цесса. В качестве выявленных замечаний были сформулированы следующие положения: анализ грамматики «слишком дробен» и сложен, огромное внимание уделяется изучению второстепенных подробностей, не разделяются второстепенные и первостепенные изучаемые темы и вопросы, не придаётся значения грамотности и выразительности чтения [8]. По письму было замечено, что ему начинают обучать одновременно с чтением, что было в нарушение действующих методик, а по арифметике учителя слабо обращают внимание на умственный счёт по методу Груббе [9].
Вместе с тем следует отметить, что учебный процесс в «братских» школах не всегда совпадал с представленной выше учебной сеткой недельных уроков. И причин тому было несколько. Во-первых, из-за целенаправленной деятельности некоторой части «братских» учителей, ориентировавшихся на сокращение учебных часов по общеобразовательным предметам, которые, по словам А. Ф. Эфирова, «прекрасно знали, что незнание учениками общеобразовательных дисциплин не будет зачтено им в вину, если у них в школах будут достаточно хорошо поставлены вероучение и церковное пение» [10]. Во-вторых, часть «братских» учителей была вынуждена отступать от школьного расписания из-за низкой степени усвоения учащимися программных предметов. В «братском» отчете за 1911/12 г. отмечалось: «Иногда учащие допускали отступления от расписания, увеличивая число уроков по предметам, кои они находили плохо усвоенными. Большею частью приходилось увеличивать число уроков по русскому языку и арифметике. В некоторых школах для этого устраивали вечерние занятия» [11]. Для записи данных уроков велся дневник и классный журнал для контроля отсутствующих учащихся. Уроки зимой начинались в 9 часов утра и заканчивались в 3 часа дня с перерывом на обед на один час; весной - в 8 часов утра. За полчаса до начала классных занятий учащиеся совершали утреннюю молитву [12].
И. А. Износков писан, что учебный процесс (имеется в виду реализация «системы Ильминского») в большинстве школ Братства находится в неудовлетворительном состоянии. И. А. Износков в своих работах акцентирует внимание на необходимости не только улучшения постановки образовательного процесса и укрепления материальной базы «братских» школ, но и пересмотра учебной нагрузки по предметам в сторону увеличения дисциплин общеобразовательного цикла. Он неоднократно отмечал, что строительство новых учебных корпусов, приобретение большого количества учебной литературы и школьного инвентаря, привлечение высокоэрудированных преподавательских кадров не решит всех проблем.
Слабость успехов учащихся в некоторых «братских» школах в усвоении ими школьной программы (особенно «в русском языке и диктовке») объяснялась: 1) малолетством учащихся, так как дети старшего возраста привлекались родителями к домашним и сельскохозяйственным сезонным работам; 2) различными болезнями и эпидемиями (так, в феврале - апре-
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В БРАТСКИХ ШКОЛАХ ОБЩЕСТВ...
ле 1913 г. в результате эпидемии тифа была закрыта Студено-Ключинская «братская» вотяцкая школа); 3) отходничеством (особенно ярко было выражено у крещеных татар, когда родители вместе с домочадцами на 8 месяцев и более уходили в мусульманские селения заниматься портняжничеством и тем самым лишали своих детей возможности окончить полный курс обучения в «братских» школах). В 1913 г. Совет Братства, чтобы удержать учащихся за ученическими партами в период отходничества до окончания ими полного курса, предпринял ряд попыток к открытию ремесленных классов при «братских» школах. Однако из-за недостатка учебного времени и помещений не только в «братских» учебных заведениях, но и в начальных училищах других ведомств обучать учеников одновременно и ремеслам оказалось крайне затруднительным делом.
Ряд исследователей [13], занимавшихся изучением миссионерских школ «Братства святителя Гурия», ставят им в упрек то, что у местного сельского населения не было огромного желания учиться в этих училищах по причине их чрезмерно религиозной направленности, следствием чего в большинстве своем они были малочисленны и лишь нужда в обучении начальной грамотности заставляла родителей отдавать своих детей в эти учебные заведения, и это отчасти верно.
Учебниками служили: «Букварь» 1862 г. - первая азбука для крещеных татар, молитвенники, краткие рассказы из «священной истории» и другие религиозно-нравственные книги на родном языке. Так, в 1863 г. русским шрифтом была напечатана книга «Бытия» в переводах на разговорный татарский язык. Важное место всегда занимала проблема обеспечения миссионерских школ учебной литературой. К 1884 г. более всего школы нуждались в учебниках и учебных пособиях. Если пособия и покупались, то на случайные местные средства (родителей учащихся или священников, иногда - благотворителей или приходских попечительств). Книги приобретались как можно дешевле или даром. В основном они были изношенные или оборванные, исключенные за ветхостью из каталога земских училищ. Каждый приобретал книги сам из числа тех, которые были в употреблении в земских училищах. В одних школах обучали по Синодальному Букварю, часослову, Псалтирю, Евангелию и Начаткам. В других наряду с ними использовали «Священную историю» Соколова, «Объяснение молитв, заповедей и символа веры» его же, «Букварь» Тихомировых, азбуку Толстого, задачник Евтушевского и прочие издания [14].
К 1887 г. прежние учебные издания дополнились издаваемыми Синодом «Большим и Малым повечериями», «Священной историей» протоиереев Чельцова и Попова, учебником о богословии Свирелина. По письму стали использовать прописи различных авторов, которые приобретались со складов земских школ. По пению - октоих учебный и обиход нотный. С 1888 г. обучение происходило по программам и учебникам, утверждён-
ным Синодом: «Священная история» преподавалась на основе учебника, написанного протоиереем Смирновым, протоиереем Соколовым, методиста В. В. Афинского и ряд других. Чтение преподавалось по книге «Приходская школа Ерёмина и Болотовского». В младших отделениях практиковалось механическое чтение, а в старших - «сознательное» чтение с пересказом.
Вычисления на уроках арифметики осуществлялись преимущественно механическим способом. Изредка попадались учебники «Сборник арифметических задач» Гольденберга и другие. В 1889 г. в дополнение к уже имеющимся учебникам появились «Священная история» Рудакова, «Азбука» протоиерея Никольского, «Азбука правописания часть I» Тихомирова, «Уроки русского правописания» Пуцикевича, «Приходская школа» Сол-нышко-Радонежского, а также жизнеописания святых князя Владимира, Кирилла и Мефодия и других святых. В 1892 г. в миссионерских школах вводится книга по предмету русского языка, книга для чтения и письменных работ Радонежского, некоторые другие. С 1892 г. разнобой в учебной литературе стал исчезать - во многом благодаря значительному притоку книг из Училищного Совета при Синоде, а также их приобретению на средства Симбирского епархиального училищного совета. Вводится желаемое однообразие учебников и пособий, соответствующих требованиям программы церковно-приходских школ.
В 1894 г. преосвященный Варсонофий на свои деньги для миссионерских школ всей епархии купил по 134 книги «Училище благочестия», «Жития святых» в 12 томах и 200 букварей. Затем в 1895 г. он же для внеклассного чтения в библиотеки школ приобрёл на 350 рублей по 143 экземпляра «Райские цветы с Русской земли» Новгородского, «Свыше наказанные нарушители десяти заповедей Закона Божия» Новгородского, «Сокровище духовное, от мира собираемое» Свят. Тихона.
С 1887 г. все требования на учебные книги и классные принадлежности удовлетворялись без замедления. В начале года Синод приобрел рекомендуемые программы и книги на сумму 316 рублей 20 копеек (на всю епархию). Братство Трёх Святителей закупило книги на 812 рублей 15 копеек, и профинансировало Арско-Слободскую и Мало-Нагаткинскую миссионерские школы. В этот же год Синодом были выделены 316 рублей 20 копеек на книги (по епархии), доставлены учебные руководства и пособия из склада Синода на 500 рублей. Братство Трёх Святителей выделило 1025 рублей 98 копеек на устройство школ и обзаведение их принадлежностями, 848 рублей 1 копейку на покупку и пересылку книг и 208 рублей 86 копеек на жалование служащим. Симбирское Братство Трёх Святителей в этом же году закупило азбуку Вышеславцева (преподаватель Духовной семинарии) и письменные принадлежности - аспидные доски, грифели, карандаши, стальные перья и ручки - на сумму 39 рублей 38 копеек. Материальное пособие Синода и
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В БРАТСКИХ ШКОЛАХ ОБЩЕСТВ...
Братства Трёх Святителей немного ослабило нужду существующих миссионерских школ. Но на часть школ средств просто не хватило [15].
Важное внимание в воспитательной деятельности будущих миссионеров уделялось тому, чтобы они всегда - дома и вне стен школы, вели себя прилично [16]. Кроме того, в школе сложилась система, когда всячески поощрялось добросовестное отношение к выполнению заданных уроков, что в немалой степени стимулировало учебный процесс.
Таким образом, в начальных миссионерских школах существовала достаточно продуманная система обучения, которая позволяла не только приобщать широкие слои населения, в первую очередь крестьян, к просвещению. Миссионерские школы служили серьезным подспорьем к церковно-приход-ским школам, однако они в больше степени были нацелены на выполнение своей главной задачи: укрепление православного мировоззрения граждан.
Библиографический список
1. Горохов, В. М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. - Казань, 1941.-С. 129.
2. Захарьевский, П. И. Церковные школы Казанской епархии за двадцать пять лет их существования (1884-1909): историко-статистический обзор. - Казань, 1909.-С. 4.
3. Эфиров, А. Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: исторический очерк. - М., 1948. - С. 22.
4. Отчеты о деятельности «Братства святителя Гурия» за 1913/14 - 1914/15 «братские» годы. - Казань, 1914—1915. - С. 18.
5. Отчет о состоянии начальных народных училищ Казанской губернии за 1885 год и первую половину 1886 года. - Казань, 1886. - С.27-28.
6. Мартынов, П. Город Симбирск за 250 лет его существования. Систематический сборник исторических сведений о городе Симбирске. Симбирск.: Типо-литография А.Т.Токарева, 1898
7. ГАУО, ф. 768, оп.1, д. 14, л. 47-48
8. ГАУО, ф. 768, оп.1, д. 14, л. 54
9. ГАУО, ф. 768, оп.1, д. 14, л. 52
10. Эфиров, А. Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: исторический очерк. - М., 1948. - С. 21.
11. Отчет о деятельности «Братства святителя Гурия» за 1911/12 «братский» год.-Казань, 1911.-С. 13.
12. Отчет о деятельности «Братства святителя Гурия» за 1911/12 «братский» год.-Казань, 1911. - С. 13-14.
13. Горохов, В. М. Русификаторская школьная политика царизма в отношении татар Поволжья: дис. ... канд. ист. наук. - Казань, 1939. - С.147-160; Эфиров А. Э. Указ. соч. - С.22; Шарафутдинов 3. Т., Ханбиков Я. И. Школа Братства святителя Гурия // История педагогики Татарстана. - Казань, 1998. - С. 222.
14. Троицкий, Д. Краткий исторический очерк церковных школ Симбирской епархии. - Симбирск, 1907. - С. 37
15. ГАУО.ф.99, оп.1, д. 1153, л. 24
16. НАРТ, ф. 4, оп.142, д. 83, л.79
УДК 371
А. Е. Земляков
И. Я. ЯКОВЛЕВ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
Посвящается Году семьи в России и 160-летию со дня рождения И. Я. Яковлева
Что такое семья и что может дать она людям?
Хорошая семья - не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены не только чувствами, но и интересами, единством общественных идеалов, духовностью, отношением к жизни. Люди сплочены тем, что они по-настоящему помогают друг другу быть Человеком, делаться интереснее, глубже, расти духовно, культурно. Норма жизни - настоящая семья хороших людей, которые живут в душевных отношениях. В семейном счастье - защита от жизненных испытаний, крепкой и дружной семье не страшны внешние невзгоды. В семье И. Я. Яковлев видел опору народа и государства, настойчиво советовал беречь семью, охранять это сокровище. Его заветы, оставленные потомкам, и в настоящее время сохраняют свою ценность.
По словам Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова, семья -это очаг тепла, шобви, доверия и искренности. Счастье для человека, когда в доме царят мир и согласие, уважение и взаимопонимание. В атмосфере родительской любви и заботы дети делают первые шаги, познают мир и получают уроки будущей семейной жизни, воспитываются на идеалах доброты, трудолюбия, патриотизма, ответственности и честности.
В Чувашии забота о матери и ребенке, всемерная поддержка института семьи - на первом месте. Из года в год в республике усиливается социальная поддержка семей. Реализуется республиканская программа «Дети Чувашии». Увеличено число семей с детьми, которые имеют право получать ежемесячное пособие на ребенка. Создаются условия для гармоничного развития детей, для защиты их прав. 2008 год объявлен в стране Годом семьи. Вечные семейные ценности и традиции являются главным богатством каждого человека.
В мыслях чувашского просветителя И. Я. Яковлева счастье детей, труд, крепкая семья тесно связаны между собой: Семья создается ради счастья детей, «если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда» [1; 15-16].
Любить - значит стараться доставить как можно больше счастья другому человеку. Семья растет на почве трех чувств: супружеской любви (симпатии, привязанности), родительской любви и детской любви к родителям. Сплав этих чувств укрепляет семью. Семья И. Я. Яковлева отвечала этим требованиям. Чувашский просветитель был прекрасным семьянином. У него было трое детей: два сына Алексей, Николай и дочь Лидия. Всем им он дал высшее образование. В семье царила любовь.
Будьте дружны между собой, не старайтесь переделать своего супруга (супругу), избегайте мелких счетов и распрей. Не только родители растят в детях человека, но и дети - самим своим существованием - тоже выращивают в родителях человека. В дружественной семье муж и жена как бы заражают друг друга частицами своих «я», как бы обмениваются взглядами, интересами, пристрастиями, в душу каждого входят кусочки души другого и углубляют, расширяют ее. Не зря в народе говорят «муж и жена одна сатана».
Не вспоминайте старые обиды, твердо надейтесь на жизненную силу, уступчивость и снисхождение.
Учитесь ставить себя на место другого, учитывайте настроение другого человека. Когда мы любим, мы относимся к близкому человеку, как к самому себе, к его чувствам и интересам - как к своим. Например, И. Я. Яковлев долго помнил и жалел, что однажды наказал своего сына Алексея. Он пишет: «Наказывать его в детстве и юности почти совсем не приходилось. Только раз я его поколотил по жалобе моей жены за потерянную по рассеянности, по ротозейству шапку, о чем и сейчас вспоминаю с сожалением» [2, с. 392].
Самообладание - необходимость, учитесь признавать свои ошибки, исправлять их. Слияние супружеской и родительской любви вселяет в людей и делает основой их душ стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах жизни. Забота о других начинает пропитывать все подсознание, все подспудные чувства. Будьте добрыми, доброта и есть человечность.
Учитесь терпению к взаимному прощению друг друга, делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. Современный человек ждет, что супружество будет насыщать не только его биологические, эмоциональные и бытовые потребности, но и психологические, эстетические, моральные и даже умственные. У семьи появляется новая функция. Новая обязанность - обязанность насыщать высшие эмоционально-духовые запросы человека. Поэтому крепка семья близостью духовно-нравственных запросов супругов.
Не жалейте себя, привыкайте к благородству, верьте в силу мирного труда и любите его. И. Я. Яковлев, живя в семье Мушкеевых, во время учебы в Бурундуковском училище познакомился с русской крестьянской семь-