#
Вестник РУДН. Серия: ПОЛИТОЛОГИЯ
RUDN Journal of Political Science
2019 Vol. 21 No. 1 99-109
http://journals.rudn.ru/political-science
DOI: 10.22363/2313-1438-2019-21-1-99-109
БОЛЬШОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В ДИСКУРСЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
И.А. Чихарев, О.В. Ярмак
Севастопольский государственный университет ул. Университетская, 33, Севастополь, Россия, 299053
Статья посвящена анализу современных исследовательских тенденций и аналитических разработок, касающихся изучения Средиземноморья как многосоставного региона научными и экс-пертно-аналитическими структурами. Макрорегион Большого Средиземноморья на современной мировой арене выступает центром международной сетевой социальной, культурной и медийной коммуникации. В этой связи в научно-исследовательском поле возникает запрос на изучение специфики семантических потоков, дискурсивных стратегий ключевых аналитических центров в рамках макрорегиона, что в итоге позволит скорректировать модель функционирования «мягкой силы» России в данном пространстве. Авторы публикации акцентируют внимание на том, что современная Россия находится в позиции активного субъекта макрорегиона Большого Средиземноморья, и в этой связи присутствует геополитическая актуальность формирования влияния на процессы построения большого средиземноморского макрорегиона посредством «умного» воздействия России, продвижения ее образа как важного и конструктивного участника средиземноморских процессов.
Ключевые слова: макрорегион Большое Средиземноморье, «мягкая сила», «умное» влияние, международные коммуникации
Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. В области национальных интересов и национальной безопасности стираются различия между внутренними и внешними акторами. В этих условиях одной из важнейших задач эффективного развития государств является обеспечение их конкурентоспособности и безопасности. На современном этапе традиционным военно-политическим союзам сложно обеспечить противодействие современным вызовам и угрозам. Им на смену приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах, на социальное и гражданское участие. Более интенсивными становятся процессы формирования и продвижения новых смыслов и ценностей через социальные медиа, активизируются информационное противодействие, культурная экспансия и другие формы неявного воздействия.
Динамика современных процессов обозначила актуальность макрорегионализации и глобализации с возрастанием значимости формирования больших регионов. Россия не находится вне подобных процессов, а наоборот, становится их активным субъектом. Российское государство способствовало формированию ряда факторов, влияющих на процессы построения большого средиземноморского макрорегиона как в геополитическом, так и в военном, дипломатическом, экономическом и социокультурном отношении.
Макрорегион Большого Средиземноморья является географическим, геополитическим, геоэкономическим и культурным пространством, находящемся между Черноморским регионом, Южной Европой, Ближним Востоком, Северной Африкой, Кавказом и бассейном Каспийского моря. По ряду причин данный регион является для России стратегически значимым, что подтверждается Концепцией внешней политики Российской Федерации 2000 и 2008 годов [6]. Кроме того, необходимо учитывать фактор возрастания региональных угроз, что усиливает значимость Большого Средиземноморья для России. Увеличение присутствия НАТО в этом регионе, возрастание военно-террористической угрозы, воссоединение Крыма с Россией изменили военно-стратегические, геополитические и дипломатические позиции России в регионе. В то же время актуализировалась задача в построении эффективной системы сетевого международного и транснационального в макрорегионе.
В Большом Средиземноморье исторически протекало и сейчас происходит большое количество территориальных конфликтов этнического, конфессионального и поликультурного характера, в которые вовлечены как государства, так и квазигосударственные и негосударственные субъекты. Тем не менее, Большое Средиземноморье остается, а сейчас эта функция стала еще более востребована, одним из мировых центров международной сетевой, социальной, культурной и медийной коммуникации.
Данная характеристика региона порождает запрос на изучение специфики информационных потоков стран региона, в частности, по критерию межгосударственного взаимодействия российского государства с ними; на осуществление сегментирования интернет- и медиапространства региона в зависимости от специфики образа России; на анализ информационных потоков сетевых сообществ региона, что в итоге позволит сконструировать многомерную коммуникационную «умную» модель «мягкой силы» России в регионе Большого Средиземноморья.
Знаковой работой в осмыслении Средиземноморья как единого макрорегиона является монография историка Ф. Броделя. Согласно Ф. Броделю единство Средиземноморья как региона предопределено хозяйственными и культурными связями его народов. Анализируя географические границы региона, он говорил о том, что они обусловлены существовавшими в начале XVII века морскими торговыми путями (Италия, Балканский полуостров, Малая Азия, Северная Африка, Иберийский полуостров), связанными «комплексом морей» Средиземноморья [1—3].
В современных зарубежных исследованиях средиземноморского региона доминирует конструктивистский подход, базирующийся на констатации высокой степени гетерогенности региона и асимметричности отношений между его Северным (или Евро-Средиземноморским) и Южным субрегионами, что предопределяет сложности в выработке общеевропейской стратегии безопасности и внешнеполитического курса. Данные проблемы исследуются в работах Б. Кроуфорда (B. Crawford), А. Алибони (A. Aliboni), Ф. Теннера (F. Tanner) и др. [14; 16; 17].
Сегодня Средиземноморье как многосоставной регион исследуется в Европе и США рядом научных и экспертно-аналитических структур.
Наиболее заметной является экспертный форум высокого уровня «Средиземноморские диалоги», ежегодно проводимый в Риме. Форум включает в себя ряд форматов, в том числе «Специальный диалог». На проходившей в ноябре 2018 г. сессии «Диалогов» в рамках этого формата выступил глава МИД РФ С.В. Лавров. Одновременно в Крыму Президент России Владимир Путин провел заседание Госсовета Российской Федерации. Такой «аккорд» безусловно свидетельствует о готовности России к роли ключевой средиземноморской державы и растущем признании этой роли в макрорегионе. Напомним, что «хозяйка» форума — Италия — на сегодняшний момент является наиболее активным средиземноморским игроком, инициировав «средиземноморское измерение» в деятельности ОБСЕ и проведя в Палермо важную конференцию по урегулированию в Ливии. Представители Правительства Италии неоднократно заявляли о российской принадлежности Крыма и желательности отмены санкций.
Главные месседжи C. Лаврова известны — верховенство международного права, суверенное равенство государств. Но применительно к региону Большого Средиземноморья и роли России в нем они имеют специальный смысл. Россия — не только power broker, по хлесткому выражению Андрея Кортунова, написавшего эссе с таким названием для сборника, вышедшего к форуму, — Россия — «нормативная держава», строящая свою внешнюю политику в регионе на праве и традиционных ценностях (в самом начале своего вступления Лавров выразил озабоченность снижением влияния христианства в Средиземноморье) [15].
Ключевые пункты выступления по странам, естественно, Сирия, Ливия, Палестина. Тематику Крыма глава МИД РФ обошел стороной, но в своей привычной манере сделал изящный намек, посетовав на вступление балканских государств в НАТО без референдума.
Напротив, ярлык «интервента» министр удачно переклеивает на автора «Европейской инициативы по вмешательству» — Францию, по-видимому вынашивающую планы «силовой хирургии» в Африке.
Интересные ремарки Лаврова коснулись темы СМИ. Кстати, в вводной реплике, не вошедшей в транскрипт речи на сайте МИД, Лавров говорит, что российские СМИ в Европе не жалуют, поэтому придется говорить по-английски. Но в наибольшей степени глава российского внешнеполитического ведомства озабочен попытками избирательно запрещать часть СМИ под предлогом обеспечения международной безопасности. Лаврова явно смущает ограничение информационного влияния России в регионе, которое не соответствует ее новой роли в политических процессах Средиземноморья [4].
Крупнейшим исследовательским центром, охватывающим практически всю средиземноморскую повестку, является Европейский институт Средиземноморья (IEMed, Барселона, Испания/Каталония). В текущих исследованиях данной «фабрики мысли», несмотря на евроцентричный фокус, является глубокий скепсис относительно роли ЕС в регионе. Так, в издаваемом институтом ежегоднике за 2018 год в разделе «Европа и Средиземноморье» представлены в основном критические по отношению к евроинтеграционному проекту статьи.
В сфере внимания института в качестве ключевых проблемных вопросов — миграция, сектантство и «политика ненависти» в регионе, религиозные конфликты, терроризм и экстремизм. Институт ежегодно публикует аналитику практически по всем странам и всем сферам жизни региона. В ежегоднике IEMed за 2018 год также представлена статья бывшего посла Испании в России и Китае Е. Бреголата «Россия в Средиземноморье и Европе», в которой автор отмечает, что «за последние годы Россия Путина сумела значительно усилить свои геостратегические позиции в восточном Средиземноморье в рамках своих амбиций продолжить играть роль великой державы». Кроме того, эксперт явно опасается альянса России и Китая в регионе — как в геостратегическом, так и в геоэкономическом планах [10].
Одной из основных и давно функционирующих (зарегистрирована в 1994 году) подобных структур является Ассоциация средиземноморских исследований (MSA, USA), которая осуществляет исследования средиземноморского региона по ряду направлений, в первую очередь в сфере анализа ценностей, идей, смыслов и трендов средиземноморских культур от античности до современности и их влияния за пределами этих географических и временных границ [11].
Большой структурированной организацией, работающей в области изучения средиземноморского региона, выступает Международный исследовательский центр «Средиземноморское знание» (International Centre for Studies and Research «Mediterranean Knowledge», Университет Салерно, Италия). Деятельность Центра направлена на интеграцию исследовательских групп и международных, национальных и региональных организаций, занимающихся анализом Средиземноморского бассейна, создание инструментов для осуществления положительного влияния на европеизацию и позитивное восприятие Европы гражданами средиземноморского региона [12].
Отдельной научной платформой в области средиземноморских исследований и инноваций является MedSpring, которая, по сути, выступает с 2013 года диалоговой площадкой, способствующей научному и технологическому сотрудничеству между средиземноморскими партнерами и европейскими странами. Основная цель данного проекта состоит в повышении качества исследований региона Евро-Средиземноморье с учетом особого внимания двухрегиональному евро-средиземноморскому научно-техническому сотрудничеству, инновациям, политическому диалогу и мониторингу сотрудничества. В сети MedSpring участвуют 28 партнеров, где аккумулируются и анализируются мнения экспертов, политических технологов и заинтересованных лиц, стремящихся к объединению сферы политики и научных исследований [8]. Работа MedSpring направлена на сотрудничество в рамках формата ЕС — Евро-Средиземноморье — партнеры, в частности, в рамках таких направлений, как энергетика, высококачественное доступное питание и нехватка ресурсов.
Новые стратегические аспекты Восточного Средиземноморья изучает Средиземноморский институт региональных исследований (Mediterranean Institute for Regional Studies (MIRS), Ирак).
МЖБ занимается подготовкой предложений и рекомендаций региональному правительству Курдистана и работает над поиском эффективных механизмов в области государственной политики для улучшения энергетического сектора и его преимуществ для региона [9]. Примечательным в возникновении данной исследовательской структуры является то, что впервые после распада Византийской империи Восточное Средиземноморье находится в центре исследовательского ракурса.
Базовой платформой создания МШБ выступает идея о том, что в средиземноморском регионе представлены все необходимые атрибуты для функционирования в качестве отдельной субрегиональной системы на международной арене XXI века, а именно:
— современным Восточным Средиземноморьем интересуются три мировые державы (США, Россия и Китай);
— в нем выделяются региональные державы, существенно влияющие на социально-политическую повестку региона;
— в нем действует система международной дипломатии, создающая прочные связи между государствами, которые выходят далеко за рамки нормативных альянсов;
— в регионе продолжаются гражданские войны, в которых задействованы региональные и мировые державы;
— существуют два основных бассейна с потенциальными природными газовыми ресурсами, которые могут сыграть решающую роль в сложный переходный период от монополии на энергию к альтернативным энергетическим ресурсам (бассейн реки Нил и бассейн Леванта).
По мнению экспертов MIRS, сегодня Восточное Средиземноморье может сыграть ту же роль на мировой арене, которую сыграли Балканы в начале ХХ века. Политическая и экономическая волатильность затрагивает более или менее все государства в регионе.
Присутствующие в регионе формы насилия, будь то открытая гражданская война или внутренние гражданские конфликты, невозможно решить путем внешнего институционального вмешательства или международного права. Современные события в регионе доказывают, что, как еще утверждал Т. Гоббс, применение международного права в качестве инструмента эффективного разрешения кризиса совершенно бесполезно. Регион никогда прежде не был участником такой конкуренции среди основных мировых игроков и не пребывал в таком длительном периоде социальной и политической неопределенности. Такие выводы аналитики МШ^ делают на основе изучения качественных и количественных данных о региональных экономиках, социальной сплоченности, индексе счастья и т.д.
Тем не менее, по мнению экспертов института, не во всех государствах Восточного Средиземноморья присутствует подобная негативная ситуация. Например, Израиль постепенно становится 1Т-сверхдержавой, что может привести весь регион к «высокотехнологичной весне». Кипр выходит из экономического кризиса и может стать надежным партнером западного мира в преобразовании Восточного Средиземноморья в сфере технического прогресса. И наиболее важное, что отме-
чают эксперты МЖБ: США якобы показали, что вернулись в регион после короткого периода, в течение которого Россия воспользовалась возможностью закрепиться там.
По мнению исследователей МШБ, в настоящее время США проявляют явный интерес к оспариванию сильного российского присутствия в Восточном Средиземноморье и балканских государствах, что влечет за собой активную деятельность в области работы с массовым сознанием в целом, и с внутриполитическими аппаратами государств региона, в частности.
После критического периода, связанного с отторжением США в регионе, они стали соглашаться с международной реальностью, в которой системный баланс сил находится под влиянием уже формирующейся многополярной геополитической системы. Признание этого политического факта заставляет США принимать решения, направленные на укрепление западного «умного» присутствия в Восточном Средиземноморье. Именно с целью формирования «умного» присутствия западного мира в Восточном Средиземноморье и связано создание МЖБ, который занимается научными разработками в области безопасности и стабильности энергетического сектора; влияния энергетического сектора на банковскую политику, финансы, энергетический рынок в мире и на Ближнем Востоке; инновационными исследованиями по религиозным и этническим проблемам, терроризму и международным отношениям, а также формированием новых союзов и коалиций в регионе; и, конечно, практическим участием в международных, национальных, региональных конференциях, симпозиумах и дискуссиях для поиска всемирно известных и первоклассных экспертов, ученых в этих областях знания и исследований.
Активными игроками в области практической работы в Средиземноморском регионе выступают организации и фонды Евросоюза, целями деятельности которых является укрепление секторов СМИ и культуры. В качестве направлений деятельности ставятся скорее организационные, а именно тренинговая работа для журналистской аудитории, создание сетевых школ медиа и журналистики, создание региональных общественных платформ, организация гражданских сообществ и представителей СМИ для совершенствования законодательства в области медиа.
Цель данной организационной работы состоит в достижении свободного выражения мнений в медиасреде, что позволит осуществить переход от государственной пропаганды в странах региона к политическому плюрализму, в улучшении доступа широкой общественности к контенту независимых новых медиа, в расширении аудитории для независимых медиа-операторов, что в итоге позволит формировать значимую для этих медиаоператоров контентную и медийную карту региона.
Считаем важным привести результаты последнего социологического исследования Фонда Анны Линд, в ходе которого были опрошены 13000 респондентов из 13 европейских стран Средиземноморья, которое показало, что средиземноморский регион не является жертвой «столкновения цивилизаций», как отмечалось ранее, а скорее является «столкновением невежеств», основанным на исторических стереотипах и «культивизации» конфликтов. Ключевыми качествами, связанными
с идентификацией себя со средиземноморским регионом, для опрошенных оказались общая история, общее наследие и общий образ жизни, особенно кухня.
Что касается эффективности механизмов предотвращения конфликтов и радикализма в регионе, то 80% респондентов заявили, что образовательные и молодежные программы, направленные на развитие диалога с молодежью в странах региона, имеют важное значение. Сообщается, что телевидение является самым надежным источником новостей как в странах Европы, так и в странах Южного и Восточного Средиземноморья.
Фонд Анны Линд в ближайшей перспективе ставит своей исследовательской целью осуществить медиа-картографирование средиземноморского региона с учетом существующего опыта в области межкультурной коммуникации. Результаты этого исследовательского проекта позволят получить механизмы быстрого реагирования в сфере медиа на основные вызовы и угрозы, присутствующие в регионе, обеспечить политический диалог с руководителями СМИ для привлечения влиятельных высокопоставленных представителей медиасферы с целью формирования необходимых трендов медиаполитики.
Обобщая анализ целей и направлений работы научно-исследовательских структур Евросоюза, работающих в средиземноморском регионе, необходимо заявить, что их стратегия такова: Европа не должна быть пассивным наблюдателем в макрорегионе, а должна оказывать практическую помощь с участием организаций гражданского общества и СМИ в Средиземноморье.
Сегодняшнюю ситуацию по евросредиземноморскому партнерству можно охарактеризовать следующим образом. Большие ожидания, которые были возложены на евросредиземноморское партнерство, не оправдались: события, произошедшие в арабском мире, вызвали волны революций и гражданских конфликтов в регионе, что еще раз продемонстрировало противоречивость той политики, которую проводил ЕС в течение последних десятилетий. Снижение популярности европейского проекта в Средиземноморье вызвано также и финансовыми проблемами из-за мирового кризиса. Сейчас наступает новый этап в евросредиземно-морской политике, который требует выработки новых подходов.
Участие Российской Федерации в анализе процессов средиземноморского региона регулируется действиями Международной комиссии по научным исследованиям Средиземного моря (распоряжение от 30.09.2013 г. № 1762-р, подготовленное Минобрнауки России во исполнение договоренности между Президентом РФ В.В. Путиным и правящим князем Монако Альбертом II), в рамках которой работают шесть постоянных научных комитетов по геологии, физике и климату океана, биогеохимии, микробиологии и биотехнологии, экосистемам и прибрежным системам [7].
В России изучением проблем средиземноморского региона занимаются отдел Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН, Центр партнерства цивилизаций ИМИ МГИМО, ИМЭМО (РАН), Институт всеобщей истории РАН, Институт Латинской Америки РАН и др.
Среди российских ученых-европеистов, исследующих проблемы Средиземноморья, необходимо отметить Н.К. Арбатову (анализ проблем безопасности
Средиземноморья), Т.В. Зонову, Н.А. Ковальского (анализ регионального характера евросредиземноморского процесса), А.И. Ландабасо Ангуло (анализ проблем безопасности и сотрудничества Ирака в средиземноморском регионе), А.В. Мальгина (изучение проблем единого пространства, безопасности и межрегионального взаимодействия Европы и Средиземноморья), Е.О. Обичкину (анализ роли Франции в постбиполярном мире), Ю.И. Рубинского, О.Е. Трофимову (изучение аспектов средиземноморской политики Евросоюза), Е.Г. Черкасову, А.А. Язькову, П.П. Яковлеву (анализ значения Испании в средиземноморском регионе) и др.
Одним из самых молодых и динамично развивающихся центров средиземноморских исследований в России является созданный в Севастопольском государственном университете Научно-образовательный центр политических и международных исследований Большого Средиземноморья.
Первой инициативой НОЦ стал историко-географический проект «Геостратегический атлас» Большого Средиземноморья, в рамках которого подготовлен очерк истории региона и более 50 исторических карт [5]. Проект планируется развивать на геоинформационной основе. Центром проведен первый форум российских и арабских аналитических центров, который станет регулярным.
В Стратегии НТР РФ стоит задача по развитию передовых методов и форм научных исследований и инновационно-технологических разработок. Одной из таких может быть «цифровизация» Средиземноморского региона с формированием российского «умного» влияния посредством информационных инфраструктур и цифровых платформ. Подобный проект позволит сформировать потоковые данные, построить и структурировать русскоязычные и иноязычные информационные и медиа потоки интернет-пространства стран Большого Средиземноморья. В связи с тем, что макрорегион Большое Средиземноморье является одних из мировых форпостов коммуникации, в первую очередь сетевой и медийной, одной из задач предлагаемого проекта может быть определение содержательных и структурных особенностей медийной коммуникации пользователей стран Большого Средиземноморья, в том числе в отношении присутствия России в регионе.
Такая научно-исследовательская инициатива позволит анализировать, мони-торить и впоследствии моделировать информационное и гуманитарное присутствие России в макрорегионе посредством планирования и управления информационными потоками, решая ряд вопросов, связанных с безопасностью, выстраиванием логистических связей, коммуникационных хабов, создания политических и гражданских союзов, и, в конечном итоге, воздействовать интеллектуальными методами «мягкой силы» России в регионе.
С учетом полиэтничености, поликонфессиональности и поликультурности повседневных форм существования населения в странах макрорегиона востребованность данных о характере, специфике формирования и структурирования информационных и медиапотоков в регионе возрастает. И в этой связи проект, направленный на конструирование «умного» присутствия России в Большом Средиземноморье, поможет решить ряд стратегических государственных задач, в том числе политических, энергетических, военных, экономических и иных.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. Ч. 1: Роль среды / Пер. с фр. М.А. Юсима. М.: Языки славянской культуры, 2002. 496 с.
[2] Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. Ч. 2: Коллективные судьбы и универсальные сдвиги / Пер. с фр. М.А. Юсима. М.: Языки славянской культуры, 2003. 808 с.
[3] Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. Ч. 3: События. Политика. Люди / Пер. с фр. М.А. Юсима. М.: Языки славянской культуры, 2004. 640 с.
[4] Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на конференции «Средиземноморье: римский диалог», Рим, 23 ноября 2018 года // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3419721. Дата обращения: 05.12.2018.
[5] Геостратегический атлас Большого Средиземноморья // Официальный сайт проекта Геостратегический атлас Большого Средиземноморья. Режим доступа: rusrimland.ru. Дата обращения: 05.12.2018.
[6] Концепция внешней политики Российской Федерации // Официальный сайт Президента России. Режим доступа: kremlin.ru/acts/news/785. Дата обращения: 05.12.2018.
[7] Об участии Российской Федерации в Международной комиссии по научным исследованиям Средиземного моря. Распоряжение от 30 сентября 2013 года № 1762-р // Официальный сайт Правительства России. Режим доступа: government.ru/docs/6629. Дата обращения: 05.12.2018.
[8] Описание проекта MedSpring // Средиземноморский портал в области науки, политики, исследований и инноваций. Режим доступа: idaea.csic.es/medspring/partners-list. Дата обращения: 05.12.2018.
[9] Описание Средиземноморского института региональных исследований // Официальный сайт Mediterranean Institute for Regional Studies. Режим доступа: mirs.co/about-overview-policy.aspx. Дата обращения: 05.12.2018.
[10] Средиземноморский ежегодник IEMed 2018 // Официальный сайт Европейский институт Средиземноморья. Режим доступа: iemed.org/publicacions-en/historic-de-publicacions/ anuari-de-la-mediterrania/sumaris/anuari-iemed-de-la-mediterrania-2018?set_language=en. Дата обращения: 05.12.2018.
[11] Устав Ассоциации средиземноморских исследований // Официальный сайт Mediterranean Studies Association. Режим доступа: mediterraneanstudies.org. Дата обращения: 05.12.2018.
[12] Устав Международного исследовательского центра «Средиземноморское знание» // Официальный сайт International Centre for Studies and Research Mediterranean Knowledge. Режим доступа: mediterraneanknowledge.org. Дата обращения: 05.12.2018.
[13] Adler Е., Crawford В. Constructing a Mediterranean Region: A Cultural Approach // Conference on "The Convergence of Civilizations? Constructing a Mediterranean Region". University of Toronto Press, 2006. 394 p.
[14] Aliboni A. European Security across the Mediterranean. Chaillot Papers, 1991. 37 p.
[15] Andrey Kortunov. Russia: the Power Broker? // Отчет конференции «Укрепление доверия: вызов миру и стабильности в Средиземноморье», Рим, Италия, 22.11.2018. Режим доступа: ispionline.it/sites/default/files/pubblicazioni/report_med2018.pdf. Дата обращения: 05.12.2018.
[16] Crawford B. The Impact of EU Enlargement on the Euro-Med Partnership // Jean Monnet/ Robert Schuman Paper Series. Vol. 5. № 23. July 2005. 23 p.
[17] Tanner F. (Ed.) The European Union as a Security Actor in the Mediterranean. ESDP, Soft Power and Peacemaking in Euro-Mediterranean Relations. Zurich, 2002.
DOI: 10.22363/2313-1438-2019-21-1-99-109
THE GREATER MEDITERRANEAN IN THE DISCOURSE OF RESEARCH AND EXPERT ANALYTICS CENTERS
I.A. Chikharev, O.V. Yarmak
Sevastopol State University
Universitetskaya str., 33, 299053, Sevastopol, Russian Federation
Abstract. The article presents the analysis of current research trends and analytical developments in studies of the Mediterranean as a multi-component region by research and expert analytics institutions. The macro region of the Greater Mediterranean in contemporary world is a hub of international social, cultural and media communication network. Due to the increasing interest in the region, the demand for analyzing specifics of semantic flows and discourse strategies of key think tanks and research institutions of the macro region increases, which, eventually, allows us to update the model of Russia's use of "soft power" in the region. The authors of the article emphasize that modern Russia is an active player in the macro-region of the Greater Mediterranean. In this regard, Russia's "smart power" is crucial in the process of building the Greater Mediterranean macro region and promotion of Russia's image as an important and effective stakeholder in the Mediterranean.
Key words: The Greater Mediterranean macro region, "soft power", "smart power" international communication
REFERENCES
[1] Braudel F. The Mediterranean Sea and Mediterranean World in the Age of Phillip II. In 3 Volumes. Vol. 1: The Effects of the Environment. Translated from French by M.A. Yusima. Moscow: The Languages of Slavic Culture; 2002. 496 p. (In Russ.).
[2] Braudel F. The Mediterranean Sea and Mediterranean World in the Age of Phillip II. In 3 Volumes. Vol. 2: Shared Fortunes and Universal Developments. Translated from French by M.A. Yusima. Moscow: The Languages of Slavic Culture; 2003. 808 p. (In Russ.).
[3] Braudel F. The Mediterranean Sea and Mediterranean World in the Age of Phillip II. In 3 Volumes. Vol. 3: Events. Politics. People Translated from French by M.A. Yusima. Moscow: The Languages of Slavic Culture; 2004. 640 p. (In Russ.).
[4] Speech and Q&A session by Russian Minister of Foreign Affairs Sergey Lavrov during the conference "Rome MED — Mediterranean Dialogues", Rome, 23.11.2018. Official website of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Available from: mid.ru/foreign_ policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3419721. Accessed: 05.12.2018 (In Russ.).
[5] Geostrategic Atlas of the Greater Mediterranean. Official website of the Geostrategic Atlas of the Greater Mediterranean Project. Available from: rusrimland.ru. Accessed: 05.12.2018 (In Russ.).
[6] Russia's Foreign Policy: General Conception. Official website of the President of Russia. Available from: kremlin.ru/acts/news/785. Accessed: 05.12.2018 (In Russ.).
[7] On the Participation of the Russian Federation in the Mediterranean Science Commission. Decree of September 30, 2013, No. 1762-p. Official website of the Russian Government. Available from: government.ru/docs/6629. Accessed: 05.12.2018 (In Russ.).
[8] Description of the MedSpring Project. Mediterranean Science, Politics, Research and Innovation portal. Accessed: idaea.csic.es/medspring/partners-list. Дата обращения: 05.12.2018 (In Russ.).
[9] Description of the Mediterranean Institute for Regional Studies. Official website of the Mediterranean Institute for Regional Studies. Available from: mirs.co/about-overview-policy.aspx. Accessed: 05.12.2018 (In Russ.).
[10] IEMed Annual Report 2018. Official website of the European Institute of the Mediterranean. Available from: iemed.org/publicacions-en/historic-de-publicacions/anuari-de-la-mediterrania/ sumaris/anuari-iemed-de-la-mediterrania-2018?set_language=en. Accessed: 05.12.2018 (In Russ.).
[11] The Charter of the Mediterranean Studies Association. Official website of the Mediterranean Studies Association. Available from: mediterraneanstudies.org. Accessed: 05.12.2018 (In Russ.).
[12] The Charter of the International Centre for Studies and Research "Mediterranean Knowledge". Official website of the International Centre for Studies and Research "Mediterranean Knowledge". Available from: mediterraneanknowledge.org. Accessed: 05.12.2018 (In Russ.).
[13] Adler Е., Crawford В. Constructing a Mediterranean Region: A Cultural Approach. Conference on "The Convergence of Civilizations? Constructing a Mediterranean Region ". University of Toronto Press; 2006. 394 p.
[14] Aliboni A. European Security across the Mediterranean. Chaillot Papers; 1991. 37 p.
[15] Andrey Kortunov. Russia: the power broker? The Report of the Conference "Confidence Building: A Challenge to Peace and Stability in the Mediterranean", Rome, Italy, 22.11.2018. Available from: ispionline.it/sites/default/files/pubblicazioni/report_med2018.pdf. Accessed: 05.12.2018.
[16] Crawford B. The Impact of EU Enlargement on the Euro-Med Partnership. Jean Monnet/Robert Schuman Paper Series. Vol. 5; 23; July 2005. 23 p.
[17] Tanner F. (Ed.) The European Union as a Security Actor in the Mediterranean. ESDP, Soft Power and Peacemaking in Euro-Mediterranean Relations. Zurich; 2002.
Информация об авторах:
Чихарев Иван Александрович — кандидат политических наук, директор Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета (ORCID ID: 0000-0002-8573-9271) (e-mail: [email protected]).
Ярмак Ольга Валерьевна — кандидат социологических наук, заведующая кафедрой социальных коммуникаций Севастопольского государственного университета (ORCID: 0000-0002-50259112) (e-mail: [email protected]).
Information about the authors:
Ivan A. Chikharev — PhD in Political Science, Director of the Institute of Social Sciences and International Relations, Sevastopol State University (Russian Federation) (ORCID ID: 0000-0002-85739271) (e-mail: [email protected]).
Olga V. Yarmak — PhD in Sociology, Head of the Department of Social Communications, Sevastopol State University (Russian Federation) (ORCID: 0000-0002-5025-9112) (e-mail: [email protected]).
Статья поступила в редакцию 07.12.2018. Received 07.12.2018.
© Чихарев И.А., Ярмак О.В., 2019.