Научная статья на тему 'Биографика в контексте региональных библиотековедческих исследований'

Биографика в контексте региональных библиотековедческих исследований Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
336
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / BIOGRAPHY / REGIONAL LIBRARY SCIENCE / SCIENTIFIC SCHOOLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Медведева Екатерина Владимировна

Статья посвящена биографике научной дисциплине, которая занимается изучением биографий. Охарактеризованы основные методы данной дисциплины, которые также используются в исследованиях регионального библиотековедения. Даны определения основных терминов, а также показаны основные элементы, которые включает в себя биографика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biography in the context of regional library science research

The article focuces on the biography of science discipline. The methods of biography, used in regional library science research, are characterized. The basic terms are defined, the basic elements, which are included in the biography science, are given.

Текст научной работы на тему «Биографика в контексте региональных библиотековедческих исследований»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. №3 (11)

УДК 021

Е.В. Медведева

БИОГРАФИКА В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Статья посвящена биографике - научной дисциплине, которая занимается изучением биографий. Охарактеризованы основные методы данной дисциплины, которые также используются в исследованиях регионального библиотековедения. Даны определения основных терминов, а также показаны основные элементы, которые включает в себя биографика.

Ключевые слова: биографика, региональное библиотековедение, научные школы.

Интерес людей к жизни друг друга охватывает всю человеческую историю. В первую очередь данный интерес выражается в биографиях (жизнеописаниях) людей, которые имели довольно большое распространение уже у древних народов. Так, например, в Древнем Египте были распространены надгробные надписи (заслуги покойного, его отличия и награды и т.п.), носившие биографический характер; в Киевской Руси имели широкое распространение жития святых, на смену которым пришли биографии в собственном смысле слова, как одна из важнейших форм исторического изложения.

Биография, выбирая в качестве объекта жизнь, дает описание этой жизни и представляет общественный интерес, в большей или меньшей степени удовлетворяющий требованиям исторической науки. Биография уже не ограничивается простым перечислением фактов в жизни описываемого лица, она должна создавать цельный образ данной личности, его внутренней духовной стороны [1. С. 3].

Сам термин «биография» в большинстве толковых словарей трактуется как «описание жизни человека» [2. С. 129] или «изложение наиболее значительных фактов чьей-либо жизни в хронологическом порядке» [3. Т. 1. С. 640]. В Большой советской энциклопедии данный термин был раскрыт более широко - это «описание истории жизни человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи» [4. Т. 3. С. 333].

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый «эпизод» (событие) какой-либо конкретной биографии реализуется в определенной ситуации, подлежащей точной фиксации в пространстве и времени. Этим аспектом биография соприкасается с историей, которую можно рассматривать как суммарный результат взаимодействия бесчисленного множества индивидуальных биографий [5. С. 268].

Учитывая важность изучения биографии человека, его жизненного пути, в конце XX - начале XXI в. исследователями стали предприниматься попытки по созданию специальной научной дисциплины, названной «биографика» (от греч. bios - жизнь и graphos - пишу). Впервые данный термин употребляется в работе Г.Г. Сильницкого «Россия в поисках смысла», где основной

задачей биографики является системное исследование большого количества биографий исторически значимых людей (ученых, общественнополитических деятелей и т.д.) с целью выявления закономерностей по различным аспектам человеческой деятельности, а также разработки типологической классификации личности [5. С. 275].

Автор выделяет три основных источника биографического материала: жизнеописания выдающихся личностей, литературные образы и жизнеописания «рядовых» современников, составленные на основании непосредственных наблюдений, воспоминаний и т.д. [5. С. 269].

В.С. Крейденко в своей статье «Выдающиеся библиотековеды, библио-графоведы и книговеды как объект исследования. А почему бы и нет?» определяет биографику как научную дисциплину, которая начинает заниматься вопросами возникновения и историей развития биографического жанра, разработкой алгоритмов (структуры) биографий различных видов, а также методами их изучения. По мнению автора, изучаемые биографии должны включать в себя следующие обязательные элементы: 1) содержание трудов ученого; 2) характеристика поведения ученого на разных этапах жизненного пути; 3) отношение эпохи к персоне и ее отношение к ней [6. С. 5].

Таким образом, получается, что термин «биографика» введен в науку совсем недавно и официальных определений пока еще нет.

Несмотря на то, что биографии выдающихся личностей имеют свою специфику, зависящую от конкретной научной области, в которой работал ученый, все же существуют общие методологические особенности биографического жанра. По мнению доктора филологических наук Б. С. Мейлаха, в работе над жизнеописаниями ученых и писателей «приходится пользоваться во многом однородными материалами (документы эпохи, творческое наследие, автобиографии, дневники, письма и т.д.); и в том и другом случае автору биографии приходится домысливать недостающие звенья, восполнять «белые пятна», создавать портреты и характеристики, пользуясь не только средствами описания, но и в той или иной степени средствами художественной образности» [7. С. 8].

Биографика может стать алгоритмом раскрытия жизнедеятельности личностей в определенной исторической среде, что позволит выявить вклад в науку ученых и практиков, в том числе и применительно к региональным научным школам библиотековедения. Под научной школой библиотековедения понимаются сложившиеся многолетние традиции деятельности библиотек региона в образовательном и научном направлениях [8. С. 322].

В настоящее время изучением регионального библиотековедения занимается доктор педагогических наук, сотрудник ГПНТБ СО РАН Л.А. Кожевникова, которая выделяет ряд основных научных школ, таких как московская, санкт-петербургская, краснодарская, сибирская, дальневосточная. Большой опыт в области библиотековедческих исследований также накоплен в национальных республиках (Татарстан, Чувашия, Якутия, Бурятия) [9. С. 293].

У представителей всех названных школ видение развития библиотековедения связано, прежде всего, с применением различных подходов и методик при исследовании. Такой вывод можно сделать, опираясь на результаты отдельных региональных исследований, которые не всегда совместимы. При

идентификации и изучении научных школ некоторых регионов можно обратиться к биографике, которая позволит выявить и сравнить по выбранным критериям ученых и их вклад в науку.

Биографика, как и любая научная дисциплина, имеет общенаучные и специфические методы, которые используются и в библиотековедческих исследованиях региона, основные из них - исторический и метод описания. К специфическим методам можно отнести биографический, потекстовое ретроспективное интервью, сравнительный контент-анализ биографий.

С помощью исторического метода можно проследить этапы зарождения, становления и развития изучаемого объекта, т. к. вариантов биографий о жизни одного человека может быть большое количество. Данный метод позволяет выявить существующие интерпретации, показать то, чего не увидели предшественники [10]. Метод же описания позволяет воссоздать образ объекта. Описание может быть непосредственным, когда исследователь воспринимает и указывает признаки, характеристики объекта, а также опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами [11].

Одним из основополагающих методов в биографике является биографический метод, родоначальником которого считается французский критик, автор ряда работ о писателях и ученых Ш. Сент-Бев (1804-1869), он оказал большое влияние на развитие критико-биографического жанра. Данный метод применяется по отношению к биографическому материалу (биографии, автобиографии, дневники, записки, мемуары, воспоминания и т.д.), который подвергается тщательному анализу на основе заранее составленной схемы [12. С. 24]. Метод может быть использован для получения информации не только об изучаемом объекте, но и о его семье, связях с родным краем, а также мотивов и интересов личности [6. С. 9].

Еще одним важным методом в биографике является потекстовое ретроспективное интервью - это опрос респондентов, когда надо выяснить их прошлое (действия, мнения, отношение, оценку к какому-либо предмету), но не посредством личной беседы, а из текстов людей, знавших историческое лицо. Такой вариант интервью крайне необходим тогда, когда с респондентами нельзя провести беседу по объективным причинам (например, их нет в живых). Данный метод подробно раскрывает В.С. Крейденко в статье «Потекстовое ретроспективное интервью: к конструированию специального метода для изучения библиотечной отрасли» [13. С. 242].

Примечательный метод «сравнительный контент-анализ» рассмотрен американским социологом Р. Тернером в статье «Сравнительный контент-анализ биографий», где он сравнивает биографии людей разных стран, но похожих профессий. С помощью данного метода можно определить связь и выявить особенности представителей одной или похожих профессий, например в разных странах [14. С. 131]. Самое простое определение контент-анализа — это качественно-количественный анализ содержания документов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Особенность его в том, что он изучает документы в социальном контексте.

Таким образом, биографику можно использовать как алгоритм раскрытия жизнедеятельности личностей в определенной исторической среде, что поможет в изучении и идентификации научных школ регионального библиотековедения, т.к. отдельные территории в данном направлении исследованы фрагментарно.

Литература

1. РыбниковН.А. Биографии и их изучение. М., 1920. 48 с.

2. Биография // Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1998. С. 129.

3. Биография // Большой академический словарь русского языка. Т. 1 : А-Биш / ред. Л.И. Балахикова. М., 2004. С. 640.

4. Биография // Большая сов. энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. Т. 3: Бари - Браслет. М., 1970. С. 333.

5. Сильницкий Г.Г. Россия в поисках смысла. Смоленск, 2001. Ч. 1: Россия между прошлым и «будущим». 293 с.

6. Крейденко В.С. Выдающиеся библиотековеды, библиографоведы и книговеды как объект исследования. А почему бы и нет? // Библиосфера. 2011. № 2. С. 3-10.

7. Мейлах Б.С. Биография как методологическая проблема // Человек науки / под. ред. М.Г. Ярошевского. М., 1974. С. 7-19.

8. Артемьева Е.Б. Сибирская школа библиотековедения: история и перспективы развития // 6-е Макушинские чтения : тез. докл. науч. конф., 22-23 мая, г. Новосибирск / отв. Е.Н. Савенко. Новосибирск, 2003. С. 321-326.

9. Кожевникова Л.А. Методология региональных библиотековедческих исследований // Региональное библиотековедение : Сибирь и Дальний Восток. Новосибирск, 2008. С. 293-306.

10. Некрасов С.И. Философия науки и техники : тематический словарь [Электронный ресурс] // Национальная философская энциклопедия. Электрон. текст. дан. Орел, 2010. URL: http://www.terme.ru/dictionary/906/word/istoricheskii-metod (дата обращения: 29.04.2013).

11. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс] // Академик. Электрон. текст. дан. Академик, 2000-2010. URL: http://lingvistics_dictionary.academic.ru (дата обращения: 29.04.2013).

12. Массовый читатель и книга / под ред. Н.А. Рыбникова. М., 1925. 92 с.

13. Крейденко В.С. Потекстовое ретроспективное интервью: к конструированию специального метода для изучения библиотечной отросли // Современное состояние методологии научных исследований в области библиотековедения : сб. науч. тр. Новосибирск, 2010. С. 241249.

14. Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопр. социологии. 1992. № 1. С. 121-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.