YAK 327.54 ББК 66.4
C.H. МИРОШНИКОВ
S.N. MIROSHNIKOV
«БОРЬБА ЗА CEPAUA И УМЫ АЮАЕЙ»: РААИОСТАН0ИЯ «СВОБОАНАЯ ЕВРОПА» В ИНФОРМА0ИОННОЙ ВОЙНЕ ПРОТИВ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В 1953-1955 ГОААХ
«STRUGGLE FOR HEARTS AND MINDS»: «RADIO FREE EUROPE» IN THE INFORMATION WAR AGAINST EASTERN EUROPEAN COUNTRIES IN 1953-1955
Статья посвящена деятельности радиостанции «Радио Свободной Европы» в свете развёртывания информационно-психологической войны администрации Д. Эйзенхауэра против стран Восточной Европы в 1953-1955 годах. В статье рассматриваются факторы, влияющие на эффективность работы радиостанции и поиски ею новых механизмов завоевания аудитории восточноевропейских стран.
This article is devoted to the activities of the «Radio Free Europe» in the light of development of informational-psychological warfare against Eastern European countries in 1953-1955 by Eisenhower's administration. Author discusses factors that influenced the effectiveness of radio's performance and the search for new mechanisms to attract Eastern European audience.
Ключевые слова: внешняя политика США, холодная война, информационная война, Д. Эйзенхауэр, Восточная Европа.
Key words: USA foreign policy, Cold War, information warfare, D. Eisenhower, Eastern Europe.
Важнейшим инструментом информационно-психологической борьбы США против стран Восточной Европы была радиостанция «Радио Свободная Европа» (РСЕ). Возникновение этой радиостанции берет своё начало в 1949 году, когда по предложению Дж. Кеннана, тогда занимавшего пост директора отдела политического планирования госдепартамента США, Центральное разведывательное управление (ЦРУ) создало 2 июня 1949 году организацию «Национальный комитет за Свободную Европу» (НКСЕ) для привлечения восточноевропейских мигрантов к борьбе против коммунистических правительств, пришедших к власти после Второй мировой войны [7,р. 646-648]. Первоначально планы НКСЕ были весьма амбициозны. Предполагалось, что его деятельность сосредоточиться на следующих направлениях: организация и поддержка эмигрантских антифашистских и антикоммунистических групп; создание антикоммунистической свободной радиостанции, вещающей на страны Восточной Европы; создание исследовательских групп по изучению процессов, происходящих в странах данного региона; учреждение Восточноевропейского университета, для поддержки восточноевропейской молодёжи и воспитания будущей элиты; выпуск новостного дайджеста о событиях в странах региона и, наконец, помощь беженцам из восточноевропейских стран, оказавшимся в Западной Европе [5, р. 1831-1832]. Однако уже к 1953 году становится понятно, и этот факт зафиксирован в докладе «комитета У.Джексона»1, что центральное место в деятельности НКСЕ долж-
1 Специальный комитет, созданный президентом Д. Эйзенхауэром для анализа всего комплекса проблем, связанных с информационной составляющей американской внешней политики и наделённый широкими полномочиями. (Подробнее см. Миро-шников С.Н. Перестройка администрацией Д. Эйзенхауэра механизма проведения
но занять обеспечение бесперебойной и эффективной работы радиостанции [5, p. 1832]. Все остальные направления деятельности НКСЕ оказались менее эффективными и должны были либо быть перенаправлены на улучшение работы радиостанции, как например, функционирование исследовательских групп по изучению стран Восточной Европы, либо переформатированы1. Главным провалом первого этапа деятельности НКСЕ, безусловно, является неудача в формировании дееспособного политического объединения восточноевропейских иммигрантов. Первоначально предполагалось, что после создания такого объединения НКСЕ передаст под их полный контроль деятельность радиостанции. Однако попытки объединения эмигрантских групп, отмечается в докладе «комитета У. Джексона», закончились неудачей из-за соперничества, неуёмного честолюбия и неспособности к компромиссам их политических лидеров. От этой идеи пришлось отказаться и деятельность радиостанции оставалась под оперативным руководством ЦРУ [5, p. 1832].
Поэтому главная задача НКСЕ на первоначальном этапе деятельности фактически сконцентрировалась на создании радиостанции, вещающей на страны Восточной Европы или, как её сформулировал первый директор РСЕ, - «как побыстрее дать микрофон антикоммунистическим иммигрантам из стран Восточной Европы». Для решения этой задачи был организован масштабный тур «Колокола Свободы» по штатам Восточного побережья США для сбора средств для радиостанции [6, p. 59-60]; была достигнута договорённость с руководством ВВС США о передачи части территории военно-воздушной базы на территории ФРГ около деревни Лампертхейм для установки устройства для ретрансляции радиопередач на коротких волнах, которое было получено в подарок от «южных друзей» НКСЕ и получило название «Барбара» [8 p. 29-30]; был подобран штат высококвалифицированных американских менеджеров и постановщиков радиопередач и сотрудников из числа эмигрантов из восточноевропейских государств для шести национальных отделов [10, p. 17]. В результате радиостанция была запущена в короткий срок. Первая тридцатиминутная передача на Чехословакию РСЕ состоялась 4 июля 1950 года. 14 июля радиостанция начала транслировать передачу на Румынию, 4 августа - на Польшу и Венгрию, а 11 августа - на Болгарию [8, p. 30]. Штат радиостанции располагался в центре Нью-Йорка в «Empire States Building».
Начало войны в Корее и появление документа СНБ № 68, который переводил внешнюю политику США на рельсы «холодной войны» поставили перед американской администрацией задачу усилить невоенные методы воздействия на страны Восточной Европы и СССР [4, p. 473]. Эти обстоятельства резко увеличили ценность РСЕ для Вашингтона. Поэтому в мае 1951 года принимается решение о строительстве новой штаб-квартиры радиостанции в Мюнхене, вблизиграницы со странами, накоторые,собственноговоря,и направлено радиовещание и постройка более мощного ретранслятора на нейтральной территории. Довольно быстро в 1951 году разрешение на строительство комплекса для штаб квартиры радиостанции было получено как у федерального правительства ФРГ, так и земельного правительства Баварии и в течение года строительство было завершено2. Корпус был спроектирован как мо-
информационно-психологической борьбы со странами социалистического лагеря // Вестник ТГУ. История. 2014. № 3 (29). Томск: Изд-во ТГУ, 2014.)
1 Функционирование Восточноевропейского университета, к примеру, оказалось неэффективным из-за того, что студенты и преподаватели не имели достаточной мотивации для обучения, так как считали, что падение коммунизма в их странах возможно только в результате иностранной интервенции, которая в ближайшем будущем не предвидеться, и, следовательно, нужно приобретать профессии, чтобы устраиваться жить там, где они находятся в настоящее время - в Западной Европе.
2 Несмотря на то, что немецкие власти быстро дали добро на размещение штаб квартиры РСЕ в Мюнхене, взаимоотношения РСЕ и правительства ФРГ не были безоблачными. Раздражителем в этих взаимоотношениях были вопросы границы с Польшей по ре-
дульный, чтобы он мог в случае необходимости быстро переехать в другое место, поэтому по мере готовности блоков запускались новые передачи и начинали работать новые отделы. В результате переговоров члена НКСЕ Грегори Томаса с президентом Португалии Антонио Салазаром, которые в середине декабря 1950 года были одобрены госдепартаментом США, получено разрешение на создание португальской компании с американским участием, которая начнёт строительство передающей станции на коротких волнах вблизи деревушки Глория и будет её эксплуатировать [8, р. 44-47]. Португалия идеально подходила как место для расположения такого передатчика, потому что по техническим условиям того времени наиболее эффективный приём вещания на коротких волнах в странах Восточной Европы был возможен, если ретранслятор был удалён от объекта вещания на расстояние 1500 миль.
РСЕ начала свою работу и выполнение поставленных перед ней целей не имея определённого опыта такой работы, так как в мирное время никто и никогда этим не занимался. Однако небольшой опыт все же был. «Радио в американском секторе» (РИАС), стало тем источником, из которого были почерпаны множество идей для вещания и моделей управления РСЕ [8, р. 25].
РИАС было создано на базе военной радиостанции «1212»1 в 1946 году и предназначалось для оповещения жителей американского сектора Берлина о решениях американских властей. Однако в период «берлинского кризиса» 1948 года её роль вышла за отведённые ей рамки. Радиостанция стала рупором сопротивления жителей Западного Берлина. И с этого момента радиостанция собственно меняет своё предназначение: из информационного придатка оккупационных властей Западного Берлина, она превращается в оружие информационной борьбы, став первой радиостанцией, целенаправленно вещающей на восточный сектор Германии. РИАС в своих программах начинает ориентироваться не только на собственно жителей Западного Берлина, но и на восточных немцев в советской зоне оккупации. Очень быстро радиостанция выработала свой стиль и метод работы. Были созданы исследовательские отделы, которые анализировали передачи советских и восточногерманских радиостанций и опрашивали приезжающих из восточного сектора жителей. Это позволило радиостанции определить целевые группы слушателей и создавать передачи специально под них. Главным достоинством радиостанции для восточных немцев были новости и сообщения о культурных событиях в Западной Германии и в Европе без цензуры, что позволяло жителям Восточной Германии получать альтернативную информацию [10, р. 14-15]. Хотя американское правительство финансировало и руководило радиостанцией, на ней работали в основном немцы и несколько американских менеджеров. В 1953 году, например, бюджет РИАС составлял 866 тысяч долларов, полностью покрывавшейся за счёт средств правительства США, а на радиостанции было занято восемь американцев и 648 немцев [5, р. 1228]. Эту же схему работы постепенно начало использовать и РСЕ.
Первоначально руководство НКСЕ и РСЕ предпринимают попытку получать информацию от ЦРУ и госдепартамента. Однако информация от разведывательного сообщества была специфической и не могла поставляться на регулярной основе. Хотя в определённых случаях ЦРУ делилась информацией, что привело, например, к созданию одного из самых успешных циклов радиопередач польского отдела РСЕ в 1953-1954 годах «За кулисами секретной полиции и партии», который оказал значительное влияние на польское обще-
кам Одер и Нейсе, который был окончательно разрешён только в начале 70 годов и вопрос о судетских немцах, которые были депортированы из Судет после окончания войны и создали в ФРГ влиятельную организацию, требовавшую от правительства в Бонне активных действий, в том числе признания чехословацким сектором РСЕ этой проблемы и права судетских немцев на возвращение.
1 Радиостанция «1212» была военной радиостанцией союзников в годы Второй мировой войны. Д. Эйзенхауэр, будучи главнокомандующим войсками союзников в Европе уделял огромное внимание деятельности данной радиостанции.
ство и привёл к реорганизации всего министерства общественной безопасности Польской народной республики. ЦРУ предоставил в 1954 году в распоряжение польского отдела РСЕ записи подполковника польской службы безопасности Йозефа Святло1, который 5 декабря 1953 года во время зарубежной командировки в Западный Берлин, попросил политическое убежище в американской военной миссии [10, p. 34].
Информация от госдепартамента более регулярно поступала на радиостанцию. В начале 1950 года в госдепартамент США даже поступил меморандум, в котором запрашивалась информация по темам, которые интересовали составителей передач на РСЕ. В этом списке были вопросы, связанные с различными аспектами жизни в странах Восточной Европы: качество жизни населения, снабжение продуктами и товарами повседневного спроса город и сельскую местность, обсуждаемые в народе темы, партийные и государственные инструкции и документы, количество школ и преподавателей в них и т.д. [11]. Однако той информации, которой делился госдепартамент было явно недостаточно для создания качественных и интересных для слушателей за «железным занавесом» передач. Поэтому в начале 1953 года руководством принимается решение о создании в мюнхенской штаб квартире специального отдела, по аналогии с РИАС, который занимается бы сбором и анализом всей возможной информации о странах за «железным занавесом». Источником этой информации были туристы, артисты, журналисты и бизнесмены, возвратившиеся из поездки по странам Восточной Европы, люди, попросившие политического убежища, и информация с радиостанций восточноевропейских государств. Для этого были созданы отделы данной службы в большинстве стран Западной Европы. К концу 1953 года количество накопленной информации и качество её анализа было таково, что ЦРУ прикрепляет к РСЕ специального офицера, который использует этот материал в целях ЦРУ [2, p. 10]. С конца 1950-х годов информация о восточноевропейских странах, хранящаяся на РСЕ, становится ценным источником информации о процессах, происходящих за «железным занавесом» не только для разведывательного, но и для академического сообщества. Ученые использовали его для своих исследований (так как доступ к ней был открыт) и часто делились выводами проведённых изысканий со слушателями РСЕ. По мнению Поля Хенца, политического советника РСЕ в 50-е годы, практически все ведущие западные ученые, занимающиеся проблемами Восточной Европы в разное время выступали на РСЕ [2, p. 11].
Приход к власти республиканской администрации в 1953 году способствовал усилению радикальных настроений в деятельности НКСЕ. Этому способствовало то, что значительная часть членов НКСЕ заняла ведущие посты в республиканской администрации. Достаточно назвать имена первого и третьего президентов НКСЕ - Аллена Даллеса и Чарльза Джексона, которые соответственно стали директором ЦРУ, спонсировавшего и поставлявшего кадры для НКСЕ, и помощником президента по вопросам «холодной войны», в чьём непосредственном ведении как раз и оказались вопросы информационно-психологической войны с советским блоком. Однако наиболее известным членом НКСЕ был новоизбранный президент США - Дуайт Эйзенхауэр.
Радикализация настроений коснулась и РСЕ. В начале 1953 года среди сотрудников радиостанции усилились настроения в пользу проведения более агрессивной политики. Сильным импульсом для усиления таких настроений было восстание 16-17 июня 1953 года в Восточном Берлине. Вдохновителями такого подхода, по мнению вице президента «Freedom House»
1 Йозеф Святло был заместителем начальника десятого управления министерства безопасности Польской народной республики, которое осуществляло надзор за высокопоставленными членами партии, армии, правительства и церкви. Й. Святло был именно тем офицером, который производил арест одного из лидеров польской рабочей партии, будущего руководителя Польши Владислава Гомулки в 1951 году.
и автора одного из авторитетнейшего исследования, посвящённого истории и функционированию РСЕ, Арчи Паддингтона, выступало ЦРУ, которое курировало радиостанцию. Наиболее известный меморандум, направленный на придание РСЕ более радикальной направленности, появился сразу же после подавления восстания в Берлине 18 июня 1953 года. В нем РСЕ предлагается сконцентрировать внимание на Чехословакии как на наиболее слабом звене и внушать слушателям мысль о том, что существующий в стране просоветский режим слаб, и он не пойдёт на массовые репрессии не только из-за своей слабости, но из-за нежелания Москвы подталкивать его к таким шагами. Поэтому пассивное сопротивление и возможно более решительные акции могут привести к падению режима [10, р. 56-57].
Однако сильно было и другое настроение, которое можно охарактеризовать как осторожное. Центром более осторожных настроений был польский отдел радиостанции во главе с Яном Новаком, который имел богатый опыт взаимодействия как с западной дипломатией, так и тоталитарными режимами: в период Второй мировой войны Я. Новак служил офицером связи между лондонским правительством и польским подпольем. Разгром польского восстания 1944 года и «ялтинские» соглашения между союзниками, которые Я. Новак рассматривал как предательство польского народа Лондоном и Вашингтоном, заставляли его и его коллег более осторожно и скептически относиться к действиям и «заявлениям великих держав» и американской администрации в частности. В меморандуме руководства мюнхенской штаб квартиры в НКСЕ от 6 августа 1953 года политика польского отдела РСЕ характеризовалась следующим образом: редакция продолжает исключать из своих программ не только любые намёки на призыв к более агрессивным действиям поляков, но даже и мысли о них [10, р. 54-55]. После жёсткого подавления восстания в Берлине в июне 1953 года большинство редакторов национальных служб РСЕ, в отличие от сотрудников, связанных с ЦРУ, посчитало, что призывы к восстанию, ввиду преобладающей военной мощи Советского Союза и ясно проявленным намерением её использовать при попытке какого-либо восстания против существующих режимов, являются недальновидной и безрассудной политикой, так как ведут к неоправданным людским жертвам. Глава чехословацкого отдела РСЕ Фердинанд Пероут-ка, который с 1939 по 1945 год провёл в печально знаменитом концентрационном лагере Бухенвальд, так охарактеризовал причину этих настроений: «На радиостанции стали понимать, что слушатели за «железным занавесом» с подозрением относятся к революционным призывам, раздающийся из уст эмигрантов, находящихся за границей далеко от врага» [10, р. 57]. Отсюда возникшая необходимость искать другие не провокационные способы поддержания духа свободы и сопротивления советскому доминированию. Один из членов НКСЕ, известный американский юрист, профессор права Колумбийского университета и член НКСЕ Адольф Берлин охарактеризовал ситуацию, царившую на радиостанции в середине 1953 года, как «раскол на два лагеря» [9, р. 628].
Обсуждение в администрации Д. Эйзенхауэра политики в отношении СССР и стран Восточной Европы летом и осенью 1953 года завершившееся принятием директивы СНБ 174 «Политика США в отношении восточноевропейских сателлитов» совершенно однозначно определило пределы возможным действиям. В СНБ 174 констатировалось, что любые пропагандистские действия должны быть направлены на поддержание духа свободы и сопротивления у восточноевропейских народов, но не должны призывать к восстанию и побуждать неоправданные ожидания относительно способов освобождения стран Восточной Европы [3, р. 123]. Администрация Д. Эйзенхауэра в этом документе констатировала начало перехода от риторики «освобождения», которая была характерна для этой администрации в период предвыборных дебатов к осознанию новых реалий ядерного века, соответственно, новых способов борьбы - «борьбы за сердца и умы людей».
Другое дело, что практически невозможно было просчитать реакцию на те или иные передачи и содержащиеся в них выводы не только среди граждан восточноевропейских стран, но и властных структур. До какой степени пассивное сопротивление возможно? Когда и каким образом произойдёт свержение коммунистических режимов? Эти вопросы особенно актуальные для значительного числа жителей стран Восточной Европы оставались без ответа. От ответа на эти вопросы напрямую зависели поступки, действия и в конечном итоге судьба жителей восточноевропейских стран. Не случайно дискуссии о границах «дозволенного» велись не только в самой администрации [1, р. 92-100], но и на радиостанции.
Неопределённость относительно линии поведения была характерна для РСЕ вплоть до конца 1956 года, когда венгерское отделение РСЕ было обвинено в призывах к восстанию и намёкам на возможную помощь со стороны Запада, что полностью противоречило политике США и привело, по мнению критиков, к неоправданным человеческим жертвам. Эта неопределённость в выборе линии поведения национальных отделов РСЕ в 1953-55 годах зависела от множества факторов.
Во-первых, подаваемые материалы сильно зависели от идеологической и политической ориентации сотрудников национальных отделов радиостанций. Этот состав был очень пёстрый и сильно разнился от одного национального отдела к другому. Так как в основном сотрудники в эти отделы рекрутировались из числа беженцев, то первый состав этих служб был набран из людей, бежавших из Восточной Европы или до войны, спасаясь фашистской оккупации, либо после войны, опасаясь преследования со стороны пришедших к власти коммунистических и рабочих партий. Поэтому, к примеру, состав чешского отдела РСЕ состоял во многом из политиков боровшийся как с фашизмом, так и с коммунизмом и ориентированных в основном на социал-демократические ценности предвоенной Чехословакии [10]. В то же время румынский отдел симпатизировал ценностям эпохи генерала И. Антонеску, так как состоял в пятидесятых годах из преимущественно бывших румынских дипломатов и румынских интеллектуалов, оставшихся после краха режима и прихода коммунистов к власти в эмиграции [2, р. 206].
Во-вторых, от исторической памяти восточноевропейских стран. Польский отдел во главе с упоминавшийся ранее Яном Новаком, который пережил крах варшавского восстания 1944 года, был очень осторожен в вопросах, связанных с призывами к забастовкам, восстанию и т. д. Чехословацкий отдел во главе с известным пробенешевским журналистом Фердинандом Пероуткой и входившими в «Комитет Свободной Чехословакии», ассоциированным с чехословацким отделом РСЕ, бывшими министрами правительства Эдварда Бенеша Хубертом Рипкой (министр внешней торговли) и Петром Зенклом (вице-премьер) тоже были противниками каких-либо призывов к радикальным действиям и сторонниками эволюционных изменений. Опираясь на исторический опыт предвоенной и послевоенной Чехословакии, они считали, что географическое положение Чехословакии и противостояние с СССР были фатальными для правительства Э. Бенеша, однако крах просоветского режима, при не урегулированном «судетском вопросе» между правительствами ФРГ и Чехословакии может привести к оккупации Чехословакии судетскими немцами, которые создали мощное землячество в Баварии и оказывали серьёзное влияние на правительство ФРГ [10, р. 83].
В то же время румынский отдел устами бывших дипломатов и интеллектуалов отличался очень агрессивной антикоммунистической риторикой, черпая вдохновение и материалы из ценностей предвоенной и военной Румынии с её великодержавной идеологией [2, р. 206].
В-третьих, политика национальных отделов зависела напрямую от тех событий, которые происходили как в стране, так и в мире. Так приход к власти республиканской администрации в США, смерть И. Сталина и события июня 1953 года в Восточном Берлине способствовали тому, что во многих на-
циональных отделах РСЕ усилились ожидания скорых перемен, падения коммунизма в странах Восточной Европы, что, соответственно, не могло не отразиться на характере передаваемых материалов. С другой стороны, эра Мак-карти и развязанная в этот период антикоммунистическая истерия привели к тому, что конгресс США провёл ряд слушаний, на которых деятельность РСЕ подверглась жёсткой критике, а работающих на радиостанции представителей восточноевропейской эмиграции, обвинили в подрывной деятельности в пользу мирового коммунизма [10, p. 84-85].
Такое давление, которое исходило от государства в котором, представители восточноевропейской диаспоры хотели видеть надежду на избавление от коммунистической диктатуры, не могло не отразиться на тоне радиопередач. Основной удар маккартистов пришёлся на чехословацкий отдел РСЕ. В феврале 1954 года подкомитет сенатского комитета по внутренней безопасности под руководством сенатора республиканца из Индианы Уильяма Дженера (William Jenner) решил провести слушания в Мюнхене, в ходе которых предполагалось опросить ведущих представителей чехословацкого отдела РСЕ и Комитета Свободной Чехословакии: Хуберта Рипку, Фердинанда Пероутку и Джулиуса Фёрста. Х. Рипка, которого глава комитета обвинил в том, что он коммунист, во время слушаний подвергся жёсткому допросу со стороны представителей комитета, которые выражали взгляды судетских немцев и словацких националистов [10, 82-83].
С мая по август 1954 года специальный комитет палаты представителей под председательством Чарльза Керстнера провёл ряд слушаний, посвя-щённых тактике и стратегии захвата власти коммунистическими партиями в странах Восточной Европы. Важным элементом этого расследования являлось выявление механизмов, которые позволяют коммунистическим партиям удерживать власть над восточноевропейскими народами и определить, что препятствует эффективному противодействию такой политике коммунистов [12]. Анализ программ и деятельности чехословацкого отдела РСЕ и в отдельности его главы - Ф. Пероутки был центральным звеном слушаний. Для этого были переведены даже большинство его статей в чехословацкой прессе до и после войны. Однако такое давление, которое могло привести к дезорганизации целого отдела радиостанции не входил в планы ни НКСЕ, ни администрации США. Поэтому были предприняты значительные усилия для минимизации вреда радиостанции. Во-первых, сами сотрудники радиостанции приняли активное участие в организации слушаний в Мюнхене, тем самым показав свою эффективность и знание предмета. Во-вторых, глава польского отдела РСЕ Я. Новак и влиятельные представители польской диаспоры в США, поддерживающие РСЕ, встретились с наиболее заметными и влиятельными членами специального комитета сенаторами демократами польского происхождения Тадеушом Мачровицем из Мичигана и Эдвардом Бонином из Пенсильвании и постарались направить их внимание не на РСЕ, а на тактику коммунистических партий по захвату и удержанию власти в странах Восточной Европы. И, наконец, представители республиканской администрации и ЦРУ провели ряд встреч с конгрессменами для того, чтобы убедить их в том, что сотрудники РСЕ вносят значительный вклад в борьбу народов Восточной Европы против коммунизма [10, p. 84-85].
Отдельной темой является определение эффективности работы радиостанции. Относительно данного вопроса в настоящее время существует относительный консенсус, основанный в основном на экстраполяции влияния РСЕ в период 70-80 годов ХХ века на события, происходившие в Восточной Европе. В тоже время относительно первой половины 50-х годов ХХ века картина представляется не такой однозначной. Именно в это время происходит становление радиостанции и определение её места в информационной войне, которою ведут Соединённые Штаты против стран Восточной Европы. Редакторы и политические консультанты искали темы, аудиторию и источники информации, которые смогут привести к увеличению влияния РСЕ на стра-
ны за «железным занавесом». Поэтому на этом пути были и удачи, и ошибки. Однако именно в это время стал вырисовываться тот курс радиостанции, который позволил ей сыграть очень существенную роль в падении коммунистических режимов в странах Восточной Европы в конце 80-х годов ХХ века.
Литература
1. Мирошников, С.Н. Новые вызовы термоядерного века или куда исчез лозунг «освобождения» Восточной Европы [Текст] / С.Н. Мирошников // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 336. - С. 92-100.
2. Cold War Broadcasting: Impacton the Soviet Unionand Eastern Europe. Ed. By Johnson A. Ross, Parta R. Eugene [Text]. - Budapest : Central European University Press, 2010. - 574 р.
3. Foreign Relations of the United States, 1952-1954 [Text]. Vol. VIII. Eastern Europe; The Soviet Union. Wash.: Government Print office, 1988. - 1463 p.
4. Foreign Relation of the United States. 1950 [Text]. Vol. I. National Security Affairs; Foreign Economic Policy. Wash.: Government Printoffice, 1977. - 947 p.
5. Foreign Relation of the United States. 1952-1954 [Text]. Vol. Ню National Security Affairs. Pt. 2. Wash.: Government Print office, 1984. - 1928 p.
6. Hixson, Walter L. Parting the Curtain: Propaganda, Culture and the Cold War 1945-1961 [Text] / W.L. Hixson. - New York : St. Martin's Griffin, 1998. - 283 p.
7. Medhurst Martin J. Eisenhower and the Crusade for Freedom: The Rhetorical Origins of a Cold War Campaign [Text] / M.J. Medhurst // Presidential Studies Quarterly. - Vol. 27. - № 4. - 1997. - PP. 646-661.
8. Mickelson Sig. America's Other Voice: The Story of Radio Free Europe and Radio Liberty [Text] / S. Mickelson. - New York : Praeger Publishers, 1983. - 269 p.
9. Navigating the Rapids, 1918-1971: From the Papers of Adolf A. Ed. By Berle. Berle, Beatrice Bishop, and Travis Beal Jacobs [Text]. - New York : Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1973. - 859 p.
10. Puddington Arch. Broadcasting Freedom: The Cold War Triumph of Radio Free Europe and Radio Liberty [Text] / A. Puddington. - Lexington : University Press of Kentucky, 2000. - 382 p.
11. «Request to State Department for information on Eastern Europe for Radio Free Europe Broadcasts» March 16, 1950 [Text] / History and Public Policy Program Digital Archive, Obtained and contributed to CWIHP by A. Ross Johnson. Cited in his book Radio Free Europe and Radio Liberty. CIA mandatory declassification review document number C01441003 [Electronic resource] http://digitalar-chive.wilsoncenter.org/document/114334.
12. Report of the Select Committee on to Investigate Communist Aggression against Poland, Hungary, Czechoslovakia, Bulgaria, Rumania, Lithuania, Latvia, Estonia, East Germany, Russia and the Non-Russian Nations of the USSR [Text] / Second Interim Report of the Select Committee on Communist Aggression, House of Representatives, Eighty - Third Congress, Second Session, under Authority of H. Res. 346 and H. Res. 438. - Wash.: U.S. Government Print office, 1954. - 25 p.