его действий, но не обещаем приблизиться к самой Его сущности. Потому что, хотя действия нисходят и до нас, сущность Его пребывает для нас недоступной»17. Проведенный анализ функционирования термина «красота» убеждает в том, что данное методологическое разделение великий каппадокиец в своих произведениях проводит системно.

В заключение следует отметить, что вся рассматриваемая в статье проблематика весьма далека от той повестки, которую задает наука эстетика. Понятие Божественной красоты в текстах великого каппадокийца вытекает из его богословских представлений. В разобранных фрагментах связь красоты с искусством можно усмотреть лишь гипотетически в цитатах (9) — (10), где привлекается понятие образа. Однако данный тезис требует отдельного изучения.

Источники и литература

Источники

1. Basile de Cesaree (1968) — Basile de Cesaree. Sur le Saint-Esprit / Introd., texte, trad. et notes par B. Pruche // SC. № 17 bis. P., 1968.

2. PG. T. 29 — Basilii Cxsarex Cappadocix archiepiscopi opera omnia qua extant. T.1 // Patrologia cursus graecae. T. 29. 1857.

3. PG.T. 31 — Basilii Cxsarex Cappadocix archiepiscopi Opera omnia qua extant. T.3 // Patrologia cursus graecae. T.31. 1857.

4. Basilio di Cesarea (1990) — Basilio di Cesarea. Sulla Genesi (Omelie sull'Esamerone) / A cura di M. Naldini. Milano: Fondazione Lorenzo Valla, Arnoldo Mondadori Editore, 1990.

5. Saint Basil (1928) — Saint Basil. The Letters: in 4 vol. L., N. Y., 1928. Vol. 2.

6. Saint Basil (1930) — Saint Basil. The Letters: in 4 vol. L., N. Y., 1930. Vol. 3.

Литература

7. Бальтазар (2019) — Бальтазар Г.У. фон. Слава Господа. Богословская эстетика / Пер. с нем. О. Хмелевская. Т. 1: Созерцание формы. М.: ББИ, 2019. [Оригинальное издание: Balthasar H. U. v. Herrlichkeit. Eine theologische Ästhetik. Bd. 1. Schau der Gestalt. Einsiedeln: Johannes Verlag, 1961.]

8. Бальтазар (2020) — Бальтазар Г.У. фон. Слава Господа. Богословская эстетика. Т. II: Сферы стилей. Ч. 1: Клерикальные стили / Пер. с нем. М.: ББИ, 2020. [Оригинальное издание: Balthasar H.U. v. Herrlichkeit. Eine theologische Ästhetik. Bd. 2. Fächer der Stile. Tl. 1. Klerikale Stile. Einsiedeln: Johannes Verlag, 1961.]

9. Бычков (1991) — Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. К.: Путь к истине, 1991.

10. Бычков (2015) — Бычков В.В. Символическая эстетика Дионисия Ареопагита. М.: ИФРАН, 2015.

11. Бычков (1995) — Бычков В.В. AESTHETICA PATRUM. Эстетика Отцов Церкви. I: Апологеты. Блаженный Августин. М.: Ладомир, 1995.

17 гщЕЦ Sie £к ^ev xwv Evepyeiwv yvwpiZeiv Myo^ev xov öeov rpwv, тд Sie oüaia aüxfl npoCTEyyiZeiv oüx üniaxvou^eöa. ai ^ev yäp Evepyeiai aÜTor про^ Kaxaßaivoraiv, r Se oüaia arxor ^evei

änpoaiTo^ (Ep. 234:1; Saint Basil, 1930, 372).

12. Давыденков (2015) — Давыденков О., прот. Догматическое богословие: Уч. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.

13. Давыдов (2020) — Давыдов О. Откровение Любви. Тринитарная истина бытия. М.: Изд-во ББИ, 2020.

14. Евдокимов (2006) — Евдокимов П. Искусство иконы. Богословие красоты / Пер. с фр. иеромон. Димитрия (Захарова). Клин: Христианская жизнь, 2006. [Оригинальное издание: Evdokimov P. L'art de l'icône. Théologie de la beauté. Paris: Desclée de Brouwer, 1970.]

15. Харт (2010) — Харт Д. Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. М.: ББИ, 2010. [Оригинальное издание: Hart D.B. The Beauty of the Infinite: The Aesthetics of Christian Truth. Grand Rapids, 2004.]

16. Balthasar (1962) — Balthasar H. U. v. Herrlichkeit. Eine theologische Ästhetik. Bd. 2: Fächer der Stile. Tl. 2: Laikale Stile. Einsiedeln: Johannes Verlag, 1962.

17. Balthasar (1965a) — Balthasar H. U. v. Herrlichkeit. Eine theologische Ästhetik. Bd. 3, 1: Im Raum der Metaphysik. Tl. 1: Altertum. Einsiedeln: Johannes Verlag, 1965.

18. Balthasar (1965b) — Balthasar H. U. v. Herrlichkeit. Eine theologische Ästhetik. Bd. 3, 1: Im Raum der Metaphysik. Tl. 2: Neuzeit. Einsiedeln: Johannes Verlag, 1965.

19. Balthasar (1967) — BalthasarH.U. v. Herrlichkeit. Eine theologische Ästhetik. Bd. 3, 2: Theologie. Tl. 1: Alter Bund. Einsiedeln: Johannes Verlag, 1967.

20. Balthasar (1969) — Balthasar H.U. v. Herrlichkeit. Eine theologische Ästhetik. Bd. 3, 2: Theologie. Tl. 2: Neuer Bund. Einsiedeln: Johannes Verlag, 1969.

21. Bender (2010) — Bender M. The Dawn of the Invisible. The Reception of the Platonic Doctrine on Beauty in the Christian Middle Ages: Pseudo-Dionysius the Areopagite — Albert the Great — Thomas Aquinas — Nicholas of Cusa. Münster, 2010.

22. Courtonne (1934) — Courtonne Y. Saint Basile et l'héllenisme: Étude sur la rencontre de la pensée chrétienne avec la sagesse antique dans l'Hexaéméron de Basile le Grand. P., 1934.

23. Forte (1999) — Forte B. La porta della Bellezza. Per un'estetica teologica. Brescia: Morceliana, 1999.

24. Lampe (1961) — A Patristic Greek Lexicon / Ed. by G.W.H. Lampe. Oxford: Clarendon Press, 1961.

25. Navone (1996) — Navone J. Toward Theology of Beauty. Collegeville: Liturgical Press, 1996.

26. Quasten (1986) — Çhiasten J. Basil the Great // Quasten J. Patrology. Vol. 3: The Golden Age of Greek Patristic Literature. Westminster US: Christian Classics, 1986.

27. Radaelli (2010) — Radaelli E. M. La bellezza che si salva. La forza di Imago, il secondo Nome dell'Unigenito di Dio, che, con Logos, puo dar vita a una nuova cività, fondata sulla bellezza. 2010.

28. Sammon (2013) — Sammon B. Th. The God Who Is Beauty: Beauty as a Divine Name in Thomas Aquinas and Dionysius the Areopagite. Princeton, 2013.

29. AyyeX^ç (2004) — AyyeÀfjç А. Аьстб^тьк^ BuÇavxtv^: H évvoia тои râXXouç orov MÉya BaaiÀEio. A9r|va: Oi ekôôcteiç twv yiÀwv, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.