Бинарная деятельность логопеда и психолога с элементами образовательной
кинезиологии
Баркина Ольга Юрьевна, Грачева Марина Николаевна
ГБОУ г. Москва Школа № 656 им. А.С. Макаренко
Ключевые слова:
кинезиология, сказкотерапия, психолог, логопед, развитие
В последнее время психологи, педагоги и логопеды констатируют тот факт, что резко возросло
число детей с отклонениями в психическом и речевом развитии. Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте составляющие психических функций, оказываются уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития. В связи с этим важно использование в дошкольных учреждениях таких методов в коррекционной работе, которые могут активизировать развитие высших психических функций ребенка, что позволит ему в дальнейшем полноценно учиться и адаптироваться в обществе. Психологом и логопедом ГБОУ Школа № 656 им. А.С. Макаренко был разработан цикл занятий для воспитанников с общим нарушением речи. Адресат цикла занятий был выбран не случайно, так как дети с общим недоразвитием речи нуждаются в
комплексном подходе.
Психолог имеет возможность видеть детей в другой деятельности, и в то же время непосредственно формировать основу развития высших психических функций.
Цель совместной работы логопеда и психолога - проведение коррекционно-развивающих занятий для наиболее эффективного развития речевой функции, пропедевтики нарушений, которые могут возникнуть в школьном периоде (дисграфия, дислексия, акалькулия).
Методы работы:
1.Игровые, наглядно-демонстрационные, словесные.
2.Методы образовательной кинезиологии.
3.ИКТ технологии.
4.Технология обеспечения группового взаимодействия.
5.Сказкотерапия
Результат работы - повышение учебной мотивации, в результате чего происходит полноценное усвоение материала, полученного на занятии и, в итоге улучшение звукопроизношения, развитие грамматического строя речи, расширение словарного запаса, улучшение коммуникативных навыков, повышение работоспособности, активизация механизмов саморегулиции и развития. Положительная динамика у всех детей, как у педагога психолога, так и у учителя - логопеда.
По результатам проведенных в настоящее время занятий можно сделать вывод, что объединение специалистов нужно и эффективно.
На одном материале каждый из специалистов решает свою задачу. Деятельность по автоматизации и дифференциации звуков становятся интересными и увлекательными, дети активны на протяжении всего занятия.
После реализации нескольких пробных бинарных занятий, возникла идея написания целого цикла, который в настоящее время реализуется в ДОУ.
Список литературы:
1.Абрамова Г. С. Практическая психология. Введение в практическую психологию. Екатеринбург, 1998.
2.Алябьева Е.А. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Москва, 2001.
3.Венгер «Психологические рисуночные тесты» Москва, издательство Владос-Пресс 2006
4.Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /П.Альтхерр, Л.Берг и др. Под ред. М. Пассальта, Москва, 2004.
5.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Москва, «Питер» 2004
6.Дубровина И.В. Готовность к школе. Москва, 2001.
7.Дьяченко О.М., Булычева А.И. и др. Психолог в дошкольном учреждении, Москва.: «Новая школа» 1996.
8.Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.
9.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Москва, 1998.
10.Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое
пособие, - Москва: Айрис - пресс, 2005 11.Осипова А.А. Общая психокоррекция. Москва: Сфера, 2002 г
12.Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Москва: Издательство «ГНОМ и Д», 2008;
13.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы коррекции. Москва, 2003.
14.Чистякова М.И. Психогимнастика в детском саду.Москва, 2008.
15.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического
недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-С.П.: Детство-Пресс, 2002
16.Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей с нарушениями
речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб., 2005.
17.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей
группе для детей с общим недоразвитием речи. - М.: Гном-Пресс, 1999.
18.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. -
М.: Гном-Пресс, 1998.
19.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по
коррекции звукопроизношения. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
20.Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. - Москва: ТЦ
Сфера, 2007.
21.Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР. - СПб.:
ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004.
22.Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном
учреждении. - Москва: ТЦ Сфера, 2003.
23.Ткаченко Т.А. учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет.
Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
24.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. - Москва.:
Школьная Пресса, 2003.
25.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - Москва: Просвещение, 2008.
26.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-
фонематическим недоразвитием.- Москва: МГОПИ,1993
27.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития. -Москва:
АРКТИ,1999