Научная статья на тему 'Библиотека электронных наглядных пособий по английскому языку для основной школы как ценный образовательный ресурс'

Библиотека электронных наглядных пособий по английскому языку для основной школы как ценный образовательный ресурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / БИБЛИОТЕКА ЭЛЕКТРОННЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ПРОЕКТ "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиотека электронных наглядных пособий по английскому языку для основной школы как ценный образовательный ресурс»

 или отчёт о работе на по самостоятельно

экспериментальной выбранной

площадке или в теме исследования

пилотном проекте

© Безукладников К.Э., 2007

Л.А. Желватых, К.А. Клочко

Библиотека электронных наглядных пособий по английскому языку для основной школы как ценный образовательный ресурс

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года ведется работа по внедрению в учебный процесс новых информационных технологий (НИТ) в связи с динамичным развитием экономики, ростом конкуренции, сокращением сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, а также возрастанием роли человеческого капитала. В первую очередь это означает внедрение и применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, поскольку, как утверждают многие исследователи (Е.С. Полат; Е.И. Виштынецкий, А.О.Кривошеев и др.), ИКТ положительно сказывается на функционировании экономики, развитии нормативно-правовой базы, интеграции в мировое информационное пространство.

Национальным фондом подготовки кадров был подготовлен проект «Информатизация системы образования». Он предполагает активное внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в систему среднего образования. Предлагается, в частности, внедрение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса [1].

ЦОР создаются для всех предметов. В частности, для обучения иностранному языку существуют такие ресурсы, как REWARD, Professor Higgins и др. В данной статье мы даем краткий критический анализ ЦОР Библиотека электронных наглядных пособий «Английский язык (основная школа)» (далее БЭНП).

БЭНП разработана по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках направления «Разработка электронных средств учебного назначения для общего и профессионального образования.

Библиотека электронных наглядных пособий (БЭНП) «Английский язык (основная школа)» представляет собой набор мультимедийных информационных объектов (ИО) и инструментальных средств для работы с ними. БЭНП создана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по иностранному языку и федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по иностранному языку. БЭНП разработана в рамках внедрения информационных компьютерных технологий (ИКТ) в обучение английскому языку. БЭНП поможет учителю решить ряд задач по использованию в основной школе с 5 по 9 классы в учебном процессе современных электронных учебно-методических комплексов и их интеграции с традиционными учебными пособиями.

Оценку качества ЦОР целесообразно проводить по совокупности следующих параметров: содержательных, технико-технологических, дидактических, методических и дизайн-эргономических [2].

По технико-технологическим характеристикам БЭНП «Английский язык (основная школа)» размещается на CD-ROM, т.е. является средством индивидуального и группового обучения, не рассчитанный на курсы ДО. Так как БЭНП размещается на CD-ROM, он не является Интернет-порталом, и составители не дают ссылки на онлайн-ресурс, но составители предлагают учителю и ученикам зарегистрироваться в системе, не выходя в Интернет. Для этого требуется иметь компьютерный класс с локальной сетью Ethernet 10/100 TX, которая должна использовать протоколы TCP/IP.

Это позволяет учителю:

• обмениваться сообщениями с учениками на уроке;

• просматривать их записи, созданные в ходе урока.

Таким образом, учитель осуществляет коммуникативную и контролирующую функцию учебного пособия.

БЭНП отвечает требованиям:

• надежности и устойчивой работоспособности;

• устойчивой работы на различных компьютерных и других аналогичных им средствах;

• простоты, надежности и полноты инсталляции и деинсталляции.

Составители не информируют пользователя о наличии защиты от несанкционированных действий пользователей, так как это зачастую ведет к потере данных. Кроме того, всегда существует возможность сетевой атаки на локальную сеть, что также ведет к нарушению работы ПО.

Требование максимального использования современных средств мультимедиа и телекоммуникационных технологий выполняется в достаточной мере, потому что БЭНП содержит все виды файлов мультимедиа: это аудиофайлы, видеофайлы, анимированные схемы и таблицы, интерактивные объекты.

I. По дидактическим характеристикам ЦОР должны отвечать стандартным дидактическим требованиям, которые предъявляются к учебным изданиям (учебникам, учебным и методическим пособиям).

1. Научность БЭНП определяется достаточной глубиной, корректностью и научной достоверностью изложения материала, что очевидно при просмотре содержания библиотеки. К сожалению, при презентации теоретического материала присутствует только дедукция. Грамматический материал представлен в таблицах с объяснением правила. Таким образом, учитель не может использовать метод индукции при демонстрации учащимся слайдов с грамматическим материалом.

2. Доступность реализуется в малой степени теоретической сложности предлагаемого материала. Уровень сложности соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Практические задания изложены в различных формах: графической, текстовой, аудио. К звуковым файлам прилагается скрипт, что облегчает понимание текстов.

3. Проблемность обучения обусловливается самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. К ЦОР предъявляются повышенные требования касательно этого принципа, потому что медиа-средства обучения призваны в большей степени организовать проблемные учебные ситуации на уроке для активизации мыслительной деятельности учащихся. В БЭНП данный принцип реализуется в достаточной мере для предложенного вида интерактивных заданий, но не является достаточным для теоретического материала. Это проявляется и в отсутствии индукции, и в отсутствии коммуникативных заданий к текстам.

4. Наглядность обучения в ЦОР реализуется на новом, более высоком уровне. БЭНП содержит большое количество схем, таблиц, карт, иллюстраций, фотографий. Использование мультимедиа элементов обеспечивает полисенсорность обучения через вовлечение в процесс восприятия различных каналов

5. Сознательность предполагает обеспечение средствами ЦОР действий учащихся по получению информации при четком понимании того, зачем они это делают. Цели и задачи конкретного учебного курса определяются учителем, работающим с БЭНП, потому что данный ЦОР не имеет четких целей и задач, а является набором наглядных интерактивных объектов. БЭНП служит базой для разработки собственных электронных изданий на основе библиотеки информационных объектов.

6. Требование систематичности и последовательности обучения, т.е. четкого, строгого логического построения структуры ЦОР не всегда применимо к библиотеке информационных объектов, такой как БЭНП. Она является тематически структурированным ресурсом для свободного использования учителем в ходе уроков иностранного языка, потому что составители не задавались целью создать жестко структурированный информационный ресурс.

Не очевидно, учитываются ли в БЭНП межпредметные связи изучаемого материала. Разработчики предлагают учителю самому определять и учитывать

перспективы и ретроспективы формируемых знаний, умений и навыков при работе с БЭНП.

Создание содержательных игровых моментов, предъявление заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений обеспечивается связью информации ЦОР с практикой через опору составителей на содержание стандартной школьной программы.

7. Для единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения в данном ЦОР учителю предлагается широкий набор средств электронной библиотеки, содержащей материалы по различным темам.

8. Интерактивность БЭНП обеспечивается диалогом учащегося и ЦОР. Это предусматривает реакцию системы на действие пользователя. Большое количество интерактивных заданий, содержащих грамматические упражнения, ситуации общения в разных ситуациях, занимательные факты из реалий стран изучаемого языка, обеспечивают мотивацию к выполнению заданий через наличие обратной связи. Учащийся всегда может проверить правильность выполнения задания, нажав кнопку «Check».

Системе БЭНП не хватает обратной связи в других видах заданий и рекомендаций по работе, потому что справочная информация рассчитана больше на преподавателя, нежели на учащегося.

В целом по дидактическим характеристикам БЭНП отвечает всем основным требованиям, включая такое специфическое требование, как визуализация учебной информации, т.е. возможность отображения информации, содержащаяся в БЭНП, через проекторы и другие технические средства. Адаптивность БЭНП к индивидуальным возможностям учащихся осуществляется за счет деятельности учителя, осуществляющего отбор информации из электронной библиотеки для своих уроков.

За счет разнообразия представленных видов информации учащиеся получают возможность развивать различные виды мышления. К сожалению, объекты БЭНП классифицируются только по разделам, а класс, в котором та или иная тема должна изучаться, не указан.

II. По методическим характеристикам ЦОР тесно связан с дидактическим. БЭНП учитывает своеобразие и особенности предметной области иностранного языка, что отражается в соответствии таким требованиям, как:

1. Предъявление учебного материала с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления. Это выражается в обилии графических, текстовых и интерактивных материалов.

2. Обеспечение отражения системы научных понятий учебной дисциплины достигается за счет логического построения системы изложения грамматического материала в схемах и таблицах, а также видеоматериалов, детальных схем и карт в разделе «Страноведение».

3. Возможность разнообразных контролируемых тренировочных действий осуществляется в виде различных типов интерактивных заданий, направленных на развитие различных навыков и умений.

Содержание БЭНП не всегда отвечает возрастным особенностям и интересам учащихся, потому что изначально рассчитано не на конкретный класс, а на учащихся средней школы в целом. В БЭНП отсутствует разделение материалов по уровню сложности главным образом из-за того, что этот уровень максимально усреднен. Исходя из этого, психолого-педагогический потенциал учащихся в общем контексте соответствует предложенному материалу, т.е. является доступным и посильным, но активизация мыслительной и когнитивной деятельности учащихся происходит исключительно за счет необычности формы подачи и тренировки материала. Это, конечно, снижает эффективность БЭНП как средства повышения результативности образования. В то же время система позволяет учителю создавать свои собственные материалы, опираясь на определенный возраст учащихся, использовать компоненты развивающего обучения, другие способы активизации познавательной активности с использованием сторонних материалов.

III. По дизайн-эргономическим требованиям данный ЦОР соответствует требованиям к изображению информации и режимам работы. БЭНП обладает удобным интерфейсом, простой системой навигации, т.к. напоминает рабочий стол ОС Windows, что облегчает работу учащихся в системе. Цветовая палитра, в которой выполнена БЭНП, является мягкой для глаз, не содержит слишком ярких, раздражающих тонов, которые могли бы негативно повлиять на здоровье школьников. В то же время нет темных, угнетающих тонов. Для создания логических ударений используются изображение главного объекта более ярким цветом, в некоторых случаях изменение размера, яркости, расположения объектов.

Согласно методике проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) ЦОР может оцениваться по критериям целесообразности, научной корректности, наглядности, доступности и технической сложности и интерактивности [3].

Единицей хранения в БЭНП является информационный объект. Все объекты делятся на простые и сложные.

Простые объекты составляют значительную часть БЭНП. Они обладают содержательной и функциональной целостностью, их невозможно разделить на другие объекты. Простые объекты часто имеют иллюстративный характер. К таким объектам относятся многочисленные иллюстрации, короткие тексты.

Сложные объекты состоят из простых, обладают содержательной и функциональной целостностью более высокого уровня. В БЭНП содержатся сложные объекты, например, небольшие видеофрагменты, интерактивные карты с функцией масштаба, интерактивные упражнения.

Объекты БЭНП являются в предметном плане целесообразными, поскольку отражают темы, изучаемые в курсе средней школы. Темы

объединены в разделы: моя семья и я, мои друзья, моя школа, мир вокруг меня. В разделы входят такие темы, как знакомство, прием гостей, покупки, путешествия, природа, погода, животные, СМИ. Объекты, из которых состоят данные разделы - это тексты, аудиозаписи текстов, интерактивные объекты. Интерактивные диалоги, такие как «Разговор по телефону», «Знакомство» и др. имеют 2 режима: ученик либо отвечает на вопросы, либо выбирает адекватный ответу вопрос из числа предложенных. В БЭНП также есть разделы «Речевые умения», где упражнения разделены по видам речевой деятельности, навыки которой они развивают. В каждом разделе преобладают соответствующие медиа-объекты: аудиозапись, интерактивные письменные задания, тексты. Объекты из раздела «Письмо» содержат особенно много интерактивных упражнений, где надо вписать слово или предложение самостоятельно, а не выбрать из предложенных. Интерактивные упражнения здесь нацелены в основном на овладение грамматикой.

БЭНП содержит значительный объем иллюстративного материала по вышеперечисленным темам. В теме «Страноведение», например, содержатся иллюстрации со звуковой подписью. Это изображения видов Лондона, Эдинбурга, Нью-Йорка, Вашингтона, других городов, достопримечательностей стран изучаемого языка. Помимо статичных изображений есть и видеофрагменты со звуковым сопровождением. Все звучащие тексты имеют скрипт. Сами тексты являются доступными для учащихся, потому что имеют достаточно простую структуру предложений, они не перегружены новой лексикой. В некоторых случаях отдельные слова даны с переводом. Это относится не только к текстам, но и к тестам как, например, тест «What do you know about America?». Ритм речи в аудиозаписи учебный, достаточно медленный, делаются паузы между предложениями. Интерактивные объекты расположены как в разделах по темам, так и в отдельной папке Тесты/Игры и в основном представлены упражнениями с заданием найти соответствие (matching). Это пояснения к дорожным знакам, флаги государств и названия стран, страна и ее столица. Есть ряд упражнений с заданием определить писателя по его биографии. В тестах множественного выбора предусмотрена подсказка: очищается поле ответа при неправильно отмеченном варианте.

Раздел «Языковые знания» включает информацию о графике и орфографии английского языка. Здесь есть анимационные объекты, которые показывают технологию написания букв и цифр. Раздел также содержит схемы букв и звуков, а также анимированные схемы вариантов чтения различных букв и буквосочетаний с примерами.

В разделе «Грамматика» представленные таблицы составлены корректно, в интерактивных упражнениях не наблюдается двойного толкования грамматического явления. Представлен материал по синтаксису и морфологии английского языка. Материал в основном представлен в таблицах. Все таблицы в этом разделе делятся на статичные и интерактивные. Последние имеют эффект анимации, есть аудиозапись представленных примеров. Учитель может сам определять темп ведения урока через медиа-средства управления презентацией. Предложенные темы отражают содержание школьной

программы: есть материал по различным темам - от оборота there is/ there are и типов вопросительных предложений до конструкций с инфинитивом и функций глаголов to be/ to have. В разделе «Морфология» дана информация по всем частям речи английского языка: артиклю, имени существительному, имени прилагательному, имени числительному, глаголу и его видовременным формам. Почти к каждой теме, изложенной в таблице или диаграмме, есть интерактивное приложение: тесты множественного выбора к теме функции глаголов to be и to have, задание написать даты словами, расставить исчисляемые/неисчисляемые существительные, определить артикль, изменить прямую речь в косвенную.

Возможности БЭНП демонстрируются использованием ее объектов в реальном учебном процессе. На сегодняшний день есть несколько примеров подобного плана. Например, это урок для 7 класса по теме Save Wild Flowers, разработанный учителем гимназии №4 Юлией Дмитриевной Назаровой. При использовании материалов БЭНП, в частности интерактивного упражнения на контроль знания названий цветов, удалось создать и применить на практике урок, который органично вписывается в тему «Экология».

В целом БЭНП обеспечивает широкое представление структурных компонентов образовательного процесса - получение информации, практические занятия, контроль полученных знаний. В настоящий момент ведется работа по применению БЭНП в учебном процессе. Изучаются практические аспекты применения БЭНП с целью максимального использования возможностей данного ЦОР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Горохова, Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов/ Л.И.Горохова. http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=411543

Методические рекомендации по комплексной оценке качества информационных образовательных ресурсов http://www.humanities.edu.ru/db/msg/74 Методика апробации цифровых образовательных ресурсов

http://www.fcoa.mto.ru/doc/Metodika%20aprobatsiva%20Ts0R%20(3).doc.

© Желватых Л. А., Клочко К.А., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.