Экономические науки
33
УДК 338.242
бизнес-планирование как инструмент
достижения стратегических целей
организации
Барсуков Д. П., доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе СПбГИКиТ, г. Санкт-Петербург
Шиндина Ю. А., кандидат экономических наук, доцент, филиал ФГБОУ ВПО «РГГУ», г. Всеволожск Шогенова З. Х., кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО "Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова", г. Нальчик
В статье рассматриваются отдельные аспекты применения стратегического планирования и бизнес-планирования в современных организациях. Предпринята попытка выявления взаимосвязей этих видов планирования на уровнях целеполагания, определения плановых показателей и контроля. Сделаны выводы о возможности использования бизнес-планирования в качестве инструмента достижения стратегических целей организации.
Ключевые слова: стратегическое планирование, бизнес-планирование, система сбалансированных показателей.
BUSINESS PLANNING AS A TOOL FOR ACHIEVING THE STRATEGIC GOALS OF THE ORGANIZATION
Barsukov D. P., Doctor of Economic Sciences, Rrofessor, Vice-rector for academic work St. Petersburg State Institute of Film and Television,city of St. Petersburg
Shindina Yu. А., candidate of economic sciences, associate Professor of the branch of FSBEIHPE "The Russian University of Humanities", city of Vsevolozhsk;
Shogenova Z. H., candidate of economic sciences, рrofessor, FSBEI HPE "Kabardino-Balkarian State Agrarian University after V. M. Kokov", city of Nalchik
The article considers some aspects of application of strategic planning and business planning in modern organizations. Attempt of revealing relationships of these types of planning levels of goals, targets and indicators of control. The conclusions about the possibility of using business planning as a tool for achieving the strategic goals of the organization. Key words: strategic planning, business planning, balanced scorecard.
В настоящее время необходимость в планировании деятельности фирмы уже не вызывает сомнения у большинства руководителей как крупного, так и малого бизнеса. Большинство предпринимателей в той или иной форме планируют деятельность своих фирм, но зачастую это делается без соблюдения правил и бессистемно.
Есть ряд причин, по которым предпринимателю стоит перейти от неформального к формализованному и системному подходу к вопросам планирования.
Во-первых, в самом процессе становления и развития организации заложен значительный элемент неопределенности. И чем больше эта неопределенность, тем ощутимее потребность предпринимателей в разрешении возникающих
перед ними задач, и формализованный подход к вопросам планирования здесь будет как нельзя кстати.
Во-вторых, наличие конкурентов требует из количественной и качественной оценки и более пристального отслеживания их деятельности и намерений, что опять же говорит о важности систематического планирования.
И, наконец, в-третьих, не все предприниматели располагают соответствующим опытом. Отсутствие необходимого опыта, делового или профессионального, влияет на содержательную сторону деятельности предпринимателя и вынуждает его искать помощи в формальном планировании для определения перспектив развития своего предприятия.
Таким образом, реальная потребность в систематическом планировании зависит от неопределенности среды,особенностей конкуренции и наличия управленческого опыта в организации.
В настоящее время большое распространение получило стратегическое планирование. С его помощью формируются глобальные цели развития фирмы, а также возможность их корректировки, рациональное распределение и эффективное использование всех видов ресурсов, происходит поиск новых организационных стратегий.
Но после формирования стратегического плана руководители фирм сталкиваются с проблемой, связанной с его реализацией: доведением до менеджеров среднего уровня и рядовых сотрудников компании, а также с переводом стратегических планов в плоскость конкретных мероприятий по их достижению. Здесь может придти на помощь бизнес-планирование.
В рыночной экономике бизнес-план служит важным рабочим инструментом как для действующих, так и для вновь образуемых фирм. Предприниматель не всегда четко представляет, как важно наличие профессионально подготовленного и обоснованного бизнес-плана.
По мнению М. И. Бухалкова основными объектами бизнес-планирования в свободных рыночных отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Бизнес-планы в основном предназначены для того, чтобы способствовать выходу на рынок новых высоко-конкурентных товаров и услуг 1. Добавим, что объектами бизнес-планирования являются также разрабатываемые перспективные и текущие планы производственной, сбытовой, социальной и иных видов деятельности фирмы. То есть бизнес-планирование служит инструментом оценки тех или иных инвестиций фирмы.
Отметим, что хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Необходимо учитывать, что современные про-
екты требуют, как правило, крупных капиталовложений, не всегда имеющихся у предприятия. И поэтому, безусловно, наиболее важной причиной разработки бизнес-плана является привлечение инвесторов, он позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инвестиционного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
В зависимости от назначения бизнес-план выполняет различные задачи.
Бизнес-план нового проекта:
- инвесторы получают возврат вложенных капиталов и предусмотренные дивиденды;
- заказчик получает реализованный проект и доходы от его использования.
Бизнес-план по развитию фирмы - новые вложения средств:
- производство нового товара (услуги) - получение фирмой дополнительной прибыли, дополнительных конкурентных преимуществ в случае успешной реализации бизнес-плана;
- новые производственные возможности -увеличение производства продукции, улучшение ее качества, снижение брака, и как следствие, снижение издержек и увеличение прибыли.
Бизнес-план включает не весь комплекс целей предприятия, а только одну из них, которая связана с созданием или развитием определенного бизнеса (например, выпуска нового продукта, услуги или расширения фирмы);
Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки. По истечении определенного периода заложенные в бизнес-плане цели и задачи должны быть выполнены, в то время как стратегическим планам присущ скользящий принцип планирования (добавление к плану очередного периода по мере достижения показателей текущего периода). Таким образом, по своей форме бизнес-план тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью.
В бизнес-плане весомое значение имеют функциональные составляющие (план производства,
1 Бухалков М. И. Планирование на предприятии: Учебник. - 3-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 321.
Д. П. БАРСУКОВ, Ю. А ШИНДИНА З. Х. ШОГЕНОВА
35
Рис. Взаимосвязь стратегического планирования и бизнес-планирования
план маркетинга, финансовый план), которые являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана 1.
Однако, место бизнес-планирования в общей системе планов, до сих пор четко не определено. Поэтому мы предлагаем рассмотреть взаимосвязи стратегического планирования и бизнес-планирования на уровне определения целей организации, на уровне показателей и на уровне контроля за процессом планирования (рис.).
На уровне целей фирмы. Стратегические цели - основное направление деятельности фирмы, ведущие к выполнению ее миссии. Их может быть от двух до десяти, в зависимости от размера фирмы. Впоследствии эти цели воплощаются посредством реализации соответствующих задач 2. Многие задачи можно достичь с помощью бизнес-планирования. То есть другими словами на уровне стратегического планирования формируется цель, а с помощью бизнес-планиро-
1 Гуров В. Г. Бизнес-план как условие стратегического развития организации / В. Г. Гуров // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 4. - С. 127.
2 Там же.
вания она конкретизируется, рассматриваются наиболее приемлемые способы ее достижения, разрабатываются подцели для исполнителей планов.
На уровне показателей. Связь стратегического планирования и бизнес-планирования можно рассматривать как перевод стратегических целей в систему конкретных показателей, которых необходимо достичь исполнителям планов. В качестве примера можно использовать концепцию разработки системы сбалансированных показателей, предложенную Нортоном и Капланом сбалансированной системе показателей.
Данная система рассматривает цели и стратегию фирмы сквозь призму некой всеобъемлющей системы оценки ее деятельности, обеспечивая определенной методикой для создания системы стратегических критериев и системы управления. Система сбалансированных показателей оценивает работу компании на основе четырех сбалансированных параметров: финансы, взаимоотношения с клиентами, внутренние бизнес-процессы, а также обучение и повышение квалификации персонала. Задача системы сбалансированных показателей состоит в том, чтобы трансформировать миссию фирмы в конкретные, вполне осязаемые задачи и показатели 1.
Рассмотрим непосредственно бизнес-планирование и стратегическое планирование на уровне показателей. Сначала четко формулируется стратегия, затем она переводится в плоскость конкретных стратегических задач. Для решения задач, касающихся вопросов вложения капитала (как собственного, так и заемного) и нуждающихся в конкретизации, составляются бизнес-планы. Далее с помощью достижения поставленных показателей бизнес-планов отражается возможность практической реализации стратегических задач.
На уровне контроля процесса планирования. Применение системы контроля позволяет осуществить определенные действия, направленные на устранение причин возникновения отклонений от намеченных бизнес-планов, и
даже корректировка стратегических целей. Система контроля бизнес-планирования - это контроль за процессом реализации какой-либо бизнес-идеи, система стратегического контроля является системой формального контроля, наблюдения, оценок и обратной связи, которые обеспечивают менеджеров информацией о деятельности организации в целом и необходимости корректировочных действий 2. Этот контроль предназначен для сверки стратегических целей фирмы с возможностью и целесообразностью их достижения. То есть фактически система контроля бизнес-планирования является составляющей системы стратегического контроля.
Таким образом, справедливо утверждать, что стратегическое планирование и бизнес-планирование являются взаимосвязанными этапами управленческой деятельности в каждой компании, которая стремится к достижению своих показателей.
Ни один более или менее крупный проект не может проводиться без бизнес-плана, призванного убедить все заинтересованные стороны в эффективности проекта. Он дает возможность еще на стадии подготовки проекта обнаружить возможные проблемы и риски, когда они еще не стали реальными, а объективный взгляд профессионального разработчика поможет заранее предупредить их и свести к минимуму. Тщательная разработка бизнес-плана позволит избежать таких фундаментальных ошибок, как нехватка ресурсов для осуществления проекта и отрицательного баланса движения денежных средств.
Разработка бизнес-плана помогает решить такую стратегическую задачу, как принятие решения об инвестициях (как внутренних, так и особенно внешних). По поводу внешних инвестиций - следует учитывать, что в сфере интересов потенциального инвестора оказываются практически все аспекты экономической деятельности предприятия и, что потенциальных инвесторов фирмы в первую очередь интересуют ответы на два самых главных для них вопроса: «Что они получат при успешной реализации проекта?»
1 Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием / [Электр. ресурс]. - Режим доступа: ШЬ http://www.iteam.ru/articles.php?id=221&pid=1&sid=27&tid=2 (дата обращения: 20.12.2014).
2 Лытнев О. Н. Финансовое планирование как инструмент реализации бизнес-стратегии / О. Н. Лытнев // Управление корпоративными финансами. - 2010. - № 6. - С. 359.
Д. П. БАРСУКОВ, Ю. А. ШИНДИНА, З. Х. ШОГЕНОВА
37
и, «Каков риск потери ими вложенных денег?» Следовательно, предприниматель должен показать инвестору или партнеру суть своего бизнеса, подготовив ряд вариантов, демонстрирующих им преимущества предлагаемого партнерства и, самое главное, доходы (минимальные, наиболее вероятные и максимальные), которые они получат.
Бизнес-план для внутреннего использования - это рабочий документ, по которому руководство предприятия ориентируется в области принятия стратегических решений, связанных с укреплением положения предприятия на рынке или с открытием новых направлений.
Бизнес-план для внутреннего использования просто необходим, если предприятие планирует: расширить или модернизировать производство,
открыть новые направления деятельности, реструктурировать уже имеющийся бизнес, освоить новые рынки или продукцию, принять участие в совместном предприятии.
Таким образом, с одной стороны, целью бизнес-планирования является оценка целесообразности получения инвестиции, разработка планов на перспективу, составление системы числовых оценок экономических и финансовых показателей, по которым можно судить о степени успешности развития фирмы. С другой стороны, в современной деловой практике, бизнес-план больше не рассматривается как документ исключительно для привлечения инвестиционных средств на предприятие. Сейчас его функции гораздо шире - это ключевой элемент для достижения целей стратегического и финансового менеджмента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бухалков М . И. Планирование на предприятии: Учебник. - 3-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2010.
2. Гуров В . Г Бизнес-план как условие стратегического развития организации / В. Г. Гуров // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 4. - С. 127.
3. Лытнев О . Н . Финансовое планирование как ин-
струмент реализации бизнес-стратегии / О. Н. Лытнев // Управление корпоративными финансами. - 2010. -№ 6. - С. 359.
4. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием / [Электр. ресурс]. - Режим доступа: ШЬ: http://www.iteam.ru/ аг^с1е$.рИр?1с1=221&р1с1=1&$1с1=27&^с1=2 (дата обращения: 20.12.2014).