Научная статья на тему 'Библиотека на службе миссионеров'

Библиотека на службе миссионеров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАТСТВО СВ. ГУРИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ И МИССИОНЕРСКИЕ ШКОЛЫ / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / МИССИОНЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ST. GURY''S BROTHERHOOD / DIRECTIONS OF MISSIONARY ACTIVITY / PAROCHIAL AND MISSIONARY SCHOOLS / DIOCESAN LIBRARIES / MISSIONARY LITERATURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матвеева Г. В., Габдельганеева Г. Г.

В статье рассматриваются библиотеки Казанской епархии, анализ деятельности которых выявляет их общую миссионерскую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Матвеева Г. В., Габдельганеева Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY IN THE SERVICE OF MISSIONARIES

The article deals with libraries of the Kazan diocese, activity analysis of which reveals their general missionary orientation

Текст научной работы на тему «Библиотека на службе миссионеров»

УДК 002

Г.В.Матвеева, Г.Г.Габдельганеева

БИБЛИОТЕКА НА СЛУЖБЕ МИССИОНЕРОВ

В статье рассматриваются библиотеки Казанской епархии, анализ деятельности которых выявляет их общую миссионерскую направленность.

Ключевые слова; Братство св. Гурия, направления миссионерской деятельности, церковно-приходские и миссионерские школы, епархиальные библиотеки, миссионерская литература.

G.V.Matveeva, G.G.Gabdelganeeva LIBRARY IN THE SERVICE OF MISSIONARIES

The article deals with libraries of the Kazan diocese, activity analysis of which reveals their general missionary orientation.

Key words: St. Gury's brotherhood, directions of missionary activity, parochial and missionary schools, diocesan libraries, missionary literature.

Создание Казанской епархии (1555 г.) ознаменовало собой начало в крае православной миссии. В своем развитии она прошла несколько этапов, каждый из которых имел свою специфику. Миссионерство видоизменялось, приспосабливаясь к потребностям времени, приобретало новые черты и использовало новые направления деятельности, что в наибольшей степени проявилось во второй половине XIX - начале ХХ вв. Учреждение в Казани Братства святителя Гурия (1867 г.) связано с началом очередного, и завершающего для дореволюционного периода этапа миссионерской деятельности. Она вышла на более высокий уровень, охватив собой новые сферы общественной практики. Среди них - издательско-перевод-ческая деятельность, школьно-образовательная и школьно-воспитательная.

Издательско-переводческая и школьно-образовательная (школьно-воспитательная)) деятельность имели место и прежде: в практике Казанской духовной академии (семинарии) - на рубеже XVIII - XIX вв., Казанского филиала Российского библейского общества - в первой четверти XIX века, новой духовной академии - в 1840-е гг., первых инородческих школ Казанского края - во вторая половина XVI - XVII вв. Однако данные опыты оказались в целом неудачными и незавершенными. В силу этого их можно рассматривать только как некоторые исторические сюжеты миссионерской практики, мероприятия, оказавшиеся провальными.

Конечно, нельзя не признать, положительные стороны миссионерской деятельности. Лучшие представители миссионерской братии оказались настоящими подвижниками. Поселившись среди «инородцев», они обучали их русской грамоте, изучали местные языки, обычаи, традиции и т. д. Благодаря миссионерам, наиболее талантливые представители коренных народов края сумели получить образование и послужить на пользу своему народу, региону, стране.

Вместе с тем, миссионерство, будучи одним из проявлений имперской политики царизма, носило ярко выраженный шовинистический характер. Насильственная христианизация нерусских народов, подавление всякого инакомыслия, неуважение к «инородческому» языку и культуре - все это в полной мере получило отражение в деятельности христианских миссионеров в многонациональном и поликонфессиональном Казанском крае в течение трехвековой его истории (вторая половина XVI - XIX вв.).

В силу этого миссионерская деятельность не имела успеха. Более того, она стала крайне непопулярной. Требовалась перестройка всей системы миссионерской деятельности с целью привлечения в нее новых лиц и возвращения доверия общества, что в полной мере осознавалось как светской и духовной властью, так и самими миссионерами. Действенные меры, связанные с проведением в жизнь новой миссионерской политики, идеологом которой стал Н.И. Ильминский, а проводниками - казанские миссионеры, привели к возрождению миссионерства в крае.

Благодаря системе Н.И. Ильминского и его подвижнической деятельности, миссионерство приобрело новое «лицо», а казанское общество (Братство св. Гурия) получило широкую известность. Отныне миссионерская деятельность носила культурно-просветительский характер, благодаря чему стала даже популярной.

Издательско-переводческая деятельность казанских миссионеров, как и школьно-образовательная (школьно-воспитательная), явно превалировали и были связаны с книгой. Крещено-татарская школа, учрежденная Н.И. Ильминским в составе сельского одноклассного училища, послужила основой для создания остальных «братских» школ. Издательско-переводческая деятельность, обусловленная необходимостью подготовки литературы на «инородческих» языках (с 1875 г. осуществлялась под руководством специально созданной Переводческой комиссии), позволяла обеспечивать указанные школы литературой. Вместе с тем, данная деятельность давала новые возможности для пропаганды идей православного миссионерства -посредством книги.

Производство миссионерской книги, в данном случае - перевод и издание сочинений - требовало закономерного продолжения - реализации, распространения и использования этих сочинений, чему уделялось специальное внимание. «Распространение книг и журналов на инородческих языках» - данное направление выделялось миссионерами как одно из ключевых на пути к достижению конечной цели - «способствовать образованию крещеных инородцев и утверждению их в православной вере» [1]. «Противодействие влиянию на православное население мусульман, раскольников и других сект» миссионеры осуществляли «а) через распространение книг и брошюр, б) публичные чтения и собеседования» [2].

Практиковались различные пути реализации и распространения миссионерской книги: централизованные поставки в «братские» школы и книжные склады, продажа посредством книгонош, бесплатная раздача населению, обеспечение литературой церковно-приходские школы и народные библиотеки и читальни. Миссионерским целям служила как местная книга (т.н. «братские» издания), так и привозная (поступавшая из других мест).

«Братские» издания служили главным средством обучения и воспитания в миссионерских школах. «Самый верный путь обращения в православие», как считало Братство св. Гурия, - «через духовно-пра-вославное образование молодых» [3]. К 1884 г. (времени издания Правила о церковно-приходских школах) у Братства имелось 94 школы. В губернии функционировало также 9 церковно-приходских школ и 8 школ грамоты [4].

В 1895 г. в ведение миссионеров находилось 138 школ, в которых обучалось 4419 детей. [5], в 1905 г. - 250 [5], в 1913 г. - 113 [6]. Из них три центральные школы и 110 одноклассных (крещено-татарских - 52, чувашских - 26, черемисских [марийских] - 18, вотских [удмуртских] - 14) [7].

Наибольшее количество школ, как следует из приведенных показателей, приходится на 1890-е гг. С начала 1900-х гг. прослеживается тенденция их существенного сокращения, продолжавшегося и в последующем. В 1914 г., как следует из отчета миссионеров, в губернии функционировало 100 «братских» школ [8]. В трех центральных школах (крещено-татарская в Казани - с 1863 г., чувашская - в селе Ишаках Козьмодемьянского уезда - с 1894 г., Унженинская черемисская - в Царёвококшайском уезде - с 1895 г.) осуществлялся перевод сочинений на татарский, марийский и чувашский языки. После одобрения Переводческой комиссией они издавались и распространялись, поступая, в том числе, в библиотеки «братских» школ, а также в библиотеки церковноприходских школ, наряду с прочей миссионерской литературой.

Церковно-приходские школы начали открываться на основании Положения о церковно-приходс-ких школах (1884 г.), по указу царя и Синода. В 1884/1885 учебном году было открыто 124 школы [9]. Священники и большая часть псаломщиков согласились преподавать в них бесплатно. Однако школ в первые годы было мало, поэтому в отдаленных деревнях решили открывать вначале школы грамоты, а затем уже - церковно-приходские школы, в беднейших деревнях - подвижные школы грамоты. В 1891/92 уч. г. школы (церковно-приходские и земские) имелись в каждом приходе, а в некоторых - по 2, 3 и даже по 4. В 1884/85 г. церковно-приходских школ было 92, школ грамоты - 39, в 1894/95 уч. г. - 260 церковно-приходских школ и 243 школы грамоты, плюс к тому -миссионерские школы [10]. Управление церковно-приходскими школами находилось в ведение Казанского архиепископа. Обязанности Епархиального училищного совета были возложены на Совет членов Братства и людей со стороны. Таким образом, Епархиальный училищный совет был соединен с Советом Братства, плюс к тому несколько своих членов. Были составлены Правила о хранении школьного имущества и школьных библиотек.

С начала возникновения церковно-приходских школ при них открывались библиотеки, состоявшие обычно только из учебников и учебных пособий. Постепенно в этих библиотеках начали появляться и книги для внеклассного чтения. В 1888/89 уч. г. такие книги были редки и только в немногих школах, главным образом, тех, которые имели состоятельных попечителей, приобретавших литературу на собственные средства. В тот период только в Тетюшском уезде при каждой церковно-приходской школе существовала маленькая библиотека, в которой, помимо учебных книг, имелось от 20 до 50 книг духовно-нравственного содержания, выдаваемых ученикам для чтения на дом [11].

Однако уже в следующем учебном году по рекомендации Епархиального училищного совета некоторые его уездные отделения обратили внимание на снабжение школьных библиотек литературой для внеклассного чтения. Вследствие отсутствия такой литературы на складе Епархиального училищного совета ее было рекомендовано приобрести на складе Владимирской библиотеки. Заведующему складом епархиального училищного совета священнику Покровской церкви М.В. Бажанову (заведовал одновременно и книжным складом Владимирской библиотеки; отдельные члены Совета имели специальные обязанности, в том числе заведывание складом книг при Епархиальном училищном совете) было поручено послать всем уездным отделениям списки продающихся книг. На основании данного списка некоторые уездные отделения приобрели значительное число книг и брошюр духовно-нравственного содержания для библиотек своих школ [12].

Вопрос о библиотеках стал к концу столетия одним из самых обсуждаемых на епархиальных съездах духовенства. Епархиальные училищные советы начинают принимать меры к изысканию средств на пополнение фондов имевшихся библиотек и организации новых. Помощь в данном начинании оказывали церковное духовенство, церковные братства, попечительства, крестьянские общества и пр. Епархиальными училищными советами и их уездными отделениями вырабатываются правила относительно хранения книг, их «распределения по отделам» (систематизации), ведения каталогов и т.д. К началу 1897 г. в 58 епархиях насчитывалось 10096 библиотек, из них при церковно-приходских школах (церковно-учительских, второклассных, двухклассных, одноклассных) - 7972 (58,3%) и при школах грамоты - 2124 (11,5%). Совокупный объем фонда составлял 958269 изданий (в среднем на библиотеку приходилось 94,92 издания) [13].

Принятые меры оказались результативным, что сказалось на динамике развития школ и библиотек при них. По данным на 1907 г., в библиотеках данных школ было сосредоточено 6147188 книг, а в среднем на одну библиотеку приходилось 200,6 книг (там же, с.484). Количество школ возросло более, чем в три раза, достигнув 30649, количество библиотек в них составляло 76,2% (там же, с.483). Прирост библиотечных фондов за десять лет составил 518919 единиц (15,6%) [14].

Миссионерскими изданиями комплектовались и библиотеки при церквах. Приходское духовенство издавна устраивало при церквах библиотеки, в которых преобладала литература религиозно-нравствен-ного и церковно-

исторического характера. Данные начинания приветствовались Святейшим синодом (циркуляры от 1826, 1832, 1867 гг., определения от 1812, 1885-86 гг.). Более того, настоятелям церквей вменялось в обязанность «заботиться об учреждении приходских библиотек, располагая прихожан к чтению назидательных книг и руководить их в этом важном деле» (из Инструкции настоятелям церквей, § 12).

Подобные начинания имели место и в Казани. В 1888 г. архиепископ Казанский и Свияжский Павел предложил Казанской городской думе в честь предстоящего 900-летия крещения Руси открыть бесплатную библиотеку, которая находилась бы в ведении епархиальной власти. На ее устройство потребовалось, по предварительным расчетам управы, порядка 3 тыс. руб. Дума приняла решение об открытии библиотеки, выделив на ее обустройство 1 тыс. руб. и пригласив горожан принять участие в пожертвованиях. В том же году в здании Покровской церкви (в трапезной) была открыта бесплатная Библиотека-читальня св. Равноапостольного Владимира, находившаяся в ведение Казанской епархии, под наблюдением специального комитета (председатель - городской голова - С.В. Дьяченко, члены - Н.А Осокин и П.Е. Аникин, кандидат к ним - П.П. Перцов) [15].

В 1889 г. по ходатайству комитета библиотеки на ее содержание дума выделила 200 руб. В 1891 г. ректор Казанской духовной академии архимандрит Никанор внес предложение о ежегодном ассигновании библиотеки думой в размере 300 - 400 руб. (что составляло 10% от ассигнований на Публичную библиотеку). Однако было решено ограничиться 200 руб., которые с этого года начали выделяться на содержание библиотеки [16].

На эти средства и пожертвования библиотека пополнялась религиозно-нравственной и «религиозно-философской» литературой, исходя из задачи религиозно-нравственного воспитания общества, редкими периодическими изданиями соответствующего толка: «Православный собеседник», «Известия по Казанской епархии» (издавались Казанской духовной академией) «Труды Киевской духовной академии».

При библиотеке имелся читальный зал, а также склад (или книжная лавка) для продажи населению религиозных (и миссионерских) книг. Они приобретались из Троице-Сергиевой лавры, Русского Пантелеймонова монастыря, Московского отдела распространения духовно-нравственных книг и других мест. Библиотека и склад находились в ведение библиотекаря, назначавшегося комитетом из священнослужителей. При библиотеке по воскресным и праздничным дням устраивались чтения на религиозно-нравственные темы. В таких чтениях в начале 90-х гг. стали принимать участие профессора Казанской духовной академии, особенно с библиотекой сотрудничал А. Гусев [17].

Таким образом, библиотека обслуживала читателей, устраивала публичные чтения, проводила беседы и продавала книги.

В 1891 г., как следует из отчета библиотеки, ее посетило 300 человек. Восьмидесяти двум абонентам на дом было выдано 845 религиозно-нравственных, богослужебных и религиозно-философских книг [18]. В этом году библиотека пополнялась за счет покупки и редких благотворителей. Среди них - епископ Никанор, передавший в фонд 11 названий изданий, и другие лица - от 1 до 4 названий. Кроме того, Елабужским комитетом, заведующим капиталом И.И. Стахеева, в библиотеку было пожертвовано 100 руб. Бесплатно библиотека получала некоторые духовно-православные ведомственные журналы: «Православный собеседник», «Известия по Казанской епархии», «Православное обозрение», «Труды Киевской духовной академии» «Церковные ведомости» и др. [19]

В книжную лавку в указанном году было получено 6686 экземпляров книг на 228 руб. 80 коп. (Судя по количеству изданий и их совокупной стоимости, - мелкие брошюры религиозно-нравственного толка.) Поступили и пожертвования от отдельных лиц. Из лавки (склада) было продано 4897 экземпляров изданий на 496 руб. 4 коп. Книги приобрели Козьмодемьянское уездное отделение Епархиального училищного совета, а также Спасское и Чистопольское, лавка Братства св. Гурия, Калужская духовная консистория и др.; осталось нераспроданными 19492 экземпляров, включая поступления прошлых лет [20].

В начале 1900-х гг. Владимирской библиотекой (как ее называли горожане) заведовал, как и прежде, «особый» комитет во главе с епископом Чебоксарским Никанором (председатель комитета) и городским головой С.В. Дьяченко (товарищ председателя). В комитет входили также профессор-историк Казанского университета Н.А. Осокин, священник М.В. Бажанов и священник П.Руфимский - казначей (делопроизводитель). Обязанности библиотекаря исполнял дьякон Грузинской церкви П. Алексеев, получавший за то вознаграждение.

В 1907 г., судя по отчету, библиотеку посетило 347 человек, книги взяло - 73, выдано 1027 изданий, в фонде значилось 1200 изданий. Выписывались «Богословский вестник», «Пастырский собеседник», «Душеполезное чтение», «Церковный голос» и другие религиозные издания [21] .

Как отмечалось в местной прессе, библиотека «успеха у публики не имеет и количество читателей ежегодно падает» вследствие, как объяснялось духовенством, «общественных волнений на почве политики» [22]. Библиотека не пользовалась популярностью. Некоторый приток читателей в первые годы ее функционирования объясняется, вероятно, интересом горожан к новому начинанию, затем - ожиданием новых, более интересных книжных поступлений. Прошло время, а содержательный состав фонда остался прежним, новых, более интересных поступлений не последовало. Отсюда - и отток читателей из библиотеки. Тем не менее, духовенство сразу нашло тому объяснение.

В дальнейшем библиотека оставалась по-прежнему непопулярной. В 1908-1909 г. ее посетило 260 человек (против 337 в 1907 г.), 57 читателям было выдано 1200 книг (против 73 читателей и 1027 книг в 1907 г.). В фонде насчитывалось 1600 названий книг и журналов. У казанского книгопродавца Кувшинова со значительной скидкой было куплено 17 книг, на выписку изданий выделено 55 руб. 17 коп. Спроса на книги со склада не было. Интересен тот факт, что с 1907 г. обязанности библиотекаря исполняла женщина - дьякон Покровской церкви Агриппина

Иванова [23].

Некоторое увеличение количества читателей наблюдалось в 1911-1912 учебном году - до 285 человек. Из них 58 читателям на дом было выдано 1280 изданий [24].

Библиотека, как отмечалось, относилась к числу бесплатных. Открытая, казалось бы, с благими намерениями, она была призвана содействовать просвещению населения. Однако в действительности это просвещение носило явный христианско-миссионерский характер. Книга использовалась не для получения нового знания, просвещения, духовного роста читателей, а с целью претворения в жизнь миссионерских идей. Такая книга уже не пользовалась спросом, а начинание, связанное с библиотекой не оправдало надежд миссионеров.

Тем не менее, к вопросу о библиотеках духовенство возвращается вновь и вновь, что находит отражение в материалах епархиальных съездов. Так, на очередном Казанском епархиальном съезде духовенства (1908 г.) вновь встал вопрос об учреждении народных библиотек при церквах Казанской епархии. К тому времени такие библиотеки имели место в Вятской и Иркутской епархиях (учреждены в 1905 г.), в Таврической епархии (с 1906 г.), Астраханской (с 1904 г.). Они были открыты после постановления епархиального съезда, гласившего: «разрешить церквам епархии расходовать на библиотеки до 100 руб. ежегодно, пополняя их, сверх духовных, и светскими книгами, возложив заведывание на о.о. настоятелей» [25].

Подчеркивалось, что «библиотека - это источник воды живой, в ней можно найти ответы на волнующие нас вопросы, из нее можно пополнить недостаточность образования и общего развития, наконец, хорошая книга из библиотеки часто отвлекает от дурных привычек и научает человека проводить время разумно, нравственно, а некоторые книги, например, по сельскому хозяйству, сообщают новые сведения, содействующие материальному обеспечению нашего малопросвещенного крестьянства» [26]. Такая емкая оценка значимости библиотеки и книги в жизни общества прозвучала публично, на столь масштабном мероприятии, из уст служителей церкви впервые.

Отметим важное нововведение, прозвучавшее в постановлении, - о пополнении фонда светской литературой. Конечно, предполагалось, что приобретение такой литературы будет находиться под строгим контролем епархиальных властей. Тем не менее, такое решение свидетельствовало о понимании необходимости привлечения читателей в библиотеки, что было возможно только при условии пересмотра политики комплектования фондов. При этом предлагались конкретные меры, которые способствовали бы скорейшему решению поставленных задач. Так, при комплектовании библиотеки рекомендовалось обращение к «Справочному каталогу книг библиотек окружных и иных духовных ведомств» (СПб., 1901), изданному Училищным советом при Святейшем синоде, а в дополнении к нему использовать каталог, выпущенный Санкт-Петербургским комитетом грамотности, под названием «Примерные списки книг для бесплатных народных библиотек-читален» (получил одобрение Министерства народного просвещения).

Руководствуясь данными каталогами, можно было составить библиотеку стоимостью от 5 до 300 руб. и более. Таким образом, затрачивая ежегодно 10 или даже 5 руб., через 10 - 15 лет каждая церковь сможет иметь, как отмечалось, «порядочную» библиотеку для народа. Хотелось бы обратить внимание на выражение «порядочная библиотека», прозвучавшим из уст представителей духовенства. Судя по содержанию выступления, под такой библиотекой подразумевалось уже не столько религиозно-нравственное учреждение, сколько светское, исходя из необходимости иметь в фонде светскую литературу.

Предполагалась «свобода» выписки изданий, которая не может быть ограничена использованием только данных каталогов. Книги должны выписываться заведующим библиотекой - настоятелем приходской церкви, который лучше всего знает запросы своих прихожан. Под библиотеку должно быть выделено помещение в здании церковноприходской школы, а если таковой на селе нет - то в так называемой «сборной избе», которая имеется в каждом селе. Все открываемые при церквах библиотеки должны поддерживать связь с Просветительным домом, организация которого планировалась в Казани - центре «духовного просвещения Казанского края». Отсюда библиотеки, как предполагалось, будут иметь возможность выписывать нужные им книги, здесь же (в Просветительном доме) будут получать те или иные указания, делиться впечатлениями по вопросу постановки народных библиотек в епархии и т.д.

Постановлением комиссии каждой церкви предоставлялось право расходовать на библиотеку до 25 руб. без особого на то разрешения Епархиального начальства (15 руб. - на выписку книг и 10 руб. - на вознаграждение библиотекарю и освещение). В случае открытия в Казани Просветительного дома при нем планировалось организация склада книг для церковно-народных библиотек на комиссионных началах [27].

Изложенные планы носили явный декларативный характер. «Свобода» выписки изданий была весьма относительной. Понятно, что в епархиальной библиотеке для народа будет преобладать миссионерская литература, призванная укреплять прихожан в православной вере, а не способствовать росту их образовательного уровня. Практика Владимирской библиотеки явилась одним из подтверждений тому.

Издания миссионерского характера преобладали в библиотеках и читальнях, открывавшихся попечительствами о народной трезвости. Приведем один пример. В 1895 г. Казанское попечительство о народной трезвости получило разрешение на открытие на Московской улице, при Боголюбской церкви народной читальни. На ее содержание предполагалось ежемесячно выделять по 10 руб., а мастеровыми механического завода братьев Свешниковых было пожертвовано по 1% с заработанного рубля, «каковых денег уже собрано, - как отмечалось, -40 руб.» [28]. К прошению прилагались правила библиотеки, а также ее каталог, по которому в фонде значилось 238 названий книг и три названия журнала: «Нива», «Читальня народной школы» и «Живописное обозрение».

Около половины фонда (118 названий книг и брошюр) приходилось на религиозную (религиозно-

нравственную) литературу, остальная его часть была поровну распределена между историческими и литературно-художественными книгами (19 названий, включая сочинения Н.В. Гоголя, М. Богданова, Д. Китайгородского и др.) и «книгами разного содержания» (19 названий) [29]. Выбор книг для чтения, как видно из приведенного перечня, был невелик, а политика комплектования фонда отвечала требованиям духовенства. Не случайно читальня, как значится в документах канцелярии казанского губернатора, находилась в ведение «попечительства Боголюбской церкви» [30].

Источники и литература

I.Отчет о деятельности Братства святителя Гурия за 1914 братский год. - Казань: Центр. тип., 1914. - С. 3.

2.Там же.

3.Историко-статистический обзор церковноприходских школ и школ грамоты Казанской епархии за одиннадцать лет их существования. (1884-1895 г.) / сост. свящ. А. Дружинин. - Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - С. 4.

4.Там же. - С. 11.

5^1 годовщина открытия Казанской центральной крещено-татарской шк. (3 ноября 1905 года). - Казань: Лито-тип. И.Н. Харитонова, 1905. - С. 9.

6.Отчет Братства св. Гурия за 1913 братский г. - Казань,

1914.

7.Отчет о деятельности Братства святителя Гурия за 1914 братский год. - Казань: Центр. тип., 1914. - С. 3.

8.Там же.

9.Историко-статистический обзор церковноприходских школ и школ грамоты Казанской епархии за одиннадцать лет их существования. (1884-1895 г.) / сост. свящ. А. Дружинин. - Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - С. 11.

10. Там же.

II. Там же. -С. 15.

12. Там же.

13. Очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884-1909 гг.). - СПб., 1909. - С. 482.

14. Там же.

15. Систематический сборник постановлений Казанской городской думы за 22 года (с 1871 по 1892 включительно) / сост. Н.Н. Постников. - Изд. Казан. гор. управы. - Казань, 1898. - С. 294.

16. Там же.

17. Бердников И.С. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за пятьдесят лет ее существования // Пятидесятилетний юбилей Казанской духовной академии. 21 сентября 1892 года. - Казань, 1893. - С. 193.

18. Отчет о состоянии Библиотеки св. равноапостольного Владимира за 1891-й год. - Казань: Тип. губ. правл., 1892. - 7 с. - С. 2.

19. Там же.

20. Там же.

21. Из Владимирской библиотеки // Волжский листок. - 1907. - № 487. - С. 2.

22. Там же.

23. Отчет о состоянии Библиотеки св. равноапостольного Владимира в г.Казани за 1908 - 1909 учебн. год. - Казань: Центр. тип., 1909. - 7 с.

24. Камско-Волжская речь. - 1912. - № 260.

25. Казанский епархиальный съезд духовенства. Доклад председателя Комиссии об учреждении народных библиотек для чтения при церквах Казанской епархии». - Казань: Центр. тип., 1909. - С. [1]. - Отд. от. из «Известий по Казанской епархии».

26. Там же.

27. Там же. - С. 3 - 4.

28. Национальный архив РТ. Фонд 1. Канцелярия казанского губернатора. - Опись 3. - Дело 10082.

29. Там же. - С. 4 - 11.

1. Otchet о dejatel'nosti Bratstva svjatitelja Gurija za 1914 Ы^ку god. - ^ап': Сепй. Пр., 1914. - S. 3.

2. Тат zhe.

3. Istoriko-statisticheskij obzor cerkovno-prihodskih shkol i shkol gramoty Kazanskoj ераЛН za odinnadcat' ^ Ш sushhestvovanija. (1884-1895 g.) / sost. svjashh. А. Druzhinin. - Ка7ап': Тро-Ш. 1тр. ип4а, 1896. - S. 4.

4. Тат zhe. - S. 11.

5. НЫ godovshhina otkrytija Kazanskoj сеШгаТпоу kreshheno-tatarskoj shk. (3 поуаЬца 1905 goda). - Ка7ап': Lito-tip. 1.К Haritonova, 1905. - S. 9.

6. Otchet Bratstva sv. Gurija za 1913 Ьазку g. -^ап', 1914.

7. Otchet о dejatel'nosti Bratstva svjatitelja Gurija za 1914 Ы^ку god. - ^ап': Сепй. йр., 1914. - S. 3.

8. Тат zhe.

9. Istoriko-statisticheskij obzor cerkovno-prihodskih shkol i shkol gramoty Kazanskoj eparhii za odinnadcat' let ih sushhestvovanija. (1884-1895 g.) / sost. svjashh. А. Druzhinin. - Ка7ап': Tipo-lit. 1тр. ип4а, 1896. - S. 11.

10. Тат zhe.

11. Тат zhe. -S. 15.

12. Тат zhe.

13. Ocherk razvitija cerkovnyh shkol za istekshee dvadcatipjatiletie (1884-1909 gg.). - SPb., 1909. - S. 482.

14. Тат zhe.

15. Sistematicheskij sbomik postanovlenij Kazanskoj gorodskoj dumy za 22 goda ^ 1871 ро 1892 vkljuchiteГno) / sost. N.N. Postnikov. - М. Kazan. gor. upravy. - Ка7ап', 1898. - S. 294.

16. Тат zhe.

17. Berdnikov 1^. Kratkij ocherk uchebnoj i иЛепоу dejatel'nosti Kazanskoj duhovnoj akademii za pjat'desjat let ее sushhestvovanija // Pjatidesjatiletnij jubilej Kazanskoj duhovnoj akademii. 21 sentjabrja 1892 goda. - Kazan', 1893. - S. 193.

18. Otchet о sostojanii ВМ^еЫ sv. ravnoapostol'nogo Vladimira za 1891-у god. - Kazan': Tip. gub. pravl., 1892. - 7 s. - S. 2.

19. Тат zhe.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Тат zhe.

21. Ь Vladimirskoj biblioteki // Volzhskij listok. -1907. - № 487. - S. 2.

22. Тат zhe.

23. Otchet о sostojanii Biblioteki sv. ravnoapostol'nogo 'УМтта v g.Kazani za 1908 - 1909 иЛеЬп. god. - Kazan': Centr. tip., 1909. - 7 s.

24. Kamsko-Volzhskaja rech'. - 1912. - № 260.

25. Ка7ашку ера^аГпу] s#ezd duhovenstva. Doklad predsedatelja Komissii оЬ uchrezhdenii narodnyh bibliotek dlja chtenija рг1 cerkvah Kazanskoj ераЛп». - Kazan': Сепй. tip., 1909. - S. [1]. - Otd. ot. iz «^еБйу ро Kazanskoj ераЛп».

26. Тат zhe.

27. Тат zhe. - S. 3 - 4.

28. №сюпаГпуу arhiv RT. Fond 1. КапсеЦа1"уа kazanskogo gubematora. - Opis' 3. - Delo 10082.

29. Тат zhe. - S. 4 - 11.

30. НА РТ. Ф. 505. Заведующий типографиями, 30. NA RT. F. 505. Zavedujushhij tipografijami,

литографиями, фотографиями, книжной торговлей и litografijami, fotografijami, knizhnoj torgovlej i

библиотеками для чтения в Казанской губернии. - Оп. 1. - Д. bibliotekami dlja chtenija v Kazanskoj gubernii. - Op. 1. -

73. - Л. 8. D. 73. - L. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.