Научная статья на тему 'Бизнес-консультационные пункты на региональном агропродовольственном рынке'

Бизнес-консультационные пункты на региональном агропродовольственном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-консультационные пункты на региональном агропродовольственном рынке»

ного обучения, видеоконференций. Некоторые сайты в связи с уменьшением финансирования в 2010 и 2011 гг. не поддерживаются или обновляются в незначительном объеме.

В данной ситуации возникает необходимость создания типового сайта ИКС, охватывающего все стороны информационно -консультационной деятельности. Разработка, внедрение и сопровождение такого сайта уменьшит финансовые расходы организаций сельскохозяйственного консультирования на создание своего сайта, облегчит доступ сельхозтоваропроизводителей к необходимой им информации. ВИАПИ имени А.А. Никонова дано научное обоснование возможности создания единого информационного пространства аграрных знаний (ЕИПАЗ) [1], а также рассмотрена возможность разработки типового сайта информационно-консультационного центра. Анализируя различные сайты сельскохозяйственной направленности, предложена структура типового сайта информационно-консультационного центра, имеющая следующие разделы: «Общая информация об ИКС» (6 подразделов, в которых помещена информация об истории и направлениях деятельности центра, представлена структура центра, контактная информация, список районных ИКЦ с их адресами и сотрудниками),

«Консультирование» (3 подраздела, в которых представлены консультанты, тематика консультирования, On-line консультации), «Обучение» (2 подраздела), «Публикации» (3 подраздела), «Разработки» (3 подраздела), «Нормативно-правовая информация» (4 подраздела),

«Торговая площадка» (3 подраздела), «Общая доска объявлений», «Биржа труда» (3 подраздела), «Рыночная информация» (2 подраздела),

«Коммерческая деятельность» (3 подраздела),

«Издательская деятельность,

«Выставочно-демонстрационная деятельность»,

«Информационно-аналитическая деятельность,

«Информационные ресурсы» (5 подразделов),

«Новости», «Гостевая книга», «Форумы», «Сервисы».

Для повышения эффективности работы информационно-консультационной службы АПК, в частности, необходимо:

— увеличить финансирование организаций системы ИКС из федерального бюджета;

— активизировать работу по подготовке и повышению квалификации кадров ИКС;

— развивать сеть консультационных центров на региональном и, особенно, на районном уровнях;

— взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями и профильными высшими учебными заведениями для формирования информационной базы инновационных разработок;

— разработать и внедрить типовой сайт информационно-консультационного центра.

Источники

1 Отчет о НИР «Разработать проект отраслевой программы развития информатизации сельского хозяйства». - ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемия, 2004.

2 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2010 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» http://ecfs.msu.ru/docs/ Nats doklad 2010.pdf

БИЗНЕС-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ПУНКТЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ

Е.А. Погребцова, к.э.н., доц. Омского государственного аграрного университета им.П.А.Столыпина Института экономики и финансов

Для эффективного функционирования аг-ропродовольственного рынка необходима доступная и своевременная рыночная информация о ценах, объемах продаж на данном рынке, наличии запасов продукции. Рынок должен хорошо знать экономику своего региона, его производственные возможности, ассортимент производимых агропродовольственных товаров. Главной целью информационно-коммуника-

ционной системы агропродовольственного рынка является на основе полной и достоверной информации о потребностях, состоянии и потенциале рынка осуществлять эффективную координацию производства, товародвижения и сбыта агропродовольственной продукции.

Поддержка предпринимательства осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпри-

нимательства в Омской области (2009-2013 гг.)», утвержденной постановлением Правительства от 1 апреля 2009 г. № 49-п. Она предполагает целый комплекс мероприятий, направленных на финансово-кредитную, информационную, методическую, организационно -кадровую поддержку малого предпринимательства.

Так, в муниципальных районах Омского региона функционируют 20 бизнес-консультационных пунктов, созданных на базе администраций и центров занятости населения. В них занято 65 человек. В 2011 г. оказано более 7,7 тыс. консультативных услуг [1].

Главными целями их деятельности является: оказание помощи в развитии предпринимательства через предоставление доступных и качественных услуг; реализация государственной аграрной политики в отрасли и обеспечение конкурентоспособности продукции сельских товаропроизводителей.

Бизнес-консультационные пункты оказывает помощь в составлении бизнес-планов и определении стратегии, предоставляет возможность принимать участие в тренингах и мастер-классах, обучение безработных граждан основам предпринимательства. Для оценки эффективности производства видов сельскохозяйственной продукции проводят маркетинговые исследования. Особое внимание уделяется услугам по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, государственной регистрации, кредитования, планирования, инновационных технологий в отраслях растениеводства и животноводства, кадровой работы, правовой защиты и другие.

Данные пункты оказывают содействие товаропроизводителям в освоении инновационных проектов и передового опыта, позволяющих последовательно увеличивать объемы производства и сбыта, а также повышать качество продукции, улучшать условия труда и жизни сельского населения. Специалисты информационно-консультационных центров отслеживают изменения и дополнения в законодательстве в сфере услуг потребительского рынка. Основные клиенты это граждане и предприниматели, которым необходима методическая, консультационная, юридическая помощь. В таких пунктах безработное население района, желающие организовать собственное дело, могут получить всю необходимую информацию, касающуюся выбора вариантов предпринимательской деятельности.

Бизнес-консультационные центры базируется на изучении нужд, проблем и возможностей частных хозяйств, путем разработки и реа-

лизации научно-образовательных программ, которые учитывают местные, региональные и общие нужды населения сельских местностей. В связи с тем, что в современных условиях развития экономики сельскохозяйственным предприятиям необходимы услуги по составлению бизнес-планов, данный вид деятельности является одним из наиболее востребованных. Бизнес-консультационные пункты районов проводят семинары по различным вопросам: современное состояние рынка и перспективы развития торговой деятельности, общественного питания, производства и переработки пищевой продукции.

В пунктах сформирован банк данных, содержащий информацию о наиболее успешных и перспективных проектах сельского малого бизнеса, с учетом специфики экономики каждого района. Банк данных формировался в рамках «Концепции развития малого и среднего предпринимательства в сельских районах в Омской области».

Следует отметить, что районные пункты работает во взаимодействии с областным бизнес-инкубатором, фондом поддержки и развития малого предпринимательства. Представительства последнего действуют в городах Исилькуле, Таре, Калачинске и поселке Ново-варшавка.

Данные институты проводят консультации по формированию бизнес-плана и конкурсы с целью предоставления грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела. Разработанные бизнес-планы оценивают по определенным критериям, которые прописаны в целевой долгосрочной программе по развитию предпринимательства. Победители проектов получают поддержку до 200 тыс. руб. В отношении получателей субсидированной поддержки в течение первых 12 месяцев осуществляется постоянный мониторинг и контроль за целевым расходованием средств. В 2010 г. сумма федеральных субсидий составила 186,3 млн руб., что больше на 7,7% по сравнению с 2009 г. Государственную поддержку получили 560 субъектов малого предпринимательства из средств федерального бюджета - 124,1 млн руб., областного - 43,4 млн руб. [1]. Например, в Знаменском районе предприниматель закупил мини-линию по производству пельменей «Домашние»; в Усть-ишимском районе - оборудован мини-молзавод; в Тарском и Седельников-ском районах денежные средства направлены на покупку молодняка крупного рогатого скота, доильных установок и оборудование помещений для животных. Другими положительными

примерами является создание цеха по производству колбасных изделий в р.п. Черлакский и органических удобрений «Биогумус» с.Иртыш.

По долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Исилькульском муниципальном районе (2010-2014 гг.)» получены гранты предпринимателями на развитие пункта искусственного осеменения животных и на открытие пункта горячего питания, КХ «Память Свободы» на завершение строительства свинофермы. КФХ «Весна» Русско-Полянского района воспользовалось грантовой поддержкой для приобретения фасовочно-упаковочной линии для крупяного цеха. Данное предприятие занимается производством круп из ячменя и пшеницы, а также поставкой сырья для макаронных фабрик из сортов твердой пшеницы.

Особое внимание уделяется молодым семьям, проживающим на территории районов области. С 2010 г. действует проект «Молодежное подворье», в рамках которого выдается сертификат на бесплатное получение бройлеров и кормов, оказывается поддержка бизнес-консультационным пунктом. Воспользоваться государственной поддержкой могут молодые семьи (возраст супругов не должен превышать 35 лет), проживающие в сельской местности.

В Омской области разработаны и утверждены критерии оценки деятельности бизнес-консультационных пунктов распоряжением Главного управления ГСЭН Омской области от 14 мая 2009 г. № 53-р «Об оценке эффективности деятельности бизнес-консультационных пунктов в муниципальных районах».

К таким критериям относят:

- количество граждан, зарегистрировавших предпринимательскую деятельность, обратившихся в пункт;

— число разработанных технико-экономических обоснований при содействии специалистов пункта с указанием вида деятельности;

— количество технико-экономических обоснований, разработанных при участии бизнес-консультационного пункта, получивших положительное заключение экспертной комиссии при Координационном совете по содействию самозанятости безработных граждан и поддержке предпринимательской инициативы незанятого населения соответствующего муниципального района Омской области [2].

Деятельность бизнес-консультационных пунктов Тюкалинского, Русско-Полянского, Большереченского, Калачинского муниципальных районах Омской области призвана эффективной в 2012 г. по данным критериям.

Другим положительным примером являются сформированные правовые пункты поддержки малого бизнеса в Павлоградском, Кор-миловском, Большеуковском и Полтавском районах области. Юристы агентства «Гарант-Профит» раз в месяц приезжают в район, с целью консультирования предпринимателей. Также предусмотрены, еженедельные бесплатные онлайн-консультации (отсканированные документы пересылаются по электронной почте).

Проводимые исследования позволяют сформировать основные выводы:

— население Омской области имеют доступ к своевременным консультационным услугам независимо от места их проживания;

— для обеспечения сельского населения консультациями специалисты должны выезжать на места;

— одной из форм дополнительных услуг рекомендуется ветеринарное, зоотехническое и технологическое обслуживание местного населения.

Источники

1. www.omskportal.ru - официальный сайт Правительства Омской области

2. http://www.omskzan.ru - официальный сайт Главного управления ГСЭН Омской области

ДИСТАНЦИОННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР КАК ЕДИНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ УЧАСТНИКОВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

К.В. Чепелева, к.э.н., ст. преп. Красноярского государственного аграрного университета

Одним из важнейших направлений развития продовольственного рынка является консультационное обеспечение товаропроизводителей продовольственного комплекса. Исследования показывают, что информационно-консультационная служба для продовольственного рынка может выступать интегрирующей

организацией и в организационном плане объединять основные подсистемы инфраструктуры продовольственного рынка, имея возможность тесно взаимодействовать с субъектами инфраструктуры и с сельхозтоваропроизводителями, обеспечивая при этом повышение эффективности производства в продовольственном ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.