БИБЛИОСФЕРА, 2011, № 4, с. 15-19
Библиотековедение
УДК 02 : 37.014.521 : 271.22 (470.317) (091) ББК 78.33 + 78.34 (2Рос - 4Кос)
БИБЛИОТЕКИ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛ В КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
© А. А. Соловьёв, 2011
ФГОУ ВПО «Ивановская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. К. Беляева» 153012, г. Иваново, ул. Советская, 45
Рассматривается история зарождения и развития библиотек церковно-приходских школ Костромской губернии в конце XIX - начале ХХ в., о которых ранее не было публикаций на страницах печати. Анализируется качественный и количественный состав библиотечных фондов, выявляется необходимость и влияние библиотек на учащихся и взрослое население губернии.
Ключевые слова: церковно-приходские школы, история библиотек, библиотеки церковно-приходских школ, ученические библиотеки, народные библиотеки, учебные библиотеки.
Article is devoted to the history of the origin and development of libraries in parish schools of Kostroma province in the late XIX - early XX сentury about which there were no publications in professional publications earlier. The author analyzes the qualitative and quantitative structure of library funds, reveals necessity and influence of libraries on pupils and adult population in the province.
Key words: a parish school, history, library, folk libraries, educational libraries.
Введение
Первые церковно-приходские школы (ЦПШ) появились в России еще в начале XIX в., после школьной реформы 1804 г. Они находились в ведении Святейшего синода. Первоначально процесс создания подобных школ проходил весьма стихийно.
В 1830-е гг. Синод издал указ, согласно которому при всех приходских церквях должны были быть организованы библиотеки. Однако выполнить этот указ в полной мере удалось только в 18601870-е гг. Количество церковно-приходских школ в России неуклонно возрастало. Если в 1839 г. их насчитывалось 2000, в 1841 г. - 2700, то в 1851 г. -уже 4713, в 1860 г. - 7907 [15].
С инициативой открытия ЦПШ в пореформенный период выступало не только духовенство, но и крестьянство. Именно в 1860-1870-е гг. начался процесс открытия народных библиотек при данных школах. Подобные читальни ориентировались не только на обучающихся в ЦПШ, но и на местных грамотных крестьян-прихожан. Однако часто на обустройство библиотеки при школах не хватало денег, поэтому до 1890-х гг. народных читален данного типа существовало очень мало.
Только в 1894 г. Училищный совет при Святейшем синоде распорядился разослать из своего книжного склада комплекты духовно-нравствен-
ной литературы сразу в три тысячи приходов. Таким образом, этот шаг положил начало для массового открытия бесплатных библиотек при ЦПШ. В 1896 г. подобные комплекты книг получили еще три тысячи читален. В том же году в честь коронации Николая II епархиальные власти инициировали открытие более 900 библиотек при церковноприходских школах в различных благочинных округах России. Фонд каждой из них составлял в среднем от 100 до 500 книг [17].
В начале ХХ в. количество ЦПШ продолжало увеличиваться. Так, в 1907 г. в России насчитывалось уже 41 442 церковных школы (из них 25 630 являлись церковно-приходскими). Естественно, увеличивалось и число церковных библиотек. «Для большего влияния школы на население... назначены библиотеки при школах, откуда могут брать книги для чтения, как учащиеся, так и окончившие курс, или взрослые; всех библиотек было в 1906 г. свыше 30 тыс.» [1].
Массовое открытие библиотек церковноприходских школ в Костромской губернии и формирование их фондов Святейшим синодом
В конце XIX в. (время массового открытия библиотек при ЦПШ) в Костромской губернии при церквях и монастырях существовало 289 цер-ковно-приходских школ и школ-грамоты, в начале
ХХ в. их число возросло до 233 (ЦПШ) и 250 (школ-грамоты). В 1915 г. Костромская епархия имела уже 365 церковно-приходских школ [12, с. 11; 14]. Практически при каждой из них имелась библиотека.
В 1884 г., согласно «Правилам о церковноприходских школах», ЦПШ делились на два вида: одноклассные (двухгодичные) и двухклассные (четырехгодичные, с начала ХХ в. - трехгодичные). В одноклассных школах изучали Закон Божий, церковное пение, чтение, арифметику, письмо. В двухклассных ЦПШ кроме перечисленных предметов преподавали историю и географию. В некоторых школах внимание уделялось и прикладным практическим знаниям: рукоделию, кузнечному и слесарному делу. Преподавателями в ЦПШ были священники, диаконы, дьячки, а также учителя, закончившие церковно-учительские школы и епархиальные училища. В читальнях при ЦПШ именно преподаватели чаще всего становились библиотекарями и наставниками в выборе литературы.
Как правило, епархиальные власти устраивали библиотеки трех типов: 1) народные (их фондами пользовались учителя ЦПШ, ученики, недавние выпускники и все местное взрослое население); 2) ученические (они давали возможность для внеклассного чтения обучающихся в ЦПШ); 3) учебные (их фонды исключительно состояли из учебников).
За комплектование и организацию библиотек при ЦПШ отвечала Издательская комиссия Училищного совета при Святейшем синоде. Из специального книжного склада в библиотеки для внеклассного чтения поставлялась прежде всего духовно-нравственная и антиалкогольная литература (особенно после введения в России государственной винной монополии в 1894 г.), а также книги по медицине, гигиене, сельскому хозяйству и ремеслам. Присутствовала в фондах читален литература по церковной и гражданской истории, беллетристика.
Издательская комиссия Синода высылала учебники и учебные пособия согласно спискам («требовательным ведомостям»), которые направлял ей Костромской епархиальный училищный совет. Как правило, запрашиваемые издания поступали в уездный город, а уже оттуда их развозили по церковно-приходским школам данного уезда Костромской губернии.
С середины 1890-х гг. Издательская комиссия Синода начала бесплатно рассылать в читальни при ЦПШ комплекты книг (так называемые «библиотечки») «для назидания народа в вере и христианской нравственности» и церковные периодические издания. Подобная подборка литературы получила название «Приходская библиотека». Например, в 1896 г. в Костромскую губернию было
направлено два выпуска данных комплектов книг. Их распределили по 30 библиотекам в разных уездах. В 1899 г. в Кострому поступило сразу 60 новых «библиотечек для внеклассного чтения». В результате наблюдатель ЦПШ Костромской епархии определил их обладателей, учитывая «репутацию заведующего школой, удобство школьного здания и состояние личных средств школы» [3].
Наибольшее количество книг в фондах библиотек при ЦПШ, естественно, приходилось на духовно-нравственную литературу. Каталоги школьных читален пестрели следующими названиями: «Библия на славянском и русском языках», «Новый Завет», «Таблицы молитв», «Учебный часослов», «Псалтирь учебная», «Начальное учение отрокам», «Закон Божий», «Начатки христианского учения», «Исторические чтения из книг Ветхого Завета» и т. п. Однако в читальнях присутствовала и беллетристика (художественная литература), составлявшая примерно 10-15% фондов. Так, популярностью пользовались произведения А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, В. А. Жуковского. Например, в 1903 г. Костромская епархия получила от Издательской комиссии при Синоде комплекты литературы для пополнения 200 библиотек ЦПШ. Среди поступивших книг были сочинения В. А. Жуковского, М. Загоскина и некоторых других признанных писателей-беллетристов [4].
Читальни при ЦПШ в большом количестве пополнялись бесплатными изданиями из книжного склада Святейшего синода, выпускаемыми к тем или иным юбилейным датам. Так, в 1914 г. (в честь 300-летия правления династии Романовых) в Костромскую губернию поступило 200 книг В. Назаревского «Чтения из истории царствующего Дома Романовых» и 400 брошюр «Россия под скипетром Романовых». Их распространили среди читален ЦПШ, а также раздали лучшим ученикам школ губернии. Значительно пополнились школьные библиотеки и в 1915 г. по случаю празднования 900-летия со дня смерти князя Владимира I -крестителя Руси. Костромская епархия распространила 1500 книг С. Рункевича «Святой Великий князь Владимир равноапостольный» [5].
Периодические издания также были представлены в читальнях ЦПШ. Однако количество их было мизерным. Самым популярным являлся, пожалуй, журнал «Крестьянское дело», среди газет большим спросом пользовался «Сельский вестник».
Книги духовно-нравственного содержания в библиотеках выдавали в соответствии с хронологической последовательностью православных церковных праздников. Литературу, которую ученики школ брали на дом, прочитывали, как правило, и их родители (в большей степени отцы, так как уровень грамотности мужского населения был выше женского). Достаточно часто школьники
А. А. Соловьёв, 2011, № 4, с. 15-19
практиковали чтение библиотечных книг вслух в среде неграмотного местного сельского населения. Таким образом, книгопечатная продукция становилась достоянием более широкого круга лиц.
Однако по количественному составу библиотеки ЦПШ являлись весьма скромными, намного уступая земским народным читальням. Недостаток книг приводил к тому, что приходилось отказывать читателям в их запросах. Вот как объяснял причину отказа в выдаче литературы недавним выпускникам церковно-приходской школы один из учителей П. Мироносицкий (он же библиотекарь): «Из школьной библиотеки не могу же я раздавать вам книги, так как вы их раньше месяца, а то и двух, не вернете» [11].
Причем недостаток книг в читальнях ЦПШ чувствовался не только в сельской местности и провинциальных городах Костромской губернии, но, например, и во вполне благополучной Москве. Вот какая ситуация сложилась в одной из московских ЦПШ: «Спрос на книги для чтения так возрос, что их стало недостаточно и пришлось ограничить число мест, куда они выдавались, выдавать в меньшем количестве, а то и совсем отказывать желающим, тем более что книги стали теряться, ветшать и портиться в чувствительных размерах» [7].
Негосударственные способы пополнения фондов библиотек церковно-приходских школ Костромской губернии
Костромской епархиальный училищный совет понимал необходимость пополнения библиотек ЦПШ новой литературой, так как книг, выделяемых Издательской комиссией при Синоде было явно недостаточно. В 1899 г. в Костромской губернии епархия выделила средства для пополнения читален ЦПШ литературой для внеклассного чтения. Для этого утвердили специальный список из 93 книг. В него в основном вошли произведения духовно-нравственного содержания. В небольшом количестве там также присутствовали и сочинения писателей-беллетристов: Д. Дефо, А. С. Пушкина, А. В. Кольцова и некоторых других [3].
Ощутимую помощь в комплектовании фондов библиотек ЦПШ оказывали некоторые уездные земства. Так, Кинешемское земство в конце XIX -начале ХХ в. выделяло для этих нужд церковноприходским школам уезда по 400 р. в год. Ежегодные пособия в 500 р. предусмотрели из своих средств земства Юрьевецкого и Нерехтского уездов [2, 12].
Библиотеки ЦПШ, располагавшихся при монастырях, содержали и пополняли свои фонды за счет монастырских денег. Так, в 1890-е гг. Николо-Бабаевский монастырь ежегодно тратил на свою
церковно-приходскую школу 300 р. Часть средств из этой суммы тратилась на комплектование читальни [16].
Однако переломить ситуацию с пополнением библиотек ЦПШ литературой не удавалось. Они и в начале ХХ в. остро нуждались в новых книгах, не выдерживая конкуренции с земскими народными читальнями. Так, в 1910 г. костромской епархиальный наблюдатель К. Казанский свидетельствовал: «Есть школы, где библиотеки слишком скудны, разорены и неприспособлены для потребностей деревни. Давно высланные издания «Приходской библиотеки» Шемякина уже пришли в ветхость и нуждаются в замене. Да и вообще -пополнение библиотек - дело неотложной надобности» [13].
Уцелевшая часть здания Хрипелевской церковноприходской школы Буйского уезда (современный вид)
Многие церковно-приходские школы Костромской губернии имели попечителей. Ими, как правило, являлись богатые местные фабриканты и купцы. Они выделяли деньги на содержание ЦПШ, частично оплачивая ремонт и отопление здания, приобретали учебные принадлежности, а для читален - необходимые книги.
В наилучшем состоянии в губернии находились ЦПШ богатого промышленного Кинешемского уезда. Следует отметить, что при всех 28 ЦПШ уезда к 1914 г. кроме собственно ученических библиотек, состоявших из учебников, существовали неплохие библиотеки для внеклассного чтения, которые ориентировались на все местное грамотное население. Совокупный фонд данных читален Кинешемского уезда составлял 6325 томов, то есть в среднем каждая библиотека для внеклассного чтения насчитывала 243 книги, что следует признать вполне удовлетворительным показателем по сравнению с другими уездами губернии. В то же время в 1898 г. только при 149 ЦПШ Костромской губернии были созданы библиотеки для внеклассного чтения, что сужало возможности епархии для просвещения всего сельского населения и приобщения его к книгопечатной продукции. Костром-
ские епархиальные ведомости сообщали в 1914 г.: «Школьные библиотеки, вероятно, самое больное место церковных школ. Потребность народа в чтении громадная, а библиотеки скудные и пополняются мало, особенно на местные средства» [9].
Здание Нагорно-Решемской церковно-приходской школы Кинешемского уезда (фото начала ХХ в.)
Лучшая библиотека в Кинешемском уезде находилась при Бонячкинской двухклассной церковноприходской школе. ЦПШ была создана и полностью содержалась на деньги «Товарищества мануфактур И. Коновалова с сыновьми». Коноваловы построили для нее отапливаемое каменное здание с электрическим освещением. Они постоянно заботились о пополнении фонда библиотеки, который в 1914 г. составлял уже 1765 томов (лучший показатель среди читален подобного типа во всей
Костромской губернии). В библиотеке существовала неплохая подборка детских журналов, что было немаловажно для школьников. Например, только в 1914 г. Коноваловы потратили более 200 р. для покупки книг и журналов в Бонячкин-скую читальню [2].
В промышленном Кинешемском уезде, кроме Коноваловых, большой вклад в формирование фондов библиотек ЦПШ внесли фабриканты Ф. В. Разоренов (Вичугская ЦПШ) и Д. Ф. Моро-кин (Ново-Покровская ЦПШ). В достаточно благополучном состоянии находились читальни ЦПШ и другого промышленного уезда Костромской губернии - Нерехтского. Здесь известными попечителями ЦПШ являлись владелец фабрики в с. Род-
ники П. Красильщиков (Воронцовская ЦПШ) и совладелец ткацкой фабрики в с. Писцово М. Павлов (Седельницкая ЦПШ). Именно они обеспечивали книгами местные читальни [8].
В 1898 г. костромские епархиальные власти всерьез заговорили о необходимости создания в каждом уезде хотя бы по одной центральной педагогической библиотеке для учителей церковноприходских школ. По замыслу в подобные библиотеки должны были входить как педагогические, так и общеобразовательные издания. В результате первой такой читальней стала церковно-учительская библиотека при Чухломской соборной ЦПШ. Некоторую финансовую помощь ей оказало уездное земство, выделившее пособие в 25 р. В 1915 г. в Чухломской библиотеке насчитывалось 363 тома. Читателями в ней состояло всего 43 учителя [6].
В 1904 г. духовенство Костромской епархии инициировало сбор денег для создания церковно-учительских читален и в других уездных городах губернии. К 1910 г. подобные библиотеки удалось открыть в Костроме, Кинешме, Нерехте, Галиче, Макарьеве, Буе, Чухломе и Ветлуге. Фондами данных читален пользовались прежде всего учителя ЦПШ, а в тех уездах, в которых помощь библиотекам оказывали земства, доступ к литературе получили и местные земские учителя. В среднем цер-ковно-учительские читальни имели в своих фондах по 100-200 книг и периодических изданий. Безусловно, этого было недостаточно, имея в виду, что интерес к педагогической и дидактической литературе среди учителей губернии с каждым годом только возрастал. Например, в Нерехтской библиотеке в 1910 г. насчитывалось 200 томов, в Галичской - 102, Ветлужской - 90, в Макарьев-ской - чуть более 60 [13, с. 27-28]. Такое комплектование фондов следует признать неудовлетворительным, учитывая, что речь идет о центральных уездных педагогических библиотеках.
Выпускниками цер-ковно-приходских школ в Российской империи являлись многие известные люди. Не была исключением и Костромская губерния. Так, Ново-Пок-ровскую ЦПШ в Кине-шемском уезде закончил выдающийся советский полководец Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, военный министр СССР, маршал Александр Михайлович Василевский. Он родился в семье священника в селе Новая
Фабрикант, меценат, политический и государственный деятель А. И. Коновалов (18751948) - попечитель Бонячкинской церковноприходской школы Кинешемского уезда
Дважды Герой Советского Союза, маршал А. М. Василевский (18951967) - выпускник Ново-Покровской церковноприходской школы Кинешемского уезда
А. А. Соловьёв, 2011, № 4, с. 15-19
Гольчиха (сейчас это часть города Вичуга, районного центра Ивановской области). Еще один дважды Герой Советского Союза, главный маршал авиации Александр Александрович Новиков также окончил ЦПШ в селе Седельницы Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне это Комсомольский район Ивановской области). Первые книги в своей жизни эти два будущих талантливых военачальника прочитали как раз в библиотеках церковно-приходских школ, в которых они обучались азам грамотности.
Заключение
Следует констатировать, что библиотеки ЦПШ Костромской губернии, безусловно, обладали серьезными недостатками. Прежде всего, не удалось до конца обеспечить достойное финансирование данных культурно-просветительных учреждений, что отразилось на качественном и количественном составе их фондов. Жесткая регламентация со стороны Святейшего синода значительно обедняла комплектование библиотек ЦПШ. Предпочтение отдавалось однообразной духовно-нравственной и назидательной литературе, составлявшей основу фондов данных читален.
Однако массовое открытие библиотек при ЦПШ Костромской губернии в конце XIX в. однозначно содействовало просвещению и повышению грамотности населения, способствовало борьбе с рецидивом безграмотности после окончания начальной школы среди крестьян, привело к изменениям в библиотечном обслуживании.
Интерес к книгам существовал и немалый. Вот свидетельство одного из учителей ЦПШ: «Пользуются книгами для чтения, прежде всего, ученики школы, которые ежедневно в 5 часов вечера берут и меняют книги, как для себя, так и для своих родителей; читают дети с большой охотой: самое чувственное для них наказание - лишение книги для чтения; они пускаются в слезы, когда им не
дадут книги... Пользуются книгами и непосредственно родители учащихся. Читатели школьной библиотеки постепенно стали привыкать к чтению, начали находить в нем и удовлетворение всяких запросов, и удовольствие, и даже большую потребность...» [7].
Следует согласиться с библиотековедом М. Матвеевым, который, изучив работу библиотек при ЦПШ, сделал следующий вывод: «Нельзя сказать, что они достигли значительных успехов, но в их деятельности была и положительная сторона: здесь чаще уделялось внимание конкретному читателю, и велась довольно активная рекомендательная работа по пропаганде литературы» [10].
Список литературы
1. Ванчаков А. М. Заметки о начальной церковной школе. - СПб., 1908. - С. 6, 11-12.
2. Государственный архив Ивановской области (далее ГАИО). Ф. 17. Оп. 1. Д. 1724. Л. 16, 20.
3. Государственный архив Костромской области (далее ГАКО). Ф. 438. Оп. 1. Д. 739. Л. 3, 18, 22.
4. ГАКО. Ф. 438. Оп. 1. Д. 839. Л. 2-3.
5. ГАКО. Ф. 438. Оп. 1. Д. 1661. Л. 3, 93-94.
6. ГАКО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 38. Л. 4.
7. Италинский А. Из жизни церковно-приходской школы. - М., 1906. - С. 36-40.
8. Костромские епархиальные ведомости. - 1894. -№ 8. - С. 51, 60.
9. Костромские епархиальные ведомости. - 1914. -№ 15. - С. 426-427.
10. Матвеев М. Хорошо забытое старое? // Библиотека. -1998. - № 7. - С. 98-99.
11. Мироносицкий П. Дневник учителя церковно-при-ходской школы. - Изд. 2-е. - СПб., 1901. - С. 191.
12. Отчет Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ Костромской епархии в 1898 г. - Кострома, 1899. - С. 11, 15-16.
13. Отчет Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ Костромской епархии за 1910-1911 уч. г. - Кострома, 1912. -С. 27-28, 38.
14. Памятная книга для Костромской епархии / сост.
B. А. Самарянов. - Кострома, 1868. - С. 76-93 ; Костромские епархиальные ведомости. - 1915. - № 10. -
C. 234-235.
15. Полный православный энциклопедический словарь. В 2 т. / Репринт. изд. / - СПб. : Изд-во Сойкина, 1912. - М. : Возрождение, 1992. - Т. 1. - С. 316-323.
16. Соловьёв А. И. Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии. - Кострома, 1896. - С. 82.
17. Фунтикова С. П. Православные библиотеки: прошлое и настоящее. - М. : МУКИ ; Профиздат, 2002. -С. 74-75.
Материал поступил в редакцию 02.06.2011 г
Дважды Герой Советского Союза, маршал А. А. Новиков (1900-1976) -выпускник Седельницкой церковно-приходской школы Нерехтского уезда
Сведения об авторе: Соловьёв Алексей Александрович - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, тел.: (4932) 41-00-07, e-mail: aleksey.s37@yandex.ru