ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ: РАЗРАБОТКА И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ
УДК 004.9 ББК Ч420.253
Е.А. Рак, И.В. Ильин
РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Обсуждается необходимость разработки авторских электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в качестве интерактивного сопровождения уроков английского языка для 5-9-х классов общеобразовательных учреждений. Авторами разработан и представлен ЭОР «Healthy body, healthy mind» (в пер. с англ.: «в здоровом теле - здоровый дух») к УМК Spotlight-7 («Английский в фокусе»). Содержание ЭОР включает в себя интерактивные тренажеры с аудио- и видеоконтентом. В статье представлены концепция ресурса, функционал интерактивных моделей, а также элементы программного кода, которые помогут читателям самостоятельно создать подобные инструменты учебной деятельности. Компьютерные модели для отработки учебных действий программно реализованы в инструментальной среде Macromedia (Adobe) Flash (Animate).
Ключевые слова: обучение английскому языку, электронные образовательные ресурсы, военная терминология, интерактивные тренажеры.
Введение
В современных условиях развития коммуникационной среды одной из значимых актуальных задач образования является формирование коммуникативной культуры обучающихся. ИКТ становятся наиболее эффективным средством расширения образовательного пространства современной школы [1]. Использование интерактивных технологий и электронных образовательных ресурсов открывает для преподавателя новые методические возможности подготовки и проведения уроков английского языка, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, повышает интерес к предмету, мотивацию к обучению и дисциплинированность обучающихся.
Иностранный язык как учебный предмет в силу своей специфики (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных образовательных ресурсов и технологий [6]. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение.
В настоящее время в помощь учителю разрабатываются электронные версии учебников по всем предметам, включенным в федеральный перечень, которые не просто дублируют печатную форму, но и дополняют ее интерактивными и мультимедийными элементами. В ожидании этих нововведений педагогу просто необходимо планомерно внедрять интерактивные мультимедий-
© Рак Е.А., Ильин И.В., 2018
ные элементы в основу каждого урока, формируя, таким образом, ключевые компетенции (информационную и коммуникативную) как у себя, так и у своих учеников. Как известно, не существует универсального учебника, и, соответственно, невозможно найти готовые универсальные электронные образовательные ресурсы. Выходом из такой ситуации может стать создание собственных компьютерных тренажеров, с помощью которых учитель может самостоятельно создавать интерактивные упражнения на базе материала УМК, адаптировать или дополнять учебник своими индивидуальными находками и идеями, «оживляя» таким образом бумажный вариант учебника, делая материал более привлекательным для обучающихся.
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании английского языка
Безусловно, рациональное и безопасное использование ИТ и средств ВТ невозможно без наличия у субъекта отдельных компонентов информационной культуры (ИК) как составляющей более общей технической культуры (ТК) человека [4]. Так, в широком смысле ИКТ определяется как «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [5, с. 56]. К часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относят:
• электронные учебники, пособия, энциклопедии и справочники;
• интерактивные тренажеры и ПО для тестирования;
• образовательные ресурсы Интернета, в том числе социальные сервисы;
• аудио- и видеоконтент Глобальной сети.
На сегодняшний день урок английского языка невозможен без мультимедиатехнологий, которые составляют основу реализации принципа наглядности, позволяют организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствуют дифференцированию процесса обучения, решают проблему дефицита времени на уроке и повышают его производительность. Для учащихся ИКТ способствуют ускорению процесса обучения, росту их интереса к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки.
ИКТ позволяют ввести в образовательный процесс интерактивные игровые формы обучения, новые формы контроля и самоконтроля, организацию совместной проектной деятельности, виртуальные публикации, интерактивные презентации, аудио- и видеоматериалы и др. Так, формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:
• изучение лексики;
• отработку произношения;
• обучение диалогической и монологической речи;
• обучение письму;
• отработку грамматических явлений.
В то же время не все современные УМК по английскому языку предоставляют интерактивные средства обучения, вследствие чего необходимо создание таких электронных интерактивные материалов и пособий для организации личностно-ориентированного образовательного
процесса. Так, при обучении английскому языку в Пермском суворовском военном училище используется УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для 5-9-х классов общеобразовательных учреждений (авторы - Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс) [2]. Также специфика учреждения требует обязательного введения военного компонента на каждом уроке. К данному УМК на сегодняшний день существуют электронный учебник, аудиоприложение, и приложение к учебникам для 2-11-х классов (включающее в себя аудиокурс для самостоятельной работы, учебные словари ABBYY Lingvo, учебно-игровую программу для быстрого запоминания слов) (рис. 1).
Рис. 1. Электронное приложение к учебникам (авторы - Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс) для 2-11-х классов [2]
К сожалению, УМК не включает в себя интерактивные тренажеры и программы тестирования, а также отсутствует военный компонент для реализации специфики учебного заведения.
Описание разработанного ЦОР «Healthy body, healthy mind»
С учетом отсутствия необходимых интерактивных ресурсов в УМК Spotlight-7 и особенностей образовательного учреждения была проведена работа по проектированию и разработке авторского ЦОР «Healthy body, healthy mind («В здоровом теле - здоровый дух»). Ресурс предназначен для актуализации лексики, совершенствования навыков аудирования, чтения и произношения по теме «Медицина и здоровье» (рис. 2). В целом к области применения ЦОР можно отнести:
• изучение нового материала;
• контроль во время классной работы;
• самостоятельную работу учащихся.
На сегодняшний день в области проектирования и разработки интерактивных компьютерных моделей используются множество технологий: Macromedia (Adobe) Flash (Animate), MS Visual Studio, LiveSwif, Stratum, JS и др. Как правило, вопрос выбора инструмента разработки касается будущего функционала разрабатываемого приложения, который в нашем случает за-
трагивает следующие аспекты: интерактивность, использование аудио- и видеоконтента. Вследствие чего была выбрана IDE Macromedia (Adobe) Flash (Animate) [3], обладающая готовой библиотекой для реализации требуемого функционала.
Рис. 2. Стартовое окно ЦОР «Healthy body, healthy mind»
ЦОР «Healthy body, healthy mind» как модульный пополняемый ресурс содержит 7 разделов:
1. «Parts of the body» («Части тела»).
2. «Health problems» («Проблемы со здоровьем»).
3. «At the doctor» («У врача»).
4. «Military Medicine 1» («Военная медицина, часть 1»).
5. «Military Medicine 2» («Военная медицина, часть 2»).
6. «Military Health System» («Военная система здравоохранения»).
7. «Flashcards» («Карточки»).
Основу создания цифрового приложения к УМК Spotlight-7 («Английский в фокусе») составила разработанная модель ЦОР (рис. 3) как пополняемого комплекса интерактивных мультимедийных модулей. В каждом модуле представлены тренажеры на отработку определенных видов деятельности по английскому языку.
Рассмотрим содержание разделов ЦОР.
Раздел 1. Parts of the body («Части тела»).
Контент данного раздела (рис. 4) направлен на тренировку лексики по теме «Части тела». Обучающимся необходимо ввести с клавиатуры названия частей тела под соответствующей стрелкой.
МОДЕЛЬ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА «HEALTHY BODY, HEALTHY MIND»
Информационно-практический модуль
Разделы курса английского языка Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел ...
Раздел M
Программные модули на AS
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль .
Модуль N
Модуль 1
Модуль контроля
(контрольно-измерительные материалы)
Модуль 2
Модуль 3
Модуль .
Модуль N
Рис. 3. Модель программы «Раздел 1. Parts of the body (части тела)»
Рис. 4. Кадры программы «Раздел 1. Parts of the body (Части тела)» (начало)
JieaCtfiy Body, fieaftfiy mind
<ЕпдСЫ 7
Рис. 4. Кадры программы «Раздел 1. Parts of the body (Части тела)» (окончание)
При возникновении трудностей учащиеся пользуются кнопкой Wordlist, вследствие чего появляется список слов с транскрипцией и переводом, необходимый для выполнения этого задания:
ankle ['ffigkl] - лодыжка calf [ka:f] - икра ноги cheek [ty"i:k] - щека chin ["Jin] -подбородок elbow ['elbsu] - локоть forehead ['forid] - лоб knee [ni:] - колено neck [nek] - шея shin [Jin]- голень
shoulder ['Jaulda]- плечо; плечевой сустав thigh [9ai]- бедро
thumb [9лш] - большой палец (руки) wrist [rist] - запястье
Часть программной реализации, отвечающая за ввод данных, приведена ниже: //...
root.u1 check, visible = 0; if ( root.u1 text1.text == "wrist") root.yes1. visible = 1; else root.no1._visible = 1;
if ( root.u1 text2.text == "calf") root.yes2. visible = 1; else root.no2._visible = 1; // ...
Раздел 2. Health problems («Проблемы со здоровьем»).
В данной интерактивной форме необходимо путем перетаскивания элементов соединить слова (или словосочетания) с изображением проблемной ситуации. Если возникают трудности, обучающийся обращается за помощью к кнопке Wordlist и перед ним открывается окно с необходимыми словами. Интерактивная модель осуществляет проверку правильности и ответов учащихся (рис. 5), а внутренняя система ведет учет правильности всех ответов учащихся.
'Healthy body, heaCthy mind "English 7 Health Problems
Match the pictures with the health problems 0 0 * JS m ' 1
ИИВж Щ 0 IV J ж 1
оо
Рис. 5. Кадры программы «Раздел 2. Health problems (Проблемы со здоровьем)»
Часть программной реализации, отвечающая за используемую технологию «Drag-and-Drop», приведена ниже:
// ...
if (u2_obj_1._droptarget == "/u2_taget1_in") _root.yes1._visible = 1; else _root.no1._visible = 1; // ...
Вызов метода startDrag () приводит к тому, что вызвавший его объект начинает следовать за курсором мыши до тех пор, пока не будет реализован метод stopDrag (). Синтаксис метода:
object.startDrag(местоположение, влево, вверх, вправо, вниз)
Первый параметр принимает значение true / false, определяющий точку регистрации объекта. Остальные 4 параметра задают координаты прямоугольной области перетаскивания.
Раздел 3. At the doctor («У доктора»).
В этом разделе осуществляется проверка навыков аудирования. В задании необходимо прослушать четыре диалога и заполнить ячейки в таблице путем перетаскивания готовых фраз из приведенного списка (рис. 6).
Рис. 6. Кадры программы «Раздел 3. At the doctor (У доктора)»
Часть программной реализации, отвечающая за работу со звуком, приведена ниже: // ...
var global sound:Sound=new Sound(); // ...
global sound.stop(); }
Раздел 4. Military Medicine 1 («Военная медицина, часть 1»).
Данный раздел реализует отработку знаний военного понятийного аппарата. В задании необходимо закончить предложение недостающим словом из выплывающего списка (рис. 7).
Рис. 7. Кадры программы «Раздел 4. Military Medicine 1 (Военная медицина, часть 1)»
Программные компоненты для реализации функции выбора из списка (компонент ComboBox) находятся в стандартной библиотеке среды разработки Macromedia (Adobe) Flash (Animate). Часть программной реализации, отвечающая за работу с этим функционалом, приведена ниже:
// ...
_root.cb1.addItem(""); root.cb1.addItem("statute"); root.cb1.addItem("field hospital"); root.cb1.addItem("casualty"); root.cb1.addItem("significant"); //...
if ( root.cb1.selectedIndex == "5") root.yes1. visible = 1; else _root.no1._visible = 1;
if ( root.cb2.selectedIndex == "6") root.yes2. visible =
else root.no2. visible = 1;
//...
Отметим, что метод addItem() реализует добавление нового элемента списка, а свойство selectedIndex отвечает за выбранный пользователем элемент.
Раздел 5. Military Medicine 2 («Военная медицина, часть 2»).
В данном разделе осуществляется отработка навыков чтения текста и анализа его содержимого. После прочтения учащийся рядом с приведенными утверждениями ставит букву T (true / верно) или F (false / неверно) (рис. 8). Форма ввода позволяет осуществить проверку введенных данных и показывает количество правильных ответов.
Часть программной реализации, отвечающая за обработку вариантов ответа учащегося,
приведена ниже: //...
if (_root.u7_text1.text == "F" || _root.u7_text1.text == "f") {n++; root.yes u5 anw1. visible = 1} else { root.no u5 anw1. visible = 1;} if (_root.u7_text2.text == "F" || _root.u7_text2.text == "f") {n++; root.yes u5 anw2. visible = 1} else { root.no u5 anw2. visible = 1;} //...
Переменная n отвечает за подсчет количества правильных ответов в результате работы цепочки условных операторов.
JieaCtfiy body, fieaßfiy mind
(EngRsti 7
Read the Text and mark the sentences T (True) or F (False)
TaskS: Reading
Military Medicine 2
Modern Military Medicine
It was Russian military medics who made a great contribution to the military medicine Nikolay Ivanovich i'irogov was a founder of field surgery He was the first surgeon to use anesthesia in a field operation. During the Great Patriotic War and in modern local conflicts in Af ghanistan, Chechnya and others Russian military medics saved hundreds of thousands lives.
Rattlelield medicine, also called field surgery, is the treatment of wounded
torn batants and non-combatants in or near an area of battlefield.
First aid treatment is administered on the hattlefield.
Qualified medical care is administered in a separate medical battalion or in
a special medical detachment.
Specialized medical care is administered by the front line hospital base. Combat medics administer medical aid on the battlefield They are equipped with combat medical bags containing first-aid kits, surgical dressing, syrettes with antidote and analgesics and arresting bleeding tourniquets.
Every combatant has an individual first-aid kit to administer emergency medical self-help or mutual aid to prevent or to weaken radiation or poison effect or to prevent infection disease.
1. Niknlay Ivanovich PLrogov was the first surgeon to use aspirin in . field 'i' '[ ii >
2. Battlefield medicine is the treatment of sportsmen,
3. Specialized medical care is administered by die I'-1': 11 line hospital base.
4. Combat nicdics administer mcdical aid at the doctor's office,
5. Every combatant has an individual fim-aid kit.
Score:
Ф
Check
Help
*0
Рис. 8. Кадры программы «Раздел 5. Military Medicine 2 (Военная медицина, часть 2)» (начало)
JieaCtfiy body, fieaítfiy mind
<EngCish 7
Рис. 8. Кадры программы «Раздел 5. Military Medicine 2 (Военная медицина, часть 2)» (окончание)
Раздел 6. Military health system («Военная система здравоохранения»).
В текущем разделе реализуется отработка навыков восприятия аудио- и видеоинформации (рис. 9).
Heaítfíy body, heaCthy mind
'Erißtisü 7 Military Health System
Listen to the video report and say if each statement is true or false
Щ ВШI
1_ли_ж " J
1. On ihc battlefield Ihe Military Health System come together to make the difference between life and death
2. The Military Health System is also a health delivery system: 75 hospitals and nearly 400 clinics
3. The Military Health System is also a medical insurance system
4. The Military Health System is not a leader in medical research
5. The system is focused on health more than health care
£
Check
Рис. 9. Кадры программы «Раздел 6. Military health system (Военная система здравоохранения)»
В задании необходимо посмотреть видеофрагмент «Военная система здравоохранения» и рядом с утверждениями поставить букву T (true / верно) или F (false / неверно). Модель позволяет осуществить проверку и показывает количество правильных ответов.
При импорте видеофайла в среде программирования ему ставится в соответствие объект класса FLVPlayback, с которым можно выполнять различные манипуляции средствами встроенных свойств и методов.
Раздел 7. «Flashcards» («Карточки»)
Раздел Flashcards (рис. 10) представлен рядом статических картинок. Описывая их, обучающийся тренирует навык разговорной речи на английском языке, при этом используя военные термины.
Рис. 10. Кадры программы «Flashcards (Карточки)»
Разработанный ЦОР «Healthy body, healthy mind» проходит апробацию в Пермском суворовском военном училище на занятиях английского языка. Перспективы работы над проектом состоят в создании аналитической подсистемы для диагностики результатов обучения, пополнении модулей новыми интерактивными моделями и осуществлении в целом полноценной интерактивной поддержки УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для 7-го класса с внедрением военного компонента и публикации в сети Интернет.
Список литературы
1. Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». - 2010. - URL: http://joumal.kuzspa.ru/articles/45/ (дата обращения: 20.05.2017).
2. Английский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. - М.: Просвещение, 2015. - 152 с.
3. Ильин И.В., Лозовая В.Э. Интерактивные учебные материалы как инструмент формирования компьютерной грамотности младших школьников // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер.: Информационные компьютерные технологии в образовании. - Вып. 13. - Пермь: ПГГПУ, 2017. - С. 98-110.
4. Ильин И.В., Оспенникова Е.В. Формирование системы метатехнического знания как базовой составляющей технической культуры современного школьника // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 3. - С. 208-216.
5. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебное пособие / Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006.
6. Соболева А.В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Международная научная конференция (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 119-123.