Третьякова, Е.А. В. Пышма, Россия БИБЛИОТЕЧНОЕ ЗАНЯТИЕ «ТЕАТР НА СТОЛЕ» КАК НОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
Tretyakova, E.A
V. Pyshma, Russia
^LIBRARY ALONGSIDE "THEATRE ON THE TABLE" A NEW FORM OF WORK WITH PUPILS, HAVE IMPAIRMENT
УДК 376.352 ББК 74.3
Аннотация: в статье описываются условия и формыг проведения библиотечных занятий со слетыми и слабовидящими детьми методом сказкотерапия, а также предлагается новая форма группового занятия, основанного на применении тактильного восприятия.
Ключевые слова: вербализм, тактильное восприятие, сказкотерапия Сведения об авторе: Третьякова Елена Анатольевна, зав.библиотекой.
Место работы: ГОУ СО «Верхне-Пышминская СКШИ», г.В .Пышма
Контактная информация: 620034, г. 134. Тел.: 83433361438
Проблемами реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в настоящее время занимаются многие коррекционные школы и специализированные центры. Однако, несмотря на достаточно большой спектр проводимых коррекционных занятий с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими нарушения зрения, у детей отмечаются замедление формирования игровой деятельности, отсутствие фантазии, бедность эмоциональной окраски в выражении своих чувств.
Одной из характерных особенностей детей с нарушениями зрения является так называемый вербализм -несформированность или несоответ-
Код ВАК 13.00.03 Annotation: This article describes the conditions and modalities of the library classes with blind and visually impaired children by skazkoterapiya, and proposes a new form of group classes, based on the use of tactile perception.
Key words: verbalism, tactile perception, skazkoterapiya
About the author: Tretyakova Elena Anatolievna, Head of Library.
Place of work: SEI SB "Upper Pyshminskaya SKSHI, V.Pyshma
Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, ayd.
ствие представления, образа произносимому или воспринимаемому словом, поэтому значения слов и различных понятий для них часто обеднены и знания их нередко формальны.
Поскольку зрительный анализатор также участвует в формировании фонетической стороны речи, у незрячих школьников часто встречается неправильное произношение звуков. Вследствие своего дефекта такие ребята скованы в движениях, редко общаются со своими здоровыми сверстниками, нередко у них занижена самооценка.
Специальные библиотеки для слепых в своей деятельности помимо своих основных функций вы-
полняют и некоторые функции реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья. Библиотекари помогают всесторонне развиваться и адаптироваться детям с нарушениями зрения, используя приёмы и методы библиотерапии как активный вид библиотечного обслуживания, обладающего психотерапевтическим и оздоравливающим потенциалом.
Достаточно широко при работе с аномальными детьми в настоящее время применяется метод сказкоте-рапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту - формированию потребности поделиться своими чувствами, выразить своё отношение к героям сказки.
В отличие от слабовидящих детей, которые имеют возможность не только прочитать сказку, но и рассмотреть сделанные к ней иллюстрации, тотально слепой ребёнок довольствуется только чтением текста или восприятием текста на слух. Это отражается не только на эмоционально-чувственном восприятии слепого школьника, что существенно обедняет его эмоциональный интеллект, но ведет также и к недоразвитию познавательной деятельности, неумению пользоваться мимикой и жестовой речью. Он не может себе представить сказочные предметы или сказочного героя, тем более взаимодействие сказочных героев.
Для того, чтобы частично компенсировать подобные нарушения в
развитии незрячих детей, была разработана программа библиотечных занятий с учащимися коррекционной школы для слабовидящих и слепых детей «Библиотерапия.
Сказкотерапия».
Одной из форм таких библиотечных занятий является групповое занятие «Театр на столе», которое проводилось по сказке Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка» с использованием методики, предложенной незрячим библиотекарем Областной библиотеки ВОС Г. В. Лебедевой.
Целью мероприятия было не только познакомить незрячих и слабовидящих детей со сказочными образами при помощи тактильного восприятия, но и научить их играть по заданному сценарию - сказке. Для этого были приобретены игрушки и предметы, имеющие максимальное сходство с реальными прототипами сказочных героев и образов (мышь, лягушка, жук, крот, бабочка, цветок, цветочный горшок, зёрнышко, лист кувшинки, куклы - Дюймовочка и эльф).
Некоторых сказочных героев (ласточка, сын жабы) изготовили из папье-маше слабовидящие ребята
Когда все необходимые предметы были приготовлены и составлен план проведения мероприятия, воспитатели 1 - 2 классов прочитали вслух детям сказку «Дюймовочка». Таким образом, дети пришли в библиотеку на занятие, уже зная сюжет сказки.
Занятие «Театр на столе» представляет собой своеобразную игру-
представление, где сцена - стол, а действующие лица - игрушки, которыми в ходе занятия сидящие за этим столом дети исполняют определённые движения, свойственные героям.
Начинается занятие с небольшой вводной беседы, во время которых библиотекарь поясняет школьникам отличие авторской сказки от народной, кратко знакомит с биографией известного датского сказочника Г.-Х. Андерсена и перечисляет его наиболее известные сказки («Снежная королева», «Русалочка», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Дюймовочка»).
Далее происходит более подробное обсуждение сказки «Дюймовочка»: с помощью наводящих вопросов дети вспоминают героев сказки, последовательность происходящих событий, пытаются дать оценку действиям сказочных персонажей.
На предложение библиотекаря попробовать проиграть эту сказку с помощью игрушек дети обычно охотно откликаются. Сначала идет знакомство с игрушками с помощью осязания, когда слепые ребята знакомятся с внешним обликом животных, находят различия в их строении, размерах, качестве материалов, из которых они выполнены. Затем игрушки (героев сказки) каждый выбирает себе по желанию.
Так как занятие проходит с группой 5 - 7 человек, игрушек всегда хватает всем, некоторые оставшиеся игрушки берет себе библиотекарь. От имени рассказчика тоже выступает сам библиотекарь.
В начале сказки, когда (по содержанию) бедная женщина получает от колдуньи ячменное зерно и сажает его в цветочный горшок, всем школьникам в руки дается по одному зернышку, которое они по очереди «сажают» в пустой цветочный горшок. Из горшка «вырастает» красивый искусственный цветок, на котором и сидит маленькая куколка
- Дюймовочка.
Вместе с библиотекарем дети рассказывают сказку вслух, дополняя и поправляя друг друга. Если этого по каким-либо причинам не происходит, то библиотекарь сам рассказывает сказку вслух, иногда задавая учащимся наводящие вопросы.
По ходу развития сюжета с помощью библиотекаря все незрячие школьники постепенно вступают в действие с выбранными ими игрушками, причем каждый из них в подражании старается максимально соответствовать образу своего героя.
Например: лягушки - прыгают (по столу); жук, бабочка и ласточка
- летают; мышь - ползает; крот -ходит, переваливаясь. Библиотекарь вместе с детьми имитируют звуки, которые издают животные (кваканье, писк, жужжание, щебетание).
Заканчивается сказочное действие встречей Дюймовочки с эльфом (куколка с крылышками за спиной) и их порханием над столом. На вопрос библиотекаря, понравилось ли игровое занятие, дети часто просят снова «поиграть в сказку». При наличии времени (обычно это бывает при занятии со слабовидя-
щими детьми, так как игра идет быстрее) занятие повторяется при обязательной смене кукольных героев.
Всё мероприятие длится 40-45 минут и всегда проходит в библиотеке. Сама атмосфера библиотеки, с книжными стеллажами в читальном зале, заполненными книгами, красочными детскими книжками, плакатами, очень благотворно влияет на развитие творческого мышления маленьких читателей.
Помимо получаемого удовольствия от самого процесса игры в сказку, для незрячих школьников здесь создаются условия, благоприятствующие развитию сенсорного восприятия, памяти, речи, эмоциональной сферы.
Таким образом, выполняется одна из главных задач библиотеки -помочь детям с ограниченными возможностями полюбить удивительный, волнующий, прекрасный мир книги доступными средствами и возможностями.
Литература
1. Медведева, Е. А. Артпедагогика и
арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиса-рова, Т. А. Добровольская. - М. : Издат. центр «Академия», 2001. -248 с.
2. Лебедева, Г. В. Роль сказки в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии тотально слепых и имеющих остаточное зрение дошкольников и младших школьников: (в помощь библиотекарям, учителям и родителям) / Г. В. Лебедева; СОСБС; ред. и сост. Л. И. Логвиненко. - Екатеринбург, 2006.
3. Лыкова, О. Игровая книготерапия / О. Лыкова // Школьный вестник.
- 2004. - № 10. - с. 1 - 6.
4. Смирнова, О. Сказкотерапия как метод коррекции и развития детей с мультидефектами / О. Смирнова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1999. - № 2. - с. 29 - 48.
© Е. А. Третьякова, 2009