УДК 372.882.161.1:371.321
ББК Ч426.839(=411.2)-276 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02
Э. Р. Бикбаева
Екатеринбург, Россия
БОЛЬШИЕ ТАЙНЫ МАЛЫХ ЖАНРОВ: ПРОЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАССКАЗУ Н. ДАШЕВСКОЙ «КРЕНДЕЛЬКОВ»
Аннотация. Проблема приобщения подростков к чтению художественной литературы в ее родовом и историко-культурном своеобразии остается одной из самых актуальных. Наиболее продуктивно ее можно решать на материале малых жанров. Задача литературного образования сегодня — развитие способностей детей выбирать книги, осмысленно читать и оценивать их. Формированию квалифицированного читателя литературы помогают уроки, на которых художественный текст осмысляется целостно, системно, когда обнаруживаются связи между разными элементами художественного целого: названием, элементами хронотопа, субъектной организацией, спецификой жанра и стиля.
В статье предлагается опыт анализа рассказа современной детской писательницы Н. Дашевской «Крендельков» из сборника «Около музыки» на уроках внеклассного чтения в среднем звене. Работа строится на основе стратегий смыслового чтения: обдумывание заглавия и чтение про себя с пометами. Фронтальная беседа с классом сочетается с выполнением индивидуальных заданий и работой в парах. Такая организация работы дает возможность познакомить обучающихся с творчеством Н. Дашевской, освоить содержание рассказа: проследить за изменением отношения главного героя к учителю, раскрыть внутренний конфликт в его душе; проанализировать образ Антона Кренделькова и определить приемы его создания.
Анализ позволяет обнаружить в произведении Н. Дашевской жанровые признаки рождественского рассказа: присутствие элемента чудесного, наличие среди героев ребенка, а также нравственного урока. Интерес представляет обсуждение вопроса о сходстве и различии рассказа «Крендельков» и классического рождественского рассказа. Такая работа открывает новые перспективы восприятия его художественной идеи. Рассказ современной писательницы несет идею человечности, любви, добра через преображение личности: главный герой, подросток, пережив горе утраты, излечившись от душевной раны, через музыку несет в мир красоту и гармонию.
Ключевые слова: литература для детей; детская литература; детские писательницы: русская литература; уроки литературы; методика литературы в школе; методика преподавания литературы; рождественские рассказы; литературные образы; подростки; учителя; смысловое чтение.
E. R. Bikbaeva
Ekaterinburg, Russia
GREAT SECRETS OF SHORT STORY GENRES: LITERATURE LESSON PROJECT ON THE STORY "KRENDELKOV" BY N. DASHEVSKY
Abstract. The problem of attracting teenagers to reading fiction of different genres remains one of the most urgent issues today. It can be solved in the most productive way on the basis of short story genre. The task of literary education today is the development of children's abilities to choose books, read them attentively and evaluate them. The formation of a qualified reader is possible with the help of the lessons in which the literary text is comprehended holistically and systematically, when connections between different elements of the artistic whole are found: the name, the elements of the chronotope, subject organization, the specifics of the genre and style.
The article offers the experience of the analysis of the story "Krendelkov" by modern children's writer N. Dashevskaya from the book "Around music" at the lessons of home reading at secondary school. The work is based on the strategies of semantic reading: thinking over the title and reading to yourself. A face-to-face conversation with class is combined with individual tasks and work in pairs. This organization of work gives the opportunity to introduce the work of N. Dashevskaya to the students, to master the content of the story: to follow the change in the attitude of the protagonist to the teacher, to reveal the internal conflict in his soul, to analyse the character of Anton Krendelkov and to determine the methods of the story creation.
The analysis also allows to find some genre features of a Christmas story in N. Dashevskaya's work: the presence of wonder, a child as one of the main characters, and a moral lesson. It is interesting to discuss the similarities and differences between the story "Krendelkov" and the classic Christmas story, thus opening up the new prospects for the perception of its artistic ideas. The story of the modern writer carries the idea of humanity, love and goodness through human transformation: the main character, a teenager, having experienced the grief of loss and having recovered from wounds, brings with his music beauty and harmony to the world.
Keywords: children's books; books for children; children's writers; Russian literature; Literature lessons; methods of teaching Literature at school; methods of teaching Literature; Christmas stories; characters; teenagers; teachers; content-focused reading.
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования — формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у подростков развивается умение пользоваться литературным языком для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Постижение литературного произведения в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике происходит в процессе организуемой педагогом или самостоятельной деятельности школьников. «Общение школьника с произведениями искусства на уроках литературы должно стать не просто фактом знакомства с подлинными художественными ценностями, но и необходимым опытом коммуникации, диалогом с писателями, воплотившими на страницах своих произведений разные этнокультурные традиции» [Романичева 2012: 69].
Поэтому сегодня перед учителем стоит задача построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способностей детей выбирать книги, осмысленно читать и оценивать их. В результате обучения в школе ученик должен уметь сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.
Как реализовать названные цели, зависит от учителя; с нашей точки зрения, привлечь школьников к процессу чтения, мотивировать на самостоятельный выбор книги проще, если предлагать им на уроках тексты современных ярких авторов. А формировать квалифицированного читателя литературы помогут уроки, на которых художественный текст осмысляется целостно, системно, когда обнаруживаются связи между разными элементами художественного целого: названием, элементами хронотопа, субъектной организацией, спецификой жанра и стиля. Произведения малой прозы (рассказы, сказки, очерки, эссе) в этом плане обладают большим образовательным потенциалом. Рассказы Нины Дашевской, компактные и глубокие, с нашей точки зрения, как нельзя лучше подходят для освоения в школе современной литературы. Предлагаем опыт анализа рассказа «Крендельков» из книги Н. Дашевской «Около музыки» на уроках внеклассного чтения в 5-6 классе.
Работа в классе построена на основе стратегии смыслового чтения и дает возможность познакомить обучающихся с творчеством писательницы, освоить содержание рассказа (проследить, как меняется отношение главного героя, мальчика Тимки, к учителю, проанализировать образ Антона Кренделькова и определить приемы его создания, обнаружить жанровые признаки рождественского рассказа и связи с другими литературными текстами).
Работа над рассказом строится на основе стратегий смыслового чтения и включает 3 этапа.
1. Мотивация. Работа с заглавием рассказа. Постановка проблемы и формулирование темы.
2. Открытие героя. Анализ рассказа.
3. Рефлексия. Обнаружение внутрипредметных связей.
Мотивация к чтению проходит как обдумывание заглавия рассказа, используем один из приемов дотекстового чтения. Предлагаем ученикам условную ситуацию и задание составить ассоциативный ряд. Задание может быть сформулировано так: «Вам предстоит познакомиться с человеком по фамилии Крендельков. Запишите, какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом». На слайде — изображение кренделя и толкование слова, на случай, если кто-то из детей не знает его лексического значения.
Ученики записывают свои ассоциации, иногда рисуют портрет. Затем происходит обсуждение и составляется схема. Возникают 2 направления ассоциаций. Первая — Крендельков, крендель, булка, булочка, мягкий, неэнергичный, толстый глупый, маленький — человек, ничего из себя не представляющий, не вызывающий уважения. Вторая — Крендельков, крендель, завернутый, закрученный, непростой, что-то в себе таящий — человек с загадкой, от которого можно ожидать чего-то.
Сообщаем, что Крендельков — это название рассказа Нины Дашевской, популярной современной писательницы, лауреата литературных премий. Здесь уместно небольшое сообщение об авторе рассказа.
Перед чтением, отталкиваясь от названия, попробуем сделать читательские прогнозы о содержании рассказа, предположить, каким будет его сюжет. Ученики обычно предполагают, что это рассказ о ребенке, который из-за своих комплексов не мог общаться с другими или про забияку, у которого постоянно возникают проблемы.
В этот момент учитель объявляет тему урока — Крендельков: кто ж разгадает вас? Тема, а затем цели урока отображаются на слайде. Цель анализа — разгадать, понять характер Кренделькова.
Необходимо актуализировать знания учеников по теории литературы о средствах создания образа героя в художественном произведении. Учитель задает вопрос: как можно понять характер героя в рассказе? Ученикам в понимании и оценке героя обычно помогают характеристики, которые дает автор, поступки героя, портрет, речь героя, мнение других персонажей о нем, художественные детали. При анализе ориентируемся на перечень средств создания образа героя, осваиваемых в 5-6 классах.
В ходе первичного чтения и последующего анализа происходит выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. В данном случае уместно выбрать прием «чтение про себя с пометами».
Ученики читают текст рассказа самостоятельно про себя. При чтении нужно делать пометки: что привлекло внимание, показалось интересным, удивило, что важно для понимания образа Кренделькова, что показалось странным, непонятным. Ученики создают в тетради таблицу, затем читают рассказ, делают пометы в тексте, записи в таблице.
Интересно Важно Непонятно
По окончании чтения происходит беседа. Вначале обсуждаем вопрос: что стало неожиданным при чтении рассказа? Учеников удивляет, что героем со смешной фамилией оказался взрослый человек. Учитель какой-то необычный. Удивило, что он все же сумел убедить мальчика полюбить виолончель.
Следующий вопрос учителя: что было непонятно при чтении? Ученикам не вполне ясно, зачем учитель музыки так странно выглядит и ведет себя; не совсем понятно, за что Тимка так невзлюбил Кренделькова.
И третьим обсуждаем вопрос: что показалось важным для понимания Кренделькова? Ученики отвечают на него не всегда последовательно, но обычно они обращают внимание на самое существенное и необходимое в раскрытии образа героя. Учитель может помочь ученикам вопросами: Зачем описан дом Штейна? Почему у Штейна нет портрета, а у Кренделькова есть? Что меняется в облике Антона, когда он играет на виолончели?
О Кренделькове надо говорить с точки зрения Тимки. Вначале он его ненавидит, в конце рассказа
они становятся друзьями. Крендельков — полная противоположность Штейна, поэтому Тимка и не может его принять.
Образ Штейна создан через интерьер, главный герой помнит «его особенный дом: высоченные потолки, медные ручки шкафов, пластинки, книги — на русском, немецком, шведском... Рояль с букетом сухих листьев», «сам Штайн в высоком кожаном кресле» [Дашевская 2015: 23]. Льва Мироновича больше нет, в душе мальчика остались воспоминания об особой атмосфере высокого искусства в доме учителя.
Портрет Штейна дан одним мазком: огромный, седой, ему трудно было ходить — монументальная фигура. По контрасту создан портрет Кренделькова. Он более подробный. В облике этого человека Тим-ке все кажется мелким, смешным, несуразным, не подходящим для учителя музыки.
Изменить отношение к Кренделькову помог случай: Тимка увидел, как преобразился Антон во время игры на виолончели («какие красивые у него были руки.», «без очков он казался старше» [Дашевская 2015: 26]). Здесь явно узнаются черты Штейна. То, что Антон знал Штейна и играл с ним, еще больше сократило дистанцию между учителем и учеником. Важно отметить, что вначале Тимку передергивало от неуместных выражений Кренделькова, а сейчас нет.
Учитель предлагает сравнить наблюдения и выводы с ассоциациями, которые вызвала фамилия. Ученики отмечают, что сначала Крендельков был ничего не значащим человеком, а затем открылся как талантливый человек.
Важно заострить внимание на том, изменился ли Крендельков (если ученики сами не задумаются над этим). Учитель остался прежним — изменилось отношение к нему Тимки. Следующее задание, которое получают ученики, — проследить, как меняется отношения Тимки к новому учителю. Интересно, как он воспринимает фамилию и имя педагога. Части класса даем задание последовательно выписать все упоминания фамилии и имени педагога. Другой части класса предлагаем выполнить небольшое задание в парах по инструкции.
Инструкция:
1) перечитайте фрагмент рассказа;
2) определите, к какому этапу развития отношений героев он относится;
3) укажите, как мальчик называет учителя в данном отрывке, объясните, чем это вызвано;
4) отметьте, какие слова, особенности построения предложений усиливают впечатление от наименования учителя героем;
5) назовите чувства, эмоции, которые вложены в имя педагога в этом отрывке.
По завершении работы оформляется запись на доске. В столбик перечислены все случаи употребления имени учителя Тимкой.
Кренделькову
У Кренделькова ^протест
Крендельков! _}
Крендельков-Коврижкин... — безысходность
Антон Петрович Крендельков
Антошка-картошка ¡-насмешка/боль
Коржиков-Карамелькин
j-переворот в душе
Кренделькова
Антон Петрович
Крендельков
Антон
Антон --примирение, сближение
Антон
В ходе ответов учеников появляются пометы о том, как меняется отношение Тимки к педагогу.
1. «Все, больше этого не будет. И главное — нужно идти на урок к совершенно чужому человеку. Кренделькову какому-то. «У кого учишься?» — «У Кренделькова.» Жуть. И откуда он вообще взялся?» [Дашевская 2015: 24]. Герой еще даже не знает своего нового учителя, но уже не любит его — он чужой. Тимка отстраненно и в то же время неуважительно, небрежно называет его по фамилии, представляя реакцию на нее со стороны. Парцелляция, воображаемый диалог из двух реплик и оценочное слово «жуть» передают раздражение Тимки. Фамилия учителя вызывает отторжение, протест.
2. «Просто директору хотелось, чтобы в школе был оркестр, а оркестра без виолончели не бывает. Раньше учителей не было, а тут — на тебе, Крендельков! «Молодой, перспективный»... Этого еще не хватало» [Дашевская 2015: 24]. Герой рассказа понимает, что ему придется подчиниться директору, но объектом ненависти становится Крендельков, как будто он причина всех бед в жизни Тимки. Герой с иронией произносит слова директора «молодой, перспективный». Парцелляция, многоточие в конце предложения усиливают язвительность фразы. Фамилия учителя в отрывке звучит с вызовом, недоверием.
3. «Тимка вспомнил один концерт — там на виолончели играла тетенька с некрасивым лицом. Пум, пум... Фундамент. А Тимка не хотел быть фундаментом! Он хотел быть звонкой первой скрипкой, тем более что теперь, в шестом классе, он вполне мог бы быть первым! Эх, Крендельков-Коврижкин.» [Дашевская 2015: 24]. Это размышления главного героя перед встречей с новым учителем, который стал для Тимки олицетворением крушения его надежд. Мечта мальчика быть первой скрипкой рушится. Передергивание фамилии в сочетании с междометием передают чувство безысходности.
4. «Антон Петрович Крендельков, на вид — лет семнадцать. Маленький, щуплый, в очках, уши торчат. Антошка-картошка. На первом уроке он был в красной футболке с Чебурашкой (вернее, с «ЧеБурашкой» в военном берете и с усами, как у Че Гева-ры). Смешная, в общем, футболка. Только Тимке не до смеха. Он с первого взгляда невзлюбил в этом Кренделькове все — от дурацкой майки до очков, до оттопыренных ушей. Коржиков-Карамелькин. » [Дашевская 2015: 25]. В отрывке передано впечатление Тимки об учителе при их первой встрече. Тимка три раза называет учителя разными именами. Официально звучащее Антон Петрович Крендельков противопоставлено неказистой внешности героя. Тимка дразнится — Антошка-картошка. Мальчику все не нравится в учителе, потому что ему самому плохо: очередное коверканье фамилии «Кор-жиков-Карамелькин» обрывается многоточием. Все фразы звучат очень эмоционально, экспрессивно (ис-
пользуется несобственно-прямая речь), они как будто написаны от первого лица. И только одно предложение выбивается из общего строя: «Только Тимке не до смеха», — оно и объясняет состояние Тимки. За дерзостью скрываются бессильное раздражение, боль и обида. И все это он переживает молча.
5. «Ну ничего, уже декабрь — осталось чуть-чуть! И все-таки надо бы позаниматься перед экзаменом. Не то чтобы жалко Кренделькова, просто неловко как-то» [Дашевская 2015: 26]. Герой терпит общество ненавистного учителя, который стал воплощением всего худшего, что надо пережить. Он высказывается о педагоге свысока, как будто делает ему одолжение. Отрывок написан сложными предложениями — Тимка как будто бы рассуждает. Учитель назван по фамилии с нейтральной интонацией. Ученик таким образом дистанцируется от учителя, закрывается от него.
6. «Крендельков опять кивнул. Тимка прикрыл дверь и сел на краешек стула. Крендельков играл, а он слушал. Просто слушал и ни о чем не думал.
Антон опустил смычок и посмотрел на Тимку» [Дашевская 2015: 27]. Это кульминация рассказа. Тимка трижды называет учителя: два раза по фамилии и один по имени. Начал играть Крендельков, а после растворения в музыке — к нему обратился Антон. И превращение происходит само собой, необъяснимо, как чудо. Впервые герой «просто слушал и ни о чем не думал», в его душе воцарилась гармония. Крендельков и музыка перестали быть для главного героя несовместимыми явлениями.
7. «Антон бегал к нему в больницу каждый день. Притащил маленький плеер, закачал туда виолончельной музыки. «Надо же, какой хитрый, — думал Тим-ка, — хочет меня все-таки подружить с этой виолончелью!». Но Антон ничего такого не хотел — просто делился музыкой, которую любил сам» [Дашевская 2015: 28]. В развязке рассказа герой три раза про себя называет учителя Антоном. В авторское повествование врываются реплики мальчика, в которых еще звучит недоверие, настороженность: «Надо же, какой хитрый ... хочет меня все-таки подружить с этой виолончелью!». Но наименование педагога не изменилось. Изначально Тимка враждебно воспринимал нового учителя, а в конце он становится просто Антоном, другом и учителем — своим человеком.
Есть ещё одна важная деталь в рассказе — стена. Ее воздвиг Тимка, а Антон Крендельков разрушил. В начале развития действия «Тимка построил против него как бы стенку; почти не разговаривал, просто кивал, и все» [Дашевская 2015: 25]. Образ стены — это молчаливый протест главного героя, отказ идти на контакт, строить новые отношения, неспособность принять действительность такой, какая она есть. «Тимка вздрогнул. И почувствовал, как стенка — крепкая стенка, которой он отгородился от Крендель-кова, — трещит по всем швам», когда могущественная и спокойная и мощная волна звуков стала стирать все мелкое, ненужное, отравляющее жизнь героя, давая увидеть главное [Дашевская 2015: 27]. «Стенка рухнула и разлетелась в пыль», освобождая героя прежних предубеждений, открывая для героя новые возможности [Дашевская 2015: 28].
На этом этапе работы необходимо создать ситуацию, в которой ученики смогут представить, что почувствовал Тимка в тот памятный вечер в музыкальной школе. Созданию соответствующей атмосферы поспособствует прослушивание сюиты № 6 ре мажор И. С. Баха. После этого учителю уместно задать вопрос о том, как Антону Кренделькову удалось разрушить стену непонимания, неприятия. Ученики приходят к выводу, что Тимка был поражен мастерством исполнения, простотой, с которой Антон говорит о музыке.
На завершающем этапе возвращаемся к заглавию рассказа. Обдумываем, почему рассказ называется «Крендельков». Человек с такой забавной фамилией сумел изменить представления Тимки о музыке. Он «делился музыкой, которую любил сам». Он дал жизненный урок доброты, понимания, откровенности.
Учитель предлагает задание вспомнить произведения, в которых есть черты сходства с прочитанным рассказом Нины Дашевской. Ученики находят сходство с рассказом А. И. Куприна «Тапёр»: тема музыки, человека судят по внешним признакам, а не по личностным качествам, не по мастерству исполнения музыкальных произведений. В рассказе Нины Дашевской концерт тоже происходит под Новый год, в рассказе есть мотив снега. И главное, происходит настоящее чудо — чудо преодоления предвзятого отношения к человеку, обретения друга-наставника, изменения взгляда на искусство, на жизнь. Постепенно ученики узнают в рассказе Нины Дашевской черты рождественского рассказа: присутствие элемента чудесного, наличие среди героев ребенка, а также нравственного урока.
Можно вспомнить историю жанра. Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который в 1840-х гг. задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, темы памяти и забвения, любви к «человеку во грехе», детства. Обязательным элементом сюжета стал счастливый, пусть даже и не закономерный и неправдоподобный финал, утверждающий торжество добра и справедливости, напоминающий о евангельском чуде и создающий рождественскую чудесную атмосферу.
Традиция Диккенса в России была частично переосмыслена. Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки трагические финалы. Нередко создавались более реалистичные произведения, которые сочетали евангельские мотивы и основную жанровую специфику святочного рассказа с усиленной социальной составляющей.
В рождественских рассказах можно выделить ряд характерных признаков: приуроченность событий к Рождественским праздникам: Святкам или одной Рождественской ночи; описание чудесных событий, которые предопределяют душевное прозрение или перерождение героя; счастливая развязка; ведущим мотивом рождественских рассказов является милосердие и сочувствие к ребенку; в рождественском рассказе принято представлять сюжет, смягчающий сердце и трактовать этот сюжет в духе Евангелия; в рождественских рассказах для детей
создается «правильная» и понятная картина мира, в которых строго разграничены добро и зло. Писатели, адресующие свои произведения детям, стремились, прежде всего, вызвать у читателя чувство сопереживания, сострадания, сочувствия.
Интересно обсудить с учениками, какие признаки жанра рождественского рассказа просматриваются в произведении Нины Дашевской.
Рождественский рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы. Налицо хронологическая привязанность события к празднику: кульминация происходит накануне новогоднего концерта, который для героя не состоялся по причине болезни, но случилось другое более значимое событие.
Из средневековой мистерии в рождественский рассказ перешла общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего все три ступени мироздания, а также трехуровневая организация пространства: ад — земля □— рай. Тимка в начале рассказа переживает страшное в его возрасте потрясение — потерю Учителя, затем примиряется с новой для него ситуацией и наконец открывает возможность продолжить музыкальное творчество в ином выражении: новый педагог и друг, новый инструмент, новые перспективы. Эпилог рассказа как будто раскрывается в будущее.
Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение. Тимка не мог преодолеть стену, разделяющую его с учителем. Драматизм ситуации снимается за счет случайного стечения обстоятельств.
Часто входящий в структуру рождественского рассказа элемент фантастики у Нины Дашевской отсутствует.
Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро торжествует. Герои остались не просто учителем и учеником, они стали друзьями, единомышленниками, увлеченными Музыкой.
Рождественский рассказ как проповедь человечности, любви, добра традиционно в литературе стал призывом к изменению жестокости, несправедливости мира через собственное преображение. Тимка пережил горе утраты близкого, излечился от своей раны, не ожесточился и посвятил себя музыке — несет в мир красоту и гармонию.
Домашним заданием к уроку может стать на выбор учащихся написание отзыва о рассказе в дневник читательских впечатлений или творческое задание в
форме ответа на вопрос, о чем могли переписываться Антон и Тимка, пока герой лежал в больнице.
ЛИТЕРАТУРА
Дашевская Н. Крендельков // Дашевская Н. Около музыки. — М.: РОСМЭН, 2015. —С. 21-28.
Душечкина Е. В. Русская календарная проза 20-30-х годов XIX века // Историко-литературный процесс. Методологические аспекты. Научно-информационные сообщения. — Рига, 1989. — Т. 2. — С. 181-194.
Душечкина Е. В. Святочный рассказ // Искусство. Первое сентября. — 2007. — № 23. — Режим доступа: http://art. 1 september.ru/article.php?ID=200702305.
Мтералова И. Г. Феномен детства в мировой словесности // Мировая словесность для детей и о детях. Сб. науч. и научно-метод. тр. / МПГУ. - М., 1998. — Вып. 3. — С. 3-7.
Минералова И. Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2002. — 176 с.
Национальная программа поддержки и развития чтения. — Режим доступа: www.mcbs.ru.
Николаева С. Ю. Пасхальный текст в русской литературе: монография. — М.; Ярославль: Литера, 2004. — 360 с.
Романичева Е. С. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие. — М., 2012. — 208 с.
Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. — М., 2011. — 126 с.
Святочные рассказы / сост. Х. Баран, Е. Душечкина. — СПб.: Пальмира, 2018. — 365 с.
REFERENCES
Dashevskaya N. Krendel'kov // Dashevskaya N. Okolo muzyki. — M.: ROSMEN, 2015. —S. 21-28.
Dushechkina E. V. Russkaya kalendarnaya proza 20-30-kh godov XIX veka // Istoriko-literaturnyy protsess. Metodo-logicheskie aspekty. Nauchno-informatsionnye soobshcheni-ya. — Riga, 1989. — T. 2. — S. 181-194.
Dushechkina E. V. Svyatochnyy rasskaz // Iskusstvo. Pervoe sentyabrya. — 2007. — № 23. — Rezhim dostupa: http://art. 1 september.ru/article.php?ID=200702305.
Mineralova I. G. Fenomen detstva v mirovoy slovesnos-ti // Mirovaya slovesnost' dlya detey i o detyakh. Sb. nauch. i nauchno-metod. tr. / MPGU. - M., 1998. — Vyp. 3. — S. 3-7.
Mineralova I. G. Detskaya literatura: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. — M., 2002. — 176 c.
Natsional'naya programma podderzhki i razvitiya cht-eniya. — Rezhim dostupa: www.mcbs.ru.
Nikolaeva S. Yu. Paskhal'nyy tekst v russkoy literature: monografiya. — M.; Yaroslavl': Litera, 2004. — 360 s.
Romanicheva E. S. Vvedenie v metodiku obucheniya literature: uchebnoe posobie. — M., 2012. — 208 s.
Smetannikova N. N. Obuchenie strategiyam chteniya v 59 klassakh: kak realizovat' FGOS. Posobie dlya uchitelya. — M., 2011. — 126 s.
Svyatochnye rasskazy / sost. Kh. Baran, E. Dushechkina. — SPb.: Pal'mira, 2018. — 365 s.
Данные об авторе
Эльвира Ринатовна Бикбаева — учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МАОУ лицей № 12 (Екатеринбург).
Адрес: 620034, Россия, г. Екатеринбург, ул. Готвальда, 15а. E-mail: [email protected].
About the author
Elvira Rinatovna Bikbayeva — Teacher of Russian and Literature, Higher Qualification Category, School № 12 (Ekaterinburg).