tivno-tehnicheskoj i normativno-pravovoj informacii Konsorciuma «Kodeks». - URL: https://docs.cntd.ru/document/436739637/ (data obrashhenija: 22.11.2024).
12. Plohova I.A., Grinjova E.A., Bibikova N.V. Socializacija podrostkov v uslovijah social'no-reabilitacionnogo centra sredstvami biblioterapii //Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2023. T. 11. № 6.
13. Savich L.E., Zaborovskaja S.V. Biblioterapija v novoj tehnologicheskoj srede //Vestnik Kazanskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2023. № 1. S. 98-104.
14. Stankevich V.V., Pylisheva I.A. Ispol'zovanie biblioterapii v rabote psihologa s mladshimi shkol'nikami //Jepoha nauki. 2024. № 39. S. 256-262.
15. Chernikova T.V. Psiholog v junosheskoj biblioteke: ot informacionnoj podderzhki do biblioterapii //Narodnoe obrazovanie. 2011. № 7 (1410). S. 267-272.
УДК 02+159.9 EDN WVNSPY
Х. Шахин, Л. Е. Савич, С.В. Заборовская БИБЛИОТЕРАПИЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БИБЛИОТЕК РОССИИ И СТРАН АРАБСКОГО МИРА
Рассматривается развитие библиотерапии как науки и области практической деятельности в странах арабского Востока и России. Приведен сравнительный анализ подходов к подбору литературы для библиотерапии.
Ключевые слова: библиотерапия, библиотеки, страны арабского востока, Сирия, Россия
Для цитирования: Шахин Х., Савич Л. Е., Заборовская С.В. Библиотерапия: из опыта работы библиотек России и стран арабского мира // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.129-136. EDN WVNSPY.
Hiba Shaheen, Ludmila E. Savich Sofia V. Zaborovskaya BIBLIOTHERAPY: FROM THE EXPERIENCE OF LIBRARIES IN RUSSIA AND THE ARAB WORLD
The development of bibliotherapy as a scientific field and a practical activity in the Arab countries and Russia is discussed. A comparative analysis of approaches to selecting literature for bibliotherapeutic purposes is presented.
Keywords: bibliotherapy, libraries, the countries of the Arab East, Syria, Russia
For citation: Shaheen H., Savich L.E., Zaborovskaya S.V. Bibliotharepy: from the experience of libraries in Russia and the arab world // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.129-136. EDN WVNSPY.
Введение
В условиях перехода к многополярному миру происходит укрепление отношений «Россия — арабский мир» в политической, экономической, образовательной и культурных сферах. Состоявшийся в октябре 2024 г. в Казани саммит БРИКС с участием Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и других стран подтвердил данную тенденцию.
Ориентация на опыт стран арабского мира является одним из современных трендов сотрудничества российских библиотек с библиотеками других стран. После многих лет изучения западной библиотековедческой мысли российские библиотеки активно стали интересоваться теорией и практикой библиотечного дела в арабских странах, что позволяет использовать их опыт в условиях Российской Федерации как многонационального и многоконфессионального государства. Так, в январе 2024 г. был открыт виртуальный читальный зал Российской государственной библиотеки на базе библиотеки Россотрудни-
чества в Сирии. Во Всероссийской библиотеке иностранной литературы им. М.В. Рудомино в декабре этого же года планируется открытие Центра культур стран арабского мира.
Страны арабского мира имеют богатое культурно-историческое наследие, в том числе и в библиотечном деле. Первая арабская библиотека была основана Омейядским халифом Муавией ибн Аби Суфияном (602-680 гг.) в Дамаске. С давних времен известны три великие библиотеки: Библиотека Аббасидов «Дом Мудрости» в Багдаде, библиотека Фати-мидских халифов в Каире и библиотека испанских халифов Омейядов в Кордове. В Каирской библиотеке Махмудия хранились сотни редких предметов. Директорами этой библиотеки были выдающиеся ученые. Один из них, шейх аль-Ислам хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани, собственноручно подготовил два каталога этой библиотеки [4].
В современных условиях национальные библиотеки стран арабского мира не только занимаются вопросами повышения культур-
ного уровня народов, но и совершенствуют библиотечное обслуживание на базе современных технологий, предоставляя информационные ресурсы широкому кругу пользователей.
В числе направлений, по которым сегодня может осуществляться сотрудничество российских и арабских библиотек, следует выделить библиотерапевтическую деятельность.
Главная цель библиотерапии — посредством специально подобранной литературы достичь нужного психотерапевтического и профилактического воздействия на человека. Библиотерапия способна вызывать облегчение и улучшение физического и психологического состояния путем благотворного влияния на эмоциональную сферу. Кроме того, библиотерапия способствует минимизации целого комплекса социальных, нравственных, этических проблем, так как чтение стимулирует творческую, осмысленную деятельность личности, помогает ее включению в социум [13]. К достоинствам библиотерапии можно отнести также и то, что она развивает художественное творчество человека, его самовыражение путем написания заметок, стихов и рассказов, сказок. Используя свои методы (метод творческого самовыражения, метод самопомощи, познавательно-поведенческий метод и др.), библиотерапия стимулирует познавательную деятельность человека, его умственное и духовное развитие.
Перспективной для совместных исследований российских и арабских библиотекарей может стать изучение возможностей библиотерапии в сохранении психического и социального здоровья, так как перенасыщенная информационная среда создает негативный фон жизни людей, формируя эмоциональную неустойчивость, неудовлетворенность, информационный стресс, профессиональные деформации и выгорание.
Материалы и методы
В начале 20 века труды Н.А. Рубакина, В.А. Невского, А.А. Гайворовского стали основополагающими для изучения психологических аспектов чтения художественной литературы и создания библиотерапии. В 60-70-е годы А.М. Миллер была разработана классификация литературы, используемой для библиотерапии. Теория и практика библиотерапии в начале 21 века нашла отражение в трудах О.Л. Кабачек, И.Н. Казариновой, Ю.Н. Дрешер, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и др.
Поиск публикаций по ключевому слову «библиотерапия» за последние 10 лет в Науч-
ной электронной библиотеке
(www.elibrary.ru) выявил 523 российских источника, в которых рассматривались возможности использования библиотерапии в библиотечной, социальной, психологической, коррекционной, медицинской, педагогической деятельности. Тематика публикаций разнообразна. Но чаще исследуется опыт применения библиотерапии в библиотечном обслуживании читателей, в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ, в профилактике стресса и эмоционального выгорания, решении психологических проблем (одиночество, социальная адаптация и др.), социальной помощи пожилым и инвалидам, лицам, находящимся в местах лишения свободы и т.д.
В странах арабского мира, прежде всего в Сирии, за последние годы появилось значительное количество работ в области развития библиотерапевтической деятельности в библиотеках.
Среди публикаций арабских специалистов важнейшее значение имеет монография «Библиотерапия» Шаабана Абдель Азиза Халифы (первая арабская книга в области библиотерапии, 2000 г.), работа Хасана Аль Хама-ды «Библиотерапия: Как создать читающее общество» (2014), в которой рассмотрена взаимосвязь между развитием библиотера-певтической деятельности библиотек и продвижением чтения, а также работа «Мой опыт библиотерапии» Хала аль-Аблам (2015), исследующая возможности использования различных библиотерапевтических практик.
Также следует отметить труды по сказко-терапии и использованию в лечении чтением биографий, эпосов и рассказов Мухаммада Абдель Хамид Файеда (2020).
Особое место занимают практические разработки Мухаммада Шаалана, профессора психиатрии университета Аль-Азхар, который одним из первых в арабском мире стал использовать библиотерапевтические практики для лечения депрессий, шизофрении, зависимостей посредством групповой, общественной и религиозной терапии.
Эти работы, несмотря на их значительный практический потенциал, пока неизвестны российским специалистам.
Приходится также констатировать отсутствие публикаций в российских периодических и научных изданиях, связанных с использованием опыта библиотерапевтической деятельности в арабских странах. Исключением являются статьи Хибы Шахин «Роль библиотерапии в становлении и развитии
личности читателя» и «Разработка вопросов библиотерапии в России и Сирии» (2023), где рассматриваются возможности использования методик библиотерапии в России и арабских странах [19, 20].
Литературный обзор
Исторических данных об использовании книги и чтения в лечебных целях в арабских странах сохранилось немного. Ученый, философ и врач Ибн Сина, известный на Западе как Авиценна (980-1137), в «Книге исцеления» писал «о трех средствах в руках врача: слово, растение, нож», и первым из них было слово [7]. В одной из сказок сборника «1001 ночь» придворный врач рекомендует своему властелину, страдавшему тяжелой болезнью и страхами, перелистывать страницы книги.
В странах Востока в средние века в библиотеках и больницах, как правило, существовавших при мечетях, использовали лечебное чтение Корана. В 1272 году в каирском госпитале Аль-Мансур чтение Корана было частью методики лечения пациентов.
В России использовать библиотерапию (либротерапию) стали в середине 19 века. В учебнике «Общая терапия» (1836) русского врача И. Е. Дядьковского чтение называется одним из главных средств психотерапии.
Ведущую роль в обосновании методов библиотерапии сыграли труды Н.А. Рубакина (1862-1946) и его библиопсихологическая теория. Писатель, библиограф и просветитель Николай Александрович Рубакин в начале 20 века исследовал влияние различных психических способностей на выбор книг. Работы Н.А. Рубакина («Среди книг» и др.) — замечательное явление изучения и создания системы воздействия литературы на читателя, не имеющее себе равных в мировой практике [13].
Начиная со второй половины 20 века библиотерапия начинает развиваться как междисциплинарная наука и область практической деятельности в работе с детьми и взрослыми.
В арабских странах библиотерапия используется медицинскими и библиотечными работниками, часто пересекается и сочетается с писательской (письменной) терапией, которая позволяет тем, кто имеет трудности с вербальным выражением своих чувств, записями на бумаге преодолеть депрессию, тревогу и зависимость, стать сильнее духом.
Доктор Сиддик Аль-Хаким из Саудовской Аравии пишет, что определяет библиотерапию как форму арт-терапии, которая фокуси-
руется на использовании силы историй для исцеления. Эта сила заключается в отношениях, которые формируются между читателем и произведением (будь то повествование, поэзия или эссе), а также в отражении мыслей, чувств, наблюдений и уроков, которые провоцирует письмо, посредством ежедневной практики ведения дневника (называемого «Книжный журнал»), в учебном пособии по библиотерапии или на консультации со специалистом в области психического здоровья или библиотерапевтом / библиотекарем [21].
По мнению кувейтской писательницы Бу-тайна Аль-Исса, библиотерапия - это метод лечения с использованием литературных текстов, которые можно читать и/или писать. Через текст (историю) терапевт может рассказать свою личную историю, а через диалог с терапевтом он может раскрыть свои чувства и достичь самосознания, которое помогает ему понять себя и проблемы, с которыми он сталкивается. Библиотека — это то место, где приходится заблудиться, чтобы найти себя. На самом деле, многие наши психологические стрессы возникают из-за того, что мы не упорядочиваем хранилища своих мыслей и недостаточно познаем себя, из-за чего мы боимся развивать свое настоящее и создавать наше будущее [22].
Интересы российских специалистов в настоящее время связаны с рассмотрением таких вопросов в области библиотерапии, как:
- влияние библиотерапии на развитие личности читателя [1, 20];
- здоровьесберегающие возможности библиотерапии, в том числе профилактика компьютерной и интернет-зависимости [9, 16];
- использование методик библиотерапии при работе с детьми с ОВЗ [6, 9];
- применение технологий библиотерапии в работе с молодежью [8, 15].
Новым направлением для библиотерапии стала помощь в реабилитации участников военных операций [5].
Результаты
Современная библиотерапия рассматривается с двух позиций:
- как лечебное воздействие на больного с помощью чтения литературы в целях нормализации или оптимизации его психических, а через них физиологических и биологических процессов организма;
- как целенаправленное воздействие с помощью как книг, так и средств библиотечной
работы в различных дискомфортных и кризисных ситуациях, ориентированное на выбор оптимальных способов информационно-психологической защиты личности, адаптации, компенсации и коррекции через совершенствование читательской деятельности, оказалась очень востребованной в новых социальных реалиях [13].
Первая позиция отражает цели клинической библиотерапии, которая используется в качестве дополнения к основному лечению медицинскими работниками, психологами и психотерапевтами. Вторая позиция соответствует развивающей библиотерапии, используемой в библиотеках различных типов в работе с читателями.
В своей деятельности российские библиотеки используют разные методы и формы библиотерапии в работе с определенными группами читателей (дети и молодежь, люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, пожилые люди). Библиотекари практикуют индивидуальную форму библиотерапии при проведении беседы с читателем, составлении плана чтения и подбора соответствующей литературы. Групповая форма библиотерапии используется при проведении тематических мероприятий и читательских конференций.
В деятельности библиотек прослеживается тенденция, связанная не с проведением разовых мероприятий по библиотерапии, а с реализацией специализированных программ библиотерапевтической тематики.
Так, в МБУК «Централизованная система детских библиотек г. Брянска» уже несколько лет работает программа по продвижению книги и чтения «Библиотерапия для всех» [2]. Программа направлена на продвижение чтения, формирование творческого мышления и способности решать сложные личные проблемы посредством направленного чтения.
В Республиканской детско-юношеской библиотеке г. Улан-Удэ реализуется библио-терапевтический проект
«BШLЮ#позитив» [12].
Многие библиотеки разработали не только рекомендательные указатели и списки биб-лиотерапевтической тематики для читателей (Челябинская областная универсальная научная библиотека, Московская центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара, Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева и др.), но и специальные методические пособия и рекомен-
дации для библиотечных специалистов. Например, методические рекомендации «Лекарство для души: применение библиотерапии в библиотеке» разработаны Тамбовской областной научной библиотекой им. А.С. Пушкина [11], методическое пособие по библиотерапии «Сила печатного слова» [14] подготовлено Областной специальной библиотекой для слепых Ростова-на-Дону, методические материалы «Библиотерапия: исцеление книгой» - в Республиканской детско-юношеской библиотеке Республики Бурятия [18].
Чтение книг дополняется использованием различных интернет-ресурсов: например, виртуальные туры (виртуальные прогулки) на портале «Культура.РФ», просмотр фильмов на порталах Русского географического общества и Film.ru.
Для организации библиотерапевтической работы многие библиотеки используют дистанционные технологии и социальные сети. Так, в социальной сети «Вконтакте» ведет свою деятельность группа «Библиотерапия для всех» МБУК «Централизованная система детских библиотек г. Брянска» [17], Пермская краевая библиотека им. М. Горького организовала группу «Библиотерапия ВК». В Калининградской областной научной библиотеке реализуется проект он-лайн диалогов «Библиотерапия по пятницам: книга на выходной» [3].
Библиотеки арабских стран используют библиотерапевтическую деятельность в тех же направлениях, что и российские библиотеки. Например, библиотека культурного центра в Латакии (Сирия) библиотерапевтиче-ский компонент реализует в различных сферах деятельности:
- проведение семинаров, лекций и обучающих курсов, направленных на развитие и совершенствование читательских навыков;
- клуб чтения. Библиотека организует регулярный клуб чтения, члены которого встречаются для обсуждения книг, обмена идеями и опытом чтения;
- групповые обсуждения: текст изучается и обсуждается, происходит обмен мнениями и анализом;
- творческие мастерские. Эти семинары включают в себя письмо, поэзию и художественное выражение через письмо, где участники развивают свои навыки самовыражения и творческого письма;
- чтение на свежем воздухе: участники посещают различные культурные объек-
ты, такие как музеи, галереи и библиотеки, чтобы исследовать и открыть для себя новые ресурсы для чтения;
- культурные мероприятия, включающие театральные, музыкальные и кинематографические представления, которые продвигают культуру и искусство и стимулируют диалог и культурное взаимодействие.
Библиотека в городе Тартус (Сирия) также работает по различным направлениям, практически каждое из которых имеет библиоте-рапевтическую направленность:
- курсы критического чтения: они направлены на развитие навыков критического чтения посредством анализа текстов и изучения их литературных и культурных аспектов;
- групповые чтения под руководством: квалифицированный читатель в ходе читательской дискуссии помогает группе читателей понять содержание конкретной книги, а также способствует обмену мнениями о книге в ходе межчитательского общения;
- сеансы аудиочтения: выразительное чтение текстов, помогающее усилить эмоциональное воздействие и способствующее более глубокому проникновению в смысл книги;
- мероприятия в честь книги: они включают празднование культурных, литературных праздников и праздников наследия, а также чествование местных писателей и авторов.
Обсуждение
Анализ использования библиотерапии в российских библиотеках и библиотеках стран арабского мира показал, что, если направления библиотерапевтической деятельности имеют общие черты, то вопросы подбора книг для библиотерапии отражают национальные и конфессиональные подходы.
Библиотерапевтический процесс предполагает использование различных литературных источников как в традиционном, так и в электронном виде. Подходы к отбору источников, сложившиеся в отечественной библиотерапии, предполагают использование классической художественной литературы, в том числе детективной, приключенческой, фантастической, а также биографической, научно-популярной и литературы по самопомощи (педагогической, психологической, медицинской). В сказкотерапии используются народные, авторские, дидактические и медитативные сказки. Литература религиозного содержания в библиотерапевтической дея-
тельности российских библиотек не используется, так как Российская Федерация является светским государством, и библиотеки не комплектуются религиозной литературой.
В странах арабского мира превалирует другой подход. Религиозная литература признается значимой для очищения души и мыслей. «Вера - путь к исцелению», — говорит доктор Шаабан Абдель Азиз Халифа [25]. С чисто теоретической точки зрения можно сказать, что любая интеллектуальная продукция, какой бы ни была ее тематика, может быть тем или иным образом использована в библиотерапии, даже интеллектуальная продукция в совершенно далеких областях, таких как химия, астрономия и математика. Однако с практической точки зрения есть определенные категории литературы, которые эффективно и успешно используются в читательской терапии.
Доктор Халифа перечисляет двенадцать типов материалов для чтения, таких как поэзия, переводы, научная фантастика, духовные книги и т. д., и поверх этих материалов идут святые небесные книги. Условием лечения «небесными книгами», особенно Священным Кораном, является, прежде всего, вера в то, что в нем сказано, и вера в способность его стихов исцелять при правильном использовании [25].
В своей книге «Библиотерапия» (2000) Шаабан Абдель Азиз Халифа подробно рассмотрел типы и виды литературы, используемые в библиотерапии:
1. Святые небесные книги: Священный Коран, Тора, Псалмы, Евангелие. Верующие вполне осознают, что Всевышний знает человеческую душу и окружает ее, как Творец окружает Свое творение. Когда Он, слава Ему, описывает его, анализирует его и устанавливает лечение для его исправления, тогда это лечение является исцелением и достаточным лечением, а также условием лечения. В священных небесных книгах, особенно в Священном Коране, есть вера в то, что в нем сказано, и вера в способность его стихов исцелять при правильном использовании.
2. Короткие рассказы. Короткие рассказы считаются успешным чтением в терапии для всех возрастов. В некоторых случаях они могут быть более успешными, чем научно-популярные интеллектуальные произведения. В ясельном возрасте 3-6 лет дети любят читать короткие рассказы, связанные со знакомыми событиями им событиями. В возрасте 6-11 лет используются увлекательные фанта-
стические сюжеты. Что касается возраста 1215 лет, то наиболее успешными являются приключенческие и научные рассказы, а также рассказы о сверхъестественных силах, спортивных турнирах, рассказы из семейной жизни и исторические рассказы. В позднем подростковом возрасте (15-19 лет) используются военные, романтические, подростковые рассказы. В начале женственности или мужественности (20-23 лет) используются истории о личных ценностях и истории социальной жизни, истории о странных и необычных переживаниях, которые предполагают идею перехода к взрослой жизни.
3. Научно-фантастические рассказы. Для некоторых читателей эти рассказы используются в качестве успешного лечения, особенно в их психологических аспектах, потому что обычные рассказы и другая литература уводят читателя от его реальности и его непосредственного окружения, в котором он живет, в то время как научно-фантастические истории переносят читателя из мира, который мы все знаем, в мир, который мы не знаем, и в этом сила библиотерапевтического воздействия.
4. Рассказы и журнальные статьи. Этот вид литературы подходит читателям, которые в основном стремятся к отдыху и релаксации. Специалисты говорят, что у большинства читателей сил хватает только на чтение коротких текстов и есть желание их быстрее закончить. Следовательно, в таких случаях рассказов и журнальных статей может быть достаточно.
5. Истории других людей. Люди читают такие рассказы в поисках решения своих эмоциональных проблем. Читатели часто говорили, что, читая чужие истории, они сталкиваются на их страницах со своими проблемами. При этом имеется в виду, что этот вид литературы помогает читателям добиться понимания собственных проблем и ошибок, а также причин психологических проблем, нездоровых наклонностей и склонностей, которые необходимо исправить.
6. Поэзия. Появление поэзии на арене библиотерапии считается одним из главных достижений в этой области, и ее использование в библиотерапии значительно расширилось в последние годы, особенно среди пациентов с психическими заболеваниями.
7. Биографии Пророков. Биографии считаются одними из самых читаемых книг среди людей, и поэтому они также широко используются в библиотерапии. Терапевты считают
их чрезвычайно важными, поскольку они раскрывают разочарования и проблемы пациента. Они также представляют собой реальные истории жизни реальных людей, а не просто сказки, поэтому они более убедительны для тех, кто их читает.
8. Книги для консультирования и самостоятельного руководства. Эти книги иногда называют книгами для самостоятельной помощи. Эти книги затрагивают многие области жизни и предлагают решения многих проблем, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни, в том числе, и хронических проблем. Некоторые пациенты, возможно, не любят рассказывать даже врачу о природе своей болезни, особенно в случае с образованными людьми. Вместо этого они прибегают к использованию книг, которые, по их мнению, помогут им. В этом случае читатель полностью осознает природу своего заболевания, болезни и, возможно, даже уже получил необходимое понимание этих случаев.
9. Прочие книги, например, книги по этикету, которые обычно используются в профилактической библиотерапии, где их рекомендуется читать перед началом интеграции в новое сообщество, общением с новой социальной группой; например, такие книги используются для объяснения различий между различными общественными укладами, традициями, обычаями, правилами поведения, которые необходимо уважать.
10. Юмористическая литература, которая приносит читателям ощущение счастья и удовольствия [26].
По мнению арабских специалистов, религиозные книги полезны читателям пожилого возраста, для которых религия занимает большое место в жизни.
Используя опыт арабских стран, российские библиотечные специалисты могут провести дополнительные исследования в области библиотерапевтического воздействия различных видов и жанров литературы, а также отдельных произведений на читательские группы. Таким образом, может быть выявлен и научно обоснован библиотерапевти-ческий потенциал тех или иных произведений.
Заключение
В последние годы наблюдается повышенный интерес специалистов различного профиля к библиотерапии, осознание того, что она способствует не только лечению человека, находящегося в дискомфортном состоя-
нии, но и его воспитанию. Наравне с узкоспециальными проблемами, библиотерапия решает и комплекс других проблем (социальных, нравственных), так как чтение стимулирует творческую, осмысленную деятельность личности, помогает включению ее в социум.
Значение библиотерапии в комплексе оздоровительных методик заключается в возможностях ее воздействия на психическое здоровье человека, так как она способна отвлечь от психологического дискомфорта, от постоянных мыслей о каких-либо негативных
обстоятельствах и формирует убежденность в необходимости своими силами преодолеть проблемы и недуги.
В современных условиях взаимодействия и взаимопроникновения культур и традиций разных народов опыт использования библиотерапии может помочь российским библиотекам и библиотекам арабских стран получить новые знания, идеи, методические и практические разработки для внедрения в работу с читателями.
Литература
1. Аликина О.П. Применение библиотерапии в деятельности библиотек // Документ в социокультурном пространстве теории: теории и цифровые трансформации: материалы VII междунар. науч.-практ. конференции.—Казань, 2023.—С.115—118.
2. Гафиятуллина И. Публичные библиотеки: из исламского мира в Европу [Электронный ресурс].— URL:https://russia-islworld.ru (дата обращения: 15.11.2024).
3. Дрешер Ю.Н. Библиотерапевтическая деятельность как инструмент реабилитации участников военных операций// Культура: теория и практика.—2023.—№2.
4. Заборовская С.В. Библиотерапия при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья// Документ в социокультурном пространстве теории: теории и цифровые трансформации: материалы VI междунар. науч.-практ. конференции.—Казань, 2023.—С.118—122.
5. Ибн Сина Абу Али. Канон врачебной науки. Избранные разделы /АН УзССР; сост. У.И. Каримов, Э.У. Хуршут. - Ташкент: ФАН, 1985. - 768 с.
6. Кечина М.А., Шукшина Л.В., Акашкин М.М. Проектирование и реализация технологий библиотерапии при работе с молодежью //Учебный эксперимент в образовании.—2024.--№2.—С.19—25
7. Костяева Е.В. Социальная профилактика компьютерной зависимости детей средствами библиотерапии // Студенческий.—2024.—№15-3.—С.19—21
8. Мелина Е.В., Иванова Л.И. Библиотерапия как средство социализации детей с ОВЗ //Социально-культурная деятельность:векторы исследовательских и практических перспектив: материалы междунар. научно-практ. конф.—Казань, 2023.—С.550—554
9. Савич Л.Е., Заборовская С.В. Библиотерапия в новой технологической среде//Вестник Казанского государственного института культуры.—2023.—№1.—С.56—61
10. Скачкова Е.А., Халитова Н.Ю. Организация профилактической работы с подростками с использованием технологий библиотерапии//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитарные науки.—2021.—№11.—С.129—132
11. Сокольский Р.С., Беспалова Н.А. Библиотерапия как здоровьесберегающая технология //Развитие физической культуры и спорта: материалы Всерос. студенческой конференции.— Новосибирск, 2023.—С.111—115
12. Шахин Х. Разработка вопросов библиотерапии в России и Сирии//Библиотечно-информационное образование сквозь призму профессионального стандарта «Специалист библиотечно-информационной деятельности»: тезисы докладов XVIII Всерос. с междунар.участием научно-метод.конф. памяти В.А.Минкиной.—СПб.,2023.—С.70—71
13. Шахин Х. Роль библиотерапии в становлении и развитии личности читателя//Сахаровские чтения—2023: сборник докладов IX междунар. научно-практ. конф.—СПб., 2023.—С.156—161.
14. ^jc ^JA. ^ЬЛ ^JUJl «.IJjJL: A^ilj^ AJLJ^J' Jc -i—a'l / ^jc. ^JA ^JJ^.
jhJl Ajj—Л Anthill ' .2004 _ 375
15. ^Jjj^i '¿jt^i. jj^ Jt^lll Jc a. '¿»Ijill/ '¿jl^i ^jjjj. 2015_ ' ^^ Jc
https://www.google.com/amp/s/m.youm7 —jl jll
16. ijjni^t ^JA^JC-. ^^ЬЛ ^JUJl '¿eljallj AuiljJ J^J^J J—a'l / ^jc ^JA
^¿Jl ^j—Jl ^jljjJlli .2004 _ 375
17 ^J^Jl' jj' Л tjjljj^jjlj J'I : i aj^ . ^' 1» ^J^. Л Ujl£ / | L jji Л I'"'|
. ^ 1248 . ^Uj^JJ ^UJlj ' -.2005 ^ -135 146
References
1. Alikina O.P. Primenenie biblioterapii v deyatel'nosti bibliotek // Dokument v sociokul'turnom pros-transtve teorii: teorii i cifrovy'e transformacii: materialy' VII mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii.—Kazan', 2023.—S.115—118.
2. Gafiyatullina I. Publichny'e biblioteki: iz islamskogo mira v Evropu [E'lektronny'j resurs],— URL:https://russia-islworld.ru (data obrashheniya: 15.11.2024).
3. Dresher Yu.N. Biblioterapevticheskaya deyatel'nost' kak instrument reabilitacii uchastnikov voenny'x operacij// Kul'tura: teoriya i praktika.—2023.—№2.
4. Zaborovskaya S.V. Biblioterapiya pri rabote s det'mi s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya/ / Dokument v sociokul'turnom prostranstve teorii: teorii i cifrovy'e transformacii: materialy' VI mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii.—Kazan', 2023.—S.118—122.
5. Ibn Sina Abu Ali. Kanon vrachebnoj nauki. Izbranny'e razdely' /AN UzSSR; sost. U.I. Karimov, E'.U. Xu-rshut. - Tashkent: FAN, 1985. - 768 s.
6. Kechina M.A., Shukshina L.V., Akashkin M.M. Proektirovanie i realizaciya texnologij biblioterapii pri rabote s molodezh'yu //Uchebny'j e'ksperiment v obrazovanii.—2024.--№2.—S.19—25
7. Kostyaeva E.V. Social'naya profilaktika komp'yuternoj zavisimosti detej sredstvami biblioterapii // Stu-dencheskij.—2024.—№15-3.—S.19—21
8. Melina E.V., Ivanova L.I. Biblioterapiya kak sredstvo socializacii detej s OVZ //Social'no-kul'turnaya deyatel'nost':vektory' issledovatel'skix i prakticheskix perspektiv: materialy' mezhdunar. nauchno-prakt. konf.—Kazan', 2023.—S.550—554
9. Savich L.E., Zaborovskaya S.V. Biblioterapiya v novoj texnologicheskoj srede//Vestnik Kazanskogo gosu-darstvennogo instituta kul'tury'.—2023.—№1.—S.56—61
10. Skachkova E.A., Xalitova N.Yu. Organizaciya profilakticheskoj raboty' s podrostkami s ispol'zovaniem texnologij biblioterapii//Sovremennaya nauka: aktual'ny'e problemy' teorii i praktiki. Ser. Gumanitarny'e nauki.— 2021.—№11.—S.129—132
11. Sokol'skij R.S., Bespalova N.A. Biblioterapiya kak zdorov'esberegayushhaya texnologiya //Razvitie fizi-cheskoj kul'tury' i sporta: materialy' Vseros. studencheskoj konferencii.—Novosibirsk, 2023.—S.111—115
12. Shaxin X. Razrabotka voprosov biblioterapii v Rossii i Sirii//Bibliotechno-informacionnoe obrazovanie skvoz' prizmu professionaFnogo standarta «Specialist bibliotechno-informarionnoj deyateFnosti»: tezisy' dokla-dov XVIII Vseros. s mezhdunar.uchastiem nauchno-metod.konf. pamyati V.A.Minkinoj.—SPb.,2023.—S.70—71
13. Shaxin X. Rol' biblioterapii v stanovlenii i razvitii lichnosti chitatelya//Saxarovskie chteniya—2023: sbornik dokladov IX mezhdunar. nauchno-prakt. konf.—SPb., 2023.—S.156—161
14. ^JC ^JA. ^JU^ «.ijällj: À^IIJJ AJLJ^J ^JC ^l^aill/ ^JC ^JA
jhll Àj^Jl ÀjjûJll ' .2004 _ 375
15. ^JjjJi ÎJL". JJ^ Jli^Jll JC ^^ '¿»ijÜll/ '¿jl^l ^JJJJ. 2015_ ' ^tj« JC
https://www.google.com/amp/s/m.youm7 ^jl jjl
16. ^JA^JC. ^JU^ '¿eljäjlj ^^ À^IJJ AJJJJ^J ^^j^j -l^i'l / ^JC ^JA
jj^^_.SjAlall: ÙJJI ^J^JI ^jljjJJli .2004 _ 375
17 ^j^ll' jj^ ^ Ijjljj^jjlj l : I Qj^ ■ ^ ' l» ^ ljjl5 / | > jj^ ^ l''l|
^l . ^ 1248 . ^l ùUj^l ÙUJl j ' -.2005 ^ -135 146