раздел третий. проекты изменений и преобразований в социальных системах
SECTION THREE. PROJECTS OF CHANGES AND TRANSFORMATIONS IN GOVERNANCE
УДК: 378.662:330.33
бизнес-школа в техническом университете: роль И ЗАДАЧИ*
В.А. ПУШНЫХ
Томский политехнический университет (г. Томск) [email protected]
Одним из вопросов, которые возникают в связи с повышением требований к качеству высшего образования является вопрос о специализации вузов. Мировой опыт высшего образования показывает, что наличие большого числа самых разнообразных специальностей в одном вузе не только не снижает, но даже повышает качество образования по отдельно взятым специальностям. В предлагаемой статье описывается опыт успешной реализации программ бизнес-образования в российском техническом университете, а также подобный опыт ведущих западных университетов. Показано, что создание в техническом университете современной бизнес-школы, при правильном подходе к организации её функционирования и взаимодействия с техническими факультетами, позволит существенно повысить качество подготовки как технических, так и управленческих кадров.
Ключевые слова: бизнес-образование, университет, качество образования, бизнес-щкола.
Одним из вопросов, которые возникают в связи с повышением требований к качеству высшего образования, является вопрос о специализа-
* Работа выполнена в рамках государственного задания «Наука», тема № 6.2158.2011, «Исследование теории адаптации науки и высшего профессионального образования в условиях инновационных преобразований общества».
ции вузов. Мировой опыт высшего образования показывает, что наличие большого числа самых разнообразных специальностей в одном вузе не только не снижает, но даже повышает качество образования по отдельно взятым специальностям.
В качестве примера можно взять бизнес-образование, которое в западных университетах осуществляется обычно в университетских бизнес-школах. При этом следует, прежде всего, определить понятие самого бизнес-образования.
Бизнес-образование является частным случаем управленческого образования [1]. Под управленческим образованием понимается образовательная деятельность по подготовке людей, осуществляющих или участвующих в выполнении функции управления. Отличие между управленческим образованием и бизнес-образованием состоит в том, что бизнес-образование готовит специалистов для работы на предприятиях и в организациях, работающих в условиях рыночной экономики с целью получения прибыли, а управленческое образование - для работы в экономике любого типа, а также в сфере государственного управления и управления иными нерыночными организациями.
Следует также отличать бизнес-образование от экономического образования [1]. Сутью экономического образования является познание экономических законов и процессов на всех уровнях человеческой деятельности. Экономические знания, полученные в процессе бизнес-образования, являются только частью общего набора знаний, необходимых для успешного управления.
Другой важной особенностью бизнес-образования является его прагматичность, подразумевающая, что бизнесмен или менеджер будет так или иначе принимать участие в практической работе, направленной на достижение целей предприятия.
В настоящее время в России бизнес-образование на первом уровне (бакалавр) является по существу управленческим (за исключением небольшого количества специализированных программ, например «Менеджмент в социальной сфере»). В процессе такого образования студент приобретает общеуправленческие компетенции, не связанные ни с какой предметной сферой деятельности. Это в значительной мере осложняет его трудоустройство после данного образования, поскольку на нижнем уровне управления - а именно на этом уровне оказывается выпускник с дипломом бакалавра - знание предметной области является ничуть не менее важным, чем управленческие компетенции. Чтобы избежать этого недостатка, многие студенты во время учёбы устраиваются на работу. Однако такой способ приводит к появлению другого недостатка: работая, студенты не имеют достаточного времени и сил для полноценной учёбы.
Поэтому подготовка бакалавров менеджмента является самостоятельной задачей, которая требует отдельного обсуждения.
В бизнес-школе должно быть сосредоточено обучение по программам второго (магистратура) и третьего (аспирантура) уровней, программам МВА (Master of Business Administration) и программам повышения квалификации. Эти программы должны реализовываться для слушателей, имеющих высшее образование в какой-либо предметной области либо опыт практической производственной деятельности.
В пользу такого решения говорит существенная разница в мотивации и роли слушателей, обучающихся на разных уровнях. По программам второго и третьего уровней, а также программам МВА и повышения квалификации обучаются взрослые люди, значительно более мотивированные, чем студенты, обучающиеся в бакалавриате, и играющие ведущую роль в процессе своего обучения и при взаимодействии с преподавателями.
Последнее обстоятельство убедительно доказывается десятилетним опытом деятельности Центра программ МВА Томского политехнического университета. В ходе реализации программы МВА и Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации обнаружился ряд особенностей организации обучения менеджеров высокого уровня, а именно:
1. Очень требовательные слушатели. Как правило, это молодые амбициозные менеджеры, руководители предприятий, собственники бизнесов, которые имеют практический опыт успешного ведения дела. Для этих слушателей лекции являются неприемлемой формой ведения занятий. Им нужны беседы, тренинги, деловые игры, квалифицированный анализ конкретных ситуаций, быстрая реакция на их вопросы.
2. Крайне малое количество преподавателей (буквально единицы), способных удовлетворить требованиям слушателей, владеющих указанными выше методами преподавания.
3. Высокая востребованность таких преподавателей и, соответственно, высокая стоимость их труда.
4. Отсутствие соответствующего методического обеспечения, адаптированного к российским условиям. Создание такого обеспечения требует значительных затрат.
5. Высокие требования к условиям проведения занятий.
6. Высокие требования к менеджменту программы: способность менеджеров программ быстро реагировать на любые запросы слушателей, обеспечивать их необходимой информацией и т. п.
Вышеназванные особенности полностью согласуются с точкой зрения профессора Wharton Business School Д. Винда, который указал на различия между современными требованиями к обучению менеджеров со
Таблица 1
Различия между требованиями и практикой обучения менеджеров
Общество Традиционные факультеты университетов
1. Непрерывные изменения 2. Компьютерные технологии, меняющие ценности 3. Возрастающая сложность и многофункциональность 4. Глобализация социальноэкономических процессов 5. Потребность в широко мыслящих лидерах и менеджерах 6. Потребность в творчестве 7. Охвачено всеобщими связями (общество-паутина) 8. Требует непрерывного обучения 9. Требует творцов инноваций 1. Фиксированный перечень дисциплин в учебном плане 2. Слабая виртуализация учебного процесса 3. Учебные дисциплины разделены и не взаимосвязаны 4. Остаются национальными 5. Узкая специализация 6. Выпуск мастеров анализа 7. Слабая интеграция во всеобщие связи 8. Обучение отдельными блоками 9. Обучают одному и тому же
стороны общества и традиционной практикой обучения менеджеров на факультетах университетов (табл. 1) [1].
В качестве иллюстрации справедливости приведённых в табл. 1 противоречий можно привести не лишенную смысла шутку, которую автору рассказали в Гарвардском университете: «Когда перед выпускником Гарвардского университета возникает проблема, он начинает вспоминать все изученные кейсы, чтобы найти аналог. Если аналог находится, то проблема решается. Если аналог не находится, то выпускник испытывает дискомфорт и затруднения в решении проблемы».
Разделение обучения бакалавров менеджмента на обычных факультетах университета и обучения менеджеров в бизнес-школе позволяет избежать типичных «тормозящих» факторов [1]), которые неизбежно возникают в процессе массовой реализации управленческого образования: 1) неспособности уйти от прошлого, то есть от удовлетворённости своими достижениями и текущими показателями, и от уверенности, что имеющийся преподавательский состав всегда обеспечит успех; 2) неспособности создать будущее, то есть глубоко укоренившимися образовательными стереотипами.
Всё это, к сожалению, не учитывается в большинстве российских вузов, где со студентами бакалаврских и магистерских программ по менеджменту, в том числе и со слушателями программ МВА, работают одни и те же преподаватели.
Мировой опыт показывает, что бизнес-школа может успешно существовать в техническом университете. Из первых 30 университетов в Шанхайском рейтинге 2012 г. [2], который ранжирует университеты по
Таблица 2
сравнение рейтингов университетов и рейтингов бизнес-школ
№ Университет Шанхайский рейтинг Рейтинг бизнес-школ
1 Harvard Univ. (USA) 1 2
2 Stanford Univ. (USA) 2 1
3 Massachusetts Inst. Tech. (MIT) (USA) 3 7
4 Univ. California - Berkeley (USA) 4 14
5 Cambridge Univ. (UK) 5 26
6 Columbia Univ. (USA) В 5
7 Chicago Univ. (USA) 9 12
В Oxford Univ. (UK) 10 20
9 Yale Univ. (USA) 11 20
10 Univ. Pennsylvania (USA) 14 3
11 Univ. Michigan - Ann Arbor (USA) 22 29
12 Northwestern University (USA) 30 16
степени их успешности в сферах, не связанных с управленческим образованием и управленческой деятельностью, 12 университетов имеют бизнес-школы, также входящие в число 30 лучших в мире по рейтингу журнала Financial Times (FT) 2012 г. [3] (табл. 2).
Примечательно, что в табл. 2 находятся только университеты из США и Великобритании, то есть тех стран, где практически отсутствует специализация университетов. Как правило, в университетах этих стран студенты могут обучаться по самому широкому набору специальностей: от музыки до инженерного дела. Такая мультидисциплинарность не только не мешает, но и способствует высокому качеству образования как в технической, так и в любых других сферах, включая управленческую. Из таблицы 2 видно, что лидерами в управленческом образовании стали бизнес-школы именно мультидисциплинарных университетов, опередив такие специализированные бизнес-школы, как London Business School (Великобритания), INSEAD (Франция), IMD (Швейцария), которые заняли 4, 6 и 13-е места соответственно в рейтинге FT.
Это относится не только к управленческому образованию. Так, музыкальный факультет Мичиганского университета (поз.11 в табл. 2) входит в число лучших американских музыкальных учебных заведений, даже по сравнению с консерваториями [4].
Проблемная ситуация в экономике России состоит в существенном отставании от развитых стран в технике и технологиях разработки и производства товаров и услуг общего назначения. Наличие передовых современных технических и технологических решений в сфере производства продукции военного и специального назначения только подчёркивает такое отставание.
Среди комплекса причин, вызвавших это отставание, немаловажным является крайне малое число инженерных и управленческих кадров, нацеленных на победу в конкурентной борьбе в реальных рыночных условиях, умеющих сочетать конкурентоспособные технические, экономические и организационные решения с этическими нормами современного бизнеса. Данный недостаток обусловливается, в свою очередь, неумением высших учебных заведений организовать подготовку такого рода специалистов, вследствие отсутствия в них современного рыночноориентированного менеджмента.
В связи с этим цель бизнес-школы в техническом университете может быть сформулирована как подготовка инновационных менеджеров в сфере техники и технологий и научно-образовательной сфере, способных не только эффективно использовать полученные во время обучения знания, но и генерировать и применять в своей практической деятельности новые знания в области управления.
Такая цель порождается самой сутью современного менеджмента, которая состоит в том, что, повторяя известные, даже самые лучшие, достижения в области управления, невозможно обеспечить лидирующее положение организации в своей отрасли. Лидером становится тот, кто создаёт новое знание и применяет его в практической менеджерской деятельности. Вся история менеджмента служит доказательством этого положения.
В данном контексте инновационными менеджерами можно назвать специалистов, способных:
- воспринимать научные, технические, технологические, управленческие и образовательные инновации и адекватно оценивать рыночную перспективу их реализации;
- организовать практическую реализацию перспективных инноваций в указанных выше сферах деятельности;
- отыскать или создать конкурентные преимущества как в самих инновациях, так и в способах их реализации.
С учётом сказанного сформулированная выше цель может быть декомпозирована на следующие задачи:
1. Концентрация материальных и интеллектуальных ресурсов на подготовке инновационных менеджеров в сфере техники и технологий по второму (магистратура) и третьему (аспирантура) уровням образования и МВА, а также повышении квалификации действующих менеджеров в соответствии с современными требованиями.
2. Подготовка современных менеджеров для системы высшего образования.
3. Выполнение научно-исследовательских работ в сфере управления.
Исходя из первой задачи, создание бизнес-школ представляется целесообразным именно в технических вузах, поскольку это существенно облегчает междисциплинарное взаимодействие специалистов в области техники и технологий и в области управления. В этом случае «управленческая непрофильность» вуза не только не ухудшает качество подготовки управленцев, а, наоборот, повышает его, давая возможность будущим менеджерам уже в процессе обучения познакомиться с реальными производственными процессами, в управлении которыми они будут участвовать после окончания вуза. С другой стороны, наличие современной бизнес-школы позволяет техническому вузу организовать эффективную подготовку инженеров-предпринимателей и проектных команд, способных разрешить проблемную ситуацию в российской экономике.
Особое внимание следует уделить второй задаче, которая возникает вследствие возрастающей коммерциализации науки и образования. В научные и образовательные учреждения, являющиеся по своей природе ценностно-ориентированными организациями, стремительно внедряются элементы целе-ориентированного подхода, свойственные коммерческим организациям. Это требует от руководства научно-образовательных организаций владения методами современного менеджмента, разработанного преимущественно в коммерческих организациях и для коммерческих организаций. К сожалению, сложившаяся практика подбора и назначения руководителей научно-образовательных организаций далека от требований времени. В результате этой практики руководителями научно-образовательных организаций и их подразделений очень часто становятся люди, добившиеся больших успехов в науке и педагогической деятельности, но не обладающие достаточными управленческими и экономическими знаниями и поэтому неспособные организовать подготовку специалистов, обеспечивающих разработку и производство конкурентоспособной продукции. Разработка и реализация соответствующих образовательных программ предоставит возможность действующим руководителям научных и образовательных учреждений развить имеющиеся и получить новые управленческие компетенции с учётом специфики их производственной деятельности.
Актуальность этой задачи подтверждается пятилетним опытом реализации образовательной программы «Менеджмент в научнообразовательной сфере» в Томском политехническом университете на уровнях магистратуры и МВА.
Слушателями данной программы являются аспиранты, заведующие кафедрами, деканы, проректоры, руководители функциональных подразделений вузов, а также работники предприятий и организаций, занимающиеся обучением персонала.
Выпускные квалификационные работы слушателей посвящены решению конкретных задач, стоящих перед вузами или организациями, в которых они работают. Среди этих задач, такие как разработка Комплексных программ развития факультетов, институтов и университетов, а также программ развития целых кластеров экономики («Технологическая платформа «Медицина будущего»), разработка систем международного сотрудничества вузов, системы фандрайзинга для российских университетов и т.п.
Показателем эффективности программы может служить то обстоятельство, что большинство выпускников после её окончания быстро продвигаются по служебной лестнице. Так, из 45 выпускников программы в течение первого года работы после завершения обучения 11 стали заведующими кафедрами, заместителями директоров и директорами институтов, заместителями проректоров и проректорами вузов, а один из выпускников - заместителем Председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной думы Российской Федерации.
Вместе с тем реализация программы сталкивается с большими трудностями, которые связаны с отсутствием в университете бизнес-школы как системообразующего центра в области управленческого образования. В частности, это весьма затрудняет подбор и подготовку преподавательского состава, а также планирование учебного процесса в соответствии с запросами слушателей. При наличии бизнес-школы эти трудности могли бы быть значительно уменьшены или полностью исключены.
Таким образом, создание в техническом университете современной бизнес-школы, при правильном подходе к организации её функционирования и взаимодействия с техническими факультетами, позволит существенно повысить качество подготовки как технических, так и управленческих кадров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / под ред. С. Р. Филоновича. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 690 с.
2. Academic Ranking of World Universities - 2012 [Электронный ресурс]. - 2012. - URL: http://www.shanghairanking.com/ARWU2012.html (дата обращения: 05.12.2012).
3. Global MBA Rankings 2012. [Электронный ресурс]. - 2012. - URL: http://rankings.ft.com/businessschoolrankings/global-mba-rankings-2012 (дата обращения: 05.12.2012).
4. University of Michigan. [Электронный ресурс]. - 2012. - URL: http:// www.music.umich.edu/about/ (дата обращения: 05.12.2012).