Богословское наследие И. В. Каргеля в контексте евангельского движения в России и Восточной Европе
Иван МАКАРЕНКО © И.И. Макаренко, 2016
«Богословские размышления» №17,2016/Спецвыпуск«Реформация: восточноевропейские измерения», с. 186-193
Аннотация
В статье анализируются богословское наследие И.В. Каргеля, его вклад в развитие евангельского движения в России конца XIX и начала XX века, а также и в Восточной Европе. Отмечается самобытность богословия И.В. Каргеля.
Рассматриваются ключевые события жизни, служения и богословия И.В. Каргеля, повлиявших на ход развития евангельского движения. Освящается и проблематика формирования евангельского движения и богословия в России.
Ключевые слова: богословие, миссия, евангельское движение, богословское образование, церковь, служение.
Abstract
This paper analyzes the theological heritage of I.V. Kargel, his contribution to the development of the evangelical movement in Russia, as well as in Eastern Europe in the late XIX and early XX century. It emphasizes the originality of the Kargel"s theology, examines the key events of his life, ministry and theology that influenced the development of the Evangelical movement. This paper shows the problems of formation of the evangelical movement and theology in Russia.
Keywords: theology, mission, evangelical movement, theological education, church ministry.
Иван Вениаминович Каргель влиятельный проповедник и учитель Библии евангельского движения в России конца XIX и начала XX века. Его по праву называли ведущим богословом евангельских христиан и баптистов в России[1]. Каргеля характеризуют, как глубокого и посвященного Богу христианина, проповедника, духовного писателя, учителя Библии, миссионера и пастора церкви. Ивана Вениаминовича можно отметить как активного продолжателя Реформации. Основной частью и смыслом его жизни были сформулированные еще Мартином Лютером основы Реформации: только Писание (Sola Scriptura), только вера (Sola Fide), только Христос (Solus Christus) и др.
В данной статье отметим его личностные, и духовные качества и попытаемся проанализировать его вклад в евангельское пробуждение и развитие богословия в России и в Восточной Европе. Каргель внес большой миссионерский, пасторский вклад в организацию и развитие многих общин в Польше, Болгарии, Венгрии, Эстонии и Финляндии. Примерно до сорока лет, Каргель при финансовой помощи В. Пашкова, мог осуществлять все эти миссионерские поездки и
[1] Николс Г. Л. Каргель: развитие русской евангельской духовности. 2015. — С. 204.
служения в разных городах российской империи и странах Восточной Европы. Иногда эти поездки были длительными по времени, что требовало больших жертв как для Ивана Вениаминовича, так и для его супруги Анны Александровны. Когда настал уже период более оседлого образа жизни в Петербурге, Каргель больше времени посвящал для чтения литературы, написания своих работ и глубокого изучения Писания.
Своими богословскими работами, лекциями и проповедями И.В. Каргель оказал большое влияние на развитие евангельского, баптистского движения в России. Его изданные работы[2] и от руки переписанные лекции смогли в значительной степени восполнить огромную нужду в понимании Библии и обогатить[3] самобытное богословие евангельских верующих в России. Это бесспорная заслуга И.В. Каргеля как духовного писателя, духовного подвижника, оставившего после себя значительное богословское наследие.
Нам также важно отметить, что Каргель разработал и сформулировал еван-гельско-баптистское вероучение, датированное 1913 годом, которое сыграло важную роль как в объединении разных союзов и христиан[4], в обретении общей вероучительной платформы[5], а также оставалось длительное время в качестве его богословского влияния на евангельских христиан и баптистов (ВСЕХБ) в советский период.
Краткая Биография И.В. Каргеля(6)
Иван Вениаминович Каргель родился в Грузии, в 1849 году. Его отец был немцем, а мама по происхождению была армянкой, вся семья Каргеля говорила на немецком языке, включая и его мать. Нет полной и точной информации о происхождении семьи Каргелей. По словам его дочерей, их семья имела шотландские корни. Первые годы его жизни прошли в Германии, но по какой причине родители выехали туда после его рождения неизвестно. Спустя какое-то время семья Каргеля вернулась для проживания на юг России, на Кавказ[7].
По некоторым сведениям, свое профессиональное образование инженера-механика, Каргель получил в Германии. Библейское образование Каргель
[2] См. опубликованные рецензии на все основные работы И.В. Каргеля. Макаренко И.И. Основные работы И.В. Каргеля. Альманах по истории русского баптизма. — №4. — СПб: «Библия для всех», 2009. — С. 203-230.
[3] Богословские работы Каргеля И.В. были практически единственными в сообществе евангельских христиан, баптистов и др. традиций, на протяжении почти всего XX века.
[4] В 1944 г., когда СЕХ слился с Союзом русских баптистов, сформировав ВСЕХБ, одним из средств объединения был общий символ веры Каргеля, официально этот символ веры был принят ВСЕХБ в 1966 г. (Николс Г., 2015. - С. 297-301).
[5] Каргель И. Краткое изложение вероучения Евангельских Христиан. 1913, Издание 2-й С-Петербургской общины. См. Николс Г., 2015, — С. 297.
[6] Из-за отсутствия точных данных и архивных материалов, биография И.В. Каргеля пока еще фрагментарна. Еще достаточно противоречивых фактов и описаний его жизни.
[7] Существует дискуссия в отношении ранней биографии И.В.Каргеля. Г. Николс отмечает нескольких исследователей, у которых описания жизни и разных фактов биографии Каргеля разнится. См. у Николс Г. — С. 18-22; также ср. у Коррадо Ш., 2005. — С. 166; Ливен С., 1947. — С. 6; Карев А., 1997. — С. 136, а также работы М.С. Каретниковой и М. Кузнецовой.
также получил в Германии, закончив Гамбургскую баптистскую семинарию. Во время своей жизни и учебы в Германии, Каргель посещал различные европейские страны, а некоторое время он проживал и в Лондоне. После окончания своей учебы в Германии, Каргель направляется в Петербург, чтобы работать по профессии инженера-механика, и, возможно, проработал несколько лет[8]. В Петербурге он создает семью, женившись на петербурженке Анне Александровне Семеновой. Венчание проходило в Финляндии, где Каргель еще проживал до своего окончательного переезда в Санкт-Петербург. В его семье родилось четыре дочери Елена, Мария, Елизавета и Анна. Поскольку Каргель много ездил, его дочь Елена родилась в Болгарии, а Мария в Эстонии, Елизавета и Анна родились в Петербурге[9].
В жизни Каргеля было много трагических событий. Очень рано умерла от дифтерии его жена Анна Александрована. По свидетельству Софьи Ливен (1881—1965) она была: «деятельная сестра, полная любви и добрых дел» (Ли-вен С., — С. 8). И.В. Каргель остался с четырьмя подрастающими дочерями. Позже его младшая дочь Анна умерла также в молодом возрасте, в 19 лет. По причине начавшихся гонений и репрессий на христиан в России, Каргель был лишен всех гражданских прав, в том числе и продовольственных карточек, это означало, что его семью ждет голодная смерть.
В 1920 году Каргель был вынужден переехать на новое место жительство в Украину. Его переезд был трудным и долгим, так как они переезжали из города в город, из общины в общину, пока не добрались до Украины. В Украине, Каргель с семьей проживал рядом с городом Сумы, в с. Николаевка. Как и многие христиане тех лет, Каргель вместе с дочерьми был репрессирован, незадолго до смерти его посадили в тюрьму. Его дочерей Елизавету и Марию сослали в сибирские лагеря, а старшая дочь Елена была расстреляна после смерти Каргеля в 1938 году[10]. Умер Иван Вениаминович Каргель в 1937 г. в возрасте 88 лет, в Украине, в г. Лебедин.
Миссия и служение Каргеля И.В.
Обращение к Богу у Каргеля произошло в молодые годы, когда И.В. Каргель вместе с родителями проживал в немецких колониях на юге России, и посещал собрания менонитов. В 1869 г. находясь на Кавказе, Каргель принимает крещение в церкви г. Тифлис. Церковь в Тифлисе была основана миссионером из Европы Мартином Кальвейтом (1833—1918). Церковь была смешанной, состояла из немцев, русских и христиан других народностей. Богослужения проходили как на немецком, так и на русском языке[11]. Крестил
[8] Скопина И.Н. Из биографии И.В. Каргеля и его дочерей. Собр. соч. 2004. — С. 689.
[9] Николс Г. Л. Каргель: развитие русской евангельской духовности. 2015. — С. 89-98.
[10] Старшую дочь Каргеля Елену, обвинили в провокации против организации колхозов; постановлением особой тройки УНКВД она была приговорена к расстрелу. Приговор привели в исполнение в г. Сумы 16 января 1938 г. (Скопина И., 2004. — С. 686).
[11] Савинский С. История евангельских христиан — баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917). - СПб.: «Библия для всех», 1999. - С. 351.
Каргеля известный в то время служитель Никита Воронин (1840—1905). Позже, в своей жизни Каргель считал своим духовным отцом и наставником Василия Александровича Пашкова (1831—1902)[12], с которым он познакомился в Санкт-Петербурге. Они были похожи и близки друг другу, в характере, мировоззрении и самое главное в стремлении служить Богу.
В 1870 году, через несколько месяцев после своего крещения, Иван Вениаминович вместе с другими братьями был принят в одногодичную миссионерскую школу в Гамбурге. Кальвейт представил И.В. Каргеля ее основателю и директору Иоганн Онкену (1800—1884)[13], как будущего студента и баптистского лидера. Однако, из-за франко-прусской войны, школа была закрыта, а занятия отложены до 1872 г. Но и в этом году школа не смогла начать обучение из-за отсутствия финансовых и материальных ресурсов. Начались занятия в школе только весной 1874 года. Пока школа была закрыта Каргель посещал конференции немецких баптистов и менонитских братьев. В это время он смог познакомится с известными служителями с их принципами служения и методами в организации общин. Каргель принимает участие в миссионерских проектах в Польше, в Сорочинах. Нужно отметить что, уклад жизни, язык и культура в Германии разительно отличались от уклада жизни в немецких колониях в Российской империи. Эта перемена произвела большое впечатление на молодого Каргеля. Потом уже приехав в Польшу на служение, Каргель уже был представителем немецкой культуры, немецкой баптисткой церкви со всеми ее правилами и традициями. В Польше же у Карге-ля появилась возможность служить и практиковаться в качестве пастора и евангелиста. Вообще учеба в семинарии, знакомство с учением Жана Кальвина (1509—1564), баптистские, менонитские церкви и посещение конференций оказали сильное влияние на мировоззрение и развитие Каргеля.
Уточним, что особенности кальвинистского подхода в служении выражались в сильной и авторитетной власти пастора в церкви и акценте на миссию и евангелизм. Позже, в служении Каргеля в различных странах и церквах, возникали вопросы и сложности с пониманием местного контекста и социокультурного уклада в жизни верующих. Каргелю была необходима контексту-ализация[14]. На начальном этапе своего служения он представлял баптистскую модель и традицию в управлении, миссии и жизни церкви, усвоенную им
[12] «В.А. Пашков (1831—1902), отставной полковник, общественный деятель и владелец тринадцати имений, был главой евангельского движения в Санкт-Петербурге в конце XIX века». Коррадо Ш., 2005. — С. 3.
[13] Онкен И. один из семи крещаемых, из которых в 1834 году образовалась первая баптистская община в Германии. Он основал Союз баптистов в Германии в 1849 г. Дважды был в России — в 1864 и 1869 г. (Фаст В., 2001. — С. 19). Онкен основатель первой в Европе баптистской семинарии в Гамбурге, также он является автором «Гамбургского исповедания». (Решетников Ю., Санников С.В., 2000. — С. 58).
[14] Известно, что существовали проблемы в Тифлиской церкви, поскольку каждая национальная группа хотела вести богослужение по-своему, например, использовать свои тексты песен во время общих собраний. Николс Г. Л. Каргель: развитие русской евангельской духовности. 2015. — С. 56.
в Германии[15]. После завершения учебы, Каргеля приглашают на служение в Санкт-Петербург, чтобы возглавить немецкую общину, которая была основана там в 1855 году. В течение пяти лет он работает в среде немцев проживающих в Петербурге. Каргель строит свою общину по немецко-баптистской модели, которую он воспринял в Германии, во время обучения в семинарии и лично у своего учителя Иоганна Онкена. Его служение в петербургской немецкой общине было весьма успешным. Церковь выросла с 34 членов в 1876 г., до 100 членов в 1880 г. Иван Вениаминович был первым иностранцем, который смог официально зарегистрировать протестантскую общину по новому закону о свободе совести от 1879 года. Этот закон давал религиозную свободу проживающим в России иностранцам. Во время своего служения среди немцев, Каргель много ездил в Польшу и Германию, продолжая поддерживать тесные контакты с церквями Германии и библейской конференцией в Гамбурге. Большую роль в жизни и служении Каргеля сыграл граф В.А. Пашков, который длительное время финансово обеспечивал его семью. Это давало большую возможность Ивану Вениаминовичу путешествовать и служить церквам и верующим в различных странах.
Тем временем в Петербурге большими темпами развивалось евангельское движение. Большой интерес у Петербургской аристократии к проповеди Ред-стока (1833—1913)[16], Бедекера (1823-1906) и Пашкова (1831-1902)[17]. В доме княгини Ливен собирались приверженцы «движения святости». Основной целью «движения святости» было стремление к большей глубине духовной жизни верующих в церкви. Само по себе движение не отстаивало каких-либо богословских или денаминационных воззрений, девизом конференций было «Воедино во Христе Иисусе».
Во время ежегодных конференций, делегаты делились друг с другом библейскими знаниями и тем, как возрастали духовно. Подобные конференции были важными для тех, кто нуждался в духовной поддержке и ободрении. Во время работы конференции все участники заслушивали доклады на такие темы как; проблема греха, освящение, посвящение Христу, исполнение Святым Духом. Большое внимание на этих конференциях уделялось вопросам миссии. «Движение святости» оказало большое влияние как на самого Кар-геля, так и на многих других христиан евангельских церквей в России (ср. Фаст, 2001. - С. 21).
С 1880 г. у Каргеля произошли большие перемены в жизни. Он женился на Анне Семеновой. По сведениям Николса, она была из окружения семьи Пашкова и их другом[18]. Каргель оставляет руководство немецкой церкви в Петербурге, по всей видимости, из-за открывшиеся возможностей миссионерско-
115] Николс Г. - С. 40-43, 64.
[16] Редсток был ярким представителем «Кезуикского движения святости». (Коррадо Ш., 2005. - С. 110).
[17] Они представляли «Викторианские евангелические идеалы», отражающие взгляды пиетизма. (Николс Г., 2015. - С. 80-84.
™ Николс Г. - С. 89-98.
го служения в разных странах. После встречи с Пашковым, близкого общения с ним, и служения в доме княгини С. Ливен, у Каргеля стали меняться церковно-догматические взгляды и подходы в служении. Еще на раннем этапе своего служения, Каргель был строг в вопросах организации, структуры и порядка в церкви. Изменения в большей степени произошли в сторону личного, внутреннего благочестия и близких отношений с Христом. Каргель довольно часто отвечал на приглашения и выезжал на служение в Болгарию, Польшу и в другие места Восточной Европы. Эти поездки также были возможны благодаря финансированию Пашковым миссионерского служения Ивана Вениаминовича.
По свидетельству знавших его людей, Каргель имел пасторское сердце и он не боялся брать ответственность в служении и в работе с людьми. Поэтому когда возникла нужда в руководстве общиной, которая собиралась во дворце княгини Ливен, он взялся за пасторское служение, хотя это было уже и не безопасно. В это время происходили повсеместные репрессии со стороны царского режима в отношении всех инославных[19]. В своем служении Каргель уделял большое внимание изучению Библии в различных кружках. Несмотря на высылку руководителей общины В. Пашкова и М. Корфа (1843— 1936) за их активное евангелизационное служение, Каргель продолжал усердно проповедовать и обучать верующих в домашних группах и индивидуаль-но[20]. Пришло время, когда Каргель уже уделял большое внимание преподавательской деятельности. Впоследствии он стал известным и признанным преподавателем на различных библейских курсах в Петербурге и по всей России. Его основными предметами на библейских курсах были; догматика, изучение библейских книг, толкование книги Откровение, эсхатология, апологетика и гомилетика. Вместе с тем, Каргель принимал большое участие в жизни и организации евангельских и баптистских союзов в России.
На раннем этапе своего служения он был ключевым помощником В. Пашкова в попытке организовать союз евангельских христиан в России. Попытка не удалась, так как было трудно сразу объединиться таким различным движениям как, евангелисты, баптисты, менониты, духоборы и штундисты. На все эти группы царский режим вместе с православной церковью оказывал большое давление, и практически по всей России происходило гонение на не православных верующих. Позже эта попытка объединения удалась Ивану Степановичу Проханову (1869—1935), который смог объединить разрозненные группы евангельских верующих в Петербурге и в других регионах России. У каждого из них было свое видение и методы для развития евангельского движения. Им было трудно сотрудничать и совмещать видение, цели и задачи в развитии евангельского движения. Об этом можно судить даже на основании такого факта, что в своей автобиографии И. Проханов никак не упоминает Каргеля и не говорит о его вкладе в российское евангельское движе-
[19] См. Савинский, 1999. — С. 351; ср. у Коррадо Ш., 2005. — С. 104.
[20] Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова. 2005. — С. 104.
ние. Личные разногласия Проханова и Каргеля не доходили до состояния публичного конфликта и не становились известными для общин и всего их окружения. Проханов и Каргель - сильные и масштабные личности, - но они сумели конструктивно работать вместе, и от этого евангельское движение только выиграло. Проханов больше уделял внимание вопросам организации союза, издательскому делу, миссии, социальным проектам. А Каргель на тот момент уже был больше ориентирован на организацию и обучение общин, на преподавании, но и также много уделял внимания и времени миссионерским поездкам. Но, несмотря на сложные межличностные отношения и различные организационные трудности, Каргель был активным помощником И.С. Проханова в организации протестантских союзов в России. Каргель помогал в проведении и организации съездов и был председателем на всероссийском объединенном съезде, который состоялся в Петербурге в январе 1907 года (Савинский С. - С. 267). Потом, уже к концу своей жизни, он разочаровался в деятельности союзов и больше не поддерживал их.
Каргель сторонился конкуренции и соперничества лидеров, не конструктивной политики объединения двух союзов, а также и из-за сотрудничества с властями[21]. Все свои усилия он уже сосредоточил на личном служении и особенно изучении и преподавании Божьего Слова. Даже когда Каргель переехал в семидесятилетнем возрасте в Украину, он продолжал свое активное служение в течение восемнадцати лет, вплоть до своего ареста и смерти. Он продолжал читать литературу и писать свои работы по истолкованию библейских книг. По свидетельствам знавших его людей, он обладал дарами пророчества, исцеления и истолкования Библии. Его много раз просили помолиться за исцеление, и по его молитвам Бог посылал исцеление больным (Скопина. - С. 697).
В 1927 году И.В. Каргеля, живущего в Украине, посетила княгиня С. Ли-вен. Вот как она описывает свое впечатление от встречи с ним: «Никогда не забуду я впечатления, которое произвела на меня эта встреча. Муж Божий, старец, достигший почти 90 лет, окруженный книгами на разных языках, напоминающих о прежних днях и говоривших о широких познаниях и культуре... И.В. Каргель был погружен в изучение книги Откровения Иоанна» (Ливен С., - С. 8). Как свидетельствовала С. Ливен, Каргель верил и учил, что все события того времени (первая мировая война, революция и послереволюционные события в России) говорят о приближении второго пришествия Христа. Он верил, что это событие совсем скоро может произойти и всем необходимо быть готовыми к нему. Он жил в ожидании «паруссии» уже при своей жизни, подобно, апостолу Павлу, Каргель «надеялся быть взятым к Небу, не увидев смерти. Господь решил иначе» (Ливен С., - С. 9). Этим и объясняется основной фокус в его работах, освящение и ожидание приближающегося дня пришествия Иисуса Христа. Основное внимание в своих богословс-
[21] «Письмо Каргеля к Жидкову». Каргель И. Толкователь Откровения Святого Иоанна Богослова. - М.: «Художественная литература». - 1991. - С. 262-266.
ких работах, учебных лекциях, в служении И.В. Каргель уделял таким темам, как учение о Святом Духе[22], святости и освящение в жизни христианина[23], борьба с грехом[24], и Второе пришествии Христа[25]. Личный интерес Ивана Вениаминовича к этим темам был обусловлен в том числе и сильным влиянием на него представителей кесвикского «Движения святости»[26], которые сыграли большую роль, как в его личной и духовной жизни, так и в жизни многих других известных служителей. Вот таким образом, в личной судьбе, служении, миссионерстве, в богословских исследованиях и подвижничестве И.В. Карге-ля, нашла свое отражение реальная история не только русского, но и частично восточно-европейского евангельского движения конца XIX — начала XX вв.
Библиография
Каргель И. Свет из тени будущих благ. — СПб.: «Библия для всех», 1994.
Каргель И. Закон духа жизни. — СПб.: «Библия для всех», 2003.
Каргель И. Толкователь Откровения святого Иоанна Богослова. Собрание сочинений. — СПб.: «Библия для всех», 2004.
Каргель И. Излияние Духа Святого и пяти-десятническое движение. // Альманах по истории русского баптизма. — СПб.: «Библия для всех». — 2004. — №3. — С. 9-61.
Каргель И. Из писем И.В. Каргеля. Собрание сочинений. — СПб.: «Библия для всех», 2004.
Каргель И. В каком ты отношении к Духу Святому? Собрание сочинений. — СПб.: «Библия для всех», 2004.
Каргель И. Грех как зло всех зол в этом мире. Собрание сочинений. — СПб.: «Библия для всех», 2004.
Каргель И. Христос — освящение ваше. Собрание сочинений. — СПб.: «Библия для всех», 2004.
Каргель И. Где, по Писанию, находятся мертвые. Собрание сочинений. — СПб.: «Библия для всех», 2004.
Каргель И. «Се, гряду скоро...». Собрание сочинений. — СПб.: «Библия для всех», 2004.
Каргель И. Краткое изложение вероучения Евангельских Христиан. — Издание 2-й С-Петербургской общины, 1913.
Каргель И. Толкователь Откровения Святого Иоанна Богослова. — СПб.: «Художественная литература», 1991.
Карев А. Русское Евангельско-Баптистское движение. // Альманах по истории Русского Баптизма. — СПб.: «Библия для всех», 1997.
Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова. — СПб.: «Библия для всех», 2005.
Кузнецова М. Герменевтические принципы И.В. Каргеля. // Альманах по истории Русского баптизма. — №4. — СПб.: «Библия для всех», 2004. — С. 116-189.
Ливен С. Краткий очерк жизни и деятельности брата И.В. Каргеля. — Чикаго.: «Путь веры». Издание Русской и Восточно-Европейской миссии, 1947.
Николс Г. Л. Каргель: развитие русской евангельской духовности. — СПб.: «Библия для всех», 2015.
Решетников Ю. Санников С. Обзор истории Евангельско-баптистского братства на Украине. — Одесса.: Издательство «Богомыслие», 2000.
Савинский С. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867 — 1917). — СПб.: «Библия для всех», 1999.
Фаст В. Я с вами во все дни до скончания века. Книга I. Тяжелые времена гонений и репрессий 1931—1946. — Караганда — Штайнхаген. «Благотворительный Комитет Аквила», 1999.
[22] Каргель И. В каком ты отношении к Духу Святому? 2004, Собр. соч. см. также и статью Каргель И. Излияние Духа Святого и пятидесятническое движение. // Альманах по истории русского баптизма. — 2004. — №3. — С. 9-61.
[23] Каргель И. Христос — освящение ваше. / Собр. соч., 2004.
[24] Каргель И. Грех как зло всех зол в этом мире. / Собр. соч., 2004.
[25] Каргель И. «Се, гряду скоро.», и Где, по Писанию, находятся мертвые. / Собр. соч. , 2004.
[26] См. Г. Николс об этом движении. Николс Г. Л. Каргель: развитие русской евангельской духовности. — 2015. — С. 26-28.