ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОТМЫВАНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ Варфоломеева Людмила Николаевна, студентка [email protected] Рудых Екатерина Сергеевна, студентка [email protected] Игнатьева Ирина Валентиновна, к.э.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г.Иркутск [email protected]
В данной статье рассматриваются вопросы влияния легализации (отмывания) преступных доходов - денежных средств - на экономический рост. Проанализировано содержание действий, составляющих объективную сторону данного преступления, и меры по их предупреждению, а также раскрываются вопросы уголовно-правовой оценки легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
Ключевые слова: легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, организационные основы противодействия, ответственность за нарушение прав.
В современных условиях вызывают тревожность преступления в сфере экономики, представляющие угрозу национальной безопасности. Ущерб от данных преступлений существенный. Среди них следует выявить легализацию (отмывание) денежных средств, которая в настоящее время приобретает транснациональный характер. Её масштабы с каждым годом только лишь возрастают, что несомненно сказывается на экономике не только России, но и всего мира в целом. Подобные деяния причиняют колоссальный ущерб как отдельным лицам, организациям, так и государству, и являются противозаконными.
Проблема противодействия отмыванию денежных средств является актуальной, так как количество преступлений в экономической сфере данного характера значительно и наносит существенный урон экономическому росту.
Происходит интеграция в области экономики и повышается эффективность рынков капиталов, которые используют различные финансовые схемы, позволяющие перемещать значительные суммы денег как на внутренних, так и на внешних финансовых рынках.
Отсутствие контроля за движением средств на международных рынках дает преступным элементам возможность безнаказанно отмывать деньги, полученные в результате незаконной деятельности как на национальном, так и на международном уровнях. По оценкам экспертов Международного валютного фонда, через мировые финансовые системы ежегодно легализуются доходы от преступной деятельности в размере от 500 миллиардов до 1,5 триллионов долларов США, что в среднем составляет от 2 до 5 процентов мирового валового продукта[3].
В современных условиях теневые процессы легализации преступных доходов носят в основном международный характер. Национальные границы являются элементом, который скорее облегчает, чем препятствует незаконному отмыванию денег. Используя образцы национального и международного законодательства, преступные группы осуществляют теневые финансовые операции с использованием глобальных рынков. Для легализации преступных доходов, как правило, выбирается страна, где банковская тайна является наиболее строгой, а банковский надзор наименее эффективным, как правило, это развивающиеся страны, правительства которых заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций для экономического развития, поэтому они "закрывают глаза" на источники происхождения капитала.
"Грязные" денежные средства часто смешиваются с законным доходом, получаемым от обычной предпринимательской деятельности. Преступные группы, с целью легализации, создают предприятия, которые предоставляют услуги за наличные деньги, а доход, полученный от таких предприятий, смешивается с "грязными" деньгами, которые впоследствии накапливаются на банковских счетах и просто легализуются. Затем "отмытые" деньги поступают на международные финансовые рынки.
Законодательство и правовой механизм борьбы с экономической преступностью постоянно совершенствуются, предоставляя государственным органам дополнительные возможности для предупреждения и пресечения операций с денежными средствами и иным имуществом, которые добываются в результате преступной деятельности, а также идентификации и розыска материальных ценностей, которые подлежат конфискации.
В августе 2002 года был принят Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём» (далее - Федеральный закон) что, явилось очередным шагом в деле усиления борьбы против опасных форм экономической преступности.
В Российской Федерации создана нормативно-правовая база и организационная система, позволившая с момента вступления в законную силу Федерального закона вывести работу по противодействию на новый уровень, но пока это не даёт желаемого результата.
Легализация преступным путём доходов нарушает общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также затрагивает всю экономическую систему государства, создавая угрозу мирового масштаба [4].
Уровень криминогенной ситуации в стране может возрасти, в результате того, что на совершение преступлений снижаются затраты. Наличие эффективного канала отмывания денег является одним из важнейших условий преступной деятельности, поскольку финансовые результаты преступления имеют для правонарушителя меньшую ценность, чем средства, полученные в результате отмывания денег. Соответственно, чем дешевле бу-
дет обходиться отмывание денежных средств, тем продуктивнее будет преступная деятельность [5].
Оценить объёмы легализации денежных средств на мировом уровне пыталось множество учёных, среди которых Джон Уокер - это глава Австралийского отдела по анализу преступной деятельности. Он разработал модель, позволяющую оценить объёмы отмывания денежных средств, а также определяющую направления поступлений легализованных доходов в различных странах.
В своём отчёте за 2018 год Госдеп США установил, что ведущей страной по отмыванию денежных средств является Албания. Где наркоторговля, неуплата налогов, контрабанда и торговля людьми, как следует из данного отчета, являются источниками «грязных денег».
Очень распространён метод отмывания денежных средств, путём открытия отдельными лицами счетов в финансовых учреждениях, внесение на них крупных сумм в наличной валюте, а затем перевод их из страны на счета подставных компаний, которые, в свою очередь, переводят их в другое место.
Также, применяются такие методы, как использование фальшивых счетов, ведение двойной бухгалтерии и мошенничество с контрактами [6].
Достаточно серьезный ущерб экономическому росту страны наносит вывод денежных средств в оффшоры с целью легализации. Остановить эти операции очень трудно, и во многих случаях они остаются безнаказанными, что позволяет проводить их вновь. Правительства многих стран мира пришли к выводу, что слишком жесткое регулирование деятельности оффшорных компаний отрицательно сказывается на здоровом инвестиционном климате.
В данное время с помощью оффшорных компаний отмывается большая часть российских «преступных денег» [7].
В многочисленных странах вводятся ограничительные положения в свои налоговые кодексы, касающиеся национального налогового законодательства и, тем самым ограничивают использование оффшоров. Некоторое время владельцы оффшоров находились в полнейшей безопасности и были практически недосягаемы, так было до принятия Федерального закона для правоохранительных органов. Позже, после принятия закона ситуация с оффшорами принципиально изменилась, а также за счёт прогрессивной работы Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (сегодня Федеральная служба по финансовому мониторингу). РФ сформировали базу данных, которая устанавливает деловые связи с аналогичными зарубежными структурами, и при определенных условиях в состоянии найти любого нарушителя закона, за какими бы оффшорами он ни скрывал свои активы [2].
Следовательно, борьба с отмыванием денежных средств должна включать в себя два элемента: юридический и экономический.
Юридический путь - путём добавления нового квалифицирующего признака, изменение законодательства в сфере легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества следующим образом: «п. в ч.3 ст.174 или ч.4 ст.174 УК РФ совершение деяния с использованием оффшоров». В то же время, необходимо закрыть пути обхода мер по борьбе с легализацией денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем [1].
Экономический путь - посредством развития электронной регистрации компаний на территории России, которая будет способствовать упрощению процедуры их регистрации; улучшение инвестиционного климата, в частности, за счёт защиты прав инвесторов; снижение налоговой нагрузки.
В мире развиваются различные технологии и, возможно, в связи с этим появится большое количество различных способов и вариантов легализации преступных доходов. Если они будут глобальными и повсеместными, они могут оказать значительное воздействие на экономический рост как развитых, так и развивающихся стран и в совокупности на рост мировой экономики, что будет препятствовать ее развитию.
В 2019 г. возможно конкретизируют и ужесточат положения ст.174 УК РФ по поводу легализации преступно полученных денежных средств. Ведь данная статья, которая подразумевает ответственность за легализацию денежных средств, практически не работает.
Поэтому, новые предложения предполагают, что ответственность будут нести участвующие в отмывании денежных средств должностные лица, такие как: нотариусы, юристы и бухгалтеры. Также было предложено увеличить штраф для юридических лиц, которые участвуют в легализации денежных средств, полученных преступным путём.
Институт обязательного контроля будет также усовершенствован, путем установления дифференцированного подхода к представлению отчетности организациям по операциям, которые подлежат обязательной проверки.
Россия в последние годы занимает ведущие позиции в международной системе противодействия отмыванию преступных доходов. Это стало возможным благодаря слаженной работе Росфинмониторинга. Федеральная служба является неотъемлемой частью системы национальной безопасности страны и способствует выявлению преступлений в экономической сфере.
Итак, необходимо совершенствовать механизмы государственного финансового контроля финансовых операций и платежей, механизмы противодействия легализации незаконных доходов. Важное место в организации противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, занимает вопрос координации деятельности различных субъектов как учреждений, осуществляющих первичный мониторинг как правоохранительных органов, так и органов власти и управления, а также всего общества в целом.
Таким образом, противодействие легализации преступных доходов на мировом уровне, требует объединения усилий большинства государств мира, так как результаты этой борьбы пойдут на пользу как мировой экономики в целом, так и отдельных государств.
Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // «Собрание законодательства РФ». - № 25. - 17.06.1996. - Ст. 174.
2. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: Федер. закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 18.03.2019) - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/
3. Официальный сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.imf.org/external/Russian/ [Дата обращения: 12.04.2019 года].
4. Мезенцева, О.В., Мезенцева А.В. Финансовая безопасность // О.В. Мезенцева, А.В. Мезенцева // Проблемы противодействия легализации доходов, нажитых преступным путем. - 2017. - С. 27-30.
5. Колегов, А. В. Легализация доходов // А. В. Колегов // Адвокатские тайны. -2014. - С. 78-79. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://advokat-ko.ru/2014/11/legalizacija-dohodov/ [Дата обращения: 12.04.2019 года].
6. Бекряшев , А. К., Белозеров И. П. Структура процесса отмывания денег, полученных преступным путем. // А.К. Бекряшев, И. П. Белозеров// Проблемы экономики. -2016. - № 7 - С. 98 - 99.
7. Ворожихин, В., Милоголов, Н., Церенова, К. Международное налогообложение: размывание налоговой базы с использованием оффшоров //. В. Ворожихин, Н. Милого-лов, К. Церенова// Налоговая политика государства. - 2016. - с. 34-35. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://panteon-offshore.ru/ [Дата обращения: 12.04.2019 года].
Varfolomeyeva Lyudmila, a student [email protected] Rudykh Ekaterina Sergeevna, student [email protected]
Ignatieva Irina Valentinovna, Ph. D., associate Professor
VSF of the rgup, Irkutsk
COUNTERING MONEY-LAUNDERING
This article discusses the impact of legalization (laundering) of criminal proceeds - money -on economic growth. The content of the actions that make up the objective side of the crime, and measures to prevent them, as well as the issues of criminal-legal assessment of legalization (laundering) of proceeds from crime are analyzed.
Keywords: legalization (laundering) of funds or other property acquired by criminal means, organizational bases of counteraction, responsibility for violation of rights.