УДК 658
Кренева С.Г.
Халтурина Е.Н.
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» DOI: 10.24412/2520-2480-2020-2779-31-35 БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ: ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ, ОТЛАДКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Kreneva S.G.
Khalturina E.N.
Mary State University
BUSINESS PROCESSES OF FINANCIAL FLOWS OF ENTERPRISES IN THE SERVICE SPHERE: FEATURES OF CONSTRUCTION, DEBUGGING AND MANAGEMENT
Аннотация
В статье рассмотрены бизнес-процессы, связанные с повышением эффективности предприятий действующих в сфере услуг, которые по своему влиянию на деловую активность предприятий. Особенности построения отладки и управления финансовыми потоками, оптимизировать производство, логистику, а также рационально использовать оборотные и основные средства компании, генерируя максимальную прибыль, а качественное управление бизнес процессами помогает предприятию сервиса выйти в лидеры продаж на своем рынке.
Abstract
The article discusses the business processes associated with increasing the efficiency of enterprises operating in the service sector, which in their influence on the business activity of enterprises. Features of building debugging and managing financial flows, optimizing production, logistics, as well as rationally using the company's working and fixed assets, generating maximum profit, and high-quality management of business processes helps the service enterprise to become the sales leader in its market.
Ключевые слова: бизнес-процесс, управление, услуга, сервис, финансовый поток, отладка, сервисная деятельность
Keywords: business process, management, service, service, financial flow, debugging, service activities
За последние годы мы не вольно становимся свидетелями многочисленных изменений в процессе управления компаниями. Усложняются процессы, принимаемые решения, формируются связи. Простые процессы переходят в сложные. Управление процессами на предприятии сегодня становится более стратегическим, охватывает динамику развития, тем самым формирует траекторию будущих изменений. Используя процессный подход руководство организации реализует сразу несколько целей, а именно, разрабатывает регламенты деятельности организации (как на внутреннем, так и на внешнем рынке), совершенствует показатели оценки работы предприятия (процессов, подразделений, отдельных продуктов, сотрудников), развивает процессы информатизации, как внутри организации, так и с внешними контрагентами, запускает процессы реинжиниринга, направленные на повышение эффективности бизнес-процессов. Описание бизнес-процессов - это очень трудоемкий, объемный процесс, нуждается в постоянном развитии, конкретизации, уточнении и развитии методической основы.
Управляя бизнес-процессами, совершенствуя их, необходимо четко понимать, что такое бизнес -процесс. «Бизнес процесс - это четкий, зафиксированный письменно алгоритм выполнения некой деятельности», отмечает в своей книге Михаил Рыбаков [1].
Сегодня руководители всех уровней четко должны понимать, что описав подробно бизнес-процессы, добившись четкого их исполнения, при этом постоянно совершенствуя процессы, могут получить огромное количество выгод: повысить управляемость бизнеса (с точки зрения прозрачности, качества, скорости выполнения процессов и т.п.), снизить уровень рисков, снизить уровень зависимости от персонала организации (учитывается при увольнении сотрудников), найти резервы на развитие бизнеса (речь идет как о внутренних, так и о внешних резервах), повысить репутацию организации, увеличить прибыль и рыночную стоимость организации.
Учитывая специфику деятельности предприятий сферы услуг, Парамонова Л.А. рекомендует следующие циклы основных бизнес-процессов, рисунок [2]:
Фактически циклы бизнес-процессов не имеют ни начала, ни конца, если не считать моментов возникновения и ликвидации (реорганизации) предприятия. Хозяйственная система начинает функционировать, формируя капитал (обычно в денежной форме). Денежные средства направляются на оплату задолженности поставщикам и подрядчикам (цикл оплаты), возникшей в связи с приобретением элементов производства (цикл снабжения).
Хозяйственные операции, связанные с заготовлением товарно-материальных ценностей, приобретением и созданием внеоборотных активов
Бизнес-процессы
Цикл снабжения
Рисунок 1 - Содержание основных бизнес-процессов организации сферы услуг
Затем начинается процесс оказания услуг. Приобретенные внеоборотные активы передаются в эксплуатацию, а товарно-материальные ценности - в производство, например, в мастерские, ателье и т.д. Начисляется заработная плата работникам (подцикл оказания услуг). Образуется дебиторская задолженность за реализованную продукцию, оказанные услуги. Выявляется финансовый результат от оказания услуг (цикл оказания услуг и формирование финансового результата).
В процессе каждый цикл основных бизнес-процессов необходимо исследовать в отдельности, что позволит провести более эффективные проверки. При этом проверка должна быть организована таким образом, чтобы своевременно выявлять связи между циклами.
Описание бизнес-процессов является сложным и трудоемким процессов и нуждается в создании определенной платформы. Сегодня существует огромное количество программ (нотаций по описанию бизнес-процессов), которые применяются на практике. Так же хотелось отметить и тот факт, что, описав четко все бизнес-процессы организации возможно добиться их четкого исполнения, совершенствуя описанные бизнес-процессы, мы можем получить огромное количество эффектов, как текущей перспективе, так и в будущем.
Описание и декомпозиция бизнес-процессов позволит руководителю найти узкие места, определить источник экономии затрат.
Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии (так называемая модель AS-IS «как есть») и идеального положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ «как должно быть»). Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы [3].
Контекстная диаграмма IDEF0, например, деятельность предприятия оптовой торговли представлена на рисунке 2.
Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах:
- входа (на рис. это «Поставщики», «Покупатели» и «Товары»);
- выхода (основной результат процесса -«Оплата за товар», «Прибыль» и «Продажа»);
- управления («Законодательство РФ», «Иные внешние нормативные документы»);
- механизмов («Материальная база», «Персонал» — это ресурсы, необходимые для процесса функционирования предприятия).
Рисунок 2 - Контекстная диаграмма IDEF0
«Поставщики» - представляют собой поставщиков товаров, заключенные договоры и контракты, первичную, товаросопроводительную документацию; «Покупатели» - те, для кого функционирует торговое предприятие, с документацией, включающей договоры, контракты, первичную документацию. «Товары» - представляют собой непосредственно товары и техническую документацию на товары, реализуемые через торговую компанию.
Получение прибыли - цель коммерческой деятельности предприятия, чтобы добиться этой цели, необходимо продать как можно больше товаров. «Оплата за товар» - представляет собой совокупную сумму денежных средств, уплаченную поставщикам товаров. «Продажа» - то есть реализуемые товары и техническая документация.
«Законодательство РФ», «Иные внешние нормативные документы» - это вся совокупность нормативно-правовых актов регулирующих деятельность предприятий оптовой торговли.
В деятельности предприятия принимает участие «Персонал». «Материальная база» представ-
лена помещениями (офисным, складским), техникой для транспортировки товара, вычислительной и иной офисной техникой, вспомогательными механизмами на складе и т.д.
После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция, рис. 3 - система разбивается на подсистемы, и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции.
Функциональная декомпозиция IDEF0 родительской диаграммы деятельности предприятия оптовой торговли представлена тремя основными блоками - по наиболее значимым функциональным свойствам.
Это блоки: «Деятельность коммерческого отдела», «Деятельность склада», «Деятельность бухгалтерии»
Рисунок 3 - Функциональная декомпозиция IDEF0
Наибольшую функциональную загруженность Наименее - «Деятельность склада».
имеют процессы «Деятельность коммерческого от- Оптимизируем структуру и исключим склад из
дела» и «Деятельность бухгалтерии». процессов, рис. 3.
Рисунок 3 - Оптимальная декомпозиция IDEF0
С внедрением цифровых технологий, совершенствуются бизнес-процессы, которые позволяют рассматривать предприятия сервиса от систем управления документами до систем организации стратегия интеграции производства и регулирования финансовых потоков. Отлаженный бизнес-процесс и организация управления могут расширить возможности сервиса в получении конкурентных преимуществ.
Оптимизированные бизнес-процессы управления финансовыми потоками закрепляются в регламентных документах, например в «Алгоритм прохождения платежей в компании».
Для поддержки оперативного управления финансовыми потоками необходима автоматизация соответствующих бизнес-процессов, а выбранное программное обеспечение позволяет:
- создавать электронные учетные документы;
- формировать электронную отчетность;
- реализовать поддержку процедур контроля и согласования и т.д.
Таким образом, когда бизнес-процессы финансового управления определены и оптимизированы, а соответствующие регламенты разработаны и утверждены, начинается этап их внедрение с сервисную деятельность. Любая разрабатываемая программа или услуга проходит через этапы: тестирование, устранение неполадок, обслуживание в другой среде. Чтобы клиент был доволен, программное обеспечение должно работать без ошибок, которые устраняются с помощью процесса отладки.
Список литературы
1. Рыбаков М. Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить / Практикум/ М. Рыбаков. - Москва: Издательство Михаила Рыбакова, 2019. - 336 с.]
2. Парамонова Л.А. Внутренний операционный аудит основных бизнес-процессов / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://www. auditfin. co m/fin/2010/6/07_03 .pdf
3. ERwin расширяет свои возможности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. interface.ru/public/erwin3_5/erwin3_5. ht m