Является ли использование трупов полезным для преподавания анатомии, магия конференции AMEE—2017, доверие, риск и многое другое Опубликовано 22.09.2017
В ходе симпозиума на конференции AMEE—2017 в Хельсинки была рассмотрена роль использования трупов для обучения и преподавания анатомии, что станет основой для публикации статьи в журнале «Medical Teacher». Его председателем и организатором является Пол МакМенамин. В начале симпозиума 80% участников проголосовали за использование трупов в образовательной программе, но в конце симпозиума это значение снизилось до 50%. Причины такого изменения описаны в статье. Мориум Хоуледер, врач общей практики, которая изучает медицинское искусство, создала несколько творческих и образных иллюстраций, основанных на презентации Пола МакМенамина. Они приводятся ниже в виде «Заметок Мориум». Мы надеемся убедить ее прийти на одну из следующих конференций AMEE и сделать то же с некоторыми другими презентациями.
Магия конференции AMEE-2017
В своем блоге Connected Principals («объединенные руководители») в посте, опубликованном 20 сентября 2017 г., Дэвид Джерин рассуждал, должны ли учителя информировать, вдохновлять и развлекать учащихся. Это тот вопрос, который мы пытаемся разрешить с нашими докладчиками на пленарных заседаниях AMEE, и нам удается это сделать в большей или меньшей степени. Некоторые учителя информируют больше, чем вдохновляют и развлекают, а другие развлекают больше, чем информируют и вдохновляют. Конференция AMEE—2017, в которой принимали участие 3 900 человек, завершилась в воскресенье вечером пленарным заседанием Питера Уорделла, всемирно известного иллюзиониста. В своей презентации он довольно тонко подчеркнул, что врачи могут поучиться у иллюзионистов. Менее опытный иллюзионист, например, уделяет больше времени изучению техники трюков, в то время как более опытный иллюзионист больше интересуется взаимодействием с аудиторией и опытом, который она получает. Этот момент был рассмотрен на мастер-классе «Что такое превосходный учитель», к которому я присоединился вместе с Элисон Уилан и Мадаленой Патричио. Превосходный учитель обеспокоен не только различными обучающими приемами или методами, многие из которых были продемонстрированы на конференции, а скорее заботится о создании учебной среды и опыта для учащегося, как это делает иллюзионист со своей аудиторией.
Доверие и риск
На пленарном заседании Паси Салберг обратил внимание на то, какой опыт может извлечь медицинское образование из финского опыта обучения. Я думаю, что в ходе своей речи он высказал несколько интересных идей, поэтому рекомендую вам ознакомиться с его презентацией в видеозаписи, если вы не были в Хельсинки (видео в настоящее время доступно для всех пользователей, зарегистрировавшихся в AMEE LiveOnline, участников конференции и членов AMEE. Более широкий доступ к видео будет предоставлен на вебсайте AMEE в ближайшее время). Одним из факторов, ведущих к успеху финской системы образования, как подчеркнул выступающий, является тот факт, что правительство доверяет учителям. Однако в медицинском образовании существует риск того, что мы прекратим доверять нашим учителям. Примером может служить более широкое использование национальных экзаменов по лицензированию медицинской деятельности, и при этом ответственность за оценку компетентности студентов-медиков на практике уходит от учителя и медицинской школы.
На заключительном пленарном заседании Вольфганг Гайсмайер провел увлекательную презентацию о том, как помочь врачам и пациентам понять статистику здравоохранения. Его тезис состоял в том, что мы очень плохо оцениваем риски. Примером не из области медицины, который он предоставил, было отношение общественности к путешествиям после взрыва башен-близнецов в Нью-Йорке, в результате которого погибли около 3500 человек, однако уже в следующем году на дорогах погибли еще 1600 человек: отмечалось увеличение смертности в результате перехода населения от использования воздушного транспорта к использованию автотранспорта.
Социальные сети и конференции
Анджела Фан из Тайваня отправила мне фотографию, сделанную в ходе ее короткого выступления на конференции.
Интересно, что по крайней мере 4 члена аудитории фотографировали ее слайд. Неясно, делали ли они это для собственного последующего использования или намеревались отправить фотографии этих слайдов по электронной почте или поделиться ими с теми, кто не смог присутствовать на конференции. В настоящее время это спорный вопрос. Хотя мы всегда поощряли использование социальных сетей на конференциях AMEE, как сообщается в British Medical Journal от 9 сентября 2017 г., делегатов на научной конференции Американской ассоциации диабета (ААД), проходившей в июне, попросили не делиться фотографиями представленных слайдов посредством социальных сетей. Было заявлено, что запрет касался защиты интеллектуальной собственности, но данная политика подверглась серьезной критике, и сообщается, что ААД пересматривает свою политику для конференции в 2018 г.
Новая книга
В ходе конференции издательство «Elsevier» представило 5-е издание Практического руководства для медицинских преподавателей, и Дэн Хант и я провели автограф-сессию. К сожалению, Джон Дент не мог быть с нами в Хельсинки из-за семейного торжества. Один учитель купил это руководство для своей дочери, которая только что закончила учебу в надежде, что она может заинтересоваться академической медициной и обучением, а другой учитель купил руководство как подарок на день рождения! Пэт Лилли и я только что закончили писать нашу новую книгу «Восемь ролей медицинского преподавателя», которая выражает новый взгляд на этот вопрос, и мы надеемся, что сможем представить ее на AMEE—2018 в Базеле.
Что стоит за успешной инновацией
Меня интересовали работы, представленные на AMEE—2017 и касающиеся использования объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) в качестве инструмента оценки, преподавания и обучения. Один из участников конференции продемонстрировал широкий спектр симуляторов, которые можно было бы использовать в ходе ОСКЭ. Почему ОСКЭ, который был впервые представлен в 1975 г., теперь используется во всем мире в качестве инструмента оценки клинической компетентности? Пэт Лилли, Ма-далена Патричио и я рассматриваем этот вопрос в нашей книге «Подробное руководство для ОСКЭ», опираясь на работу Шнайдера. Шнайдер утверждает, что принятые идеи выделяются не потому, что они являются, а потому что кажутся существенными. Преподаватели рассматривают ОСКЭ как важную проблему, заключающуюся в оценке клинической компетентности учащихся. Второй характеристикой успешной инновации, представленной Шнайдером, является философская совместимость. Он утверждал, что для исследований в области образования, которые получат развитие на практике, преподаватели должны считать их разумными и целесообразными для использования. Это нельзя воспринимать как работу аутсайдеров и не должно идти вразрез с ценностями и обязательствами преподавателей. В случае ОСКЭ преподаватели могут легко идентифицировать подход и принципы, лежащие в его основе. Третьей важной характеристикой, описанной Шнайдером, был профессиональный реализм. Как и ОСКЭ, идея должна быть практичной и возможной для немедленного использования. Четвертой характеристикой была переносимость. Он утверждал, что для широкого применения образовательного подхода он должен, как и в ОСКЭ, иметь простые принципы, которые можно легко разъяснить занятому коллеге и адаптировать для использования в различных контекстах. Размышляя об этих пробле-
мах, мне было интересно отметить статью в Американском журнале образовательных исследований за август 2017 г. «Почему реформа иногда достигает цели: понимание условий реформ, которые работают». Последующий анализ может объяснить, почему ОСКЭ настолько широко распространился. Коэн и Мехта пришли к выводу в своем документе, что реформы являются успешными, когда они решают проблемы, которые имелись у преподавателей или могли легко выявиться, в целом соответствовали целям и задачам организаций и не требовали глубоких изменений и наращивания потенциала. Они утверждают, что реформы с такими характеристиками с большей вероятностью получат заметную поддержку с небольшой оппозицией. Было бы интересно проанализировать нововведения, представленные на АМЕЕ—2017, и посмотреть, сколько из них реализовано на практике, а также изучить причины этого.
(Cohen D.K., Mehta J.D. Why reform sometimes succeeds: Understanding the conditions that produce reforms that last. Am Educ Res J. 2017; 54 (4): 644-90.
Schneider J. Closing the gap...between university and schoolhouse.Kappan. 2014. 96 (1). 30-5.)
Наконец, видео из Камбоджи
У нас была сильная группа участников из Камбоджи, и они сделали видео о некоторых событиях на конференции: https://youtu.be/Rw_AgA0YDlU.
Заметки Мориум
i __• • ■ ~ "" авд j
Çl ycARp AcjO.....)(W4 )
3D PWNTPO RENOEP-P Qç НЦМЛTV АЩТОЛУ
http://v2.mededworld.org/hardens-blog.aspx