Научная статья на тему 'БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ'

БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотека / библиотерапия / библиотерапевтическая деятельность / чтение / руководство чтением / библиометрия / Library / bibliotherapy / bibliotherapeutic activity / reading / reading guidance / bibliometrics

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дрешер Юлия Николаевна, Кормишина Гузела Мэльсовна, Матвеева Галина Вительевна, Таиров Наиль Измайлович

Библиотерапевтическая деятельность рассматривается как одно из направлений педагогики чтения. Цель библиотерапии – изучение особенностей читательского восприятия во время болезни, стресса, де-прессии и разработка методов педагогической коррекции при помощи специально подобранной литера-туры. С помощью библиометрических методов анализируется поток публикаций по библиотерапии. На-мечаются перспективы исследований в библиотерапевтической деятельности в библиотеке, в образова-тельных организациях, социально-реабилитационных центрах, раскрывается тематическая структура библиотерапии как науки, нацеленной на формирование у читателя навыков и способностей противо-стоять неординарным ситуациям, укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образователь-ный уровень на основе синтезирования ситуации чтения. В настоящее время накоплен определенный опыт библиотерапии, который может послужить исходным материалом при решении проблем различных ситуаций чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIBLIOTHERAPY AS A SCIENTIFIC DIRECTION: CURRENT STATE AND RESEARCH PROSPECTS

Bibliotherapeutic activity is considered as one of the areas of reading pedagogy. The goal of bibliotherapy is to study the characteristics of reader perception during illness, stress, depression, etc. and to develop methods of pedagogical correction using specially selected literature. Using bibliometric methods, the flow of publications on bibliotherapy is analyzed. The prospects for research in bibliotherapeutic activity in the library, in educational organizations, social rehabilitation centers are outlined, the thematic structure of bibliotherapy as a science aimed at developing the reader's skills and abilities to resist extraordinary situations, strengthen willpower, and increase the intellectual and educational level based on synthesizing the reading situation is revealed. Currently, a certain experience of bibliotherapy has been accumulated, which can serve as source material for solving problems of various reading situations.

Текст научной работы на тему «БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Раздел III. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

УДК 02+159.9 EDN SOMLOA

Ю.Н. Дрешер, Г.М. Кормишина, Г.В. Матвеева, Н.И. Таиров

БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Библиотерапевтическая деятельность рассматривается как одно из направлений педагогики чтения. Цель библиотерапии - изучение особенностей читательского восприятия во время болезни, стресса, депрессии и разработка методов педагогической коррекции при помощи специально подобранной литературы. С помощью библиометрических методов анализируется поток публикаций по библиотерапии. Намечаются перспективы исследований в библиотерапевтической деятельности в библиотеке, в образовательных организациях, социально-реабилитационных центрах, раскрывается тематическая структура библиотерапии как науки, нацеленной на формирование у читателя навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям, укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень на основе синтезирования ситуации чтения. В настоящее время накоплен определенный опыт библиотерапии, который может послужить исходным материалом при решении проблем различных ситуаций чтения.

Ключевые слова: библиотека, библиотерапия, библиотерапевтическая деятельность, чтение, руководство чтением, библиометрия.

Для цитирования: Дрешер Ю.Н., Кормишина Г.М., Матвеева Г.В., Таиров Н.И. Библиотерапия как научное направление: современное состояние и перспективы исследований / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.121-129. EDN SOMLOA.

Yulia N. Drescher, Guzela M. Kormishina, Galina V. Matveeva, Nail I. Tairov BIBLIOTHERAPY AS A SCIENTIFIC DIRECTION: CURRENT STATE AND RESEARCH PROSPECTS

Bibliotherapeutic activity is considered as one of the areas of reading pedagogy. The goal of bibliotherapy is to study the characteristics of reader perception during illness, stress, depression, etc. and to develop methods of pedagogical correction using specially selected literature. Using bibliometric methods, the flow of publications on bibliotherapy is analyzed. The prospects for research in bibliotherapeutic activity in the library, in educational organizations, social rehabilitation centers are outlined, the thematic structure of bibliotherapy as a science aimed at developing the reader's skills and abilities to resist extraordinary situations, strengthen willpower, and increase the intellectual and educational level based on synthesizing the reading situation is revealed. Currently, a certain experience of bibliotherapy has been accumulated, which can serve as source material for solving problems of various reading situations.

Keywords: Library, bibliotherapy, bibliotherapeutic activity, reading, reading guidance, bibliometrics

For citation: Drescher Yu.N., Kormishina G.M., Matveeva G.V., Tairov N.I. Bibliotherapy as a scientific direction: current state and research prospects / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.121-129. EDN SOMLOA.

Введение

В современном мире происходит стремительное развитие информационных технологий, что приводит к изменению привычек чтения у людей всех возрастов. Электронные книги, интернет-ресурсы и социальные сети стали основными источниками информации для многих. Однако это не всегда положительно сказывается на качестве восприятия текста и его влиянии на психоэмоциональное состояние человека.

Кроме того, сегодня люди сталкиваются с новыми вызовами, такими как цифровое давление, стресс от переизбытка информации и отсутствие живого общения. В этих условиях библиотерапия может стать важным инструментом поддержки эмоционального здоровья и развития критического мышления через чтение качественной литературы.

На уровне государственных программ и стратегий также уделяется внимание вопросам чтения и воспитания культуры чтения среди населения [11].

С помощью библиотерапии можно удовлетворить ряд потребностей современного общества: потребность людей в эмоциональной поддержке, социальной адаптации, необходимость развития критического мышления, стремление к формированию культурной идентичности. Библиотерапия помогает справляться со стрессовыми ситуациями, депрессией, тревожностью и другими психологическими проблемами, может способствовать интеграции в общество людей с особыми потребностями, а также мигрантов и беженцев. Чтение литературных произведений способствует развитию аналитических способностей и умению оценивать информацию, а че-

рез произведения национальной и мировой классики человек лучше понимает свои корни и место в обществе.

Библиотерапия тесно связана с развитием психологии, педагогики, социологии и культурологии. Психология исследует влияние чтения на эмоциональное состояние и когнитивные процессы, педагогика разрабатывает методы работы с книгой в образовательном процессе, социология анализирует роль чтения в социальной адаптации и интеграции, а культурология рассматривает литературу как важный элемент культурного наследия.

Современные вызовы, такие как рост уровня стресса, ухудшение психоэмоционального состояния молодежи, снижение интереса к чтению печатной литературы, требуют новых подходов к воспитанию и поддержке личности. Библиотерапия предлагает эффективные инструменты для решения этих проблем, обеспечивая доступ к качественным текстам и помогая людям находить ответы на важные жизненные вопросы.

Существует значительное количество успешных примеров применения библиотерапии в разных странах мира. Эти примеры показывают, что библиотерапия может быть эффективным средством профилактики и коррекции различных психологических и социальных проблем. Однако многие из этих достижений еще не получили должного анализа и обобщения, что создает необходимость проведения дальнейших исследований в этой области.

Материалы и методы

Цель данной работы - изучить поток публикаций по теме «Библиотерапия» за 10 лет (2014-2023 гг.), проанализировать динамику развития данного научного направления, его видовую и тематическую структуру, определить перспективы исследований.

В работе были использованы методы анализа документов и библиометрические методы (количественный анализ публикационной активности и цитирования).

Литературный обзор

Вопросы библиотерапии активно обсуждаются в научных кругах и освещаются в различных публикациях. Например, в работах многих авторов рассматриваются вопросы использования библиотерапии в образовательных учреждениях и библиотеках, социально-реабилитационных центрах [2, 7, 12, 15]. Также существует множество исследований, посвященных эффективности библиоте-

рапии при работе с различными возрастными группами и социальными категориями [1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 14].

В статье Л.Е. Савич и С.В. Заборовской [13] раскрывается потенциал библиотерапии как междисциплинарного научного направления и сферы практической деятельности в вопросах сохранения и улучшения психического здоровья населения, особенно молодежи, проведен анализ работ российских исследователей, посвящённых проблемам библиотерапии, представлен опыт непрерывного профессионального обучения по курсу «Библиотерапия».

Интересна публикация коллектива авторов из Лесосибирского педагогического института [10], которые исследуют происхождение и содержание понятия «синдром эмоционального выгорания», анализируя медицинские и психологические подходы к этому феномену. Они проводят различие между терминами «синдром эмоционального выгорания» и понятиями «профессиональный стресс» и «профессиональная деформация». В статье выделяются причины появления синдрома эмоционального выгорания и факторы, способствующие его развитию. Особое внимание уделено особенностям проявления выгорания у педагогов. Авторы описывают основные профилактические меры против выгорания в педагогической сфере и рассматривают возможности применения библиотерапии в этом контексте. В статье анализируется понятие «библиотерапия» и раскрывается терапевтический эффект влияния чтения на психологическое состояние и поведение человека. Перечисляются техники библиотерапии, которые могут использоваться для предотвращения синдрома эмоционального выгорания среди педагогов, а также подчеркивается важность правильного выбора книг для библиотерапевтических сеансов.

Результаты

В рамках данного исследования был проанализирован поток публикаций по теме «Библиотерапия» за 10 лет (2014-2023 гг.). Источником выявления опубликованных документов послужила Научная электронная библиотека (НЭБ) Elibrary.ru. Публикации за 2024 год было решено пока не включать в исследуемый массив, так как год еще не закончился, а кроме того для загрузки публикаций в НЭБ также требуется время. Поиск публикаций осуществлялся по ключевым словам и году публикации (рис. 1).

Рис. 1. Условия поискового запроса в НЭБ Elibrary.ru по ключевому слову «библиотерапия» Было выявлено 340 публикаций с общим количеством цитирований 213 (таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Динамика публикаций

Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Кол-во публикаций 13 34 35 28 38 33 33 34 46 46

В том числе:

статья в сборнике трудов конференции 5 10 14 13 24 20 13 16 25 30

научная статья в журнале 5 20 17 11 11 9 11 13 7 12

статья в сборнике статей 1 3 1 3 1 4 4 10

учебное пособие 2 2 1 1 1 2

обзорная статья в журнале 1 1 2 1

статья в журнале -разное 1 1 1

тезисы доклада на конференции 2 3

аннотация в журнале 1

глава в книге 1

коллективная монография 1

отчет о НИР/НИОКР 1

грант 1

Рис. 2. Динамика публикаций

Динамика публикаций показывает стабильный интерес к библиотерапии в научном сообществе и даже определенный его рост в последние годы (рисунок 2). Существует мнение, что чем больше люди пользуются библиотеками, тем меньше они посещают аптеки, но в век цифровизации происходят некоторые смещения в сторону электронных источников информации, которые приходят на смену традиционным книгам на бумажных носителях.

Актуальность проблем библиотерапии в условиях цифровизации связана с изменением форматов чтения, ростом доступного контента, развитием интерактивных технологий. Эти факторы оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на людей, что порождает интерес к библиотерапевтическим методам.

Электронные версии книг и аудиокниги изменяют способы восприятия информации, что может влиять на эффективность библио-терапевтических методов.

В цифровой среде доступ к информации, в том числе и к книгам, стал проще и быстрее, что расширяет возможности для использования библиотерапии. Однако это также создает проблему информационных перегрузок, трудностей с выбором подходящих материа-

лов. Поэтому в настоящее время библиотеки наделяются не свойственными им ранее функциями - это и человекотворческая, культурологическая, когнитивная, конфигуратив-ная, социализирующая и другие. Поскольку библиотекарям приходится выполнять не свойственные им функции, расширение возможностей библиотек за счет использования библиотерапевтических методов вызывает интерес ученых и практиков.

Развитие интерактивных платформ и приложений для чтения позволяет создавать новые формы взаимодействия с текстовыми материалами, включая персонализированные рекомендации и анализ читательских предпочтений. Но в условиях цифровизации многие люди и без того проводят большое количество времени в виртуальном пространстве, что может приводить к социальной изоляции и снижению эмоционального благополучия. Библиотерапия может стать одним из инструментов борьбы с этими проблемами. Ведь библиотекарь-библиотерапевт в большинстве случаев строит процессы библиотечного общения с читателем не только на профессионально-ролевом, но и на межличностном уровне, привнося в процесс чтения элементы игры, юмора.

Таблица 2

Динамика цитирования

Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Кол-во цитирований 12 26 29 27 38 25 19 12 16 9

Наибольшее число цитирований приходится на публикации шестилетней давности, в 2018 году также наблюдался и рост публикационной активности по проблемам библиотерапии, которые широко обсуждались на конференциях различного уровня (рис. 3). Об этом свидетельствует рост числа статей в сборниках трудов конференций. Работы, опубликованные в последние 5 лет, пока еще

Очень много публикаций, в первую очередь статей, материалов докладов, посвящено библиотерапевтической работе с детьми и подростками. Эти публикации достаточно востребованы, о чем свидетельствуют высокие показатели цитирования работ такой тематики (таблица 3). Здесь затрагивается широкий круг вопросов: социализация подростков, профилактика интернет-зависимости, девиантного поведения, преодоление кризисных ситуаций и коммуникативных трудностей, развитие эмпатии, нравственное воспитание и др.

не столь активно цитируются, но со временем следует ожидать роста числа ссылок на них, так как среди этих публикаций выросла доля числа научных статей в журналах и сборниках.

Анализ тематической структуры потока публикаций по библиотерапии позволяет увидеть основные направления исследований в данной области.

Таблица 3

Было выявлено немало публикаций, в которых библиотерапия рассматривается как эффективный способ социализации, представляющий собой процесс использования литературы для улучшения психоэмоционального состояния человека и его адаптации в обществе. В этих работах раскрывается опыт использования библиотерапевтических методов в различных сферах, таких как образование, здравоохранение и социальная работа. Более подробный анализ документального потока позволяет выявить основные направления применения библиотерапии в контек-

Тематическая структура потока публикаций (фрагмент)

Тематика Кол-во публикаций Кол-во цитирований

Библиотерапия в работе с детьми, подростками 34 40

Библиотерапия как средство социокультурной реабилитации 22 11

Библитерапевтическая деятельность библиотек 18 6

Библиотерапия в работе с семьей 16 8

Библиотерапия как инструмент социализации 12 4

сте социализации: развитие коммуникативных навыков, критического мышления и социальных связей; формирование личной идентичности, понимание своего места в обществе; адаптация к новым жизненным условиям (переезд, смена работы, начало учебы и др.); поддержка в трудных жизненных ситуациях; расширение кругозора, помощь в понимании окружающего мира и налаживании взаимодействия с разными людьми; создание сообществ единомышленников.

Публикации, посвященные библиотера-певтической деятельности библиотек разных типов и видов, раскрывают их опыт работы в

этой сфере, содержат информацию об используемых формах и методах, особенностях биб-лиотерапевтического воздействия на разные категории читателей. Большое внимание уделяется библиотерапевтическим методам работы с детьми, социализации, психологической помощи читателям.

Библиотерапия часто используется в качестве средства социальной терапии и социокультурной реабилитации различных групп читателей: лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей и взрослых), пожилых людей.

Таблица 4

Организации, ведущие исследования по проблемам библиотерапии (фрагмент)

Организации Кол-во публикаций Кол-во цитирований

Федеральный научный центр психологических н междисциплинарных исследований 20 25

Алтайский государственный институт культуры 15 11

Казанский государственный институт культуры 12 9

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского 11 10

Краснодарский государственный институт культуры 9 3

Вологодский государственный университет 8 10

Московский государственный институт культуры 7 7

Ульяновский государственный педагогический университет им. H.H. Ульянова 7 2

Северо-Кавказский федеральный университет 6 3

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышеве кого 5 12

Белгородский государственный институт искусств и культуры 5 1

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. H.H. Лобачевского 4 9

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.II. Носова 4 7

Иркутский государственный университет 4 4

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена 4 3

Шадрине кий государственный педагогический университет 4 1

Ново с ибнр с кий государств енный педагогический университет 4 1

Публикационная активность организаций показывает, что исследования в области библиотерапии ведутся сотрудниками различных научных центров, высших учебных заве-

дений и других учреждений. Среди вузов культуры лидируют Алтайский и Казанский институты культуры, что обусловлено наличием научных школ по данному направлению.

Это неудивительно, ведь данная тематика развивается на стыке наук: библиотековедения, психологии, педагогики, медицины, социологии и филологии.

Обсуждение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научные исследования в области библиотерапии сталкиваются с рядом проблем, которые необходимо учитывать для дальнейшего развития этой дисциплины. Одним из ключевых вызовов является огромное количество эмпирических данных, накопленных за годы практики. Эти данные включают описания случаев, наблюдения, отчеты о результатах терапевтических сеансов и другие материалы, собранные практиками. Проблема заключается в том, что эта информация зачастую разрознена, представлена в разных форматах и не систематизирована должным образом. Это затрудняет проведение качественного научного анализа и сопоставление результатов разных исследований.

Библиотерапия развивается на пересечении нескольких дисциплин: библиотековедения, психологии, педагогики, медицины, социологии, филологии. В связи с этим возникают сложности с определением методологических рамок и подходов. Ученые из разных областей могут использовать разные методы и терминологию, что усложняет интеграцию знаний и разработку универсальных моделей. Многие специалисты, работающие в сфере библиотерапии, не обладают достаточными знаниями в смежных дисциплинах, что ограничивает их возможности для проведения комплексных исследований.

Существуют сложности в оценке эффективности библиотерапевтических методов, поскольку результат в данном случае зависит от множества факторов, таких как индивидуальные особенности пациента, тип используемой литературы, продолжительность терапии и т.д. Отсутствие четких критериев оценки приводит к тому, что результаты исследо-

ваний часто оказываются субъективными и трудно интерпретируемыми.

Многие исследования проводятся на небольших группах участников, что ограничивает их репрезентативность и возможность генерализации полученных результатов. Кроме того, участники часто имеют схожие характеристики (возраст, пол, социальный статус), что также влияет на достоверность выводов. Как и во многих областях гуманитарных наук, финансирование исследований в области библиотерапии ограничено. Это препятствует проведению масштабных и долгосрочных проектов, необходимых для получения более надежных и значимых результатов.

Заключение

Библиометрический анализ публикаций по библиотерапии показал, что данное научное направление активно развивается, результаты исследований актуальны и востребованы. Крупные научные организации и высшие учебные заведения во всех регионах нашей страны ведут исследования в этом направлении. Накоплен большой опыт практической реализации библиотерапевтических методик.

Существует и ряд сложных моментов, с которыми сталкиваются исследователи и практики в данной сфере. Для их преодоления необходимо создание унифицированных биб-лиотерапевтических методик, что позволит улучшить качество исследований и облегчить сравнение результатов; реализация совместных проектов с участием ученых из разных областей знаний и разных стран, которые помогут расширить базу данных и увеличить разнообразие исследуемых групп; проведение образовательных программ и конференций для специалистов в области психотерапии и библиотечного дела, которые будут способствовать популяризации библиотерапии и привлечению большего числа исследователей.

Литература

1. Бекселяева Р.Р. Эффективность библиотерапии в снижении симптомов тревожных расстройств среди студенческой молодежи //Современные тенденции прикладных исследований в психологии, педагогике и социологии: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск, 2024. С. 32-37.

2. Дорожкин А.С. Библиотерапия в контексте деятельности современных библиотек: сущность и организационная специфика //Румянцевские чтения - 2023: материалы Международной научно-практической конференции /Министерство культуры РФ, Российская государственная библиотека, Библиотечная Ассамблея. Москва, 2023. С. 236-241.

3. Заборовская С.В. Библиотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья //Документ в социокультурном пространстве: теории и цифровые трансформации: материалы VI Международной научно-практической конференции. Казань, 2023. С. 118-122.

4. Заборовская С.В. Библиотерапия в работе с пожилыми людьми и инвалидами // Документ в социокультурном пространстве: теории и цифровые трансформации: материалы VI Международной научно-практической конференции. Казань, 2023. С. 122-126.

5. Зайцева H.A. Библиотерапия в социальной работе с детьми //Флагман науки. 2024. № S (16). С. S43-S4S.

6. Кондратьева С.Ю., Иванова АЯ., Максакова ЮА., Харций Л.С. Библиотерапия как один из методов арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ //Дошкольная педагогика. 2022. № S (180). С. 2S-26.

7. Кондратьева С.Ю., Константинова A.A., Маслова A^. Библиотерапия как метод коррекцион-ного воздействия в условиях образовательной организации //Дошкольная педагогика. 2022. № 6 (181). С. 29-30.

В. Коробенкова Д.В., Климентьева Н.Н. Формирование эмпатии в младшем подростковом воз-

расте средствами библиотерапии // Научный альманах. 2019. № 3-2 (S3). С. 136-13В.

9. Кузнецова A.A. Особенности формирования социально-нравственных норм поведения педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии //Молодой ученый. 2016. № 1 (10S). С. 64B-6S3.

10. Мартынова МА., Левшунова ЖА, Ростова М.Л. Возможности библиотерапии в профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов //Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-1. С. 46S-46B.

11. Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года N HSS-р // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». - URL: https://docs.cntd.ru/document/436739637/ (дата обращения: 22.11.2024).

12. Плохова ИА., Гринёва ЕА., Бибикова Н.В. Социализация подростков в условиях социально-реабилитационного центра средствами библиотерапии //Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 6.

13. Савич Л.Е., Заборовская С.В. Библиотерапия в новой технологической среде //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 1. С. 98-104.

14. Станкевич В.В., Пылишева ИА. Использование библиотерапии в работе психолога с младшими школьниками //Эпоха науки. 2024. № 39. С. 2S6-262.

15. Черникова Т.В. Психолог в юношеской библиотеке: от информационной поддержки до библиотерапии //Народное образование. 2011. № 7 (1410). С. 267-272.

References

1. Bekseljaeva R.R. Jeffektivnost' biblioterapii v snizhenii simptomov trevozhnyh rasstrojstv sredi stu-dencheskoj molodezhi //Sovremennye tendencii prikladnyh issledovanij v psihologii, pedagogike i sociologii: sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ul'janovsk, 2024. S. 32-37.

2. Dorozhkin A.S. Biblioterapija v kontekste dejatel'nosti sovremennyh bibliotek: sushhnost' i organi-zacionnaja specifika //Rumjancevskie chtenija - 2023: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii /Ministerstvo kul'tury RF, Rossijskaja gosudarstvennaja biblioteka, Bibliotechnaja Assambleja. Moskva, 2023. S. 236-241.

3. Zaborovskaja S.V. Biblioterapija v rabote s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja //Dokument v sociokul'turnom prostranstve: teorii i cifrovye transformacii: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 2023. S. 11В-122.

4. Zaborovskaja S.V. Biblioterapija v rabote s pozhilymi ljud'mi i invalidami // Dokument v soci-okul'turnom prostranstve: teorii i cifrovye transformacii: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 2023. S. 122-126.

5. Zajceva I.A. Biblioterapija v social'noj rabote s det'mi //Flagman nauki. 2024. № S (16). S. S43-S4S.

6. Kondrat'eva S.Ju., Ivanova A.Ja., Maksakova Ju.A., Harcij L.S. Biblioterapija kak odin iz metodov art-terapii v korrekcionnoj rabote s doshkol'nikami s OVZ //Doshkol'naja pedagogika. 2022. № S (180). S. 2S-26.

7. Kondrat'eva S.Ju., Konstantinova A.A., Maslova A.V. Biblioterapija kak metod korrekcionnogo vozdejstvi-ja v uslovijah obrazovatel'noj organizacii //Doshkol'naja pedagogika. 2022. № 6 (181). S. 29-30.

В. Korobenkova D.V., Kliment'eva N.N. Formirovanie jempatii v mladshem podrostkovom vozraste sredstvami biblioterapii // Nauchnyj al'manah. 2019. № 3-2 (S3). S. 136-13В.

9. Kuznecova A.A. Osobennosti formirovanija social'no-nravstvennyh norm povedenija pedagogicheski zapushhennyh podrostkov sredstvami biblioterapii //Molodoj uchenyj. 2016. № 1 (10S). S. 648-6S3.

10. Martynova M.A., Levshunova Zh.A., Rostova M.L. Vozmozhnosti biblioterapii v profilaktike sindroma jemocional'nogo vygoranija u pedagogov //Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2024. № В4-1. S. 46S-46B.

11. Ob utverzhdenii Koncepcii programmy podderzhki detskogo i junosheskogo chtenija v Rossijskoj Feder-acii: rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 3 ijunja 2017 goda N 11SS-r / / Jelektronnyj fond norma-

tivno-tehnicheskoj i normativno-pravovoj informacii Konsorciuma «Kodeks». - URL: https://docs.cntd.ru/document/436739637/ (data obrashhenija: 22.11.2024).

12. Plohova I.A., Grinjova E.A., Bibikova N.V. Socializacija podrostkov v uslovijah social'no-reabilitacionnogo centra sredstvami biblioterapii //Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2023. T. 11. № 6.

13. Savich L.E., Zaborovskaja S.V. Biblioterapija v novoj tehnologicheskoj srede //Vestnik Kazanskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2023. № 1. S. 98-104.

14. Stankevich V.V., Pylisheva I.A. Ispol'zovanie biblioterapii v rabote psihologa s mladshimi shkol'nikami //Jepoha nauki. 2024. № 39. S. 256-262.

15. Chernikova T.V. Psiholog v junosheskoj biblioteke: ot informacionnoj podderzhki do biblioterapii //Narodnoe obrazovanie. 2011. № 7 (1410). S. 267-272.

УДК 02+159.9 EDN WVNSPY

Х. Шахин, Л. Е. Савич, С.В. Заборовская БИБЛИОТЕРАПИЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БИБЛИОТЕК РОССИИ И СТРАН АРАБСКОГО МИРА

Рассматривается развитие библиотерапии как науки и области практической деятельности в странах арабского Востока и России. Приведен сравнительный анализ подходов к подбору литературы для библиотерапии.

Ключевые слова: библиотерапия, библиотеки, страны арабского востока, Сирия, Россия

Для цитирования: Шахин Х., Савич Л. Е., Заборовская С.В. Библиотерапия: из опыта работы библиотек России и стран арабского мира // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.129-136. EDN WVNSPY.

Hiba Shaheen, Ludmila E. Savich Sofia V. Zaborovskaya BIBLIOTHERAPY: FROM THE EXPERIENCE OF LIBRARIES IN RUSSIA AND THE ARAB WORLD

The development of bibliotherapy as a scientific field and a practical activity in the Arab countries and Russia is discussed. A comparative analysis of approaches to selecting literature for bibliotherapeutic purposes is presented.

Keywords: bibliotherapy, libraries, the countries of the Arab East, Syria, Russia

For citation: Shaheen H., Savich L.E., Zaborovskaya S.V. Bibliotharepy: from the experience of libraries in Russia and the arab world // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.129-136. EDN WVNSPY.

Введение

В условиях перехода к многополярному миру происходит укрепление отношений «Россия — арабский мир» в политической, экономической, образовательной и культурных сферах. Состоявшийся в октябре 2024 г. в Казани саммит БРИКС с участием Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и других стран подтвердил данную тенденцию.

Ориентация на опыт стран арабского мира является одним из современных трендов сотрудничества российских библиотек с библиотеками других стран. После многих лет изучения западной библиотековедческой мысли российские библиотеки активно стали интересоваться теорией и практикой библиотечного дела в арабских странах, что позволяет использовать их опыт в условиях Российской Федерации как многонационального и многоконфессионального государства. Так, в январе 2024 г. был открыт виртуальный читальный зал Российской государственной библиотеки на базе библиотеки Россотрудни-

чества в Сирии. Во Всероссийской библиотеке иностранной литературы им. М.В. Рудомино в декабре этого же года планируется открытие Центра культур стран арабского мира.

Страны арабского мира имеют богатое культурно-историческое наследие, в том числе и в библиотечном деле. Первая арабская библиотека была основана Омейядским халифом Муавией ибн Аби Суфияном (602-680 гг.) в Дамаске. С давних времен известны три великие библиотеки: Библиотека Аббасидов «Дом Мудрости» в Багдаде, библиотека Фати-мидских халифов в Каире и библиотека испанских халифов Омейядов в Кордове. В Каирской библиотеке Махмудия хранились сотни редких предметов. Директорами этой библиотеки были выдающиеся ученые. Один из них, шейх аль-Ислам хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани, собственноручно подготовил два каталога этой библиотеки [4].

В современных условиях национальные библиотеки стран арабского мира не только занимаются вопросами повышения культур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.