DOI: 10.24411/2618-8120-2021-2-18-31
УДК 27-1(470.345)
О. И. Марискин
ФГБОУВО «Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»,
Саранск, Россия, e-mail: mariskinoi@mail.ru
С. В. Першин
ГКУ РМ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук
при Правительстве Республики Мордовия»,
Саранск, Россия, e-mail: pers99@inbox.ru
БОГОРОДИЦЕ-ОТРАДНЫЙ МОНАСТЫРЬ
В СЕЛЕ ШЕЙН-МАЙДАН: ВЕХИ ИСТОРИИ
Статья посвящена истории становления и развития Богородице-Отрадного женского монастыря, расположенного в с. Шейн-Майдан Атяшевского района Республики Мордовия. На основе опубликованных материалов и архивных источников прослеживаются перипетии, с которыми православные подвижники сталкивались в XIX – XX вв. История православной обители рассматривается в контексте региональной истории, во взаимосвязи с основными направлениями внутренней политики.
Предваряя исследование истории возникновения женской обители, авторы кратко описывают формирование православного населения, строительство в с. Шейн-Майдан первых церквей. Как гласит предание, история шейн-майданского монастыря была связана с личностью Серафима Саровского. В статье подробно описываются перипетии передачи недостроенного каменного здания в ведение РПЦ, основание женской православной обители. По мнению авторов, за относительно короткий период времени, прошедший с момента официального открытия женской общины «Отрада и утешение» в 1903 г. до 1917 г., новая православная обитель продемонстрировала свою жизнеспособность, стала одним из духовных центров Ардатовского и Алатырского уездов. После Октябрьской революции краткая история расцвета Богородице-Отрадного монастыря завершается.
Описывая основание Богородице-Отрадного монастыря в XIX столетии и его возрождение уже в наши дни, авторы выделяют значимую роль в этом процессе меценатов и благотворителей. В завершении статьи сделан вывод о том, что восстановление в российской провинции монастырей положительно скажется на духовно-нравственном развитии российской провинции.
Ключевые слова: обитель, община, монастырь, храм, церковь, монахиня, настоятельница, послушница, игуменья, Симбирская епархия.
O. I. Mariskin
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia,
e-mail: mariskinoi@mail.ru
S. V. Pershin
Research Institute of Humanitarian Sciences under the Government of the Republic of Mordovia, Saransk, Russia,
e-mail: pers99@inbox.ru
THE MOTHER OF GOD-OTRADNY MONASTERY
IN THE VILLAGE OF SHANE-MAIDAN: MILESTONES OF HISTORY
The article is devoted to the history of the formation and development of the Theotokos-Otradny Convent, located in the village of Shane-Maidan of the Atyashevsky district of the Republic of Mordovia. On the basis of published materials and archival sources, the vicissitudes that Orthodox ascetics faced in the XIX – XX centuries are traced. The history of the Orthodox monastery is considered in the context of regional history, in connection with the main directions of domestic policy.
Preferring the study of the history of the women's monastery, the authors briefly describe the formation of the Orthodox population, the construction of the first churches in the village of Shane-Maidan. According to the legend, the history of the Shane-Maidan monastery was connected with the personality of Seraphim of Sarov. The article describes in detail the vicissitudes of the transfer of the unfinished stone building to the jurisdiction of the Russian Orthodox Church, the foundation of the women's Orthodox monastery. According to the authors, in a relatively short period of time since the official opening of the women's community "Joy and Solace" in 1903, Until 1917, the new Orthodox monastery demonstrated its viability and became one of the spiritual centers of the Ardatov and Alatyr counties. After the October Revolution, the brief history of the flourishing of the Theotokos-Otradny monastery comes to an end.
Describing the foundation of the Theotokos-Otradny monastery in the XIX century and its revival in our days, the authors highlight the significant role of patrons and benefactors in this process. At the end of the article, it is concluded that the restoration of monasteries in the Russian province will have a positive impact on the spiritual and moral development of the Russian province.
Keywords: monastery, community, monastery, temple, church, nun, abbess, novice, abbess, Simbirsk diocese.
Введение
Процесс возрождения христианских традиций в российской провинции и неуклонно возрастающее влияние РПЦ на общественно-политическую и культурную жизнь актуализируют исследование истории отдельных православных обителей, сыгравших значимую роль в истории нашей страны. В региональной историографии предприняты довольно успешные попытки комплексного исследования монастырей [2; 8; 10 и др.], тем не менее, в летописи мордовского черничества все еще сохраняется немало «пробелов». Целью данной статьи является реконструкция событий, разворачивавшихся в XIX – XXI в. в окрестностях старинного русского села Шейн-Майдан (ныне – Атяшевский района Республики Мордовия), где с завидным упорством верующие строили храмы и основывали монастыри.
Методы исследования
При проведении исследования применялись проблемно-хронологический, сравнительно-исторический и историко-генетический методы. Применение проблемно-хронологического метода позволило определить условия образования монастыря. Сравнительно-исторический метод сделало возможным сопоставление тенденций развития монастыря на разных этапах исторического развития региона. Историко-генетический метод позволил проанализировать условия функционирования общественных институтов.
Результаты и обсуждение
Шейн-Майдан – русское село на речке Ломатка. Основано в 1688 г. боярином и генералиссимусом Алексеем Шеиным, от фамилии которого происходит первая часть названия населенного пункта. Вторая часть – от тюркского слова «майдан» – площадь, поляна, стоящий на ней лесной завод, место производства поташа, дегтя, смолы, селитры. В конце XVII в. в Шейн-Майдане были обустроены будные майданы для производства поташа.
Перепись князя Александра Болховского 1710 г. отметила русских ясачных людей, которые поселились на «покидных мордовских землях»: «в деревне Будный Майдан (Шейн-Майдан) – Медведев, родом Поляк, Красильник, Семенов, Горшенев, Опухтин, Бурнашин, Лаптев, Есипов. Всего 29 семей» [5, л. 120-138].
После 1710 г. поселение в документах нередко отмечается как сельцо Покровское [6, с. 342], так как здесь была возведена часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Вместе с селами Барыш и Медянец Алатырского уезда сельцо Покровское, Будный Майдан тож, принадлежало царице Ека-терине I. Для управления алатырскими имениями была создана специальная «ея величества Барышевская домовая канцелярия».
По данным «Алатырских крепостных книг 1737 – 1744 гг.», в селе Покровское, Будный Майдан тож, была вотчина камер-юнкера Андрея Михайловича Ефимовского (1717 – 1767). Его родителями были литвин Михаил Ефимович Ефимовский и Анна Самуиловна Скавронская, родная сестра императрицы Екатерины I.
В 1780 г. в селе «Будный Майдан, при речке Чуварлее» насчитывалось 227 ревизских душ мужского пола помещичьих крестьян. По данным «Кратких экономических примечаний Генерального межевания», в конце XVIII в. в селе Шейн-Майдан было крупное помещичье владение дворян Алексея Алексеевича и Варвары Алексеевны Ижориных, им принадлежало 1 276 крепостных крестьян, 5 803 десятины земли, 2 931 десятина строевого и дровяного леса, 47 десятин леса на болоте. Жили Ижорины в барской усадьбе, окруженной прудами и великолеп¬ным садом [9, с. 229-230].
В 1791 г. взамен старой обветшалой церкви был построен новый деревянный храм с колокольней. Престолов в нем было два: главный во имя Покрова Пресвятой Богородицы; в приделе – во имя святого пророка Божия Илии [3, л. 73].
В первой половине XIX в. поместьем в селе Шейн-Майдан владел наследник Ижориных – Петр Алексеевич. По данным «Приложения к трудам Редакционных комиссий, для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», в поместье П. А. Ижорина входило 222 крестьянских двора (709 крепостных мужского пола), 5 593 десятины удобной и неудобной земли, в том числе 2 253 десятины леса [11, с. 14-15].
Петр Алексеев Ижорин, как истинно верующий человек, стремившийся возбудить глубокое христианское чувство в душах своих многочисленных крепостных, задумал возвести в своем имении выдающийся по красоте и величию храм. Каменное здание было решено поставить в одной версте от села, на высоком холме, где оно бы смотрелось более выигрышно [4, л. 1 об.]. Прежде чем приступить к осуществлению проекта, П. А. Ижорин съездил в Саровскую пустынь. Богатый помещик являлся почитателем монаха Серафима. Преподобный старец, как гласит легенда, напутствовал господина на благое дело, но озадачил «раба божьего» Петра заявлением о том, что на избранном им месте будет не храм, но «святая обитель» [2, с. 125].
Каменный храм Ижорин начал строить в 1841 г. и потратил на воплощение грандиозного замысла уйму средств и почти двадцать лет своей жизни. Результат превзошел все ожидания: на окраине с. Шейн-Майдан появилось здание, поражавшее своим архитек¬турным изяществом не только местных жителей, но и приезжих. Когда же дело дошло до внутреннего убранства и освящения престола, то предначертанное саровским старцем вдруг начало сбываться.
В то время, когда, как казалось, немного уже осталось потратить сил и средств для завершения строительства, Петр Ижорин вдруг заболевает и продает свое поместье. Вполне возможно, что отмена крепостного права пошатнула финансовое благополучие дворянина и ему уже было не до благотворительности. Вероятно, до бывшего барина стали доходить слухи о негативном отношении крестьян к «долгострою»; ставшие вдруг свободными шейн-майданцы открыто заговорили на сходах о неудобном расположении храма, до которого тяжело будет добираться в весеннюю и осеннюю распутицу, высказывали мнение о необходимости строительства в самом селе новой недорогой (то есть деревянной) церкви.
Так или иначе, но в 1860-е гг. обширное ижоринское имение – земли со всей недвижимостью – продается Ижориным дворянину Рафаилу Александрову Федорову. Последний не был рачи¬тельным хозяином, поэтому в сложное пореформенное время закладывает по частям имение в Опекунском совете, попадает в долговую кабалу. Конечно, разорившемуся господину было не до благотворительности, поэтому стройка храма возобновлена не была.
Когда в середине 1880-х гг. в Шейн-Майдан прибыл старец Игнатий Вершин, подвижник из с. Большое Чуфарово, задумавший заложить здесь монастырь, то он застал ужас¬ную картину запустения и решил незамедлительно действовать. Тем более, новый владелец здания был согласен на определенных условиях уступить его монастырю. В 1888 г. старец предложил заняться организацией новой монашеской общины рясофорной послушнице Фео¬досии Семеновне Сыпиной, к тому времени уже 15 лет проживавшей в Чуфаровском Троицком монастыре Саранского уезда. Вместе с Сыпиной в с. Шейн-Майдан из с. Чуфарова переехали несколько черниц, к ним присоединились местные ревнительницы веры, и вскоре вокруг заброшенного храма собралась община в два десятка сестер.
Судя по архивным документам, к тому времени собственник шейн-майданских угодий решил поправить свое финансовое состояние за счет продажи недостроенного здания и земельных участков, необходимых для организации монашеской общины. Из сохранившихся документов следует, что Федоров «взошел в нотариальное соглашение с строителем женской общины при селе Шейн-Майдане Вершининым о передаче каменнаго храма вместе с принадлежащим ему при сем в Шейн-Майдане недвижим имением за известную цену строителю Вершинину» [4, л. 248].
Впрочем, сделка между Р. Федоровым и И. Вершининым не была завершена из-за неустойки последнего по платежам. Получить необходимое для основания монастыря здание не помогло даже ходатайство еписко¬па Симбирского и Сызранского Феоктиста. На время сестер приютил землевладелец Петр Николаевич Скрипи¬цын, уступивший общине флигель в своем имении поблизости от Шейн-Майдана. Феодосия Сыпина с шестью сестрами прожила у Скрипицына два года, а потом, отпустив черниц в Чуфарово, отправилась в Иерусалим, где приняла постриг с именем Феофания.
Между тем, жители с. Шейн-Майдан, окончательно отказавшиеся от мысли обустройства в каменном здании приходской церкви взамен обветшавшей, зря времени не теряли. В 1889 г. местное церковно-приходское попечительство завершило строительство новой деревянной церкви. Престолов в ней было два: главный – в честь По¬крова Пресвятой Богородицы; в приделе – во имя святого пророка Божия Илии. Приятным новшеством для шейн-майданцев было наличие в храме печного отопления.
После описываемых событий еще почти десятилетие каменное храмовое здание продолжало оставаться в запустении и разрушалось. Лишь к концу XIX в. ситуация с долгостроем начала решаться положительно, чему способствовал ряд обстоятельств.
Наследником скончавшегося Рафаила Федорова становиться сын Алексей, которому достаются шейн-майданское имение и недостроенный храм. По-видимому, в отличие от отца не желавший нажиться на продаже недостроенной церкви, Алексей Рафаилов заявил о намерении отказаться от прав на данный объект недвижимости. Однако, дарственная на церковное здание затруднялась отсутствием оформленных должным образом документов на земельный участок под храмом [4, л. 248 об.-249].
Определенную роль в судьбе храма также сыграла активная позиция руководства Симбирской епархии. Посетивший в ходе архиерейского визита с. Шейн-Майдан епископ Никандр (1895–1904), обратил внимание на недостроенное здание как на удобное место для закладки монастыря. Удивленный рассказом о попытке старца Вершина основать здесь монастырь, архиерей предписал монахине Феофании вернуться в Шейн-Майдан. Также официальные запросы были сделаны местным властям и владельцу имения.
10 апреля 1897 г. священник Покровской церкви с. Шейн-Майдан Николай Любимов подал на имя Симбирского и Сызранского епископа Никандра рапорт следующего содержания: «В приходе села Шейн-Майдана кроме вновь построенной деревянной Церкви, существует более уже сорока лет другой каменный храм, построенный на земле, принадлежащей, в настоящее время, помещику Г-ну Федорову. Храм до сего времени не освящен и совершенно не закончен в должном своем благоустройстве. При жизни отца означеннаго Г-на Федорова много было сделано попыток, как со стороны Епархиальнаго Начальства, так равно и местнаго священника расположить означеннаго владельца храма к надлежащему благоустройству его, но на все предложения он по чему-то пока не внимал…. В настоящее время, после недавней смерти отца своего, по оставленному им завещанию, оказался наследником земли и храма сын его, который на мое предложение не доводить храм до печальнаго разрушения, изъявил решительное желание пожертвовать этот храм, стоимость котораго определяется тридцать пять тысяч руб., с целью открытия при нем какой либо общины, или другаго какого-либо благотворительнаго и полезнаго в религиозно-нравственных целях учреждения, имея при этом желание устроить церковно-приходскую школу для обучения девочек… При этом владелец уступает около 15 десятин земли с уплатою за нее пятнадцать тысяч рублей» [4, л. 238].
В письме А. Р. Федорова уточнялось, что оно жертвуется с целью учреждения женской монашеской общины. Новый владелец имения обещал также выстроить за свой счет церковно-приходскую школу и выделить 10 десятин земли в вечное пользование с целью обеспечение общины, причта и школы; также Федоров выразил уверенность, что «в близком будущем другие землевладельцы и окружающее население не откажут с своей стороны в материальной поддержке как самой церкви, так и имеющих организоваться при ней общины и школы» [3, л. 239-239 об.]. К письму «для видимости» поручик Алексей Рафаилович Федоров приложил собственноручно начертанный план церкви (см. рис. 1).
Рисунок 1. План церкви в имении А. Р. Федорова / Figure 1. The plan of the church in the estate of A. R. Fedorov.
Судя по рисунку, здание по провинциальным меркам было довольно внушительным по своим размерам и явно могло стать украшением сельской округи. Каменная церковь в длину достигала 18 саженей (38,3 м.), в ширину – 8 саженей (17 м.), в высоту (под купол) – около 8 саженей (17 м.), колокольня – около 15 саженей (31,9 м.). Толщина стен составляла 1 аршин 12 вершков (1,2 м.). Вокруг церкви была устроена каменная ограда [4, л. 240].
Потребовалось некоторое время для того, чтобы собрать небольшую общину и найти людей, готовых внести пожертвования на восстановление храма. Сторонниками устроения монастыря выступили Ф. К. фон Вендрих, Л. Н. Скрипицина, Н. И. Шехабалов, А. Р. Федоров, а также многие местные крестьяне. Собранных средств хватило для того, чтобы начать реконструкцию храма и заложить келейный корпус.
В 1903 г. в с. Шейн-Майдан была официально открыта женская община, получившая название «Отрада и утешение» [12, с. 261]. Землю для черниц выделили на окраине селения, площадь угодий составила 25 дес. 1200 кв. саж. Указом Синода от 5 сентября 1903 г. в общину разрешалось принять такое количество сестер, какое учреждение сможет содержать на свои средства [12, с. 261]. Руководить новообразованной общиной прислали казначею сызранскаго Сретенского женского монастыря монахиню Филарету (возглавлявшая до того времени монашескую общину Феофания была уже весьма пожилым и больным человеком).
Судя по имеющимся сведениям, священнослужителями в женской обители являлись в основном духовные лица из близлежащих селений. К их подбору настоятельница подходила весьма скрупулезно. Так, в 1906 г. епархиальное начальство удовлетворило ходатайство монахини Филареты о замене служившего при общине заштатного священника Алексея Смирнова заштатным священником с. Большие Монадыши Ардатовского уезда Лаврентием Солнцевым.
Осенью 1904 г. вновь открытая община была включена в программу пастырского визита епископа симбирского и сызранского Гурия [13, с. 381-382].
В Шейн-Майдан епископ прибыл из с. Капасово 18 сентября в четвертом часу пополудни. Сестры во главе с Филаретой встретили владыку у входа в обитель. Благословив их, Гурий вошел в зал монастырского корпуса и здесь ему представился архимандрит Гавриил, настоятель Свято-Троицкого Алатырского монастыря и благочинный Шейн-Майданской общины. Через час после прибытия епископа начался благовест к всенощному бдению, которое Гурий совершил в сослужении архимандрита Гавриила, протоиерея Петра Садовского, священника Николая Любимова и священника Алексея Смирнова.
На следующий день, 19 сентября в 7 часов утра в монастыре началась божественная литургия. В ходе службы монах алатырского монастыря Феофан был рукоположен в иеродиакона, а исправляющий должность псаломщика Богородице-Рождественской церкви г. Ардатов Михаил Статиров – повещен в стихарь.
После заамвонной молитвы «преосвященнейший» Гурий вышел из алтаря и произнес поучение о духовно-религиозном утешении, «какое получается верующими, по предстательству Богоматери, во храме, посвященном Ея имени» [13, с. 382]. Более получаса епископ убеждал прихожан чаще посещать храм Божий, любить его, и «в душевных скорбях и житейских напастях молиться с усердием Господу Богу и просить заступления Божией Матери» [13, с. 382]. По окончании божественной литургии епископ, пробыв два часа в общине, пожелал посмотреть церковь с. Шейн-Майдана, которая не была назначена для ревизии. Оставшись удовлетворенным увиденным, епископ отправился в с. Поводимово Алатырского уезда [13, с. 382].
16 сентября 1907 г. шейн-майданскую общину посетил настоятель алатырского монастыря. Архимандрит Гавриил служил литургию, после которой совершил молебен, предваряющий поднятие колоколов на колокольню местного храма [15, с. 129].
За прошедшие несколько лет со времени основания, женская обитель доказала свою жизнеспособность, став одним из новых духовных центров Ардатовского и Алатырского уездов.
В начале 1908 г. исправляющая обязанности настоятельницы шейн-майданской женской общины монахиня Филарета была утверждена на занимаемой должности. В соответствии с указом Святейшего Синода от 9 марта 1909 г. шейн-майданская женская община преобразовывалась в женский общежительный монастырь [14, с. 96].
Послушницами новообразованного монастыря являлись:
1) Таирова Евдокия Агафоновна, крестьянская девица из с. Базарный Урень Симбирского уезда, 73 лет (здесь и далее по данным на декабрь 1910 г.);
2) Кожаева Матрена Кузьминична, крестьянская девица из с. Старый Ардатов Алатырского уезда, 35 лет;
3) Абрамова Александра Ивановна, крестьянская вдова из с. Атяшева Ардатовского уезда, 39 лет;
4) Ключагина Елизавета Григорьевна, крестьянская вдова из с. Кулясово Ардатовского уезда, 35 лет;
5) Яшина Прасковья Михайловна, крестьянская вдова из с. Шейн-Майдан, 32 лет,
6) Барсукова Анна Феодоровна, крестьянская девица из д. Парца Инсарского уезда Пензенской губернии, 55 лет;
7) Хованская Ефросинья Яковлевна, крестьянская девица из с. Языкова Пятина Инсарского уезда Пензенской губернии,43 лет;
8) Самосадская Елизавета Ивановна, крестьянская девица из с. Бояркино Городищенского уезда Пензенской губернии, 38 лет;
9) Авдонина Наталья Леонтьевна, крестьянская девица из с. Палаевка Инсарского уезда Пензенской губернии, 36 лет.
В 1911 г. под руководством игуменьи Филареты на территории монастыря в дополнение к каменному летнему храму была возведена деревянная зимняя (теплая) церковь, освещенная во имя пророка Бо¬жия Илии. Накануне революции, в период своей наиболее успешной и плодотворной деятельности шейн-майданский монастырь был почитаемой духовной обителью и обладал значительным подсобным хозяйством. В 1916 г. здесь проживало 85 монахинь и послушниц, в монастырский комплекс помимо зимнего и летнего храма входили многочисленные кельи, трапезная, хозяйственные постройки и службы [16, л. 1-18].
После Октябрьской революции краткая история расцвета Богородице-Отрадного монастыря завершается. В 1919 г. по инициативе местных властей и при непосредственном участии Ардатовского уездного земельного комитета монастырь был преобразован в трудовую коммуну. Хозяйство возглавила бывшая настоятельница Филарета, под началом которой трудилось 28 женщин. Во владении коммуны числилось 67 дес. земли, 7 дес. лугов и сада, несколько десятин леса, 4 рабочих лошади, 5 голов крупного рогатого скота, 150 фруктовых деревьев и пасека [1, с. 92].
Впрочем, проведенные преобразования и новый статус религиозной общины не устроили большевиков. Не оказывая открытого сопротивления властям, бывшие монахини жили обособленно и явно не вписывались в советское общество. Благодаря кропотливому труду «коммунарок» их хозяйство если не процветало, то было обеспечено всеми необходимыми продуктами. Все хозяйственные постройки и жилые помещения бывшего монастыря ограждала каменная стена, поэтому в пределы «чернической» коммуны без согласования было тяжело попасть даже местному и уездному начальству.
Вполне ожидаемо в 1926 г. шейн-майданское «культурное трудовое хозяйство» насильно ликвидируется и на его базе создается школа крестьянской молодежи. Вместо двух десятков бывших монашек помещения занимает более сотни учащихся. Желая использовать остатки некогда процветавшего монастырского хозяйства, уездное руководство сохранило его часть в виде «опытного показательного агрономического участка». Впрочем, каких-либо заметных успехов опытникам добиться не удалось.
В годы антирелигиозной пропаганды и воинствующего богоборчества большевикам не давал покоя величественный храм, построенный помещиком Ижориным. Если деревянные церкви было можно хотя бы перестроить, изменив не только функционал, но и внешний облик (так, Ильинскую церковь переоборудовали в дом культуры), то облик построенного на века каменного здания сразу же выдавал его изначальное предназначение. По этой причине судьба многострадального храма была предрешена. Местные жители вспоминали впоследствии, что храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Отрада», большевикам удалось разрушить лишь с третьей попытки: «Взрыв был очень мощным, как сильный гром. Все выбежали на улицу. Смотреть было страшно» [7].
Прочность здания была связана с используемыми при его возведении строительными технологиями. Фундамент был засыпан в траншею без цемента, сухой материал тщательно трамбовался. Кладка стен здания церкви велась с использованием гашеной извести, поэтому кирпичи буквально склеивались друг с другом. Сам кирпич обжигался неподалеку, около ближайшего оврага. Размер кирпичей составлял 14 см. х 10 см. В основном кирпичи из разрушенного храма впоследствии вывезли в Атяшево и использовали при постройке МТС [7].
Комплекс зданий шейн-майданской обители в советские годы активно использовался. В монастырском корпусе с 1930 г. действовала школа крестьянской молодежи. В августе 1941 г. в с. Шейн-Майдан был открыт детский дом № 18, в котором разместили детей, эвакуированных из минского пионерлагеря. 23 апреля 1943 г. детдом был преобразован в детский дом для детей военнослужащих, погибших на фронте. В 1951 г. на базе детдома была организована шейн-майданская санаторно-лес¬ная школа. В настоящее время на территории бывшего монастыря действует школа-интернат.
Спустя почти два столетия со времени закладки величественного шейн-майданского храма, вокруг которого зародилась первая обитель, история местного черничества получила свое продолжение. 8 сентября 2014 г. состоялось первое, организационное заседание попечительского совета шейн-майданского монастыря. В декабре 2014 г. по инициативе В. С. Бирюкова и Группы компаний «Талина» был образован «Фонд возрождения Шейн-Майданского Богородице-Отрадного женского монастыря в Атяшевском районе». В 2015 г. было учреждено «Архиерейское подворье Богородице-Отраднинского храма села Шейн-Майдан Ардатовской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)».
В июле 2015 г. неподалеку от восстановленного старинного монастырского источника было завершено строительство молитвенного дома. Первую службу в нем 15 июля 2015 г. при большом стечении народа отслужил епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин. В июле 2016 г. началось строительство деревянной церкви Шейн-Майданского Богородице-Отрадного женского монастыря (см. рис. 2). В 2018 г. произошло освящение этого храма.
Рисунок 2. Строящаяся церковь Шейн-Майданского монастыря / Figure 2. The church of the Shane-Maidan monastery under construction
Заключение
Не пытаясь объяснить причину притягательности окрестностей с. Шейн-Майдан для верующих (это выходит за рамки данной научной статьи, целью которой была реконструкция событий, происходивших на протяжении почти двух столетий), в завершении публикации лишь отметим, что в окрестностях этого небольшого русского села благодаря подвижничеству православных христиан и средствам меценатов происходит возрождение монашеских традиций, которые, несомненно, сыграют определенную роль в духовно-нравственном возрождении российской провинции.
Библиографический список
1. Агеев М. В. Победа колхозного строя в Мордовской АССР. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1960. 414 с.
2. Бахмустов С. Монастыри Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000. 976 с.
3. Государственный архив Ульяновской области (далее – ГАУО). Ф. 134. Оп. 2. Д. 231.
4. ГАУО. Ф. 134. Оп. 8. Д. 214.
5. ГАУО. Ф. 732. Оп. 2. Д. 69.
6. Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. III. Ч. 2.: 90-е годы XVII в. – конец XVIII в. Саранск: МНИИЯЛИ, 1952. 654 с.
7. Краеведческий материал Шейн-Майданской санаторной школы-интерната. Собрал Бухаркин А. П.
8. Лаптун В. И. Монастыри Саранска // Саранские епархиальные ведомости. 1992. № 5. С. 14-20.
9. Марискин О. И. Достопримечательности Атяшевской земли. Саранск: К. Шапкарин, 2018. 235 с.
10. Першин С. В., Шитова Т. В. Православные монастыри в контексте социально-экономического развития Темниковского уезда в XVI – середине XVIII вв. // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2020. № 4 (11). С. 6-16.
11. Приложения к трудам Редакционных комиссий, для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Т. 3. СПб.: В типографии В. Безобразова и комп., 1860. 71 с.
12. Симбирские епархиальные ведомости (далее – СЕВ). 1903. № 20.
13. СЕВ. 1905. № 17.
14. СЕВ. 1909. № 8.
15. Трудом и молитвой. Алатырский Троицкий мужской монастырь: очерки и документы. Сост.: В. Д. Кочетков и др. Чебоксары: Новое Время, 2019. 198 с.
16. Центральный государственный архив Республики Мордовия. Ф. 85. Оп. 1. Д. 1.
References
1. Ageev M. V. Pobeda kolhoznogo stroya v Mordovskoj ASSR (Victory of the collective farm system in Mordovskaya ASSR). Saransk: Mord. kn. izd-vo, 1960. 414 s.
2. Bahmustov S. Monastyri Mordovii (Monastery of Mordovia). Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 2000. 976 s.
3. Gosudarstvennyj arhiv Ul'yanovskoj oblasti (dalee – GAUO) (Ulyanovsk Oblast State Archive (hereinafter UOSA)). F. 134. Op. 2. D. 231.
4. GAUO (UOSA). F. 134. Op. 8. D. 214.
5. GAUO (UOSA). F. 732. Op. 2. D. 69.
6. Dokumenty i materialy po istorii Mordovskoj ASSR (Documents and materials on the history of the Mordovskaya ASSR). T. III. CH. 2.: 90-e gody XVII v. – konec XVIII v. (17th century – end of 18th century). Saransk: MNIIYALI. 1952. 654 s.
7. Kraevedcheskij material SHejn-Majdanskoj sanatornoj shkoly-internata. Sobral Buharkin A. P. (Local history material of the Shan-Maidan Sanatorium Boarding School. Collected by Bukharkin A. P.).
8. Laptun V. I. Monastyri Saranska (Monasteries of Saransk) // Saranskie eparhial'nye vedomosti (Saransk diocesan records). 1992. № 5. S. 14-20.
9. Mariskin O. I. Dostoprimechatel'nosti Atyashevskoj zemli (Attractions of Atyasheva Land). Saransk: K. SHapkarin, 2018. 235 s.
10. Pershin S. V., SHitova T. V. Pravoslavnye monastyri v kontekste social'no-ekonomicheskogo razvitiya Temnikovskogo uezda v XVI – seredine XVIII vv. (Orthodox monasteries in the context of the social and economic development of Chernykovsky Uyezd in the 16th – mid-18th centuries) // Gumanitarnye i politiko-pravovye issledovaniya (Humanitarian and political-low studies). 2020. № 4 (11). S. 6-16.
11. Prilozheniya k trudam Redakcionnyh komissij, dlya sostavleniya polozhenij o krest'yanah, vyhodyashchih iz krepostnoj zavisimosti (Appendices to the work of the Editorial Commissions for the drafting of provisions on peasants emerging from serfdom). T. 3. SPb.: V tipografii V. Bezobrazova i komp., 1860. 71 s.
12. Simbirskie eparhial'nye vedomosti (dalee – SEV) (Simbir Diocesan Statements (hereinafter SES)). 1903. № 20.
13. SEV (SES). 1905. № 17.
14. SEV (SES). 1909. № 8.
15. Trudom i molitvoj. Alatyrskij Troickij muzhskoj monastyr': ocherki i dokumenty (By Labour and Prayer. Alatyr Trinity Monastery: Essays and Documents). Sost.: V. D. Kochetkov i dr. CHeboksary: Novoe Vremya, 2019. 198 s.
16. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Mordoviya (Central State Archive of the Republic of Mordovia). F. 85. Op. 1. D. 1.
Сведения об авторах
Марискин Олег Иванович – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической истории и информационных технологий Историко-социологического института ФГБОУ ВО «НИ Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: проблемы экономической истории России; крестьяноведение и краеведение; применение новых информационных технологий в исторических исследованиях. Автор более 140 научных и учебно-методических работ.
Тел.: + 79061612219
E-mail: mariskinoi@mail.ru
Першин Сергей Викторович – доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела истории Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Область научных интересов: социальная история России. Автор более 100 научных и учебно-методических работ.
Тел.: +7 9271739417.
E-mail: Pers99@inbox.ru
About the authors
Mariskin Oleg Ivanovich – Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Economic History and Information Technologies of the Historical and Sociological Institute of the Ogarev Mordovian State University. Research interests: problems of economic history of Russia; peasant studies and local lore; application of new information technologies in historical research. Author of more than 140 scientific and educational works.
E-mail: mariskinoi@mail.ru
Pershin Sergey Viktorovich – Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Leading researcher of the Department of History of the Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia. Research interests: social history of Russia. Author of more than 100 scientific and educational works.
E-mail: Pers99@inbox.ru