Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Экономика, финансы, менеджмент
14. Fixler, F. Poole R. Can police be privatized? Annals of the American Academy of Political and Social Science. Jul. 1998. - Vol. 498
Literature
1. Avrutin, J. E. Evaluation of the effectiveness of the internal affairs bodies. (Experience of systems research). — St.-Petersburg, 1998.
2. Atma%hitov, V. M. Revin, V. P., Tokarev, E. V. Recent developments in the fight against economic crime. — Moscow, 2000.
3. Babkov, D. V Formation of macro-economic mechanism for dealing with criminal processes in entrepreneurship. — St.-Petersburg, 2007.
4. Grachev, A. V. Sanctions as an economic tool for combating the informal sector economy of the country. — St.-Petersburg, 2010. — № 2.
5. Gubanov, A. V Evolution of the Theory and Practice of the Institute of police in foreign countries: Monograph // http://www.narcom.ru/law/system/27.html
6. Dronov, R. V The mechanism of neutralization of corruption in public administration. — St.-Petersburg, 2010.
7. Kamensky, A. Y. Office of economic security in the institutionalization of the shadow economy of Russia. — St.-Petersburg, 2004.
8. Kolesnikov, V. V Toolbox economic theory of law in the legislative and law enforcement, Economics and Law: an institutional approach in ensuring law and order, March 28, 2008. — St.-Petersburg, 2008.
9. Kolesnikov, V. V. Economic development and crime // Current challenges and strategies to combat crime. Monograph. — St.-Petersburg, 2005.
10. Christie, N. Acceptable number of crimes. — Moscow, 2006.
11. Maximova, O. Y. Optimizing the use of resources the Russian Interior Ministry in the context of price and quality law enforcement services / / Modern science. — 2010. — № 1.
12. Presidential Decree № 1468 of 24.12.2009 «On measures to improve the performance of Internal Affairs of the Russian Federation».
13. Private police cheaper state / Expert channel «Open Economy» (22.04.2009): http:// www.opec.ru/docs.aspx?id=389&ob_no=88320
14. Fixler, F. Poole R. Can police be privatized? Annals of the American Academy of Political and Social Science. Jul. 1998. — Vol. 498
УДК 342.336 C.B. Изутина*
Борьба с легализацией доходов,
полученных преступным путем, в условиях кризиса
Статья посвящена влиянию финансового кризиса на характер и объем операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем. Особое внимание уделено выводу нелегальных капиталов в оффшорные центры и тенденциям развития законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Ключевые слова: финансовый кризис, легализация доходов, оффшорные центры, законодательство о противодействии легализации.
S.V. Izutina*. Struggle against legalization of the incomes received by a criminal way, in the conditions of crisis. Article is devoted influence of financial crisis on character and volume of the operations connected with legalization of the criminal. The special attention is given a conclusion of illegal capitals in the offshore centers and to tendencies of development of the legislation on counteraction to legalization (washing up) of the incomes received by a criminal way, and terrorism financings.
Keywords: financial crisis, legalization of incomes, the offshore centers, the legislation about legalization counteraction.
* Изутина, Светлана Викторовна, адъюнкт кафедры административно-правовых и финансовых дисциплин Академии экономической безопасности МВД России. Академия экономической безопасности МВД России. Адрес: Россия, 125368, Москва, ул. Кольская, д. 2. Тел.: 186-02-10. E-mail: [email protected]
* Izutina, Svetlana Viktorovna, the graduated in a military academy of chair of is administrative-legal and financial disciplines of Academy of economic safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Academy of economic safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 125368, Moscow, Kola street, 2.
Статья поступила в редакцию 25 октября 2010 года.
Финансовый кризис, несомненно, оказал влияние на характер и объемы операций, связанных с легализацией преступных доходов. Основными тенденциями конца 2008 —начала 2009 гг. Росфинмониторинг назвал использование преступных денежных средств для кредитования частного бизнеса и вывод нелегальных капиталов в оффшоры, что вполне логично. Перенос внимания банковского надзора в сторону качества активов, адекватности резервирования и достаточности капитала сделал, наряду с рядом других причин, почти нереальной для многих предприятий возможность кредитования в легальном секторе.
Оффшорные центры в самом общем виде — это небольшие государства, специализирующиеся на привлечении иностранных капиталов с использованием существенных налоговых льгот. К наиболее известным таким центрам относятся: в Европе — Андорра, Болгария, Кампион (Италия), Еибралтар, Еернси, Джерси, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Швейцария, Кипр; в африкано-арабском регионе — Абу-Даби, Ангола, Бахрейн, Дубай, Кувейт, Ливия, Либерия, Оман, Сейшельские острова; в Восточной Азии и Полинезии — Австралия и др. Стоит отметить, что в отдельных случаях оффшоры способствуют подрыву эффективности валютного рынка, нарушению таможенных и налоговых законодательств стран и «отмыванию» денег, полученных преступным путем. Мировое сообщество выступает за укрепление законодательства и усиления контроля за деятельностью оффшорных центров.
По оценке Международного валютного фонда, масштабы отмывания «грязных денег» достигают от 2 до 5% мирового ВВП. В то же время в беднейших странах 100 млн. долларов позволяют ежегодно лечить 600 тыс. больных СПИДом или снабжать чистой водой 250 тыс. семей. Для борьбы с этой деятельностью во многих государствах созданы «подразделения финансовой разведки», но способы легализации незаконных капиталов разнообразны и постоянно развиваются. Очень часто такие операции строятся на использовании различий в законодательствах отдельных стран и носят транснациональный характер1. В условиях глобализации для отмывания денег часто используются оффшорные центры и налоговые убежища, финансово-банковские системы которых обеспечивают анонимность и конфиденциальность операций клиентов-бенефициаров. На международной конференции, организованной по инициативе ООН и Всемирного банка, состоявшейся 8-9 июня 2010 г. в Париже с участием банкиров, министров и органов банковского регулирования, отмечалось: сумма украденных государственных средств составляет (оценка Всемирного банка) от 20 млрд. до 40 млрд. долларов в год2.
Как известно, обладатели капиталов ищут место для них там, «где спокойнее». Так, только за первую половину 2009 г. через банки прибалтийских государств из России в оффшоры переведено более 295 млрд. рублей. Контроль за финансовыми потоками в условиях кризиса получил дополнительную социальную окраску. По утверждению руководителя Росфинмониторинга Юрия Анатольевича Чиханчина, его службой разработан алгоритм действий, позволяющий на основе наблюдения за финансовыми операциями предприятий и их контрагентов спрогнозировать и предотвратить вывод активов3. В 2009 г. Росфинмониторинг получил свыше 6 млн. сообщений о сделках, что меньше на треть, чем в 2008 г. При этом объем сделок снизился только на 8%. По словам Ю.А. Чиханчина, это свидетельствует о том, что сделки стали крупнее и весомее. Ведомство создало базу данных, с помощью которой можно успешно выделять незаконные сделки. Также служба успешно
4
сотрудничает со всеми правоохранительными органами и частным сектором .
Без сомнений, за годы работы финансовой разведкой Росфинмониторинга накоплен значительный опыт и, проанализировав его, вполне возможно спрогнозировать активность вывода активов в оффшоры. А вот, что касается «предотвратить», то в рамках существующего банковского законодательства это проблематично. В сложившейся ситуации считается необходимым устранение неоднозначности отдельных положений «антиотмывочного» законодательства и устранение несогласованности в подходах к его исполнению.
Еще одной характерной особенностью кризиса, отмеченной как международными организациями, так и Росфинмониторингом, является заметное перемещение «отмывочных» операций из банковской сферы в область торговых операций, операций, связанных с рынком недвижимости, активизация преступных схем в игорном бизнесе, на рынке драгоценных металлов и камней, и в среде адвокатов и нотариусов. Так, по данным Росфинмониторинга, в 2009 г. около 40% преступлений в области отмывания денег было совершено в финансовой сфере и более 30% — на потребительском рынке5.
Учитывая эти тенденции, законодателем был расширен круг организаций, обязанных осуществлять действия по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем. В 2009 г. Федеральными законами от 17 июля 2009 г. № 163-Ф3 и от 3 июня 2009 г. № 121-ФЗ6 в этот перечень были включены потребительские кооперативы и платежные агенты по приему платежей физических лиц7. Также Росфинмониторингом было утверждено новое Положение, в соответствии с которым контроль за исполнением требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 мая 2008 г. № 131 «Об утверждении Положения о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, и требованиями Федерального закона № 115-ФЗ»8. В Положении был расширен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, прописан порядок
9
проведения проверок и исключено ограничение по их частоте .
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Экономика, финансы, менеджмент
Возможно, это «заслуга» не финансового кризиса, но Министерство финансов РФ направило в аудиторские компании рекомендации, в соответствии с которыми при проведении проверок необходимо уделять особое внимание контролю за противодействием легализации преступных доходов10.
С начала кризиса внимание надзорных органов переместилось из области организации в банках системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в сторону контроля качества финансовых активов11. Заметим, что в течение последних нескольких лет Банк России отзывал банковские лицензии в подавляющем большинстве как раз по причине несоблюдения законодательства о противодействии легализации преступных доходов. Формальным основанием для отзыва лицензий, служили в основном нарушения правил формирования резервов на возможные потери и потеря ликвидности.
В заключение стоит отметить, что тема борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, находится в постоянном развитии, тенденции которого необходимо регулярно отслеживать. Тенденции можно отслеживать хотя бы простыми арифметическими действиями со статистическими данными из сообщений Росфинмониторинга и пресс-релиза Следственного комитета при МВД России. Однако, несмотря на развитие законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, нельзя не заметить один явный минус для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иными имуществом, — это постоянный стресс для сотрудников, вынужденных сообщать в Росфинмониторинг сведения не позднее дня, следующего за совершением (выявлением) соответствующих операций, и огромный объем информации, который необходимо обрабатывать. Ну, а плюс — это неуклонное повышение финансовой грамотности части населения, совершающей эти операции. Поэтому для более эффективной борьбы с легализацией доходов, кредитным организациям и надзорным органам необходимо сконцентрировать усилия на аналитических и надзорных функциях, а также на проверках территориальных учреждений кредитных организаций.
Список литературы:
1. Бондарев, Е. М., Кайлъ, Л. Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2. Зубченко, Л. Л. Борьба с отмыванием капиталов. Специально для сайта «Перспективы». Опубликовано на сайте 21/09/2010. Материалы сайта: http://www.perspektivy.info/oykumena/ekdom/ borba_s_otmyvanijem_kapitalov_2010-09-21.htm. (Дата обращения 26.09.2010 г.).
3. Смыслов, П. Л., Смыслов, Л. Г. Основные последствия неосмотрительности организаций при выборе способов разработки правил внутреннего контроля // Материалы сайта: www.smyslovy.ru. (Дата обращения 14.09.2010 г.)
4. Чиханчин, Ю. Л. Экономическая преступность в России несколько снижается / Парламентский корреспондент «ФК-Новости» Анна Козырева. — М., 2010 // Материалы сайта: http:/ /www.fcinfo.ru
5. Яковенко, Л. С. Борьба с легализацией преступных доходов: эффективность, затратность, уроки кризиса // Банковское обозрение. Банки. Финансы. Экономика. — 2010. — № 3/3 (134). — С. 15-17.
Literature:
1. Bondarev, E. M., Kajl, Л. N. Comment to the Federal law from August, 7th, 2001 № 115-FZ «About counteraction to legalization (washing up) of the incomes received by a criminal way, and terrorism financing».
2. Zubchenko, L. Л. The sciences, the leading research assistant of Institute of the scientific information on social studies (INION) РАН. Struggle with washing up of capitals. Specially for «The Prospect» site. It is published on a site 21.09.2010. Site materials: http://www.perspektivy.info/oykumena/ekdom/ borba_s_otmyvanijem_kapitalov_2010-09-21.htm. (Date of the reference of 26.09.2010).
3. Smyslov, P. Л., Smyslov, Л. G. The basic consequences of rashness of the organizations at a choice of ways of working out of rules of internal control / / Site materials: www.smyslovy.ru (Date of the reference of 09.14.2010).
4. Cixancin, U. Л. The economic criminality in Russia decreases a little / The parliamentary correspondent of «FK-NEWS» Anna Kozyreva. — Moscow, 2010. Site materials: http://wwwfcinfo.ru
5. Ikovenko, Л. S. Struggle with legalization of criminal incomes: efficiency, expenditure, crisis lessons // The Bank review. Banks. The finance. Economy. — Moscow, 2010. — № 3/3 (134).
1 Зубченко Л.А. Борьба с отмыванием капиталов. Специально для сайта «Перспективы». Материалы сайта: http:// www.perspektivy.info / oykumena/ekdom/borba_s_otmyvanijem_kapitalov_2010-09-21.htm.
2 Там же.
3 Яковенко А.С. Борьба с легализацией преступных доходов: эффективность, затратность, уроки кризиса. // «Банковское обозрение. Банки. Финансы. Экономика». М.: 29.04.2010. № 3/3(134). С. 15.
4 Чиханчин Ю.А. Экономическая преступность в России несколько снижается. /Парламентский корреспондент «ФК-Новости» Анна Козырева. М.: 26.05.2010. Материалы сайта: http://www.fcinfo.ru
Литвиненко А.Н., Ковтунова С.Ю. Разработка типовой структуры механизма обеспечения экономической безопасности...
5 Яковенко. А.С. Борьба с легализацией преступных доходов: эффективность, затратность, уроки кризиса. / / «Банковское обозрение. Банки. Финансы. Экономика». М.: 29.04.2010. № 3/3(134). С. 16.
6 Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 163-Ф3 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О противодействии легализации отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
7Федеральный Закон Российской Федерации от 3 июня 2009 года № 121-Ф3 г. Москва «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
8 Проверки, проводимые Росфинмониторингом. Материалы сайта: http://innm.clan.su/publ/32-1-0-163
9 Бондарев Е.М., Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
10 Яковенко А.С. Борьба с легализацией преступных доходов: эффективность, затратность, уроки кризиса. // «Банковское обозрение. Банки. Финансы. Экономика« М.: 29.04.2010. № 3/3(134). С. 16-17.
11 Смыслов П.А., Смыслов А.Г. «Основные последствия неосмотрительности организаций при выборе способов разработки правил внутреннего контроля«. Материалы сайта:www.smyslovy.ru. (Дата обращения 14.09.2010 г.)
УДК 338.24
А.Н.Литвиненко*, С.Ю. Ковтунова**
Разработка типовой структуры механизма обеспечения
экономической безопасности предприятия
при взаимодействии с органами внутренних дел
В данной статье рассматривается разработка и анализ механизма обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов совместно с органами внутренних дел, начиная от факторов, способствующих активизации угроз экономической безопасности предпринимательства, до выработки мер предотвращения возможных угроз. Также раскрыта концепция формирования и функционирования механизма экономической безопасности предприятия и определена его структура.
Ключевые слова: предприятие, экономическая безопасность, органы внутренних дел, механизм, взаимодействие.
Litvinenko*, S.Y. Kovtunova**. Working out of typical structure of the mechanism of maintenance of economic safety of the enterprise at interaction with law-enforcement bodies. This article describes the development and analysis of security mechanism of economic entities with agencies of the interior, ranging from factors that contribute to enhancing economic security threats to businesses, to develop measures to prevent possible threats. Also the concept of formation and functioning of the mechanism of economic security is introduced in the article, and its structure is determined.
Keywords: enterprise, economic security, internal affairs, mechanism, cooperation.
Сложившаяся в России экономическая ситуация и существующие особенности развития хозяйствующих субъектов, функционирующих на её территории, диктуют необходимость углублённого изучения проблемы обеспечения экономической безопасности. Мы исходим из того, что экономическая безопасность предприятия — это важнейшая характеристика функционирования всей экономической системы и жизнедеятельности хозяйствующих субъектов, выражающаяся в готовности институтов государства и общества успешно противодействовать внешним и внутренним угрозам стабильности ситуации в рамках обеспечения устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов1 .
Условия для существования предприятий на современном этапе развития очень сложны, что связано с общим кризисным состоянием российской экономики, сохраняющейся инфляцией и другими колебаниями на макроуровне, а также с рядом особых факторов, способствующих активизации угроз экономической безопасности предпринимательства. Среди таких факторов можно выделить:
* Литвиненко, Александр Николаевич, профессор кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор экономических наук. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1, тел. 744 70 68.
** Ковтунова, Светлана Юрьевна. Адъюнкт Санкт-Петербургского Университета МВД России, 1 курса Факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05. Управление народным хозяйством (экономическая безопасность). Адрес: Россия, г. Санкт-Петербургу, ул. Лётчика Пилютова, д. 1, тел. 744 70 68.
* Litvinenko, Alexander Nikolaevich, colonel, professor of economy and socially-economic processes management cathedral of the St.-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, doctor of economical science. Russia, St.-Petersburg, str. Pilot Piljutov, 1. Ph. 744 70 68. [email protected].
** Kovtunova, Svetlana Yurievna Post-graduated faculty student of the St-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia 1 course of faculty of preparation of scientific and scientifically-pedagogical shots on competition of a scientific degree of candidate of economical science on a specialty 08.00.05. Management of a national economy (economic security). Russia, St.-Petersburg, str. Pilot Piljutov, 1. Ph. 744 70 68.
Статья поступила в редакцию 22 октября 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010