Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства
2010. Вып. 2 (2). С. 33-46
Богородица Левишка:
ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РОСПИСИ КУПОЛОВ И ПРОБЛЕМА ДЕКОРАЦИИ ПЯТИКУПОЛЬНЫХ ЦЕРКВЕЙ
Е. С. Семенова
В данной статье рассматривается иконографическая программа росписи куполов церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307—1313), построенной сербским королем Милути-ном. В центральном куполе изображена поясная фигура Пантократора, а в сводах четырех малых куполов представлен Христос в различных иконографических типах: Христос Средовек, Великий Архиерей, Ветхий Деньми и Спас Эммануил. Подобный вариант декорации, столь простой и логичный в применении к пятикупольной структуре, был характерен для памятников комниновского периода (церковь Св. Пантелеимона в Нерези (1164)). Однако, в пятикупольных задужбинах Милутина, построенных после Левишки, этот выбор изображений в угловых куполах больше не повторяется: в Грачанице и Ста-ро-Нагоричино в четырех боковых куполах изображены евангелисты. Программа росписи центрального купола становится более сложной и богословски насыщенной, как, например, в Кральевой церкви в Студенице (1314), ее обязательным элементом является изображение сцены Небесной литургии. Оставаясь верной византийской традиции предшествующего периода, программа росписи куполов Левишки имеет свои уникальные особенности: изображение Христа Пантократора с восьмиконечной славой, подобного «Спасу в силах», а также видения пророка Исайи с серафимом, несущим угль, в центральном куполе, насколько нам известно, не имеют аналогов в более ранней монументальной живописи.
Церковь Богородицы Левишки в Призрене (1307—1313), расположенная на территории современного Косова, а в прошлом один из главных соборов великого Сербского государства, уже на протяжении двадцати лет фактически остается за пределами научных публикаций, за исключением общих трудов, посвященных сербскому наследию на территории Косова1. C момента выхода в 1988 г. монографии Г. Бабич, посвященной Богородице Левишке2, этот памятник ни разу не был предметом повторного исследования. Возможно, оно бы и не понадобилось, но война нанесла непоправимый урон внутреннему убранству церкви: как известно, в марте 2004 г. Левишку подожгли албанские экстремисты. Пожар
1 Subotic G. L'art medieval du Kosovo. Paris, 2006. P. 38-53; Косово. Православное наследие и современная катастрофа // Ред.-сост. А. Лидов. Москва, 2007. С. 64-69.
2 ПаниН Д., БабиН Г. Богородица Левишка. Београд, 1988.
потушили, но часть фресок была безвозвратно утрачена, сгорели значительные фрагменты росписи. До сих пор некоторые участки стен церкви покрыты копотью. Однако основной объем росписи сохранился и представляет необъятный материал для исследования3.
Церковь Богородицы Левишки — единственный сохранившийся в Сербии средневековый городской кафедральный собор4. Она представляет собой пяти-нефную пятикупольную базилику с тремя апсидами, нартексом, экзонартексом и колокольней. Существующее ныне здание было построено на основании двух старых базилик Х и XIII вв., сербским королем Милутином. Надпись на восточном фасаде, высеченная рельефными буквами, сообщает, что ктиторами церкви были король Милутин, призренский епископ Дамиан и его преемник Савва, а строительство храма завершилось в 1306—1307 гг.5 В 1307—1313 гг. церковь была расписана греческими художниками под руководством знаменитых мастеров Михаила Астрапаса и Евтихия.
Итак, Богородица Левишка — первый из трех сохранившихся пятиглавых храмов, построенных королем Милутином; за ней следуют церковь Св. Георгия в Старо-Нагоричино (1313—1318) и церковь Успения в Грачанице (ок. 1313—1321). В данной статье мы обратимся к программе росписи куполов Левишки, затронув проблему декорации пятикупольных церквей в Византии в целом.
В центральном куполе Левишки изображена поясная фигура Христа Пан-тократора, а в сводах четырех малых куполов представлен Христос в различных иконографических типах: Христос Средовек, Великий Архиерей, Ветхий Де-ньми и Спас Эммануил. Подобный вариант декорации, столь простой и логичный в применении к пятикупольной структуре, был характерен для памятников комниновского периода. Король Милутин, ориентировавшийся на Константинополь и поддерживавший тесные контакты с византийским императором и церковными кругами, в данном случае придерживался старых византийских образцов. Но об этом позже, а сначала, следуя логике храмового пространства, обратимся к фигуре Пантократора в центральном куполе (ил. 1).
Необычной иконографической деталью этого изображения является восьмиконечная звезда, окружающая Вседержителя и передающая излучаемый Им божественный свет. Восемь полуфигур ангелов появляются за лучами звезды и слетают вниз, по направлению к пророкам, написанным в барабане, держа в руках свитки с текстами, предсказывающими пришествие Христа (ил. 2). Изображение одного из ангелов полностью утрачено, а среди оставшихся семи трое
3 Выражаю благодарность господину Зорану Гаричу, директору Завода по охране памятников культуры в Лепосавиче (Косово), за предоставленные материалы о церкви Богородицы Левишки, инженеру-архитектору Йовице Лукичу за оказанную помощь при проведении фотосъемки фресок церкви и обеспечение безопасного передвижения по Косово, а также профессорам Драгану Войводичу и Милану Радуйко (философский факультет, Институт истории искусства в Белграде) за предоставленные черно-белые фотографии фресок Левишки, сделанные до событий марта 2004 г.
4 Название «Левишка» указывает на местоположение церкви на левом берегу реки Бист-рицы, который назывался «Левиша» (КостиН П. Црквени живот православних Срба у Призре-ну и аегово] околини у XIX веку. Београд, 1928. С. 72).
5 ПаниН Д., БабиН Г. Указ. соч. С. 11.
держат свернутые свитки. Остальные три ангела демонстрируют частично открытые свитки, на которых написаны следующие слова на греческом: «Так говорил Господь; смотри Я», «Саваоф» и «Так говорил Господь». Один из них держит щипчики с горячим углем и обозначен как серафим, тогда как остальные, вероятнее всего, были подписаны как «Ангелы Господни». Серафим слетает к расположенному ниже пророку Исайе, изображенному в барабане купола и держащему свиток со словами: «И послал ко мне одного из серафимов». Как полагает Любица Попович, это первый сохранившийся пример, где видение Исайи представлено в барабане купола6.
Вернемся к восьмиконечной звезде. Как правило, в куполах византийских церквей изображение Пантокра-тора обрамлено радужной или просто цветной лентой. Примеры подобной иконографии с восьмиконечной славой, окружающей купольного Панток-ратора, нам неизвестны. Возможно, нечто подобное было представлено в церкви Св. Апостолов в Константинополе: согласно «Описанию» церкви Константина Родия, «в середине роскошного купола церкви расположено изображение Христа, сияющего подобно солнцу, чудо из чудес»7. Но прямого указания на то, каким было сияние Вседержителя, в этом тексте нет. Ромбические и заостренные славы встречаются в живописи XIV в.8, но Пантократора с подобной славой мы находим только в куполе Левишки.
Ил. 1. Христос Пантократор. Фреска центрального купола церкви Богородицы Левишки
Ил. 2. Христос Пантократор. Схема фрески центрального купола церкви Богородицы Левишки (ЖивковиЙ Б. Богородица Левишка. Цртежи фресака. Београд, 1991. С. 9)
6 Popovich L. D. A Study of the Standing Figures in the Five Domes of the Virgin Ljeviska in Priz-ren // Зборник радова Византолошког института. XLI. 2004. С. 319—339. С. 330.
7 Mango C. The Art of the Byzantine Empire 312—1453, Sources and Documents in the History of Art Series. New Jersey, 1972. P. 200.
8 Западалова П. В. «Спас в силах» Благовещенского собора Московского Кремля в контексте идейно-художественной жизни Палеологовской эпохи // Seminarium Bulkinianum. II. К 70-летию со дня рождения В. А. Булкина. СПб., 2007. С. 234-246. С. 235.
По предположению Л. Попович, источником иконографии с восьмиконечной звездой является текст пророка Аввакума (3. 4), в котором содержатся слова: «Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!»9 Отметим, что фигура Аввакума включена в пророческий ряд в барабане центрального купола Левишки. Слава в виде звезды также напоминает Вифлеемскую звезду — весть о нисхождении к людям Вседержителя, а окружающие ее фигуры ангелов соответствуют представлениям христианской космологии того времени, утверждавшей, что «ангелы суть двигатели звезд»10.
Однако данное объяснение, предложенное сербской исследовательницей, назвавшей восьмиконечную славу Пантократора в Левишке «звездой», обходит стороной главную, на наш взгляд, идею изображения в куполе Левишки: речь идет об образе Вседержителя, включенном в круглую мандорлу, наложенную на два пересекающихся ромба света, в лучах которого появляются фигуры небесных сил, — не что иное, как трансформированная иконография «Спаса в силах».
«Спас в силах» является образом Второго Пришествия и происходит из те-офанических видений пророков. Он восседает на престоле, окруженный овальной мандорлой и восьмиконечной славой, образуемой двумя пересекающимися ромбами света, в котором видны лики серафимов и херувимов. «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс 102. 19) — этот текст указывает на Пантократора, взирающего с купола небес, восседающего на небесном престоле. «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле» (Пс 32. 13-14). Пророки, изображенные в барабане, предсказывают Его пришествие и описывают Его в своих видениях. А. И. Комеч применительно к церкви Успения на Волотовом поле (1363) обратил внимание на особо организованные световые потоки в купольном пространстве: «верхние окна соединением падающих через них лучей рисуют на сводах световой квадрат, диагонально повернутый квадрату плана... Удивительным образом соединение этих квадратов напоминает сияние славы, окружающей фигуру Христа в центральных иконах иконостасов»11. Итак, параллель между Вседержителем в куполе Левишки и образом «Спаса в силах» очевидна.
Вспомним и восьмиугольный нимб Софии, Премудрости Божией12. Здесь уместно привести слова патриарха Германа Константинопольского: «Через Него [Христа, Сына Божия] Бог Отец говорит лицом к лицу с нами: Это Сын мой возлюбленный, Мудрость, Слово и Сила, обещанный через пророков. и об-
9 Popovich L. D. Op. cit. С. 322.
10 Там же. С. 322.
11 Комеч А. И. Церковь Успения на Волотовом поле в Новгороде: соотношение канона и творчества // Древнерусское искусство: Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб., 2002. С. 244; Иванникова А. П. Иконографическая программа росписи купола церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде // Seminarium Bulkinianum, II. К 70-летию со дня рождения В. А. Булкина. СПб., 2007. С. 222.
12 Иванникова А. П. Указ. соч. С. 222. Выражаю благодарность А. П. Иванниковой (Частный музей Русской иконы в Москве) за помощь с литературой, оказанную при написании данной статьи.
наруживаемый в Евангелии»13. Божественная Премудрость, дарованная людям через Воплощение Христа, предсказанное пророками и записанное евангелистами, — эта идея также прослеживается в росписи центрального купола Левиш-ки. Ниже, на щеке восточной и западной подпружных арок, где представлены Мандилион и Керамидион, а в парусах — четыре евангелиста, изображены крылатые персонификации Божественной Премудрости в виде ангелов, слетающих к евангелистам и протягивающих им свитки (ил. 3)14. Их фигуры появляются в монументальной живописи в начале XIV в. Например, мы встречаем их в парусах церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода (1352), но, в отличие от Левишки, здесь представлены не ангелы, а женские фигуры с восьмиконечным нимбом, непосредственно изображающие Софию Премудрость Божию. Две из них предстоят перед евангелистами Матфеем и Марком и указывают им на текст Евангелия, а третья склонилась за спиной евангелиста Луки и, касаясь его плеча, нашептывает ему божественное послание. Четвертый евангелист, Иоанн, изображен с Прохором15.
В простенках окон барабана центрального купола Левишки представлены восемь пророков. Подписи с их именами утрачены, а тексты на их свитках, напи-
Ил. 3. Персонификация Божественной Премудрости. Фреска на подпружной арке центрального
купола церкви Богородицы Левишки
13 Цит. по: Царевская Т. Ю. Роспись церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси второй половины XIV в. М., 2007. С. 49.
14 ПаниЙ Д., БабиЙ Г. Указ. соч. С. 50.
15 Вздорнов Г. И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. Ил. 20-23.
санные на церковнославянском, сильно повреждены и практически не поддаются расшифровке, поэтому их изображения трудно идентифицировать. Согласно исследованию Л. Попович, здесь представлены Даниил, Иеремия, Иезекииль, Исаак, Аввакум, Захария Младший и Исайя, один из восьми пророков остается неидентифицированным16.
Тема Теофании, представленная в центральном куполе Богородицы Левиш-ки, нашла свое продолжение в других церквах, построенных королем Милути-ном. Так, в церкви свв. Иоакима и Анны (Кральевой церкви) в Студенице (1314) погрудное изображение Пантократора в главном куполе приобретает сложное значение: окруженный четырьмя апокалиптическими животными, серафимами и огненными кольцами-престолами, этот образ представляет видение Иезекии-ля и описанное в Апокалипсисе Второе пришествие Христа (ил. 4)17: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла. По-
Ил. 4. Христос Пантократор. Фреска центрального купола Кральевой церкви в Студенице
16 Popovich L. D. Op. cit. С. 319-339.
17 Васильева А. В. Памятники купольного убранства сербских церквей XIII—XIV вв. [Электронный ресурс]. URL:http://old.portal-slovo.ru/rus/art/2898/9393/
добие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня... И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом (Иез I. 1-28);
«И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр IV. 6-8).
Обращение к теме Теофании получило широкое распространение в XIV в. в византийской живописи в связи с широким обсуждением проблемы реального или мистико-символического видения Бога18. Для XIV столетия характерен и подчеркнутый интерес к ветхозаветным пророкам, что связано с распространением в это время на Балканах еретических учений (ересь манихеев, павликан, богомилов), отвергавших Ветхий Завет19.
Вернемся к изображениям в четырех боковых куполах Левишки, где представлены четыре иконографических типа Христа: в своде северо-восточного купола изображен Христос Средовек (IC XC) (ил. 5), Христос Ветхий Деньми представлен в юго-восточном куполе и подписан по-старославянски (ВЕТЪХИ ДЪНЪМ) (ил. 6), в юго-западном куполе — Христос Эммануил с греческой надписью (1С ХС OEMANYM.) (ил. 7)20. В своде северо-западного купола Христос идентифицируется Г. Бабич как Первосвященник; она основывается на греческой надписи, обозначающей Христа «в Своей иной ипостаси» (МОРФИ), хотя Он не носит епископского облачения21. В боковых барабанах представлено по четыре пророка в простенках окон.
Связь между изображениями Христа и выбором фигур пророков
пр°слежена в вышеупомянутой статье ил. 5. Христос Средовек. Фреска северо-Л. Попович. В юго-западном купо- восточного купола церкви Богородицы Левишки
18 Иванникова А. П. Указ. соч. С. 222.
19 Малков Ю. Г. О роли балканской художественной традиции в древнерусской живописи XIV века. Некоторые аспекты творчества Феофана Грека // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-XVII веков. М., 1980. С. 157.
20 В церкви Богородицы Левишки наблюдается смешение надписей на греческом и старославянском языках.
21 Popovich L. D. Op. cit. С. 333-334.
Ил. 6. Ветхий Деньми. Фреска юго-восточного купола церкви Богородицы Левишки
Ил. 7. Христос Эммануил. Фреска юго-западного купола церкви Богородицы Левишки
ле, где изображен Христос Эммануил, четыре фигуры пророков сильно повреждены, сохранился лишь их силуэт. Она атрибутирует их как Елисея, Иону, Нафана и Илию и отмечает, что подобная иконографическая комбинация пророков с Эммануилом необычна и, насколько известно, не имеет аналогий среди сохранившихся памятников22. Попытка найти этому объяснение затруднена тем, что пророки не держат в руках свитков с текстами, которые могли бы указывать на их связь с Эммануилом.
В северо-западном куполе, где представлен Христос Великий Архиерей, из изображенных в барабане четырех пророков лишь один поддается идентификации — пророк Михей23. В барабане северо-восточного купола, где изображен Христос Средовек, четыре фигуры сохранились достаточно хорошо, эпитеты к ним и имена прочитываются, поэтому проблем с их атрибуцией не возникает. Здесь представлены не пророки, а избранные члены генеалогии Христа: Ассир, Завулон, Нафан и Гад — сыновья Иакова24.
В барабане юго-восточного купола, где изображен Христос Ветхий Деньми, распознается фигура пророка Малахии, предсказавшего Второе Пришествие и Страшный Суд: «И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — огонь расплавляющий и как щелок очищающий. И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия» (Мал 3. 1-3), а также текст
22 Там же. С. 332; Popovic Lj. D. Figure proroka u kupoli... // L'archevêque Danilo II et son époque. 1991. P. 456-457.
23 Popovich L. D. Op. cit. С. 334.
24 Underwood P. A. The Karije Djami // Bolligen Series. LXX. New York, 1966. Vol. 1. P. 49-56; Vol. 2. Pl. 7. Fig. 59-62.
(Мал 4. 1): «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей», являющися ясным указанием на Страшный Суд и объясняющие связь этого пророка с образом Ветхого Деньми25. Другая фигура принадлежит Авдию. В главе 1. 21 своей книги он говорит о дне Господнем: «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа», — ясное указание на Ветхого Деньми26. Затем здесь представлен Иов Многострадальный. Четвертая фигура не атрибутирована.
Подобный вариант купольной декорации с четырьмя образами Христа, очевидно, восходит к памятникам комниновского периода. Богородица Левишка является пограничным памятником между эпохами Комнинов и Палеологов. К сожалению, в нашем распоряжении не так много сохранившихся примеров, и проследить происхождение подобной иконографии непросто. Среди известных нам памятников самый ранний относится к концу XI в. — церковь Богоматери Елеусы в Велюсе (1080—1093) в Македонии, где в трех куполах представлены три образа Христа: Пантократор (центральный купол), Ветхий Деньми (купол нартекса) и Эммануил (купол боковой капеллы)27. Как полагает В. Д. Сарабья-нов, эта схема имела широкое распространение — она повторена даже на своде бескупольной базилики Св. Стефана в Кастории (конец XII в.)28. В более развернутом варианте эта схема представлена в пятикупольной декорации церкви Пантелеимона в Нерези (1164)29, построенной Алексеем Комниным в Македонии, где к трем вышеупомянутым образам Христа добавляется Христос Великий Архиерей. К сожалению, изображение в центральном куполе было уничтожено в результате землетрясения, и в XVI в. на этом месте был написан Пантократор, который, скорее всего, повторял первоначальную роспись30, тогда как изображения в четырех боковых куполах сохранились: Эммануил (северо-восточный купол), Ветхий Деньми (юго-восточный купол), Средовек (северо-западный купол) и Иерей (юго-западный купол) (ил. 7)31. Обратим внимание на то, что если в программе росписи боковых куполов Нерези образы Христа окружены фигурами ангелов-дьяконов, представленных в барабанах, что позволяет интерпретировать ее в литургическом ключе, то в Левишке акцент сделан на теме Воплощения и Второго Пришествия, на что указывают фигуры пророков.
25 Popovich L. D. Op. cit. С. 336.
26 Там же. С. 336.
27 Мильковик-Пепек П. Велjуса: Манастир св. Богородица Милостива во селото В^уса кра] Струмица. Скоще, 1981. 192-196, 204-206.
28 Chatzidakis M., Pelekanidis S. Kastoria. Mosaics — Wall Paintings. Byzantine Art in Greece. Athens, 1985; Лидов А. М. Образы Христа в храмовой декорации и византийская христология после схизмы 1054 г. // ДРИ: Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896- 1990). СПб., 1999. С. 155-177; Сарабьянов В. Д. София Киевская и купольная декорация многоглавых церквей средневизантийского периода (использована электронная версия статьи, предоставленная самим автором).
29 Ida Sinkevic. The Church of St. Panteleimon at Nerezi: Architecture, Programme, Patronage. Wiesbaden, 2000. Р. 39.
30 Там же. Р. 43.
31 Там же. Р. 39.
Ил. 8. Христос Великий Архиерей. Фреска юго-западного купола церкви Св. Пантелеимона в Нерези.
Как отмечает В. Д. Сарабьянов, схему Нерези нельзя назвать в полной мере логичной, поскольку узкие боковые главы полностью изолированы от центрального пространства и просматриваются только из небольших угловых помещений, над которыми они возвышаются. То же можно сказать и о боковых куполах Богородицы Левишки, расположенных на большой высоте и над очень узким пространством нефов. Этот факт наводит на мысль, что здесь мог быть повторен какой-то не сохранившийся ансамбль, вероятнее всего константинопольский32. Возможно, это была пятикупольная церковь Неа Эклессиа, построенная императором Василием I около 881 г. И. Синкевич в своей статье, посвященной пятиглавым храмам, выделяет группу пятикупольных церквей средне- и поздневизан-тийского периода и полагает, что самой ранней постройкой этого типа была церковь Неа Эклессиа33. Согласно реконструкции А. И. Комеча, «она представляла собой крестово-купольную постройку с главами над угловыми помещениями и в таком случае послужила авторитетным источником многократно повторяемого
32 Сарабьянов В. Д. Указ. соч.
33 Sinkevic Ida. Formation of Sacred Space in Later Byzantine Five-Domed Churches: a Hiero-topic Approach // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М., 2006. С. 261; Curcic S. Architectural Reconsideration of the Nea Ekklesia // Byzantine Studies Conference Abstracts 6 (1980). P. 11-12; Magdalino P. Observations on the Nea Ekklesia of Basil I// JOB 37 (1987). P. 51-64.
затем пятиглавия»34. Неа Эклессиа, вероятно, относилась к тому типу многоглавых сооружений, при которой боковые купола не имели достаточного обозрения из ее основного объема и не создавали целостной панорамы, — подобная структура была повторена в Нерези и Богородице Левишке. В нашем распоряжении нет никаких свидетельств о программе росписи этой церкви, но, как полагает В. Д. Сарабьянов, «именно структура Неа Эклессиа могла послужить импульсом для развития таких многокупольных программ, в которых образы Христа и Его небесной свиты, усложняясь, создавали все более многогранный и многосоставный образ небесной иерархии»35.
Пятиглавым был и константинопольский собор Свв. Апостолов, обновленный императором Василием I (867-886). Согласно описанию Константина Родия (IX в.), в центральном куполе был изображен Пантократор, что же было в боковых куполах — неизвестно. Второе описание церкви, составленное Николаем Месаритом в XII в., также не дает ясного ответа на вопрос, что же было в боковых куполах. Судя по тексту, в алтарном куполе, вероятно, было изображено «Сошествие Св. Духа», а на сводах — «Распятие» и «Преображе-ние»36. Однако относительно западного, северного и южного куполов в тексте Месарита информации нет37. Также следует упомянуть несохранившуюся церковь Георгия в Манганах (1042-1055), которая также была пятикупольной. Согласно описанию Рюи Гонсалеса де Клавихо (1403)38, в центральном куполе находилось изображение Пантократора, а в боковых, вероятно, «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа»39.
Среди пятикупольных церквей, предшествующих Нерези, только церковь Богородицы Космосотирры в Феррах (1152), построенная Исааком Комниным, сохранила большую часть росписи в боковых куполах40. Заметим, что, подобно Нерези, она была построена под патронажем Константинополя41. Однако, ее иконография совсем иная: в сводах восточных куполов изображены архангелы Михаил и Гавриил, а западных — Богородица и Христос. Как полагает И. Син-кевич, программу росписи куполов церкви в Феррах можно прочесть в эсхатологическом ключе: образы молящейся Богородицы и архангелов являются одними из ключевых в сценах, относящихся к Страшному Суду и теме заступничества42.
Так или иначе, сохранившийся пример Нерези позволяет сделать вывод, что в программе росписей куполов Богородицы Левишки очевидна ориентация на
34 Комеч А. И. Архитектура конца Х — середины XI века // История русского искусства. Том 1: Искусство Киевской Руси. IX — первая четверть XII века. М., 2007. С. 117.
35 Сарабьянов В. Д. Указ. соч.
36 Downey G. Nikolaos Mesarites: Description of the Church of the Holly Apostles at Constantinople. Philadelphia, Р. 871-875.
37 Сарабьянов В. Д. Указ. соч.
38 Клавихо. Жизнь и деяния великого Тамерлана. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд, 1403-1406 // Сборник ОРЯС. СПб., 1881. Вып. 28. С. 73-74.
39 Сарабьянов В. Д. Указ. соч.
40 Sinos. Die Klosterkirche der Kosmosoteira in Bera (Vera). Munich, 1985. Pl. 13, figs. 141-145.
41 Sinkevic Ida. Formation of Sacred Space in Later Byzantine Five-Domed Churches... С. 265.
42 Там же. С. 266.
византийский образец комниновского периода, тогда как в пятикупольных за-дужбинах короля Милутина, построенных вслед за Левишкой, этот выбор изображений в угловых куполах больше не повторяется. Так, в Грачанице и в Старо-Нагоричино в центральном куполе изображен Христос Пантократор, а в четырех боковых куполах — евангелисты, символ четырех Евангелий и распространения учения Христа по четырем сторонам света43. Образы евангелистов в купольной декорации рассмотрены в статье И. Синкевич44.
Изображение четырех образов Христа в боковых куполах пятикупольных церквей было удобным и логичным решением. Выбор сюжетов для купольной декорации не был велик. В чем же значение подобной иконографии? Как было сказано выше, начиная с Нерези, к устойчивой триаде Ветхий Деньми — Сре-довек — Эммануил добавляется образ Христа Иерея. Иконография Иерея, известная еще с доиконоборческого времени, получила распространение именно в Х1—Х11 вв., когда в иконографических программах проявляется особое внимание к литургическому символизму образов Христа45. Он Тот, кто установил таинство Евхаристии, кто приносит жертву и Сам этой жертвой является, указав путь к человеческому спасению. Суть этого образа раскрывается в тайной молитве священника, которую он читает во время пения Херувимской: «.но обаче неизреченнаго ради и безмернаго Твоего человеколюбия, непреложно и неизменно был еси Человек, и Архиерей нам был еси: и служебныя сея и безкровныя жертвы священнодействие предал еси нам, яко Владыка всех. Ты бо еси прино-сяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш». Итак, жертвенно-литургический смысл образа Христа Иерея определяет Его изображение в алтарном или купольном пространстве.
Самым ранним и известным примером является Христос Иерей в Софии Киевской (1040-е гг.), написанный в медальоне над восточной подпружной аркой, образуя, таким образом, связующее звено между росписями вимы и купола46, между литургическим действом, совершаемым на земле и на небе. В то же время, изображение Христа Иерея может быть расценено и как знак преемственности ветхозаветного и новозаветного священства. Священство Христа также неразрывно связано с темой Боговоплощения47. В Софии Охридской Христос Иерей изображен в дьяконнике (ок. 1050)48. В церкви Джамбазлы килисе в Ортахисаре (конец XI в.) медальон с Христом Иереем расположен так же, как и в Софии Киевской, на триумфальной арке над алтарной апсидой49. Позже, в XII в., мы находим изображение Христа Иерея над синтронами церквей Евфросиньева монас-
43 Васильева А. В. Указ. соч. http://old.portal-slovo.ru/rus/art/2898/9393/
44 Sinkevic Ida. Formation of Sacred Space in Later Byzantine Five-Domed Churches... С. 270-271.
45 Сарабьянов В. Д. Указ. соч.
46 LidovA.M. L'image du Christ-prélat. P. 245-250.
47 Сарабьянов В. Д. Мозаическая декорация Софии Киевской: Византийская формула в древнерусской традиции // Искусствознание. № 2. 2008. М., 2008. С. 5-43.
48 Лидов А. М. Образ «Христа-архиерея» в иконографической программе Софии Охридской // Зограф 17 (1987). С. 5-20.
49 Jolivet-Lévy C. Les églises Byzantines de Cappadoce. Paris, 1991. Р. 196. Pl. 12.
тыря в Полоцке (ок. 1161)50 и Спаса на Нередице близ Новгорода (1199)51. Таким образом, образ Христа священника всегда связан с пространством алтаря, как видно из приведенных примеров, или с пространством купола, как в росписях Нерези и Богородицы Левишки.
Подведем итоги. Построенная на рубеже двух эпох, Церковь Богородицы Левишки, являясь пограничным памятником, в программе своей купольной росписи остается ориентированной на константинопольский образец комни-новского периода. Подобная схема с изображением Пантократора в центральном куполе и четырех образов Христа в боковых куполах больше не встречается в чистом виде в памятниках, построенных после Левишки. Ее место занимают более сложные и богословски насыщенные программы, включающие изображение Небесной литургии в главном куполе. Четкая и лаконичная, эта схема, представленная в Богородице Левишке, была призвана подчеркнуть присутствие Христа во всей церкви, в его различных образах: Вседержителя, Судии, Жертвы и Первосвященника. Тема Второго Пришествия, выраженная в образе Пантократора и Ветхого Деньми и предсказанная пророками, перекликается с подробнейшим изображением Страшного Суда в экзонартексе Левишки. Образы Эммануила и Первосвященника указывают на Воплощение Христа, Его жертву и путь спасения человека через таинство Евхаристии. Оставаясь верной традиции предшествующего периода, программа росписи куполов Левишки имеет свои уникальные особенности: изображение Христа Пантократора с восьмиконечной славой, подобного «Спасу в силах», а также видения пророка Исайи с серафимом, несущим уголь, в центральном куполе, насколько нам известно, не имеют аналогов в более ранней монументальной живописи.
Ключевые слова: церковь Богородица Левишка, Призрен, иконографическая программа росписи куполов, Косово, сербский король Милутин, греческие художники Михаил Астрапас и Евтихий, София Премудрость Божия, церковь Свв. Апостолов в Константинополе, церковь Неа Эклессиа, церковь Св. Панте-леимона в Нерези.
50 Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. М., 2009. С. 82-83, 87-88.
51 Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Иконографическая программа росписи. СПб., 2002. С. 35-39.
Our Lady Levishka: iconographic program of dome painting and a general overview of decoration of five-dome churches
by E. Semenova
The article focuses on the iconographic program of dome paintings in the church of Our Lady Levishki in Prisren (1307-1313) built by the Serbian king Milutin. The central dome carries the image of Christ the , while the paintings on the four minor domes represent Christ in four different iconographic images: (...) This type of decoration, so simple and logical when applied to a five-dome structure, was peculiar to the churches of the Komnin period (church of St.Panteleimon in Merezi (11640). In the five-dome churches of the Milutin period, however, a different pattern of decoration is used: in Grachanitsa and Staro-Nagorichino, the paintings in the four domes depict the evangelists. Paintings of the central domes become more complex and profound from the theological perspective — for example, in the Kralyeva church in Studenitse (1314) the scene of the Heavenly liturgy is depicted. While the painting program of the Levishki domes remains true to the Byzantine tradition, it still has its unique features: Christ the Pantocr is depicted in a similar to " "; the visions of Isaya the Prophet with a seraphim carrying a piece of coal, in the central dome does not have any analogues in monumental paintings of earlier periods.
Keywords: Church of Our Lady Levishka, Prisren, iconographic program of dome painting, Kosovo, Serbian king Milutin, Greek artists Mikhail Astrapas and Evtikhy, Sofiya the Wisdom of God, Church of SS. Apostles in Konstantinopol, Church Nea Eklessia, Church of St.Panteleimon in Neresi.