Научная статья на тему 'Борьба мирового сообщества с современным морским пиратством в Юго-Восточной Азии'

Борьба мирового сообщества с современным морским пиратством в Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1089
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / МАЛАККСКИЙ ПРОЛИВ / ПИРАТ / МОРСКОЕ ПИРАТСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лушпай Дмитрий Владимирович

Регион Юго-Восточной Азии, и в частности Малаккский пролив, в настоящее время является одним из наиболее опасных мест для мирового судоходства. Малаккский пролив один из самых важных морских путей, соединяющий Индийский океан с Тихим, по которому осуществляется связь между Индией, Индонезией и Китаем. В год через пролив проходит около 50 тыс. кораблей, обслуживающих до четверти всего морского товарооборота, включая транспортировку нефтепродуктов. Всё это делает пролив очень привлекательным местом для действий террористов и пиратов в последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба мирового сообщества с современным морским пиратством в Юго-Восточной Азии»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 14 (229) Политические науки. Востоковедение. Вып. 10. С. 11-16.

ГЕОПОЛИТИКА

И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ь

Д. В. Лушпай

БОРЬБА МИРОВОГО СООБЩЕСТВА С СОВРЕМЕННЫМ МОРСКИМ ПИРАТСТВОМ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Регион Юго-Восточной Азии, и в частности Малаккский пролив, в настоящее время является одним из наиболее опасных мест для мирового судоходства. Малаккский пролив - один из самых важных морских путей, соединяющий Индийский океан с Тихим, по которому осуществляется связь между Индией, Индонезией и Китаем. В год через пролив проходит около 50 тыс. кораблей, обслуживающих до четверти всего морского товарооборота, включая транспортировку нефтепродуктов. Всё это делает пролив очень привлекательным местом для действий террористов и пиратов в последние годы.

Ключевые слова: Юго-Восточная Азия, Малаккский пролив, пират, морское пиратство.

Пират объявлен hostis humani generis (лат.), т. е. врагом рода человеческого, и поэтому подлежит суду и наказанию в любой стране. Международной практикой допускается уничтожение пиратов кем угодно без объявления войны. Однако пираты, взятые в плен, должны предстать перед надлежащим судебным органом, и их дело должно быть рассмотрено в соответствии с законом1.

Мировые морские пути по-прежнему являются основным средством международной торговли. Статистика, свидетельствующая об участившихся пиратских нападениях, указывает на необходимость выработки мер правового, организационного и технического характера по предотвращению пиратства, поэтому правительства прибрежных государств и судоходные компании разработали различные меры по борьбе с пиратством в данном регионе, такие как:

1. Правовые меры.

В настоящее время международными морскими организациями пиратство рассматривается как составляющая часть терроризма. Охрана морских путей превращается в приоритетное направление деятельности правоохранительных органов прибрежных государств и в первую очередь стран, которые контролируют

деятельность основных каналов и проливов. Наиболее вероятными объектами атаки со стороны террористов рассматриваются Суэцкий и Панамский каналы, Малаккский, Сингапурский и Аденский проливы, а пиратские нападения классифицируются как реальная подготовка или прикрытие подготовки к проведению масштабного террористического акта. Основанием для этого служит следующее:

- пиратство превратилось в главную угрозу для судоходства в проливных зонах и каналах, что затрудняет функционирование системы мировой торговли;

- при нападении на суда нельзя сразу определить цели, которые преследуют нападающие;

- не исключено, что пиратские нападения предпринимаются для решения материальных проблем террористических организаций2.

В Юго-Восточной Азии антипиратские меры принимаются главным образом странами региона. Так, в конце 2005 года представители Японии, Сингапура, Камбоджи и Лаоса подписали «Региональное соглашение о сотрудничестве в противодействии пиратству и вооруженным нападениям на корабли в Азии». Впоследствии к нему присоединились Китай, Южная Корея, Индия, Шри-Ланка и Бангладеш.

Международный морской комитет (Comitia Maritime International), созданный в 1998 г., разработал модель национального законодательства по борьбе с пиратством и насильственными преступлениями на море (Model National Law on Acts of Piracy and Maritime Violence). В разработке этого документа приняли участие судоходные международные организации и клубы взаимного страхования. В основу нового законодательства легли:

- законопроект «Региональное соглашение по сотрудничеству в борьбе с пиратством и вооруженными ограблениями судов» (Draft regional Agreement on Cooperation in Preventing and Suppressing Acts of Piracy and Armed Robbery Against Ships);

- кодекс «Правила расследования случаев пиратства и вооруженных ограблений судов» (Code of Practice for the Investigation of the Crime of Piracy and Armed Robbery Against Ships).

По мнению специалистов Международного морского комитета, в настоящее время возникла необходимость быстрого внедрения этого законодательства на уровне национальных государств. Основной причиной этого является крайне незнчительное количество доведенных до суда дел о пиратских нападениях, несопоставимое с числом преступлений на море. Это происходит из-за того, что национальные законодательства прибрежных государств не имеют статей, направленных против пиратства. Внедрение нового унифицированного законодательства поможет решению этой проблемы3.

Еще один документ был подписан в мае 2005 г. по инициативе правительства Японии -«Соглашение о региональном сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженными ограблениями судов в Азии» (Regional Cooperation Agreement on Combating Piracy and Armed Robbery against Ships). Впоследствии его подписали Республика Корея, КНР, Индия, Шри-Ланка и Бангладеш.

Основной целью данного соглашения было создание и функционирование Центра распространения информации (Information sharing Centre), который располагается в Сингапуре и является международной организацией. Главная задача центра - сбор, обработка и передача информации о подготовке и осуществлении актов пиратства в регионе странам-участникам соглашения. Возглавляет центр исполнительный директор, а на постоянной основе работает 10-12 сотрудников4.

В сентябре 2005 г. в Квинсленде состоялся 14-й ежегодный форум судовладельцев Азии (Asian Ship Owners Forum). Одним из основных вопросов, рассматриваемых на форуме, был вопрос о борьбе с пиратством. Неудовлетворенные эффективностью мер по противодействию пиратам в водах Малайзии, Индонезии и Сингапура, судовладельцы выступили с заявлением о том, что эти государства должны в кратчайшие сроки реализовать соглашения о сотрудничестве в этой области, а в случае невозможности разрешить противоречия обратиться за международной помощью. Однако официальные представители правительств Малайзии и Индонезии категорически отказались от любого иностранного военного присутствия в проливных зонах, за исключением ВМС прибрежных государств, и выразили готовность принять помощь по следующим основным направлениям:

- финансирование проведения совместных учений ВМС Малайзии, Индонезии и Сингапура по патрулированию проливных зон;

- модернизация средств навигации в проливах;

- подготовка квалифицированных специалистов по борьбе с пиратством и терроризмом.

В итоговой декларации форума отмечено, что введение в 2004 г. совместного патрулирования проливных зон военно-морскими силами Сингапура, Малайзии и Индонезии оказалось неэффективным и не привело к сокращению числа инцидентов на море5.

Помимо правовых мер странами региона применяются также меры силовые.

2. Силовые меры.

До настоящего времени в мире известен только один случай, когда официальным властям удалось отбить у пиратов захваченное судно. Это случилось в 1999 г., когда индийский корвет «Prahar», применив силу, в Арабском море освободил ранее захваченное пиратами грузовое судно «Alondra Rainbow». После 12 дней преследования корвет с помощью двух самолетов-разведчиков и патрульных катеров индийской береговой охраны обезвредил похитителей и возвратил похищенное судно владельцу.

Наиболее эффективным средством борьбы с пиратством служат военно-морские силы. Однако за последние пятнадцать лет российский ВМФ практически свернул свое присутствие в районе Юго-Восточной Азии и не уча-

ствует в борьбе с пиратством. При этом ВМС США и Великобритании сократили количество своих боевых походов в этот регион на 50 %.

В начале 1990-х гг. в связи с распадом СССР были разрушены многие политические структуры, включая Тихоокеанский ВМФ. В 1990-е гг. процесс снижения военного присутствия России в АТР усугубился в связи с отсутствием средств у государства на содержание военного флота. Флот распродавался на металлолом и в Китай, поэтому естественно, что патрулирование в Восточной Азии и АТР сократилось и прекратилось6. Но в начале 2000-х гг. правительство РФ вновь обратило внимание на ТОФ, его финансирование и поддержку, возобновились его походы, в том числе и в АТР, и, значит, он - ТОФ - сможет сыграть заметную роль в борьбе с пиратством в Юго-Восточной Азии, как уже это произошло в Сомали. Российские военные корабли прекратили выполнять и традиционную задачу по охране наших рыболовных траулеров в районах их традиционных промыслов. Неоднократно обсуждались проекты формирования международных антипиратских военно-морских отрядов. Но все эти планы сталкивались с негативным отношением большинства прибрежных государств, которые опасаются появления иностранных военных экспертов. Другим вариантом решения проблемы могло бы стать вооружение команд коммерческих судов, но сегодня к такой мере прибегли только немногие судовладельцы. Считается, что если на борту гражданского транспорта будет даже небольшое количество автоматического оружия, то на пиратских катерах немедленно появятся еще более мощные противокорабельные ракетные комплексы, что приведет лишь к обострению и без того сложной ситуации на морских путях.

В Морской доктрине РФ прямо отмечается, что «активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством» является одним из направлений деятельности государства. На самом деле Россия лишь декларирует свое участие в этой борьбе, полагая, что сегодня данная угроза для нее несущественна. Более того, она пока даже не стремится обозначить свой интерес к деятельности уже существующих международных структур по борьбе с пиратством7.

Великобритания и Япония предлагают использовать корабли ВМС для эскортирования судов торгового флота, чтобы обеспечить им

защиту в водах Азии. Но для этого необходимо получить разрешение у властей соответствующих прибрежных государств. Австралия выразила готовность помочь Малайзии в решении проблемы пиратства в Малаккском проливе из-за отсутствия достаточных средств у ВМС этой страны. При этом помощь Малайзии не примет непосредственно военного характера в силу политических соображений сохранности ее суверенитета. Решение проблемы пиратства в Малаккском проливе требует участия многих сторон, поскольку эта морская магистраль имеет глобальное значение для международного судоходства. Поддержку австралийской инициативе выразило Международное морское бюро.

На Филиппинах береговая охрана начала достаточно успешно противодействовать пиратским нападениям на суда в территориальных водах страны и ее портах. Принимаются меры для более тесного сотрудничества с ассоциациями моряков. В ноябре 2003 г. подписано соглашение о сотрудничестве с морской полицией Южной Кореи. В его рамках предполагается осуществлять обмен персоналом, что должно повысить уровень его подготовки. Рассматривается возможность более тесной ко -ординации усилий вооруженных сил и морской полиции8.

Руководители служб безопасности стран ЮВА высказываются за необходимость усиления сотрудничества в регионе для борьбы с международным пиратством. В этом отношении большую роль могут сыграть обмен разведывательными данными и организация патрулирования пограничных вод. Эти меры могут препятствовать перемещению бандитов, а также контрабанде оружия и наркотиков.

В Малайзии была создана новая служба береговой охраны - Malaysian Maritime Enforcement Agency с численностью личного состава около 500 человек. С 30 ноября 2005 г. силы нового подразделения начали патрулирование вод Малаккского пролива по маршруту общей протяженностью 885 км. До 2010 г. в состав новой службы предполагалось передать 72 корабля, принадлежащих флоту полиции и ВМС, численность личного состава довести до 4000 человек, а финансирование должно составить 154 млн долларов США. В настоящее время корабли патрулируют воды только Малаккского пролива (между материковой частью Малайзии и островом Суматра). В дальнейшем планируется осуществлять

патрулирование и в других районах территориальных вод Малайзии. Кроме этого, с мая 2005 г. власти Малайзии начали размещать вооруженных полицейских на всех малотоннажных судах, работающих в международных водах Малаккского пролива9.

Малайзия и Филиппины начали совместное патрулирование в море Сулавеси для противодействия пиратам. Патрулирование организовано после нападений на суда и похищения с них людей в водах у штата Сабах в апреле 2005 г. Командующий ВМС Филиппин заявил, что власти в настоящее время не имеют никакой информации о преступниках и местонахождении похищенных людей, а также не установлено, были ли нападавшие пиратами или членами экстремистской группировки Абу-Сайяф (Abu Sayyaf), которая осуществляла захват людей в этом районе ранее и связана с террористической организацией Аль-Каида.

В августе 2005 г. правительства Сингапура, Малайзии и Индонезии объявили о начале воздушного патрулирования акватории Малаккского пролива в дополнение к совместному военно-морскому патрулированию (инициатива - Eye in the Sky). Каждая страна планировала предоставить по два самолета, полеты которых будут координироваться национальными центрами. Соглашение об этом было подписано на заседании по вопросам безопасности в проливе, проходившем в Джакарте. Кроме этого, принятое соглашение предоставляет патрульным судам прибрежных государств Малаккского пролива право на преследование пиратов на глубину до 5 миль в территориальных водах друг друга. В сентябре 2005 г. представители правительств Сингапура, Малайзии и Индонезии сделали совместное заявление о том, что они рассмотрят предложения и других стран об участии в воздушном патрулировании. Руководство Австралии и Новой Зеландии заявило о готовности оказать свою помощь, если поступит официальное предложение со стороны правительства Малайзии. В настоящее время желание помочь в организации воздушного патрулирования высказали 34 государства.

С 2006 г. к совместным действиям по обеспечению безопасности в проливных и прибрежных водах Сингапура, Малайзии, Индонезии и Сиамского залива присоединились ВМС Таиланда. Основанием для этого решения явился значительный рост преступлений в водах страны, таких как пиратские нападения, контрабанда оружия и наркотиков10.

Правительство Италии приняло решение о направлении в районы Индийского океана военных кораблей для охраны своих торговых судов. Основанием для этого послужили нападения пиратов на два итальянских судна в 2005 г. и просьба о защите от нападений со стороны объединенного комитета итальянских судовладельцев «Confitarma». Корабли осуществляли эскорт итальянских судов в Индийском океане, а на их борту находились подразделения спецназа.

3. Меры судоходных компаний.

Из-за неэффективности борьбы с пиратством ряда прибрежных государств некоторые судовладельцы начали принимать собственные меры безопасности. В том числе:

- судоходные компании, осуществляющие проводку барж с грузами в Малаккском проливе, обращаются в частные охранные агентства. Однако против использования подобных мер безопасности резко выступили Малайзия и Индонезия. В конце апреля 2005 г. руководитель службы внутренней безопасности и общественного порядка Малайзии отдал приказ всем кораблям морской полиции задерживать вооруженные суда эскорта и арестовывать их членов экипажей за использование тяжелого оружия, если они обнаружены в водах Малайзии. Услуги по эскортированию торговых судов в этом регионе оказывает частная компания «Background Asia Risk Solutions». Исполнительный директор компании заявил, что они продолжат сопровождение торговых судов в Малаккском проливе и других районах опасных от пиратов, так как предоставление таких услуг основывается на праве безопасного прохода проливом и праве ношения оружия для самообороны11;

- судоходная голландская компания «Smit» начала размещение на борту своих судов вооруженных охранников. Кроме этого, на суда выдаются технические средства обнаружения объектов и приборы ночного видения, а вдоль борта устанавливается ограждение под высоким напряжением. Эти меры были приняты руководством компании после нападения в Малаккском проливе на один из ее буксиров, когда экипажу пришлось обороняться от пиратов с помощью ракетниц;

- судоходная японская компания «NYK» начала установку новых прожекторов повышенной яркости на своих торговых судах. Первый такой прожектор был установлен в конце марта 2005 г. на одном из судов. Специалисты компании полагают, что мощный луч света будет

действовать в качестве средства устрашения. Кроме этого, прожекторы позволяют опознавать неосвещенные предметы на дистанции до 500 м.

Информация имеет важное значение для борьбы с любыми преступниками, в том числе и с пиратами. Расположенный в Куала-Лумпуре (Малайзия) Региональный центр по борьбе с пиратством круглосуточно получает и передает информацию о нападениях пиратов во всем мире, используя морскую спутниковую связь «ИНМАРСАТ-СИ» и спутниковую систему навигационного предупреждения «NAVTEC», и выполняет связующие функции между правоохранительными ведомствами в Юго-Восточной Азии, а также предоставляет бесплатные услуги грузоотправителям.

Одним из способов борьбы с пиратством, по мнению ИМО, помимо различных мер организационного характера, является создание технических средств экстренного оповещения правоохранительных органов о совершенном нападении. С этой целью фирма «Racal» разработала систему автоматического слежения за местоположением судна (САСМС) и крупногабаритных грузов, например контейнеров, которая использует спутниковую систему «ИНМАРСАТ». Эта система представляет собой малогабаритное устройство определения местоположения судна с помощью навигационной системы GPS и передатчика, созданного на основе предыдущей разработки фирмы «Racal Tracs-Sat/C», которое может быть скрытно установлено инженерами фирмы и замаскировано так (в т. ч. и антенна), чтобы не выделяться среди других обычных технических средств судна.

Принцип работы системы следующий. Капитан судна перед выходом в море заранее уведомляет операторов поста контроля о маршруте. Через установленные промежутки времени находящаяся на борту аппаратура автоматически передает на пост контроля данные

о местонахождении судна, которые отображаются на электронной карте. В случае отклонения от заранее намеченного маршрута система сама подает сигнал тревоги, и операторы принимают решение: с кем связаться, чтобы выяснить причину срабатывания системы12.

Можно сделать вывод о том, что страны ЮгоВосточной Азии пытаются активно бороться с таким явлением, как морское пиратство, но есть еще одна проблема: эти государства очень серьезно озабочены охраной своего суверенитета. Даже здесь, в Юго-Восточной Азии, где

проводятся совместные патрульные операции, никогда не было примеров преследования пиратов в чужих территориальных водах. Если пиратов начинал преследовать малазийский патруль, то они могли быстро скрыться в водах Индонезии. Так как законы государственного суверенитета в Юго-Восточной Азии - святая святых, малазийцы никогда не решатся нарушить их, что, естественно, играет на руку пиратам. То есть мировое сообщество пытается решить проблему пиратства XXI в., используя концепцию государственного суверенитета, созданную в XVI столетии. До тех пор, пока мировое сообщество не подымется выше этого - не только по отношению к пиратству, но и ко всем транснациональным угрозам, - оно никогда не сможет окончательно разобраться с этими проблемами.

Примечания

1 См.: Конвенция ООН по морскому праву (19S2) // Официальный сайт ООН. 200S. URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/ lawsea.html

2 См.: Коржуков, С. Вооруженные силы

Индонезии // Воен. железнодорожник : электрон. журн. 2004. № 042. URL: http://www. ebiblioteka.ru/sources/article.jsp?id=710S942

3 См.: International Maritime Bureau : офиц. сайт Междунар. мор. бюро. 2009. URL: http://www. icc-ccs.org/index.php?option=com_content&view =article&id=27&Itemid=16

4 См.: 10-я сессия регионального форума ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Заявление Регионального форума АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с пиратством и другими угрозами безопасности на море // Дипломат, вестн. : электрон. журн. 2003. № 007. URL: http://www.ebiblioteka.ru/sources/ article.jsp?id=52591S7

5 См.: Крикунов, А. Современный морской терроризм // Воен. дипломат : электрон. журн. 200S. № 2. URL: http://www.ebiblioteka.ru/ sources/article.jsp?id=1SS733S9

6 См.: Гарусова, Л. Н. Россия и США: тихоокеанское взаимодействие на рубеже веков. Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2005. 272 с.

7 См.: Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Президентом РФ Путиным В. В. 27 июля 2001 г. № Пр-Ш7) // Боевая вахта. 2001. № 06S. С. 75.

S См.: Gatsiounis, I. Pirates mock Malacca Strait security // Asia times on-line. 200S. URL:

http://www.atimes.com/atimes/Southeast_Asia/

GD09Ae02.html

9 См.: Конев, А. Безопасность - дело общее // Боевая вахта : электрон. журн. 2002. № 032. URL : http://www.ebiblioteka.ru/sources/article. jsp?id=5347679

10 См.: Резяпов, Н. Международный терроризм на море // Мор. сб. : электрон. журн. 2004.

№ 001. URL: http://www.ebiblioteka.ru/sources/ article.jsp?id=59061S7

11 См.: Малаккский пролив // Википедия. 2009. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

12 См.: International Maritime Bureau : офиц. сайт Междунар. мор. бюро. 2009. URL: http://www. icc-ccs.org/index.php?option=com_content&view =article&id=27&Itemid=16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.