К.С. Дивисенко, [email protected]
биографический фонд как исследовательский ресурс социокультурных изменений
Аннотация: Настоящая статья — подведение научных и научно-
организационных итогов более чем двухлетней работы в Биографическом фонде Социологического института РАН. В первой части представлено описание созданной и оптимизированной электронной базы данных Биографического фонда, приведен краткий количественный анализ материалов фонда, во второй — результаты исследования биографий школьников, хранящихся в фонде.
Ключевые слова: биография, биографический фонд, качественные методы, обоснованная теория, ценности.
Электронная база данных Биографического фонда
Биографический фонд (БФ) Социологического института РАН был основан в 1989 году. До 2007 года существовали только бумажная картотека, аннотирующая порядка 180 единиц хранения, и журналы учета поступлений биографических материалов. В 2007 году была разработана концепция и структура системы управления электронной базой данных и зарегистрированы все биографические материалы Фонда.
Регистрация материалов Биографического фонда производилась по десяти параметрам для каждого автора и по пятнадцати — для текста. Такие параметры, как пол, год рождения, место настоящего проживания (для автора) и жанр, размер страницы, количество страниц, дата поступления, раздел БФ (для биографических материалов) дают возможность провести количественный анализ всего корпуса текстов Биографического фонда.
В настоящее время (на 1 июня 2009 года) в Биографическом фонде зарегистрировано более 530 авторов биографических текстов и
650 единиц хранения. Примерный объем биографических материалов — в пересчете на формат А4 — превышает 34000 страниц. Биографический фонд состоит из двух основных частей — основного собрания и конкурсных материалов. Основное собрание БФ начало формироваться с момента основания и пополняется до настоящего времени. Вторая часть Фонда представляет собой собрание биографических текстов, присланных на конкурсы, проводившиеся сотрудниками Социологического института РАН в период с 1993 по 2000 годы. Визуально структура БФ может быть представлена следующим образом (см. схему).
Основное собрание
УМатериалы, переданные в дар или на хранение Фонду: о Воспоминания, о Дневники, о Письма,
о Фотоальбомы и т. п.;
У Биографические интервью:
о Транскрибированные тексты, о Аудиозаписи.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ФОНД
Материалы биографических конкурсов: У «Я рассказываю о своей жизни»
(1993),
У «Гляжу в себя как в зеркало эпохи»
(1994),
У «Пол, любовь и сексуальность в Вашей жизни» (1996),
У «Жить в эпоху перемен» (2000).
Конкурсные материалы
Схема-структура Биографического фонда
287 единиц хранения (44,1% от общего числа), что составляет приблизительно 25 000 страниц (73,5% от общего объема биографического материала), относятся к Основному собранию БФ1.
В БФ приблизительно одинаково представлены жизнеописания мужчин и женщин (51% и 49% соответственно). Часто в автобиографиях не всегда указывают возраст, поэтому приведенные ниже возрастные характеристики относятся только к 79% авторов (См. табл. 1.)
1 Такое пропорциональное несоответствие обусловлено тем, что единица хранения может быть объемом от 1-2 до нескольких сотен страниц.
Таблица 1. Краткие демографические характеристики авторов Биографического фонда
Годы рождений авторов (по десятилетиям) Число авторов
женщин мужчин
до 1880 г. 0 2
1880-е 1 1
1890-е 0 5
1900-е 10 11
1910-е 20 29
1920-е 40 46
1930-е 63 44
1940-е 31 31
1950-е 23 18
1960-е 14 18
1970-е 10 9
Как видно из таблицы, большинство авторов родилось во второй четверти XX века, их детство и юношество пришлось на военный и послевоенный период, а к периоду «хрущевской оттепели» они находились в активном рабочем возрасте. Подавляющее большинство авторов биографических повествований являются жителями Санкт-Петербурга (около 74%). Также в Фонде имеются материалы, принадлежащие авторам, живущим в Северо-Западном регионе (около 10%).
Для структурирования достаточно большого количества и разнообразного по характеру биографического материала Фонда были выделены следующие основные жанры биографических текстов2: о Автобиография; о Биографическое интервью; о Биография; о Воспоминания; о Генеалогия; о Дневник; о Письма; о Семейная хроника; о Фотоальбом.
2 В данном случае понятие «текст» рассматривается в широком (семиотическом) значении этого слова.
3 Реальное количество визуального материала много больше, так как в дан-
Основной массив единиц хранения Биографического фонда — автобиографии, т. е. биографические тексты, написанные авторами о самих себе, их средний объем невелик — 43 страницы (см. табл. 2).
Таблица 2. Количество и объем единиц хранения Биографического фонда по жанрам
Жанр Количество единиц хранения Общий объем (страниц А4) Средний объем (страниц А4)
Автобиография 456 19760 43
Биографическое интервью 21 718 34
Биография 13 808 62
Воспоминания 56 6899 123
Генеалогия 11 142 13
Дневник 12 909 76
Подборки писем 8
Семейная хроника 13 2318 178
Фотоальбом3 5 184 37
Другое4 55 2823 51
Наиболее пространные тексты — это семейные хроники и воспоминания, так как первые являются своеобразной суммой биографий определенной семьи или рода, а вторые, как правило, затрагивают исторический контекст.
В БФ представлена довольно полно жизнь всех социальных слоев нашей страны ХХ века: потомственных крестьян, бывших дворян, пролетариев, революционеров, интеллигенции (в том числе 11 биографических текстов, написанных докторами наук, 19 — кандидатами). Если делить авторов по профессиональным группам, то можно выделить достаточно репрезентативные группы инженеров, медицинских работников, военных, рабочих.
ную категорию включены только фотоальбомы. Число единиц хранения, имеющих фото и другой визуальный материал, составляет приблизительно 10% от общего числа.
4 К данной категории относятся публикации биографического или мемуарного характера, художественные и поэтические сочинения авторов биографического фонда, также тексты, которые сложно отнести к какому-либо одному из вышеприведенных жанров.
Материалы Основного собрания БФ часто сопровождаются копиями, либо оригиналами личных документов (справки о реабилитации, ордер на получение квартиры, грамоты и т. п.).
В настоящее время в электронной базе данных созданы картотеки, адресная книга авторов, несколько вспомогательных форм, также осуществляется регистрация клиентов БФ и использования материалов. В картотеках возможен поиск по ключевому слову в аннотации и автоматический отбор (фильтрация) карточек, где встречается искомое слово. Образец карточки электронного каталога СУБД БФ приведен на рис. 1.
Рис. 1. Карточка электронной картотеки БФ
В настоящее время собрание БФ активно пополняется за счет биографических материалов, передаваемых авторами и их родственниками, а также благодаря проведению новых биографических конкурсов «Семейные хроники на фоне перемен» и «Я — петербуржец».
Биографии школьников
Особое место в БФ занимают биографические тексты школьников. Этот исследовательский проект был инициирован О.Б. Божковым. В ряде петербургских школ в 1990-1993 гг. и в 2002 г. были собраны
автобиографии и биографические сочинения «Я через N лет» школьников старших классов. Учащимся старших классов предлагалось описать собственную жизнь и написать биографическое сочинение «Я через N лет» (причем N должно быть не менее 3 лет). Таким образом, в «школьных биографиях» представлены два разных поколения старших школьников, две возрастные когорты, чьи годы рождения приходятся на 1975-1977 гг. и 1984-1986 гг. В 2002 году часть бывших учеников, которые описывали собственную жизнь в начале 90-х, согласилась написать продолжение своих жизнеописаний и новые биографические сочинения. Основной корпус текстов состоит из автобиографий и биографических сочинений «Я через N лет» школьников, принадлежащих к двум разным поколениям, и из автобиографий и биографических сочинений молодых людей, написанных ими в возрасте 24-26 лет.
Для организации исследовательской работы с автобиографиями и биографическими сочинениями школьников была создана система управления базой данных биографий молодых (СУБД БМ)5.
Всего было зарегистрировано 93 автора и 175 биографических текстов (на 30 октября 2008 г.). Общий объем текстов составляет более 385000 знаков, что в пересчете на стандартный формат бумаги А4 соответствует 257 страницам.
Как правило, исследователь, использующий биографический метод, имеет дело с биографическими материалами, принадлежащими людям, прожившим достаточно долгую жизнь. Поэтому биографии молодых, особенно школьников, — своеобразный эмпирический материал социального исследования, так как в них описывается небольшой интервал времени, начальная часть жизненного пути. В биографиях школьников описываются только первое и часть второго десятилетия жизни. Первое десятилетие является одним из наиболее важных этапов для формирования личности, но, как правило, его описание либо кратко, не отрефлексированно, либо не попадает в поле биографии. Обычно школьниками описывается более подробно часть второго десятилетия жизни, хотя четкую границу провести трудно.
Как правило, школьники в своей автобиографии не касаются генеалогических изысканий, они описывают свою собственную жизнь. В поле их биографии попадают только родители, сестры и братья, а прародители вспоминаются значительно реже. Это обстоятельство
5 СУБД БМ создана в 2008 году при поддержке Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга. Грант 30-04/90: «Семья в жизнеописаниях петербургских школьников».
принципиальным образом отличает жизнеописание школьников от жизнеописаний представителей старших возрастных когорт. Если старшее поколение рассматривает себя в связи с родителями, то молодежь, напротив, описывает только собственную жизнь.
Как справедливо отмечает Г. Розенталь: «Взгляд на события своей жизни с точки зрения настоящего и определяет, что именно человек считает важным для своей биографии, каким образом он выстраивает тематические и временные связи между различными пережитыми событиями и каким образом реалии прошлого, настоящего и предполагаемого будущего влияют на понимание человеком смысла своей жизни»6.
В биографическом повествовании автор пишет о самом важном для него: о значимых событиях прошлого, о том, что его беспокоит в настоящее время и о своих планах на будущее. Это могут быть, в равной мере, психологические переживания, события и повседневность. Поэтому, выделив и зафиксировав это значимое, мы получаем срез ценностей автора (где ценностью является значимое и важное для человека).
В отличие от дневниковых записей, которые ведутся на протяжении достаточно длительного периода времени, биографические тексты, написанные в определенной точке жизненного пути, представляют собой синхронный срез ценностей, так как сам автор, его Я, за этот промежуток времени либо не меняется, либо изменяется, но незначительно. Во время биографического письма происходит самоотчуждение автора, он смотрит на себя со стороны. Здесь множественность Я личности поляризуется на две основные компоненты: Я-описывающее и Я-описываемое. Между этими двумя основными Я биографического письма могут происходить конфликты: Я-описывающее не всегда может подобрать те слова, которые наиболее адекватно отразят второе Я; с другой стороны, и Я-описываемое не всегда хочет быть в полной мере описано (автор может нечто умалчивать, искажать и т. д.). Также может происходить конфликт Я-реального и Я-репрезентируемого, на которые распадается Я-описываемое. Поэтому для исследователя работа с биографическими текстами представляется достаточно кропотливой и длительной.
Структура текста определяется, как правило, стереотипами, заложенными, либо на уровне коллективного бессознательного, либо
6 Розенталь Г. Реконструкция рассказов о жизни: принципы отбора, которыми руководствуются рассказчики в биографических нарративных интервью // Хрестоматия по устной истории. СПб., 2003. С. 327.
определяемыми самим жанром биографии: начать повествование с рождения, статуса родителей и истории семьи, продолжить — учебой в образовательных учреждениях, успехами или неудачами на работе, в семейной жизни и закончить — кратким подведением итогов: «жизнь продолжается», «ни о чем не жалею» и т. п.
Особенность биографических текстов школьников заключается в том, что, в отличие от биографий людей других возрастных групп, эти тексты представляют собой жизнеописание достаточно короткого периода жизни (с рождения по 16-17 лет), поэтому часть обычного корпуса компонентов жизни взрослых отсутствуют — работа, семейные отношения, любовь к собственным детям и т. п.
Более подробно стоит сказать о сочинениях «Я через N лет»7 как жанре биографического письма. Это сочинение — проекция собственной жизни — подобна сказке, она имеет более четкую структуру, нежели автобиографический текст. Как правило, сочинение охвачено «рамками»8 (Б. Успенский). В этих «рамках» автор еще занимает внешнюю позицию к описываемым событиям, здесь находят свое место размышления о зыбкости и ненадежности текущей жизни, о неясности и неопределенности прошлого, о том, что это всего лишь фантазии, которым, скорее всего, не суждено сбыться. Причем объем вступительной «рамки» может быть разным: от простого агностицизма («я не знаю, что со мною будет») до пространного размышления о смысле, жанре, идее сочинения в целом и выражения собственного отношения к нему. Внутри этих «рамок» разворачивается основное повествование, в котором будут развиваться основные события и переживания будущего.
Конечно, ценности и приоритеты, обозначенные в сочинениях, имеют более идеальный (в смысле идеала, к которому следует стремиться), нежели реальный характер, но ценности сочинений значат для авторов не менее, чем ценности автобиографий. Ценности, обозначенные в автобиографиях и в сочинениях, по преимуществу, являются двумя векторами ценностных ориентаций. Первый направлен в прошлое и настоящее, и содержанием своим имеет то значимое, что на данный момент кажется автору таковым; а второй определяет
7 Суть методики «Я через N лет» заключается в том, что респондентам предлагается описать собственную жизнь через определенное количество лет. Другое название этой методики — «Письма из будущего». См.: Соколов А. В. Диалоги с постсоветской гуманитарной интеллигенцией. СПб., 2006. С. 142-145.
8 Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000. С. 224-229.
движение в будущее, к тому, что будет значимо в ближайшие годы (не столько цель, сколько содержание и траектория жизни). Автобиографии о многом умалчивают, так как автор не всегда готов рассказать о собственной жизни со всей полнотой откровенности, а в сочинениях наличествует своя условность, определяемая жанром, поэтому авторы более раскрепощены в описаниях будущего, это — своего рода игра, квазиреальность, но к которой относятся в момент письма серьезно. Таким образом, эти два текста представляют собой единое целое с точки зрения исследования диагностики ценностей личности.
Диагностика ценностных ориентаций с помощью биографических текстов имеет преимущество, заключающееся в том, что автор не пишет о том, что приемлемо, желательно, либо не является таковым в тех социальных условиях, в которых он находится. Это также позволяет ему не ориентироваться на готовые списки ценностей с достаточно ограниченным набором и подчас с весьма неоднозначной формулировкой (например, «непримиримость к недостаткам в себе и других»). При анкетной (списочной) методике диагностики многие ценности становятся в результате значимыми, поскольку они сами и их ранжирование предлагается респонденту. Заведомо можно сказать, что найдется немного респондентов, кто не отметит значимость красоты, добра, истины, социальной справедливости и других ценностей, но значение этих ценностей будет продиктовано больше самим методом исследования.
Возникает проблема метода, методики и конкретных приемов распознавания ценностей в биографиях.
Контент-анализ как наиболее распространенный метод в современной практике количественного исследования позволяет выявить частоту появления в тексте определенной характеристики, посредством подсчета определенных слов или категорий — «множества слов, объединенных по тому или иному признаку»9. Подсчет слов-маркеров, анализ частоты появления определенных категорий позволяет объективно проанализировать текст по этим параметрам, но в результате такого анализа ускользает значение ценностей, так как очевидно, что нет строгой корреляции между значением определенной ценности и либо объемом текста, где эта ценность выходит на первый план, либо частотой появления слов-маркеров. Поэтому на
9 Шалак В.И. Контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М., 2004. С. 15.
первый план в анализе биографических текстов с целью реконструкции аксиосферы автора должно выйти понимание в рамках герменевтического подхода. В определенной мере исследователь может стремиться к тому, чтобы точки зрения автора и его собственная совпали. Отдельные ценности, кодируемые в определенных фрагментах текста, должны рассматриваться, как и сами фрагменты, в связи с целым текстом.
Для изучения биографического дискурса В.Б. Голофастом было предложено рассматривать три слоя биографического повествования — повседневность, события и скрытую сторону жизни — в ракурсе «концептуального синтеза данного свидетельства (биографии. — К.Д.) с социальным знанием релевантных социально-культурных форм»10.
Для задач исследования кодификации ценностей в биографическом повествовании в тексте можно выделить три основных структурных компонента. Первый компонент — собственно жизнеописание — описание как определяющих событий в жизни автора, так и повседневной жизни, здесь кодифицируется большая часть ценностей.
Второй компонент по своей форме достаточно близок первому — это воспоминания или мемуары, которые представляют собой описание событий прошлого, содержание которых ценностно нейтрально; значимым тут является само воспоминание как самодовлеющий процесс и результат; подчас воспоминания становятся лишь означающими, означаемые которых остаются сокрыты для исследователя и подчас для автора.
Третий элемент, встречающийся много реже первых двух, можно обозначить как размышления, являющиеся своеобразным метатекстом — описанием самого процесса биографического письма (обращение к адресату, размышление над самим жанром биографий).
В большинстве случаев, но не всегда, первый компонент — жизнеописание — занимает большую часть текста. Воспоминания относятся, как правило, к описанию детских переживаний или ярких событий прошлого и находятся в начале текста. Размышления чаще всего встречаются в «рамках» — начале и конце биографического повествования (чаще в сочинениях). Эти наблюдения относятся не только к жизнеописаниям школьников, но и к биографиям вообще.
В каждом из компонентов текста особым образом преломляются ценности. В жизнеописании наиболее четко фиксируется синхронный срез аксиосферы личности, воспоминания не дают прямо-
10 Голофаст В.Б. Социология семьи. Статьи разных лет. СПб., 2006. С. 407.
го указания на значение определенной ценности, но могут обрести определенный ценностный вес в связи с контекстом, а рассуждения могут быть вовсе ценностно незначимыми, либо, напротив, являться ключом ко всему тексту.
Очевидно, что каждая ценность биографического текста имеет различный удельный вес — степень значимости для конкретного автора и на определенный момент времени. Таким образом, становится необходимым анализировать не только и не столько весь набор ценностей, а их иерархию или структуру. Источником ранжирования может быть прямое указание авторов, либо отнесение к определенному рангу становится ясным исследователю, обращающемуся к контексту биографических текстов.
Для решения этой задачи была предпринята попытка выработки определенных объективных методов ранжирования ценностей. Возможно, что ее эффективное использование допустимо только для небольших биографических текстов молодых людей, и в какой-то мере результат анализа зависит от субъективности исследования, но, тем не менее, данная процедура кажется более прозрачной для оценки ценностных ориентаций на материалах биографических текстов.
Ранжирование ценностей проводилось по строго определенным критериям и правилам, приводимым ниже.
К первому рангу — наиболее значимые — относятся те ценности, которые являются:
- сквозным лейтмотивом всего текста, либо своего рода навязчивой идеей, либо когда автор возвращается к их упоминанию не менее трех раз;
- единственной ценностью в тексте;
- ценностью, которая выступает в качестве жизненной цели, либо определяет ее.
Ко второму рангу относятся ценности, которые уступают по значимости первым, оттенены ими, выступают в качестве ценностей второго плана но, тем не менее, являются весьма значимыми:
- ценности, к которым автор возвращается не менее двух раз на протяжении всего повествования;
- их обозначение (воспоминание о них, их называние) вызывают у автора большее эмоциональное напряжение, чем ценности третьего ранга;
- те ценности, через призму которых происходит рассмотрение других ценностей.
К третьему рангу относятся все остальные ценности:
- те ценности, которые автор называет мимоходом (здесь есть определенная опасность, что как раз названное мимоходом и может являться для автора наиболее важным, то есть относиться к ценностям первого ранга);
- ценности, которые автор называет только один раз;
- косвенное упоминание ценностей в связи с другими значимыми ценностями.
В процессе анализа текстов и ранжирования ценностей также выработались определенные правила. В случае, когда биографическое сочинение имеет ветвление, то есть автор предлагает два или более варианта собственной жизни, обычно диаметрально противоположных, то в этом случае ценности этих двух вариантов должны относиться к одному рангу.
В результате анализа биографических текстов школьников был выделен достаточно пространный корпус ценностей, первоначально состоящий из более чем семидесяти наименований, но в результате объединения некоторых ценностей в более крупные их число удалось сократить.
Наиболее значимыми ценностями для школьников, принадлежащих к двум возрастным когортам, оказались: семья, дружба, работа, художественная практика (творчество, приобщение к искусству), материальное благополучие.
Результаты исследования ценностей школьников опубликованы11 и достаточно подробно прокомментированы, поэтому приводиться в настоящей статье не будут.
Таким образом, на первом этапе работы была реконструирована ценностная сфера молодежи и рассмотрена ее динамика — были сопоставлены два синхронических среза ценностей старших школьников начала 90-х годов и 2002 г (когорта I и когорта II). Также было проанализировано изменение ценностей молодежи в диахроническом срезе (тексты авторов когорты I 1990-х и 2002 г.).
На втором этапе исследовательской работы стала очевидной необходимость анализа отдельных ценностных отношений, кодифицируемых в биографических текстах.
11 Дивисенко К.С. 1) Динамика ценностей школьников (по материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 118-122; 2) Трансформация ценностей молодежи на рубеже веков (на материалах биографических текстов) // Социология вчера, сегодня, завтра. Вторые социологические чтения памяти В.Б. Голофаста. СПб., 2008. С. 76-88; 3) Биографии молодых в собрании Биографического фонда // Шестые чтения памяти Вениамина Иофе. Право на имя. Биографика 20 века. СПб., 2009.
Для качественного анализа эмпирических данных отдельных ценностных отношений была использована методология обоснованной теории12. Использование процедур обоснованной теории при работе с автобиографиями и биографическими сочинениями школьников имеет определенные трудности. Одна из них касается обоснования выборки: то есть, собранный материал ограничивает исследователя тем, что для теоретического насыщения отдельных категорий он не может взять интервью у тех же авторов текстов (из-за временного фактора). Поэтому при использовании только уже имеющихся материалов для формирования теоретической выборки приходится использовать стратегию не «вглубь» (рассматривать более подробно конкретные случаи, конкретных людей, возвращаясь от избирательного кодирования в поле к тому же респонденту), а «вширь» (т. е. увеличивать количество рассматриваемых биографических текстов и, следовательно, число авторов). Но стратегия «вширь» имеет как положительную сторону — возможность увидеть больше случаев, так и отрицательную — порой сложно детализировать и теоретически наполнить отдельные категории. Определенную сложность представляет также произвольность, незаданность жизнеописания.
При всей близости автобиографий и биографических сочинений, эти тексты имеют определенные различия, которые стали более заметны при использовании методов обоснованной теории. Эти различия заключаются в структуре содержания. Школьная автобиография представляет собой эссе, воспоминание; текст ее часто фрагментарен. Автор пишет об определенных феноменах, которые часто, если не в большинстве случаев, остаются вне модели парадигмы, т. е. после категоризации феноменов невозможна связка в процессе осевого кодирования (из текста невозможно извлечь каузальные и процессуальные условия, стратегии, следствия). При фантазировании в сочинении «Я через N лет» воображаемое сродни мифу, оно призвано объяснить происходящее и наличествующее бытие. Автор описывает различные сферы будущей жизни (феномены, процессуальные условия), объясняя, с различной степенью подробности, при каких условиях они стали возможны (каузальные условия), так же, как и собственные действия и взаимодействие с другими (стратегии), и то, к чему эта деятельность приведет (следствия). Таким образом, сам жанр — биографическое сочинение — задает необходимые компоненты для описания и анализа.
12 Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: Обоснованная теория, процедуры и техники. М., 2007.
Основные феномены, которые были рассмотрены с использованием методов обоснованной теории, были работа, материальный достаток и воображаемая семья.
Благополучное окончание вуза, по мнению большинства авторов биографических сочинений, — основное условие получения работы. Кстати заметить, что все школьники планируют поступить в вуз и получить высшее образование. Во многом это связано с тем, что авторы на момент написания учились в средней школе — то есть в 10-11 классах.
Поступление в вуз является необходимым условием для дальнейшей жизни, в том числе для работы («хорошей», «престижной», «высокооплачиваемой»). В этом авторы придерживаются традиционного взгляда на вещи — материальный достаток и работа являются результатом получения высшего образования, хотя в современном обществе, подчас, материальный успех не зависит от культурного капитала.
С другой стороны, работа рассматривается не только как средство получения материального достатка, но и как определенный институт социализации, который позволяет преодолеть свой нынешний статус, детскость, отождествив себя со взрослыми.
Еще одна инструментальная ценность работы — возможность создать и обеспечивать семью.
Наиболее часто встречающиеся свойства работы — «хорошая», «интересная», «постоянная», «престижная», «высокооплачиваемая».
Смысл работы — это нечто иное, чем ее инструментальная ценность, направленная на получение материального достатка. Основной смысл, который молодые люди видят в работе — принесение пользы другим (как конкретным людям, так и обществу в целом). Основные профессии, которые отвечают этому требованию, — юрист, психолог, врач. Смысл работы, заключающийся в оказании помощи людям, рассматривается как экзистенциальная ценность, определяющая смысл жизни: если есть принесение пользы людям, следовательно, жизнь обретает смысл. Это позволяет не чувствовать себя потерянным, а быть нужным членом общества, дает возможность «оставить след».
В аксиосфере воображаемой жизни школьников работа может иметь и самоцель: построение карьеры. В этом случае происходит конфликт ценностей: работа (карьера) и семья (дети). Наиболее остро эта дилемма проявляется у девушек. Когда семья оказывается стоящей выше в иерархии ценностей, то становится возможным появление такого феномена, как «не работаю», который присутствует только в сочинениях девушек.
К основным процессуальным условиям работы можно отнести совмещение ее с учебой, совместная работа супругов. Первый феномен появляется только в сочинениях 2002 года. Основными мотивами начала работы во время учебы в вузе являются получение психологической и материальной независимости от родителей, самоутверждение. Возможность совместной работы с супругом рассматривают только девушки. В этом случае те девушки, которые хотели бы работать вместе с мужем, видят своего супруга стоящим на карьерной лестнице выше себя. Их роль — оказание помощи в работе мужа, они занимают второстепенное место, никогда не ставя себя выше в карьерной иерархии. Мужа рассматривают как опору не только в семейной жизни, но и в общественной.
Материальное благополучие (достаток) рассматривается как следствие будущей работы и носит всегда инструментальную ценность. Потребности, реализацию которых обеспечивает материальный достаток, можно разделить на две группы — материальные и духовные блага. К первым относятся квартира, дача, коттедж, дом, автомобиль; ко вторым — путешествия, образование для собственных детей.
Материальный достаток способствует также решению некоторых социальных и психологических задач: он позволяет достичь состояния независимости от родителей — жить отдельно и быть материально независимым, способствует самоутверждению, как в собственных глазах, так и в глазах окружающих, является одной из главных основ для собственной будущей семьи.
В воображаемой семье в качестве основного свойства и его измерения можно рассматривать наличие детей и их количество. По этому критерию выделяются различные типы воображаемой семьи.
Семья как таковая — этот тип воображаемых семейных отношений характеризуется наиболее абстрактным представлением авторов биографических текстов о семье — «хорошая семья», «любимая и любящая». Данный тип семьи присутствует у большинства юношей. Молодых людей больше всего заботит внешняя сторона жизни: поступление в вуз, приобретение профессии, начало работы, материальные блага, которые станут возможны благодаря заработку, собственные увлечения, карьерный рост. Представления об основных стратегиях совместной семейной жизни достаточно смутные: обеспечение семьи, обустройство дома. Образы детей, как правило, не прорисованы. Очень редко, скорее, это является исключением, когда молодые люди пишут о том, что будут уделять внимание воспитанию собственных детей.
Данный тип семьи редко рассматривается как цель жизни, скорее всего, семья — одна из главных ценностей, но не приоритетная.
Семья с одним ребенком. Этот тип отличается от предыдущего более конкретным представлением о планируемой семейной жизни. Работа здесь также играет немаловажную роль, так как она рассматривается как необходимое средство для получения дохода, обеспечения себя и независимости. Основными требованиями, предъявляемыми к работе, являются принесение ею морального и финансового удовлетворения. Данный тип семьи встречается в сочинениях девушек. В этом типе семьи присутствует тип «мужа-кормильца», основными функциями мужа должно стать обеспечение семьи. Стратегии семейной жизни принципиальным образом не отличаются от тех, которые предполагаются в «идеальной семье» (см. ниже), только они менее прорисованы. К ним относятся загородные поездки и путешествия, культурная практика (посещение театров, музеев и т. д.), встречи с друзьями. Друзья занимают важное место в воображаемой будущей жизни. Скорее всего, это обусловлено трансляцией реальных дружеских отношений на будущую жизнь.
Помимо семейных отношений в жизнеописаниях, где встречается данный тип семьи, авторами обозначается определенная независимость от мужа, семьи и семейных обязанностей: семья уступает место активной общественной деятельности, либо работе, карьерному росту. Несколько иное содержание данный тип семьи имеет в сочинениях 1990-х, здесь у девушек не так проявлено стремление к независимости и семейная жизнь становится главным содержанием жизни на определенном этапе: работа уходит на второй план, на первый помещается семья.
«Идеальная семья», с одной стороны, — название категории in vivo, обозначающей супругов и двух детей противоположного пола (причем сын старше сестры); с другой, — данный тип воображаемой семьи, который наиболее распространен в сочинениях девушек.
Основными и необходимыми условиями для создания семьи являются получение профессии, т. е. окончание вуза. Основное ожидание от будущей работы — то, что она должна быть «хорошей». Карьерный рост также планируется до создания семьи. Работа рассматривается как средство, чтобы жить в достатке и обеспечивать семью.
Стратегии взаимодействия с детьми можно разделить условно на две группы: воспитательные и стратегии взаимоотношения. Первые носят более конкретный характер, включая описание воспитательных приемов. В стратегиях взаимоотношения обозначены общие принципы
взаимодействия с детьми и ожидаемого от них отношения. В описаниях будущей жизни можно обнаружить несколько основных стратегий взаимодействия внутри и вовне семьи. Они носят более конкретный характер, чем в «семье с одним ребенком» и круг их несколько шире, к ним относятся: загородные поездки всей семьей, поездки в исторический центр Петербурга, культурная практика, общение с друзьями, совместное проведение времени.
Данный тип воображаемой семьи чаще всего является терминальной или внутренней ценностью13.
Бездетная семья как феномен появляется только в жизнеописаниях 2002 года у второй возрастной когорты. В случае бездетной семьи сам брак не исключается, но дети рассматриваются в качестве помехи для собственной жизни: построения карьеры, независимости и т. п.
Если даже автор не планирует создавать собственную семью, то сам жанр биографического повествования вынуждает автора в качестве необходимого компонента жизнеописания ответить на вопрос о семье. Феномен «отсутствие семьи» может иметь два модуса. Семья может отсутствовать из-за того, что о ней не упомянуто в биографических сочинениях, либо вследствие того, что авторы не стремятся к ее построению. При отсутствии семьи, в качестве ее эрзаца, может выступать семья родителей. Наиболее распространенной причиной нежелания семейных уз — боязнь утратить независимость. Описания будущей жизни, где отсутствует упоминание о семье, как правило, наполняются размышлениями о дальнейшей учебе, работе, карьере, увлечениях и проч. Здесь нет принципиальных различий между текстами девушек и юношей.
Работа (карьера), семья, материальный достаток являются основными компонентами воображаемой жизни, описываемой в биографических сочинениях. Разный удельный вес каждого из этих компонентов определяет многообразие типов воображаемой жизни.
Биографические сочинения обладают большим исследовательским потенциалом для изучения таких феноменов, как представления о семье, работе, материальном достатке и их взаимосвязи. Анализируя
13 «Внутренняя ценность»—понятие моральной философии, особенно активно дискутируемое после работ Дж. Э. Мура (См. Мур Дж.Э. Природа моральной философии. М., 1999; Recent Work on Intrinsic Value // Rоnnow-Rasmussen, Toni; Zimmerman, Michael J. (Eds.). Springer Netherlands. 2005. 425 p.). Внутренней ценность становится тогда, когда отвечает двум требованиям: ее объект рассматривается как необходимый и достаточный для того, чтобы обладание им могло исключить желание обладать иными объектами, и когда любое другое количество объектов не может заменить данный объект.
биографические сочинения, исследователь имеет дело с зафиксированными на момент написания определенными социальными представлениями. С одной стороны, данные представления сформированы современным российским социокультурным контекстом, с другой — социальные стратегии, по которым планируется устроение собственной будущей жизни.
В качестве продолжения исследования планируется проведение очередного сбора биографических сочинений и автобиографий школьников, что позволит проследить социокультурные изменения и пополнить собрание Биографического фонда.