Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. №3 (11)
УДК 021
Е.В. Медведева
БИОГРАФИКА В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Статья посвящена биографике - научной дисциплине, которая занимается изучением биографий. Охарактеризованы основные методы данной дисциплины, которые также используются в исследованиях регионального библиотековедения. Даны определения основных терминов, а также показаны основные элементы, которые включает в себя биографика.
Ключевые слова: биографика, региональное библиотековедение, научные школы.
Интерес людей к жизни друг друга охватывает всю человеческую историю. В первую очередь данный интерес выражается в биографиях (жизнеописаниях) людей, которые имели довольно большое распространение уже у древних народов. Так, например, в Древнем Египте были распространены надгробные надписи (заслуги покойного, его отличия и награды и т.п.), носившие биографический характер; в Киевской Руси имели широкое распространение жития святых, на смену которым пришли биографии в собственном смысле слова, как одна из важнейших форм исторического изложения.
Биография, выбирая в качестве объекта жизнь, дает описание этой жизни и представляет общественный интерес, в большей или меньшей степени удовлетворяющий требованиям исторической науки. Биография уже не ограничивается простым перечислением фактов в жизни описываемого лица, она должна создавать цельный образ данной личности, его внутренней духовной стороны [1. С. 3].
Сам термин «биография» в большинстве толковых словарей трактуется как «описание жизни человека» [2. С. 129] или «изложение наиболее значительных фактов чьей-либо жизни в хронологическом порядке» [3. Т. 1. С. 640]. В Большой советской энциклопедии данный термин был раскрыт более широко - это «описание истории жизни человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи» [4. Т. 3. С. 333].
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый «эпизод» (событие) какой-либо конкретной биографии реализуется в определенной ситуации, подлежащей точной фиксации в пространстве и времени. Этим аспектом биография соприкасается с историей, которую можно рассматривать как суммарный результат взаимодействия бесчисленного множества индивидуальных биографий [5. С. 268].
Учитывая важность изучения биографии человека, его жизненного пути, в конце XX - начале XXI в. исследователями стали предприниматься попытки по созданию специальной научной дисциплины, названной «биографика» (от греч. bios - жизнь и graphos - пишу). Впервые данный термин употребляется в работе Г.Г. Сильницкого «Россия в поисках смысла», где основной
задачей биографики является системное исследование большого количества биографий исторически значимых людей (ученых, общественнополитических деятелей и т.д.) с целью выявления закономерностей по различным аспектам человеческой деятельности, а также разработки типологической классификации личности [5. С. 275].
Автор выделяет три основных источника биографического материала: жизнеописания выдающихся личностей, литературные образы и жизнеописания «рядовых» современников, составленные на основании непосредственных наблюдений, воспоминаний и т.д. [5. С. 269].
В.С. Крейденко в своей статье «Выдающиеся библиотековеды, библио-графоведы и книговеды как объект исследования. А почему бы и нет?» определяет биографику как научную дисциплину, которая начинает заниматься вопросами возникновения и историей развития биографического жанра, разработкой алгоритмов (структуры) биографий различных видов, а также методами их изучения. По мнению автора, изучаемые биографии должны включать в себя следующие обязательные элементы: 1) содержание трудов ученого; 2) характеристика поведения ученого на разных этапах жизненного пути; 3) отношение эпохи к персоне и ее отношение к ней [6. С. 5].
Таким образом, получается, что термин «биографика» введен в науку совсем недавно и официальных определений пока еще нет.
Несмотря на то, что биографии выдающихся личностей имеют свою специфику, зависящую от конкретной научной области, в которой работал ученый, все же существуют общие методологические особенности биографического жанра. По мнению доктора филологических наук Б. С. Мейлаха, в работе над жизнеописаниями ученых и писателей «приходится пользоваться во многом однородными материалами (документы эпохи, творческое наследие, автобиографии, дневники, письма и т.д.); и в том и другом случае автору биографии приходится домысливать недостающие звенья, восполнять «белые пятна», создавать портреты и характеристики, пользуясь не только средствами описания, но и в той или иной степени средствами художественной образности» [7. С. 8].
Биографика может стать алгоритмом раскрытия жизнедеятельности личностей в определенной исторической среде, что позволит выявить вклад в науку ученых и практиков, в том числе и применительно к региональным научным школам библиотековедения. Под научной школой библиотековедения понимаются сложившиеся многолетние традиции деятельности библиотек региона в образовательном и научном направлениях [8. С. 322].
В настоящее время изучением регионального библиотековедения занимается доктор педагогических наук, сотрудник ГПНТБ СО РАН Л.А. Кожевникова, которая выделяет ряд основных научных школ, таких как московская, санкт-петербургская, краснодарская, сибирская, дальневосточная. Большой опыт в области библиотековедческих исследований также накоплен в национальных республиках (Татарстан, Чувашия, Якутия, Бурятия) [9. С. 293].
У представителей всех названных школ видение развития библиотековедения связано, прежде всего, с применением различных подходов и методик при исследовании. Такой вывод можно сделать, опираясь на результаты отдельных региональных исследований, которые не всегда совместимы. При
идентификации и изучении научных школ некоторых регионов можно обратиться к биографике, которая позволит выявить и сравнить по выбранным критериям ученых и их вклад в науку.
Биографика, как и любая научная дисциплина, имеет общенаучные и специфические методы, которые используются и в библиотековедческих исследованиях региона, основные из них - исторический и метод описания. К специфическим методам можно отнести биографический, потекстовое ретроспективное интервью, сравнительный контент-анализ биографий.
С помощью исторического метода можно проследить этапы зарождения, становления и развития изучаемого объекта, т. к. вариантов биографий о жизни одного человека может быть большое количество. Данный метод позволяет выявить существующие интерпретации, показать то, чего не увидели предшественники [10]. Метод же описания позволяет воссоздать образ объекта. Описание может быть непосредственным, когда исследователь воспринимает и указывает признаки, характеристики объекта, а также опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами [11].
Одним из основополагающих методов в биографике является биографический метод, родоначальником которого считается французский критик, автор ряда работ о писателях и ученых Ш. Сент-Бев (1804-1869), он оказал большое влияние на развитие критико-биографического жанра. Данный метод применяется по отношению к биографическому материалу (биографии, автобиографии, дневники, записки, мемуары, воспоминания и т.д.), который подвергается тщательному анализу на основе заранее составленной схемы [12. С. 24]. Метод может быть использован для получения информации не только об изучаемом объекте, но и о его семье, связях с родным краем, а также мотивов и интересов личности [6. С. 9].
Еще одним важным методом в биографике является потекстовое ретроспективное интервью - это опрос респондентов, когда надо выяснить их прошлое (действия, мнения, отношение, оценку к какому-либо предмету), но не посредством личной беседы, а из текстов людей, знавших историческое лицо. Такой вариант интервью крайне необходим тогда, когда с респондентами нельзя провести беседу по объективным причинам (например, их нет в живых). Данный метод подробно раскрывает В.С. Крейденко в статье «Потекстовое ретроспективное интервью: к конструированию специального метода для изучения библиотечной отрасли» [13. С. 242].
Примечательный метод «сравнительный контент-анализ» рассмотрен американским социологом Р. Тернером в статье «Сравнительный контент-анализ биографий», где он сравнивает биографии людей разных стран, но похожих профессий. С помощью данного метода можно определить связь и выявить особенности представителей одной или похожих профессий, например в разных странах [14. С. 131]. Самое простое определение контент-анализа — это качественно-количественный анализ содержания документов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Особенность его в том, что он изучает документы в социальном контексте.
Таким образом, биографику можно использовать как алгоритм раскрытия жизнедеятельности личностей в определенной исторической среде, что поможет в изучении и идентификации научных школ регионального библиотековедения, т.к. отдельные территории в данном направлении исследованы фрагментарно.
Литература
1. РыбниковН.А. Биографии и их изучение. М., 1920. 48 с.
2. Биография // Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1998. С. 129.
3. Биография // Большой академический словарь русского языка. Т. 1 : А-Биш / ред. Л.И. Балахикова. М., 2004. С. 640.
4. Биография // Большая сов. энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. Т. 3: Бари - Браслет. М., 1970. С. 333.
5. Сильницкий Г.Г. Россия в поисках смысла. Смоленск, 2001. Ч. 1: Россия между прошлым и «будущим». 293 с.
6. Крейденко В.С. Выдающиеся библиотековеды, библиографоведы и книговеды как объект исследования. А почему бы и нет? // Библиосфера. 2011. № 2. С. 3-10.
7. Мейлах Б.С. Биография как методологическая проблема // Человек науки / под. ред. М.Г. Ярошевского. М., 1974. С. 7-19.
8. Артемьева Е.Б. Сибирская школа библиотековедения: история и перспективы развития // 6-е Макушинские чтения : тез. докл. науч. конф., 22-23 мая, г. Новосибирск / отв. Е.Н. Савенко. Новосибирск, 2003. С. 321-326.
9. Кожевникова Л.А. Методология региональных библиотековедческих исследований // Региональное библиотековедение : Сибирь и Дальний Восток. Новосибирск, 2008. С. 293-306.
10. Некрасов С.И. Философия науки и техники : тематический словарь [Электронный ресурс] // Национальная философская энциклопедия. Электрон. текст. дан. Орел, 2010. URL: http://www.terme.ru/dictionary/906/word/istoricheskii-metod (дата обращения: 29.04.2013).
11. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс] // Академик. Электрон. текст. дан. Академик, 2000-2010. URL: http://lingvistics_dictionary.academic.ru (дата обращения: 29.04.2013).
12. Массовый читатель и книга / под ред. Н.А. Рыбникова. М., 1925. 92 с.
13. Крейденко В.С. Потекстовое ретроспективное интервью: к конструированию специального метода для изучения библиотечной отросли // Современное состояние методологии научных исследований в области библиотековедения : сб. науч. тр. Новосибирск, 2010. С. 241249.
14. Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопр. социологии. 1992. № 1. С. 121-133.