Научная статья на тему 'Борьба с контрабандой на Амуре и Уссури'

Борьба с контрабандой на Амуре и Уссури Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
294
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба с контрабандой на Амуре и Уссури»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

В.В. ШЕВЧЕНКО

Борьба с контрабандой на Амуре и Уссури

Наряду с пополнением государственной казны путем взимания пошлин, акцизов и других видов таможенных сборов, борьба с контрабандой во все времена продолжала и продолжает оставаться важнейшей составляющей деятельности таможенных органов России.

В период становления таможенной службы на территории вдоль пограничных рек Амур и Уссури эту задачу приходилось решать в очень сложных условиях. До открытия таможенных учреждений в этом регионе службу по охране границы несли казаки Амурского и Уссурийских казачьих войск. Именно эти формирования, даже после создания в 1909 г. Приамурского таможенного округа выполняли функции пограничного надзора. С созданием округа, таможенный надзор и борьба с контрабандой были возложены на таможенные посты и заставы, располагавшиеся обычно на перекрестах транспортных путей вдоль границы. К 1 января 1913 г. на территории современных Еврейской автономной и Амурских областей, Хабаровского края по границе с Китаем осуществляли свою деятельность две таможни - Благовещенская (60 шт. ед.) и Хабаровская (46 шт. ед.), 7 таможенных застав и больше 20 постов, в которых несли службу 392 таможенных досмотрщика и стражника1, при протяженности государственной границы свыше 2000 км. Таким образом, при полном отсутствии пограничных инженерно-технических заграждений на каждого досмотрщика приходилось более чем 5 км границы. И это без средств связи и слабом материально-техническом оснащении: моторный катер имелся в Благовещенской и пароход в Хабаровской таможнях, на заставах и постах были в лучшем случае гребные и парусные лодки. В зимнее время граница и вовсе становилась открытой.

В то же время, при трудностях с доставкой промышленных товаров и продуктов питания из западных областей России и даже Сибири (сквозное

1 Государственный архив Еврейской автономной области (ГА ЕАО). Ф. Р-41. Оп. 1. Д. 1. Л. 31-31об.

ШЕВЧЕНКО Владимир Владимирович — начальник кинологической службы Биробиджанской таможни.

сообщение по Транссибирской магистрали открылось только в 1915 г. с окончанием постройки железнодорожного моста в Хабаровске), и, соответственно, высоких ценах на них, рядом находился Китай с его дешевыми местными товарами. Все это обеспечивало высокую доходность занятия контрабандным промыслом. На ситуацию в целом влияло и то, что в первые годы освоения дальневосточных земель местное население привыкло покупать дешевые товары в Китае и от этой привычки отказываться не собиралось. Чтобы выйти из-под надзора станичных правлений, стоящих за всестороннее содействие таможенным служащим, казаки стали организовывать хутора и выселки у самой границы для перевалки контрабандных товаров.

Несмотря на эти тяжелейшие условия, таможенные учреждения активно вели борьбу с контрабандой. В Извлечении из Инструкции таможенным постам Забайкальской, Амурской и Приморских областей, утвержденной министром финансов 18 декабря 1910 г., надзирателям постов ставилась задача досконально изучить все существующие в районе деятельности дороги, образ жизни приграничного населения, собирать сведения о лицах, подозреваемых в занятиях контрабандным промыслом, и осуществлять за ними постоянный надзор2. При этом указывалось, что на проведение обысков или выемок контрабандных товаров в жилых помещениях, за пределами 875 саженей (1,5 км) от сухопутной пограничной полосы надзиратель обязан испрашивать разрешения округа, что сильно затрудняло работу таможенников. Исключение делалось лишь для случая, когда контрабанда вносилась в помещение на глазах преследующих контрабандиста таможенников3.

При преследовании запрещалось переходить государственную границу. При этом надзиратель таможенного поста мог только возбудить дело о контрабанде и затем передать его в закрепленную за постом таможенную заставу. Согласно действующему в Российской империи Уставу уголовного судопроизводства дела о контрабанде рассматривались судом или таможенным управлением. Непосредственному ведению таможенного управления подлежали дела по контрабанде, обнаруженной в черте действия таможенных учреждений, когда за это нарушение полагалась денежная пеня (штраф) с конфискацией товаров и транспортных средств или конфискация без применения штрафа и задержание контрабандных товаров и транспортных средств без предъявителя (бесхозяйная), если никто в течение 7 дней не заявит права на задержанные предметы. Во всех остальных случаях дело передавалось в суд. При этом, если обвиняемый в контрабанде в течение трех суток заявлял о своем согласии подчиниться постановлению таможенного органа, то дело в суд не передавалось и решалось общим присутствием заставы. При отсутствии у задержанных финансовых средств или поручительств третьих лиц на погашение штрафов, эти лица подлежали передаче под надзор полиции.

2 Там же. Д. 12. Л. 100.

3 Там же. Л. 101.

Резкий рост контрабанды произошел после отмены с 1 января 1913 г. 50-верстной полосы по обе стороны границы для беспошлинного ввоза товаров для местного потребления и ужесточения системы взимания таможенных пошлин. Если раньше среди товаров, незаконно перемещаемых через границу, в основном фигурировали спиртные напитки и подакцизные товары, то с отменой льготы в этот перечень стали входить и товары массового спроса. В качестве примера приведем отчет о движении контрабанды по Союзному таможенному посту Хабаровского таможенного участка за второе полугодие 1913 г., из которого следует, что за период с 1 июля 1913 г. по 1 января 1914 г. было произведено 13 задержаний на сумму 224 рубля 93 коп. и пени в 812 руб. 10 коп.4 Из отчета следует, что размер штрафов (пеня), налагаемых на товары, запрещенные к ввозу и подлежащие обложению акцизом, значительно превосходил стоимость товара: в отношении спирта и табака - в десятки раз, а на игральные карты стоимостью 20 коп. был наложен штраф в 15 руб., что превышало заявленную цену в 75 раз. В то же время денежное взыскание на муку превышало цену лишь на 50 %.

Для более оперативной деятельности таможенным постам предоставили право продавать с аукциона контрабандные спиртные напитки, а также передвижные средства и скоропортящиеся продукты5, ранее представленное только таможенным заставам и таможням. Так как в дальневосточном регионе задерживалось много контрабандного опия, а в западных районах страны в госпиталях остро не хватало обезболивающих средств, с началом Первой мировой войны Департамент таможенных сборов разослал циркуляр о необходимости пересылки в управление Верховного начальника санитарных и эвакуационных частей конфискованного опия для получения из него морфина6.

Ввиду повышения мировых цен на драгоценные металлы значительно вырос нелегальный вывоз золота за границу, в том числе и в Китай. По оперативным данным того времени, из Благовещенска в Харбин и из Владивостока пароходами или ж/д транспортом по КВЖД в г. Тяньзинь и оттуда до Шанхая шла систематичная утечка золота в Китай. В адрес китайских фирм и частных лиц китайского происхождения высылались денежные переводы от 2500 до 65 000 руб. и ценные письма с вложением кредитных билетов на крупные суммы. Из Шанхая, Тяньзина и Чифу за период с 17.12.1914 по 01.04.1915 г. было выслано 403 100 руб.7, а в небольшую почтово-телеграфную контору станицы Екатерино-Никольской - несколько ценных писем с кредитными билетами на десятки тысяч рублей. Канал был очень хорошо отработан и ни одного крупного случая задержания шлихового золота служащими таможенного ведомства не зафиксировано.

4 Там же. Д. 5. Л. 10.

5 Там же. Д. 6. Л. 12.

6 Там же. Д. 9. Л. 2.

7 Там же. Д. 7. Л. 27.

С введением сухого закона в начале Первой мировой войны произошло резкое увеличение случаев контрабандного ввоза спирта и водки, при этом использовались самые немыслимые способы сокрытия: из прорезиненной ткани шились специальные жилеты, в которые затем заливался спирт, тайники обнаруживались в полозьях саней (Пашковская таможенная застава, Забеловский таможенный пост8); специально изготовленные емкости размещались в бочках с солеными огурцами (Хабаровская таможня9). Первоначально контрабандный спирт подлежал уничтожению, но затем было разрешено продавать его с аукционов для вывоза в Японию, а также передавать на нужды казенных учреждений10.

Для контроля над перевозкой груза по рекам в устье Сунгари и в месте впадения Казакевической протоки в Амур были размещены брандвахты (Усть-Сунгарийская и Забеловского таможенного поста). Для контроля над товарами, в отношении которых не было завершено таможенное оформление, на судне или барже размещался досмотрщик, который следил, чтобы товар не был выгружен по дороге, и сдавал его в таможню назначения. Для снабжения паровых двигателей судов дровами на русском берегу через определенные промежутки располагались дровяные склады, в которых находилось иногда до 1000 саженей дров. Сразу же на сопредельном китайском берегу появлялись фанзы, где активно торговали спиртными напитками. Сопровождающий теплоход досмотрщик следил также и за тем, чтобы команда во время остановок не приобретала там спиртные напитки.

В целях борьбы с контрабандой было налажено тесное взаимодействие и с другими контролирующими органами. Так, для предотвращения хищнического истребления соболя законом от 1.06.1912 был запрещен вывоз в Китай собольих шкурок. В его развитие, циркуляром от 01.04.1914 предписывалось при обнаружении вывоза передавать с протоколом под расписку местной администрации или чиновникам лесного ведомства для дела или уголовного преследования11. Имелся тесный контакт и с корчемной стражей, созданной в Амурской области в 1911 г. В ее обязанности входило наблюдение за неводворением из-за границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу, а также выявление уже провезенной контрабанды. Вопрос борьбы с контрабандой находился на постоянном контроле военного губернатора. Таможенные учреждения в своих докладах просили указывать, где на сопредельном берегу приобретались товары, незаконно ввозимые в Россию, на каком расстоянии от берега Амура они находятся и кому принадлежат12. Специальным постановлением от 10.08.1916 запрещалось хранение, пере-

8 Там же. Д. 7. Л. 3.

9 Там же. Д. 10. Л. 5.

10 Там же. Д. 9. Л. 22.

11 Там же. Д. 3 Л. 48.

12 Там же. Д. 9. Л. 136.

возка, приобретение спирта. За это деяние штраф мог достигать 500 руб. или грозил арест до 3 месяцев.

Если Февральскую буржуазно-демократическую революцию приняли все служащие департамента таможенных сборов, то после октябрьских событий в среде служащих начались разброд и шатания. С 28 декабря 1917 г. в центральном аппарате и ряде таможен западного региона начались частичные забастовки. Это не могло не сказаться на состоянии борьбы с контрабандой. К марту 1918 г. на дальневосточной границе сложилась тяжелейшая обстановка: целый ряд постов постановлениями местных комитетов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов был закрыт, их имущество и задержанные контрабандные товары разграблены и розданы местным жителям. Даже там, где таких случаев не было, после изъятия местными казаками оружия у личного состава застав и постов (служащие Союзного таможенного поста, например, были разоружены 26 августа 1918 г.) местные жители и китайцы перестали платить пошлины и свободно пересекали границу без предъявления товаров к осмотру. Например, в августе 1919 г. сход казаков хутора Союзный заставил управляющего одноименным постом отдать задержанный у китайских граждан при переходе границы опий, и только по требованию атамана станицы Екатерино-Никольской конфискованный опий был возвращен тамо-женникам13.

Местное население выступало против возобновления деятельности таможенных постов и враждебно относилось к таможенным служащим, которые даже при такой чехарде властей и неразберихе пытались выполнять свои функции. Нередко доходило и до кровавых стычек с контрабандистами. В ночь с 6 на 7 февраля 1919 г. в 25 верстах от Хабаровска были убиты четыре досмотрщика Забеловского таможенного поста, их оружие и казенное обмундирование похищено14.

Таможенные учреждения в такой ситуации не могли выполнять свои функции, а некоторые полностью прекратили деятельность. В своем отчете за 1920 год управляющий Союзным постом докладывал, что уже пять месяцев досмотрщики не обеспечиваются денежным содержанием, так как переводы лежат в ст. Екатерино-Никольской, но он не может их получить, ввиду отсутствия денег на почте. Приходилось по очереди отпускать служащих поста на заработки, чтобы они могли прокормить свои семьи.

Для охраны государственной границы и борьбы с контрабандой приказом Амурского областного народно-революционного комитета от 25.04.1920 № 67 был сформирован батальон военно-пограничной стражи, которому передавался весь инвентарь, предназначенный для охраны: лошади, оружие и таможенные суда. На постах предлагалось оставить по 3 человека, на заставах - по 5 служащих, по одной лошади с телегой и упряжью и 1 седло. На тамо-

13 Там же. Д. 16. Л. 4.

14 Там же. Д. 16. Л. 15.

женные учреждения возложили таможенное оформление грузов и пассажиров и конфискационное делопроизводство. Однако этот эксперимент оказался несостоятельным. Уже в начале октября батальон военно-пограничной стражи был расформирован. Как отмечалось в приказе, «мало сведущий в таможенном отношении командный состав, не говоря уже о рядовых, вмешиваясь в функции таможенных учреждений, создал принцип двоевластия»15. К тому же личный состав оказался неподготовленным в социально-психологическом плане, количество случаев обнаружения контрабанды в черте действия погранохраны сильно сократилось, стали задерживаться товары, не имеющие отношения к контрабанде, на которые не составлялись протоколы, а сами товары использовались для собственных нужд. Таможенным учреждениям вновь передали функции охраны государственной границы, а таможенному инспектору поручалось немедленно представить в народно-революционный комитет положения, штаты и сметы вновь учреждаемых постов и застав.

Но даже с учетом открытия нескольких таможенных постов ситуация на границе оставалась сложной. Для ее изменения властями Дальневосточной республики (ДВР) 31 мая 1922 г. был издан приказ «Об усилении охраны границы ДВР в таможенном отношении»16, по которому к таможенным учреждениям прикомандировывались конные бойцы из кавалерийских частей пограничных войск. Но полного взаимодействия не удалось достичь и на этот раз. Инспектору таможенного участка пришлось своим циркуляром указывать на недопустимость действий управляющих заставами и постами, часто не допускающих бойцов погранстражи к несению службы, не выделяющих лошадей, а то и просто не выплачивающих денежное довольствие. Все это, естественно,

17

сказывалось на положении дел на границе17.

После воссоединения ДВР с РСФСР охрана государственной границы в политическом, экономическом и военном отношении постановлением ВЦИК от 06.11.1922 была возложена на органы ГПУ18. Приказом ГПУ за № 252 в 1922 г. был закреплен следующий порядок взаимодействия органов ГПУ с таможенными органами:

- при пропуске багажа и грузов через границу досмотр производят таможни, руководствуясь таможенными правилами, при досмотре обязан присутствовать погранпредставитель ГПУ в качестве политического контроля, следя за правильностью таможенного надзора;

- в обязанности представителя погранотдела на таможенных пунктах кроме проверки документов, дающих право на пересечение границы, входило и производство в случае необходимости личного досмотра, досмотра вещей и багажа, в том числе и вторичного;

15 Там же. Д. 15. Л. 152.

16 Там же. Д. 27. Л. 72.

17 Там же. Д. 27. Л. 105.

18 ГА ЕАО. Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 6. Л. 126-127.

- обнаруженные сотрудником ГПУ при досмотре предметы, не оплаченные таможенной пошлиной, запрещенные к ввозу или вывозу (кроме документов и бумаг), передаются таможне;

- при обнаружении неправильных действий таможенного сотрудника Погранотдел сообщает об этом управляющему таможни или таможенному Инспектору19 .

В связи с привлечением к таможенному досмотру сотрудников пограничной стражи и обучением вновь принятых таможенных досмотрщиков положениям таможенной и погранично-охранной службы была разработана специальная программа, в которой доводились правила ввоза, вывоза и транзита товаров, порядок перемещения пассажиров, взимания таможенных пошлин и сборов, понятие контрабанды и весь комплекс борьбы с таможенными правонарушениями, а также права и обязанности сотрудников20.

Для борьбы с контрабандой были организованы комиссии в составе представителей Народного комиссариата внешней торговли (НКВТ), Государственного политического управления (ГПУ) и Народного комиссариата финансов (НКФ) под председательством НКВТ. Наркомюсту было предложено циркулярно предписать судебным органам рассматривать поступающие дела о контрабанде не позднее десяти дней со дня доставки в суд и организовать в местах нахождения таможен дежурные судебные камеры для задержанных контрабандистов. Лица, занимавшиеся контрабандным промыслом, подлежали высылке из пограничной полосы. Рекомендовалось периодически проводить облавы для обнаружения товаров, привезенных контрабандным способом и не оплаченных пошлиной. Сотрудникам таможенных органов выдавались по предписаниям начальников таможенных органов и после проверки в органах ГПУ пропуска на свободное передвижение в погранполосе в любое время суток.

Одновременно ужесточались правила нахождения жителей в пограничной полосе вне населенных пунктов: была запрещена заготовка леса на дрова на китайском берегу; всем пограничным волостным и сельским органам власти предписывалось принять меры к установлению зимнего санного пути для пассажирского и грузового передвижения по льду р. Амур вдоль русского берега, не переходя государственной границы.

В 1923 г. началась реорганизация таможенных учреждений: постановлением Дальревкома от 10.02.1923 были введены новые штаты таможенных учреждений Благовещенского таможенного участка. В его состав вошли две таможни 1-го разряда: Благовещенская (91 чел. и катер) и Хабаровская (71 чел. и пароход с должностями капитана и моториста), а также таможни 3-го разряда (через эти таможенные учреждения могли пропускаться только простейшие товары, не требующие технической экспертизы). Среди них были 9 тамо-

19 Там же. Л. 126-127.

20 Там же. Л. 21-22.

жен с числом служащих от 7 до 9 чел., а также 35 постов со штатом от 4 чел. (Бикинский, Казакевический, Амазарский). 22 стражника насчитывалось в Благовещенском таможенном посту. Таможенные посты могли заниматься пропуском пассажиров, их багажа и «жизненных» товаров. Одновременно часть существовавших ранее таможенных постов была закрыта21.

В процессе реорганизации таможенных структур почти полностью изменился состав служащих таможенных органов. Анализ личных дел сотрудников Екатерино-Никольской таможни показал, что из семи человек на 1 января 1924 г. лишь один имел стаж работы в таможенном ведомстве более трех лет. Только у старшего стражника Василия Петровича Стафеева, сдавшего экзамены экстерном за пять классов реального училища, был большой опыт работы - от чиновника почтово-телеграфного ведомства до начальника отдела в Московском международном коммерческом банке, а затем в таможенном ведомстве. Впоследствии ему пришел вызов из Далькомбанка с предложением работать в должности помощника бухгалтера с окладом в 100 руб. (столько же тогда получал управляющий таможни).

Большая же часть сотрудников имела за плечами двухклассную сельскую школу или только домашнее образование. Впечатляет другое - жизненный опыт этих людей. К примеру, стражник Ефим Васильевич Порушенков. В 1908 г. за революционную деятельность он был приговорен военно-полевым судом к смертной казни, впоследствии замененной 20 годами каторги. После революции был освобожден, активно участвовал в Гражданской войне - прошел «вагоны смерти» у атамана Калмыкова, был ранен у Красной речки при освобождении Хабаровска... В автобиографиях других таможенников - участие в боях под Порт-Артуром и в Гражданской войне.

Одним из инструментов создания заинтересованности служащих таможенного ведомства в активном задержании контрабанды как до 1917 г., так и в первые годы советской власти был принцип материального поощрения, который неоднократно менялся. Так, в 1922 г. при продаже контрабандных товаров и перевозочных средств и взыскании пени по делам о нарушении таможенных правил 30 % шло в казну, 20 % - тем сотрудникам, которые вели конфискационное делопроизводство и 50 % - непосредственным участникам задержания (при этом суммы не более 300 руб. выделялись сразу, а остальные по окончательному решению суда)22. С 1 октября 1923 г. за задержание предметов воинского снаряжения и спиртных напитков служащий мог получить от 70 до 100 % от суммы реализации, за исключением расходов на перевозку и судебные издержки. За задержание других видов товаров 30 % шло в казну, а 70 % распределялись таким образом: 33 % - прямым задержателям, 20 % -косвенным, а если таких не было, то 50 % суммы - погранохране, 50 % дели-

21 Там же. Л. 163.

22 ГА ЕАО. Ф. Р-41. Оп. 1. Д. 27. Л. 79-80.

лось поровну между таможенным округом и контрразведывательным отделом ГПУ данного округа.

Весь 1924 год граница между СССР и Китаем по р. Амур была закрыта для вывоза и ввоза товаров и пересечения в обоих направлениях. Местное население ввиду острой нехватки товаров стало активно заниматься контрабандным промыслом. Каждый месяц сотрудники ОГПУ и пограничной охраны регистрировали от 15 до 23 задержаний на каждой заставе. Среди товаров чаще всего фигурировали: х/б ткани - в 90 % случаев; чай - 50 %; табак - 45 %; спирт - 60 %; спички - 60 %; нитки швейные на катушках - 20 %. По докладам управляющего Екатерино-Никольской таможни, до 70 % населения занималось контрабандой. Для борьбы с ней предлагалось усилить погранохрану войск ГПУ и наладить снабжение населения товарами первой необходимости

23

своего производства23.

В 1925 г. число задержаний достигло 8584 случаев (при населении Амурской губернии 387 000 чел.), а стоимость контрабандных товаров составила 330 741 руб. Если из общей численности населения убрать детей и глубоких стариков, то получается, что из каждых десяти жителей один задерживался с контрабандой. Проследим динамику правонарушений на примере Екатерино-Никольской и Михайло-Семеновской таможен 3-го разряда, располагавшихся в районе устья р. Сунгари (табл. 1).

Таблица 1

Динамика таможенных правонарушений в устье р. Сунгари (1923-1927 гг.)

Наименование таможни Количество задержаний

1923 г. 1924 г. 1925 г. 1926 г. 1927 г.

Екатерино-Никольская 70 306 205 126 -

Михайло-Семеновская 34 128 118 129 145

Из табл. 1 следует, что пик задержаний приходится на 1924 г. Увеличение показателей в 1927 г. Михайло-Семеновской таможней объясняется тем, что с закрытием в 1926 г. Екатерино-Никольской таможни все дела по контрабанде в этом районе передавались ей.

На лиц, задержанных при перемещении контрабандных товаров, налагались большие суммы штрафов и пени, но реально взыскивалось лишь не более 1-1,5 %. Сумма невзысканной пени на 1 января 1925 г. только по Екатерино-Никольской таможне достигла 27 097 руб., при этом за 1924 г. удалось взыскать лишь 3922 руб. (6,9 %). Для увеличения поступления денежных средств в бюджет стали проводиться особые мероприятия - «ударники по взысканию конфискационных недоимок»24. Весь участок разбивался на

23 Там же. Д. 10. Л. 362.

24 Там же. Д. 12. Л. 64.

районы: 1-й район - Михайло-Семеновская таможня, 2-й район - Екатерино-Никольская, 3-й район - Пашковская и Иннокентьевская таможни. Для проведения этой работы к учреждениям прикомандировывались сотрудники из других таможен и постов. Формировались группы по два человека в каждой, им вручались списки недоимщиков по населенному пункту (только по административным делам, по судебным делам взыскание проводилось сотрудниками милиции). Для более точного и правильного исполнения законов каждой группе выдавались инструкции о порядке взыскания налогов и сборов, копии руководящих документов и циркуляров. Прием платежей осуществлялся по ордерам квитанционных книжек. Группам давались большие права - в случае отсутствия денежных средств у недоимщика все имущество обращалось на возмещение штрафов и пеней (необходимых носильных вещей и предметов домашнего обихода; орудий промысла и продуктов питания на шесть месяцев на семью; одной лошади на десять и одной коровы на шесть едоков с необходимым запасом кормов, а также семенного зерна). На имущество и помещения в присутствии органов местной власти и двух понятых составлялся протокол и оно продавалось с аукциона или передавалось на хранение ответственному лицу25.

Суммы штрафов и пени по контрабандным делам росли, но их собираемость, несмотря на все принимаемые меры, составляла лишь несколько процентов. В последующие годы было принято решение о списании штрафов с неимущих граждан. Как пример - выписка из постановления Михайло-Семеновской таможни от 10.02.1926, в которой читаем: «рассмотрев материалы по конфискационным делам 1924 года (всего 8 дел), 1925 года - (25 дел), по которым числятся недоимки на сумму 3479 рублей 50 копеек контрабандной пени и принимая во внимание, что имущество недоимщиков обследовано органами рабоче-крестьянской милиции и сотрудниками таможни и усматривается их несостоятельность - руководствуясь циркулярным распоряжением от 19.01.1925 года № 33 и циркуляром начальника Дальневосточного отделения ГТУ от 10.11.1925 года № 4211 постановило: обратиться к управляющему Благовещенской районной таможни с просьбой о возбуждении ходатайства перед Амурским губернским финансовым отделом о сложении числящихся недоимок со счетом, ввиду безнадежности их поступления»26. При этом, если недоимщик состоял членом коммуны или колхоза, то пеню за контрабанду не взыскивали. В этом случае только составлялся акт, а от правления этих сельскохозяйственных образований требовалась подписка об извещении таможенного учреждения в случае выхода человека из колхоза.

Ввиду отмены «золотого» червонца и запрещения вывоза советской валюты за границу произошло резкое подорожание товаров, чаще всего являвшихся предметами незаконного перемещения через границу (они стали не-

25 Там же. Л. 70.

26 ГА ЕАО. Ф. Р-30. Оп. 1. Д. 8. Л. 4.

выгодными к ввозу из-за границы, так как упал курс червонца за рубежом). Теперь уже из СССР повезли в Китай муку, спички и керосин; стали перегонять домашний скот, а деньги - ввозить в Россию. Все внимание пришлось переключать на экспортную контрабанду.

Во второй половине 30-х годов после закрытия всех внутренних таможен региона делами по контрабанде стал заниматься отдел по борьбе с контрабандой Дальневосточного отделения ГТУ. Ввиду отсутствия средств у недоимщиков взыскание продолжало растягиваться на несколько лет. В государственном областном архиве Еврейской автономной области сохранилась переписка отдела по борьбе с контрабандой с начальником Биробиджанской раймили-ции, датированная 13.10.1930 г., об обследовании имущественного положения должников, штраф на которых был наложен в 1927 г.

С усилением охраны государственной границы и ужесточением наказания за нарушение пограничного режима товарная контрабанда перестала быть массовой и появилась вновь только с либерализацией внутренней и внешней политики государства в конце ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.