Эксперимент и инновации в школе
Из опыта работы школьных музеев
№ 2/2015
А.Е. Маслобойщикова, В.С. Маслобойщиков
Боль памяти бессрочна
Аннотация
В данной статье представлен опыт партнерского взаимодействия в рамках школьной музейной педагогики, ориентированной на становление нравственности подрастающего поколения и привитие иммунитета к фашистской идеологии.
Ключевые слова:
школьная музейная педагогика, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, становление личностного мировоззрения, концептуальная основа деятельности
Если ты в прошлое выстрелишь из пистолета, Будущее выстрелит в тебя из пушки.
Р. Гамзатов
Нюрнбергский процесс открыл миру истинное лицо фашизма, оставившего нашей стране чудовищное наследие. Дети войны, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, — живые свидетели, непосредственные участники Второй мировой войны и очевидцы античеловеческих злодеяний нацистов Третьего рейха. Для них неприемлемо осмысление степени правды о войне. Мировая общественность неоднозначно интерпретирует историческую значимость кровавых событий, унесших 55 млн жизней (первичная статистика по завершении военных действий). Современная политическая ситуация, ее нестабильность и противоречивость приковывают внимание не только политологов и аналитиков, но и вовлекают подрастающее поколение (степень сознания которого неустойчива) в информационную войну, ориентированную на рост социальной напряженности и активное участие в экстремистских актах и действиях, подстрекаемые искаженными фактами, которые транслируют сторонники правового сектора и их политические союзники. Именно этот факт позволяет манипулировать детским сознанием и стимулировать подростка к антисоциальным действиям, вынуждая принимать ложные идеалы за истину, яркий пример тому — события на Украине. Прогрессивная педагогическая общественность рассматривает данные факты как прямую угрозу нанесения урона нравственности, ее деформации в неокрепшем сознании ребенка, включая отклонения психического и социального здоровья. Подобного рода ситуации ослабляют защитную функцию растущего организма и требуют своевременной организации профилактики всеми доступными средствами, включая аргументированную информацию, что обусловливает педагогическую задачу управления по снятию дисбаланса эмоционального состояния ребенка [1].
Значимым средством укрепления политического сознания взрослеющего поколения является школьная музейная педагогика [3], выстроенная на основе педагогического кредо А.С. Макаренко, определяющего воспитание «как организацию жизнедеятельности ребенка». Становление личностного мировоззрения, и человека, способного к конструктивному взаимодействию с окружающим миром во всем его многообразии, обеспечивает комплексный подход на основе определенных принципов и установок, составляющих концептуальную основу деятельности в рамках музейной педагогики, основанную на разработанных положениях и принципах (по Е.М. Свиридовой, В.П. Ерофееву).
1. Осознание непрерывности исторического развития края и роли человеческого участия как основы приобретения общечеловеческого опыта и приобщения к нему на уровне освоения величайшей ценности.
2. Оценка, абсолютно объективная, исторического прошлого на основе исключения субъективного пристрастия любого рода.
3. Объективность музейных экспозиций — чисто информационный их характер, не допускающий искажений, но обеспечивающий максимально возможную ее полноту (предоставление посетителю возможности самостоятельного определения отношения к событиям и фактам, как к прошлому, так и к настоящему).
4. Выработка собственной позиции посетителем по отношению к событиям исторического прошлого в процессе работы с музейной информацией и ее многообразием, а также понимание настоящего через призму преломления прошлого как следствия исторического развития края, Отечества, формирование отношения к миру, в котором живешь.
5. Формирование осознанного отношения к реальному миру на основе учета рационального соотноше-
Эксперимент и инновации в школе. № 2, 2015
ния социального и индивидуального поведенческих кодов человека, адекватных нормативным требованиям российского сообщества, в процессе деятельности по направлениям школьной музейной педагогики [4].
Краеведческий военно-исторический музей «Версты» Рыбненской средней общеобразовательной школы Дмитровского района Московской области работает почти 50 лет, отражает события, коснувшиеся нескольких поколений местных жителей. Экспозиции музея — хранитель исторической памяти государства, записанной, как «история в лицах», а транслятором правды о войне являются малолетние узники фашизма, социальные партнеры образовательной организации, почетные представители и организаторы «горьких уроков истории», обеспечивающих стойкий иммунитет к идеологии фашизма, рождающих сопричастие, сопереживание и милосердие к слабому, малому и незащищенному в сложной жизненной ситуации.
На сегодня нет статистики всех погибших, изувеченных войной детей... Их было не меньше, чем взрослых. Оставшиеся в живых (один из десяти), прошедшие ужасы концлагерей, бывшие несовершеннолетние узники фашизма представляют собой разные категории заключенных тех лет и особую социальную группу сегодня.
Поисковая группа музея обобщила анкетные данные 228 малолетних узников Дмитровского района (на сегодняшний день в живых осталось 113). Определена типичная интернациональная картина распределения бывших невольников Третьего рейха.
Совет музея работает в тесном контакте с районной общественной организацией бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей (БНУФ) и ее руководством, включая международный союз. Стратегические курсы организации БНУФ и школы совпадают. Внимание к бывшим малолетним узникам фашистских концлагерей, как и ко всем пострадавшим в войну, гуманно и нравственно по своей сути. Оно укрепляет в детях общечеловеческое чувство единства в решении основных задач сохранения мира на Земле, проявления человеческого участия в каждой индивидуальной судьбе.
Педагогический инструментарий реализации поисково-исследовательской работы учащихся, организованной в непосредственном контакте с очевидцами, разнообразен: деятельность лаборатории партнерского взаимодействия, «горькие уроки истории», участие в антифашистских акциях, митингах, конференциях, проведение традиционных праздников, встреч, совместные экспедиции, экскурсии, походы по местам войны, трансляция позитивного опыта, участие в конкурсах разного уровня, установка и охрана памятников детям войны, волонтерская деятельность и т. п. [2].
Сверхзадача Союза БНУФ и молодежи, всех единомышленников в деле за мир против насилия и нацизма — донести до подрастающего поколения (пока еще живы очевидцы) необходимость принятия гуманизма как основы взаимодействия на всех уровнях человеческого общения, осознания ценности родной земли, во имя любви к которой сражались прадеды, деды и отцы.
Мы по зову сердца смотрим в будущее, и это значит, что у узников — очевидцев правды военных лет нет
права на молчание, а у учителей и молодежи — права на бездействие. «Коричневая чума» тех времен до сих пор не изжита, людская беспечность создает угрозу человеческой жизни на планете и самому существованию цивилизации. А человечество достойно мира и света. Наша миссия — способствовать сохранению мира на Земле, радости детства, осознанию счастья людьми — просто жить.
В качестве примера представляем выдержку из коллективного проекта учащихся, участников IV Международного антифашистского конгресса (Минск, 2012 г.) «Жить сердцем», послужившего обращением детей к мировой общественности.
«Вторая мировая война. Какие ассоциации она рождает у нас, молодых? В позитиве — Сталин, Победа, советский солдат, мужество, доблесть, подвиг, жизнь, мир. В негативе — Гитлер, смерть, враг, фашизм, руины, концлагерь, голод, страх, предатели, ад. У людей разные представления, а у нас (детей — детей войны) на подсознании страх, голод, дымящие трубы крематориев, лай собак, колючая проволока, нары. и скелеты, обтянутые кожей, в полосатой робе, а дети — прозрачные "привидения", потому что кровь из них качали для раненых солдат рейха. Мы не были в застенках концлагеря, но однажды, узнав об украденном и растоптанном детстве наших бабушек и дедушек (очевидцев жестокой правды), мы поняли, что это заложено в нашей генетической памяти; что нам известна сущность фашизма не понаслышке; что мы в ответе за то, чтобы ад и ужасы Бухенвальда, Равенсбрюка, Майданека, Освенцима, Кастельбаха не повторились, и права на бездействие у нас нет.
С детьми войны, бывшими несовершеннолетними узниками фашизма, мы шагаем в одном строю вот уже более 15 лет. Мы росли рядом с ними, познавали горечь и ценность жизни, о которой узнали из их судеб. Они молчали о концлагерях фашизма, молчали много лет о потерянном детстве, заговорили недавно, и мы им за это благодарны.
Не по традиции — по зову сердца, осознавая свой долг, мы ежегодно 11 апреля встречаемся, уже студентами, со своими сокурсниками, приобщающимися к этим горьким судьбам, у мемориала «Непокоренные» на Поклонной горе в Москве, потому что когда-то впервые нас с собой на митинг узников фашизма взяла бабушка, потом — мама, а позже — учитель и весь класс. А теперь все, кому небезразлично историческое прошлое родной земли, отдают дань увековеченной человеческой памяти непокоренных и выживших.
1. Мы, активисты группы «Поиск» нашего музея «Версты» (МОУ «Рыбненская СОШ»), живем на пульсе времени, осознаем чудовищность фашистской идеологии, солидарны и едины с антифашистскими инициаторами в борьбе за ценность человеческой жизни и право на нормальное детство, материнскую любовь и отчий дом.
Из найденных нами 228 судеб бывших малолетних узников фашизма Дмитровского района в живых осталось 148 человек, из них в пос. Рыбное рядом со школой живут 8, и это самые дорогие для нас люди, которым мы отдаем свое сердце при жизни.
На основе живых встреч, анкетных данных мы выявили типологию фашистских зверств по отношению к детям:
Боль памяти бессрочна
► детей, отобранных у матерей, рожденных в Германии, разделенных по национальному признаку: евреи, цыгане, славяне;
► детей — материал для медицинских экспериментов лагеря смерти Освенцим в Польше и подобных в Эстонии, Латвии, чья продолжительность жизни не превышала 7-9 месяцев;
► детей концлагеря Дахау (фабрики смерти), в котором содержали мальчиков до 16 лет;
► детей партизан (заложников) — на глазах которых расстреливали родителей, детей, людей;
► детей-остарбайтеров, работавших на военных химических заводах и шахтах;
► детей, работавших в сельском хозяйстве;
► детей, служивших живым щитом, — рабочие колонны, идущие впереди фашистской орды по дорогам и минным полям;
► детей политзаключенных, содержащихся в тюрьмах, приговоренных к расстрелу, в женских концлагерях Равенсбрюк и Бухенвальд;
► детей трехлетнего возраста, отобранных для онемечивания [5].
2. В походах пройдены тысячи верст по местам боев и воинской славы, посещено много городов-героев, мест принудительного труда советских людей как на территории бывшего СССР, так и в Германии.
3. Мы — участники всероссийского конкурса проектов о малолетних узниках «Человек в истории: ХХ век» и получили заслуженную оценку их значимости.
4. Мы — представители Российской Федерации на международном конкурсе в 2006 г. в Киеве «Детство за колючей проволокой», авторы четырех рисунков, правдивость которых признана на уровне 1-го места.
5. Мы от лица молодежи России обращались к членам Международного союза бывших малолетних узников фашизма и представителям стран ООН на Международном антифашистском форуме в ноябре 2010 г. с призывами о консолидации сил в защиту мира.
6. Мы несем почетную вахту общечеловеческого долга: ухаживаем за памятниками, устанавливаем сами памятные знаки, создаем проекты будущих мемориалов, были участниками освещения памятного знака
«Помнят тебя, малыш!» (Москва), ставшего мемориальным знаком для 2 млн детей войны (БНУФ), 1,8 млн из которых навечно остались в застенках концлагерей Европы.
7. Мы — участники совместной с БНУФ презентации 25 января 2011 г. книги «Не прерывается воспоминаний нить...» о судьбах узников как результата встреч с очевидцами. Наш многолетний опыт отражается СМИ, обобщен в коллективном издании печатной продукции, которую мы транслировали во многие крупные музеи страны и Европы.
8. 15 лет мы активные участники антифашистских митингов, проводимых РС БНУФ 11 апреля ежегодно, волонтеры, шефы бывших детей узников, инициаторы встреч, слушатели «горьких» уроков истории и разработчики социально значимых мероприятий.
Великое начинается с малого [4]. Движение растет и крепнет. Тот, кто однажды смотрел в детские глаза седых стариков, у которых украли детство в годы Второй мировой, не забудет их и поймет, что мир хрупок, нуждается в нашей защите. Мы против насилия и нацизма, за свет и добро, красоту и любовь, счастье и ясное небо».
Литература
1. Басенцян С.И., Барановская Н.Н. Формирование здоро-вьесберегающей среды школы // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 6. С. 52-56.
2. Быстрова О.А., Копылова Т.В. Разработка модели социокультурного пространства, способствующего укреплению социального здоровья учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 6. С. 56-60.
3. Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Яковлева Е.Н. Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С. 45-49.
4. Организационно-педагогические основы школьной музейной педагогики (Бывшим несовершеннолетним узникам и ветеранам Великой Отечественной посвящается...): Мето-дич. пособие / Сост. и ред. Е.М. Свиридова, А.Е. Маслобойщикова. М.: АПК и ППРО, 2009.
5. «Не прерывается воспоминаний нить.» / [Авт.-сост.] Л.Н. Титарева. М.: Экон-Информ, 2010.